На что обратить внимание при согласовании договора бухгалтеру
Проверка договора с точки зрения бухгалтера
Несмотря на то, что составление и проверка договора относится к работе юриста, все больше компаний не утверждают серьезные договоры до тех пор, пока на нем не будет проставлена резолюция бухгалтера. И для этого есть свои объективные причины.
Прежде всего, главный бухгалтер является едва ли не вторым человеком после директора. И это действительно так, ведь именно от работы бухгалтерии зависит то, насколько предприятие будет финансово защищено.
Начать проверку договора следует с проверки контрагента. Если он относится к числу новых клиентов организации, необходимо уделить некоторое внимание его финансовому и юридическому «прошлому». В частности, при наличии арестов имущества, судебных процессов, а также частых реорганизации, наличия задолженности по налогам и кредитам, будет являться серьезным поводом отложить на некоторое время заключение такого договора до момента полного выяснения ситуации.
Если вы уверены в компетентности и профессионализме вашей юридической службы, то можно проверить только реквизиты. Однако если такой уверенности у вас нет, необходимо провести более тщательную проверку. Предлагаем рассмотреть разделы договора по общепринятой структуре, с подробным рассмотрением наиболее важных разделов с точки зрения присутствия финансовых рисков.
Юридическая практика знает случаи, когда договор был подписан работником, уволенным из организации, или же подпись ставил работник из несуществующего в действительности дочернего предприятия.
В данном случае необходимо сверить сведения, которые указаны в копии учредительных документов фирмы-контрагента, с той информацией, которая внесена в договор.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы полномочия должностных лиц, которые подписывают документ, и их ФИО были указаны полностью.
Если сотрудник фирмы-контрагента подписывает договор по выданной доверенности, прежде всего, необходимо проверить его полномочия в вопросах права на заключение и подписания договоров, а также дату выдачи доверенности и срок ее действия.
Расчеты сторон
Если в договоре отсутствуют четкие указания на то, каким образом и в какие сроки производится оплата по договору, это вполне может привести к проблемам с платежами, а также к судебным разбирательствам.
Чтобы предупредить подобный сценарий развития событий, необходимо проанализировать указанную схему взаимных расчетов. Она должна иметь четкие формулировки, изложенные понятия не должны иметь двойной смысл.
В данном случае необходимо проверить:
Ответственность сторон
Случаи того, когда необходимо привлечь недобросовестного контрагента к ответственности, довольно нередки. Чтобы застраховать компанию от возможных убытков из-за задержки поставки товара, либо поставки некачественного товара, в данном разделе договора необходимо прописать штрафные санкции, которые будут применены к контрагенту в случае нарушения условий договора.
Изменение и расторжение договора
Наличие финансовых либо других трудностей у одной из сторон могут послужить причиной того, что в договор необходимо внести некоторые изменения, либо вовсе его расторгнуть.
Такие условия лучше всего уточнить отдельно. Особенно те, которые касаются момента одностороннего отказа от исполнения обязательств. Какие должны быть сроки для уведомления второй стороны, а также форма, в которой это уведомление должно быть сделано. Помимо этого не стоит забывать о санкциях.
Форс-мажорные обстоятельства
Очень многие считают, что это формальный пункт договора, однако участившиеся стихийные бедствия показывают, что лучше, все же, не пренебрегать им.
В этот пункт можно включить все те обстоятельства, которые могут стать причиной невыполнения обязательств по договору в конкретной местности.
Разрешение споров: арбитражная оговорка
Зачастую возникают ситуации, когда решение возникших споров не может пройти без вмешательства суда. Если ваш контрагент из другого города, то лучше заранее оговорить этот момент в договоре: в каком городе будет проходить суд, кто обязан уплачивать командировочные расходы юриста и так далее.
Лучше конечно обойтись без суда, но на всякий случай не помешает указать в договоре свой город, а также проверить, имеется ли в договоре возможность урегулирования споров до арбитража.
Список приложений
Основной договор может иметь в качестве приложений большое количество документов. Каждый из них имеет важное значение, так как отсутствие хотя бы одного вполне может стать причиной признания договора недействительным. Именно поэтому необходимо тщательно проверить пакет прилагаемых документов (спецификаций, доверенностей, техзаданий, актов и т.д.).
Реквизиты сторон
Ошибочное указание одной цифры в номере счета вполне способно отправить ваши денежные средства совершенно другому получателю. Поэтому чтобы впоследствии не тратить время и силы на возврат таких денег, лучше провести проверку правильности указанных данных до момента подписания договора.
Подписи сторон
Ставить подпись на договоре может и сотрудник, который не указан в преамбуле. В данном случае необходимо, чтобы к договору была приложена Доверенность с указанием его инициалов и фамилии, а также полномочий. Если данное условие не соблюдено, договор признается недействительным.
После проверки указанных пунктов вы можете визировать договор и отдавать его на подпись руководителю.
На что стоит обратить внимание при заключении договора подряда?
Практически каждый предприниматель при осуществлении своей деятельности сталкивается с договором подряда. В зависимости от специфики бизнеса договор и условия, на которые стоит обратить внимание, могут отличаться. Однако, существует перечень моментов, которые следует более тщательно проверить при согласовании и заключении договора подряда. Давайте разберемся, какие пункты нельзя игнорировать?
Предмет договора
Стоит отметить, что разработка задания может быть поручена подрядчику в качестве отдельного вида подрядных работ.
К предмету относят работу и ее результат.
В работу включают содержание и объем.
Содержание определяется на основании вида работы: изготовление из собственных материалов, переработка, обработка и др. В связи с этим, для конкретизации содержания работы следует отразить:
Срок выполнения работ
При этом, срок окончания должен быть четко определен и не может быть обусловлен такими обстоятельствами как утверждение заказчиком акта сдачи работ.
Срок действия договора также не признается в качестве согласования сроков выполнения работ.
Нарушение сроков выполнения и сдачи работ является распространенным нарушением, которое приводит к предъявлению исков о взыскании штрафных санкций за их несоблюдение.
В случае возникновения спора по указанному основанию помощь могут оказать иные условия договора.
В случае, если Вы являетесь подрядчиком, то спасением в такой ситуации может оказаться ссылка на просрочку кредитора, которая выражается в следующем:
Положения договора, подтвержденные документами, позволят доказать факт просрочки по вине заказчика, что является основанием для освобождения от ответственности.
Цена работ
Качество работ и порядок приемки выполненных работ
В связи с этим, четкое указание качественных характеристик, свойств и целевого назначения работ позволяют минимизировать споры.
При их отсутствии применению подлежат требования, обычно предъявляемые к аналогичной работе, либо обязательные требования. В такой ситуации заказчик не вправе требовать соблюдения добровольных требований, не предусмотренных соглашением.
При приемке работ заказчик должен проверить передаваемые работы. Установление порядка приемки позволит значительно упростить возможность доказывания факта наличия или отсутствия недостатков на момент приемки.
Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.
А) При приеме выполненных работ заказчик не всегда проверяет работы, однако подписывает передаточные документы.
Спустя определенное время обнаруживается, что работы выполнены не в полном объеме или ненадлежащего качества.
Заказчик отказывается от оплаты в полном объеме работ, что приводит к рассмотрению дела в суде.
В таком случае при грамотно составленном договоре заказчик вправе ссылаться на следующие обстоятельства:
Б) Однако встречаются и иные случаи. Когда при приемке работы были проверены, акт подписан, но спустя какое-то время появились недостатки и заказчик обращается с претензиями к подрядчику, ссылаясь на ненадлежащее выполнение работ.
Подрядчик пытается доказать следующие обстоятельства:
Гарантийные обязательства
В судебной практике возникают споры относительного того, является ли тот или иной недостаток, выявленный заказчиком, ненадлежащим выполнением работ или должен рассматриваться в рамках гарантийных обязательств.
По этой причине рекомендуем определить гарантийный срок и условия его продления, порядок его исчисления, на что распространяется гарантия, действие гарантии при расторжении договора, порядок сообщения о наступлении гарантийного случая, а также срок, порядок и процедура передачи результатов гарантийного обслуживания.
При определении гарантийных условий в договоре, применению подлежит законный гарантийный срок, который по общему правилу составляет 2 года.
Ответственность сторон за нарушения
Остановимся более подробно на пени и штрафе.
Как правило, пени начисляются за нарушение сроков (оплаты, передачи работ и др.), штраф уплачивается в виде согласованной фиксированной суммы.
При этом, применение двойной меры ответственности за одно нарушение недопустимо. В связи с этим, штраф чаще всего устанавливают за нарушение обязательств за исключением тех, за которые предусмотрено взыскание пени.
Такая формулировка ставит подрядчика в невыгодное положение, так как на него возложено большое количество обязательств, некоторые из которых на практике соблюдаются крайне редко и носят формальный характер.
Именно поэтому, необходимо минимизировать ответственность за нарушения и определить условия, неисполнение которых влечет привлечение к ответственности для более внимательного отношения к их исполнению.
Нами были рассмотрены лишь некоторые условия договора подряда, которые чаще всего ложатся в основу споров между сторонами. Учет особенностей составления договора позволит обезопасить сторону договора и в дальнейшем избежать дополнительных расходов.
[1] «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997).
[2] «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997).
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Памятка для бухгалтера, заключающего договоры с контрагентами
Данную статью подготовила бухгалтер из города Ливны Екатерина Мотина, которая известна пользователям нашего портала как First-rite.
Вводная часть
Руководители многих малых предприятий экономят на должности юриста, взваливая дополнительные обязанности на главного бухгалтера. Как минимум эти обязанности заключаются в составлении договоров. В свою очередь, бухгалтеры не утруждают себя изучением тонкостей законодательства и повсеместно используют типовые формы, огромное количество которых содержится в интернете. Однако договор — это важнейший этап в установлении гражданских прав и обязанностей. Это документ, фиксирующий факт достижения соглашения сторонами. Именно пробелы и неточности в договорах дают налоговикам широкие возможности для доначислений, о чём свидетельствует обширная арбитражная практика.
Кроме того, бухгалтеры нередко забывают в письменном виде фиксировать дополнительные соглашения или изменения к договорам, что зачастую приводит к налоговым спорам. Так, налоговые органы считают, что получить вычет при возврате аванса налогоплательщик вправе только при наличии соглашения о расторжении договора (основание — п. 5 ст. 171 НК РФ). И, несмотря на наличие большого количества положительной для налогоплательщиков судебной практики, отсутствие вышеупомянутого соглашения есть явный налоговый риск.
В данной статье я хочу рассмотреть основные моменты, на которые бухгалтеру необходимо обратить внимание при самостоятельном составлении договора.
Шаг № 1: проверяем контрагента
С недавних пор бизнесу вменили в обязанность проявлять «должную осмотрительность» при выборе контрагента, толком не объяснив, что же это значит (законодательство не содержит подобных терминов). Ясно, что данное понятие базируется на принципах разумности и добросовестности. Поэтому, прежде чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения налогоплательщик должен как можно больше узнать о своем бизнес-партнере.
Крупные компании, как правило, запрашивают бумаг больше, чем банк, выдающий многомиллионный кредит. Это копии учредительных документов, копии свидетельства о присвоении ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, копии лицензий, документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры и счета-фактуры, протоколы собраний учредителей и копии паспортных данных руководителя и главного бухгалтера. На мой взгляд, это излишне, о чем свидетельствует и арбитражная практика.
Ее анализ показывает, что существуют всего четыре момента, которые могут свидетельствовать, что компания действовала без должной осмотрительности:
1. Отсутствие сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ или регистрация юридического лица по утерянному паспорту либо на недееспособного гражданина;
2. Отсутствие бизнес-партнера по указанному адресу;
3. Подписание документов лицами, не наделенными такими полномочиями;
4. Регулярное предоставление контрагентом «нулевой» отчетности.
Документы, подтверждающие должную осмотрительность
Шаг № 2: выбираем вариант заключения договора
В подпункте 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса сказано, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме (простой или нотариальной).
Договоры заключаются следующими способами:
— путем составления одного документа, подписанного сторонами;
— путем обмена документами с помощью средств связи;
— путем совершения конклюдентных действий.
Первый вариант самый надежный и распространенный. Более того, для отдельных договоров закон прямо устанавливает обязанность их заключения именно таким способом. Среди них, например, договор купли-продажи недвижимости (ст. 549 ГК РФ), договор аренды зданий и сооружений (ст. 651 ГК РФ).
При заключении договора путем обмена документами следует помнить: должна быть возможность достоверно установить, что документы исходят от стороны по договору. Здесь самый оптимальный вариант использовать почтовую связь. Иногда контрагенты предлагают обменяться договорами посредством факса и электронной почты. Лично я такой вариант не приемлю, поскольку возникнут реальные сложности с доказательством того, что договор отправлен именно контрагентом. Еще один существенный минус — факсимильная подпись на договоре. Чтобы она была «законной» ее надо предусмотреть в договоре (постановления ФАС Уральского округа от 24.11.09 № Ф09-9173/09-С2, ФАС Московского округа от 05.02.07 № КГ-А40/13863-06).
О заключении договора путем совершения конклюдентных действий можно говорить в следующей ситуации. Компания направляет в адрес потенциального контрагента письмо с предложением заключить договор поставки с указанием точного количества и ассортимента товара. Не отвечая на письмо, контрагент отгружает товар в соответствии с оговоренными параметрами. Здесь имеет место оферта и акцепт (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Этот вариант, на мой взгляд, больше подходит для разовой сделки. Кроме того, закон требует, чтобы акцепт был полным и безоговорочным, в противном случае договор будет считаться не заключенным. Это означает, что отгружено должно быть строго то количество товара (и в том ассортименте), которое оговаривалось в письме о договоре поставки.
Не следует забывать и о протоколе разногласий. Как я уже писала, акцепт должен быть полным и безоговорочным. Если в ответе дается согласие заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, такой ответ не может считаться акцептом. Здесь имеет место отказ от акцепта и предложение новой оферты. Договор будет считаться заключенным по достижении соглашения по всем ключевым моментам, т.е. после согласования разногласий (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.06 № Ф04-7033/2006). В окончательном варианте договора желательно, чтобы стороны подписали отдельный протокол согласования разногласий, в котором излагают одни и те же условия в редакции каждой из сторон договора или хотя бы отметили те условия, которые в итоге были приняты как действующие.
Завершая разговор о способах заключения договора, хотелось бы отметить еще вот что. На практике контрагенты очень часто не соблюдают простейшее правило предосторожности, нарушение которого привести к серьезным проблемам. Я говорю о необходимости прошивать многостраничные договоры. Договор нумеруется, сшивается, место сшивки заклеивается, указывается количество страниц, и данная информация скрепляется подписями и печатями. Делается это для того, чтобы ваш недобросовестный контрагент не мог внести в договор неоговоренные изменения. Но можно обойтись подписью и печатью на каждой странице договора.
Шаг № 3: подписываем договор
В подавляющем большинстве случаев договор подписывает руководитель. Только он имеет право действовать без доверенности, все остальные лица при подписании договора обязаны иметь надлежащим образом оформленную доверенность. Отсутствие на доверенности любого из обязательных реквизитов делает ее недействительной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 186 ГК РФ, срок действия доверенности не может превышать трех лет. Поэтому если ваш контрагент впишет больший срок, доверенность будет считаться выданной сроком на один год. То же самое происходит в случае, когда контрагент вовсе не указывает срок действия доверенности.
Обязательно прочтите, какими полномочиями, согласно доверенности, наделено лицо. Они должны быть четко сформулированы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.09 № Ф04-5669/2009).
На практике нередки ситуации, когда руководитель организации выступает ее контрагентом. И здесь возникает вопрос: правомерно ли заключение такого договора? Судебная практика склоняется к следующему: если директор не является одновременно учредителем организации проблем быть не должно, но если директор, единственный учредитель и контрагент — одно лицо, сделка с большой долей вероятности будет признана недействительной (постановление ФАС Уральского округа от 01.03.07 № Ф09-1319/07-С5). Основание: в рассматриваемой ситуации организация и исполнительный орган — это одно целое. Соответственно все действия, совершаемые лицом в отношении организации, совершаются им в отношении себя самого, что согласовывать абсурдно. Не бесспорно, но пока так.
Моменты, которые требуют особого внимания
1. Договор положено хранить не менее четырех лет с момента его исполнения. Обратите внимание: именно исполнения, а не заключения.
2. Следует скрупулезно соблюдать все условия договора. Любые отступления или изменения условий должны быть документально оформлены.
3. Соответствие дат. Дата сделки не может быть раньше даты заключения договора (если договор не имеет обратной силы). Директор не мог подписать договор, если в этот день был в командировке; если организация не работает 1 января, то вряд ли договор может быть подписан в этот день и т.п.
4. Соответствие времени и места. Не может руководитель подписать в один день три договора — один в Москве, другой в Новосибирске, третий в Казани.
5. Номер вашего договора должен быть идентичен номеру договора контрагента. Хоть это и не закреплено законодательно, но лишние судебные споры из-за данной неточности никому не нужны.
6. Не оставляйте в договорах пространства для домысливания. Например, договор аренды заключен на срок с 01.01.2009 г. по 29.12.2010 г. Новый договор будет заключен 31.12.2010 г. А как же 30.12.2010 г.? Вряд ли вы освободите помещение на один день.
7. Все расходы, связанные с исполнением договора обязательно пропишите в тексте. Например, в соответствии со статьей 616 ГК РФ капитальный ремонт производится за счет арендодателя. Соответственно, если капитальный ремонт за свой счет будет производить арендатор, и при этом он не отразит данный факт в договоре, налоговики не позволят списать расходы на ремонт при расчете налога на прибыль.
8. Название и содержание договора должны соответствовать фактически совершенной хозяйственной операции, иначе не избежать переквалификации договора.
9. Будьте осторожней с замысловатыми терминами, не рискуйте зря. Например, вместо «договора толлинга» напишите «договор переработки давальческого сырья», а вместо «договора аутсорсинга» имеет смысл заключить «договор возмездного оказания услуг».
10. Будьте внимательней с ценами. Так, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 40 НК РФ, налоговики вправе проверять цены по внешнеторговым сделкам. На практике под контроль попадают и сопутствующие им сделки.
11. Заключение договора должно быть экономически обоснованным. Если в договоре не усматривается стремление получить экономический эффект, то есть все шансы быть обвиненными в получении необоснованной налоговой выгоды и получить клеймо недобросовестного налогоплательщика (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.06 № А39-106/2005-81/11).
На что бухгалтеру обратить внимание в договоре услуг
Каждая буква в договоре стоит денег. И это деньги налогоплательщиков, которые они платят, в том числе и за свои ошибки в договорах, которые заметила налоговая служба. Сегодня будем разбираться с договором оказания услуг — ведь он пользуется особым вниманием налоговиков.
Почему налоговики обращают пристальное внимание на договоры услуг
Во-первых, это очень распространенный договор. К тому же разнообразных услуг много, рынок все время порождает новые виды услуг, о которых еще вчера мы не знали. А все новое и непонятное всегда вызывает интерес.
Кроме того, как правило, результат услуг неосязаем, то есть не имеет вещественного содержания. Из этого следует вопрос в экономической оправданности и соответствующей документальной подверженности произведенных расходов на эти услуги.
И наконец, этот вид договоров частенько использовался в схемах по уходу от налогов в качестве фиктивных операций, и налоговые органы хорошо это знают.
Субъектный состав участников договора
Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. Это могут быть как физические, так и юридические лица, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из характера услуги.
В субъектном составе участников договора уже кроются налоговые риски. Особенно они велики у заказчика, так как он несет расходы. Если заказчик услуги является юридическим лицом или ИП, а исполнитель физическим лицом, то заказчик становится еще и налоговым агентом: он должен удержать и перечислить налоги и взносы за физическое лицо.
Кроме того, необходимо знать о возможной переквалификации договора услуг с таким субъектным составом в трудовой договор. Чтобы этого не произошло, в договоре услуг не должно быть упомянуто определений свойственных Трудовому кодексу, таких как:
По договору заказчик должен получить определенный результат, а не трудовую функцию.
Исполнитель может быть физическим лицом и при этом применять налог на профессиональный доход, тогда заказчик не будет выступать налоговым агентом, так как все свои налоги самозанятый должен уплатить сам. Но заказчик неожиданно может стать налоговым агентом, если в течение срока действия договора исполнитель перестанет применять налог на профессиональный доход и снимется с учета, а сделать это можно буквально в два клика. И этот риск также нужно предусмотреть в договоре.
Если исполнитель — ИП или юридическое лицо, то свои налоги он платит самостоятельно, но заказчик должен убедиться, что исполнитель обладает соответствующими трудовыми ресурсами для оказания услуг и проверить исполнителя, как минимум с помощью общедоступных ресурсов (сайт ФНС, например).
Например, вы заказываете клининговые услуги по уборке бизнес-центра, проверяете компанию, предлагающую такие услуги на общедоступных сервисах проверки контрагентов и видите среднесписочную численность сотрудников — 1 человек. Возникает справедливый вопрос: а кто, собственно, убирать будет, директор, который один в этой компании и числится? Не удивляйтесь, что такой же вопрос задаст вам и налоговая. Поэтому поинтересуйтесь у своего контрагента заранее, кто будет исполнять договор? Сейчас это важно, так как одним из условий применения вычетов и расходов в ст. 54.1 НК РФ указано, что обязательство должно быть исполнено лицом, указанным в договоре и (или) лицом которому обязательство передано по договору. И если ваш контрагент не может или не хочет раскрыть, кто будет этот договор исполнять, то лучше с таким контрагентом не связываться.
Нельзя забывать, что по услугам есть особенность, изложенная в ст. 780 ГК РФ. Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Таким образом, если в договоре не указано, что исполнитель может привлекать для оказания услуг третьих лиц, то оказать услуги должна сторона договора.
Если вы приобретаете услуги иностранной компании, не состоящей на учете в РФ в качестве налогоплательщика и местом реализации услуг является РФ, ваша организация или ИП скорее всего будет выступать в качестве налогового агента, и должна будет удержать и перечислить налог в бюджет РФ. В этом случае необходимо изучить соглашение для того. чтобы избежать двойного налогообложения с соответствующей страной, и об удерживаемом налоге указать в договоре.
Кроме того, при заключении договора на оказание услуг с иностранным контрагентом необходимо получить документы, подтверждающие его налоговый статус.
Единственным документом, достоверно подтверждающим статус лица как имеющего постоянное местопребывание в иностранном государстве в целях налогообложения, является соответствующая справка (подтверждение, выписка), составленная налоговыми или финансовыми властями иностранного государства.
Отдельные виды услуг могут выполняться только на основании лицензии (например, медицинская деятельность). Поэтому необходимо проверить есть ли у вашего контрагента лицензия, сведения о лицензиях указываются в ЕГРЮЛ, если вы закажите выписку на сайте ФНС, там вы увидите информацию о лицензиях. Договор, заключенный исполнителем, не имеющим соответствующей лицензии, при условиях, предусмотренных п.3 ст.23 и ст.173 ГК РФ, может быть признан судом недействительным. соответственно вам могут снять расходы и вычеты по такому договору.
Предмет договора
Следующий пункт, на который необходимо обратить внимание, это предмет договора. Его лучше всего скопировать из ст. 779 ГК РФ.
В ст.779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется их оплатить. Это правовое определение услуг.
Очень желательно, чтобы у вас совпадало название договора и предмет договора и все это еще и подкреплялось экономическим содержанием сделки. Так как суды рассматривают договор исходя из экономического содержания, а не юридической формы, поэтому здорово, когда у вас содержание соответствует форме, иначе рискуете столкнуться с непредсказуемыми налоговыми последствиями.
Однако при конкретизации предмета договора услуг целесообразно использовать в тексте дословную терминологию НК РФ, а также максимально детализировать предмет договора, это поможет отстоять расходы в случае спорных ситуаций. Например, если организации необходимо заказать рекламные услуги в виде печати буклетов или флаеров, то в договоре желательно указать:
«Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по изготовлению рекламных каталогов/брошюр, содержащих информацию о реализуемых Заказчиком товарах и о самом Заказчике, а заказчик обязуется их оплатить».
Потому что абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ регулирующий расходы по налогу на прибыль не содержит таких понятий как буклет или флаер, а содержит понятие каталоги или рекламные брошюры. И если вы укажете в договоре рекламные буклеты или флаеры, то попадете под ограничение расходов на рекламу (1% от выручки), установленное абз.5 п.4 ст.264 НК РФ. Вы можете отметить, что есть письма Минфина и судебная практика, позволяющая налогоплательщику учесть рекламные расходы по печати листовок и флаеров без ограничений, но если у вас нет цели получать опыт в спорах с налоговым органом, то лучше придерживаться формулировок НК РФ.
Максимально детализируйте предмет договора возмездного оказания услуг. Услуги должны быть достаточно подробно перечислены либо в самом договоре, либо в приложении к договору. Зачем это делать, ведь краткость сестра таланта? Конечно это так, но только не в договоре. Там все должно быть четко расписано. Потому что результат услуг, как правило, не имеет вещественного содержания и, если вы напишите в договоре юридические услуги, непонятно в чем они заключаются. Все что непонятно, привлекает излишнее внимание налоговиков.
Поэтому в договоре юридических услуг лучше указать: подготовка искового заявления, участие представителя в судебных заседаниях по делу, подготовка процессуальных документов по делу, ознакомление с материалами дела в суде и т.п.
Деловая цель
При изложении предмета договора необходимо не забыть про деловую цель. Согласно ст. 54.1 НК РФ основной целью совершения сделки не должна быть неуплата налога. Цель сделки должна определять вашим бизнесом и его потребностями. Так если вы в предмете договора укажете услуги по налоговому администрированию — ждите внимания налогового органа и готовьтесь давать пояснения кто вам что администрирует. И это совсем не шутка, мне на практике встречался договор с такой формулировкой.
Если у вас целый юридический отдел или хотя бы один юрист в штате и при этом вы заключаете договор юридических услуг с фирмой, необходимо обосновать расходы. Как это сделать?
Внутренними документами: вполне подойдет служебная записка начальника юридического отдела, о том, что в его подчинении отсутствуют специалисты, в сфере предположим интеллектуальной собственности, и поэтому необходимо привлечение сторонних специалистов для ведения судебного дела по интеллектуальным правам. На этой служебной записке должна быть резолюция директора: «найти соответствующих специалистов, согласовать стоимость услуг и предложить руководителю на выбор». Этот внутренний документ необходимо зарегистрировать и сохранить в архиве организации.
Существенные условия
Существенные условия — это те условия, без которых договор считается незаключенным. К таким условиям относятся:
Обратите на них особое внимание. Так как если договор не заключен, то расходы ваши фиктивные.
Цена договора
Цена не является существенным условием договора услуг. Но как же без цены посчитать налоги? Никак, поэтому внимательно обратимся к этому разделу. Вы должны проследить соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам. Дело в том, что как уже говорилось выше, договор услуг слишком часто использовался в схемах по оптимизации налогов, поэтому налоговый орган обратит внимание на рыночность цен, особенно если услуги вам оказывают взаимозависимые лица и для этого совсем не обязательно, чтобы сделки подпадали под признаки контролируемых изложенных в гл. 14.4. НК РФ.
Несмотря на то, что налоговое законодательство не содержит требования о выделении суммы НДС в тексте договора в отдельную позицию, тем не менее лучше не забывать указывать в том числе и сумму налога, если оказываемые услуги подлежат обложению НДС. Неприемлема фраза «в том числе НДС» без указания суммы налога. Если операции по реализации услуг освобождаются от налогообложения, то в тексте договора целесообразно сделать оговорку: «НДС не облагаются» и указать причину. Например, в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В этой статье изложены далеко не все налоговые аспекты договора услуг, но указаны те основные моменты, на которые обязательно стоит обратить внимание юристу и бухгалтеру при работе с таким договором. А, как известно, кто предупрежден, тот вооружен. И вы уже не сделаете тех ошибок, за которые налогоплательщики заплатили большую цену.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу