На что обратить внимание при выборе франшизы
На что обратить внимание при покупке франшизы
Бывает так: купил франшизу пончиков, заплатил взнос, а продавец скрылся вместе с деньгами, секретами производства и оборудованием. Недобросовестные франчайзеры могут продать под видом франшизы несуществующий бизнес или продать только бренд без какой-либо поддержки.
Чтобы этого не случилось, Елена Янина объясняет на какие пункты в договоре нужно обратить внимание, чтобы купить франшизу и не пойти после покупки в суд.
Какой договор заключают при покупке франшизы
Основной договор для прав на франшизу — это договор франчайзинга. Еще он называется договор коммерческой концессии. Такой договор передает покупателю все права для ведения бизнеса: обучение покупателя, оборудование, брендбук, бизнес-модель и остальное.
Договор франчайзинга можно заключить, только если франшиза зарегистрировала товарный знак. Если товарного знака нет, используют другие виды:
Договоры франчайзинга заключают крупные бренды, у которых уже есть зарегистрированный товарный знак. На регистрацию знака требуется полтора-два года, поэтому чаще всего молодые компании делают смешанные договоры. Например, передают права на использование информационной системы, поставляют оборудование и проводят обучение покупателей франшизы.
Четыре важных пункта во всех видах договоров
Договор концессии — самый надежный, но купить франшизу можно по любому договору, главное проверить, что именно продает владелец. Вот список важных пунктов.
Условия оплаты франшизы: когда, сколько и за что платите. Оплата за франшизу обычно состоит из двух частей. Первая называется «паушальный взнос». Это фиксированная сумма, ее нужно заплатить один раз при покупке.
Вторая часть — роялти, которые покупатель франшизы регулярно отчисляет владельцу. Она тоже может быть фиксированная, может рассчитываться по формуле, а может меняться с течением времени. Вот, например, условия Додо Пиццы:
Роялти может рассчитываться по формуле. Такие условия у консалтинговой компании Саксесс Финанс:
Если по формуле непонятно, как выплачивать роялти, попросите продавца посчитать на примере: сколько вы заработаете, например, за полгода и сколько с этой суммы отдадите продавцу. Пока до конца не ясно, как рассчитываются роялти, договор подписывать не надо.
Территория, срок и способы использования прав: где, как долго и что именно вы сможете делать по условиям франшизы. Если в договоре не указана территория, владелец франшизы может продать ее нескольким покупателям в одном и том же городе. Так делают, в этом нет ничего незаконного, но если хотите быть единственным владельцем в городе, проверьте этот пункт.
Обязанности продавца: что обязан передать или сделать владелец франшизы. Франшиза предполагает, что продавец консультирует покупателя, объясняет как производить продукт и работать с клиентами, где находить сотрудников, как выбирать поставщиков и помещение.
В договоре нужно смотреть, что именно предлагает продавец. Обучает ли покупателей франшизы? Предоставляет ли брендбук и маркетинговую стратегию? Например, пиццерия передает права на особенности производства, брендбук и поставляет оборудование, но не проводит обучение франчайзи и не помогает с продвижением. Покупатель ожидает полного сопровождения бизнеса от владельца франшизы, но в других формах договора часто прописывают меньше обязанностей продавца.
Способ передачи информации: в каком виде, на каком носителе или на какой площадке будет размещена коммерческая информация, и как передаются к ней пароли.
Вот плохая формулировка в договоре:
В этом договоре не говорится, что стороны решили передать франшизный пакет в группе Вконтакте. Здесь получилось так: покупательница купила франшизу, потом ей что-то не понравилось и она решила вернуть деньги за франшизу. В суде девушка сказала, что Вконтакте франшизного пакета не было.
Так как в договоре была расплывчатая формулировка — не было указана группа, не было ссылки на нее — суд встал на сторону покупательницы. В этом случае пострадал продавец, но суть ясна: должно быть четко указано, где и как будет передаваться информация.
Передачу всей информации нужно оформлять актом приемки-передачи. Подписывать его нужно только тогда, когда вы получили доступ ко всем материалам. Если материалы выложили на закрытом Яндекс. Диске, но не дали от него пароль, подписывать акт нельзя. Если продавец решит обмануть и не передавать материалы франшизы, неподписанный акт поможет в суде.
На что обратить внимание в договоре франчайзинга
Если вы всё же заключаете договор концессии, вот два главных пункта, которые нужно проверить:
Как проверить, действительно ли у продавца есть права на франшизу:
Теперь про продавца. Договор франчайзинга может заключить только организация или ИП. Если в таком договоре указано физлицо, сделка будет недействительной — придется идти и возвращать деньги за покупку через суд. Но это не значит, что нельзя покупать франшизу у физлица. Просто тогда можно заключить другой вид договора: лицензионный, договор оказания услуг или смешанный.
Специальная опция для продавцов маркетплейсов
Выводите любую сумму на счёт физлица с комиссией всего 0,75% и защитой от блокировок по 115ФЗ
Франшиза
Способ открыть бизнес под брендом действующей компании
Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.
Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.
Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.
Виды франшизы
В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.
Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.
Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.
Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.
Из чего состоит франшиза
Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.
Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.
Как франчайзеры оценивают работу партнеров:
Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.
Сколько стоит франшиза
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.
Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.
Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.
Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.
Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:
Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.
Примеры франшиз
Несколько франшиз, популярных в России:
Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.
Плюсы и минусы франшизы
Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:
У франшизы есть минусы:
Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.
Где искать франшизу
Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.
На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.
Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.
Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.
Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.
Как выбрать франшизу
За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.
История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.
Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.
Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.
Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.
Как купить франшизу
Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:
Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.
Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.
Шаг 6. Внесите паушальный взнос.
Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.
Договор франшизы
В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.
Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.
Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.
Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.
Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.
Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.
Проблемы франчайзинга
Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.
Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.
Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.
Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.
Какую франшизу выбрать?
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Если вы хотите начать бизнес “с гарантией”, то покупка франшизы — хороший вариант. Тогда главные вопросы — как выбирать франшизу, сравнивать предложения и снижать риски? Расскажем в статье о рейтингах франшиз и приведем чек-лист проверки проекта.
Франшиза: что надо знать
Типы франшиз
Франчайзер передает партнерам право работать под его брендом и взамен требует выполнять набор обязательств. Это может быть короткий список или, наоборот, объемный и жесткий. От набора прав и обязательств зависит тип франшизы.
Франшизы и их стоимость: где искать
Сравнивать стоимость и условия разных франшиз удобно на сайтах-каталогах с сортировкой брендов по группам. Например, на сайте Российской ассоциации франчайзинга или Сбербанка, в каталоге Франшиза.ру или БиБосс. Минус таких каталогов: в них вы найдете только самые базовые сведения, за подробностями придется идти на сайт самой франшизы.
На сайте франчайзера информации больше: есть типовой договор, прописаны конкретные условия, есть ссылки на партнеров-франчайзи. Но все равно изучения этих данных будет недостаточно. Франчайзер составляет договор в своих интересах, а задача франчайзи изучить его с помощью юриста, предложить правки, которые обезопасят компанию. Время и деньги, которые вы потратите на изучение договора и проверку качества франшизы, обязательно окупятся.
Рейтинги франшиз
Информационные порталы составляют рейтинги франшиз, чтобы предприниматели могли сориентироваться на этом рынке. Рейтинг упрощает выбор и помогает отсеять сомнительные предложения. Вот три самых крупных и авторитетных рейтинга.
Каждый из этих рейтингов освещает разные стороны привлекательности франшизы, поэтому изучать их лучше в комплексе. Эксперты работают над созданием единого рейтинга франшиз, который включал бы в себя максимум показателей, был бы полезен не только для франчайзи, но и для банков.
Чек-лист при выборе франшизы
Запуск бизнеса по франшизе требует вложения времени и денег, и паушальный взнос с роялти — лишь малая их часть. Чтобы не потретить силы и время впустую, изучите предложение — и не только через интернет. Придется пообщаться с франчайзером, его партнерами, которые работают больше года, и юристами.
Скорее всего вы найдете и плюсы и минусы конкретной франшизы. Но недостатки по одному-двум не самым важным пунктам еще не означают, что от франшизы стоит отказаться.
А чтобы запустить новый бизнес и не отвлекаться на рутину, подключите современный бухгалтерский веб-сервис. Он поможет с учетом, зарплатой, отчетностью онлайн и сформирует для руководителя финансовые отчеты — так вы будете контролировать деньги, рентабельность и другие важные показатели. Все это есть в Контур.Бухгалтерии. Все новички могут две недели тестировать сервис бесплатно.
10 правил покупки франшизы
Вы решили купить франшизу, но не знаете, как не прогадать с выбором? В этой статье мы расскажем, какую нужно анализировать информацию перед покупкой при проверке франшизы.
10 правил покупки франшизы
Основатель портала Businessmens.ru. Предприниматель с 8-ми летним опытом. Эксперт по франчайзингу.
Франшиза – удобный инструмент, позволяющий начать дело с минимальными рисками, использовать опыт и наработки другой компании и иногда даже сэкономить на старте. Главное помнить, что риски существуют везде.
Новые франшизы выглядят часто очень привлекательно и обещают новичку большую прибыль с полноценной поддержкой со стороны партнёров. Но реальность иногда сильно отличается, особенно если у вас опыта ведения бизнеса не было вообще. Как обезопасить себя и свои вложения?
Правила выбора франшизы
Правило №1. Необходимо собрать, проверить и провести анализ информации о франшизе
В презентациях и на сайтах данных для принятия взвешенного решения о покупке бывает недостаточно! Необходимо сделать запрос владельцу или продавцу франшизы на получение:
— франчайзингового договора и иных договоров, необходимых для сотрудничества,
— списка информации, передаваемой после заключения договора,
— контактов действующих франчайзи.
Правило №2. Проверить компанию – владельца франшизы
Рекомендуется использовать специализированные ресурсы для определения надежности контрагента, что он действительно является действующим юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем, добросовестным плательщиком всех установленных действующим законодательством налогов, сборов и пошлин, в его отношении не принято решение о ликвидации или о признании его несостоятельным (банкротом) и т.п.
Дополнительно можете воспользоваться рейтингом лучших франшиз, чтобы облегчить себе выбор.
Бесплатные инструменты, которые мы рекомендуем вам использовать:
Правило №3. Узнать возраст бизнеса, на основании которого создана франшиза
Бизнес-модель ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОВЕРЕНА ВРЕМЕНЕМ! Хорошо, когда масштабируемому бизнесу три и более лет. Нельзя покупать франшизу на бизнес, возраст которого менее года, потому что в этом случае бизнес не прошел все сезоны и модель сама еще находится на этапе тестирования.
Правило №4. Изучить договор
У настоящей франшизы должен быть Договор Коммерческой концессии или Лицензионный договор, которые по законодательству РФ подлежат регистрации в Роспатенте. Вариации по типу Договор об оказании услуг, Партнерское соглашение, Дилерский договор и т.д. – говорят о том, что это НЕ франшиза. В договоре особое внимание следует уделить:
Нужно не только прочитать и осознать каждое условие договора, а также показать договор юристу, имеющему опыт работы с франчайзинговыми договорами.
Условия договора коммерческой концессии регламентируются статьей 1027 ГК РФ (глава 54), которую необходимо изучить всем, кто собирается покупать франшизу.
Правило №5. Изучить финансовую модель франшизы
Финансовая модель должна показывать:
Каждую цифру необходимо поставить под сомнение и проверить. Часто в финансовой модели занижены затраты на запуск бизнеса, а в прогнозном плане продаж завышены количество чеков и сумма среднего чека, что приводит к иллюзии прибыльного бизнеса.
Правильно, когда финансовая модель выполнена динамической, в ней содержатся ячейки, позволяющие выбирать показатели и значения из списка или вносить данные рыночных показателей применительно к территории открытия бизнеса, таких как: арендная ставка, уровень заработной платы, выбор системы налогообложения и т.д.
Правило №6. Связаться с действующими франчайзи
Необходимо убедиться в том, что обещания франчайзера соответствуют действительности. Действующие франчайзи – это единственные люди, которые уже прошли путь запуска бизнеса и ведут операционную работу по франшизе. У них есть проверенная информация о том, сколько, например, на самом деле требуется инвестиций на запуск бизнеса и когда они окупятся.
Правило №7. Посетить действующие точки франшизы и провести анализ их работы.
Следует воспользоваться услугами, едой или товаром на себе лично. Посмотреть как работает бизнес, и определить для себя стоит ли работать с данной компанией. Пообщаться с сотрудниками и клиентами выбранной компании. Это позволит определить ценности, которыми живет компания, понять составляющие бизнес-процессов.
Правило №8. Проверить востребованность у потребителей
Правило №9. Проверить Интернет, соц.сети и СМИ
Проверьте есть ли данная компания в социальных сетях (Vk.com, Instagram), как ведут активность. Для проверки присутствия точек, о которых заявляет франчайзер, рекомендуем использовать 2ГИС, Google Maps и Яндекс.карты.
Не стоит игнорировать общедоступную информацию в СМИ и сети Интернет. Из этих ресурсов также можно почерпнуть много полезных знаний о компании, с которой вы планируете работать. Особе внимание следует обратить на аналитические статьи и финансовые обзоры.
Правило №10. Хотите ли вы заниматься эти бизнесом?
Откровенно решить для себя, что данный бизнес подходит вам? Будет ли вам нравится заниматься ежедневно данным бизнесом? Этот момент очень важный как для вас, так и для франчайзера.
Ирина Ищенко,
Как купить франшизу и не прогореть
Со стороны франшиза выглядит, как бизнес под ключ: получаешь процент с оборота и можно переезжать в Тайланд.
На самом деле, вывести франшизу на окупаемость бывает сложней, чем открыть своё дело. Мы расспросили людей, которым не удалось запустить франшизу и они рассказали, в чём была ошибка.
Поэтому сегодня разбираемся, как выбрать франшизу и не потерять деньги.
В этой статье будут использоваться следующие термины:
Какие франшизы бывают
Франшизы различаются условиями, на которых передаются права на бизнес. Выделяют три вида франшиз: товарную, сервисную и производственную.
Товарная франшиза
Это бизнес, где передаются права на продажу от владельцев бизнеса.
Например, магазин бутиковой одежды. Покупателю франшизы передают товар, рассказывают, как нужно продавать и предоставляют коллекцию на сезон: отправляют для продажи готовую партию одежды. Если франчайзи женских платьев захочет продавать в магазине вьетнамки, с него взыщут штраф. Обычно в договоре прописываются штрафы за нарушение технологии продаж и товарного ряда.
Магазин одежды, как один из вариантов торговой франшизы
Производственная франшиза
В этом виде бизнеса франчайзи покупают технологии производства товара, контакты для закупок сырья и требования к производству. Например, мастерская по обжарке кофе. Франчайзи получит технологию обжарки, контакты поставщиков и дизайн-макеты упаковки. Если франчайзи захочет выпускать под этой же маркой ковры — это будет нарушением договора.
Производственной франшизой может быть завод по обжарке кофе или производство по вышиванию ковров.
Сервисная франшиза
Это бизнес, где франчайзи передаётся торговый знак, оборудование и продвижение новой точки бизнеса. Например, парикмахерская. Франчайзи получает оборудование, рекламную поддержку и название бренда. Украсть такой бизнес довольно сложно: просто переименовать точку не получится. В договоре, как правило, прописывается ответственность на такой случай.
Cервисной франшизой может быть парикмахерская, юридическая фирма по оказанию типовых услуг или косметологический центр
Если выбираете франшизу, чтобы начать бизнес, лучше выбирать из той отрасли, в которой у вас есть опыт. Например, если вы работали в найме стоматологом — выберите франшизу стоматологической клиники. Трудились прорабом на стройке — вам подойдёт франшиза по дизайнерскому ремонту помещений.
О том, как выбрать франшизу, нам рассказал Денис Б., который в прошлом купил франшизу в строительном секторе, но был вынужден её продать из-за больших убытков:
Я хотел заняться своим собственным делом. Хотелось получать тысяч сто рублей в месяц и не особо утруждаться. На деле, всё оказалось наоборот: работать нужно больше, чем в найме, а ещё нужно глубоко разбираться в особенностях бизнеса, который покупаешь. Гораздо глубже, чем если работаешь в найме.
Когда я продал франшизу, у меня остались добрые дружеские отношения с прорабами. Теперь я понимаю, почему. Я не проверял сметы, а просто давал задачу на их составление. После выяснилось, что прорабы могли указать в смете 18 мешков цемента, хотя по факту нужно было 9. Если бы у меня был бы опыт в строительной сфере — такие вещи я бы сразу заметил.
Со временем франшиза росла и её основатели поменяли модель на продажи дизайн-проектов премиум-сегмента. В Волгограде продавать такую услугу было сложней, поэтому пришлось экстренно выходить из бизнеса.
Договор — основа безопасного бизнеса
Перед покупкой франшизы досконально проверьте договор. Нужно обращать внимания на все формулировки: как распределяются доли между франчайзером и франчайзи, зарегистрирован ли торговый знак и как меняется процент роялти при увеличении прибыли (как правило, франчайзеры увеличивают этот процент — чем больше зарабатываешь, тем больше отчисляешь).
Если на вас давят и просят подписать договор быстрей, предлагают не вчитываться в детали, а «устремиться к своей мечте» — лучше повременить и забрать договор на дом, чтобы почитать в спокойной обстановке.
Обратите внимание, как распределены доли во франшизе. Если нет чёткого обозначения, что франчайзи владеет, например, 30% компании, а франчайзер 70% — лучше не подписывать такой договор. Если доли не распределены, будет непонятно, какую прибыль вы получаете в качестве франчайзи, а какую отдаёте франчайзеру.
Стоит посмотреть на гарантии, которые прописаны в договоре: это те пункты, которые защищают франчайзи в кризисных ситуациях. Например, если франшиза неприбыльная, то как франчайзи будет выходить из бизнеса. Правильно так: если бизнес не приносит доход в течение долго времени — долг переквалифицируется в обычный долг, а бизнес закрывается или продаётся другому инвестору.
Проверьте перед покупкой у франчайзера права на торговый знак. Если права не зарегистрированы — это скажется в будущем на безопасности бренда фрнашизы. Например, кто-то другой может зарегистрировать торговый знак с таким же названием фирмы и предъявит вам иск за незаконное использование его торгового знака.
Созвонитесь с франчайзи из других регионов. Часто на сайтах франшизы основатели могут указать, что точки уже давно работают, а франчайзи успешны и приносят прибыль. Поэтому не стоит звонить и докучать вопросами о работе франшизы и поверить на слово.
Именно с такой ситуацией столкнулся Денис:
На сайте я увидел, что уже работают три франшизы в других регионах. Менеджер, с которым я общался, уверил меня, что не стоит беспокоить других франчайзи. Впоследствии оказалось, что я был первым, кто покупал у них франшизу.
Сначала всё было хорошо: основатели франшизы помогали советами и следили за результатами. Но после того, как появились другие франчайзи, основатели начали утрачивать контроль над разрастающейся структурой. Они перестали помогать и начали давать советы из разряда «нормально делай — нормально будет».
Почему франшиза может не окупиться
Главное, что нужно сделать перед покупкой франшизы — это проверить, есть ли спрос на продукт франчайзера в вашем регионе. Возможно, продукт франшизы слишком дорогой для местного рынка или непривычный для покупателей.
Денис столкнулся с такой проблемой после покупки франшизы:
Сначала я продавал типовые ремонты: дела шли хорошо. Но после управляющая компания изменила модель: нужно было продавать дизайн-проекты: по сравнению с прошлой моделью они относились к премиум-сегменту.
Закрывать заявки было нормально: у меня был опыт в продажах и я отрабатывал возражения клиентов при продаже ремонтов. Но после перехода на продажу дизайн-проектов дело не пошло.
Продавать дизайн-проекты было тяжело: клиенты не были готовы платить больше, а некоторые крутили пальцем у виска: местные компании занимались дизайн-проектами долгое время и имели кредит доверия, к тому же они продавали проекты дешевле. А мы были новичками и покупателям было сложней решиться купить дизайн-проект у нас.
Франшиза — не единственный способ начать бизнес. Если хотите зарабатывать самостоятельно, прочитайте нашу статью «Как проверить бизнес-идею, прежде чем открыть своё дело» — это поможет если не выбрать правильное направление бизнеса, то хотя бы избежать фатальных ошибок.
Что нужно сделать перед покупкой франшизы
Определиться с нишей: посмотрите на конкурентов. Сколько стоят их услуги, запускают ли рекламу, где запускают и как продают. Можно даже позвонить им, чтобы попробовать «купить» их товар и посмотреть на процесс продажи изнутри. Стоит записать, какие вопросы задают менеджеры и потом проанализировать. Нетипичные вопросы дадут много подсказок. Например, менеджер отеля может уточнить есть ли у клиента дети, а возможности для размещения в будущем отеле по франшизе этого не предусматривает. Хотя это может быть важной услугой для вашего региона.
Например, если покупать франшизу хостела: можно посмотреть хостелы в городе по картам Яндекс.Карты и 2ГИС. Также посмотрите на сайтах хостелов стоимость одной ночи и сравните со стоимостью, которую предлагает франчайзер.
В среднем по Воронежу хостелы стоят от 500 рублей до 1000 за ночь. Если заходить на рынок — стоит ориентироваться на эти цены
После этого можно, например, пообщаться с владельцами бизнеса, которые запускали франшизу через знакомых или указаны на сайте франшизы как франчайзи. Например, некоторые основатели бизнесов или франшизы проводят прямые эфиры в инстаграме с секциями вопросов и ответов.
Стоит посмотреть на спрос: сколько людей в регионе интересуются продуктам франшизы. Например, вбейте запрос на Яндекс.Водстате и Гугл Трендах «хостел в Волгограде» и посмотрите, сколько людей интересуются хостелами. Также в Яндекс.Вордстате можно посмотреть сезонность: в январе могут интересоваться номерами в хостеле больше, чем в августе. Следовательно, можно покупать и оборудовать хостел в августе-сентябре, чтобы к январю уже можно было открывать бизнес.
В Воронеже удачным периодом для открытия хостела будет период с марта по май. А в июле на услуги размещения бывает максимальный спрос.
После этого стоит пообщаться с основателями франшизы и не стесняться задавать вопросы. Идеально найти контакт с основателями, но это не всегда может получиться из-за загруженности владельцев франшизы. Тогда нужно познакомиться хотя бы с другими франчайзи, которые уже запустили бизнес в своём регионе. Главное: найти тонкие моменты в их рассказе:
Главное из этого диалога: рекламой и привлечением клиентов занимается управляющая компания. Получается, что она может диктовать свои условия по рекламе и назначать проценты, которые нужно отдавать с каждой сделки.
Это хорошая система для начала работы: все процессы настроены и нужно идти по плану. Но на длинной дистанции это может повлиять на окупаемость бизнеса. Например, если в течение трёх месяцев бизнес не продаёт товар или услугу, то деньги, которые направляются на рекламу по договору франшизы, могут съедать больше половины бюджета. Если бы бизнес был свой — можно было бы сократить расходы на рекламу, а с франшизой так не получится — рекламные расходы по договору франшизы часто постоянны. Перед покупкой стоит сразу посчитать кризисный вариант.
Денис даёт три совета перед покупкой франшизы:
1. Посмотреть на дату создания франшизы. Молодая франшиза может не справиться с объёмами, когда сеть из франчайзи будет расти. Стоит выбирать франшизы с несколькими давно работяющими франчайзи, чтобы не нарваться на неумелое управление сетью.
2. Поговорить с основателями. Если они из вашего региона или проживают в нём: идеальный вариант — встретиться лично. Если такой возможности нет — найдите контакты и созвонитесь по телефону или в зуме. Если выйти на контакт с основателями не получится — обязательно переговорите с франчайзи из других регионов.
3. Критично проанализируйте информацию о рынке в регионе и спросе на продукт франшизы. Лучше всего брать франшизу в той сфере, в которой у вас уже есть опыт и вы знаете тонкие моменты этой отрасли. Да, есть талантливые люди, которые могут запустить успешный бизнес без опыта. Но таких единицы. Впрочем, вдруг это вы.
Чек-лист: как купить франшизу и не попасть на деньги
Эту статью подготовили для вас специалисты ДелоБанка. Наш банк создает сервисы, которые позволяют малому бизнесу легко работать и развиваться. Если вы хотите узнать, как освободиться от рутинных задач и какие сервисы банка помогут эффективнее решать ваши текущие задачи, оставьте контакты и наши специалисты свяжутся с вами: