На что обратить внимание воспитателю в школе
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя
За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.
Пассивное безразличие
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?
На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.
Буква закона
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Что нужно знать воспитателю о своих правах? Отвечаем на популярные вопросы
Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.
Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?
Обязательно ознакомьтесь с этими документами:
Подходит для действующих специалистов
За что несет ответственность воспитатель?
За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.
Разбираем типичные ситуации
Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?
Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.
Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.
Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?
От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:
Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.
Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?
Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.
Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.
Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?
Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.
Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?
Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.
Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.
Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?
Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.
Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?
Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.
Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?
По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.
Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?
Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:
Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.
Рекомендуем вам пройти программу повышения квалификации по:
На что обратить внимание воспитателю в школе
МБОУ СОШ с. Шебунино
Что на самом деле говорят родители. Инструкция которая поможет воспитателям избежать конфликтов
Когда родители приводят в детский сад, они хотят, чтобы воспитатели уделяли ему максимум внимания. Если этого, на их взгляд, не происходит, родители высказывают претензии. Например, что воспитатель не надел свитер ребенку на прогулку или разговаривает с ним повышенным тоном.
Для каждого родителя его ребенок самый умный и талантливый. Бывает, что они не замечают трудностей ребенка, ожидают от него большего. Отсюда появляются претензии к воспитателям, что ребенок не участвует в праздниках.
Как воспитателю реагировать в ответ
Профессия обязывает воспитателя придерживаться социально приемлемых форм общения с родителями. Каждая ситуация, когда они чем-то недовольны, требует от воспитателя внимания. Родители хотят видеть заинтересованность и желание воспитателя разобраться в ситуации, помочь.
В общении с родителями педагогу важно уметь выслушивать собеседника, постараться понять, что он хочет сказать, и не давать волю эмоциям. Не всегда слова родителя относятся к личности воспитателя, его профессиональным навыкам.
Ситуация 1. «Утром мама привела ребенка в группу и возмущается».
Что же Ирина Петровна вчера Саше даже свитер не надела на прогулку? Все же в шкафчике лежит. Неужели трудно?
Как воспитателю на это реагировать. В зависимости от того, владеет ли воспитатель информацией о данной ситуации или нет, могут быть три варианта коммуникации.
1.Если воспитателю, который принимает ребенка утром, неизвестна информация, почему Саша гулял без свитера, то коммуникация строится с учетом этого: «Наталья Петровна, спасибо за обращение. К сожалению, мне неизвестно, почему было именно так. Мы с коллегой проясним этот вопрос, и с Вами вечером обязательно обсудим».
Воспитателю важно вернуться к этому разговору вечером, чтобы продемонстрировать небезразличие к обращению мамы воспитанника.
2. Если известна причина : «Наталья Петровна, да, действительно Ирина Петровна не надела вчера Саше свитер на прогулку, так как погода весной переменчивая. На улице в обед было теплее, чем утром. Саша на прогулке играет, бегает. И чтобы он не вспотел, ему не надели свитер. Если важно, чтобы Саша всегда надевал свитер, тогда мы вместе будем обращать внимание Саши на это.
3. Если забыли или не обратили внимания, то приносим родителю извинения: « Наталья Петровна, да, действительно забыла надеть свитер Саше, извините. В дальнейшем мы в этом вопросе будем внимательнее». Если Саша самостоятельно одевается на прогулку, то воспитатель должен учесть это во время общения с мамой и добавить: «Мы не знаем, что Саша сам хорошо умеет одеваться на прогулку. Будет здорово, если и Вы, и мы напомним ему о свитере». Бывает важным уметь признать свои ошибки и извиниться, хотя педагогам для этого иногда требуется мужество.
Ситуация 2. «Ребенок не хочет идти в детский сад, мама обвиняет воспитателя»
Маша не хочет идти в детский сад, потому что вы с ней разговариваете на повышенных тонах и постоянно кричите на других детей. Как только она узнает, что сегодня Екатерина Андреевна, сразу в слезы.
Что на самом деле говорит родитель. Мама Маши беспокоиться по поводу нежелания дочки идти в детский сад, переживает, насколько ребенку эмоционально комфортно и безопасно рядом с педагогом. Чаще всего в таких ситуациях родители ориентируются на реакцию самого ребенка. Данный пример демонстрирует желание мамы Маши прояснить ситуацию в прямой коммуникации с воспитателем.
Если бы мама не проявила открыто и сразу недовольство, это привело бы к накоплению раздражения и вылилось в жалобу руководителю. В таких ситуациях помогают просмотр записи камер, установленных в группе, и анализ того, как воспитатель общается с конкретным ребенком и другими детьми, и какие педагогические технологии он применяет.
Как воспитателю на это реагировать. Возможно, воспитатель не замечает, как общается с детьми. Для этого бывает полезным посмотреть на себя со стороны. Если он действительно разговаривает с ребенком и другими детьми громким голосом, но при этом не переходит на крик, нужно объяснить родителю причину: Елена Сергеевна, да, бывает, что разговариваю громко. Это для того, чтобы обратить внимание детей и рассказать им, чем мы будем заниматься. Жаль, что не замечала, как на это реагирует Маша. Спасибо, за Ваше обращение. Буду более внимательна».
Если повышенный тон преобладает и часто переходит в крик, педагогу следует ответить на вопросы: « На что я раздражаюсь при взаимодействии с Машей?», «Что хочу донести криком?», «Как часто повышаю голос?», «Что предшествует сильному раздражению и последующему крику?», «Какие другие средства и способы общения с детьми я знаю?», «Кто может помочь решить проблему коммуникации с детьми в группе?». Если воспитатель испытывает раздражение в большинстве случаев при взаимодействии с детьми, это повод задуматься о причинах и попробовать найти решения проблемы совместно с педагогом-психологом.
Ситуация 3. «Мама недовольна, что ребенок не участвовал в утреннике»
А почему мой Миша стих не читал? Почему вы ему не дали роль? Он не танцевал, не участвовал в сценке. Это уже не первый раз.
Что на самом деле говорит родитель. Маме Миши важно видеть успехи и достижения своего ребенка. Тем более когда идет речь о таком публичном пространстве, как утренник в детском саду. Также такая реакция мамы может быть связана с оценкой ее как успешного родителя со стороны других родителей.
Как воспитателю на это реагировать. В зависимости от ситуации могут быть следующие варианты коммуникации.
1. Педагоги не представляют ребенку возможности активно участвовать на утренниках по субъективным причинам: из-за индивидуальных качеств ребенка (видят его только как задиру, который мешает другим детям выступать и может сорвать праздник), его видимых дефектов развития (тяжелые нарушения речи и пр.), конфликтных отношений с родителями на утренниках. Разрешить такую ситуацию можно только при участии руководителя, старшего воспитателя и педагога-психолога.
2. Педагоги не настаивают на участии ребенка в утренниках из-за его личностных особенностей. В этом случае необходимо аргументированно объяснить ситуацию родителю. Например, «Дарья Михайловна, мы так же, как и Вы, обеспокоены тем, что Мише пока с трудом даются выступления. Знаем, что Миша выучил стихотворение, жаль, что не захотел его рассказывать. Мы ищем разные способы, как его привлечь. Планируем в сором времени провести досуг в группе и хотели предложить Мише, чтобы он ребятам из группы рассказал стихотворение. Хотели бы пригласить Вас. Вы хорошо знаете своего сына, может быть, у Вас есть идеи, какую роль он мог бы исполнить на мероприятии. Мы готовы выслушать, чтобы вместе помочь Мише выступать на праздниках». Воспитателю нужно донести до родителя, что важно уважать желание ребенка не участвовать активно в утреннике. Взрослым нужно понять причины и вместе искать подходящую для ребенка в данный момент форму участия в праздниках.
Ситуация 4. «Воспитатель сделала замечание маме, что ее ребенок не опрятен»
Что вы от меня хотите, я же работаю. Вам привели ребенка, вот вы за ним и смотрите. Это ваша работа в конце концов.
Что на самом деле говорит родитель. В замечаниях воспитателя такого рода мама может услышать что-то свое, например упрек или обвинение: «Вы плохо смотрите за ребенком» или «Вам нет до него дела». Поэтому реакция может быть такой эмоциональной, резкой, обидной для воспитателя.
За внешний вид, гигиену, чистоту одежды и тела педагоги не могут нести ответственность по вполне объективным причинам. Основная задача дошкольного образования – обеспечить всестороннее развитие ребенка. Однако информировать родителя о том, что его ребенок неопрятный, в форме замечания неприемлемо.
Иногда родитель прислушивается к мнению кого-то одного из воспитателей либо ему важно авторитетное мнение специалиста, медицинской сестры, методиста как представителя администрации дошкольной организации. Чтобы изменить ситуацию решить проблему, воспитателю важно учитывать эти нюансы. Параллельно необходимо проводить индивидуальную работу с самим ребенком и приучать его к правилам гигиены.
Ситуация 5. «Вечером мама забирает ребенка и не находит его игрушку»
Мы сегодня с костей утром с машиной приходили, вы не знаете, где она?
Столько игрушек уже пропало. Что вы тут с ними только делаете?
Что на самом деле говорит родитель. Слова мамы Кости о том, что игрушек, которые ребенок приносил в детский сад, было уже много, позволяют сделать вывод: сама игрушка не представляет какую-то ценность для мамы. однако ее слова имеют претензионный оттенок.
Для ребенка эта игрушка может иметь разное значение. Возможно, это очередной подарок, который он принес в группу, чтобы быть принятым в игру или обменяться. Бывает, что родители утром дают ребенку игрушку, чтобы избежать слез при сборе в детский сад или при расставании с ребенком. Поэтому данную ситуацию нужно внимательно рассмотреть.
Как воспитателю на это реагировать. Воспитатель может задать уточняющие вопросы маме об игрушке: как выглядит игрушка, как часто ребенок берет ее поиграть на улице и в детский сад, не оставил ли он ее сегодня дома. Затем можно предложить вместе с ребенком поискать игрушку на площадке или в группе. На другой день помочь ребенку с поиском могут другие дети и воспитатель, превратив это в игру-приключение.
Вопрос домашних игрушек в группе детского сада – одна из самых частых. Кроме того, дети приносят в детский сад не только игрушки, но и некоторые личные домашние предметы. Поэтому на первой встрече с родителями нужно обсудить правила и договориться, что можно приносить в группу, а что нет. Например, игрушки, которые представляют большую материальную ценность, памятные вещи не стоит давать ребенку с собой, потому что они могут сломаться или потеряться.
Также нужно оформить памятки для родителей с правилами на эту тему, разместить информацию на стенде, своей странице на сайте. Отдельно следует уделить внимание конфликтам между детьми в группе, когда игрушка ломается, теряется или «пополам никак не делится». В этом воспитателю помогут обмен мнениями с коллегами, как решать подобные конфликтные ситуации, и работа с методической литературой.
Ситуация 6. «Вечером мама замечает, что ее дочь играет с той же куклой»
Почему Настя каждый вечер играет с одной и той же куклой? У вас что, в группе других игрушек нет или вы их не даете детям, чтобы не разбрасывали?
Что на самом деле говорит родитель. На первый взгляд, мама Насти обвиняет воспитателя в том, что ее ребенку не дают игрушки. На самом деле она волнуется, что ее дочка скучает в группе.
Мама оценивает ситуацию исходя из того, что видит, и переживает, что воспитатели запрещают ее дочери брать другие игрушки. А значит, девочке может быть плохо в детском саду, ее обижают.
Как воспитателю на это реагировать. Чтобы успокоить маму ребенка, воспитателю необходимо внимательно ее выслушать и не перебивать. При этом важно определить, по какому поводу родитель волнуется больше всего.
После этого обратиться спокойным тоном и пояснить: «Марина Николаевна, мы понимаем ваше беспокойство по поводу игры Насти с одной куклой. Игрушки у нас в доступе для всех детей. Дети после игры умеют убирать их на место, и Настенька тоже. Вечером, в свободное от занятий время, Настя сама выбирает и играет с этой куклой. Она ей очень нравиться. Наверное, и дома у Насти есть любимые игрушки, в которые она чаще всего играет. Расскажите о них? Мы будем знать и предлагать их для игры»
Если ситуация позволяет, можно попросить девочку рассказать маме о кукле, с которой она играет: как ее зовут, во что она одета, почему она ей нравится. Также девочка может провести экскурсию для мамы и показать, какие еще игрушки есть в группе, во что она играет с другими детьми.
Оснащение групп детского сада и содержание развивающей предметно-пространственной среды всегда волнует родителей, поэтому такие вопросы не редкость. Кроме того, родители имеют право знать, чем занимаются их дети в группе, во что играют. Просветительская работа, тематические консультации, в том числе по вопросам детских игр, выбору игрушек для ребенка, помогут дать ответы на многие вопросы родителей воспитанников.
Ситуация 7. «Воспитатель попросила принести ребенку другую сменную обувь»
А что, в сабо нельзя? Сане нравиться, он их сам выбирал в магазине. Их легко надевать, легко мыть, да они вообще «неубиваемые». Мы и так деньги платим, что вам еще нужно?
Что на самом деле говорит родитель. Папу Саши устраивает удобство, внешний вид и практичность обуви. Он не понимает, почему воспитатели не разрешают ребенку ходить в той обуви, которая есть. Скорее всего, он просто не знает о рисках травматизма в обуви, которая плохо зафиксирована на ноге.
Как воспитателю на это реагировать. Вопрос физической безопасности во время нахождения ребенка в детском саду является одним из основных. Да, родителям важно, чтобы их ребенок мог делать выбор, как, например, в данной ситуации- понравившихся сабо в магазине. Но подходит ли эта обувь для повседневной носки в детском саду? Дети не могут в силу возраста оценивать ситуацию безопасности. Это обязаны делать взрослые.
Воспитатель может сказать так: «Да, Борис Григорьевич, это прекрасная обувь для пляжа, дачи, бассейна, для кратковременного использования. Для подвижных игр на прогулке и в группе, а также во время хождения по лестницам детского сада детям нужна обувь с задником, которая хорошо фиксирует стопу. Поскольку в саду ребенок проводит весь день, то лучше, чтобы его ножки были в правильной, дышащей, легкой кожаной обуви».
Воспитатель должен объяснить папе Саши, что в детском саду принято носить носки или колготки. Если у ребенка вспотеет ножка, то намокнет носок, и нога будет скользить, потому что резиновая обувь не впитывает влагу. Также в носках в резиновой обуви ножка может бултыхаться из стороны в сторону. Есть риск получить травму-ребенок может поскользнуться и подвернуть ногу.
Важно, чтобы воспитатель поддержала папу в стремлении развивать у ребенка возможность делать выбор. Можно вместе с родителем найти области, которые не касаются темы здоровья и безопасности, где можно и нужно предлагать детям делать выбор. Например, Саша может сам решить, какую футболку надеть в детский сад, какую книгу прочитать вечером.
Ситуация 8. «Мама недовольна, что воспитатель заставляла ребенка спать»
Мне Лена пожаловалась, что ее вчера заставляли спать. Неужели нельзя было посидеть с ней, почитать книжку. Дома мы так всегда так, делаем, и она засыпает.
Что на самом деле говорит родитель. Маме поступила жалоба от дочки, она реагирует. В форме претензии она выражает недовольство, потому что дома у них проблем со сном нет. Если прислушаться к словам мамы Лены, то, возможно, будет слышаться тревога: «Лене плохо и одиноко засыпать, меня нет рядом, и никто ей не может помочь». Она хочет сказать, что ребенку трудно засыпать одному и было бы хорошо, если бы воспитатель подошел к этому режимному моменту с душой.
Как воспитателю на это реагировать. Чтобы наладить контакт с родителем, воспитателю следует внимательно выслушивать маму. Затем попросить рассказать, как засыпает Лена дома, какие ритуалы сна приняты в семье. Очень важно поблагодарить маму Лены за информацию и сказать, что теперь будут учитывать все эти моменты во время дневного сна.
Например: «Да, Ольга Борисовна, спасибо, что пришли поговорить. Я принимаю ваши пожелания. Я всегда читаю детям сказки перед сном. Но вчера приходила Илюшина мама и сказала, что я мешаю ему спать, когда читаю книгу, поэтому сказку мы не читали, а просто легли спать. Я посижу сегодня с Леной, пока она не заснет, и постараюсь прочитать коротенькую сказку, чтобы не мешать Илье спать».
Процесс засыпания у детей происходит по-разному: кто-то засыпает мгновенно, положив голову на подушку, кому-то нужно поворочаться, выбрать удобную позу, кто-то засыпает под сказку, кто-то в тишине и т. д. Некоторым следует помочь прикосновением, кому-то добрым словом. Воспитатель может сказать: «Закройте глазки, Леночка, и тихо-тихо полежи».
Многие дети нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Если педагоги постепенно узнают про индивидуальные особенности засыпания детей и постараются по возможности их учитывать, то трудностей со сном в группе не возникает.
Ситуация 9. «Ребенок стесняется подойти с просьбой, мама винит воспитателя»
Почему вы совсем не уделяете Софии внимание? Она стесняется подойти к вам сама, говорят, что вы ее не замечаете и и все время заняты какими-то делами.
Как воспитателю на это реагировать. Прежде всего нужно понять, действительно ли ребенок стеснительный или просто не нашел контакт с конкретным воспитателем. Воспитателю следует узнать, как ведет себя София с другими людьми в общественных местах – на площадке, в гостях. Застенчивому ребенку бывает непросто обратиться с просьбой к взрослому, он может ждать пока тот сам обратит на него внимание и спросит, чего он хочет.
Если мама сама говорит, что дочь очень стеснительная, то воспитатель должен обсудить с ней, как распознавать «сигналы» Софии о просьбе и как помочь ребенку напрямую обращаться. Например: «София такая умничка, всегда ведет себя тихо и спокойно. Я не знала, что она испытывает дискомфорт. Чтобы я могла лучше понимать ее, расскажите мне, пожалуйста, по каким признакам я могу понять, что Софии нужна моя помощь. Если ей пока трудно напрямую обратиться ко мне с просьбой, я постараюсь сама почаще спрашивать о ее желаниях».
Памятка «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов»
O Не принимайте претензии родителей сразу на свой счет.
Объективно оцените суть претензии, будьте готовы к критике. Если вы были не правы, извинитесь. Не бойтесь признавать свои ошибки.
O Не перебивайте родителей, дайте им высказаться. Даже если вы с чем-то не согласны, помните, что дослушать говорящего – простое правило вежливости. Возможно, родителям просто нужно выговориться. Обращайтесь к ним по имени отчеству и на Вы.
O Не копируйте интонацию родителей, когда они раздражены. Говорите спокойно и корректно. Обдумывайте каждое слово. Будьте дружелюбны
O Следите за языком вашего тела. Сохраняйте непринужденную открытую позу поддерживайте зрительный контакт с родителем. Не складывайте руки на груди и не отворачивайтесь.
O Проявляйте неподдельный интерес к ребенку. Узнайте у родителей о его особенностях, любимых занятиях. Обговорите с родителями, что ребенок может брать из дома в группу.
O Сделайте родителю косвенный комплимент. Похвалите ребенка. Это снимет напряжение при общении. И только потом тактично говорите о проблеме.
O Будьте терпеливы. При необходимости обращайтесь к родителю несколько раз, если это касается здоровья или внешнего вида ребенка.
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных