На что ориентирует компетентностный подход в образовании
Компетентностный подход в образовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход – это совокупность принципов и закономерностей постановки целевого назначения, задач, отбора содержания образования, организации образовательной деятельности и подведения итогов ее реализации.
Рисунок 1. Компетентностный подход в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе данного подхода закладываются компетенции учащихся, которые должны быть сформированы по ходу реализации образовательной деятельности на определенном этапе, уровне, в течение конкретного периода обучения. Эти компетенции служат ориентирами планирования учебно-воспитательной работы, составления образовательных программ.
Рисунок 2. Компетентностный подход в образовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компетентностный подход ориентирует образовательный процесс школы на профессиональную ориентацию учащихся т.е. выбору будущей профессии и подготовку к обучению в высшей школе для ее получения. Что касается обучения в высшем учебном заведении, то компетентностный подход ориентирован на формирование навыков будущего специалиста, а также развитие профессиональных качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности разного рода.
Сущностными характеристиками образовательной деятельности, основанной на компетентностном подходе, являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Знания и навыки формируются в комплексе. Это требует применения иных методов и технологий обучения.
Компетентностный подход отличается от традиционного иными целевыми ориентирами. Он предполагает не просто передачу знаний учащимся и их накопление. Он учит применять эти знания в практической деятельности для решения разнообразных задач. Иными словами, он ориентирован на формирование основ самостоятельного познания и использование своих знаний разными способами и в разных ситуациях. Поставленные цели образования отражают объективные потребности учащихся.
Принципы компетентностного подхода в образовании
Принципами организации образовательной деятельности, согласно компетентностному подходу, являются следующие:
Условия реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в образовании может быть реализован на основании соблюдения ряда условий:
Реферат на тему: «Компетентностный подход в образовании»
1 Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовании. 4
1.1 Сущностные характеристики компетентностного подхода. 4
1.2 Цели образования с позиции компетентностного подхода. 7
1.3 Ключевые образовательные компетенции учащихся и их содержание…. 9
1.4 Методы и приемы формирования ключевых образовательных компетенций …. 13
Список использованных источников. 20 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современный заказ общества на образовательные услуги изменяется. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только России, но и всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, а также переосмыслением цели и результата образования.
Концепция модернизации российского образования поставила перед школой ряд задач, в числе которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику (начальной или общеобразовательной школы) в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, тема – компетентностный подход в образовании.
Цель работы: Выявить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовании.
2. Уточнить цели образования с позиции компетентностного подхода.
3. Раскрыть ключевые компетенции учащихся и их содержание.
4. Рассмотреть методы и приемы формирования ключевых образовательных компетенций.
Работа включает введение, одну главу, заключение, список использованных источников. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущностные характеристики компетентностного подхода
Компетентностное образование — очень противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной.
Само понятие возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся учителей, стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработать концептуальную основу. Таким образом, теория компетентностного образования основана на опыте, исходит из лучшего опыта.
В середине XX века были обнаружены два фактора, которые не соответствовали системе образования. Во-первых, школа начала катастрофически отставать от темпа развития знания. Во-вторых, возникла проблема массовости образования.
Бермус А.Г. отмечает наиболее значительные элементы компетентностного подхода в отечественной педагогике:
· Естественным генетическим прообразом современных представлений компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. В этой связи компетенции рассматриваются как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения. Согласно данной логике, компетентностный подход воспринимается как своеобразное противоядие против многопредметности, «предметного феодализма» и, одновременно, практико-ориентированная версия излишне «романтических» установок личностно-ориентированного образования.
· Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения). Соответственно, компетенция жестко коррелирует с культурным прообразом: так, например, культурно-досуговые компетенции рассматриваются как проявление европейской культуры, в то время как русская культура соотносится в большей степени с духовными компетенциями и общекультурной деятельностью.
· Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
· В этом же контексте функционирует и понятие «образовательной компетенции», понимаемой как «. совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. » (Хуторской А.В.)
В настоящее время в науке нет единого взгляда на понятия компетентности и компетенции. Рассмотрим различные подходы к определению данных категорий.
По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальнея, компетентность — это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Представление о компетенции меняет мышление об оценке и квалификации. Важно не наличие у индивида внутренней организации чего-то, а возможность использования того, что есть.
Понятие «компетенция» авторами выделяется через термин «умение»: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение».
Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В то же время он отмечает, что в результате многочисленных дискуссий деятелей образования компетентность сводится к типу образовательного результата, не сводимому к простой комбинации сведений и навыков и ориентированному на решение реальных задач.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
Если исходить из этого определения при анализе достигнутого уровня образованности (как основного образовательного результата), можно выделить его следующие характеристики: сфера деятельности; степень неопределённости ситуации; возможность выбора способа действия; обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое). Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность ученика воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности.
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.
1.2 Цели образования с позиции компетентностного подхода
Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае — образовательной. Различие подходов к определению целей школьного образования заключается в понимании сущности ожидаемого результата. При традиционном подходе под образовательными целями понимаются личностные новообразования, которые формируются у школьников.
Однако определение образовательных целей через описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.
И в первом, и во втором случаях в качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, прежде всего, нравственных, формирование системы ценностей.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:
• Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
• Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
• Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.
‘ • Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.
• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Главное же состоит в постановке таких целей школьного образования, чтобы они ориентировали на повышение уровня образованности выпускников школы.
С позиций компетентностного подхода определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты. При этом необходимо учитывать, что какие-то результаты могут быть получены лишь при взаимодействии учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса, а каких-то результатов можно достичь только в рамках предмета и их невозможно (или трудно) получить за счёт изучения других предметов.
Первая группа целей предмета может быть охарактеризована как цели — интенции, иначе говоря, как цели, определяющие направление движения, но не как цели, определяющие результат, достижение которого гарантируется изучением предмета. Это цели формирования ценностных ориентации, мировоззренческих установок, развития интересов, формирования потребностей и достижения других личностных результатов, которые зависят от множества различных факторов, в том числе и «внешкольных».
Вторая группа целей предмета включает цели, описывающие «станцию назначения», те результаты, достижение которых школа может гарантировать (естественно, при определённой познавательной активности самого ученика и ряда других условий). В составе этой группы можно выделить четыре вида целей:
• цели, моделирующие метапредметные результаты, которых можно достичь при взаимодействии ряда предметов (например, формирование общеучебных умений и навыков, коммуникативных и других ключевых навыков, некоторых функциональных навыков);
• цели, определяющие метапредметные результаты, которых можно достичь в рамках предмета, но можно использовать при изучении других предметов или в иных видах деятельности (например, формирование читателя как цель изучения литературы);
• цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, обеспечивающих общекультурную компетентность учащихся, их способность разбираться в определённых проблемах и объяснять определённые явления действительности;
• цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля.
1.3 Ключевые образовательные компетенции учащихся и их содержание
Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.
Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
К примеру, ученик осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания школы, поэтому во время учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Чтобы обеспечить соотносимость компетенции с традиционными образовательными параметрами, А.В. Хуторской раскрывает содержание понятия «образовательные компетенции» через структурные компоненты компетенции:
· тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная);
· круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
· социально–практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме);
· смысловые ориентации ученика по отношению к объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику необходимо быть компетентным);
· знания о круге реальных объектов;
· умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов;
· способы деятельности по отношению к ним;
· минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере компетенции (по ступеням обучения);
· индикаторы — примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется А. В. Хуторским на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция . При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Перечень ключевых компетенций дан А.В. Хуторским в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности. В конце следует сказать, что проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
1.4 Методы и приемы формирования ключевых образовательных компетенций
Педагог в процессе профессиональной деятельности целенаправленно формирует компетенции у обучающихся.
Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».
1. Формирование ценностно-смысловой компетенции.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом сможет использовать полученные знания в жизни.
Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.
Иногда учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя. Использует тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенной информацией; тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными. Вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса. Предлагает ученикам для решения проблемы, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из проблем подобного рода требуют не только знания из области разных предметов, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.
Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ученику прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях. Возможны следующие пути решения данной проблемы:
— для формирования грамотной, логически верной речи используются устные упражнения, включающие задания на грамотное произношение и употребление предметных терминов ;
— во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников и просить об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее учитель просит сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказывает помощь;
— предлагать ученикам для решения задачи, в условии которых могут быть умышленно пропущена какая-то информация;
— использовать задачи со скрытой информативной частью;
— использовать задания с информационно – познавательной направленностью;
— использовать исторический материал при подготовке к урокам;
— практиковать задавать для домашней работы составление текстовых задач по уравнению, схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с. в отличие от. предположим, вероятно, по-моему. это имеет отношение к. я делаю вывод. я не согласен с. я предпочитаю. моя задача состоит в.
3. Формирование учебно-познавательной компетенции.
Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.
Также важно создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
4. Формирование информационной компетенции.
Современный этап развития человеческого общества характеризуется обилием информации, представленной различными способами. Поэтому информационная компетентность является наиболее важной.
Для формирования ключевых компетенций, в том числе и информационных, необходимо выбрать такие формы и методы обучения, при которых обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. При этом компетенции удобнее представить в деятельностной форме, и тогда формулировка информационной компетенции принимает такой вид:
— владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
— самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
— ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
— владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;
— применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
При этом могут использоваться следующие приемы:
2) ответы на вопросы. При этом постановка вопроса должна предполагать не просто репродукцию информации из учебника, но ее интерпретацию;
5) составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного в виде таблиц, иерархических схем и др.
Владение навыками работы с источниками информации, умение выделять в информационных потоках главное – это не только составляющие информационных компетентностей, но это и возможность осуществления самообразования. Следовательно, самостоятельная работа с книгой способствует не только формированию информационных компетентностей, но и компетенции личностного самосовершенствования.
5. Формирование коммуникативной компетенции.
Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:
— решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
— устное рецензирование ответов домашнего задания ученикам;
— использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
— использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
— сдача различных устных зачетов.
6. Формирование социально-трудовой компетенции.
Наилучшему развитию данной компетенции способствуют приемы:
— контрольные работы различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций;
— тесты по усовершенствованию устной речи (устные тестовые конструкции);
— задания социально-трудового характера;
— проведение различных исследований;
— составление тестов самими учащимися.
7. Формирование компетенции личного самосовершенствования.
С целью формирования данного вида компетенции, учителем применяется такой вид деятельности на уроках математики, например, как решение задач с «лишними данными»; также может предлагаться ученикам самим составить тест, обнаружив варианты ошибочных и правильных ответов. С целью развития компетенции учителем используются задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Также учитель может давать детям задачи на решение различными способами.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе требует серьезных изменений в содержании образования, в осуществлении учебного процесса и в практике работы педагога. Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся. Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. В связи с этим актуальным становится проблема постановки целей образования. С позиции компетентностного подхода, цель образования – формирование ключевых образовательных компетенций: научить учиться, научить объяснять явления действительности, их сущность; научить ориентироваться в проблемах современной жизни; научить ориентироваться в мире духовных ценностей и т.п.
Базовыми понятиями компетентностного подхода являются компетенция и компетентность, при этом первое из них включает совокупность взаимосвязанных качество личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Иерархия образовательных компетенций следующая – ключевые компетенции, общепредметные компетенции и предметные компетенции. К ключевым образовательным компетенциям относятся – ценностно-смысловые компетенции, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция и компетенция личностного совершенствования.
Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик». Формирование ценностно-смысловой компетенции обеспечивается следующими методами и приемами: формулирование вопросов; самостоятельное изучение и составление краткого конспекта; тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенной информацией или с лишними данными; предметные олимпиады; проблемы. Формирование общекультурной компетенции: устные упражнения: задачи, в условии пропущена какая-то информация; задачи со скрытой информативной частью; задания с информационно-познавательной направленностью; исторический материал; на дом составление текстовых задач по уравнению, схеме. Формирование учебно-познавательной компетенции: решение нестандартных, занимательных, исторических задач; проблемный способ изложения новой темы, проведение мини-исследований на основе изучения материала; создание проблемных и поисковых ситуаций; тестовые конструкции. Формирование информационной компетенции: самостоятельная работа с книгой: конспектирование; ответы на вопросы; тезирование; составление справки; составление формально-логической модели и др. Формирование коммуникативной компетенции: решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением; устное рецензирование ответов домашнего задания ученикам; использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций; использование работы в группах; сдача различных устных зачетов. Формирование социально-трудовой компетенции: контрольные работы различного рода; тесты по усовершенствованию устной речи, задания социально-трудового характера; проведение различных исследований; составление тестов самими учащимися. Формирование компетенции личного самосовершенствования: решение задач с «лишними данными»; самостоятельное составление теста, обнаружив варианты ошибочных и правильных ответов; задачи на развитие навыков самоконтроля (с проверкой и др.); задачи на решение различными способами.
Цель и задачи работы выполнены. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ