На что ориентируется машиностроение
Факторы размещения машиностроения
Факторы размещения машиностроения в основной своей массе обуславливаются технологией производства.
Базовыми для любой отрасли являются следующие факторы:
Например, изготовление высокоточных машин сосредотачивается в областях, где доминируют квалифицированные работники, потому что в данном сегменте главную роль играет не сырьё, а высококвалифицированный труд.
География машиностроительной отрасли
Наибольшим фактором расположения заводов и фабрик машиностроения являются традиции формирования промышленности для конкретного географического района. Исходя из большого скопления химических и металлургических залежей, в США сосредоточенно много предприятий крупного машиностроения.
На территории Соединённых Штатов Америки находятся одни из самых крупных автомобильных и авиационных заводов. География машиностроительной отрасли отслеживается не только в конкретной стране, но и по всему миру.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
К примеру, южная часть США, большая часть Канады, Австралии и некоторые районы Аргентины, всегда были областями, в которых прекрасно развивается производство продуктов питания и сельскохозяйственная отрасль.
Это приводило к повышенному спросу на продукцию сельскохозяйственной промышленности и оборудование по переработке продуктов питания.
Изредка детерминантом размещения производств может являться фактор самого производства. В основной своей массе это имеет отношение к производству, которое очень металлоемко.
Главные черты местоположения машиностроительной отрасли
Машиностроительная отрасль развита по всей площади Российской Федерации, но развита она не однообразно. Так сложилось исторически, что между восточными и западными частями России различные уровни развитости.
Львиная доля машиностроительного производства сосредотачивается в Европейской части Российской Федерации. И эта часть потребляет около девяносто процентов всей производимой продукции.
В свою очередь, на Европейской части страны производственное хозяйство эволюционировало не однообразно. Примерно семьдесят процентов производства находится на Урале, в Центральной России и на Поволжье.
Машиностроительная отрасль находится в преимущественно в больших населённых пунктах, таких как Москва, Новосибирск, Екатеринбург.
География машиностроительной отрасли Российской Федерации
В основном тяжелое машиностроение размещено в Центральном районе России, на Урале (оборудование для горнодобывающей промышленности), в Сибири, в Санкт-Петербурге (производство турбин и генераторов) и в Екатеринбурге (кузнечнопрессовое оборудование).
Общее же машиностроение различается специализацией в узкой области, подвержено кооперированию, с невысоким потреблением металла и многочисленностью производимой продукции.
Основной отраслью общего машиностроения считается автомобилестроение, количество автомобильных заводов превышает двести единиц.
Так как важным фактором для автомобилестроения является транспортные соединения, именно по этой причине многие предприятия находятся недалеко от больших магистралей.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
В свою очередь средне-тоннажные автомобили, производятся в Москве и в Нижнем Новгороде. А вот грузовые автомобили производятся в городе Набережные Челны.
Город Энгельс известен производством троллейбусов, а город Краснодар и город Голицын производят автобусы.
Промышленность по производству тракторов сосредоточена в районах сельскохозяйственного назначения, это следующие города: Липецк, Санкт-Петербург, Челябинск.
Промышленность по производству электротехнической продукции находится в областях, где преобладает квалифицированная рабочая база, с большим количеством потребителей и научно-исследовательскими институтами.
На сегодняшний день эти большие производства работают в центральном, западносибирском и северо-западном районах.
Предприятия станко-инструментальной промышленности хоть сравнительно и не велики по размерам, но находятся в крупных городах России, таких как Москва, Рязань, Новосибирск и Иваново.
Отрасль приборостроения сосредоточенна в основном в Москве и Московской области, так как требуется большое количество квалифицированной рабочей силы и научно-исследовательская база.
Авиационная промышленность выделяется своей высочайшей степенью квалификации инженерно-технических и рабочих кадров, и это обуславливает расположение основного производства в больших центрах.
Самолёты для грузовых и пассажирских перевозок изготавливаются в таких больших городах, как Москва, Смоленск, Воронеж.
Около девяносто процентов продукции изготавливается в Европейской части Российской Федерации, по той причине, что здесь проживает примерно восемьдесят процентов населения страны, и расположено много научно-исследовательских институтов.
Большим отрицательным моментом этого является мизерная сопричастность регионов, которые расположены за уральским хребтом, невзирая на то, что у этих регионов огромный сырьевой потенциал.
Их достаточно много — от особенностей ландшафта до социально-экономической структуры района и плотности населения. Особенно важна доступность ресурсов и кадров.
Основные факторы
Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.
При размещении завода учитываются такие факторы:
Значимость факторов различается в зависимости от типа выпускаемых машин. Играет роль также специализация страны, особенности её географического расположения.
Географические условия
Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:
Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса. Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.
Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.
Такой симбиоз можно наблюдать на юге США, в Австралии, Аргентине, Канаде, Узбекистане.
Научно-технический прогресс
Модель развития машиностроения и привлекательность района для этой отрасли зависит не только от наличия научных активов, но и от общего технического прогресса в стране.
Значение имеют такие факторы:
Высокоразвитые государства, например, Япония, специализируются на соответствующих областях машиностроения — IT-технологиях, ядерной энергетике, военной технике, космической и автомобильной областях. Развитие сфер производства в них идёт по другой модели, чем в России, США и прочих стран с развитой металлургией и богатыми запасами ресурсов.
При размещении машиностроительных предприятий часто ориентируются на уже существующие экономические регионы, поскольку эта отрасль сильно зависит от других. В результате образуются стабильные комплексы. Они постоянно развиваются, дополняясь новыми фабриками и привлекая потребителей для готовой продукции.
Множество примеров можно найти, если взглянуть на карту стран Юго-Восточной Азии. Машиностроительные предприятия по производству бытовой техники и радиоэлектроники собираются в огромные районы, работающие как один слаженный аппарат. Постоянный прирост дешёвой рабочей силы стимулирует владельцев расширять его, создавая новые фабрики для удовлетворения нужд потребителей.
Инвестиции и финансовые вложения
Главные инвесторы в машиностроение — владельцы уже функционирующих предприятий. Они действуют по готовым схемам развития, определяющим развитие отрасли. Как правило, планы расписаны на десятилетия вперёд, потому размещение предопределено и проходит без неожиданностей.
Исключениями являются случаи кризисных ситуаций, когда заводы открываются не для получения прибыли, а для создания рабочих мест и сохранения производства на потоке.
Такие ситуации происходят довольно часто во время финансовых кризисов, социальных беспокойств.
Интеграция в экономику
Один из ключевых факторов размещения трудоёмкого машиностроения — возможность вписать предприятия в местную и глобальную экономику. Сюда входит:
Грамотная интеграция в экономику необходима для выполнения инвестиционных планов и достижения проектом хорошей окупаемости.
Примером удачного решения служат многочисленные заводы бытовой техники в Китае — они заняли идеальную нишу, найдя многочисленных постоянных поставщиков ресурсов и потребителей готового товара.
Транспортная сеть
При машиностроении требуется постоянный перевоз ресурсов, деталей, частей механизма от одного завода к другому. Поэтому все предприятия нуждаются в развитой транспортной сети, наличии перевозчиков, отлаженной системе дорожной безопасности. Некоторым отраслям (например, тяжёлому машиностроению) жизненно необходимы железнодорожные станции, морские порты, аэропорты для транспортировки.
Сложные машины могут состоять из тысяч незаменимых деталей, потому важна их своевременная транспортировка от предприятия к предприятию. Заводы стараются размещать у крупных магистралей и транспортных узлов. Коммуникации необходимы для слаженной работы всего цикла, ведь последствиями даже небольшой задержки могут стать огромные убытки.
Количество и квалификация рабочих
На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.
Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.
Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:
Каким бы благоприятным не был регион с точки зрения ресурсов, предприятие не сможет работать без людей. Потому этот фактор не стоит недооценивать.
Природные ресурсы и сырьё
Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.
Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.
Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.
Масштабы потребления
Перед размещением завода какой-либо продукции директора должны тщательно проанализировать спрос и заранее подобрать потенциальных клиентов, ведь только там можно получить от производства выгоду. Не исключением из этого принципа станут и механизмы — они бесполезны для производителя, если их нельзя продать. От спроса зависит не только выбор региона, но и численность персонала, масштабы производства, объёмы выходящих на свет машин.
Особенности для разных видов
Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного. Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:
Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.
Учитывать их необходимо для того, чтобы предприятие окупалось и приносило прибыль.
Машиностроение это конкретная отрасль промышленности. Её целью является образование различных технических устройств, оборудования и машин. Состав машиностроения можно условно разделить на три группы. Научная, трудоемкая, металлоемкая. Уже они разделяются на виды машиностроения, которые подразумевают отдельные отрасли. В них осуществляется обработка всех элементов периодической таблицы Менделеева и размещение производства по географическим особенностям.
Отрасли машиностроения
Народное хозяйство любой страны не сможет нормально существовать без машиностроения. Оно в полной мере размещает в себе самые ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Плюс к этому каждая фабрика, завод и производство создает продукцию, примеры которой используются в реальной жизнедеятельности людей.
Старые отрасли
Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств.
Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.
Новые отрасли
Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:
К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.
Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное. Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда. Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.
Новейшие отрасли
Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:
электроника и электротехника;
Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.
Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие.
Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.
Центры машиностроения в России
На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре.
Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.
Принципы размещения предприятий наукоемкого машиностроения
Эта отрасль является одной из самых востребованных в плане человеческого ресурса. Здесь важно понимать, что изготовление приборов для авиастроения или создание новых компьютеров возможно в условиях полного лидирования. А это возможно лишь при наличии рядом находящихся высших и средних учебных заведений.
Первое место разделяют между собой Китай и США. К ним добавляются СНГ и Западная Европа.
Крупные компании, транснациональные корпорации и множество предприятий сосредоточены в основном в Восточной Азии и Северной Америке. Поэтому они обеспечивают лидерство следующим странам: США, Китай, Россия, Канада.
В заключении отметим, что без машиностроения невозможна современная жизнь. Оно обеспечивает множество рабочих мест, крупные денежные доходы и развитие современных технологий.
Факторы размещения машиностроения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Факторы размещения машиностроения
Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.
Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.
Основными факторами для всех отраслей являются:
Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.
К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.
География машиностроения
Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.
Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.
Готовые работы на аналогичную тему
Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.
Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.
Главные черты размещения машиностроения
Машиностроение развито на всей территории России, но развито оно не одинаково.
Между западными и восточными странами разный уровень развития. Сложилось так, что большая часть производства сосредоточенна на Европейской части России. На эти районы приходится более 90% продукции.
Даже на Европейской части России производство развито не одинаково. 70% приходится на Урал, Центральную Россию и Поволжье.
Машиностроение располагается в основном в крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург, Новосибирск и др.
География машиностроения России
Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.
Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).
Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.
Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.
Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.
Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.
Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.
Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.
Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.
Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.
Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.
Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.
География
План урока:
Факторы размещения
Отрасль машиностроения возникла около 200 лет назад в период промышленной революции в Англии. Сегодня же она является главной отраслью мировой экономики. Уровень развития машиностроения в государстве отображает уровень научно-технического прогресса, экономического развития, обороноспособности.
Существует несколько факторов размещения предприятий машиностроения:
Регионы машиностроения в мире
В географии машиностроительной отрасли мира выделяют четыре основных региона:
В США производят примерно 30% мировой продукции машиностроения. На долю Японии приходится 15%, Германии – 10%.Предприятия Российской Федерации производят около 6% продукции. Россия сохраняет ведущие позиции в производстве аэрокосмической техники и вооружения. В последнее время в мировой отрасли машиностроения заметную роль играет Республика Корея. Страна занимается морским судостроением, производством бытовой техники, а также автомобилестроением.
Отрасли мирового машиностроения
В современном мире развитие машиностроения имеет важное значение для каждого государства. Отрасль является лидером по стоимости продукции, которую выпускают предприятия, в сравнении с другими отраслями хозяйства. Она снабжает машинами и другим оборудованием практически все отрасли промышленности, а людей – предметами потребления. В машиностроительную индустрию можно внедрять различные научно-технические разработки. Благодаря машиностроению обеспечивается обороноспособность государств.
В структуре машиностроения выделяют три крупных подотрасли:
Рассмотрим географию основных отраслей машиностроения.
Станкостроение
Это одна из самых главных отраслей машиностроительной индустрии. Предприятия занимаются производством металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, промышленных роботов, литейного и кузнечно-прессового оборудования. Лидерами в станкостроении являются развитые страны – Япония, Германия, Китай. Производством промышленных роботов занимаются Япония, Китай, США, Республика Корея, Германия.
Автомобилестроение
Автомобилестроение – ведущая отрасль промышленности в целом. Она производит легковые, грузовые автомобили, автобусы. 75% всего производство приходится на легковые машины. В общем производстве автомобилей лидерами являются Китай, Соединенные Штаты Америки, Япония, Германия, Индия. Лидеры по производству легковых машин – Китай, Япония, Германия, США, Республика Корея. Легкогрузные автомобили в большом количестве производят в США, Китае, Канаде, Мексике, Таиланде. Лидеры по производству большегрузных машин – Китай, Япония, Индия, США, Мексика. Автобусы изготавливают в Китае, США и Японии. Примерно 90% всех автомобилей выпускает 20 автомобильных компаний. Крупнейшие из них: Тойота (Япония), Хёндай-Киа (Республика Корея), Фольксваген (Германия), Форд (Соединенные Штаты Америки), Хонда (Япония), Дженерал Моторс (Соединенные Штаты Америки), Ниссан-Рено (Япония-Франция), PSA-групп (слияние Пежо и Ситроен, Франция), Фиат-Крайслер (Италия-США).
Главные центры автомобилестроения:
Судостроение
Центры судостроения в мире:
Железнодорожное производство
Это также одна из самых старых отраслей в машиностроении. Предприятия ориентированы на производство локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, железнодорожного оборудования. Железнодорожное производство хорошо развито в США, Франции, Японии, Чехии, Германии, Польше, России, Украине, Индии, Китае.
В современном мире наблюдается тенденция перемещения предприятий железнодорожного машиностроения из развитых стран в развивающиеся. Страны Европы все больше занимаются строительством современных скоростных поездов. Мировые лидеры по производству локомотивов – США, Германия, Франция, Япония, Россия, Украина, Индия, Бразилия, Аргентина. В вагоностроении лидируют Мексика, Египет, Иран Таиланд, Чили, Колумбия.
Авиаракетостроение
Авиаракетостроение – еще одна значимая отрасль в машиностроении, которая занимается строительством самолетов, вертолетов, ракет, космических аппаратов, авиационных двигателей и т.д. Это одна из самых наукоемких областей, она требует высококвалифицированных сотрудников и хорошую научную базу. Лучше всего авиационная промышленность развита в США, России, Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании.
Самые крупные авиастроительные компании мира: Боинг (США), Фоккер (Нидерланды), Эйрбас (Франция), Роллс-Ройс (Великобритания, это одна из самых крупных компаний которая занимается производством двигателей), Эмбраер (Бразилия), Бомбардье (Канада).
Центры авиастроения в мире:
Электротехника и электроника
Данные отрасли считаются самыми наукоемкими, поэтому предприятия размещаются в районах с наличием высококвалифицированных кадров. Электротехника и электроника широко развита в Китае, США, Республике Корея, Германии, Нидерландах, Сингапуре, Мексике, Японии, Малайзии, Великобритании. В странах Восточной и Юго-Восточной Азии представлено активное развитие производства бытовой электроники и электроприборов. Компьютеры и мобильные телефоны производят в Китае, Японии, США, Республике Корея. Самые крупные производители электроники в мире:
Мировое машиностроение уже на протяжении многих лет занимает первое место по стоимости конечной продукции, на долю которой приходится 35% от всей промышленности в мире. В результате постоянного технического и научного развития в составе машиностроения происходят регулярные изменения. Одни отрасли полностью исчезают, на их смену приходят другие, наращивая при этом темпы производства.