На что похож большой театр
Большой театр – главный храм зрелищ в Москве и России
Большой театр России
Государственный академический Большой театр России, или просто Большой театр – символ театральной России, крупнейший музыкальный театр в стране и один из значительных театров оперы и балета в мире. Театральный комплекс расположен на одноименной площади в центре Москвы, недалеко от Кремля. Большой театр – объект культурного наследия народов России федерального значения.
Вехи становления театра
17 марта 1776 года – дата основания театра. В это время владелец частной труппы, губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов, получил высочайшее соизволение Екатерины II на руководство увеселительными мероприятиями столицы.
Постановки талантливого коллектива князя Урусова часто радовали императрицу, и с ее разрешения князь возвел на берегу Неглинки, на углу улицы Петровки, деревянное здание театра, прозванное Петровским. Не успев открыться, театр сгорел.
Построить новое здание князю помог обрусевший англичанин Меддокс, успешный антрепренер и артист балета. Трехэтажное кирпичное здание театра обошлось британцу в 130 тысяч рублей серебром.
Здание, простоявшее 25 лет, сгорело 8 октября 1805 года. Архитектор Карл Иванович Росси спроектировал новый театр, а во время его строительства выровняли и замостили Театральную площадь, по которой прежде не было проезда из-за грязи и ям. Деревянный театр не удалось спасти во время пожаров в Москве в 1812 году.
Театр, возникший в 1825 году на месте обгорелых развалин, изумил и восхитил современников. Великолепное громадное здание соединялось с талантом и популярностью артистов. По печальной традиции очередной пожар 11 марта 1853 года оставил только каменные внешние стены.
На этот раз здание восстанавливали 3 года. Работой руководил архитектор Альберт Кавос. Современники писали, что вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней.
Театр, построенный Альбертом Кавосом
Театр открылся 20 августа 1856 года. Архитектор, перестроив здание, увеличил высоту стен на 2 метра, создав главный фасад в крупных, выразительных и лаконичных формах классицизма.
Архитектура и особенности фасада
Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма.
Над главным портиком возвели дополнительный фронтон, закрыв декорационный зал. На фронтоне красовался государственный герб России – гипсовый двуглавый орел. К внешнему убранству добавили скульптурные украшения, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой, подъезды перед входом оборудовали пандусом для заезда карет. Фасад выкрашен в песочный цвет. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.
Зрительный зал
Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра. Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок.
Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.
Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы».
По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.
Реконструкция Большого театра
Вскоре зданию потребовался капитальный ремонт, который провели при Советской власти: укрепили фундамент, провели электричество и телефон.
Регулярная реконструкция
Реконструкции в театре проводились постоянно, последняя из них завершилась в 2011 году, и театр начал расти в глубину: в результате под Театральной площадью расположился новый концертный зал. В нишах главного фасада – статуи муз Эрато и Терпсихоры, воссозданные по фотографиям. Театру вернули исторический облик фасадов и интерьеров, усовершенствовав техническое состояние.
Здание поставили на новый фундамент, главный фасад перекрасили в песочно-золотой цвет и удлинили на 6 метров. Площадь Большого театра, увеличившись в 2 раза, равна 80 тысячам квадратных метров. В здании театра появилось 17 лифтов, 4 из них – технические.
Фойе и залы
В главном фойе, до перестройки названным Белым, восстановили росписи с имитацией лепного декора. Роспись выполнена в технике гризайль, так что зрительно узор кажется объемным. Освещают фойе три хрустальные люстры.
Установленные здесь зеркала создают ощущение дополнительного пространства и света. Специально заказанный белый рояль установлен посреди фойе. Шикарная Парадная лестница, ведущая в фойе, украшена изумительными алебастровыми вазами.
Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, но и роскошные залы. С двух сторон главного фойе – Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровой залы. Круглый зал, или Малое Императорское фойе, – с залом в форме квадрата и потолком в виде ротонды, которая и дала название залу, отличается удивительной акустикой.
Встав в центре зала и разговаривая, можно услышать собственный голос, отраженный от стен. В тишине зала до вас донесутся слова присутствующих людей, разговаривающих шепотом. Здесь император, встав в центр круга, произносил речь, которую слышали в каждом уголке зала.
Большое Императорское фойе, получившее название в 1895 году по случаю коронации здесь Николая II, обновили, вручную восстановив каждый сантиметр жаккардовых тканей и гобеленов и восстановив символику конца XIX века. Потолок украсили лепниной и позолотой, на прежние места вернули императорские монограммы и изображение корон.
В интерьере Хорового зала восстановили орнаментальную живопись в технике гризайль и акустические панели на стенах. Царская ложа блистает золотом и бархатом. Интерьер театра площадью 981 квадратный метр 156 мастеров со всей России золотили толщиной в 5 микронов, на что потратили 4,5 кг золота.
Сцена Большого театра
Сцена Большого театра, имеющая объем 6-этажного дома, обновлена и компьютеризирована. Теперь она состоит из 7 двухуровневых подъемно-опускных площадок и может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Портал сцены 20,5*17,8*23.5.
Сценическое пространство оборудовано современными устройствами для осветительных приборов, аппаратов для спецэффектов и акустики. Под авансценой – место для оркестра на 130 человек. В 1955 году на сцене театра появился роскошный занавес из парчи, который оформлял сцену 50 лет, восстановленный во время реконструкции театра. На новом занавесе – вышивка двуглавого орла и слова «Россия».
Зрительные залы
Для публики открыты 3 зрительных зала: историческая (основная) сцена, новая сцена и Бетховенский зал. Историческая сцена – полукруглый зал с 4 ярусами, украшенными золотом и красным бархатом. Шумонепроницаемый концертный зал вмещает 1768 человек.
Над головой зрителей – люстра с 26 000 хрусталиков, весом хрустальных позолоченных подвесок 200 кг, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами. Двухтонную люстру диаметром 6 и высотой 9 метров раз в год, опуская вниз, моют электрики. Сначала она была свечной, затем – масляной, газовой, а с конца XIX века электрической.
Лепной рисунок балконов не повторяется ни на одном из ярусов зрительного зала. Плафон зрительного зала «Аполлон и музы» не вызывает нарекания у самых строгих экспертов. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки лож, штукатурные арабески и живописный плафон придают зрительному залу вид сказочного дворца.
Новая сцена построена в 2002 году и расположена в отдельном здании, рядом с основным, по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4. 29 ноября 2002 года открылась премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Здесь проходят гастроли зарубежных и российских театров, проводится театральный фестиваль «Золотая маска».
Красивый, удобный, праздничный зал с просторной 24*24 сценой. Люстры и лампы-бра создают уют. Плафон и занавес расписан в мастерской Церетели. Просторные фойе, гардероб и буфеты располагают к отдыху.
Подземный концертно-репетиционный зал, расположенный под фонтаном на Театральной площади, – это зал со сложной многоуровневой структурой и конструкцией по последнему слову инженерной техники. Технологические системы, установленные здесь, используются на океанских лайнерах.
«Складной стаканчик», – так называют технологичный, современный концертный зал. Шумонепроницаемые движущиеся стены, стеклянные перегородки, ряды с креслами и площадка сцены – все может исчезнуть, подняться, или опуститься, или выровняться.
Перестановкой в зале управляет стационарный пульт: опускание или подъем уровней помещений необходим для прослушивания оперных постановок вместе с оркестром и хором без использования главной сцены.
Интерьер в зале – в стиле Людовика XV: стены, обитые шелком, величественные хрустальные люстры, итальянская лепнина и ореховые полы восхищают зрителей. Здесь проводятся камерные и сольные концерты, а также концерты и спектакли для детей.
Творческая жизнь Большого театра
Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».
В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.
В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.
На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.
Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.
Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.
После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.
В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.
Видео: техническое закулисье Большого
Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен, а труппа театра – ведущая в мире. Большому театру принадлежит ведущая роль в становлении русского национального искусства.
Большой театр
Большой театр
Большой театр — национальное достояние страны. Старейший музыкальный театр России расположен практически в самом центре Москвы, на Театральной Площади, недалеко от Кремля. Полное наименование — Государственный Академический Большой театр оперы и балета России, но в народе прочно закрепилось название «Большой», что говорит о его исключительной роли в культурной жизни страны.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Большой театр
История
Начинался театр с небольшой частной труппы князя Петра Урусова. Постановки талантливого коллектива часто радовали императрицу Екатерину II, которая отблагодарила князя правом руководить всеми увеселительными мероприятиями столицы. Датой основания театра считается 17 марта 1776 года — день, когда Урусов получил эту привилегию. Уже через полгода после волеизъявления императрицы князь возвёл деревянное здание Петровского театра на берегу Неглинки. Но, не успев открыться, театр сгорел. Новое здание требовало больших денежных вложений, и у Урусова появился партнёр — обрусевший англичанин Медокс, успешный антрепренёр и артист балета. Строительство театра обошлось британцу в 130000 рублей серебром. Новый трёхэтажный кирпичный театр распахнул свои двери перед публикой в декабре 1780 года. Через несколько лет из-за денежных неурядиц англичанину пришлось передать управление театром государству, после чего храм Мельпомены стал называться Императорским. В 1805 году здание, выстроенное Медоксом, сгорело.
Несколько лет театральная труппа выступала на домашних подмостках московской знати. Новое здание, появившееся на Арбате в 1808 году, проектировал архитектор Карл Иванович Росси. Но и этот театр был уничтожен пожаром 1812 года.
Большой театр в XIX веке
Через десять лет началось восстановление театра, закончившееся в 1825 году. Но, по печальной традиции, и этому зданию не удалось избежать пожара, случившегося в 1853 году и оставившего после себя только наружные стены. Три года длилось возрождение Большого. Главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос, руководивший восстановлением здания, увеличил его высоту, добавил колонны перед входом и портик, над которым возвышалась бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Фронтон был декорирован двуглавым орлом — гербом России.
В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день. Конкуренция двух театральных коллективов пошла на пользу русским вокалистам, вынужденным оттачивать и улучшать своё мастерство, но невнимание администрации к национальному репертуару мешало русскому искусству добиться популярности у зрителей. Через несколько лет дирекции пришлось прислушаться к требованиям публики и возобновить оперы «Руслан и Людмила» и «Русалка». 1969 год ознаменовался постановкой «Воеводы» — первой оперы Петра Чайковского, для которого Большой стал основной профессиональной площадкой. В 1981 году репертуар театра обогатился оперой «Евгений Онегин».
Вид на зрительный зал Большого театра. 1972 г.
В 1895 году в театре был проведён капитальный ремонт, окончание которого ознаменовалось такими постановками, как «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Римского-Корсакова с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.
В конце 19-го века и в начале 20-го века происходит становление Большого как одного из ведущих центров театрально-музыкальной мировой культуры. В репертуаре театра — лучшие мировые произведения («Валькирия», «Тангейзер», «Паяцы», «Богема») и выдающиеся русские оперы («Садко», «Золотой петушок», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже»). На сцене театра блещут своим талантом великие русские певцы и певицы: Шаляпин, Собинов, Грызунов, Савранский, Нежданова, Балановская, Азерская; над декорациями трудятся знаменитые русские художники Васнецов, Коровин и Головин.
Большому удалось полностью сохранить свою труппу во время революционных событий и Гражданской войны. На протяжении сезона 1917-1918 годов публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. А в 1919 году театру было присвоено звание «Академический».
20-е и 30-е годы прошлого века становятся временем возникновения и развития советского оперного искусства. На сцене Большого впервые ставятся «Любовь к трём апельсинам», «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин»».
Балет «Лебединое озеро»
Во время Великой Отечественной войны часть труппы Большого была эвакуирована в Куйбышев, где продолжались создаваться новые спектакли. Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт. Послевоенные годы отмечены талантливыми постановками выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, каждый спектакль которого был заметным событием в культурной жизни страны.
С 2005 по 2011 год в театре была осуществлена грандиозная реконструкция, благодаря которой под зданием Большого появился новый фундамент, были воссозданы легендарные исторические интерьеры, значительно улучшилось техническое оснащение театра, увеличилась репетиционная база.
На сцене Большого родилось более 800 спектаклей, в театре проходили премьеры опер Рахманинова, Прокофьева, Аренского, Чайковского. Балетная труппа всегда была и остаётся желанным гостем в любой стране. Артисты, режиссёры, художники и дирижёры Большого много раз удостаивались самых престижных государственных и международных премий.
Вид на сцену и зрительный зал перед реконструкцией Вид на зрительный зал во время торжественного открытия Большого театра после реконструкции. 2011 г.
Описание
В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:
Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей — легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.
В момент представления Фасад Большого театра
Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.
Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.
Световое шоу на фасаде Большого театра
Интересные факты
Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов — насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.
Информация для посетителей
Адрес театра: Театральная площадь, 1. Попасть к Большому можно, пройдя по Театральному проезду от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд». От станции «Площадь Революции» до Большого вы дойдёте, перейдя одноимённую площадь. От станции «Кузнецкий мост» нужно идти по улице Кузнецкий мост, а потом повернуть на Театральную площадь.
Бронзовая квадрига работы Петра Клодта Схема зала в Большом театре
Приобрести билеты на постановки Большого можно как на сайте театра — www.bolshoi.ru, так и в кассах, открытых в Административном здании (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 15.00 до 16.00); в здании Исторической сцены (ежедневно с 12.00 до 20.00, перерыв с 16.00 до 18.00); в здании Новой сцены (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00).
Стоимость билетов варьируется от 100 до 10000 рублей, в зависимости от спектакля, времени представления и места в зрительном зале.
В Большом театре функционирует комплексная система безопасности, включающая в себя видеонаблюдение и обязательный проход всех посетителей через металлоискатель. Не берите с собой колющие и острые предметы — с ними вас не пропустят в здание театра.
Дети допускаются на вечерние спектакли с 10 лет. До этого возраста ребёнок может посещать утренние представления по отдельному билету. Дети до 5 лет в театр не допускаются.
Буфет Большого театра
В Историческом здании театра по понедельникам, средам и пятницам проводятся экскурсии, рассказывающие об архитектуре Большого и его прошлом.
Для желающих приобрести что-нибудь на память о Большом театре ежедневно, с 11.00 до 17.00, открыт магазин сувениров. Чтобы попасть в него, нужно войти в театр через подъезд № 9А. Посетители, пришедшие на представление, могут зайти в магазин непосредственно из здания Большого до начала спектакля или после него. Ориентир: левое крыло театра, цокольный этаж, по соседству с «Бетховенским залом».
Фото- и видеосъёмка в театре не разрешаются.
Собираясь в Большой театр, рассчитывайте своё время — после третьего звонка вы не сможете пройти в зал!
Неизвестный Большой: 10 нескучных фактов о главном театре страны
Большой театр — один из самых узнаваемых брендов страны. Но его история — это гораздо больше, чем летопись строительств и список прим-балерин. Мы собрали самые интригующие факты.
1. Английский миллионер разорился при строительстве Большого театра
Большой театр строили по приказу Екатерины II с 1776 года. Первое здание сгорело еще до открытия, вторым «подрядчиком» стал англичанин, инженер и театральный антрепренер Майкл Медокс. Он строил театр всю свою жизнь, вложив в него все силы и деньги. Его успехам многие завидовали, при дворе особенно. Так, градоначальник Александр Прозоровский предпринял конкретные шаги к отстранению Медокса от дел, предъявив обвинение в том, что здание театра построено с нарушением утвержденного плана, а репертуар «никуда не годный». Медокс не смог более продолжать бесконечных судебных тяжб (которые, кроме прочего, оказались еще и затратным делом), и в 1801 году Большой театр со всем прилагающимся имуществом перешел в императорскую казну. Вскоре Медокс, расстроенный таким поворотом дел и принявшийся кутить, окончательно разорился. В 1796 году, чтобы оплатить огромные долги англичанина, пустили с молотка все его имущество, включая личный особняк. От нищеты Медокса спасла императрица Мария Федоровна, назначив ежегодную пенсию в 3000 рублей.
2. Петр Чайковский дебютировал здесь как дирижер
Именно Большой театр стал первой профессиональной сценой Петра Ильича Чайковского – здесь композитор продирижировал премьерной постановкой оперы «Черевички» в 1887 году. И здесь же, 4 марта 1877 года был поставлен его самый «балетный» балет всех времен и народов – «Лебединое озеро».
3. СССР «родился» в Большом театре
30 декабря 1922 года «красное» руководство страны приняло историческое решение о создании многонационального социалистического государства — СССР. В здании театра проходили заседания Советского правительства, съезды Коммунистической партии, заседания трудящихся Москвы. А также здесь состоялся первый съезд Советов СССР.
4. Тканевые рисунки защитили театр от бомбардировок
Чтобы сохранить здание Большого театра, во время бомбардировок на него одевали защитную маскировку с изображением обычных домов и строительные сетки. Более того, в нем полностью отключали отопление и освещение, что делало легендарное здание недоступным для обнаружения врагом.
5. Хрустальные чудо-люстры не пострадали в войну
6. Сорта тюльпанов «Большой театр» и «Галина Уланова» вывели в честь знаменитых театра и артистки
Голландский цветовод-селекционер был настолько потрясен постановкой «Лебединое озеро» с Галиной Улановой в главной партии, что вывел два новых сорта тюльпанов — «Большой театр» и «Галина Уланова» соответственно. Эти цветы и сегодня высаживают на Театральной площади, и они радуют москвичей и гостей столицы своей красотой и изысканным ароматом каждую весну.
7. Занавес в театре сшили из золотых нитей
Знаменитый золотой занавес (один из самых узнаваемых символов Большого театра) появился в 1955 году. Это гобелен, сотканный из золотых и шелковых нитей. Общая площадь занавеса — 500 м2, вес — больше тонны. В 1990-х был создан его российский аналог. Вместо звезд и колосьев появился новый герб страны — двуглавый орел, аббревиатура «СССР» стала надписью «Россия». После реставрации в 2011 году гобелен снова заменили на полотно из натурального шелка, золотые нити соединили с металлической фольгой, также имеющей золотое покрытие.
8. Труппа Большого выросла до 1000 человек
В первой труппе Большого театра было всего 30 артистов, при этом четкого разделения на драматических и оперных-балетных среди них не наблюдалось: драматические актеры могли участвовать в оперных постановках, а танцовщики и оперные певцы играли в спектаклях. В XVIII веке труппа выросла до 80 человек, в XX веке — до 500 человек. Сегодня численность труппы Большого театра приближается к 1000 человек.
9. Театр спроектирован как гигантская скрипка
В XIX веке Большой театр считался номером один в мире по акустическим характеристикам. Звездный архитектор Альберт Кавос, занимавшийся постройкой здания в 1865 году, спроектировал зрительный зал как гигантскую скрипку: деревянные панели из резонансной ели ушли на отделку стен, железный потолок был заменен на деревянный, помещения под амфитеатром были засыпаны землей. Все эти решения шли вразрез с предписаниями и нормами того времени. Увы, в XX веке об этой уникальности никто не позаботился. Реконструкция 2011 года — грандиозная попытка восстановить все лучшее.
10. Первый эпатажный спектакль поставили ради денег
В 1923 руководство Большого театра объявило о своем решении создать спектакль, который бы обеспечил бы колоссальную прибыль. Официальная версия — для пополнения фонда пожилых артистов. Выход был найден: режиссер Владимир Лосский поставил «Севильского цирюльника» Россини так, что мужские роли сыграли женщины. А женские — мужчины. Спектакль, хоть и считался скандальным, пользовался бешеным успехом. А сборы действительно были необычайными.