На что раньше клеили паркет
Паркетный пол. старый. ЧЕМ вклеить паркетины.
Паркетный пол. старый. ЧЕМ вклеить паркетины.
есть идея восстановить старый паркетный пол. как и чем вклеить старые паркетины на место? процесс сможет ктото описАть? только чтоб реальный опыт, если можно!)
Сейчас паркет на что приклеен? стяжка, фанера, доски, битум?
стяжка оргалит гудрон паркет, имхо. но этого в точности никто не знает, здесь спецов не было, тока любители)
сменить на пластиковый пол НЕ ПРЕДЛАГАТЬ.
Прежде всего, желательно проверить ВЕСЬ пол, т.к. вложив некую сумму денег в ремонт, возможно придётся переделывать ещё раз. Цель: сделать один раз и с гарантией.
А вот дальше главный вопрос: Вас устроит то, что получилось? На полу наверняка множество щелей и повреждений, со временем всё забивается пылью и грязью, темнеет, поверхность изношена. Вклеенные плашки будут, скорее всего, отличаться по уровню. Вклеить шип/паз в готовый пол невозможно, значит будет вклеено без шипа либо с зазором.
Что планируете делать потом? Обновлять поверхность? Заделывать щели?
В тех реальных опытах ремонта старого пола были приняты разные решения:
я не вижу способа узнать об основании, не поднимая пола. пол поднимать не буду( замкнутый круг(
что мне даст эта инфа?
извините, но меня интересует КОНКРЕТНЫЙ СПОСОБ, КАК приклеить и ЧЕМ. бла бла бла на эту тему я и сама могу(
parquet написал :
А вот дальше главный вопрос: Вас устроит то, что получилось? На полу наверняка множество щелей и повреждений, со временем всё забивается пылью и грязью, темнеет, поверхность изношена. Вклеенные плашки будут, скорее всего, отличаться по уровню. Вклеить шип/паз в готовый пол невозможно, значит будет вклеено без шипа либо с зазором
я НЕ МОГУ перешлифовать, мне плашки в морду полетят, они не закреплены. (
масло считаю блажью для барышень, тока лак, не менее 3 слоев. я здесь живу, на широкую ногу.
при перепадах около сантиметра считаю это полной бессмыслицей(
это какого?))) см первый пост, пластик не предлагать.
тупая блонди написал :
Паркетный пол. старый. ЧЕМ вклеить паркетины.
есть идея восстановить старый паркетный пол. как и чем вклеить старые паркетины на место? процесс сможет ктото описАть? только чтоб реальный опыт, если можно!)
вытаскиваете паркетины (если они совсем болтаются ессно).
пробуете их очистить от того, что на них. Потом очищаете поверхность да и клеите как обычный клей.
это супер и мега бюджет вариант для любителей. Но ведь Вы именно это и спрашиваете.
я прав?
используется спец паркетный лак. хороших много. из бюджетных попробуйте Тарбикол.
идеально двухкомпонентник, но он не бюджетный совсем
moiparket написал :
клеите как обычный клей.
2Фил-2000 СПАСИБО. вот вы то мне и нужны)) а что будет если замажем шпатлевкой? а если пыль от нашего паркета?
а какой лак ЩАС для этого использовать? щас такой продают?)
«Бла-бла-бла» пока что сказано не было. Над проблемой приклеивания древесины к бетону работают целые заводы, научные коллективы. Тема важная, отсюда и много текста.
Пластик никто не предлагает. А вот паркетную доску рублей по 800-900 вполне можно положить.
Почему в большинстве советских квартир были паркетные полы
Традиционный для советских квартир метод укладки паркета «ёлочкой» применялся ещё в дореволюционной России. А первые паркетные полы появились в XVI веке и долгое время были только в домах знати.
А в пятидесятых годах XX века паркет из натурального дерева был почти в каждой квартире в хрущёвке. Но как советская власть допустила, чтобы паркет, ассоциирующийся с роскошью царских палат, оказался в квартирах простых работяг?
Первые паркетные полы
Долгое время в России и в домах крестьян, и в царских теремах были дощатые полы. Разумеется, особой красотой они не отличались, да и мыть их было сущим наказанием. Но примерно в XVI веке ситуация с полами изменилась. Из Европы пришла мода на паркет — деревянные дощечки, уложенные особым образом. В лучших домах Европы паркетные полы были настоящими произведениями искусства. Желая быть не хуже иностранных правителей, наша аристократия тоже стала укладывать в своих домах паркет.
Полностью иностранную моду не переняли. В России «дубовые кирпичи» укладывали «ёлочкой», то есть под углом друг к другу. Паркет «ёлочкой» стал визитной карточкой многих храмов и дворцов. Со временем паркет начали делать из бука, груши и ясеня, что позволило создавать настоящие картины из дерева. Много веков паркетные полы украшали только дома знати, простолюдины позволить себе их не могли. Однако после образования СССР ситуация изменилась — паркет появился в квартирах простых работяг.
Каким был паркет советских времён
В пятидесятых годах при проектировании хрущёвок, конечно, встал вопрос о внутренней отделке квартир. Недолго думая, решили не отказываться от старых традиций и класть паркет в подавляющем большинстве квартир. Не изменили и рисунку — паркет укладывали традиционной «ёлочкой». Однако укладка такого наборного паркета отнимала много времени.
Для упрощения процесса укладки стали делать квадратный паркет. Мастера выкладывали нечётное количество деревянных плашек друг за другом, то вертикально, то горизонтально — шашечкой. В дальнейшем от наборного паркета и вовсе было принято отказаться. Чтобы облегчить и удешевить производство паркета, его начали делать в виде щитов или модулей. Их формировали прямо на заводе, а в квартире оставалось только выложить щиты на пол. Советский щитовой паркет отличался хорошим качеством и высокой прочностью. Неудивительно, что в некоторых квартирах его можно встретить и сегодня. Но почему в СССР пошли на такой беспрецедентный шаг — укладку деревянного паркета в хрущёвках?
Дёшевый и красивый советский паркет
Укладка паркета в каждой квартире новостройки не была таким уж затратным делом, как может показаться на первый взгляд. Производство паркета в России было отлаженным процессом. Так, ещё до революции в стране насчитывалось около 90 предприятий, занимавшихся производством паркета. В то время как в Советском Союзе наладить производство каких-то других напольных покрытий — линолеума или ламината — было непросто. Вот и пользовались наследством царских времён. К тому же, паркет в СССР оказался довольно дешёвым в производстве, особенно щитовой.
Для изготовления щитового паркета использовались деревянные планки совсем небольшого размера и толщины. По сути, эти планки являлись обрезками, оставшимися от производства более крупных деревянных изделий. Разумеется, ратующие за экономию сырья производители, пускали эти остатки в дело.
Имела место и забота о здоровье граждан. Паркетные полы, в отличие от ламината, хорошо сохраняли тепло и поглощали звуки. Так что они были дополнительным слоем звуко- и шумоизоляции. К тому же, по тёплому паркетному полу было приятнее ходить, чем по холодному и скользкому линолеуму. Однако со временем укладывать паркет «ёлочкой» и «шашечкой» в советских квартирах прекратили. На смену паркету пришли линолеум и другие напольные покрытия.
Правильная укладка паркета
Рынок напольных покрытий поражает многообразием. Но многие хозяева коттеджей и квартир продолжают отдавать предпочтение старому доброму паркетному полу, отличающемуся натуральностью и роскошью. Этот финиш сложен в монтаже и стоит недешево, однако отличается эстетикой и изяществом. Главное класть его правильно без спешки. Допускать даже небольшие ошибки при самостоятельной укладке паркета нельзя, потом что-либо исправить будет практически невозможно.
Содержание
Подготовка основания
Паркетный пол представляет собой многослойную конструкцию из подстила и верхнего наборного покрытия из деревянных плашек. Класть паркет разрешается на бетонные стяжки, лаги и дощатые либо из древесных плит настилы. Однако делать это допустимо только на высушенное основание и с просветами по горизонту не более 2 мм.
Если для выравнивания перекрытия в комнате заливался слой из ЦПС, то после обычного месяца для затвердевания бетон придется оставить просушиться еще на одну–две недели. Сразу укладывать деревянный паркет на влажный черновой пол нельзя. Влажность последнего не должна превышать 4%, иначе напольный финиш из штучных плашек потом вздуется.
Самый простой и надежный вариант монтажа паркета – на настил из влагостойкой фанеры или ДВП. Такое выравнивание практически полностью исключает прогиб покрытия и появление скрипа досок. При этом древесную плиту можно заменить ГВЛВ.
Только поверх листа влагостойкого гипсоволокна надо будет дополнительно уложить разделительный слой из тканевого мультимоля. Без этой подложки паркетный финиш рано или поздно испортится из-за разного влажностного расширения ГВЛВ и дерева.
Классическая укладка паркета
Способы укладки
Технологий укладки паркета существует четыре:
Гвоздями
Гвоздевой способ применяется при монтаже паркетных досок и плашек по лагам или деревянному основанию. При этом гвоздики забиваются не сверху, а под углом в торец.
Полученное в результате напольное покрытие отличается высокой надежностью и долговечностью, а также более просто в циклевке. Не прибитую паркетину шлифовальная машина выбьет из конструкции пола с большей вероятностью, нежели зафиксированную гвоздями.
Среди минусов данной технологии более высокая трудоемкость работ и сложность проведения в последующем ремонта. Через несколько лет вынуть из сборного покрытия одну прибитую плашку будет крайне сложно. Снять с нее лак, заново отшлифовать и залакировать – возможно. Но о замене дерева на небольшом участке такого финиша лучше сразу забыть.
На клей
Вариант укладки с клеем более прост в самостоятельной реализации. Паркет таким способом класть можно как на стяжку, так и на деревянное основание. Клеевой состав наносится на них зубчатым шпателем, а потом на это место ложится паркетина. Полученное покрытие отличается повышенной прочностью, но требовательно к выбору клея.
Не всякие клеящие смеси подходят для работы с древесиной. Это не укладка плитки в ванной комнате, где можно воспользоваться несколькими вариантами раствора для керамики. При не правильно подобранном клее паркет утратит свой красивый вид в результате необратимого изменения цвета дерева, из которого сделаны доски.
Укладка паркета на битумную мастику
Применение битумной мастики уходит корнями далеко в прошлое. Именно ее изначально использовали, когда укладывали паркет во дворцах и дворянских усадьбах. Однако сейчас профессиональные паркетчики с битумом работают редко, так как через несколько лет из-за естественного процесса старения он теряет эластичность и начинает крошиться.
Плавающий способ
Плавающая конструкция предусматривает использование торцевых замков «шип-паз». Гвозди с клеем здесь не используются. Это приводит к удешевлению и упрощению монтажа паркетин, но финиш получается не слишком жестким и прочным.
По такой технологии обычно производится укладка ламината на деревянный пол с предварительным настилом подложки из вспененного полиэтилена. Но ее нередко применяют и при укладке паркетных досок.
Укладка плавающим способом
Виды укладки
Самостоятельно уложить паркет можно:
Елочка
Укладка паркета «елочкой» отличается повышенной трудоемкостью, но дает на выходе финиш с красивым и симметричным рисунком. Такой способ раскладки позволяет максимально разгрузить отдельные плашки благодаря более равномерному распределению давления сверху, что уменьшает риск растрескивания покрытия по швам.
Разбежка
Палубный вариант является самым простым в монтаже. Сдвигать плашки разрешается на 1/4, 1/3 или 1/2 от их длины либо вовсе в хаотичном порядке для формирования ассиметричного узора на полу.
Укладка в разбежку
Плетенка
Раскладка «плетенкой» позволяет получить объемный эффект в напольном рисунке. Однако этот способ требует использования паркетных досок минимум из двух разных пород дерева, что обычно приводит к удорожанию покрытия. Зато готовый декор выглядеть будет не просто красиво, а элегантно и роскошно.
Квадраты
Чтобы уложить паркет квадратами, плашки также потребуется взять из нескольких разных по оттенку пород. Эта раскладка отличается эстетикой и элегантностью, но очень требовательна к мастерству паркетчика. Если «квадраты» из отдельных досок сделать слишком большими, то они визуально будут давить и уменьшат пространство помещения. А излишне маленькие «квадратики» могут потеряться в интерьере.
Обработка пола после монтажа
Мало уложить паркетные доски на основание. Это только часть процесса укладки рассматриваемого пола. Потом плашки еще требуется отшлифовать и залакировать. Разбирая технологию как правильно укладывать ламинат, об этом моменте можно не задумываться, так как ламинированные финиши уже имеют защитный слой из лака. Но в случае с монтажом штучного паркета без циклевки дерева с последующей его лакировкой не обойтись.
Шлифовка паркета
Если паркетины клались на клей, то шлифовать их разрешается только через 1–2 недели. Клеящий состав сначала должен полностью затвердеть, надежно зафиксировав плашки. Производятся первоначальная циклевка и последующая более тонкая шлифовка с помощью специальной техники.
При этом шлифовальная бумага сначала применяется с большим размером зерна, а потом все с меньшим и меньшим.
Если на паркетных досках имеются трещины или углубления, то они перед окончательной шлифовкой заделываются грунтовкой из древесной пыли. Это делается, чтобы финишная лакировка вышла ровной без видимых изъянов.
Нанесение лаком
Лак для паркета подбирается в зависимости от породы древесины и нагрузок на пол в будущем. Он бывает на водной, алкидной, полиуретановой и других основах. Выбор ЛКМ для паркетного дерева большой.
Для помещений с высокой проходимостью правильней всего будет взять лакокрасочный материал из полиуретана, а для кухонь с повышенной влажность больше подойдет вариант на базе алкидов. Но если во главу угла ставится экологичность, то водные составы вне конкуренции.
Наносить лак следует в несколько слоев валиком. И в ряде случаев предварительно отшлифованный паркет надо будет прогрунтовать, чтобы уменьшить расход финишного ЛКМ.
Рекомендации
Паркетный пол очень требователен к ровности чернового основания. Прогибы или выпуклости более 2-х мм здесь не допустимы. Если положить рассматриваемый финиш на неровную основу, то он быстро начнет разрушаться и/или скрипеть.
Лак следует наносить вдоль древесных волокон на досках и тонкими слоями. Именно от правильности и качества его нанесения во многом зависит долговечность паркета. Спешить при выполнении лакировки не стоит.
Заключение
Самостоятельная укладка паркета требует от мастера умения работы с древесиной и внимательности. Спешка здесь недопустима. Дерево ошибок не прощает. Если хочется сделать своими руками роскошный паркетный пол, то это вполне возможно. Но придется потрудиться и быть крайне аккуратным при монтаже.
Смотрите также видео, как укладывать паркет:
На что раньше клеили паркет
ИСТОРИЯ ПАРКЕТА, КАК ПОЯВИЛСЯ ПАРКЕТ, ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКЛАДКИ ПАРКЕТА, ВИДЫ ПАРКЕТА, РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПАРКЕТА, ОСОБЕННОСТИ ПАРКЕТНОГО ПОЛА
В строительстве интерьера полам издавна уделялось большое внимание. В общественных зданиях древней Руси полы бывали деревянные, из гладких керамических поливных плиток и мозаичные, но самое большое распространение в России получил деревянный пол из досок, «дубовых кирпичей» и щитовой художественный паркет. Деревянный пол обладает большими преимуществами: сохранением тепла, упругостью, легкостью обработки и дешевизной. С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, причем иногда, особенно на юге, доски настилались непосредственно по глинобитному полу, но чаще они прикреплялись к балкам деревянными гвоздями.
Начиная с XVI века полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название «в елочку», а сам пол или мост назывался «косящатым». Клепки обычно лежали на грубо распиленном основании из мягкой породы, большей частью сосны.
В XVII веке наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывались на известковой основе, причем швы между дубовыми кирпичами также заливались известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда тянулся дубовый бордюр. Такой паркет существовал и раньше: он был в Дмитровском соборе во Владимире, в некоторых общественных зданиях, в боярских хоромах, в церкви Василия Блаженного и в Донском монастыре.
Паркет начала XVIII века связан с русской резьбой, которая искони была самым излюбленным видом народного искусства. Предметы материальной культуры нашего народа, а также фольклор, былины, сказки ярко показывают ту любовь к резным украшениям, которую через многие века пронесли мастера и художники в украшениях жилища, утвари и мебели.
Ещё в XV — XVII веках искусные резчики по дереву делали такую тонкую резьбу, что её трудно было отличить от высокохудожественной чеканки, а когда она покрывалась позолотой, то выглядела подчас тончайшей басмой.
Высокохудожественная резьба процветала в XVII веке в Москве в мастерских Оружейной палаты. В 1711 году Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством для изготовления паркетов на строительстве Петербургских дворцов.
0т 1756 года сохранился «реестр столярам», работавшим над паркетами в Царскосельском дворце, составленный «столярного дела мастером Михайлою Сухим», где поименовано 34 столяра, из которых 12 «цеховых» и 22 «охтенских».
Для дворцовых паркетов в 1749 году было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранились в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилевого, карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей.
Весь этот запас в 1750 году был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркетов, значительно увеличился, и к концу XVIII века стали применять уже свыше 50 различных пород дерева.
Наряду с местными отечественными породами: березой, орехом, сосной, лиственницей, кленом, дубом, буком, грабом, ясенем, вязом, грушей, яблоней, ольхой, можжевельником, карагачом и кизилем — стали все более и более применять редкие и дорогостоящие сорта привозных «заморских» деревьев, причем среди них были также и бразильские породы: якаранда (вид палисандра), жикитиба (шелковица), цебра, чефраз и другие. Из дорогих пород следует указать на черное эбеновое дерево (называемое заморской черной березой), фиолетовое — палисандр, розовое — амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное — цитронное, или померанцевое, карагач, атласное, или сатиновое дерево, пальмгоут, оливковое, железное, фернебуковое, тисc, чинару, белый и красный кипарис, тую, литьтерн, красный магон, самшит, пальму и разные сорта бразильского сахардана. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетов.
В зависимости от употребляемых материалов и паркеты носили различные названия:
Все они изготовлялись отдельными щитами, поэтому и самый паркет получил название щитового паркета.
Щит обычно состоял из основания, так называемого фундамента, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивалась фанера того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывались на решетку, состоявшую из сухих прочных брусьев, при этом применялись специальные врубки, обеспечивавшие прочность конструкции. Между брусьями перпендикулярно к ним в местах спая щитов по мере необходимости укладывались дополнительные ригели. Решетка в первых этажах здания покоилась на кирпичных фундаментах в виде отдельно стоящих опор (столбов). В междуэтажных перекрытиях решетка образовывалась из балок перекрытия и врубленных в них ригелей.
Щит собирался с таким расчетом, чтобы он не подвергался деформации, для чего щит скреплялся накрест, а образовавшиеся части этого щита дополнительно под прямым углом выкладывались небольшими пластинами. Щиты бывали разных размеров в зависимости от величины комнаты.
Архитектор Стасов особенно внимательно относился к технике щита. «Церковный пол, — писал он, — должен быть весь из молодого дуба казанского, как фундамент, или вязка, так и филенки, толщиною в 2,5 дюйма тем манером, какой был прежде, но для крепости может быть связан вместо одноаршинного квадрата три квадрата вместе, то есть в аршин шириною и в три аршина длиною».
Щиты с готовым рисунком цветного дерева укладывали на обрешетку с таким расчетом, чтобы края щитов приходились на балках. Частая укладка обрешетки из толстых и сухих балок создавала жесткую конструкцию, необходимую при укладке щитового паркета и вместе с тем исключавшую возможность деформации пола. При наклеивании цветного дерева на щиты могли применяться два способа: наборная работа — так называемое маркетри, когда собирался рисунок из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезались отдельные фрагменты цветного дерева.
При сборке щитов всякие неточности в расчетах на тот или иной апартамент всегда могли исправляться фризом паркета, так как его можно сделать любой ширины. Вот почему фризы по большей части изготовлялись на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах Останкинского дворца-музея. Обычно на практике размеры паркетных щитов и ширина фриза определяются без точного учета размеров помещений, поэтому для получения фризов одинаковой ширины делаются «доборы» (части щитов). Для устранения этого в настоящее время разрабатывается такая система размеров щитов и фризов, которая позволяет заполнять помещения любых размеров без «доборов».
Дерево для паркета должно быть не только сухим, но и зрелым.
В дошедшем до нас договоре «охтенского поселянина С. С. Тарасова на паркетные работы в нижнем и антресольном этажах старого Эрмитажа» четко указаны требования, предъявлявшиеся к настилу щитового паркета: «фундаменты паркетов делать прочно в шипы из сухих сосновых досок, толщиною в 2,5 дюйма ( 6,35 сантиметра ) и одной толщины, без гнили, табачных сучьев, проростей, оболони и прочих недостатков. Фанеры дубовые должны быть мелкослойные и тоже сухие толщиною 0,5 дюйма ( 1,25 сантиметра ) без сучьев, проростей, червоточин и неподкрашеные, одинакового светлого цвета, хорошо наклеены на фундамент без вставок настилку полов делать по ватерпасу по готовой обрешетке со врубанием в оную добавочных прогонов, под спаи паркетов и фризов, как где потребуется; щиты и фризы сплачивать между собою и пригонять к обрешетке плотно, без реек и прокладок, крепить их хорошими винтами прочно, чтоб настланные полы не производили Зыби и имели бы гладкую и ровную поверхность, галтели дубовые должны быть вытянуты по утвержденному главным архитектором шаблону и привернуты к поим винтами прочно. Величину половых щитов порогов в дверях и подходов в окна делать по мерам, снятым с натуры и по указаниям главного архитектора. Настланные паркетные полы с галтелями сдавать совершенно чистые, плотные, без реек и всякой замазки и натертые воском, глянцевитые. За прочность полов ответствовать мне один год и какие окажутся повреждения исполнять их беспрекословно»
Таким образом, щитовые паркеты сдавались обычно хорошо укрепленные винтами, вычищенные и натертые воском, но без красок. В приемке паркетных работ часто указывалось: «полы настланы, укреплены и вычищены исправно с цировкой цветов». Для чистки паркета применяли рыбью кожу, называвшуюся в продаже фишаут, а также хвощ.
Деревья, употреблявшиеся для паркетов, были по большей части из твердых пород, мягкие породы, такие, как липа, обычно использовавшаяся при резьбе, были совершенно непригодны для паркета. Местные породы: сосна, береза, дуб, особенно широко применявшиеся в паркетах с XVIII века, — обладают большой устойчивостью, степень их износа невелика. Достаточно указать на великолепные сосновые паркеты Останкина, Архангельского и Муранова, а также вспомнить дуб и березу, прекрасно сохранившиеся на протяжении полутора столетий в наборном паркете Останкинского дворца-музея и музея-усадьбы Кусково.
Не особенно высокой устойчивостью обладал так называемый черный мореный дуб, который стремились в наборе заменить другим, более прочным и близким по цвету, но дорогостоящим черным эбеновым деревом. Клен иногда заменялся огарновым деревом, которое отличалось «как большей чистотою, так и крепостью».
Нам близка и понятна простота, ясность и величие русской классики конца XVIII — начала XIX веков. Естественно, что паркетам русской классики мы должны уделить большее внимание. Но было бы совершенно неправильно, если бы мы отбросили весь предшествующий ход развития художественной обработки пола.
Установлено, что ещё в древнерусской архитектуре — с XII по XVII век включительно — для полов употреблялись поливные керамические обожженные плиты. Так, в Черниговском соборе XII века была не только мозаика, но и поливные плиты размером 12? 11 сантиметров желтого, зеленого, вишневого и других цветов.
В XVII веке во многих церквах можно было встретить и неполивные плиты. При исследовании церкви XVII века в Останкине под современным дощатым полом был обнаружен пол из квадратных неполивных плит белой обожженной глины.
В кремлевских теремных палатах встречались полы, набранные из цветных изразцов. В патриарших покоях Никона в Московском Кремле полы были также выложены разноцветными изразцами художественной работы.
Полы в Черниговском соборе XII века, по исследованию проф. Б. А. Рыбакова, были сделаны из указанных выше поливных плит и мозаики (рис. 8) 4 Богатые мозаичные наборы подов были в Новгородской Софии (1045 — 1050 гг.), а также в Софийском соборе Киева; последнюю мозаику исследователи датируют XI — XII веками.
Во Владимирском краеведческом музее сохранились от XII века из собора Рождества богородицы в Боголюбове фрагменты поливных (майоликовых) плиток пола лимонно-желтого, ярко-зеленого, розовато-красного и других цветов с изображениями петуха, гуся и пр.
Особенно интересным явлением в первой половине XVIII века была организация нашим великим русским ученым М. В. Ломоносовым мозаичного производства, где изготовлялись смальты из особого состава, изобретенного самим Ломоносовым, который в своих мозаичных работах достиг большого технического и художественного мастерства. Из Ломоносовской смальты был выложен мозаичный пол в стеклярусном кабинете Ораниенбаумского дворца (1762 — 1768 гг.). «Орнаментация этих полов выполнялась приемом флорентийской мозаики, то есть крупными пластинами. Искусные мастера Петергофской гранильной фабрики придавали этим пластинам любые очертания обточкой. На убранство Ораниенбаумского дворца пошло несколько сот пудов Ломоносовской смальты».
К сожалению, смальтовые полы в Ораниенбаумском дворце не сохранились, но об их технике и художественном достоинстве свидетельствует прекрасно сохранившийся такой же работы стол, над созданием которого работали 4 года наши русские мастера.
В первые годы существования Ораниенбаумского дворца в его интерьерах были не только полы, но и панели стен и несколько столов тонкой художественной русской мозаичной работы. Эти полы, композиционно соответствующие изысканным орнаментам плафонов, вместе со стенами и всем убранством создавали высокохудожественные ансамбли.
До наших дней дошли замечательные мозаичные полы Катальной горки Ораниенбаума. В центре главного круглого зала мозаичный пол имеет изображение фазана, держащего в клюве ветку с плодами. От этого центрального пятна концентрическими кругами располагаются полосы с растительным орнаментом.
Более сложные по рисунку чугунные плиты для полов делались в XVIII — XIX веках. Для примера можно привести чугунный иол первой половины XIX века церкви. Всех скорбящих радости на Большой Ордынке, построенной в 1830 году арх. Бове (рис. 9). Этот чугунный пол с центральным кругом, имеющим в середине розетку, с характерной для русской классики XIX века орнаментикой и обрамленный меандром, свидетельствует о том, что чугунные полы переживали те же стилистические этапы, что и деревянный паркет.
Настоящее исследование ставит главной задачей показать только русский художественный щитовой паркет XVIII — XIX веков в исторической смене стилей: паркет русского барокко, русской классики XVIII века, русской классики XIX века и фабричные модифицированные формы второй половины XIX — начала XX века.
Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы. В средние века «паркету» стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из «дубовых кирпичей» достигает к началу XVII века в разных странах Европы. Следует отметить, что художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.
В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из «деревянных кирпичей». Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название «в елочку», а сам пол назывался «косящатым». Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.
Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю в Москве. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.
Архивные документы свидетельствуют, что из «столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца» (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)
Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркета. В зависимости от материалов паркет носил различные названия: цветной (набранный из привозных деревьев), полуцветной, штучный (набранный из местных пород) и дубовый.
Паркет изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из основания, сбитого из досок, на которые наклеивали планки того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состоявшую из сухих брусьев. Щитовой паркет составляли из щитов самой разнообразной формы, в зависимости от рисунка пола: это были квадраты, круги, сегменты, ромбы и др.
При составлении рисунков щитового паркета, иногда паркет подкрашивали и подкуривали. Например, для подкраски в зеленый цвет древесину протравливали железным или медным купоросом. Подкуривание заключалось в том, что часть дерева закапывали в горячий песок и держали до тех пор, пока древесина не побуреет. Для придания дубу от серого до черного цвета его обрабатывали в автоклаве парами аммиака под давлением до 2 атмосфер при температуре 70-85° С в течение 80-120 часов.
Полы из щитового паркета начали применять в России в XVIII веке, а уже в конце века под руководством крепостного мастера Ф.И. Пряхина были выполнены лучшие щитовые паркеты Останкинского дворца. Русские щитовые паркеты XVIII- XIX вв. являются образцами декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и художественных паркетов, как в России.
Простота, ясность и величие которые отразились в проекте Останкинского дворца, где принцип симметрии сочетается с лаконичным и торжественным декоративным оформлением интерьеров здания. Художественный паркет этого дворца вошел в истории русского декоративного искусства как одна из ярких ее страниц.
Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, но … после «золотого» для художественного паркета XVIII века, и особенно с развитием в XIХ веке массового фабричного производства, его развитие практически замирает на столетие. Устройство паркетных полов из искусства превращается в ремесло. После революции в России краснодеревщиками практически стало нечего делать. Только в 60-х годах, при строительстве высотных зданий, а затем здания для СЭВ ( ныне занимаемое Московской мэрией) и некоторых других объектов, начали «вспоминать» эти работы.
Вся работа над паркетами производилась тогда исключительно ручным способом. Об инструментах, которыми производились работы по наборному паркету в XVIII веке, можно составить представление, но дошедшей до нас заявке, поданной в 1749 году в Петергофскую контору мастером-паркетчиком, перечислившим до 20 различных инструментов, необходимые ему для работы. Он просил дать ему: «шерхебелей, шнитхебелей, цынубелей, зынзубелей, штехбелей, рубанков, фуганков, долот: круглых, средних, малых, дольных, резаков, шлиссоков, решпилей, пил ножовок и троегранок, пил с половины круглых и топоров олонецких»
Массовое производство паркетных щитов стало применяться только со времени изобретения в 70-х годах XIX века специальной машины. Русский паркет, насчитывающий несколько сот лет своего существования и имевший самые разнообразные формы, прошел длительный путь своего развития. В истории русского декоративного искусства он занимает значительное место. Особенно необходимо знакомство с паркетом при изучении интерьера, ибо понять и оценить его без учета той роли, которую играет рисунок паркета, невозможно.
В XVIII веке композиционное построение паркета имело неразрывную связь с композиционным решением плафона, а иногда и с основными орнаментальными мотивами стены. Рисунок паркета нередко должен был подчеркнуть общий композиционный замысел всего интерьера, что особенно наглядно можно видеть в Китайском дворце гор. Ломоносова.
В наше советское время, когда создаются большие общественные здания, выполняемые на высоком художественном уровне, необходимо использовать и это богатое национальное наследие декоративного искусства.
Нам близка и понятна простота, ясность и величие русской классики конца XVIII — начала XIX веков. Естественно, что паркетам русской классики мы должны уделить большее внимание. Но было бы совершенно неправильно, если бы мы отбросили весь предшествующий ход развития художественной обработки пола.
Установлено, что ещё в древнерусской архитектуре — с XII по XVII век включительно — для полов употреблялись поливные керамические обожженные плиты. Так, в Черниговском соборе XII века была не только мозаика, но и поливные плиты размером 12х11 сантиметров желтого, зеленого, вишневого и других цветов.
Паркетный пол. старый. ЧЕМ вклеить паркетины.
Паркетный пол. старый. ЧЕМ вклеить паркетины.
есть идея восстановить старый паркетный пол. как и чем вклеить старые паркетины на место? процесс сможет ктото описАть? только чтоб реальный опыт, если можно!)
Сейчас паркет на что приклеен? стяжка, фанера, доски, битум?
стяжка оргалит гудрон паркет, имхо. но этого в точности никто не знает, здесь спецов не было, тока любители)
сменить на пластиковый пол НЕ ПРЕДЛАГАТЬ.
Прежде всего, желательно проверить ВЕСЬ пол, т.к. вложив некую сумму денег в ремонт, возможно придётся переделывать ещё раз. Цель: сделать один раз и с гарантией.
А вот дальше главный вопрос: Вас устроит то, что получилось? На полу наверняка множество щелей и повреждений, со временем всё забивается пылью и грязью, темнеет, поверхность изношена. Вклеенные плашки будут, скорее всего, отличаться по уровню. Вклеить шип/паз в готовый пол невозможно, значит будет вклеено без шипа либо с зазором.
Что планируете делать потом? Обновлять поверхность? Заделывать щели?
В тех реальных опытах ремонта старого пола были приняты разные решения:
я не вижу способа узнать об основании, не поднимая пола. пол поднимать не буду( замкнутый круг(
что мне даст эта инфа?
извините, но меня интересует КОНКРЕТНЫЙ СПОСОБ, КАК приклеить и ЧЕМ. бла бла бла на эту тему я и сама могу(
parquet написал :
А вот дальше главный вопрос: Вас устроит то, что получилось? На полу наверняка множество щелей и повреждений, со временем всё забивается пылью и грязью, темнеет, поверхность изношена. Вклеенные плашки будут, скорее всего, отличаться по уровню. Вклеить шип/паз в готовый пол невозможно, значит будет вклеено без шипа либо с зазором
я НЕ МОГУ перешлифовать, мне плашки в морду полетят, они не закреплены. (
масло считаю блажью для барышень, тока лак, не менее 3 слоев. я здесь живу, на широкую ногу.
при перепадах около сантиметра считаю это полной бессмыслицей(
это какого?))) см первый пост, пластик не предлагать.
тупая блонди написал :
Паркетный пол. старый. ЧЕМ вклеить паркетины.
есть идея восстановить старый паркетный пол. как и чем вклеить старые паркетины на место? процесс сможет ктото описАть? только чтоб реальный опыт, если можно!)
вытаскиваете паркетины (если они совсем болтаются ессно).
пробуете их очистить от того, что на них. Потом очищаете поверхность да и клеите как обычный клей.
это супер и мега бюджет вариант для любителей. Но ведь Вы именно это и спрашиваете.
я прав?
используется спец паркетный лак. хороших много. из бюджетных попробуйте Тарбикол.
идеально двухкомпонентник, но он не бюджетный совсем
moiparket написал :
клеите как обычный клей.
Паркет на крашеное ДСП
Требуется критика. Планирую положить паркет на советское ДСП, крашеное несколько раз. Основание прочное, краска лежит основательно, «заматирую» её шлифмашинкой.
Up! Профи в отпусках?
что в вашем понимании паркет? (просто многие так называют паркетную доску)
24.07.2012 в 19:47 24.07.2012 в 20:20
Буйный написал :
Подозреваю, что будет сей паркет лежать на хорошем клею и гвоздях и никуда не денется.
сколько лет вашему ДСП? Если за много лет оно не развалилось от сырости (но наверное может развалиться со временем), то теоретически я не вижу причин менять его например на фанеру.
Слабовато для паркета.
Как написали, может так получится, что раслоит его паркет.
Двадцать. Влаги она (плита) не видела.
Вот и я склоняюсь к такой мысли. Ну, крепкий пол (основание), ёлы-палы. Будет всё пирогом лежать.
Кстати, а как OSB себя чувствует под паркетом? Или их симбиоз, скажем так?
Буйный написал :
Планирую положить паркет на советское ДСП, крашеное несколько раз. Основание прочное, краска лежит основательно, «заматирую» её шлифмашинкой.
Буйный написал :
паркет толщиной 15 мм. Плашки 60 х 380..460 мм.
Буйный написал :
Подозреваю, что будет сей паркет лежать на хорошем клею и гвоздях и никуда не денется.
Не вижу причин, чтобы не укладывать паркет на такое основание. Если всё крепко и достаточно ровно, то можно и рискнуть!
Клей бы порекомендовал без содержания воды. По старой масляной краске будет самое то.
Ещё бы посоветовал Вам прокрутить ДСП саморезами к доскам чернового пола. Процедура необходима, чтобы исключить появление различных звуков после укладки штучного паркета. Пока там наверняка для крепежа ДСП к необрезной доске использованы старые гвозди.
Нельзя забывать, что монтируя новый паркет на старую основу мы однозначно рискуем получить в итоге новые полы с появляющимися «подводными камнями» в виде скрипов, щелчков, потрескиваний и т.п.
Как в советские времена укладывали паркет в квартирах
В советские времена укладывали паркет по разному и редко, когда хорошо, если сравнить технологию укладки с сегодняшними современными материалами и методами. Однако, приличный старый советский паркет все еще можно восстановить и даже очень хорошо, ведь новый паркет сегодня не всем по карману. Паркетом в советское время в основном был дуб, бук, граб и редко береза с сосной. Покрывался паркет прочным ленинградским и московским лаком, от чего он приобретал желто-красные оттенки, которые сегодня давно вышли из моды и даже неприятны.
Основанием того времени служила шлаковая засыпка с битумом, стяжка и лаги. На лаги стелились доски, на которые паркет прибивали гвоздями, а на засыпке и стяжке стелили оргалит, на который уже стелился паркет. Клеем того времени был битум, который плавили на улице. Сегодня битум давно потерял свои свойства, поэтому паркет больше лежит на зацепе и стоит его ковырнуть и он весь вскроется.
Если старый советский паркет скрипит, то его можно локально подклеить через просверленные дырочки или способом перебора, но это сложный процесс, который сказывается на повышенной цене циклевки. Также старый паркет может служить отличным основанием для настила новых напольных материалов таких как паркетная и массивная доска, ламинат и даже новый паркет. Если он для этого не годится, то производится его демонтаж.
Также очень часто встречаются случаи сильных волновых неровностей старого советского паркета. Здесь можно применить метод глубокой циклевки, чтобы выполнить выравнивание пола по правилу и последующего настила новых напольных материалов.
Если вы не нашли своего ответа на вопрос, как в советские времена укладывали паркет в квартирах, то вы можете воспользоваться формой обратной связи и задать интересующий вас вопрос.
Почему в большинстве советских квартир были паркетные полы
А в пятидесятых годах XX века паркет из натурального дерева был почти в каждой квартире в хрущёвке. Но как советская власть допустила, чтобы паркет, ассоциирующийся с роскошью царских палат, оказался в квартирах простых работяг?
Первые паркетные полы
Долгое время в России и в домах крестьян, и в царских теремах были дощатые полы. Разумеется, особой красотой они не отличались, да и мыть их было сущим наказанием. Но примерно в XVI веке ситуация с полами изменилась. Из Европы пришла мода на паркет — деревянные дощечки, уложенные особым образом. В лучших домах Европы паркетные полы были настоящими произведениями искусства. Желая быть не хуже иностранных правителей, наша аристократия тоже стала укладывать в своих домах паркет.
Полностью иностранную моду не переняли. В России «дубовые кирпичи» укладывали «ёлочкой», то есть под углом друг к другу. Паркет «ёлочкой» стал визитной карточкой многих храмов и дворцов. Со временем паркет начали делать из бука, груши и ясеня, что позволило создавать настоящие картины из дерева. Много веков паркетные полы украшали только дома знати, простолюдины позволить себе их не могли. Однако после образования СССР ситуация изменилась — паркет появился в квартирах простых работяг.
Каким был паркет советских времён
В пятидесятых годах при проектировании хрущёвок, конечно, встал вопрос о внутренней отделке квартир. Недолго думая, решили не отказываться от старых традиций и класть паркет в подавляющем большинстве квартир. Не изменили и рисунку — паркет укладывали традиционной «ёлочкой». Однако укладка такого наборного паркета отнимала много времени.
Для упрощения процесса укладки стали делать квадратный паркет. Мастера выкладывали нечётное количество деревянных плашек друг за другом, то вертикально, то горизонтально — шашечкой. В дальнейшем от наборного паркета и вовсе было принято отказаться. Чтобы облегчить и удешевить производство паркета, его начали делать в виде щитов или модулей. Их формировали прямо на заводе, а в квартире оставалось только выложить щиты на пол. Советский щитовой паркет отличался хорошим качеством и высокой прочностью. Неудивительно, что в некоторых квартирах его можно встретить и сегодня. Но почему в СССР пошли на такой беспрецедентный шаг — укладку деревянного паркета в хрущёвках?
Дёшевый и красивый советский паркет
Укладка паркета в каждой квартире новостройки не была таким уж затратным делом, как может показаться на первый взгляд. Производство паркета в России было отлаженным процессом. Так, ещё до революции в стране насчитывалось около 90 предприятий, занимавшихся производством паркета. В то время как в Советском Союзе наладить производство каких-то других напольных покрытий — линолеума или ламината — было непросто. Вот и пользовались наследством царских времён. К тому же, паркет в СССР оказался довольно дешёвым в производстве, особенно щитовой.
Для изготовления щитового паркета использовались деревянные планки совсем небольшого размера и толщины. По сути, эти планки являлись обрезками, оставшимися от производства более крупных деревянных изделий. Разумеется, ратующие за экономию сырья производители, пускали эти остатки в дело.
Имела место и забота о здоровье граждан. Паркетные полы, в отличие от ламината, хорошо сохраняли тепло и поглощали звуки. Так что они были дополнительным слоем звуко- и шумоизоляции. К тому же, по тёплому паркетному полу было приятнее ходить, чем по холодному и скользкому линолеуму. Однако со временем укладывать паркет «ёлочкой» и «шашечкой» в советских квартирах прекратили. На смену паркету пришли линолеум и другие напольные покрытия.