На что расходуются деньги в семье технология 8 класс
§ 6. Бюджет семьи
Доходная и расходная части бюджета
Бюджет семьи — это структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Расход — это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если весы находятся в равновесии, т. е. расходы равны доходам, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей.
Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов (табл. 4).
Таблица 4.
Структура семейного бюджета
Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего домашним бухгалтером является один из ваших родителей.
Доходная часть семейного бюджета российских граждан складывается из разных источников (схема 3).
Схема 3.
Доходная часть семейного бюджета
Планирование семейного бюджета — дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.
Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, проездной билет и т. д.
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель — 10-12 лет, верхняя одежда — 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т. д.).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т. п.).
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).
Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. д.
Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.
Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят: налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио и т. д.), транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).
Подоходный налог берётся с физического лица и составляет 13% от начисленной заработной платы. Эти деньги вычитаются из зарплаты.
Кредит — предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой совершеннолетний гражданин.
К коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон и др.
Плата за отопление. Тепловая энергия в быту в основном идёт на отопление помещения (77%), и лишь 23% — на подогрев воды для бытовых нужд. Однако значительную часть тепловой энергии мы теряем.
Плата за газ зависит от способа его доставки (в баллонах или по газопроводным трубам). В частных домах, отапливаемых газом, расчёт зависит от площади отапливаемого помещения.
Плата за воду. Расходы на воду составляют значительную часть бюджета. Экономия воды позволит экономить и энергоресурсы. В нашей стране в большинстве случаев плата за воду входит в общую сумму платы за квартиру и является одинаковой для всех. Однако в ряде городов она зависит от метража — площади квартиры.
Оплата радиоточки, как и плата за телефон, производится по одинаковому для всех тарифу.
Оплата за все коммунальные услуги производится через сберегательные банки по расчётным книжкам (квитанциям).
Новые слова и понятия
Бюджет семьи, доход, расход, обязательные платежи, подоходный налог, кредит, баланс.
Конспект урока по технологии на тему «Бюджет семьи» (8 класс)
МБОУ «Вишенская СШ» Белогорского района Республики Крым
ФИО учителя: Бекташева Э.И.
Тема урока: Бюджет семьи
Тип урока: урок открытия новых знаний.
предметные – сформированность представлений о способах выявления потребностей семьи, овладение навыками исследования потребительских свойств товара; понятий о технологии построения семейного бюджета; получение навыков исследования составляющих бюджета своей семьи.
метапредметные – формирование универсальных учебных действий: умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.
личностные – сформированность мотивации обучающихся к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; воспитание экономического мировоззрения, самостоятельности, чувства товарищества, формирование бережливости и экономии.
Оборудование: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Технология 8 класс, Н.В. Мятяш, В.Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф; проектор; презентация; материалы для практической работы, таблицы для раздачи.
1. Организационный момент.
Проверка явки и готовности обучающихся к уроку.
2.Актуализация знаний обучающихся.
2.Какие функции выполняет семья? (Семья выполняет следующие функции: репродуктивную, коммуникативную, рекреативную, социальную, экономическую)
3.Вся наша деятельность направлена на удовлетворение насущных потребностей человека. На какие группы делятся потребности? (Потребности рациональные (разумные), потребности ложные (неразумные), материальные, духовные).
3. Определение темы и цели урока.
Что необходимо для удовлетворения любых потребностей человека или члена семьи? (выбрать эффективные средства для удовлетворения потребностей, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени).
4.Изложение программного материала.
1.Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается?
Доход всех членов семьи называют совокупным доходом.
2. А теперь подумайте, на что ваша семья тратит деньги? Что является семейными расходами?
(На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т. д).
Если же расходы перетянули чашу, то бюджет имеет дефицит.
— Что произошло? (Потратили больше денег, чем заработали, пришлось брать в долг).
А вот если перетянет чаша с доходами, тогда бюджет будет называться избыточным.
— Что это означает? (Значит, потратили меньше денег, чем заработали).
Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет.
1.Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, оплата услуг страховых компаний, проездной билет и т.д.).
2.Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
а) Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования; верхняя одежда; бытовая техника, материалы на ремонт и т. д).
б) Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (закупка семян и удобрений, заготовка ягод и овощей и т. д).
в) Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т. д.).
2. Коммунальные платежи.
— плата за газ, воду, отопление, радио, телефон, Интернет.
Оплата за коммунальные услуги может производиться через банки по расчетным книжкам или квитанциям оплаты, через Интернет и банкоматы с использованием банковской карты.
3. Планирование расходов семьи.
Значительную часть расходной статьи бюджета (40 %) составляют расходы на питание.
Они зависят от принятого режима питания.
5. Физминутка. Гимнастика для глаз.
6. Закрепление нового материала.
Деловая игра «Расходы и доходы».
Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа – это «семья».
1 задание (Слайд 7). Обсудите в группе вопросы, подготовьте ответ.
1.Почему люди за некоторые вещи и услуги не платят деньги? Действительно ли эти блага достаются им бесплатно?
2.Какие вещи, предметы, услуги, по вашему мнению, можно и должно просить, получать, использовать, не уплачивая за них?
3.Следует ли платить деньги за воздух, за воду, за свет, за солнечное тепло?
Задание может быть выполнено в устной или письменной форме. После ответа каждой группы необходимо провести обсуждение, сделать вывод.
2 задание (Слайд 8) Заполните таблицу
После этого ученики выполняют задание:
1.Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.
2.Перечислите расходы семьи, которые, на ваш взгляд, обязательно будут.
Результаты работы учащиеся заносят в таблицу (Таблицы) : (Слайд 9)
3 задание. Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета.
4 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации (Слайд 10).
Представление результатов работы в группе, обсуждение. Подведение итогов игры.
1.Что такое бюджет семьи? Назовите виды бюджета.
2.Что такое расход и доход?
3. Какие бывают платежи?
— Что нового вы сегодня узнали?
— Что было особенно интересным и познавательным?
— В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
Подготовить сообщение на одну из тем: «Способы экономии средств в семье», «Бюджет семьи».
Урок по технологии 8 класс. Бюджет семьи.
8 класс.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютеры
изучить структуру семейного бюджета; определить возможные статьи доходов и расходов в семье; определить тип бюджета семьи,
способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.
создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся для результативного усвоения следующего материала
ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,
ознакомить со структурой семейного бюджета,
ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета
развивать творческие способности ребят,
развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость умения анализировать экономическое состояние семьи.
развивать умение работать в группе, формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.
воспитание нравственности, бережливости, рационального отношения к семейному бюджету,
формирование социальной активности и самостоятельности.
План – конспект урока.
Приветствие. Проверка отсутствующих. Создание положительного настроя. Перед вами смайлики. Выберите себе понравившийся смайлик и прикрепите в тетрадь. А теперь похлопайте соседа по плечу и улыбнитесь.
2. Изучение новой темы. У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья — это начало начал. Изучение новой темы начнем с проверки домашнего творческого задания. Демонстрация презентаций учащихся по теме “Моя семья ”.
Какие проблемы могут быть в семье? Может ли денежный вопрос создать проблему в семье, и как этого избежать? Как удовлетворить свои материальные запросы и запросы членов семьи?
Учащиеся обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему и цель урока.
Итак, на сегодняшнем уроке мы будем изуч ать тему “ Бюджет семьи ”. Перед нами стоят цели: ознакомиться с понятием “бюджет”, со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета.
Перед вами «Бортовой журнал», который вы будете заполнять в ходе урока. На данном этапе урока вы можете заполнить первую колонку журнала.
Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета.
Для данной стадии урока можно применить прием «Кластер». Посередине доски (чистого листа) пишется ключевое словосочетание «бюджет семьи». Учащиеся записывают все, что вспомнилось по поводу данной темы, вокруг ключевого слова «бюджет семьи» в любом порядке, затем осуществляется систематизация (хаотичные записи объединяются в группы), по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле нашей темы (приложение 3).
Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. Бюджет семьи — это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Слайд 1.
Расход — затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Слайд.2,3
Таблица1. Структура семейного бюджета.
Заработная плата членов семьи
Обязательные платежные сборы налоги, оплата квартиры и др.
Пенсии, стипендии, пособия
Доход от личного подсобного хозяйства (если есть)
Непродовольственные товары: (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода)
Культурные потребности (кино, театр, музей, концерты)
Источниками дохода также могут быть выплаты и льготы из общественных организаций, доходы от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости в аренду, от предпринимательской деятельности. Слайд 4,5
Каждая семья должна рационально распределять свой бюджет. Один из ваших родителей (или оба родителя) являются домашним бухгалтером. Скажите, пожалуйста, принимали ли вы участие в распределении семейного бюджета. (Ответы учащихся).
Планирование семейного бюджета дело непростое. Чтобы спланировать сколько и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о доходах и расходах, но и о ценах на товары, которые к сожалению сегодня меняются довольно часто. Большое влияние на доход оказывает инфляция, т. е. выпуск в стране чрезмерного количества денег. Она обесценивает заработки семьи.
Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические изделия, проездной билет и т. д. А п еременные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими). Слайд 6,7
В большинстве случаев потребности семьи удовлетворяются с помощью денег.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.
Ролевая игра “Семейный бюджет”.
Правила игры: Семья должна быть дружной; при принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи, и все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
Разделить учеников на группы. Каждая группа – семья. На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается. Нужно расписать все возможные доход ы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расход ы на месяц. В своей семье вам надо определить тип бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Каждая семья или член семьи комментирует свои результаты.
Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе) (Приложение2).
3.Закрепление нового материала
Вопрос учащимся: » На чем можно экономить при ведении домашнего хозяйства?» (Ответы учащихся)
Обобщить ответы, перечислив возможные резервы экономии в быту: умение шить, вязать, ухаживать за вещами, делать заготовки на зиму, производить мелкий ремонт квартиры, правильно совершать покупки, экономно относится к продуктам, беречь электроэнергию, воду, тепло. Например: сократить расходы электроэнергии можно путем рационального размещения общего и местного освещения.
Решение задачи: из неплотно закрытого крана вытекает тонкой струйкой вода, через минуту заполняется 250 гр. стакан. Подсчитайте, сколько ее уйдет в канализацию за час, сутки, за месяц (15л., 360л.). Сколько это будет в денежном эквиваленте?
Анализ и самоанализ. Заполнение «Бортового журнала». Самооценка по следующему алгоритму:
Какие были задания?
Удалось выполнить задания без ошибки?
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?
Какую поставишь себе отметку?
5. Задание на дом : Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
Презентация «Семейная экономика» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Семейная экономика Технология 8 класс МБОУ СШ №12 Учитель: Шудраков Николай Николаевич
Семья как экономическая ячейка общества Семейная экономика – наука о повседневной экономической жизни семьи
Семья как экономическая ячейка общества Семейная экономика – умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки
Семья как экономическая ячейка общества Воспитательная Семья не только даёт обществу новых членов, но и, воспитывая, делает их пригодными для жизни в социуме Стабилизирующая Основанная, на человеческих и родственных привязанностях, семья является самой устойчивой, надёжной единицей современного людского общества Регулирующая Не будь семьи, жизнь общества трудно было урегулировать правовыми нормами – законами Функции семьи
Семья как экономическая ячейка общества Коммуникативная Члены семьи активно общаются между собой, передавая друг другу информацию – знания, впечатления, новости Экономическая В рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т.д. Функции семьи
Семья как экономическая ячейка общества Накопление семейного имущества и обеспечение его наследования Ведение домашнего хозяйства, которое можно рассматривать как частное производство, включающее бытовое обслуживание членов семьи, ведение личного подсобного хозяйства и т.д Финансовая деятельность, позволяющая правильно рассчитать и использовать бюджет семьи: движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление Участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности Подготовка детей к труду в домашнем и общественном производстве, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию Экономическая функция сводится к следующему:
Семья как экономическая ячейка общества Индивидуальная трудовая деятельность; Коммерческая деятельность; Оказание услуг. Многие подростки хотят помочь родителям нести расходы на содержание детей всеми доступными средствами – знаниями и умениями. В их числе не последние – экономия и бережливость. Источники доходов школьников
Потребности семьи Рациональные (разумные) Ложные (неразумные) Материальные Духовные
Потребности семьи «Пирамида потребностей» Абрахам Маслоу
Потребности семьи Классификация покупок по признаку рациональной потребности Намечая покупку, расчертите пополам лист бумаги, перечислите все возможные «за» и «против» и только после этого принимайте решение о покупке
Потребности семьи Примерные этапы совершения покупки Составление списков необходимых товаров. Сбор информации. Мы узнаём о возможных вариантах, качестве товаров, сроке их службы. Намеченные покупки «привязывают» к соответствующим магазинам: хозяйственным, книжным, ювелирным, детским. Это избавляет от ненужных походов по магазинам и лишних соблазнов, Момент совершения покупки. Самый ответственный, но и приятный этап. Оценка приобретённого товара или услуги.
Потребности семьи Чтобы верно оценить качество товара, нужно составить потребительский портрет вещи Свойство Содержание Практичность Надежность в пользовании, полезность, соответствие названию товара Удобство, комфорт Способность создавать чувство комфорта в доме или в индивидуальных ощущениях Красота Соответствие эстетическим вкусам, качество исполнения Новизна Соответствие моде, современность Оригинальность Нестандартность, своеобразие, соответствие индивидуальным вкусам, способность подчеркнуть достоинства покупателя (интерьера) или скрыть его недостатки Сочетаемость Соответствие ранее купленным вещам, способность вписаться в интерьер Ценность Свойство вещи сохранять и даже увеличивать свою потребительскую стоимость Качество Совокупность всех свойств покупки
Потребности семьи Правила покупки
Потребности семьи Рассчитайте затраты на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей (одежда, обувь, учебники, канцелярские товары и др.) Определите положительные и отрицательные качества 2-3 приобретённых вами вещей Возьмите, например, по 2-3 авторучки или карандаша и сравните эти предметы по форме, размерам, массе, цвету, материалам. Какие из них по внешнему виду кажутся дорогими, а какие дешевыми? Если бы вам предстояло приобрести всего один из этих предметов, то какой и почему вы выбрали бы? Практическая работа №2
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-059975
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.