На что рассчитано упражнение состоящее в чтении цепочкой
Методическая разработка «Упражнения для улучшения техники чтения»
Чтобы улучшить технику чтения, можно воспользоваться некоторыми упражнениями.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Упражнения для улучшения техники чтения»»
Упражнения для улучшения техники чтения
Упражнения для развития техники чтения.
Чередование чтения вслух и чтения про себя.
Чтение жужжащее. Чтение хором.
Чтение в темпе скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)
Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка»
Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. Похожее упражнение — “Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
«Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.
«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети
быстро его находят и дочитывают все вместе.
«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
13. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе разложены несколько карточек с текстами. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
14. «Фотоаппарат» На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти восстанавливают слова. Другая разновидность этого упражнения: На доске записано несколько слов. За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов. »
14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
15. Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать!
16. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
17. “Бросок – засечка”. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
18. “Молния”. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения.
20. Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
21. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
22. «Не зевай!» Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, дети должен найти и подстроиться под чтение ведущего.
23. «Дом, который построил Джек»
Дети прочитывают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:
В некотором царстве.
В некотором царстве, в некотором государстве.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
Упражнения для улучшения техники чтения
Упражнения для улучшения техники чтения
Упражнения для развития техники чтения.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. Похожее упражнение — “Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
«Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.
«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети
быстро его находят и дочитывают все вместе.
«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
13. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе разложены несколько карточек с текстами. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
14. «Фотоаппарат» На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти восстанавливают слова. Другая разновидность этого упражнения: На доске записано несколько слов. За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов. »
14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
15. Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать!
16. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
17. “Бросок – засечка”. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
18. “Молния”. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения.
20. Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
21. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
22. «Не зевай!» Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, дети должен найти и подстроиться под чтение ведущего.
23. «Дом, который построил Джек»
Дети прочитывают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:
В некотором царстве.
В некотором царстве, в некотором государстве.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
1. На каком этапе становления навыка чтения все компоненты навыка разрозненны, между ними не установлены четкие внутренние связи, процесс перекодировки буквенных знаков в звуковые единицы происходит с большим трудом?
• синтетический
• автоматизации
• осмысление
• аналитический
2. Какова норма чтения в 3 классе?
• 85 – 90 слов в минуту
• 100 – 120 слов в минуту
• 65 – 75 слов в минуту
• 90 – 110 слов в минуту
3. На что рассчитано упражнение, состоящее в чтении «цепочкой»?
• развитие четкости и правильности произнесения
• формирование внимания к слову и его частям
• развитие оперативного поля чтения и памяти
• развитие беглости чтения
4. На каком этапе становления навыка чтения техническая сторона чтения перестает осознаваться чтецом, полностью выходит из-под контроля сознания, ребенок способен не только прочитать текст, но понять его и выразить свое эмоциональное отношение к прочитанному?
• синтетический
• аналитический
• автоматизации
• осмысление
5. В становлении навыка чтения выделяют следующие этапы:
• синтетический
• осмысление
• автоматизации
• аналитический
6. На что рассчитано упражнение, состоящее в составлении кластеров текста?
• развитие оперативного поля чтения и памяти
• формирование внимания к слову и его частям
• развитие четкости и правильности произнесения
• развитие сознательности чтения
7. Укажите принципы отбора и расположения текстов в школьной хрестоматии по литературному чтению:
• Монотонный
• Художественно-эстетический
• Дидактический
• Тематический
8. Если в хрестоматии помещается целостная информация о творчестве великих писателей (биография, портрет, несколько произведений), то какому принципу отбора и расположения текстов это соответствует?
• Литературоведческий
• Дидактический
• Тематический
• Монографический
9. Задания в хрестоматии могут быть направлены на:
• усвоение фактического содержания текста
• отработку навыка чтения
• усвоение литературоведческих понятий
• характеристику персонажей
10. На каком этапе становления навыка чтения дети переходят от чтения по слогам к чтению целыми словами, темп чтения доходит до 30 – 40 слов в минуту?
• аналитический
• осмысление
• синтетический
• автоматизации
11. Если в хрестоматии по чтению отбирается прежде всего произведения, представляющие собой ценность в литературно – художественном отношении, классика детской литературы, то какому принципу отбора и расположения текстов это соответствует?
• Тематический
• Литературоведческий
• Дидактический
• Художественно-эстетический
12. При оценке беглости речи учитываются:
• знаменательные части речи
• служебные части речи
13. В навыке чтения взаимодействуют следующие компоненты:
• фиксация
• осмысление
• восприятие
• произнесение
14. В методической литературе принято выделять следующие уровни понимания произведения:
• осознание основной идеи произведения, авторской оценки описываемых событий,
• понимание причинно-следственных отношений
• понимание его фактического содержания
15. Если в хрестоматии представлены произведения разных литературных жанров: басни, сказки, рассказы, стихотворения, баллады, пьесы и др., то какому принципу отбора и расположения текстов это соответствует?
• Литературоведческий
• Художественно-эстетический
• Тематический
• Дидактический
16. Творческая деятельность учащихся на уроках литературного чтения включает в себя:
• инсценирование
• изложение с элементами сочинения
• чтение вслух
• чтение по ролям
17. На что рассчитано упражнение, состоящее в чтении слов, составленных по подобию с омонимичным корнем?
• развитие оперативного поля чтения и памяти
• развитие четкости и правильности произнесения
• развитие беглости чтения
• формирование внимания к слову и его частям
18. Содержание курса литературного чтения составляют следующие виды речевой и читательской деятельности:
• чтение про себя
• точное письменное воспроизведение (переписывание) текста
• аудирование
• чтение вслух
19. Укажите верные рекомендации по соотношению типов чтения в начальной школе:
• в 3-4 классах преобладает чтение вслух
• в 1-2 классах преобладает чтение вслух
• в 3-4 классах преобладает чтение про себя
• в 1-2 классах преобладает чтение про себя
20. Маркировка текста специальными значками по мере его чтения называется:
• отметочное чтение
• знаковая система
• символьное чтение
• инсерт
Урок 6. Чтение целых слов
После пройденных занятий ребенок может уверенно читать слова, но звучат они примерно так: «ко-те-нок», «со-ба-ка», «иг-руш-ка», «ки-но» и т.д. Иначе говоря, слова малыш читает, но читает их по слогам. Это вполне нормально, но над этим обязательно нужно работать, т.к. только когда ребенок будет читать слова и предложения целиком и без запинок можно говорить о том, что он действительно научился читать. Помимо этого, одновременно с освоением чтения слов целиком дети должны учиться понимать смысл прочитанного. На эти темы мы и поговорим в представленном уроке.
Но прежде давайте уясним для себя несколько очень важных моментов – когда ребенок осваивает чтение слов целиком, необходимо:
А теперь перейдем к сути.
Оттачивать у малыша навык чтения слов целиком рекомендуется при помощи специальных игр и упражнений. Мы изучили некоторые из них, и подобрали наиболее интересные и эффективные.
Содержание:
Игра «Вставь букву»
Эта игра показывает отличные результаты в самом начале обучения чтению слов. Чтобы поиграть в нее со своим ребенком, заранее распечатайте или нарисуйте несколько карточек с разными картинками объектов, названия которых состоят из трех букв, например, «кот», «дед», «лес», «дом», «мак», «рот», «кит» и т.д. Под каждой из картинок напишите первую и последнюю букву слова, а вместо гласной оставьте пустое место.
Теперь дайте малышу задание вставлять в слова пропущенные буквы. Будет отлично, если ребенок будет не писать буквы, а вставлять специально вырезанные, например, из азбуки, причем каждая буква должна быть в нескольких вариантах, т.к. будут попадаться слова, где нужно вставить такую же букву.
Упражнение «Цепочки слов»
Вначале при чтении слов многие дети начинают повторять первые слоги. К примеру, при прочтении двухсложного слова повторяется первый слог, при прочтении трехсложного слова – первый и второй слоги и т.д. Происходит это по той причине, что благодаря повторению слова лучше осмысливаются, а к моменту прочтения последнего слога не забывается первый.
Таким образом, чтобы послогове чтение стало нормальным чтением, можно использовать цепочки слов, в которых последний слог одного слова является начальным слогом следующего, например: «ки-но-та-ра-са-ни-на» и т.п. При чтении таких цепочек малышу нет нужды все время повторять первый слог, ведь он уже бы прочитан в предыдущем слове. Это значительно облегчает чтение и делает его гораздо интереснее.
Читать же подобные словесные цепочки в книжке ребенку может быть сложно, ведь в его поле зрения попадает масса букв и слогов. Для упрощения процедуры можно либо написать такие цепочки на отдельных листах, либо вырезать в небольшом бумажном квадратике «окошко», в которое будут помещаться лишь 2-3 слога.
Если же вы решите использовать карточки, то выкладывайте их попарно, и по мере чтения добавляйте новые слоги и убирайте предыдущие. Вот еще один пример таких слогов: «ра-но», «но-ги», «ги-ря», «ря-ба», «ба-ня», «ня-ня» и т.д.
Игра «Картинка и слово»
Представленная игра относится к самым распространенным среди словесных игр (кстати, ее можно найти во многих книжных магазинах). В обычном варианте игра проводится так: ребенку выдаются карточки со словами, а у родителя на руках картинки. Родитель показывает картинки малышу. Если среди его карточек есть слово, соответствующее показанной картинке, он забирает картинку себе. Если нет – игра продолжается.
Нередко также можно встретить подобную игру в специальных тетрадях по чтению. Игра подразумевает прочтение ребенком слова и его соединение с изображением, которое ему соответствует.
Хотим обратить ваше внимание: если вы решите сделать подобную игру сами, чтобы она стала более интересной и насыщенной, добавьте в карточки со словами и картинками пару лишних карточек, которые не соответствуют друг другу.
Игра «Составление слов из слогов»
Здесь можно вполне обойтись и без картинок. Для игры понадобится написать на карточках несколько двусложных слов, например, «река», «мама», «лото», «баян», «нога», «рука» и т.д. Затем нужно разрезать карточки на две половины и перемешать.
Задачей ребенка является составление слов из слогов, причем последовательность он должен выбирать самостоятельно. Помимо того, что малыш будет учиться правильно читать слова, он будет разбираться и в их смысловом значении. Если будут появляться несуществующие слова, указывайте ему на это, если же он будет составлять слова, которые ему не знакомы, объясняйте их значение.
Аналогичную игру можно проводить их со словами из трех слогов. Зачастую такой вариант намного интереснее первого.
Игра «Закончи слово»
Еще одна игра с картинками, но картинки в этом случае подойдут совершенно любые, от открыток до вырезок из журналов. К картинкам при помощи скрепок нужно прикрепить бумажки с написанными на них первыми буквами названий того, что на них изображено. Окончания слов тоже нужно написать на бумажках и разложить перед ребенком. Его задача посмотреть на изображение, прочитать начало слова и найти бумажку с подходящим окончанием (для разнообразия добавьте к бумажкам несуществующие варианты окончаний).
Есть еще один вариант данной игры, но уже без картинок. На карточках пишутся начала слов, которые относятся к какому-то одному обобщающему термину (животные, посуда, одежда, мебель, обувь, времена года и т.д.). На других карточках пишутся окончания слов. Задача малыша – правильно составить слова, а потом сказать, как все это можно назвать одним словом, например: «сапоги» + «кеды» + «валенки» «обувь», «пальто» + «штаны» + «юбка» «одежда» и т.п.
Упражнение «Читаем слова по половинкам»
Такое упражнение не только развивает навык чтения слов, но и способствует заблаговременной профилактике письменных ошибок. Суть в следующем: на карточке пишется слово и разрезается вдоль на две половинки. Ребенок читает одну половинку и затем находит карточку с соответствующей ему второй половинкой (естественно, карточек должно быть несколько, причем среди них должна быть парочка лишних – не соответствующих ни одному слову).
Упражнение «Подбери слово»
Упражнение основано на подборе групп или пар слов, связанных логически. Примечательно то, что для установления логической связи ребенку просто необходимо прочитать слов и осмыслить его значение.
Упражнение можно наполнить любым содержанием, но организационная форма всегда одна: вам нужно заранее придумать и написать на отдельных карточках слова, а затем предложить малышу их прочитать и соединить карточки в смысловые группы. Вот несколько подходящих примеров:
Выбирайте различные варианты упражнения, развивая у ребенка вместе с навыком чтения и логическое мышление.
Игра «Составление слов из букв»
Игра, аналогичная одной из рассмотренных выше. Разница лишь в том, что играть в нее с ребенком нужно только в тех случаях, кода при чтении он не переходит на побуквенное чтение и уже приспособился к проговариванию и озвучиванию слогов-слияний.
Для игры вам потребуется вырезать из какой-нибудь азбуки буквы (можно даже пожертвовать на это дело две или три азбуки). Буквы раскладываются перед ребенком, и он должен составить из них существующие слова.
Интереснее играть в эту игру, если специально подобрать комплект букв. Например, выложите перед малышом буквы Ф, Е, Н, О, Т, Л, Е, и посмотрите, какое слов он из них составит. Если же хочется усложнить игру, то можно дать ребенку задание составлять два слова одновременно, заранее подготовив соответствующий комплект букв. Например, положите перед ним буквы Й, О, С, Ч, К, А, и дайте задание составить два слова, обозначающие названия напитков (рекомендуется выбирать слова, относящиеся к одному общему понятию, но когда выполнять задание станет просто, этой рекомендации можно не придерживаться).
Словесные геоборды
Чтение словесных геобордов – очень интересное и продуктивное занятие, прекрасно развивающее навык чтения и внимательность. Нужно взять альбомный лист и расчертить его квадратами. В вертикальные и горизонтальные квадраты вписываются слова на одну тему (тему можно выбрать любую – от напитков до сказочных героев). Пустые клетки, которые в любом случае останутся, можно заполнить любыми буквами в произвольном порядке.
Ребенок должен найти спрятанные в геоборде слова. Если поначалу задание он выполняет с трудом, называйте ему эти слова, а он пусть ищет. В дополнение ко всему геоборды отлично развивают мышление и осмысленность при чтении, ведь помимо реальных слов среди всего их многообразия будет присутствовать множество совершенно бессмысленных.
Ниже приведен пример словесного геоборда на тему сказочных героев:
К О Л О Б О К А Й Д
А Д И Л А П О Т Ь Ю
Р У С А Л О Ч К А Й
А Р А Б Д А Д О Н М
Б Е Л К А Щ У К А О
А М А Л Ь В И Н А В
С А Л Ё Н У Ш К А О
Д Р А К О Н К О Т Ч
Е Ь К А Р Л С О Н К
Л Я Б А З И Л И О А
Изографы
Изографы представляют собой картинки, которые нарисованы при помощи обозначающих их букв. В большинстве случаев и сами буквы расположены так, что изображения напоминают то, что буквы обозначают. Задача ребенка посмотреть на изображение, прочитать зашифрованное слово и определить, соответствует оно картинке или нет.
Несколько примеров хороших изографов:
Рассмотренные упражнения помогут вашему ребенку научиться читать слова, перестать запинаться между слогами, а также воспринимать суть прочитанного. Вообще проблем возникнуть не должно, но все же есть смысл сказать несколько слов о возможных трудностях.
Какие могут возникнуть трудности при чтении слов
Бывает так, что дети испытывают трудности с чтением слов, не разделенных на слоги, и стараются найти слоги там, где их нет (распространенный пример: «кн-и-га», где разделение на слоги неправильное). Если подобное затруднение испытывает и ваш ребенок, советуем вам на первых порах помогать ему выделением слогов-слияний. Нужно просто указывать карандашом на слог и говорить, как правильно читать.
Также довольно часто встречающееся затруднение – сложности при прочтении длинных слов. В таких ситуациях рекомендуем делить с ребенком слово на слоги. Сначала на листе записывайте последний слог и читайте его вместе с малышом, затем – предпоследний и т.д., добираясь так до целого слова. К примеру, если это слов «мышеловка», сначала записываете КА и читаете, потом – ЛОВ (получается ЛОВКА), потом ШЕ (получается ШЕЛОВКА), потом МЫ (получается МЫШЕЛОВКА). Помогая ребенку таким образом, вы еще и исключите неправильно додумывание им слов.
И еще один нюанс: обращайте внимание на слова, имеющиеся в букваре или азбуке вашего малыша. Нередко некоторые авторы стараются включить в свои пособия множество слов, которые вполне легко составить, используя имеющиеся на страницах буквы (как правило, это более сложные специфические слова типа «фаза», «краситель», «реле», «помпа» и т.д.). В этих случаях будет более оптимально не фокусироваться на этих словах, а вместо их чтения и изучения использовать их в вышеназванных упражнениях.
На этом уроке основная обучающая чтению часть курса подходит к концу, и заключительные три урока будут иметь несколько иную направленность. В восьмом уроке мы расскажем о том, как помочь своему ребенку читать быстрее.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.