На что рассчитывают винтовую передачу
Расчет силовой винтовой передачи
Курсовая работа по дисциплине
» Детали машин и основы конструирования «
Студент группы 45 _____________
Руководитель доцент ______________
Задание защищено с оценкой « »
Дата « » ____________ 20____ г.
Содержание
Расчет механизмовэлектромеханического подъемника…………..4
1 Расчет силовой винтовой передачи …………………………….4
2 Проверка на прочность поперечной балки …………………. 8
3 Определение параметров мотора-редуктора………………. 9
4 Контрольные вопросы …………………………………………..11
5 Варианты заданий………………………………. 12
Список использованных источников……………………………..…13
Приложение А. Требования к оформлению ……………………. 14
Приложение Б. Параметры трапецеидальной резьбы……………..15
Приложение В. Технические данные асинхронных двигателей переменного тока серии RA…………………………. 16
Приложение Г. Примеры расчётов………………. 17
Расчет механизмов электромеханического подъемника
Задание: В соответствии с индивидуальным вариантом исходных данных выполнить расчёт основных механизмов электромеханического подъемника и определить параметры электродвигателя для его привода.
Расчет силовой винтовой передачи
Проектируемая винтовая передача в зависимости от числа стоек подъемника воспринимает часть общего веса. Поэтому вначале определяем вес Q, приходящийся на каждую стойку.
Средний диаметр резьбы винта и гайки d2 определяем из расчета резьбы на износостойкость
, (1)
С учётом запаса прочности, необходимого для грузового винта подьёмника, принимаем трапецеидальную однозаходную правую резьбу с диаметром и шагом в соответствие с ГОСТ 24737-81. Параметры трапецеидальной резьбы которая применяется для грузовых винтов указаны в приложении Б.
Принимаем материал винтовой пары: для винта Сталь 45, для гайки – бронза Бр ОЦС-6-6-3.
Затем проверяем условия самоторможения винта
Угол подъема винтовой линии определяем выражением
, (3)
Если условия самоторможения не выполняется, принимаем для расчетов винт с меньшим шагом резьбы.
Коэффициент полезного действия винтовой пары определяется выражением
(4)
На винт совместно действуют напряжение растяжения и касательное напряжение от приложенного к винту крутящего момента (рисунок 1).
Выполним проверку винта на прочность с учетом совместного действия деформации растяжения и кручения.
Приведенное напряжение sпр равно
, (6)
Напряжение растяжения sр равно
sр = (7)
Касательные натяжения t определим по формуле
t = , (8)
Величина крутящего момента Мкр определяется выражением
Мкр = , (9)
Мn = , (10)
Величина полярного момента сопротивления для круглого сечения, вычисляется по выражению
, (11)
Подставив значения указанных величин в формулы (8), (9), (10), (11) определим значение касательного напряжения действующего на винт.
Затем определим приведенное напряжение в соответствии с формулой (6).
Если условие прочности по приведенному напряжению действующему на винт не соблюдается, принимают винт большего диаметра и повторяют расчет.
Затем определим необходимое число витков резьбы в гайке Z из расчета по допускаемому давлению
, (12)
Подставив в формулу (12) значения указанных величин, получим требуемое число витков с округлением до ближайшего целого значения.
Определим высоту гайки по формуле
Наружный диаметр гайки Dн определим из расчета на растяжение
, (3.14)
Расчет силовой винтовой передачи.
Размеры резьбы (рис. 1) выбираются из ГОСТ 9484-81 после расчёта по критериям работоспособности минимального допустимого среднего диаметра резьбы d2 и шага резьбы р.
Рисунок 1. Геометрические параметры резьбы
Основным критерием работоспособности ходовой резьбы является условие износостойкости.
Средний диаметр винта и гайки.
При условии обеспечения необходимой износостойкости передачи винт-гайка определяем величину среднего диаметра d2резьбы
d2 = √(F/π*k1*k2*[q]), мм (1)
где F -осевое усилие от веса автомобиля (исходные данные), приходящееся на каждую стойку, Н.
где Ga – сила веса автомобиля, Н (задается с учетом модели автомобиля);
nст– количество силовых винтов у подъемника.
Из практики проектирования автомобильных подъемников принимаем
k2 – коэффициент рабочей высоты профиля (отношение рабочей высоты профиля резьбы H1 к шагу резьбы р).
Значение k2 зависит от типа резьбы. С учетом реверсного возвратно-поступательного движения винта под нагрузкой принимаем
— трапецеидальную правую однозаходную (n =1) резьбу.
Число заходов резьбы n = 1 выбираем из необходимости иметь запас самоторможения при работе подъемника.
Для трапецеидальной однозаходной резьбы:
В качестве материалов винтов используют сталь марок 35, 45, 50, А45, А50 без термической обработки или марок У10, 65Г, 40Х, 40ХГ с термической обработкой.
Для уменьшения износа гайки изготавливают из бронзы марок БрОФ10-1, БрОЦС6-6-3, БрАЖ9-4. При небольших нагрузках в качестве материала гаек используют антифрикционный чугун марок АЧВ-1, АЧС-3 и др.
Принимаем из опыта эксплуатации материалы винтовой пары:
[q] = 10 МПа = 10۰10 6 Па.
Шаг резьбы.
Задаемся числом витков гайки z из диапазона 6…12.
Из условия износостойкости резьбы (q = F/(πd2H1z) ≤ [q]) определяем рабочую высоту профиля резьбы H1:
Минимальное значение шага резьбы:
Окончательные параметры резьбы.
Рассчитанные параметры резьбы d2 и р округляем до ближайших значений из ГОСТ 9484-81, табл.2:
ГОСТ 9484-81 | Номинальный диаметр | Средний диаметр | Внутренний диаметр | Шаг резьбы |
d = | d2= | d3= | р = |
Высота гайки.
Высота гайки hг определяется по формуле:
Число витков резьбы гайки.
Уточненное значение числа витков резьбы гайки:
2.6. Длина нарезанной части винта
Минимальная длина Lв нарезанной части винта с учетом использования в кинематике механизма на одном винте двух гаек – рабочей и предохранительной:
Lв= H+2hг (7)
где H – максимальная высота подъема автомобиля (исходные данные).
Виды винтовых передач
Винтовые передачи могут быть:
· качения (когда гайка содержит канавки с помещенными туда шариками) (рис.13б);
· планетарными роликовыми (перспективные передачи, обладающие большой точностью и жесткостью);
· волновые (для очень малых поступательных перемещений);
· гидростатические (с малыми трением, износом и повышенной точностью).
Передачи типа «винт – гайка» применяют в подъемных механизмах, в станках (механизмы подачи рабочих инструментов), в измерительных приборах (механизмы для точных перемещений, микрометрические и дифференциальные винты), в прокатных станах (регулировочно–установочные механизмы подшипников, нажимные винты), в винтовых процессах.
Винтовые механизмы принципиально ничем не отличаются от резьбовых соединений, но так как они применяются для передачи движения, то трение в резьбе должно быть минимальным.
а) с трением скольжения, б) с трением качения
Наименьшее трение между винтом и гайкой обеспечивает прямоугольная резьба (рис. 16), однако ее не технологичность, то есть невозможность нарезания на резьбофрезерных станках, и небольшая прочность по сравнению с трапецеидальной резьбой делают ее применение крайне ограниченным. Поэтому для передаточных винтов применяют главным образом трапецеидальную резьбу (рис. 17) с мелким, средним и крупным шагами и упорную резьбу.
Наибольшее распространение получила трапецеидальная резьба со средним шагом. Трапецеидальную резьбу с мелким шагом используют при относительно небольших перемещениях; трапецеидальную резьбу с крупным шагом – при тяжелых условиях эксплуатации. Профиль трапецеидальной резьбы позволяет использовать ее в механизмах с реверсивным перемещением.
Для передач с большими односторонними нагрузками (прессы, домкраты, нажимные устройства в прокатных станах и др.) применяют упорную резьбу (рис. 18).
Резьба винтов и гаек передач бывает правой или левой, однозаходной или многозаходной.
Материалы винтов должны обладать высокой износостойкостью и хорошей обрабатываемостью, а более нагруженные – высокой прочностью. Винты, не подвергаемые закалке, изготовляют из сталей 45, 50, А50, а винты, подвергаемые закалке, выполняют из сталей У10, У65, 40Х, 40ХГ и др. Материал гаек – бронзы оловянные БрОФЮ– 1, БрОЦС–6–6–3 и др.
Для червяков рулевого управления автомобилей, механизмов наводки ракет и ходовых винтов станков используют шариковые винты. Канавки шарикового винта 3 (рис.19, I) и гайки 2 в осевом сечении имеют полукруглую форму. Непрерывный замкнутый поток шариков 4 заполняет винтовое пространство между желобами по всей длине гайки. Пройдя его, шарики переходят в округленный трубчатый канал 1, по которому они возвращаются в рабочую зону винтовой пары.
Коэффициент полезного действия шариковой винтовой пары много выше, чем обычной, вследствие резкого снижения трения в резьбе.
Для полного устранения зазоров в шариковой паре «винт – гайка» на винте устанавливают одновременно две шариковые гайки 2 (рис. 19, II), между которыми помещают стальную пружину 5. Пружина, создавая предварительный натяг между винтом 3, шариками и гайками, устраняет все зазоры в передаче.
Рабочие поверхности такой передачи закаливают до твердости НRC60 и выше. Винты изготавливают из сталей ХВГ, 7ХГ2ВМ с объемной закалкой. Материал гаек – стали 9ХС, ШХ15, ХВГ с объемной закалкой и др.
Передаточное отношение винтовой передачи равно:
где С – длина окружности, по которой перемещается точка приложения силы;
L – ход винта, p – шаг винта, К – число заходов винта.
Расчет передачи винт–гайка на прочность
Как показывает опыт, неудовлетворительная работа винтовых передач чаще всего вызывается износом резьбы.
Поэтому основным расчетом всех винтовых передач является расчет на износ, в результате которого определяют диаметр винта и высоту гайки. Проверяя среднее давление р в резьбе, полагают, что все витки резьбы нагружены равномерно.
Рисунок 20 – Расчет передачи винт-гайка на износостойкость
Расчет передачи на износостойкость ведут из условия не выдавливания смазочного материала, предполагая, что вследствие приработки нагрузка по виткам резьбы распределяется равномерно:
где Fa – внешняя осевая сила;
А – площадь рабочей поверхности витка;
d2 – средний диаметр резьбы;
Н1 – рабочая высота профиля резьбы;
Примечание. При редкой работе, а также для гаек малой высоты значение [p]изнможет быть повышено на 20%.
, (16)
После расчета резьбы сильно нагруженные винты, например винты домкратов, проверяют на прочность, принимая [s] = 0,3sт, и на устойчивость.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Шариковая винтовая передача «ШВП». Конструкции, способы регулирования зазоров. Основы расчета параметров ШВП.
Ходовые винты выполняют со стандартной резьбой трапецеидального профиля (угол профиля 30°). Преимуществом этой резьбы перед резьбой прямоугольного профиля является возможность ее фрезерования и шлифования; недостатком — возникновение погрешностей шага при радиальном биении ходового винта станка и поперечных колебаний от прогиба под действием собственного веса. В связи с этим в прецизионных станках применяют резьбы с меньшим углом профиля (10—20°). Другим направлением повышения точности винтовых передач является применение в гайке центрирующих тулок (рис.92, а).
Для регулирования и устранения зазора в резьбе гайку выполняют из двух частей, одна из которых неподвижно прикреплена к столу или суппорту, а другая может смещаться в осевом направлении. Изменяя толщину прокладки 4, установленной между гайками, в передаче можно полностью устранить зазор. Однако в процессе эксплуатации или изнашивания резьбы гаек и винта необходимо периодически производить регулировки. Применяют и другой способ устранения зазора в передачах, когда при неизменном осевом расположении гаек изменяется их относительное угловое положение. Длинные ходовые винты могут быть составными для того, чтобы обеспечить надежное и точное соединение отдельных секций, длину которых выбирают от 600 до 1500 мм. Наибольшее распространение получили ходовые винты диаметром от 20 до 60 мм, в тяжелых станках встречаются винты диаметром до 200 мм.
Передачи винт—гайка скольжения рассчитывают на износостойкость. Расчет сводится к вычислению среднего давления на рабочих поверхностях резьбы
где Q —тяговая сила; d —средний диаметр резьбы; Н — рабочая высота профиля резьбы; L —длина гайки; z—число заходов резьбы; Р — шаг винтовой линии резьбы.
В зависимости от требований, предъявляемых к точности винтовой пары, допускаемые значения средних давлений для передач винт—гайка скольжения не должны превышать 3—12 МПа.
Передача винт—гайка качения является основным видом тягового устройства для станков с числовым управлением. Механизмы винт—гайка качения используют в приводе подач столов, суппортов, траверс почти всех станков малых и средних размеров, а также и некоторых тяжелых станках. Другой областью широкого применения механизмов является привод подач обычных станков, не оснащенных системами числового управления, таких, как фрезерные, токарные, расточные, сверлильные, шлифовальные, зубообрабатывающие, резьбообрабатывающие, агрегатные станки автоматических линий, копировальные и т. д. Причиной этого является высокая жесткость и беззазорность соединения винт—гайка, снижающие
вибрации, существенно уменьшающие изнашивание и поломки режущего инструмента, повышающие чистоту и точность обработки. Иногда передачи винт—гайка качения применяют в приводе главного движения станков с возвратно-поступательным движением, в частности, в протяжных (при небольшой силе протягивания).
Основными преимуществами механизмов винт—гайка качения являются: возможность передачи больших усилий; низкие потери на трение; КПД этих механизмов составляет 0,9 — 0,95 по сравнению с 0,2—0,4 для передач винт—гайка скольжения; малый крутящий момент на ходовом винте вследствие высокого КПД [см. формулу (2.23);
возможность полного устранения зазора в механизме и высокая точность за счет создания предварительного натяга;создания натяга, обеспечивающего высокую жесткость; почти полная независимость силы трения от скорости и весьма малое трение покоя, что способствует обеспечению устойчивости (равномерности) движения; малая изнашиваемость, а следовательно, длительное сохранение точности; малое тепловыделение, снижающее температурные деформации винта и повышающие точность обработки; высокая чувствительность к микроперемещениям.
К недостаткам передач винт— гайка качения следует отнести отсутствие самоторможения, сложность изготовления, высокую стоимость, несколько пониженное демпфирование, а также необходимость надежной защиты от стружки и пыли.
Минимальный диаметр винтов 6 — 8 мм; максимальный 120—150 мм; длина достигает 10—12 м; статическая грузоподъемная сила более 1000 кН (шариковые), 2000—3000 кН (роликовые); динамическая грузоподъемная сила более 200 кН (шариковые), 300—520 кН (роликовые).
Шариковая передача состоит из винта 1 (рис.92, б),
гайки 2, комплекта шариков 3, расположенных в винтовых канавках винта и гайки, канала 4 для возврата шариков. Как и в шарикоподшипниках, шарики имеют линейную скорость в 2 раза меньшую, чем винт (рис.92, в). Канал возврата, соединяющий первый и последний (или промежуточный) витки гайки, обеспечивает возможность непрерывной циркуляции тел качения. Получили распространение следующие профили резьбы винта и гайки: полукруглый (рис.93, а), арочный с двухточечным контактом (рис.93, б), арочный с четырехточечным контактом (рис.93, в). Профиль резьбы задают в нормальном сечении, перпендикулярном винтовой линии, проходящей через центры шариков.
С увеличением угла контакта повышается нагрузочная способность и жесткость передачи, а также снижаются потери на трение. Широкое распространение в станкостроении получили _ профили с двухточечным контактом. Применение таких профилей обеспечивает наименьшее изнашивание передачи, хотя конструкция гайки для создания натяга в этом случае должна быть выполнена из двух частей. Четырехточечный контакт позволяет осуществить передачу без зазора или с натягом путем подбора шариков по диаметру. Арочный профиль с двухточечным контактом более удобен для измерения, чем полукруглый, и обеспечивает при зазоре h в несколько микрометров точное положение шариков при входе их в рабочую зону, что повышает плавность работы передачи.
Конструктивные исполнения устройств возврата шариков могут быть сведены к двум основным группам.
К первой группе относятся механизмы, в которых шарики при возврате не выводятся каналом возврата из контактирования с поверхностью винта, а лишь направляются из впадины одного витка во впадину соседнего, куда они попадают, переваливаясь через выступ резьбы винта (рис.95, а); канал возврата шариков, соединяющий два соседних витка резьбы, выполняют в специальном вкладыше, который вставляется в окно гайки; в большинстве случаев в гайке делают три, четыре и шесть окон, расположенных соответственно под углом 120, 90, 60°; вкладыши и окна могут иметь различную форму (продолговатую, круглую и т. д.).
Ко второй группе относятся механизмы, в которых шарики при возврате выводятся отражателями из контактирования с поверхностью винта и направляются по каналу возврата, расположенному в теле гайки (см. рис.92, б); в качестве каналов возврата используют изогнутые трубки, профрезерованные снаружи или с торцов гайки пазы, просверленные осевые отверстия и т. д.
При двухточечном контакте тел качения все способы устранения зазора и создания натяга сводятся к изменению взаимного расположения двух гаек. Возможны два основных случая регулирования натяга: регулируется относительное осевое расположение гаек при неизменном угловом (рис.95, б); регулируется угловое взаимное расположение гаек при неизменном осевом (рис.95, а). Сила натяга может создаваться за счет деформирования контактирующих рабочих тел и деформирования пружин. В станках применяют первый способ, так как передача в этом случае воспринимает большие осевые нагрузки в обе стороны и обеспечивает высокую жесткость.
Основными требованиями, предъявляемыми к устройствам регулирования натяга, являются: возможность малых перемещений гаек в корпусе в осевом или угловом направлении без разборки узлов станка и надежная фиксация гаек после регулировки натяга
В конструкции, приведенной на рис.94,гайки снабжены зубчатыми венцами, входящими в соответствующие внутренние зубчатые венцы съемных колец, укрепленных в торцах корпуса. Число зубьев венцов различается на единицу, благодаря чему при повороте гаек в одну сторону на один зуб осевое перемещение их профилей резьбы может составить 1 мкм. В приведенной на рис. 95,б конструкции натяг регулируют за счет изменения толщины прокладки, расположенной между гайками и состоящей из двух частей. Неизменное угловое положение гаек фиксируется двумя шпонками. В конструкции, показанной на рис.95, а, предусмотрен поворот одной из гаек на небольшой угол винтами, расположенными во фланце корпуса.
Для обеспечения работоспособности и точности передачи к материалам винта и гайки предъявляют следующие требования: твердость рабочих поверхностей должна быть не ниже НКСЪ 58—60; упрочненный слой при применении закалки с нагревом ТВЧ, азотирования, цементации должен иметь определенную толщину, чтобы обеспечивать восприятие контактных напряжений без продавливания; постоянство размеров и формы винта при эксплуатации.
Высокая твердость рабочих поверхностей винта и гайки и качественная сборка передачи гарантируют их высокие износостойкость и долговечность. В отечественной практике для изготовления винтов применяют сталь 8ХФ с закалкой с нагревом ТВЧ по профилю резьбы (до HRC3 58—62), глубина 1,5—2 мм; для гаек — инструментальные стали 9ХС, ШХ15 (твердость в тех же пределах).
Расчет тягового устройства привода подач станка с числовым управлением (см. рис.94) следует начинать с анализа технологического процесса и выявления составляющих сил резания, действующих на каждой операции. Затем необходимо определить силы тяги в приводе (для каждой оси координат), выделить из них максимальные, промежуточные и минимальные по величине.
Для привода подач токарного станка по оси Z (оси шпинделя) выделяют, например, следующие основные силы: нагрузку при более тяжелых условиях обработки (черновом точении), которую принимают с некоторым запасом на случай отклонений от нормальных условий работы; нагрузку при наиболее часто встречающихся условиях обработки (получистовом и чистовом точении); нагрузку при быстром обратном ходе суппорта после обработки. Одновременно с нагрузками следует определить также время их действия исходя из расчетного срока эксплуатации станка и статистических данных
Расчет винта на устойчивость. Диаметр винта, см, рассчитывают по формуле Эйлера
(3.23)
Основные способы заделки концов винта: один конец жестко защемлен, а второй свободен (μ = 2); оба конца размещают на шарнирных опорах (μ = 1); один конец защемлен а другой размещен на шарнирной опоре и может смещаться в осевом направлении (μ = 0,707), см. рис. 94; оба конца защемлены (μ= 0,5). Чаще всего в станках применяют два последних способа заделки опор.
Расчет по критической частоте вращения. При высокой частоте вращения винт может потерять устойчивость движения, что выражается в появлении вибрации при некоторой критической частоте.I
На каждый элемент dx вала действует центробежная сила Fn6 = mω 2 ydx, где т — масса единицы длины винта; ω — угловая скорость; у — прогиб винта. Считая эту силу равномерно распределенной нагрузкой, получим
(4.23)
где J0 — момент инерции сечения винта.
После решения этого уравнения и преобразований получим
где k = 1,2-7-1,2 5—коэффициент несовпадения частоты вращения винта с частотой его собственных колебаний; vх. х — скорость вспомогательного перемещения, м/мин; р —шаг винта, мм.
Расчет на жесткость. Диаметр винта зависит от жесткости привода и его элементов.
где jв — жесткость винта; jм —жесткость винтового механизма; jп — жесткость опор винта (подшипников, кронштейнов и т. д ).
При выборе жесткости привода прежде всего должна быть принята во внимание его динамика. Как показал опыт эксплуатации станков с числовым управлением, для отсутствия резонанса и обеспечения необходимого запаса устойчивости собственная частота колебаний механической части привода должна не менее чем в 3—3,5 раза превышать частоту импульсов замкнутой следящей системы контроля. Последняя обычно составляет 10—25 Гц (меньшие значения для крупных станков, большие — для средних и мелких).
Задавшись собственной частотой f0 колебаний стола и суппорта, можно определить необходимую жесткость привода, перемещающего, одномассовую систему с одной степенью подвижности,
(8.23)
где т1 — масса перемещаемой системы (узла, винта, детали).
Зная жесткость j привода, из уравнения (5.23) можно определить необходимый диаметр винта d0. Для винта, один конец которого защемлен, а второй размещен на шарнирной опоре,
Для винта, у которого оба конца закреплены и воспринимают осевую нагрузку, минимальная жесткость
(10.23)
Жесткость шарикового винтового механизма с предварительным натягом и возвратом шариков через вкладыш (при r1/r2 = 0,96; д1 /р = 0,6; угле контакта α = 45° и Е = 2,1-10 4 кН/см 2 )
(11.23)
Минимально допустимая сила натяга, приходящаяся на один шарик, которая гарантирует отсутствие зазора в механизме при действии на винт продольной нагрузки Q,
Рата = 2tf22Bfrsina’ (12.23)
Максимально допустимая сила натяга, приходящаяся на один шарик, при действии на винт нагрузки Q
где Рдоп — предельно допустимая статическая нагрузка на один шарик; Рдоп == Kσd1 2 здесь Кσ — коэффициент, зависящий от допустимого контактного напряжения σн; при σн = 2500, 3000, 3500 и 3800 МПа коэффициент Кσ = 2;3,5; 5,5 и 6,2 соответственно; следовательно, Qдоп = Kz zB iГPдon sin α.
Приближенно жесткость опор винта
где е0 = 5, 10 и 30 для радиально-упорных, шариковых упорных и роликовых упорных подшипников соответственно.
Тип опор винта выбирают исходя из условий жесткости, долговечности, частоты вращения винта и тепловых деформаций.
Расчет на долговечность и статическую прочность. При расчете Диаметра винта из условия долговечности определяют эквивалентную нагрузку FЭKB и эквивалентную частоту пЭKBвращения, которые обусловливают такую же усталостную прочность элементов механизма, что и все переменные нагрузки. Этот расчет аналогичен расчету подшипников качения на долговечность:
Продолжительность работы шарикового винтового механизма, об.,
(16.23)
(17.23)
где C—динамическая грузоподъемность одного витка резьбы; fw — коэффициент, учитывающий характер нагрузки; при равномерном вращении без ударных нагрузок fw= 1,0-1,2; при средних условиях работы fw = 1,2-1,5; при вращении с частыми ударными нагрузками fw = 1,5-2,5; для металлорежущих станков, учитывая разгоны, торможения и обработку с вибрациями, можно принять fw = 1,2; fн — поправочный коэффициент, учитывающий твердость материала; при HRCЭ 58—60 fH = 1; при HRCЭ = 55 fн = 0,7; при HRCЭ = 50 fH= 0,5.
При назначении срока службы винтового механизма Lh (ч) следует учитывать загруженность станка, его размер, степень сложности сборки и разборки, стоимость, моральное старение и т. д. Однако излишне большой запас по долговечности обусловливает увеличение габарита и стоимости привода. Поэтому продолжительность работы ориентировочно принимают 10 000 ч для металлорежущих станков, 4000 ч — для промышленного оборудования, 15 000 ч — для систем автоматического управления и измерительного оборудования. Определив динамическую грузоподъемность одного витка по формуле (17.23), по каталогу подбирают винтовой механизм с нужным диаметром винта.
Динамическую грузоподъемность С определяют экспериментально. Для механизмов с возвратом шариков через вкладыш может быть предложена следующая приближенная зависимость:
С = (0,2-0,4) С0, где С0 — статическая грузоподъемность рабочего витка резьбы. Эта зависимость является одним из основных показателей качества винтовых механизмов качения. Статическая грузоподъемность
где β — угол наклона винтовой линии.
Гидростатическая передача винт—гайка реализуется путем подачи масла под давлением от насоса в специальные карманы, выполненные на поверхности витков резьбы гайки (рис.96).
Преимуществами гидростатической передачи являются:
простота технологии изготовления по сравнению с передачами винт — гайка качения (винт может быть незакаленным);
изнашивание в передаче полностью отсутствует;
передача фактически является беззазорной, так как зазор резьбы заполнен масляным слоем, жесткость которого при определенных
условиях весьма высока;
КПД до 0,99 (без учета мощности насоса, нагнетающего масло);
хорошее демпфирование, возможность работы при ударных нагрузках.
К недостаткам гидростатической передачи следует отнести сложность системы смазывания, отсутствие самоторможения, необходимость стабилизации температуры масла для снижения температурных Деформаций винта. Из-за отсутствия существенных преимуществ по сравнению с передачами винт—гайка качения гидростатические передачи пока широкого распространения не получили.
Согласно уравнению (7.23) жесткость тягового устройства не может быть больше жесткости звена с максимальной податливостью. У крупных станков с увеличением длины винта жесткость jв уменьшается. Для сохранения требуемой жесткости привода можно увеличить диаметр винта, но при этом увеличиваются мощность, габаритные размеры и стоимость привода. Поэтому при значительном перемещении (5—6 м и более) исполнительного механизма экономически целесообразно применять пару шестерня—рейка или червяк-рейка.
Зубчато-реечные передачиприменяют в приводе подач крупных станков, в том числе с числовым управлением при большой длине перемещения, и в приводе главного движения (в продольно-строгальных, долбежных станках). Достоинствами этих передач являются:
малые потери на трение и высокий КПД;
технологичность изготовления и сборки пары зубчатое колесо-рейка, что обеспечивает низкую стоимость.
К недостаткам следует отнести:
малую редукцию по сравнению с винтовыми парами: за один оборот зубчатого колеса рейка перемещается на длину начальной окружности этого колеса, что снижает точность работы станка при контроле угла поворота зубчатого колеса;
сравнительно высокая упругая податливость механизма.
В станках с числовым управлением для выборки зазоров в передаче и создания предварительного натяга между звеньями, существенно повышающего крутильную жесткость, применяют разветвленные кинематические цепи со специальными нагрузочными устройствами (рис..97, а) или две независимые кинематические цепи с приводом от разных двигателей (рис.97, б), один из которых (основной) работает в двигательном, а второй (зависимый) — втормозном режиме. Зависимый привод следует за основным таки^ образом, чтобы выбрать зазор в передачах. В зависимости отнаправления перемещения каждый из приводов может быть основным или зависимым. Такая конструкция позволяет развивать большие ускорения с меньшей затратой мощности по сравнению с конструкцией, приведенной на рис.97, а. Конструкция нагрузочного устройства для выборки зазоров и создания предварительного натяга показана на рис.97, в. Зазоры выбираются за счет осевого смещения распределительного вала, несущего два косозубых колеса с зубьями разного направления, которые разворачивают реечные зубчатые колеса в противоположные стороны.
Осевое перемещение распределительного вала может осуществляться от гидроцилиндра или пружин.
Передачи зубчатое колесо — рейка рассчитывают так же, как и зубчатые передачи.
Гидростатические червячно-реечные передачи.Передачи червяк—рейка аналогичны передачам винт—гайка (рейка представляет собой часть длинной гайки, вырезанной плоскостями» проходящими через ее ось). Смазочный материал подается под давлением в карманы либо через червяк, либо через каналы вкорпусе рейки. В первом случае карманы выполняют на боковых поверхностях витков резьбы червяка, а во втором — на боковых поверхностях рейки.
Гидростатические передачи червяк—рейка эффективно используют в приводах подач крупных фрезерных, расточных, портальное фрезерных и других станков с числовым управлением. По сравнению с зубчато-реечными передачами они обладают большей редукцией, жесткостью и хорошим демпфированием.
Передача червяк—рейка каченияпредставляет собой короткий шариковый винт, который в результате вращения перемещается по длинной червячной рейке, укрепленной на станине станка. Возврат шариков осуществляется через канал, расположенный в теле червяка. Передача обладает сложной технологией изготовления (шлифование резьбы секций реек длиной 200—300 мм), а также сложным монтажом (непараллельность направляющих станка оси рейки не должна превышать 5—8 мкм на всей длине хода). По этим причинам шариковые передачи червяк—рейка пока широкого распространения не получили, но по мере совершенствования область их использования будет расширяться. Достоинством передачи качения перед гидростатической передачей червяк—рейка является отсутствие системы смазывания и меньшие температурные деформации.
Расчет шариковой винтовой пары необходимо начинать с определения тягового усилия. Тяговое усилие определяется при расчете направляющих исполнительного механизма
Последовательность расчёта шариковой винтовой пары проследим на примере.
I. Определяем диаметр винта из условия его устойчивости. Требуется, чтобы отношение длины винта к его диаметру не превышало 30.
(19.23)
Способы заделки концов винта зависят от соотношения длины и диаметра винта, требований к динамике привода и его точности. На рис.99 приведены компоновочные схемы опор винта.
Схема «а» может быть рекомендована для суппортов поперечной подачи с малым ходом 1 = 2d 1 [кг] d 1 подставляется в мм
Рдоп ст = 2×7 = 98 кг = 980 Н
Учитывая, что в гайке не все шарики одинаково воспринимают нагрузку, в расчётах берется не полное число шариков, а 0,7 от общего числа, т. е. Zo6щ.расч = 0,7*66 =46,2 Допускаемую статическую нагрузку определяем
3.Рассчитываем передачу на долговечность, находим расчетное число оборотов
(23.23)
(24.23)
(25.23)
Если в результате расчёта К0 1 её следует уменьшить, разделить на Kq, т.е. если К0 1,то
В нашем случае
Qдоп.сг = Рдоп.ст * 0,7 * 51 * 0,707=5048 кг = 50480Н
Q = 0.5 * 17(1 + 10*0.707/70) = 9.7
[Рдоп.ст] = 200/4.2 = 48 кг = 480Н
[Qдоп.ст] = 5048/4,2 = 1202 кг = 12020Н
Мы рассчитали допустимую осевую нагрузку на винте из условия отсутствия предварительного напряжения на его рабочих поверхностях. Поэтому рассчитаем допустимые максимальную Рнат.mах и минимальную Рнaт.min величину натяга
принимаем среднее рабочее Рнат раб значение
Определим допустимую нагрузку [Qдоп.нат] на винт при натяге в гайке ШВП
РНАТ.РАБ=22
Для создания натяга при монтаже рассчитаем относительное осевое сближение профилей резьбы двух полугаек
В нашем случае все расчёты и данные ШВП взяты для полукруглого профиля резьбы с двухточечным контактом α=45° конструкции гайки с зубчатыми с зубчатыми венцами полугаек рис.100,рис.101. Для нашего случая число зубьев полугаек Z = 99 и Z2 = 100 (табл. 27). Разница в один зуб в числе зубьев полугаек позволяет производить очень тонкую регулировку пары. Для этого необходимо свинтить корпус 4 с гайками винта на специальную втулку 5, надетую на хвостовик винта I. Затем следует вывести зубчатые венцы обеих полугаек из зацепления с корпусом и повернуть пару гайки на одно и то же число зубьев Z в одну сторону. Осевое сближение профилей резьбы полугаек произойдёт из-за неравных углов поворота. Число зубьев Z, на которые следует повернуть обе полугайки, определяется по формуле:
(33.23)
Для нашего случая подставляем 8нат=21,6 мк
Правильность создания предварительного натяга в ШВП проверяют по моменту холостого хода
6. Определяем КПД и момент холостого хода
λ- угол наклона винтовой линии, причем
При наличии в передаче натяга его влияние можно учесть коэффициентом Кη.
(37.23)
При наличии предварительного натяга передача ШВП обладает самоторможением, но лишь до определённого значения осевой нагрузки Р.