На что россия тратит деньги
Как различаются траты жителей российских миллионников
Где больше тратят на кафе и рестораны, а где — на продукты
Официальные средние зарплаты даже в крупных российских городах сильно различаются: в Волгограде это 37,9 тысячи рублей в месяц, в Красноярске — 60,6 тысячи, а в Москве — 105,2 тысячи.
Мы взяли обезличенные данные по тратам клиентов Тинькофф в городах-миллионниках. Оказалось, что в целом структура безналичных трат россиян из разных городов очень похожа: 20—25% денег уходит на продукты, около 10% — на кафе и рестораны, по 6—7% — на транспорт и новую одежду. Неважно, в какой части страны живут люди и сколько зарабатывают: среднестатистические семейные бюджеты жителей крупных городов очень похожи.
В материале мы учитывали только ситуации, когда человек платит картой. Невозможно узнать, куда уходят живые деньги, которые сняли в банкомате. Как показывает статистика Тинькофф-банка, в среднем безналичным способом люди тратят примерно в два раза больше, чем снимают наличных. Кроме того, мы не учитывали переводы с карты на карту.
Самая высокая доля расходов на еду — у жителей Нижнего Новгорода: в супермаркетах они совершают 25% всех ежемесячных трат по карте. Для сравнения, у москвичей, ростовчан и казанцев на продукты уходит меньше 20% безналичных расходов.
В кафе и рестораны чаще всего ходят те, кто живет в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге: у них это больше 10% всех безналичных трат.
Лидеры по расходам на товары для дома и ремонта — ростовчане: в специализированных магазинах они оставляют почти 13%. Наименьшую долю на стройку и обустройство жилья тратят москвичи: около 8%.
Госрасходы России в 2020 году стали рекордными за постсоветскую историю
Расходы консолидированного бюджета России, включая внебюджетные социальные фонды, в 2020 году оказались рекордными (в постоянных ценах) за всю историю Российской Федерации, следует из оценки ведущего научного сотрудника Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского. Речь идет о расширенном понимании госрасходов: федеральный бюджет, регионы с муниципалитетами плюс три внебюджетных фонда.
Федеральные расходы в прошлом году увеличились на 25% по сравнению с 2019 годом на фоне дополнительных антикризисных трат правительства не менее чем на 2,9 трлн руб. (оценка Счетной палаты). Консолидированные бюджеты регионов выросли на 15%, главным образом за счет увеличения расходов на здравоохранение, следует из данных Федерального казначейства. В результате расширенные госрасходы России в 2020 году достигли 42,15 трлн руб., из которых 54% пришлось на расходы федерального бюджета (в 2019 году — 49%).
В процентном отношении к ВВП — другой способ привести к общему знаменателю расходы разных лет (в противном случае искажаемые инфляцией) — расширенные госрасходы в 2020 году составили 39,5% ВВП — почти на 5 п.п. больше, чем в среднем за 2011–2019 годы. В постсоветской истории России относительные расходы всей бюджетной системы были выше только один раз — в кризисном 2009 году (41,4% ВВП), но тогда российский ВВП упал на 7,8%. Антикризисная поддержка экономики «увеличила расходы государства почти до 40% ВВП — рекордный уровень», утверждает Институт переходных экономик Банка Финляндии (BOFIT).
Будущее сдерживание расходов
Уже с 2021 года госрасходы должны постепенно нормализоваться на фоне ожидаемого восстановления экономической активности: хотя Минфин все еще потратит больше, чем в нормальные времена предусматривало бы бюджетное правило, расходы бюджетной системы в 2021 году должны сократиться примерно до 37% ВВП и до 35% — в 2022–2023 годах, следовало из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина.
В сравнении со странами Западной Европы госрасходы России в процентном отношении к ВВП не очень велики, поскольку там очень мощная система социальной защиты, пенсионная система, плюс налогообложение намного тяжелее, чем в России, пояснил РБК Чернявский. Россию, как страну развивающуюся, логичнее сравнивать по величине бюджетных расходов с такими странами, как Польша, Турция, Мексика и другие латиноамериканские страны, советует эксперт.
Для современной России вообще характерна довольно жесткая фискальная политика, что и обуславливает не очень высокие бюджетные расходы, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По его словам, сдерживание расходной части бюджета — «вопрос не последних 5–10 лет, а вопрос двадцатилетней давности». В то время пост министра финансов занимал Алексей Кудрин, ныне председатель Счетной палаты. Представитель Кудрина и пресс-служба Счетной палаты не ответили на просьбу РБК передать ему вопросы для этой статьи. Как глава Счетной палаты, Кудрин в целом поддерживает бюджетную политику Минфина, но он говорил, что в кризисном 2020 году можно было потратить больше средств на поддержку населения и бизнеса, в том числе из Фонда национального благосостояния.
Тихомиров объясняет, что в 1990-е и 2000-е годы в результате бюджетных реформ были отменены многие виды поддержки населения, принятые в СССР. Это привело к существенному сокращению расходной части бюджета. «С тех пор бюджетная конструкция остается достаточно жесткой. Более того, она стала еще более жесткой с введением бюджетного правила, по которому часть нефтегазовых доходов бюджета, которые превышают заранее установленную планку, идут на накопление в резервы, а не на траты», — говорит Тихомиров.
С 2014 года, на фоне западных санкций, Россия накопила значительные фискальные резервы за счет стратегии «Крепость Россия» (Fortress Russia), считает заместитель главного экономиста Института международных финансов (IIF) Элина Рыбакова. Но цена, которую платит Россия за эту стратегию, — низкий экономический рост, падающие реальные доходы населения и ограничение бюджетных расходов, написали аналитики IIF в февральской записке (есть у РБК). «Когда произошел шок, связанный с COVID-19, Россия несколько лет проходила через бюджетную консолидацию [в реальном выражении], которая включала существенное сокращение расходов на образование, здравоохранение и социальную поддержку — не только на федеральном, но и на региональном уровне», — утверждает IIF.
Ограничение бюджетных расходов влияет непосредственно на реальные располагаемые доходы населения, так как значительную их часть составляют зарплаты, пенсии и пособия. «У нас достаточно большая часть рабочей силы относится либо к бюджетникам, либо к госслужащим, 40–50% рабочей силы прямо или косвенно связано с государством», — рассуждает Тихомиров. Расходы на социальную политику (пенсии, социальные пособия и т.д.) составляют 35% консолидированных расходов государства, следует из данных Казначейства.
«В последние годы проводилась взвешенная бюджетная политика, которая позволила создать запас прочности и справиться с вызовами 2020 года», — возражает Минфин России. В 2020 году Россия вошла в число лидеров среди стран G20 по эффективности антикризисного пакета, утверждает пресс-служба ведомства. «В ближайшие годы — по мере восстановления экономики — предусмотрена нормализация бюджетной политики с одновременным восстановлением деловой активности в ненефтегазовом секторе. Особый акцент будет сделан на достижении национальных целей развития и выполнении послания президента Федеральному собранию», — указали в Минфине.
Что касается межбюджетных отношений федерального центра и регионов (последние жаловались, что Минфин навязывает им финансовые ограничения), «действующая сейчас бюджетная политика, в частности распределение расходных полномочий между федеральным центром и регионами, гарантирует исполнение всех обязательств государства перед гражданами, сохранение макроэкономической и финансовой стабильности в стрессовых условиях», считает Минфин.
Федеральный Минфин не может определять функциональную структуру расходов всей бюджетной системы, добавили в ведомстве.
Ограничитель для расходов
По уровню госдолга расширенного правительства (федеральный центр плюс регионы) Россия занимает одно из самых низких мест в мире — около 20% ВВП, даже несмотря на увеличение госдолга в 2020 году на 5,4 трлн руб. «Наращивать государственный долг такими же темпами, как в предстоящие годы, не планируется, поскольку его безопасный уровень предполагает не только общий объем, но и разумную стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированную структуру без пиков платежей», — заявили в Минфине. В 2021 году расходы на обслуживание федерального долга вырастут с 0,8 до 1,2% ВВП.
Россия, «наученная горьким опытом дефолта» 1998 года, пошла по пути низкого уровня долга и ненаращивания расходов, говорит руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее словам, это более безопасная стратегия в случае возможных кризисов, которая «позволяет в трудный период временно увеличить расходы без ущерба экономике в целом».
Сравнивая Россию с развитыми странами, у которых высокие расходы бюджета, не стоит забывать, что там другой уровень фискальной дисциплины, коррупции, прозрачности, подчеркивает Суслина. «Если такое государство решает потратить больше на строительство дорог, то оно может быть уверено, что на 90% эти дороги будут построены. А у нас, к сожалению, жизнь устроена так, что половина дойдет непосредственно до строительства, остальное где-нибудь осядет», — рассуждает она. А при низкой эффективности госрасходов их простое наращивание не приведет к результату — сначала надо повысить эффективность расходов (сократить коррупцию, улучшить систему госзакупок, сделать процессы более прозрачными) и только потом можно будет «достаточно безболезненно» увеличивать расходы, утверждает Суслина.
У России большой запас прочности в госфинансах, и она в принципе могла бы себе позволить расходовать больше, чем сейчас, сказал РБК ведущий аналитик рейтингового агентства S&P Global по суверенным рейтингам стран СНГ Карен Вартапетов. «Другое дело, на какой срок и какой ценой. Одной из проблем бюджетной политики до введения текущего бюджетного правила была процикличность расходов (они росли, когда росла цена на нефть, и наоборот), что усиливало зависимость внутренних экономических параметров от колебаний цены на нефть. Планирование расходов исходя из консервативной базовой цены на нефть сильно ослабило этот эффект, сделало внутренние условия более стабильными и предсказуемыми», — указал аналитик. Поэтому сильное ослабление бюджетного правила, которое могло бы позволить увеличить расходы, может усилить волатильность макроусловий со всеми вытекающими рисками, рассуждает Вартапетов. «Скорее, вопрос в структуре и эффективности расходов, а здесь и само правительство говорит о необходимости повышения доли расходов на человеческий капитал и резервах по повышению эффективности расходов», — резюмировал эксперт.
Куда уходит бюджет России прямо сейчас: счетчик трат в реальном времени
Годовые расходы российского бюджета в 2021 году составят 21,5 трлн рублей. Это примерно в полтора раза меньше, чем у Великобритании или Индии, но в три раза больше, чем у Швейцарии или Саудовской Аравии. И все равно непонятно: 21,5 трлн рублей — это сколько?
Чтобы хоть как-то представить себе эту сумму, мы сделали специальный счетчик, который показывает в реальном времени, как страна расходует деньги. Вот как расходуется бюджет, пока вы читаете этот материал.
Сколько вы можете тратить в день
Все данные актуальны на момент публикации. Информацию о государственных расходах мы взяли в бюджете для граждан от Минфина. Сумму, указанную в каждой статье бюджета, разделили на 31 536 000 — это количество секунд в году. Счетчик обновляется каждые 0,1 секунды
Федеральный бюджет формируют из наших налогов, но государству можно отдавать меньше денег, если знать про льготы:
3 триллиона на оборону, 2.5 на охранку. Но 1 на образование и 1 на медицину.
Верной дорогой идём, товарищи! Зачем нужны образованные и здоровые граждане, когда хороший гражданин должен защищать сапоги и ставить свечки за здравие?
Алёна, и 135 млрд на говнофильмы
no.comments, точнее на культуру и фильмы, а под «культуру» замечательно мимикрирует РПЦ. Так что да, чистить сапоги и молиться.
Алёна, а еще дикие цифры на поддержку бизнеса.
А выше висит тема, что работодатель снизил зарплату на 30% и не платит премии. Хах
Alexandra, поддержка бизнеса сначала должна дойти до бизнеса и нигде не осесть.
Алёна, – Давайте будем индексировать зарплату силовиков
– А как же остальные? Будут недовольны
– Вот для того мы и индексируем зарплату силовиков
Алёна, первый паром из Мордора отчалил в 1917 году.
Прошло более ста лет, ещё не поздно сесть на последние.
AshleyRedfieldG, а те, кто остались в Мордоре не выжили, лучше бы остальные тоже уплыли на пароме
Tural, история циклична
Комментарий удален пользователем
kwikky, 65.3 миллиарда*
А где траты на дворцы. ) Если не отражается столь ощутимая статья расходов как коррупция, то это бесполезный сервис
На моем факультете в бауманке была копия того сайта, но где отображалось количество хвостов и отчисленных
Andre, ссылку в студию плиз, Вестяка в МГТУ Баумана не было()))
Всё не так однозначно
Остановите счетчики, мне аж дурно от таких цифр
Иван, а в поддержке бизнеса и новых рабочих местах, думаете, не только госпредприятия?)
Михаил, как удобно передергивать самого же себя
Максим, где я чего передёрнул? Я говорю, что без знания о содержании каждого класса расходов глупо делать какие-то выводы об этих расходах.
Yi, как насчет мавзолея? Хотя, и Ельцин центр так же бесполезен
Ivan, так купите ОФЗ, и тогда госдолг будут выплачивать лично вам
Anastasiya, меня не беспокоит, что долг кому-то выплачивается. Меня беспокоит маленький расход на медицину. Разжую: госдолг у России сравнительно маленький, на его обслуживание тратится сравнительно мало, но на медицину ещё меньше.
Довольно таки не плохо
Yi, за бесценок вы ничего не выкупите) объекты за бесценок не для вас
За медицину обидно! Медики наши жизни спасают!
Грешным делом начинаешь понимать, почему работающие с этими потоками люди, глядя на утекающие за минуту 10 миллионов, видят в них свою личную квартирку, «никто же не заметит»
Ахахах, Тинькофф неожиданно стал оппозицией!?😂 Наглядно показал куда утекают наши налоги
Хорошо увеличили пенсионный возраст. Целая страна работает и платит налоги, чтоб обеспечить пенсионеров и льготников.
Как по мне надо перестать финансировать СМИ на наши налоги, пусть зарабатывают сами.
Капитализация Илона Маска 300.000.000.000.$ Это больше бюджета РФ. Выгоняйте дальше умниц из страны.
Спасибо, стало более наглядно, почему в этой стране непопулярно платить налоги.
Иван, в оборонке только госпредприятия? Как бывшая жена гендиректора частного завода с оборонными контрактами ржу в голос.
Pavla, насколько свободен был этот завод в управленческих решениях, в условиях нашего строя? Как часто ваш муж с уважаемыми людьми в баньке сиживал? Даже крупные подряды на укладку асфальта дают «кому надо», после 10 поклонов, а вы говорите оборонные контракты.
Pavla, не ожидал я вам в этой ветке!) Но вы очень вовремя. Гособоронзаказ обширен и в нём даже МСП участвуют на замыкающих звеньях. А вся российская наука вообще живёт чуть ли не исключительно за счёт ГОЗ.
Pavla, вау, приятно удивлён, что с вами можно поспорить не только о проклятых мужиках!
Обсуждать на обывательском уровне фантазии про «в оборонке на самом деле все вот так» вообще не интересно, сорян) Хватит перла «в оборонке только госпредприятия»))
«Амбициозный бюджет». На что российские власти собираются тратить деньги в ближайшие годы?
Автор фото, Stanislav Krasilnikov/TASS
Власти рассчитывают, что уже к III кварталу следующего года экономика России восстановится до докризисного уровня. Это позволит властям начать «нормализировать» расходы бюджета, которые пришлось повысить в этом году, чтобы поддержать бизнес и население.
Это первый бюджет правительства Михаила Мишустина. Бюджет на 2020 год составляло еще правительство Дмитрия Медведева. Он предусматривал лишь небольшое увеличение расходов.
Но в течение года правительству пришлось радикально пересматривать бюджет на фоне пандемии коронавируса и карантинных мер, которые были введены весной. В частности, правительству пришлось больше тратить на поддержку населения и бизнеса, пострадавших от кризиса, а также на различные выплаты. Теперь власти начинают экономить, но расходы будут сокращаться постепенно.
При этом правительство исходит из достаточно оптимистичного прогноза того, как ситуация будет развиваться дальше. Бюджет сверстан на основе базового прогноза, который предполагает несколько предпосылок:
Власти также ожидают, что в следующем году темпы роста экономики ускорятся по мере того, как распространение коронавируса будет замедляться.
Именно ускорение экономики даст правительству возможность начать со следующего года сокращать расходы. Если бы не «нормализация» бюджетной политики, темпы роста экономики могли бы оказаться выше.
Как власти будут экономить?
Бюджет на 2020 год предусматривал расходы на уровне 19,6 трлн рублей. Но фактические расходы были выше: правительство оценило их в 22,6 трлн рублей.
Власти собираются потратить в следующем году почти 21,5 трлн рублей. Правительство планирует понемногу урезать большинство статей расходов:
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
В 2021 году правительство решило сэкономить на национальной обороне. Многие экономисты много лет призывали снизить расходы на оборону, среди них был глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Как отмечал ранее РБК, финансирование экономики оказалось больше финансирования обороны впервые за семь лет. Правда, в 2022-2023 годах оборона снова выходит на второе место.
Автор фото, Alexander Shcherbak/TASS
Ситуация в экономике в ближайший год будет зависет от развития эпидемии коронавируса
Действительно, основным источником финансирования дефицита будут заимствования. В результате объем госдолга вырастет с 15,8% в 2019 году до 21,4% в 2023 году. Однако залезть в резервы власти все же собираются: в 2021 году из Фонда национального благосостояния будет потрачено 95 млрд рублей, хотя изначально планировалось потратить 4,3 млрд.
Экономия на национальных проектах Путина
Сокращение финансирования затронет большинство нацпроектов:
При этом власти собираются повысить расходы на государственные СМИ. В предыдущей версии бюджета власти планировали, наоборот, в 2021 году сокращать эти расходы.
В 2021 году «Первый канал» получит дополнительно 6 млрд рублей, RT получит дополнительно 9 млрд и 7,8 млрд рублей в 2021-м и 2022 годах. ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» получит дополнительно по 6,2 млрд рублей в 2021-м и 2022 годах.
В целом бюджетные расходы по разделу «Средства массовой информации» составят 102,8 млрд рублей в 2021 году. В последующие два года сумма изменится незначительно.
Слишком много оптимизма
В 2020 году доходы бюджета должны были составить почти 20,6 трлн рублей. По итогам года они должны оказаться ниже на фоне кризиса и пандемии коронавируса.
На что государство тратит больше всего денег. Разбираем бюджет страны
Главное, что российский бюджет этого года впервые за последние 3 года будет дефицитный. Это значит, что расходы государства будут превышать его доходы. Это возможно и даже у многих стран мира это происходит постоянно: этот разрыв финансируется за счет скопленных резервов (как у нас ФНБ) и заимствованиями на внутреннем или внешнем рынке (когда государство берет в кредит).
Доходы в 2021 году будут 18,8 трлн руб, а расходы 21,52 трлн руб. По сравнению с предыдущими годами этот разрыв произошел из-за коронакризиса и падением цен на нефть. Государство потратило огромные резервы на преодоления кризиса, но одновременно произошло падение экономики, а следовательно, и собираемых налогов. Плюс серьезное падение цен на нефть, сильный рост котировок которой не планируется в следующем году.
Поэтому расходы сократятся в 2021 году примерно на 2 трлн рублей по сравнению с 2020 годом.
Также в бюджете фиксируется, уровень инфляции и цены доллара:
Инфляция не выше 3.7%;
В бюджете 2021 года на социальную политику будет потрачено почти 5,6 трлн рублей, из них только на обеспечение развития пенсионной системы — 3,5 трлн рублей, остальное это социальные гарантии, выплаты.
Это почти треть всего бюджета страны!
Это почти та же сумма, которую планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей.
В два раза меньше, чем на оборону собираются потратить на полицию.