На что следует водителю обратить внимание при встречи с пешеходами
На что следует водителю обратить внимание при встречи с пешеходами
Интересны некоторые данные, полученные при анализе реальных ДТП на улицах Москвы за последние 10 лет и характеризующие место и причины наездов на пешеходов. Так, наезды на перекрестках составляют пе 0 1б% от их общего числа.
Вместе с тем анализ происшествии показывает, что во многих случаях только водитель мог принять разумные меры, предупреждающие наезд на пешехода. Он мог предупредить торопливого пешехода о своем приближении звуковым или световым сигналом, объехать пешехода, замедлить скорость, остановиться.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Водитель должен знать характер поведения пешеходов на улице и соответственно реагировать на их действия. Наблюдение за пешеходами он ведет постоянно и не только за теми, которые выходят на проезжую часть, но и за находящимися на тротуарах. По самым различным признакам почти всегда можно определить намерение пешехода выйти на дорогу в неустановленном месте. Пешеход, уже находящийся на дороге и неожиданно увидевший движущийся на него транспорт, как правило, теряется и чаще всего стремится вернуться назад, хотя это и не всегда разумно. Это обстоятельство водитель должен учитывать. Прежде всего такого пешехода не следует пугать звуковым сигналом. Если он прошел, пересекая улицу, уже половину пути, его объезжают сзади, если же он только вступил на проезжую часть — спереди. Естественно, что при этом водитель должен снизить скорость и быть готовым при необходимости к экстренному торможению. Далеко не каждый пешеход может определить скорость приближающегося автомобиля, и половина несчастных случаев происходит именно по этой причине. Престарелые люди, дети, да и многие взрослые плохо представляют себе скоростные возможности транспортных средств. Чаще всего они реагируют на внешний эффект транспорта. Большой, шумный самосвал они пропускают, а маленький, бесшумный, двигающийся значительно быстрее легковой автомобиль У них тревоги перед переходом дороги не вызывает.
Исследования показывают, что одиночный пешеход способен терпеливо пропускать транспорт примерно 30 с. потом он может броситься через дорогу. Обычно он не рискует перебегать дорогу, если машины идут на расстоянии до 35 м одна от другой при скорости 60 км/ч, т. е. с интервалом в 2 с. При большем расстоянии перебегают отдельные «смельчаки», а при расстоянии меж-ду машинами около 80 м и той же скорости (интервал 4—5 с) уже переходят многие.
Группы пешеходов, как правило, значительно «храбрее», особенно после длительного ожидания перехода при сплошном потоке транспортных средств.
Особую осторожность следует соблюдать в местах, где вероятно появление на проезжей части детей. Надо учитывать, что дети, как правило, нетерпеливы, неосмотрительны, поле зрения у них составляет всего одну треть от поля зрения взрослых, они имеют иное представление о пространстве и времени, часто неправильно оценивают направление и скорость движения автомобиля. Дети могут начать перебегать проезжую часть непосредственно перед самым автомобилем, при этом бегут через дорогу без оглядки. Иногда, пропустив один-два автомобиля и немного выждав, они теряют терпение и выбегают на дорогу перед следующим.
Из остановившегося автобуса, имеющего опознавательный знак перевозки детей, следует ожидать выбегания детей на дорогу. В предвидении этого перед таким автобусом следует замедлить движение и быть готовым к остановке.
Опасны на дорогах велосипедисты, люди в нетрезвом состоянии. Их поведение на дороге часто непредсказуемо. Они могут в любой момент изменить направление движения или упасть, поэтому их лучше объезжать на значительном интервале. При объезде нелишне предварительно подать короткий звуковой сигнал.
Требуют особого внимания престарелые люди, которые, как правило, плохо слышат и видят, не учитывают скорости приближения транспорта, малоподвижны. Слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, водитель обязан пропускать через дорогу в любом месте •проезжей части.
При движении по бульварам, отгороженным от проезжей части живой изгородью (кустарником), надо быть готовым к внезапному появлению перед автомобилем спешащих пешеходов и особенно детей. Это относится и к улицам населенных пунктов, где близко к проезжей части примыкают калитки и ворота дворов.
Зимой опасность наезда на пешеходов возрастает.
В морозную погоду пешеходы в зимних одеждах хуже слышат приближение транспорта, менее осмотрительны, могут упасть на скользкой дороге. Да и у водителя ухудшается видимость, теплая одежда и обувь стесняют его движения, ухудшают реакцию. Увеличивается тормозной путь автомобиля. Все это требует осторожности, внимания и соответствующего снижения скорости движения.
Согласно Правилам пешеходы в ряде случаев имеют преимущественное право движения перед транспортными средствами: на обозначенных пешеходных переходах, в ряде случаев при переходе дороги на перекрестках, при переходе дороги к трамваю, стоящему на обозначенной остановке, и от него, при движении по тротуару или пешеходной дорожке на перегоне между перекрестками.
На пешеходном переходе, регулируемом светофором или регулировщиком, у водителей и пешеходов неясностей не возникает: на разрешающий сигнал двигайся, при запрещающем сигнале — стой. Сложнее ситуация на нерегулируемых пешеходных перекрестках, обозначенных дорожными знаками или разметкой. Здесь пешеходы пользуются преимуществом всегда и водители не имеют права создавать им помехи. При этом помехой или опасностью считается такая ситуация, при которой движущееся транспортное средство вынуждает пешеходов значительно ускорить темп ходьбы или, наоборот, остановиться на переходе, чтобы освободить путь автомобилю.
Руководствуясь этими положениями, водитель, приближаясь к переходу, по которому движется поток пешеходов, обязан остановиться и пропустить их. Однако при нахождении на переходе одного-двух пешеходов иногда можно и не останавливаться, а лишь снизить скорость.
Неправильны действия водителя, который перед занятым пешеходами переходом подает звуковые и световые сигналы, требуя от пешеходов освободить дорогу, и продолжает движение, даже не снижая скорости.
На многополосных дорогах с многорядным движением опасно двигаться через, казалось бы, пустой переход одновременно двум-трем машинам. Нередки случаи, когда пешеходу за транспортным средством, движущимся в правом первом ряду, не видны машины, движущиеся во втором и третьем рядах. И он перебегает дорогу перед ближним к нему автомобилем, внезапно появляясь перед движущимися во втором и третьем рядах.
Создается неясная ситуация, если транспортное средство, следовавшее впереди в соседнем ряду, вдруг остановилось перед нерегулируемым пешеходным переходом, хотя на нем не видно ни одного пешехода. Здесь лучше снизить скорость, а если надо, остановиться и внимательно осмотреться. Продолжать движение можно лишь убедившись, что на переходе нет пешеходов.
На регулируемых перекрестках пешеходы пользуются преимуществом перед транспортными средствами, если они переходят дорогу на разрешающий сигнал светофора или регулировщика; на нерегулируемых — если идут через перекресток в прямом направлении, а транспортные средства поворачивают. Водители наиболее часто нарушают именно это требование Правил.
При запрещающем сигнале регулировщика или светофора водитель обязан остановиться перед стоп-линией, а если ее нет, то перед пересекаемой дорогой, и не создавать помех пешеходам.
Наконец, пешеходы имеют преимущество, когда они идут по тротуару или по обочине дороги, а транспортные средства выезжают на дорогу с прилегающей территории (со двора, с места стоянки, АЗС и т. д.).
У остановок общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) пешеходы преимуществ не имеют, но все равно часто стремятся перейти дорегу тут же.
Существует вероятность наезда на пешеходов при обгоне и объезде в населенных пунктах на улицах с одной полосой движения в каждом направлении, когда водитель выезжает на полосу встречного движения. Для пешехода движение автомобиля по левой стороне дороги необычно. Мы привыкли к принципу: «перед выходом на дорогу посмотри налево, дойдешь до середины — посмотри направо». И пешеход может выйти на проезжую часть, не подозревая, что по левой стороне дороги движется автомобиль. При обгоне может возникнуть и другая опасная ситуация, когда из-за обгоняемого транспортного средства вдруг появляется пешеход, который решил перебежать дорогу, не подозревая, что и левая ее полоса занята автомобилем, двигающимся с еще более высокой скоростью.
Особо следует сказать о движении по внутриквар-тальным проездам в жилых микрорайонах. Эти проезды пролегают рядом с детскими учреждениями, спортивными площадками, подъездами жилых домов. Наезды на людей (чаще на детей) в этих местах в последние годы заметно учащаются. «Опасность подступает к самому порогу дома», — пишут в некоторых газетах. Например, в Англии, Голландии около 65% наездов на детей происходит в радиусе 300 м от их жилья.
Надо учитывать, что в течение рабочего дня эта территория занята в основном детьми и престарелыми людьми. Дети еще не в состоянии осознать опасность, таящуюся в двигающемся автомобиле, а престарелые ужё не в состоянии заметить ее своевременно и правильно на нее отреагировать. Поэтому в жилых зонах по внутриквартальным дорогам надо двигаться со скоростью-не более 10 км/ч, если даже на них нет людей. Взрослый, а чаще ребенок может показаться здесь в любой момент, густые зеленые насаждения или сугробы зимой, припаркованные машины, хозяйственные постройки создают непросматриваемые зоны и таят много неожиданностей. И уже пользоваться звуковым сигналом здесь никак нельзя.
И, наконец, о трогании после стоянки вблизи детских площадок или в любом другом месте, где играют дети. Прежде чем сесть за руль, следует обойти автомобиль, осмотреть площадку рядом с ним и даже под ним, посмотреть, нет ли там детей. И особенно тщательно надо просматривать пространство под машиной, если предстоит движение задним ходом. Малыши могут оказаться в любом месте: и у колес, и под бампером, и под багажником и даже под кузовом.
Статья 21. Правила, касающиеся поведения водителей по отношению к пешеходам
Статья 21
Правила, касающиеся поведения водителей по отношению к пешеходам
1. Водитель не должен допускать действий, способных подвергнуть опасности пешеходов.*
2. Без ущерба для положений пункта 1 статьи 7, пункта 9 статьи 11 и пункта 1 статьи 13 настоящей Конвенции на пешеходных переходах, обозначенных разметкой или соответствующим знаком или сигналом, должны выполняться следующие предписания:
a) если движение транспортных средств на таком пешеходном переходе регулируется световыми дорожными сигналами или регулировщиком, водители должны при наличии сигнала, запрещающего движение, остановиться перед переходом или предшествующей ему поперечной разметкой, а когда они получают разрешение продолжать движение, не мешать и не препятствовать пешеходам, которые уже вступили на него; если водитель делает поворот для выезда на другую дорогу, при въезде на которую находится пешеходный переход, он должен делать это только на небольшой скорости и пропуская пешеходов (при необходимости остановившись), вступивших или вступающих на переход;*
b) если движение транспортных средств на этом переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.
3. Ни одно положение настоящей статьи не должно толковаться как препятствующее Договаривающимся сторонам или их территориальным подразделениям*(22):
предписывать водителям транспортных средств останавливаться во всех случаях, когда пешеходы вступают или вступили на пешеходный переход, обозначенный разметкой или знаками и сигналами, в условиях, предусмотренных статьей 20 настоящей Конвенции, или
запрещать водителям мешать движению пешеходов, которые уже вступили на проезжую часть на перекрестке или вблизи него, даже если в этом месте не имеется пешеходных переходов, обозначенных разметкой или знаками и сигналами.
4. Водители, намеревающиеся проехать со стороны, соответствующей направлению движения, мимо транспортного средства общего пользования, находящегося на надлежащим образом обозначенной остановке, должны снизить скорость и в случае необходимости остановиться, с тем чтобы обеспечить пассажирам общественного транспорта возможность посадки или высадки.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Водители и пешеходы: будьте бдительны и взаимовежливы!
С наступлением осенне-зимнего периода уменьшается световой день, и находиться вблизи и на проезжей части пешеходам становится порой небезопасно. Об этом свидетельствуют цифры дорожной статистики: к примеру, за сутки 20-21 ноября на территории области было зарегистрировано 4 ДТП с участием пешеходов, в которых 2 человека погибло и 3 человека получили ранения различной степени тяжести.
В любом ДТП, где присутствует пострадавший пешеход, в той или иной степени есть вина водителя. Дело в том, что за последние годы появилось много новых нерегулируемых пешеходных переходов, обозначенных знаками пешеходного перехода и разметкой. И сразу произошел всплеск ДТП, связанных с наездом на пешеходов по вине водителей. Водители должны четко помнить, что на нерегулируемых пешеходных переходах все пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Напоминаем, нерегулируемый пешеходный переход – это место перехода проезжей части, обозначенное зеброй и соответствующими знаками.
Не стоит забывать и такое требование к водителям: если впереди пешеходный переход и перед ним остановился другой автомобиль, вы можете проехать только после того, как убедитесь, что перед остановившимся автомобилем нет пешеходов. Это очень важно, поскольку значительная часть ДТП на пешеходных переходах происходит из-за того, что водитель не успевает увидеть пешехода, заслоненного остановившимся транспортным средством. А в это время пешеход, не замечая Вашего мчащегося автомобиля из-за стоящего транспортного средства, безбоязненно продолжает движение по переходу.
В любой ситуации все водители должны учесть главное: если с пешеходом что-то случится на нерегулируемом или регулируемом пешеходном переходе, вся тяжесть нарушения и ответственность за происшествие ляжет на плечи водителя. Пешеходный переход — место на проезжей части, где пешеход всегда должен быть вне опасности.
Что же делать с пешеходами, переходящими дорогу вне зоны пешеходного перехода? Можно дать водителям несколько простых советов:
Вычисляйте опасных пешеходов заранее! Такие пешеходы – люди задумчивые, ушедшие в себя, не слышащие и не видящие ничего вокруг. Звуковой сигнал их только напугает. Пешеход может начать метаться на дороге так, что объехать его будет невозможно. Лучше притормозить или остановиться. В категорию таких пешеходов попадают люди пожилого возраста, инвалиды, родители с маленькими детьми. Помните главное – как бы ни вёл себя пешеход, водитель в ответе за пешехода!
Предлагаем водителям несколько простейших советов, следуя которым, можно многократно снизить риск наезда на пешехода:
Будьте внимательными к пешеходам при подъезде к пешеходным переходам и людям, идущим вдоль проезжих частей за городом.
Не нарушайте скоростной режим.
Включайте ближний свет фар, в том числе в населенных пунктах, даже в светлое время суток.
Следите за чистотой автомобиля, особенно за чистотой стекол и фар.
Следите за наличием моющей жидкости в бачке омывателя стекол.
На что следует водителю обратить внимание при встречи с пешеходами
Все мы – участники дорожного движения. В суете рабочих будней или на отдыхе нельзя забывать о том, что грамотное поведение на дороге – это один из залогов собственной безопасности. Все мы – водители и пешеходы – должны понимать, что на каждом из нас лежит ответственность за всё, происходящее на проезжей части. Причём ответственность – как на водителях, так и на пешеходах.
ДТП с участием пешехода являются для последнего весьма опасными и часто ведут к серьезным последствиям.
Однако сразу же следует отметить, что в наезде на пешехода далеко не всегда виноват водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.
Среди участников дорожного движения бытуют два противоположных мнения: «всегда виноват водитель» или «всегда виноват пешеход». На практике же все зависит от конкретной дорожной ситуации.
ДТП ПО ВИНЕ ПЕШЕХОДА
Поскольку пешеходы и водители представляют собой два как бы противоборствующих класса участников дорожного движения, то чаще всего они замечают именно нарушения друг друга. Т.е. пешеходы пристально следят за водителями, которые не пропускают их на переходах, ну а водители ругают пешеходов, которые выходят на дорогу в самых неожиданных местах.
Главная особенность поведения типичного пешехода – его наивная уверенность в том, что водители должны его пропускать. Это заблуждение зачастую стоит пешеходу жизни.
Большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.
Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.
Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения: пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора; пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.
Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:
1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендуется на пару минут остановиться и передохнуть.
2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:
— Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры (такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, ограничивающие скорость).
— Пешеход-пенсионер, который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю; такого пешехода, как правило, переубедить сложно.
— Местный пешеход, который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был переход. Не всякий пешеход внимательно следит за знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.
— Пешеход бежит за автобусом. Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги — это отъезжающий автобус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.
Это лишь несколько типичных ситуаций, однако рекомендуется обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его невольных участников.
Хочется отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.
Кроме того, рекомендуется и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью не советуем.
ДТП ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЯ
Водитель, в отличие от пешехода, имеет куда больше возможностей нарушения правил, которые по его вине приведут к наезду на пешехода:
1. Наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Чаще всего наезд происходит из-за того, что водитель либо вовремя не заметил пешехода на переходе, либо вообще не заметил пешеходный переход. Естественно, специально никто пешеходов сбивать не будет.
2. Наезд на пешехода при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при выезде на дорогу с прилегающей территории (пункт 8.3 ПДД). В этом случае водитель не всегда знает, что он должен уступить дорогу пешеходам, однако опять же специально совершать наезд водитель вряд ли будет. Дело скорее в том, что очень часто пешехода невозможно вовремя заметить из-за припаркованных автомобилей или других препятствий.
3. Наезд на регулируемом переходе.
4. Наезд на пешехода вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или с нарушением другого пункта правил.
На что следует обратить внимание водителю для предотвращения наезда:
1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы любят неожиданно появляться на дороге.
2. Притормаживающие автомобили. Водители часто пропускают пешеходов даже вне пешеходных переходов и если этого не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.
3. Припаркованные автомобили, особенно в центральной части города. Из-за припаркованных как попало машин движение на дороге затруднено. Однако это не останавливает пешеходов от неожиданного выхода на дорогу.
4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, не всегда можно заметить. Это следует помнить при движении ночью в населенных пунктах.
Апогей для водителя — нерегулируемый пешеходный переход рядом с остановкой автобуса, около которой припаркован грузовик, в темное время суток.
Ситуация в жизни хоть и не часто, но встречается, и следует быть в ней предельно осторожным. Двигаться со скоростью 20-30 км/ч, внимательно анализируя поведение всех участников движения.
Главное, нужно избегать наезда на пешехода даже в том случае, если он переходит дорогу в неположенном месте.
Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия многих факторов. Поэтому, как будучи пешеходом, так и находясь за рулём автомобиля, следует эти факторы отслеживать и не рисковать собственной жизнью. Особенно это относится к случаям чрезмерной торопливости.
Предоставление преимущества в движении пешеходам
Человек, находящийся за рулем, должен быть готов к различным неожиданностям. К сожалению, не все водители могут оценить ситуацию, в частности, привыкают к скорости и часто теряют способность реагировать на внезапное изменение условий движения.
Требования к водителям, их обязанности при взаимодействии с пешеходами и иными участниками дорожного движения в случаях, когда последние имеют преимущество в движении, установлены в Правилах дорожного движения РФ:
— при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает (п. 8.3 ПДД РФ);
— при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает (п. 13.1 ПДД РФ);
— при включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления (п. 13.8);
— водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода (п. 14.1 ПДД РФ);
— на регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления (п. 14.3);
— запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе (п. 14.4);
— во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью (п. 14.5);
— водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производится с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней (п. 14.6);
— приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей (п. 14.7);
— невыполнение водителем любой из перечисленных обязанностей влечет за собой административную ответственность по ст. 12.18 КоАП РФ., а именно наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.