На что согласно конвенции должно быть направлено образование ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка
Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам.
Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам. Они обязаны не только обеспечивать ребенка в материальном плане, но и заботится в отношении его физического, нравственного, а также духовного и психического развития. Все это утверждено основными положениями, прописанными в семейном законодательстве.
Обязанность родителей по воспитанию детей
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей регламентируются не только внутренним законодательством, но и международной конвенцией ООН «О правах ребенка».
Любой человек старается донести до собственного ребенка простую истину о том, что он обязан отвечать за свои совершенные поступки и действия. Правда, зачастую даже родители забывают о том, что они должны нести собственную ответственность за собственных детей, и умышленно перекладывают личные обязанности на учителей, воспитателей или самих детей.
В ст.63 СК РФ рассматриваются главные обязанности родителей, которые касаются воспитательного и образовательного процессов. В соответствии с закрепленными положениями, родители несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Поэтому для начала необходимо разъяснить, что же включает в себя сам термин «ответственность родителей за воспитание». Это понятие состоит из нескольких основных моментов:
Конвенция о правах ребенка, а также внутренние нормативы российского законодательства предусматривают, что основную ответственность в плане воспитания детей несут именно родители, и интересы ребенка обязательно должны стоять на первом месте для его отца и матери.
Если же будет установлено, что обязанности родителей выполняются недолжным образом или же имеет место нарушение прав ребенка, то в этой ситуации ответственность родителей может стать юридической. Практически в каждом сегменте права имеются положения, которые регулируют ответственность родителей перед своими детьми:
В перечисленных выше положениях и нормативах предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение личных обязанностей в отношении к собственным детям.
Право родителей на обучение своих детей
Важной составляющей воспитательного процесса, в результате которого ребенок формируется как личность, выступает получение им общего образования. Обязанность родителей по обеспечению своим детям права на получение качественного образования закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.43).
В соответствии с п.2 ст.63 СК была узаконена конституционная норма относительно действующих обязанностей родителей на обеспечение получения общего образования своими потомками. Кроме того, предполагается, что образование должно в обязательном порядке обеспечить формирование у каждого ребенка адекватной картины мира, которая соответствует современной степени знаний. Это поможет сформировать личность ребенка и обеспечит моделирование поведенческой модели, которая будет приемлема не только для семьи, а и в целом для общества.
Непосредственно само образование направляется на достижение таких основных целей, как:
Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.
Передача ребенка на воспитание другим родственникам
Главной обязанность любого родителя является обеспечение образовательного и воспитательного процесса для собственных детей. Если по каким-то причинам родители не обеспечивают соблюдение прав ребенка, то они могут быть их лишены, а ребенок будет передан под ответственность близких родственников, которые выступят в роли опекунов, приемных семей или же государства.
По закону передача ребенка на воспитание иным родственникам может быть осуществлена только в отношении тех детей, которые остались без опеки и попечительства со стороны собственных родителей. Зачастую, подобное возникает в тех ситуациях, когда родители были лишены действующих родительских прав, или же по каким-то причинам не имеют возможности выполнять обязательства по отношению к ребенку.
Приоритетное право на воспитание ребенка имеют его биологические родители. И если они лишаются этого права, то обязанность по воспитанию и образованию детей может быть возложена на ближайших родственников, но исключительно по их письменному согласию и разрешению органов опеки и попечительства.
Если в настоящий момент осуществлена передача ребенка на воспитание родственникам, то стоит понимать, что основные права и свободы ребенка никуда не исчезают, а все обязанности в отношении несовершеннолетнего будут переданы его опекунам.
Что касается вопроса материального обеспечения, то при передаче ребенка близким родственникам, на них ложится обязанность по полному обеспечению и содержанию ребенка. Впрочем, по закону, опекуны имеют право на получение финансовой помощи от государства.
Стоит заметить, что передача ребенка на воспитание в другую семью не может быть произведена в одностороннем порядке. Это возможно исключительно по ходатайству органов опеки и попечительства, по письменному заявлению опекунов и при помощи судебных инстанций. Именно суд примет окончательное решение и подтвердит переход родительских обязанностей на опекуна.
Конвенция о правах ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа. Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США. Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам.
Конвенция ООН о правах ребенка включает 54 статьи, которые подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных странах может ограничиваться различным возрастом).
Конвенция ООН о правах ребенка, первая ее часть полностью расшифрует понятие слова «ребенок», а также регламентирует верховенство интересов и базовые права и свободы детей. Вторая часть документа Конвенция ООН о правах ребенка уточняет особенности структуры и функции Комитета по правам ребенка, а также возлагает на государственные органы задачу по реализации решений данного учреждения. Третья часть Конвенции ООН о правах ребенка фиксирует пути разрешения различных процессуальных правовых проблем органами государственной власти, которые возникли в процессе применения статей данного документа.
Конвенция ООН о правах ребенка была составлена в соответствии с базовыми демократическими принципами, среди которых:
Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует несовершеннолетним возможность получения бесплатного базового образования. Для воплощения целей документа государственные органы стран-участников должны развивать различные виды и ступени образовательной системы. Конвенция ООН о правах ребенка также включает статьи о воспитании детей в семье. Процесс воспитания детей должен контролироваться родителями или законными опекунами, которые должны полностью соблюдать все требования и интересы ребенка.
Международная конвенция, в которой уточнены базовые права и свободы детей из стран-участниц подписания документа, выступает новаторским решением проблемы всесторонней реализации подрастающего поколения. Многие из прав в данном документе были внесены впервые, поэтому соблюдение базовых статей конвенции обеспечивает полноценное развитие личностных и физических качеств детей, достойное воспитание уважения к обществу и окружающей среде.
Общее обязательное образование
В соответствии с главными конституционными нормами и основными законодательными положениями, все граждане России имеют право на получение общего образования. Это право наступает для всех в детском возрасте, и должно быть обеспечено родителями ребенка.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» обязательным считается начальное, основное и среднее образование. Таким образом, в соответствии с данным нормативом, все дети обязаны ходить в школу и получать общее образование, а на их родителей накладывается обязательство по контролю за выполнением этого права.
При этом закон предусматривает, что именно родители имеют право решать, каким образом их дети будут получать основы образования. По решению родителей, ребенок может получать образование в домашних условиях или же в общеобразовательных заведениях государственного или частного образца. При этом стоит отметить, что прохождении домашнего обучения должно быть согласовано с органами опеки, дабы в будущем не возникли никакие сложности.
Конвенция ООН о правах ребенка
Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка является важным соглашением, ратифицированным странами, взявшими на себя обязательство защищать права детей.
В Конвенции о правах ребёнка объясняется, кто такие дети, а также перечисляются все их права и обязательства правительств. Все права взаимо связаны, все они одинаково важны и не могут быть отняты у детей.
Статья 1: Определение понятия «ребёнок»
Ребёнком является каждый человек, не достигший 18 лет.
Статья 2: Отсутствие дискриминации
Все дети в равной степени обладают предоставленными им правами вне зависимости от того, кем они являются, где проживают, на каком языке говорят, какую религию исповедуют, каковы их взгляды, как они выглядят, мальчик это или девочка, есть ли у них инвалидность, богаты они или бедны, от того, кем являются, во что верят и что делают их родители или члены их семей. Ни один ребёнок не должен подвергаться несправедливому обращению. Для этого не существует ни одного основания.
Статья 3: В наилучших интересах ребёнка
В процессе принятия решений взрослые должны думать о том, как их решения скажутся на детях. Все, что делают взрослые, должно быть направлено на наилучшее обеспечение интересов детей. Правительства обязаны обеспечить детям защиту и заботу со стороны их родителей или, в случае необходимости, других лиц. Правительства также должны обеспечить, чтобы лица и учреждения, ответственные за заботу о детях, хорошо выполняли свою работу.
Статья 4: Реализация прав
Правительства должны сделать всё возможное, для того чтобы каждый ребёнок в их стране мог пользоваться всеми правами, закреплёнными в настоящей Конвенции.
Статья 5: Руководящая роль семьи по мере взросления детей
Правительства должны позволить семьям и общинам руководить своими детьми, с тем чтобы дети по мере взросления обучались тому, как наилучшим образом осуществлять и пользоваться своими правами. Чем старше будут становиться дети, тем меньше они будут нуждаться в руководстве других.
Статья 6: Жизнь, выживание и развитие
Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Правительства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и развитие детей.
Статья 7: Имя и гражданство
Необходимо регистрировать детей сразу после рождения и давать им имя, которое будет официально признаваться правительством. Дети должны иметь гражданство (принадлежность к определенному государству). Дети, насколько это возможно, имеют право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8: Идентичность
Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности: официальную запись о том, кем они являются, включая имя, гражданство и семейные связи. Никто не имеет права лишать детей их индивидуальности, однако если это произойдёт, правительства должны предоставить детям помощь для скорейшего восстановления их индивидуальности.
Статья 9: Сохранение единства семьи
Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключением случаев, когда они не получают надлежащего родительского ухода, например, когда родитель жестоко обращается с ребёнком или не заботится о нём. Дети, родители которых проживают раздельно, должны иметь прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это может нанести вред ребёнку.
Статья 10: Общение с родителями, живущими в другой стране
Если родители ребёнка проживают в другой стране, правительства должны предоставить ребёнку и его родителям право перемещаться между странами в целях продолжения общения и воссоединения.
Статья 11: Защита от похищения
Правительства должны запретить незаконный вывоз детей из страны, например похищение кем-либо или перемещение ребенка за границу одним из родителей или его удержание одним из родителей за границей, если другой родитель не давал на это своего согласия.
Статья 12: Уважение взглядов ребёнка
Дети имеют право свободно выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим их. Взрослые должны прислушиваться и воспринимать детей всерьёз.
Статья 13: Свободное выражение мнения
Дети имеют право свободно передавать информацию о том, что думают и чувствуют, будь то в устной, письменной или иной форме, а также посредством рисунков, если это не наносит вреда другим людям.
Статья 14: Свобода мысли и религии
Дети имеют право на свободу мысли, мнений и вероисповедания, однако это не должно препятствовать осуществлению прав других людей. Родители могут руководить детьми, для того чтобы по мере взросления они учились правильно пользоваться данным правом.
Статья 15. Вступление или создание групп
Дети могут вступать или создавать группы или организации и взаимодействовать с другими людьми, при условии, что это не наносит вреда другим лицам.
Статья 16: Защита частной жизни
Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Закон должен защищать личную и семейную жизнь, дом, общение и репутацию (или доброе имя) детей от любого посягательства.
Статья 17: Доступ к информации
Дети имеют право получать информацию из Интернета, радио, телевидения, газет, книг и других источников. Взрослые должны убедиться, что информация, которую получают дети, не нанесёт им вреда. Правительствам следует поощрять средства массовой информации к распространению информации из различных источников на языках, понятных всем детям.
Статья 18: Ответственность родителей
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. Когда у ребёнка нет родителей, эта обязанность возлагается на другого взрослого, называемого «опекун». Родители и опекуны всегда должны действовать в наилучших интересах ребёнка. Правительства должны оказывать им в этом содействие. Если у ребёнка имеются оба родителя, то они оба должны нести ответственность за его воспитание.
Статья 19: Защита от насилия
Правительства должны защищать детей от насилия, злоупотребления и небрежного отношения со стороны любого лица, заботящегося о ребенке.
Статья 20: Дети, лишённые семейного окружения
Каждый ребёнок, о котором не может заботиться его собственная семья, имеет право на получение должного ухода со стороны людей, уважающих религию ребенка, культуру, язык и другие аспекты его жизни.
Статья 21: Усыновлённые дети
При усыновлении детей важнейшее значение имеет обеспечение наилучших интересов детей. Если ребёнок не может получить надлежащую заботу в своей стране, например проживая в другой семье, он может быть усыновлен в другой стране.
Статья 22: Дети беженцы
Дети, покидающие родную страну, по причине того, что в ней небезопасно оставаться, и переезжающие в другую страну в качестве беженцев, должны получать помощь и защиту и иметь те же права, что и дети, рождённые в этой стране.
Статья 23: Дети с ограниченными возможностями
Каждый ребёнок с инвалидностью имеет право на максимально достойную жизнь в обществе. Правительства должны устранить все препятствия, способные помешать детям с различными формами инвалидности стать независимыми и активно участвовать в жизни сообщества.
Статья 24: Здоровье, вода, питание, окружающая среда
Дети имеют право пользоваться наилучшими услугами системы здравоохранения, чистой питьевой водой, получать здоровое питание и жить в чистой и безопасной среде. Все взрослые и дети должны обладать информацией о том, как оставаться в безопасности и быть здоровыми.
Статья 25. Условия проживания ребёнка
Необходимо на регулярной основе проводить проверку состояния и условий проживания каждого ребёнка, помещённого на попечение с целью ухода, защиты или лечения, для того чтобы убедиться, что у ребенка всё хорошо и что место его проживания по прежнему отвечает наилучшим интересам ребенка.
Статья 26: Социальная и материальная помощь
Правительства должны оказывать материальную помощь или иную поддержку детям из малоимущих семей.
Статья 27: Питание, одежда, безопасное жильё
Дети имеют право на питание, одежду и безопасное жильё для своего полноценного развития.Правительства должны помогать семьям и детям, которые не могут себе позволить осуществление этого права.
Статья 28: Доступ к образованию
Каждый ребёнок имеет право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Среднее и высшее образование должны быть доступны каждому ребёнку. Следует поощрять детей получать тот уровень школьного образования, который в максимальной степени соответствует их способностям. Школьная дисциплина должна поддерживаться с учётом прав детей и без применения насилия.
Статья 29: Цели образования
Образование должно помочь детям в полной мере развить их личность, таланты и способности. Образование должно способствовать пониманию детьми своих прав и воспитанию у детей уважения к своим родителям, а также к правам, культуре и самобытности других людей. Образование должно помочь им мирно жить и защищать окружающую среду.
Статья 30: Культура, язык и религия меньшинств
Дети имеют право на свой язык, культуру и религию, даже если ими не пользуется большинство проживающего в стране населения.
Статья 31: Досуг, игры, культура, искусство
Каждый ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в играх, культурных и творческих мероприятиях.
Статья 32: Защита от вредных условий труда
Дети имеют право на защиту от выполнения работы, которая может представлять опасность для здоровья, препятствовать их образованию или развитию. Если дети работают, они имеют право на безопасные условия и справедливую оплату труда.
Статья 33: Защита от вредных веществ
Правительства должны защищать детей от употребления опасных наркотических веществ, их производства, транспортировки или торговли такими веществами.
Статья 34: Защита от сексуальной эксплуатации
Правительства обязаны защищать детей от сексуальной эксплуатации, использования в сексуальной деятельности и сексуального совращения, в том числе людьми, принуждающими детей заниматься сексом за деньги или участвовать в производстве фото и видео материалов сексуального содержания.
Статья 35: Предотвращение случаев продажи и торговли
Правительства должны принять меры для предотвращения случаев похищения или продажи детей, контрабанды в другие страны или в места, где дети будут подвергаться эксплуатации.
Статья 36: Защита от эксплуатации
Дети имеют право на защиту от всех других форм эксплуатации (использования), даже если последние не перечислены в настоящей Конвенции.
Статья 37: Лишённые свободы дети
Статья 38: Защита в ходе вооружённых конфликтов
Дети имеют право на защиту в случае военного конфликта.Ни один ребёнок, не достигший 15 летнего возраста, не может призываться на службу в армию или принимать участие в военных действиях.
Статья 39: Восстановление и реинтеграция
Дети имеют право получить помощь, если они стали жертвой пренебрежительного или жестокого обращения или пострадали входе военных действий, для того чтобы они могли восстановить своё здоровье и достоинство.
Статья 40: Дети, нарушившие закон
Дети, обвиняемые в нарушении закона, имеют право на правовую помощь и справедливое обращение. Необходимо принять различные меры для того, чтобы помочь этим детям стать полезными членами своих сообществ. Тюремное заключение должно использоваться лишь в качестве крайней меры.
Статья 41: Законы, максимально дружественные детям
Если законодательство страны защищает права детей лучше, чем настоящая Конвенция, то следует применять такое законодательство.
Статья 42: Каждый должен знать о правах ребёнка
Правительства должны широко информировать детей и взрослых о настоящей Конвенции в целях повышения осведомленности о правах детей.
Статьи 43-54: Как осуществляются положения Конвенции
В этих статьях содержится разъяснение того, что правительства, Организация Объединённых Наций (включая Комитет по правам ребёнка и ЮНИСЕФ), а также другие организации делают для обеспечения всем детям возможности пользоваться всеми имеющимися у них правами.
Этот документ составлен при поддержке Комитета ООН по Правам Ребенка.
Часто задаваемые вопросы о Конвенции о Правах Ребенка
Ответы на ваши вопросы о Конвенции.
Что такое Конвенция о Правах Ребенка?
Конвенция о Правах Ребенка является международным договором, в котором признаются права детей, которые определены как лица в возрасте до 18 лет. Конвенция постановляет что, государства-участники должны обеспечивать специальными меры защиты и помощь, доступ к таким услугам, как образование и здравоохранение, условия для развития личности, способностей и талантов в полной мере, среду счастья, любви и понимания, информирмацию и участие в достижении своих прав доступным и активным способом для каждого ребенка, без дискриминации и исключений.
Как было решено, что следует включить в Конвенцию о Правах Ребенка?
Стандарты Конвенции о Правах Ребенка обсуждались правительствами, неправительственными организациями, правозащитниками, юристами, специалистами здравоохранения, социальными работниками, работниками образования, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10 лет. Результатом является согласованный документ, который учитывает важность традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает конкретные потребности развивающихся стран.
Как Конвенция о Правах Ребенка защищает права детей?
Конвенция определяет «ребенка» как лицо младше 18 лет, если в соответствующих законах не признается более ранний возраст совершеннолетия. По некоторым вопросам государства обязаны предусматривать минимальный возраст, такой как возраст для приема на работу и завершения обязательного образования; но в других случаях Конвенция недвусмысленно запрещает пожизненное заключение без возможности освобождения или смертной казни для лиц младше 18 лет.
Как Конвенция о Правах Ребенка определяет ребенка?
Конвенция определяет «ребенка» как лицо младше 18 лет, если в соответствующих законах не признается более ранний возраст совершеннолетия. По некоторым вопросам государства обязаны предусматривать минимальный возраст, такой как возраст для приема на работу и завершения обязательного образования; но в других случаях Конвенция недвусмысленно запрещает пожизненное заключение без возможности освобождения или смертной казни для лиц младше 18 лет.
Каковы руководящие принципы Конвенции?
Руководящими принципами Конвенции являются: недискриминация; наилучшие интересы ребенка как первостепенное значение во всех действиях, касающихся детей; неотъемлемое право ребенка на жизнь и обязанность государств-участников обеспечивать в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка; и право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся ребенка, при этом этим взглядам уделяется должное внимание.
Каково видение ребенка в Конвенции о Правах Ребенка?
Конвенция предоставляет универсальный набор стандартов, которых должны придерживаться все страны. Это отражает новое видение детства. Дети не являются собственностью их родителей и не являются беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются объектом своих собственных прав. Конвенция предлагает видение ребенка как отдельного человека, члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Признание прав ребенка таким образом твердо ставит акцент на целом ребенке.
Чем отличается Конвенция о Правах Ребенка?
Конвенция:
Сколько стран ратифицировали Конвенцию о Правах Ребенка?
Как международное сообщество контролирует и поддерживает прогресс в осуществлении Конвенции?
Комитет по правам ребенка, выборный орган независимых экспертов, который следит за осуществлением Конвенции, требует того, чтобы правительства, ратифицировавшие Конвенцию, представляли регулярные доклады о состоянии прав детей в своих странах. Комитет рассматривает эти доклады и дает рекомендации государствам. При необходимости Комитет призывает международную помощь от других правительств и техническую помощь от таких организаций, как ЮНИСЕФ.
Какие шаги побуждают правительства предпринять Конвенцию о Правах Ребенка и Комитет по правам ребенка?
В своих обзорах страновых докладов Комитет настоятельно призывает правительства всех уровней использовать Конвенцию в качестве руководства при разработке и осуществлении политики, в том числе: имея национальный план для детей, следя за тем, какая часть бюджета расходуется на детей, проводя регулярные оценки воздействия во всех государственных ведомствах с использованием надежных данных о жизни детей и наличия независимого омбудсмена по делам детей.
В каких областях Конвенция о правах ребенка была наиболее эффективной?
За 30 лет, прошедших после принятия Конвенции, жизнь миллионов детей улучшилась за счет постепенного осуществления прав и выполнения обязательств, закрепленных в Конвенции и трех ее Факультативных протоколах. Конвенция вдохновила изменения во всех частях света, включая: