На что тратят дети карманные дети
Как подростки тратят карманные деньги
Дети получают от родителей небольшие суммы, которые не всегда тратятся по назначению. Подразумевается, что деньги будут потрачены на школьные обеды, безделушки, посиделки в кафе с друзьями. Но что обычно приобретают подростки на полученные карманные деньги?
Статистика разных стран
В каждой стране существуют свои традиции, сколько давать ребенку на карманные расходы. Сумма зависит от того, какой доход в семье, а также род ители сами устанавливают планку финансовых поступлений подростку.
Сколько карманных денег дают детям в разных странах (по результатам статистических данных американской компании TNS ):
Основным источником дохода у подростков являются, конечно же, родители или родственники. Старшеклассники, как правило, стараются найти подработку, чтобы иметь собственный доход.
Подростки из разных стран тратят полученные деньги по-разному. Например, европейских подростков родители учат экономить, поэтому они обычно откладывают часть суммы. Школьники из России, Украины, Беларуси часто тратят все, что получили.
Куда уходят карманные деньги
Современные мальчики и девочки предпочитают тратить деньги в интернет-магазинах. Подростки из разных стран приобретают модную одежду, обувь, аксессуары в интернете. Старшеклассники стараются отложить часть карманных денег, чтобы приобрести новый гаджет: мобильный телефон, планшет, ноутбук. Естественно, собирать приходится долго, поэтому обычно родители добавляют недостающую сумму из семейного бюджета. Девочки тратят карманные деньги на украшения, косметику, бижутерию.
Такое поведение может свидетельствовать о том, что ребенок не ценит труд родителей, не знает цену деньгам, либо суммы уходят на запрещенные препараты (алкоголь, никотин и т.д.). Возможно, вашему сыну нравится девочка, и он покупает ей подарки, чтобы привлечь внимание. В любом случае, нужно поговорить с сыном или дочерью и выяснить, какой мотив движет к неоправданным тратам.
Нужны ли карманные деньги
Если правильно организовать финансовые поступления, они станут не баловством, а инструментом, который научит человека пользоваться деньгами. Этот навык важен для дальнейшей жизни, ведь взрослый человек должен уметь грамотно распределять поступающие суммы.
Родители, которые выступают против финансирования детей, считают, что карманные суммы разбалуют подростков. Дети не будут знать цену деньгам и потратят их на ненужные безделушки или вредный фаст-фуд. А еще подростки быстро привыкают, что родители их финансируют, и могут шантажировать этим, например, будут требовать денежное вознаграждение за хорошие оценки.
Мамы и папы, которые регулярно снабжают сыновей и дочерей карманными суммами, говорят, что собственные деньги научат подростков грамотно ими распоряжаться. Они смогут откладывать часть суммы на серьезную покупку, научатся экономить и не разбрасываться купюрами. Также немаловажно, что подросток, которому не дают карманных денег, будет чувствовать себя неуверенно среди друзей. У подростка может развиться комплекс неполноценности, когда друзья будут совершать покупки, а он будет скромно стоять в стороне.
Родителям нужно обсуждать с детьми финансовые вопросы, учить, как правильно распоряжаться деньгами и, конечно же, подавать пример. Ведь если мама или папа бездумно тратят боль шие суммы на ненужные вещи, подростки наверняка будут копировать их поведение.
Какие цели преследуют родители, выдавая карманные деньги
Еженедельная сумма, которую получает от взрослых подросток – это не награ да за хорошее поведение или учебу. Ребенок сам решает, на что он потратит полученные деньги, и не должен отчитываться перед взрослыми. Не стоит контролировать каждую покупку, иначе смысл еженедельного финансирования пропадает. Подросток получает определенную сумму, и он должен принять решение, на что ее потратить, либо отложить, чтобы накопить на покупку дорогой вещи. Так человек учится распоряжаться финансами, и этот навык пригодится ему в дальнейшей, взрослой, жизни.
Какую сумму выделять на карманные расходы
Родители должны сами решить, сколько денег давать подростку. Многое зависит от семейного дохода, но даже если мама или папа имеют приличный заработок, не нужно выделять крупные суммы де тям. Примерно определите, куда сын или дочь смогут потратить карманные деньги. С подростком можно договориться заранее, что он будет самостоятельно оплачивать школьные обеды, проездной, часть канцелярских принадлежностей для уроков. Ребенок почувствует свою значимость, ведь он непосредственно участвует в распределении семейных финансов.
Что нужно знать родителям
Отношение к деньгам может быть разным, но задача родителей – научить детей грамотно распоряжаться собственными финансами. Это поможет в дальнейшем правильно ра спределять полученные средства и избежать многочисленных финансовых проблем.
MoneyPapa
эксперт по семейным финансам
Карманные деньги. Взгляд известного детского психолога.
Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребенка. Давать или не давать? с какого возраста? Сколько? Как? За что? Нужно ли контролировать трату карманных денег? На эти и другие вопросы отвечает известный детский психолог, автор множества книг по детской психологии, Елизавета Филоненко.
Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елазаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.
Нужны ли ребенку карманные деньги? Особенно, если у ребенка и так все есть.
В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что–то нужно, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.
Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.
Существуют несколько устойчивых убеждений о карманных деньгах, которыми, как правило, руководствуются родители, решая этот вопрос. Они не всегда точны, и нуждаются в рассмотрении. Остановимся на каждом из них в отдельности.
Убеждение: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».
Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.
Убеждение: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».
Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы. В ряде случаев среди детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера. Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.
Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни.
Отношения с миром, способность влиять на ситуацию.
Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия. После получения карманных денег роль родителей, хотя и остается фактически, уходит несколько в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.
Отношения с родителями.
Растущее желание независимости ребенка неизбежно влечет за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на собственную территорию. Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.
На что тратить карманные деньги?
Родители иногда не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте.
Карманные деньги улучшают отношения детей с родителями, но нельзя покупать любовь и отношения.
Выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье. Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка. Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.
Нельзя путать карманные деньги с «целевыми»
Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.
Как давать карманные деньги?
Сколько денег давать?
Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.
Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:
Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.
Контролировать ли, на что ребенок тратит карманные деньги?
Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали. Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи. Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.
Можно ли наказывать детей лишением карманных денег?
Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность. Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству психологической беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться. Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег. Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка. Однако, необходимо отдельно сказать, что случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.
Как часто давать карманные деньги?
Удобно давать ребенку деньги раз в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями. В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.
Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.
Деньги за работу по дому.
Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.
В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу никогда не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы. Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.
Платить ли за работу по дому?
Платить за домашнюю работу также не стоит. Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.
Как ребенку заработать в собственной семье?
Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу. Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу. Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.
Семья и пример родителей.
Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется более многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.
Как научить детей правильному обращению с деньгами?
Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:
Ссылка на полную версию статьи здесь.
Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елизаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.
👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.
На что дети тратят карманные деньги
Жители городов-миллионников выдают детям в возрасте 4–15 лет 787 млн рублей на карманные расходы в неделю. Такие результаты показало исследование «Платежные терминалы, электронные кошельки, стиль жизни и медиапредпочтения детей», проведенное аналитической компанией Ipsos Comcon и российского платежного сервиса QIWI.
Согласно опросам, проведенным среди 3,2 тысячи детей и 3,2 тысячи мам, карманные деньги получают 63% тинейджеров. В 94% случаев деньги выдают родители, в 46% — бабушки и дедушки, в 5% — брат или сестра, 6% детей-респондентов зарабатывают самостоятельно.
Сумма карманных денег увеличивается по мере взросления ребенка. Так, в 4–6 лет большинство распоряжаются 178 руб. в неделю, в 7–9 лет — 289 руб., в 10–12 лет — 352 руб. и в 13–15 лет — 507 руб.
Почти половина опрошенных (47%) тратят деньги на жвачку, конфеты и другие сладости; 34% — на газировку, соки; 33% — на кафе; 33% — на мороженое, чипсы и сухарики; 17% — на походы в кино, парки и другие развлечения; 9% — на оплату мобильного телефона; 7% — на игрушки; 6% — на подарки; 5% — на журналы и комиксы; 4% — на косметику, украшения, книги, оплату интернета; 3% — на игры и приложения для компьютера или телефона. 26% детей покупают то, что рекламируется по телевидению, в интернете или в общественных местах.
Согласно опросам, проведенным в 2016 году аналитическим центром НАФИ, среди 1,6 тысячи человек в 40 регионах России деньги на карманные расходы выдают 86% подростков. Однако, как отмечают специалисты, родители редко уделяют время развитию финансовых компетенций у детей.
«Чем раньше у ребенка появляются карманные деньги, тем быстрее у него разовьются навыки ответственного обращения с финансами, — отмечает Елена Луценко, руководитель образовательной программы QIWI FINTEEN.
По ее словам, современные дети уже в раннем возрасте соприкасаются с интернетом и виртуальным миром. Для них все более актуальны и привычны карманные деньги на банковских картах или в электронных кошельках. Используя такие форматы, родители сами могут научить своих детей азам финансовой грамотности. Например установить лимиты сумм ежедневных операций, настроить пин-код, объяснить, как оплачивать покупки в интернете.
«Современные платежные технологии в виде мобильных приложений обладают огромным количеством функций по планированию бюджета, отслеживанию статей затрат, переводам членам семьи и друзьям, накоплению на цели. Освоив их на раннем этапе жизни, у ребенка будет больше уверенности и знаний, как распоряжаться личными финансами при вступлении во взрослую жизнь, будет больше опыта по формированию сбережений на индивидуальные цели и меньше импульсивных трат», — добавила Елена Луценко.
В 2015 году Россия заняла 10-е место среди 18-ти ведущих стран и экономик мира по уровню финансовой грамотности 15-летних школьников. Американские подростки опередили россиян на одну позицию. Первое место досталось учащимся из Шанхая.
Как установили специалисты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), лишь 11% российских школьников не достигли основного (второго) уровня финансовой грамотности — когда дети различают наиболее распространенные финансовые продукты и термины и способны принимать простые решения по расходам в привычных ситуациях. Для сравнения: в США с этим не справляются 22% школьников, в ряде провинций Канады — 13%.
Как мы отдали подросткам деньги
И они не стали наркоманами
«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! — говорила мне старшая дочь. — Мам, дай денег!»
Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе « себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» — и так далее.
Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.
Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» — мог привести к ссоре и публичному скандалу.
Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.
Сколько мы даем и на что
В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.
Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.
Валюта
Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.
Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.
Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.
Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.
Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2—3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.
Итоги первого месяца
1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.
В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.
В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.
Наши впечатления за 4 месяца
Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.
Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.
Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.
За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.
Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.
Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.
Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».
Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».