На что тратятся деньги 3 класса по финансовой грамотности
Квест-игра «На что тратятся деньги в семье»
Бондарь Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29» Краснобродского городского округа
Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему:
«На что тратятся деньги в семье?»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему: «На что тратятся деньги в семье?»
Модуль: учебно-тематический курс «Финансовая грамотность»
Место занятия в системе образования: внеурочное занятие для учащихся 2-3 классов.
Форма проведения занятия: квест-игра.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
Основные понятия и термины: семейный бюджет, обязательные и необязательные покупки, основные расходы, сбережения.
Формирование представления у учащихся о деньгах, операциях с ними, о бюджете семьи как основной категории домашней экономики.
помочь осознать, на что распределяются доходы семьи;
расширить представление детей о необходимости рационального использования денег и их накоплении;
рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;
развивать навыки коммуникативных компетенций;
содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;
закрепить у учащихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.
— осознание себя как члена семьи, общества и государства;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;.
— овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
— развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
— воспитание доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета;
— воспитание нравственных качеств, чувства взаимопомощи.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-понимание цели своих действий;
-проявление познавательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий;
-адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;
-совместное составление кластера;
-умение слушать собеседника и вести диалог;
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-представление о роли денег в семье;
— иметь представления о доходах и расходах семьи, семейном бюджете;
-проведение элементарных финансовых расчётов;
-определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;
-расширить представление детей о необходимости рационального использования денег.
Тип: применение знаний.
Участники: учащиеся 2-3 классов, родители.
Спонсоры игры «Супермаркет идей»: родители
Время проведения квест-игры: 60 мин
Оборудование: раздаточный материал, компьютеры, проектор, буклет, шоколадные монеты, деньги (бутафория), ноутбуки.
На предыдущих уроках учащиеся познакомились со следующими понятиями: деньги, виды современных денег, возможные источники и виды доходов семьи, семейный бюджет; научились определять очередность расходования денежных средств на нужды семьи.
Деятельность учителя и родителей
Психологическая и эмоциональная подготовка к восприятию материала
Учитель приветствует учеников, активизирует внимание учащихся: демонстрирует слайд с изображением Фиксиков (СЛАЙД 1) и сообщает, что сегодня на занятии они будут нашими помощниками. Симка предлагает посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Фиксики» (СЛАЙД 2)..
Приветствуют учителя. Смотрят фрагмент мультипликационного фильма «Фиксики» (СЛАЙД 3).
1. Проблемный диалог
2 Постановка основной задачи
3. Распределение на группы методом жеребьевки.
4. Раздача необходимых материалов для квеста.
5. Объяснение правил квест-игры «Супермаркет идей».
1. Вопросы по увиденному фрагменту (СЛАЙД 4):
О чем говорят герои мультфильма?
Как Вы объясните фразу Нолика: «Зря тратить деньги»?
А что делает Дим Димыч!? (копит деньги)
У всех разные траты.
Возникла проблема: «На что рационально тратить деньги в семье и как их накопить?»
Вопрос Нолика (СЛАЙД 5):
А разберемся мы в этом вопросе вместе с Фиксиками (СЛАЙД 6).
3. Учитель раскладывает карточки с изображением монет разного номинала обратной стороной (жеребьевка, деление на команды) (Приложение 7).
— маршрутные листы, которые являются частями пазла с изображением свиньи-копилки (Приложение 5,6);
5. Учитель разъясняет правила игры (СЛАЙД 7-12):
— Вы сегодня с Фиксиками идете в «Супермаркет идей» покупаете и продаете свои знания по теме нашей квест-игры. Ваше путешествие будет проходить по станциям, продавцами на которых будут ваши родители. У них вы получите задания по маршрутному листу.
Вы будете отвечать на вопросы продавцов, если ответите верно, то заработаете деньги для Дим Димыча, а если ответ будет неверный, то вы лишите его части финансов.
В течении всей игры вы должны составить информационный стенд об обязательных и необязательных расходах (СЛАЙД 8)
Выберите главного в вашей семье, который будет следить за вашими расходами. После каждой станции карточки с ответами вы должны поместить в информационный стенд
По окончании игры маршрутный лист прикрепите на доску.
1. Отвечают на вопросы:
— о тратах и накоплениях
2. Предполагаемые ответы детей
3. Вытягивают карточку. с монетой, создают группы.
4. Получают необходимые материалы для квеста.
Игра «Супермаркет идей»
Родитель предоставляет каждому ребенку список основных расходов семьи Дим Димыча на месяц. Выполнить задание продавца (Приложение 1).
Индивидуально каждый участник группы подсчитывает бюджет семьи Дим Димыча на месяц.
Дети совещаются и делают взаимопроверку (при затруднении обращаются к Папусу). Зарабатывают или тратят монеты.
Родитель предоставляет список обязательных покупок для семьи Дим Димыча
Определяют значимость покупок, составляют «кластер» (при затруднении обращаются к Масе). Зарабатывают или тратят монеты.
Родители предлагают детям изучить текст Нолика об обязательных и необязательных расходах (Приложение 3)
Групповая работа. Изучают текст. Дают определение понятиям «обязательные» и «необязательные» расходы и выполняют задание второго продавца. Итогом работы является рисунок-плакат «Моё хобби». Зарабатывают или тратят монеты.
Родитель показывает фрагмента мультипликационного фильма «Фиксики», где Симка рассказывает о способах хранения денег (Приложение 8).
Смотрят фрагмент мультипликационного фильма «Фиксики». Играют в игру. Зарабатывают или тратят монеты.
Анализ результатов (критерий результативности работы каждой команды – количество накопленных денег). Обсуждение причин успеха/неудачи команд.
Учитель говорит: «Игра подошла к концу, мы создали информационный стенд, который поможет нам в будущем правильно тратить деньги (СЛАЙД 15).
Вы обратили внимание, что маршрутные листы не совсем обычные.
Посмотрите на доску, что они вам напоминают? (пазлы)
Соберем пазлы из наших маршрутных листов и узнаем о том, что там изображено. (свинья-копилка).
Вернемся к началу игры и вспомним, что делал Дим Димыч с деньгами? (складывал в копилку)
Для чего он это делал? (для собственных накоплений на хобби и любимые занятия);
Ответьте на главный вопрос нашей игры «На что тратятся деньги в семье?
Наш информационный стенд и копилка связанны между собой?»
Подсчитайте, потраченные и заработанные, средства вашей командой, и мы узнаем сколько денег может положить Дим Димыч в свою копилку, и чья команда заработала больше всех (выявление команды – победителя) (СЛАЙД 15).
Заработанные вами деньги вы можете обменять на сладкие призы».
Награждение и раздача буклетов для семьи (Приложение 9).
Рефлексия «Ладошки» (Кто узнал новое? Кому хочется поучаствовать в игре еще раз, покажите мне ладошки)
Подсчет накопленных командой денег.
Выявление команды – победителя.
Составление пазла с изображением свиньи – копилки.
Обмен заработанных монет (бутафории) на шоколадные монеты.
Список используемых источников
— Посчитай, на какие товары, продукты и услуги тратит деньги семья Дим Димыча за месяц. Слайд
Расход на продукты питания 3 000 рублей
Расход на одежду 2 000 рублей
Расход на хозяйственные товары 1 000 рублей
Расход на оплату коммунальных услуг 4 000 рублей
Оплата кружка «Умелые ручки» 500 рублей
Расход на транспорт 200 рублей
Расход: __________ рублей
Если вы испытываете затруднение, то у Папуса имеется алгоритм решения (обращайтесь к продавцу).
— При посещении магазина, в целях экономии бюджета семьи Дим Димыча, вы должны выбрать только необходимые товары. Соедини стрелками понятие и наименование.
Если вы испытываете затруднение, поможет вам в этом Мася. У неё имеется предупреждающий текст о правилах посещения супермаркета. Изучи и выбери нужное.
Обязательные и необязательные расходы
Обязательные расходы – это то, за что платить необходимо (пример: плата за коммунальные услуги и/или аренду жилья, кредиты и плата за детский сад и т. п.)
Всем нужно что-то есть, на еду уходит примерно каждый четвертый потраченный рубль. Необходимо одеваться, пользоваться транспортом и услугами связи. Некоторым приходится постоянно покупать лекарства. Свести эти расходы к нулю невозможно, но их размер все же зависит от нас: мы можем выбирать еду и одежду, менять виды транспорта, тарифы и операторов связи.
Следующая группа расходов – необязательные. К необязательным можно отнести развлечения (кино, кафе/аттракционы), не входящие в необходимый набор, продукты и напитки, одежда, купленная потому, что понравилась, а не потому что нужна. В общем, все те покупки, без которых вполне можно обойтись.
Самое важное для ребенка – это его любимое занятие, его хобби. На него тоже часто не хватает денег. Можно скопить средства из карманных денег, подарков родителей, бабушек и дедушек.
Нарисуй то, чем ты увлекаешься, на что тебе не жалко потратить накопленные деньги
-Где лучше хранить деньги?
1. Лучше хранить в сейфе.
2. Лучше хранить деньги в банке из-под кофе.
Конспект занятия по финансовой грамотности на тему «На что тратятся деньги»
Технологическая карта проекта занятия по финансовой грамотности
Ознакомление с направлениями расходов и степенью их необходимости
Сформированность понятий: расходы, коммунальные платежи, обязательные расходы, непредвиденные расходы, долг, сбережения.
Сформированность предметных умений: знание источников доходов и направлений расходов семьи
Понимание, освоение, овладение компетенцией:
А) Технические: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Б) Дидактический материал: учебник, рабочая тетрадь (или распечатка), денежные купюры из игры «Монополия», таблица с примерными расходами (цены на коммунальные услуги, аренда квартиры, цены на лекарства и продукты)
Расстановка парт и стульев
На каждом ряду стоит по четыре парты, которые объединены в один стол.
План урока, занятия, мероприятия
Давайте представим, что мы путешествуем по миру и здороваемся с жителями разных стран и городов.
Поздоровайтесь как в Египте: у них принято здороваться, прислоняя ладонь ко лбу.
Поздоровайтесь как в Тибете: Тибетцы при встрече высовывают язык.
А теперь поздоровайтесь, как в Японии: В Японии принято здороваться поклоном и считается, чем ниже ты наклоняешься, тем больше ты уважаешь человека
Учащиеся здороваются с учителем и друг с другом.
Этап актуализации знаний
Прежде чем приступить к изучению новых знаний, давайте вспомним, о чем говорилось на прошлом уроке.
Что же такое доход?
Что относится к основному доходу человека?
До того, как появились деньги, как люди приобретали необходимые им товары?
А чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии, поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Мама, папа, я – дружная …
Затраты, которые приводят к уменьшению денежных средств, называются …
Учитель записывает слова на доске.
Посмотрите на эти слова и подумайте, о чем мы будем говорить на занятии?
Это деньги, которые зарабатываются, путем каких-либо действий (получение пенсии, стипендий, заработной платы).
Доходы и расходы какого-то человека на какой-то период времени
Люди обменивались разными товарами.
Этап открытия новых знаний
Верно, сегодня мы с вами поговорим о расходах семьи.
Как вы думаете, почему получается так, что кому-то хватает денег, а кому-то приходится тяжело, так как денег до следующей зарплаты не хватает?
Посмотрите видеофрагмент. Смотрим внимательно, чтобы иметь возможность ответить на вопросы по содержанию.
О чем говорят герои мультфильма?
Как Вы объясните фразу Нолика: «Зря тратить деньги»?
А что делает Дим Димыч!?
Возникла проблема: «На что рационально тратить деньги в семье и как их накопить?»
Как вы думаете, что отнесется к рациональному (умному) использованию денег, а что нет?
На слайде дидактическая игра
Молодцы, вы справились с выполнением этого задания!
В учебнике нам рассказали историю нашего старого знакомого – Волка Пиф-Пафа о том, с какими трудностями он столкнулся, когда решил потратить свою первую зарплату. Что такое зарплата?
Открываем страницу 28 учебника. Читаем вслух.
На что уходят деньги? Сколько в среднем люди платят за еду?
На что еще уходит часть денег? Почему?
Что такое коммунальные платежи?
Как же все эти расходы называются?
Что относится к обязательным расходам?
Давайте выполним задание в рабочей тетради и проверим, как мы выучили урок, который преподал нам Пиф-Паф своей историей.
Откройте страницу 40. №1
Какие расходы Пиф-Пафа отнесем к обязательным? Запишите.
Какие из запланированных расходов Пиф-Пафа относятся к необязательным? Запишите
С.41 №3. Какие расходы относятся к обязательным? Ответьте их в списке знаком +
Что осталось неотмеченным? Почему?
Вспомните, что же делал Дим Димыч в видеофрагменте?
Как можно накопить деньги?
Поднимите руки, у кого есть копилка
Как вы думаете, смогли бы вы на деньги из своей копилки купить автомобиль? Почему?
Как же сделать так, чтобы нам хватало денег?
Верно, деньги, которые копит человек, чтобы использовать их в будущем, называют сбережениями. Давайте же узнаем, что нам об этом расскажет учебник.
С. 39-45. Самостоятельное чтение.
С какими новыми понятиями ознакомились?
Приведите пример непредвиденных расходов.
А кто-то знает, как называется долг перед банком? Это называется кредит. В тяжелых жизненных обстоятельствах взрослые люди могут попросить денег в долг у банка, вот только им приходится взять немного больше, чем они заняли.
А теперь мы с вами попрактикуемся в распределении денежных средств. Вы уже сидите с той командой, с которой будете работать. На столах у вас есть таблица, где написаны примерные расходы на квартиру, стоимость проезда по городу. Вам нужно рассчитать, сколько денег будет уходить на обязательные расходы и сколько останется. Но в каждой команде будет разное количество работающих «взрослых», соответственно и результат будет разный. Каждой группе раздается карточка с ситуацией.
1 группа: 2 работающих взрослых, 3 ребенка, один из которых учится в колледже и получает стипендию. «Семья» в сумме получает 60000
2 группа: 1 работающий взрослый, 1 пожилой член семьи, получающий пенсию, 3 ребенка до 18 лет. «Семья» получает 50000
3 группа: 2 работающих взрослых, 2 ребенка до 18 лет. Семья получает 40000.
Анализ ситуаций. У кого сколько осталось денег, сколько потратили.
Потратил лишние деньги, маленькая зарплата.
Учащиеся смотрят фрагмент
О деньгах и том, как их можно потратить
Потратить их на что-то совсем ненужное
Учащиеся по очереди распределяют расходы на две колонки.
Учащиеся по цепочке читают параграф.
На продукты питания.
Около 10 тысяч в месяц.
На одежду. Идет постоянная смена времен года и иногда нужно менять одежду на более теплую.
Коммунальные платежи – деньги, которые люди каждый месяц платят за квартиру и коммунальные услуги (вода, электричество, газ).
К обязательным расходам относятся расходы на питание, одежду, коммунальные расходы, проезд в транспорте, на учебу и лечение.
К обязательным расходам относятся расходы на питание, одежду, коммунальные расходы, проезд в транспорте, на учебу и лечение.
Покупка компьютера, телефона.
Коммунальные платежи, расходы на питание, покупка одежды, расходы на образование, расходы на лечение.
Покупка новых игрушек
Это не вещь первой необходимости.
Экономить, отказываться от покупки чего-то неважного, складывать сдачу в копилку.
Дети поднимают руки
Нет. Их слишком мало, на покупку автомобиля уйдет больше денег.
Нужно их копить длительное время.
Сбережения, долги, непредвиденные расходы.
Ремонт квартиры после пожара или покупка новой квартиры. Ремонт автомобиля после аварии. Лечение.
Это когда одолжил у друга деньги и должен их вернуть.
Финансовая грамотность 3 класс «Семейный бюджет»
Тема «Семейный бюджет» (Слайд 1)
Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»
Закрепить понятия: «доходы», «расходы».
Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.
Развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление.
Воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в коллективе.
Оборудование: карточки, презентация, тест.
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
2. Актуализация знаний.
— Как вы понимаете слово «Бюджет»? ( высказывания детей) (Слайд № 4)
— Давайте посмотрим объяснение этого слова в словаре Ожегова (Смета доходов и расходов, государства, предприятия, семьи)
-Из чего будет состоять семейный бюджет? (Из доходов и расходов семьи). (Слайд5)
Кто может сказать, что такое бюджет семьи? (Слайд 6)
-Вспомните, что такое доход? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д).
— Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).
Построим дом. (Слайд 7)
— По вашему мнению: «Что является основным доходом семьи?» (зарплата)
— Что такое зарплата? (плата за труд)
Для того чтобы человек получал достойную зарплату, должен овладеть профессией. Профессия должна быть востребована на рынке труда. Но, выбирая ее, вы должны учитывать свои способности, интересы, возможности.
— Мы рассмотрели основные доходы семьи. Но ведь деньги нужны для того, чтобы их использовать. Назовите виды расходов.
— Внимание на экран, что произошло с семейным бюджетом? Расходы превышают доходы. (Слайд8)
Такая ситуация называется дефицит бюджета.
— Исправить эту ситуацию можно различными способами, но мы выберем один который наиболее приемлемый. Часть расходов превратим в доходы.
— Изготовление вещей необходимых семье своими руками.
— Внимание на экран, что теперь произошло с семейным бюджетом? Расходы превышают доходы. (Слайд 9)
Такая ситуация называется избыточный бюджет.
— А если доходы и расходы равны?
Такая ситуация называется сбалансированный бюджет.
— Как вы думаете какая ситуация семейного бюджета лучше? Объясните почему.
— если доходы равны расходам, бюджет сбалансированный.
— если расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит.
— если доходы превышают расходы, бюджет избыточный.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.
Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.
4. Работа по карточкам. (Слайд № 11)
Заполни таблицы, вставляя данные «Семейного бюджета» каждой семьи.
5. Физминутка. (Слайд № 12)
6. Воспитательный момент. (Слайд № 13)
Взрослые трудятся и за свой труд получают деньги. Но не каждый труд оплачивается. Например, дети не платят маме за то, что она приготовила им вкусный ужин, а мама – папе, за то, что он починил телевизор. Взрослые и дети трудятся дома, чтобы создать в нем уют и тепло.
— Как вы помогаете своим родителям?
— А вы берете за это деньги?
Родители дают детям деньги на карманные расходы.
7. Работа по карточкам. (Слайд № 14)
На карманные расходы вам дана сумма 680 тенге. Отметьте в таблице6 «-« или «+» свою покупку.
Объясни свой выбор.
Саша, друг мой, изменился,
Саша экономным стал,
Так, как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.
Себе не покупает он
И даже самой яркой
Во всем дворе никто не понимает.
А тем, кто задает вопрос,
Наш Саша объясняет:
«Я покупаю только то,
Что мне необходимо.
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
— Что значит экономить? (Слайд 16)
Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.
— Чем отличается экономный человек, от жадного?
— На чем бы вы экономили?
— А на чем экономить нельзя?
— Как можно экономить деньги в семье?
1. Следить, чтобы из крана попусту не лилась вода.
2. Выключать свет, когда выходишь из комнаты.
3. Бережно относиться к вещам.
Тогда баланс семьи будет больше, значит, в семье останется больше денег для других нужд.
9.Работа по теме. (продолжение) (Слайд 17)
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы? (слайд 18)
Теперь давайте подробнее рассмотрим вопрос о доходах и расходах.
Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные. (Слайд 19)
Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в течение какого-то периода времени (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д).
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и т.д).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и.т.д).
Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д).
Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. д.
— Выделите постоянные расходы вашей семьи. (Слайд20)
1. Оплата коммунальных услуг.
2. Расходы на покупку билетов в цирк.
3. Расходы на лекарство.
4. Оплата учебы в институте.
5. расходы на покупку туристических путевок.
10. Проверка знаний.
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
3. Авторское вознаграждение – это…
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет.)(Слайд21)
– Абсолютно верно! Молодцы!
Доскажи словечко. (Слайд 22)
Папа, мама, братишка и я – наша дружная ____________.
Заработная плата папы и мамы, стипендия брата – это ___________ нашей семьи.
12. Домашнее задание. (Слайд 23)
Читать текст в учебнике на странице 110 – 111.