На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока

Конспект урока Обществознание, 6 класс Урок 11. Познание человеком мира и себя

Обществознание, 6 класс

Урок 11. Познание человеком мира и себя

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Знание – это результат познавательной деятельности.

Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.

Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).

Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.

Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.

Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.

Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».

У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.

Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).

Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.

От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.

Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.

Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.

Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Высокомерие. Человек ставит себя выше других.

Неумение принимать комплименты.

Желание учить жизни окружающих.

Преобладание в речи местоимения «я».

Пояснение: Завышенная самооценка – это переоценивание человеком своих возможностей. В речи такого человека преобладает местоимение «я», потому что он верит в успех любого мероприятия, в котором участвует. Такому человеку свойственно высокомерие и наплевательское отношение к точке зрения окружающих, зато со своей стороны он готов учить жизни других.

Человек с заниженной самооценкой не умеет принимать комплименты, так как не верит в себя. Боясь обидеть другого, он не может сказать «нет».

Пояснение: Первое утверждение ошибочно. Помимо учёбы в школе и общения со сверстниками подросток многое может узнать об окружающем мире от родителей, бабушек и дедушек, а также от других взрослых. Именно они обладают богатым жизненным опытом.

В школе мы, действительно, получаем основы научных знаний, изучая азы таких наук, как математика, физика, химия, история и других.

Последние утверждение тоже верное. Сложно переоценить значение общения в жизни человека. Его нельзя сводить просто к обмену информацией. Важно понимать, какой эмоциональный посыл, какой смысл кроется в этой информации. Ведь без взаимопонимания не будет и взаимодействия.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Разработка урока по обществознанию на тему»Человек познает мир», 6 класс

Цели и задачи: познакомить учащихся с процессом познания мира и самого себя; выявить характерные черты самопознания; на примерах выдающихся личностей проследить развитие способностей человека; познакомить с понятиями самопознание, самооценка, показав их роль в познании мира и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию на тему»Человек познает мир», 6 класс»

Урок 5, 6. Человек познает мир

Цели и задачи: познакомить учащихся с процессом познания мира и самого себя; выявить характерные черты самопознания; на примерах выдающихся личностей проследить развитие способностей человека; познакомить с понятиями самопознание, самооценка, показав их роль в познании мира и жизни человека.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать процессы познания мира и самого себя; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; продолжать изучать принцип работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии и участия в эвристической беседе; продолжать учиться работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Предметные: определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами; анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы познания; систематизировать информацию и представлять её в виде схемы;

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

Личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Мотивационно – целевой этап.

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилище бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».

— Как вы поняли смысл этого рассказа?

— Где же границы нашего познания?

— Настолько мы, люди, можем познать окружающий нас мир?

— Можем ли мы познать самих себя?

— Правы ли писатели – фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать»?

Поразмышляйте над этими вопросами.

Проверим, настолько хорошо вы усвоили материалы прошлых уроков.

Из двух суждений о личности:

А) личность возникает в результате биологического развития человека;

Б) огромное влияние на становление личности оказывает общество:

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу, приведенному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает.

Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми

Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

3.Из двух суждений: а) личность формируется во взаимодействии с другими людьми: б) личность формируется на протяжении всей своей жизни:

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Заполните таблицу.

Проблемное задание: Прочитав высказывание французского писателя Ромена Роллана, ответьте на вопросы. «Когда через сорок лет перелистываешь сокровенный “Дневник” своей юности часто изумляешься – там находишь человека, о существовании которого уже успел забыть. Он кажется совсем чужим … Я вижу перед собой странного мальчика, носящего мое имя и похожего – нет, не на меня (я не узнаю в нем себя!), а на кого – то другого, мне знакомого … Кто же он?»

— Какова главная идея текста? (Постарайтесь сформулировать одним предложением.)

— Почему автор задает этот вопрос: «Кто же он»?

Тема уроков: «Человек познает мир».

— Предположите о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

Познание мира и себя.

Что такое самопознание.

На что ты способен.

Проблемный вопрос уроков

— Почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя?

III. Введение в новый материал

Человек всегда волновал вопрос: сколько он может узнать о мире и себе? Мудрейший из философов – Сократ, Конфуций, Лао – цзы и другие – говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает мир человек, чем больше он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы познания, его соотношение с реальным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека.

Сегодня мы только начнем разговор на эту удивительную тему.

IV. Работа по теме уроков

Познание мира и себя

Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познает его. Процесс познания происходит в ходе активной деятельности человека.

Творческое задание. Разделившись на четыре творческие группы, обсудите, как происходит процесс познания мира.

Первая группа исследует процесс познания мира в ходе трудовой деятельности.

Вторая группа исследует процесс познания мира в ходе игровой деятельности.

Третья группаисследует процесс познания мира в ходе общения.

Четвертая группаисследует процесс познания мира в ходе учебной деятельности.

Группы должны презентовать результаты своей работы, придумать сценки и, проиграв их, графически представить сделанные выводы.

(Во время выполнения задания составляется следующая схема.)

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока

Приобретение знаний о мире и о себе

Расширение представлений о мотивах трудовой деятельности

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаНа что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаПриобретение важных практических приемов

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока

Расширение представлений о труде

Помогать в поиске трудового занятия

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаОсознание своего места в мире

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаНа что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаНа что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаПространство, в котором мы живем и действуем

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаОбщение

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаНа что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока

Получение новой и значимой информации

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока

Попытка повторить действия взрослых

Приобретение первого опыта практической деятельности

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаНа что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаПопытка найти ответ на волнующие вопросы

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока

Приобретение первых навыков нравственного поведения

На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Смотреть картинку На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Картинка про На что ты способен обществознание 6 класс конспект урока. Фото На что ты способен обществознание 6 класс конспект урокаПомогает улучшить себя

Интерес к окружающему миру и к себе у детей возникает с раннего детства.

Прослушайте стихотворение Татьяны Боковой «Липучка – почемучка».

Мама любит и жалеет.

Мама все моя умеет,

Все на свете знает!

И на ВСЕ мои вопросы

Скажет мне, откуда с неба

Снег зимой берется.

Почему буханка хлеба

Почему собака лает?

Что во сне приснится?

Почему сосулька тает

Почему на небе тучка,

Я ЛИПУЧКА – ПОЧЕМУЧКА,

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Для чего дети задают столько вопросов?

— Вели ли вы себя в детстве таким образом?

Стремление узнать человека, т. е. самого себя, является важнейшей потребностью личности. Как вы думаете, почему?

Задание: заполните схему.

(Во время выполнения задания заполняется следующая схема.)

Увеличивается полезность деятельности

Находишь дело, которое

Почему важно узнавать себя?

Повышается эффективность работы

Повышается точность в предсказании результатов деятельности

На одном из знаменитых храмов (Дельфийском) есть надпись «Познай самого себя». Эти слова самые главные, самые важные в жизни, так как именно с познания самого себя все начинается. Никакие блага не могут заменить человеку удовлетворение от правильно выбранного места в жизни, занятия по душе.

А ведь многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сестрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что – то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Это стихотворение написал в XV веке французский поэт Франсуа Вийон. Уж не про нас ли это?

(Проверка выполнения задания.)

Узнав себя, сможешь быть честным с собой, будешь способным сделать свой выбор и принять решение, которое подходит именно тебе. Ты сможешь строить планы на сегодня, на завтра, на всю жизнь сообразно собственным представлениям о себе.

Если кто – то попробует вовлечь тебя в какую – то компаниюили предложить тебе покурить или будет настаивать на том, чтобы ты занимался неинтересным делом или выбрал профессию, не соответствующую твоему складу личности, ты сможешь твердо сказать: «Нет, это не для меня». Ведь нередко люди позволяют другим решать за себя, что делать и как думать. А хорошо ли это? Такой человек никогда не будет счастлив в жизни.

Располагая знаниями о себе, ты сможешь управлять своей жизнью, получишь свободу в выборе собственного пути.

Лучшее из того, что ты о себе узнал, поможет тебе пройти через любой трудный период. Это даст тебе опору или эмоциональный якорь.

Знание не лучших твоих сторон сможет уберечь от лишних проблем. Относись к каждой проблеме, как к возможности что – либо в себе изменить.

Познай себя – значит ответить на вопросы: «Какой я?», «Почему я такой?» Знаменитый китайский ученый Лао – цзы учил: «Тот, кто познал других, учен. Тот, кто познал себя, мудр».

Что такое самосознание

Следовательно, потребность понять и узнать себя способствует развитию самопознания, т. е. сознания, направленного на самого себя.

Задание: внимательно изучите и прокомментируйте предложенную схему.

Самосознание дает возможность:

Осознать свои сильные и слабые стороны

Понять перспективы своей деятельности

Правильно выстроить взаимоотношения с окружающими

В процессе самосознания оценивают:

Физические качества «Я самый сильный»

Практические умения «Я могу шить»

Поступки «Я уважаю мнение старших»

Моральные качества «Я всегда слово держу»

(Проверка выполнения задания.)

К равви Леви пришел подросток и горестно застенал: «Равви! Почему меня никто не любит, особенно девушки?» И равви ответил ему: «Потому, что сам никого не любишь, особенно себя».

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя- в мир своих мыслей, чувств, переживаний.

Важной стороной самопознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Самооценка –это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

(Ученикам предлагается следующая схема.)

Самооценка формируется в единстве двух её факторов:

Рационального, отражающего знания человека о себе

Эмоционального, отражающего то, как человек воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог эти знания складываются

Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком:

Своих поступков и действий;

Их мотивов и целей;

Умений увидеть и оценивать свои возможности и способности

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка выступает уже как важнейший регулятор поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

В подростковом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в конкретную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным ядром личности, он концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии индивида.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Иногда в литературе используются и другие термины: высокая, средняя или заниженная самооценка.

Задание: работая сданными предложенной таблицы, дайте характеристику типов самооценки.

Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляются новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить

Уверенность в себе нередко переходит в чрезмерную самоуверенность, такие люди перестают уважать мнение друзей и родителей

Человек осознает и выделяет те сферы жизни и области деятельности, в которых он может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его ограниченны.

Осознавая свои особенности, подросток стремится что – то изменить в самом себе, в своих отношениях с окружающими: в его жизни появляются осознанные задачи самовоспитания

Развитие самосознания связанно с потребностью найти ответы на вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» Человек сравнивает себя с окружающими – взрослыми и товарищами. Познание другого человека опережает самопознание. Суждения подростков о других людях часто более точны и более критичны, чем их самооценка

Человек имеет богатый внутренний мир, у него хорошо развито воображение.

Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить

Подростки застенчивы и чрезмерно уязвимы. Низкая самооценка способствует возникновению юношеской депрессии, связана с расстройством аппетита.

У таких подростков высокий уровень тревожности. Недоверчивы и редко любят других, так как их часто унижают. Они стремятся быть незаметными, не участвуют в общественной жизни школы, не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения, испытывают проблемы в общении с другими людьми, не уверены в себе и часто отстают в учебе. Ими легко управлять, они позволяют другим принимать за себя решения. Это может привести к употреблению наркотиков

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, и недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе – постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем – то, и глубину интересов.

Задание: внимательно рассмотрите иллюстрацию на с. 19 учебника и прокомментируйте ее. Мысленно разместите себя и своих друзей на этой лестнице. Свой выбор объясните.

(Проверка выполнения задания.)

Мы уже поняли, что процесс формирования самооценки весьма непрост и противоречив. Разделившись на три группы, выполните следующие задания.

Творческое задание для второй группы.Разработать рекомендации для подростков с низкой самооценкой, которые помогут у них сформировать зрелую самооценку.

Пример презентации работ

Учитывайте особенности самооценки у подростков, отдавайте предпочтение личностному общению, беседам.

Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учебе и в творчестве.

Способствуйте личностному самоопределению, ориентации в жизни, помогайте учащимся 6 класса в построении жизненных планов.

Стройте взаимоотношения на равных, не принижая личностной значимости ваших учеников.

Не навязывайте ребенку свое мнение, учитывайте его интересы.

Делайте все, что от вас зависит, для того, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время не выставляя себя напоказ.

Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительские опыт и мудрость – важнейшие источники поддержки, которые помогут решать нелегкие жизненные проблемы.

Вы можете как вдохновить ребенка, так и подавить его – выбирайте первое.

Ваш ребенок – это отдельный, огромный мир, о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое, поэтому часто лучше приспосабливаются к быстро меняющимся реалиям жизни. Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей.

Рекомендации подросткам с низкой самооценкой

Твердо знайте, чего хотите добиться.

Чтобы были ясны намерения, необходим план конкретных действий.

Вообразите желаемый результат.

Сформулируйте сильную мотивацию для достижения желаемого результата.

Будь уверены в себе.

Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к вашей цели.

На что ты способен

Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Конечно, улицы города были наполнены людьми, но философ искал то, что скрыто от глаз, спрятано за гастрономическими пристрастиями, возрастными особенностями, профессиональными различиями. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы.

Задание: прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

В научной области творчество проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические таланты. Почти все ученые, проявившие себя до 20 лет, были математики (Б. Паскаль, Г. В. Лейбниц, И. Ньютон, Ж. Л. Лагранж, К. Ф. Гаусс, Э. Галуа и др.).

— Что объединяет всех этих людей?

Вы правильно предположили, у всех перечисленных людей имеются таланты. Однако ученые пришли к выводу, что неспособных людей в природе не существует. Конечно, не все из нас могут стать гениями, но каждый имеет свои таланты и должен развивать их в течении всей жизни.

Задание: перечислите свои таланты и способности, составив схему.

Мои способности и таланты

(Проверка выполнения задания.)

Великий американский изобретатель Эдисон говорил о своей работе: «Единственное мое стремление – работать, не о расходах … Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужны ни лошади, ни яхты, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!»

Проблемное задание.Используя дополнительный материал и информацию, приведенную в рубрике «Жил на свете человек» на с. 21 и 23 учебника, ответьте на вопрос.

— Что необходимо сделать человеку для того, чтобы его способности были реализованы?

Владимир Афанасьевич Обручев

(Проверка выполнения задания.)

Ученые утверждают: чтобы труд человека стал творческим ему, во – первых, должна нравиться его профессия и, во – вторых, его дело должно соответствовать способностям.

Задание: работая в паре, найдите аргументы в защиту этих утверждений.

(Проверка выполнения задания.)

— Чем бы вы руководствовались при выборе будущей профессии?

(ученики отвечают на вопрос, одновременно на доске ведется запись.)

Мотивация выбора профессии:

Привлекательность содержания образования;

Интерес к данной профессии.

— Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

— Всегда ли правильно люди делают свой выбор?

— Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?

(Во время выполнения задания на доске и в тетрадях записываются следующие советы.)

Что нужно учитывать при выборе профессии

Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей. На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека.

Биологи, физики, геологи

Инженеры, конструкторы, водители

Учителя, психологи, журналисты

Филологи, программисты, статисты

«Человек – художественный образ»

Художники, актеры, поэты, музыканты

Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.

Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем придется заниматься, представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы работы.

Соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества.

Давайте проверим вашу профессиональную направленность с помощью теста

(Автор А. Е. Голомшок, модификация Г. В. Резапкиной)

Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько найдете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.

А. Я люблю командные виды спорта.

Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.

В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.

Г. Мне нравится говорить по телефону.

Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.

Е. Мне нравится все вокруг.

А. Мне нравится работать руками.

Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого другого.

Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.

Д. Мне нравится напрягать свое воображение.

Е. Я силен в естественных науках.

А. Я умею обращаться с инструментами.

Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе.

Г. Я не стесняюсь высказывать своё мнение.

Д. Мне нравится идти в ногу с модой.

Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.

Б. Математика – это то, что я знаю лучше всего.

В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.

Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.

Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.

Е. Меня интересует природа.

А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.

Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.

В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.

Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.

Е. Я разбираю вещи, чтобы понять как они устроены.

Ключ к тесту. Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву. Если вы выбрали одну и ту же букву 4 и 5 раз, то можете выбрать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы 4 раза, ваши интересы находятся в стадии становления.

Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Может быть, недавно вы сделали книжную полку или сконструировали шкафчик для вашей стереосистемы. Может быть, как раз сейчас вы обдумываете свой очередной проект. Такие дарования нужны для многих профессий. Вы должны поближе познакомиться с теми профессиями, где нужно уметь работать практически: инженер – строитель, тренер, летчик, фермер, ветеринар, плотник, строительный рабочий, подрядчик, лесничий, садовод – декоратор.

Группа Б. Наверное, вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. Решение математических задач представляет для вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к вам за помощью на лабораторных занятиях или одалживают ваши конспекты, готовясь к экзамену. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа: программист, бухгалтер, банкир, авиационный инженер, библиотекарь, медицинский техник, финансовый аналитик.

Группа В. Вы, наверное, уже знаете, что способность убеждать людей составляет одну из ваших сильных черт характера. Может быть, вы староста в классе или из тех, кого обычно делают ответственным за какие – либо классное мероприятие. Может быть, вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания: предприниматель, офицер вооруженных сил, адвокат, продавец, управляющий отелем, политик, директор школы, специалист по работе с кадрами.

Группа Г.Возможно, вы часто принимаете добровольное участие в классных мероприятиях. Может быть, вы работаете на общественных началах в вашей школе или церкви. Может быть, вы проводите массу времени, разговаривая по телефону с друзьями. Возможно, вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта только ради удовольствия. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением с людьми: учитель, врач, рекламный агент, репортер, работник сферы социального обеспечения, руководитель конторы, медсестра, психолог.

Группа Д.Вы, может быть, уже заметили, что вам нравится рассказывать анекдоты и забавные истории. Может быть, вы ведете дневник, в который записываете, что случается, как вы к этому относитесь. Может быть, вам нравится иногда строить воздушные замки. К вам, должно быть, обращаются друзья с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление к дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о выборе профессии, для которой важны творческие способности и самобытность: актер, художник, музыкант, писатель, дизайнер, архитектор, фотограф, хореограф.

Группа Е. Вам, наверное, известны собственные способности чинить разные вещи. Вам нравится разбирать их, чтобы понять как они устроены. Может быть, вам нравится биология. Может быть, ваша любознательность заставляет вас постоянно искать ключи к разгадке стоящих перед вами задач. Может быть, быть вам нравится бывать в новых для себя местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности: ученый – естествоиспытатель, агент сыскной полиции, медик – исследователь, инженер – механик, психиатр, юрист, инженер – электротехник, специалист по проблемам маркетинга.

Творческое задание. Разработать мини – проект «Как выбрать дело по душе?» и презентовать свою работу.

Задание: внимательно рассмотрите картинку на с. 22 учебника и ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея».

(Проверка выполнения задания.)

Проведем мини – тренинг по выработке уверенности в себе.

Упражнение «Выставка достижений». Учащиеся делятся на группы по 3 – 4 человека. Каждая команда – это фирмы, производящие ценные человеческие качества. Командам дается время обсудить, какие качества производит их фирма. Каждый член группы высказать другим членам команды, что он в них ценит. После этого команда решает, какое из ценных качеств можно представить на выставке достижений, и записывает на табличках их названия (на каждой табличке одно качество). Каждая группа рассказывает, какие качества она представляет в своем павильоне (по одному качеству у каждого участника).

Упражнение «Я в тебе уверен». Учащиеся делятся на пары, садятся друг против друга и несколько минут молча смотрят партнеру в глаза. Затем по очереди высказываются, передавая слово друг другу и каждый раз начиная фразу следующими словами.

— Я уверен (а), что ты … (поможешь мне, если мне будет нужно, никогда не скажешь обо мне плохо).

— Что вы чувствуете сейчас?

— Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

— Какой из этапов упражнения показать вам наиболее сложным?

Упражнение «Я самый лучший». Ученики образуют два круга: внутренний и внешний. Расходятся на расстояние. Двигаясь навстречу друг другу, участники обоих кругов, вглядываясь в лицо встречному, ударяют себя кулаком в грудь со словами: «Я самый (ая) лучший (шая), я самый (ая) красивый (ая) и т. д.».

Релаксационный комплекс «Путешествие». Закройте глаза, представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы – они собирают мед. Поют птицы – они радуются, что вы едите через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что – то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как – будто кто – то построил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что – то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы находитесь во дворце то, что ходите … Все, что вы нашли в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда вы будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

— Какие чувства вы испытываете после путешествия?

Упражнение «Огонек общения». Учащиеся по очереди поговаривают то, что было самым интересным. Затем по кругу передают символическое сердечко со следующими словами.

— Сегодня меня порадовало …

— Сегодня меня огорчило …

VI. Подведение итогов уроков

Проверим себя и выполним несколько заданий.

Составьте свой словесный портрет и попросите друга нарисовать ваш портрет. Сравните их. Над чем вам следует задуматься?

Приведите примеры, подтверждающие высказывание: «Все мы, увы не ко всем делам годны».

Познакомьтесь с правилами оценивания самого себя на с. 24 – 25 учебника и прокомментируйте их. Дайте себе оценку, проведя сравнения, приведенные на с. 24.

(Проверка выполнения заданий.)

Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на задания.

Прочитать § 2 учебника.

Выполнить одно из трех заданий на выбор.

Задание 5 на с. 24 учебника;

Задание 7 из рабочей тетради к § 2 учебника;

Задание 8 из рабочей тетради к § 2 учебника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *