На что указывает двоеточие в предложении
Двоеточие: когда и где нужно ставить. Как не перепутать двоеточие и тире
Копирайтеры любят тире больше, чем двоеточие. Во-первых, почти никогда не ошибешься. Во-вторых, в тексте предложение с тире – это всегда акцент. Оно цепляет взгляд даже при диагональном чтении и разбавляет сплошной текст.
А что же остается двоеточию? Одни однородные члены с обобщающим словом?
Как бы не так. В некоторых сложных предложениях никак нельзя поставить тире вместо двоеточия. К тому же у этих знаков есть и более глубокие смысловые и интонационные отличия. Давайте разбираться вместе.
Начнем с простого и очевидного.
Двоеточие в простом предложении
1.Самый элементарный случай. Двоеточие ставится перед перечислением и после обобщающего слова :
Двоеточие в предложениях с прямой речью
Именно с прямой речью, не с косвенной! Давайте я объясню разницу:
В предложениях с косвенной речью есть союзы и ставится запятая ( Он сказал, что никогда не был так счастлив ). В предложениях с прямой речью двоеточие ставится после слов автора :
Двоеточие в сложном предложении
Сейчас максимально сосредоточились, переходим к тонким материям русского языка. Чтобы правильно поставить знаки препинания в бессоюзном предложении, важно понимать логику фразы и интонацию.
Итак, двоеточие ставится, если в придаточном предложении есть:
3.ГЛАГОЛЫ-МАРКЕРЫ «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать» и пр. Такие глаголы указывают на дальнейшее описание увиденного, услышанного и пр. Между частями предложения можно поставить «что» :
Двоеточие или тире: когда и что ставить
1.ЛОГИКА. Очень важно учитывать логику и смысловые отношения между частями предложения:
*Здесь двоеточие ставится при прямой последовательности. Одно вытекает из другого.
*Их отношения закончились, потому что она ушла. Тире ставится при обратной последовательности.
2.ЭМОЦИИ. Бывают случаи, когда подстановка союзов и логические размышления не могут облегчить нам задачу в выборе знака: « И тут он слышит (: или –) из кустов доносится плач ребенка».
Глагол-маркер «слышать», возможность вставить союз «что» указывают на двоеточие. Однако и тире не будет ошибкой.
Таким образом, у двоеточия есть четкие функции:
Двоеточие не придает предложению дополнительную экспрессивную окраску. Этим и объясняется более редкое использование двоеточия в рекламных текстах и слоганах.
И напротив, тире здесь встречается едва ли не чаще восклицательного знака.
Но именно поэтому в официально-деловых и новостных текстах следует чаще использовать двоеточие, а с тире надо быть очень аккуратными. Чтобы не «накрутить» интригу и саспенс там, где они будут лишними.
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
Двоеточие
Пунктуация
§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например*, как-то*, а именно), например:
- Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.
- Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.
- Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.
2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:
- Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то*, например*, а именно, например:
- И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.
- Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.
О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.
§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
- Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
- Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
- Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
- Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
- Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
- И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
- Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез.
- Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею.
- Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
- Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
Но (без оттенка предупреждения):
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
- Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
- По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»
- А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
- Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
- Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
- Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
- Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
* Комментарий редакции портала
Как-то. Дефисное написание составного союза как-т о (в значении ‘а именно’) следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.
Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические — работают нормально».
Раздельное написание составного союза как т о позволяет отличить его на письме от местоименного наречия к а к-то.
Например. О других случаях пунктуации при слове см. §§ 154, 155.
Правила постановки двоеточия
теория по русскому 🐻 пунктуация
Существуют три основных случая постановки двоеточия:
Двоеточие при обобщающем слове
В простом предложении двоеточие ставится при наличии обобщающего слова, предшествующего перечислению. Двоеточие при этом ставится непосредственно перед однородными членами.
Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. (Л.Н. Толстой)
Двоеточие сохраняется в том случае, если ряду однородных членов предшествуют слова как то, а именно, то есть, например.
Ему (Чичикову) подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный… (Н.В. Гоголь)
При отсутствии обобщающего слова и необходимости предупредить читателя о перечислении двоеточие перед однородными членами сохраняется.
Здесь росли: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха. (В.А. Обручев)
Обратите внимание, что двоеточие не используется перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и др., если им предшествует общее приложение или определяемое слово, не выступающее в качестве обобщающего. В таких случаях при чтении характерная для предложений с обобщающим словом пауза будет отсутствовать.
Много притоков имеется у рек Волги, Дона, Днепра.
Двоеточие при прямой речи и цитировании
Второй случай постановки двоеточия в простом предложении – наличие прямой речи или цитирования в виде прямой речи. Условием для постановки двоеточия является положение авторской речи ПЕРЕД прямой.
Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, затем в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. В зависимости от типа предложения в конце может ставится точка (ставится за кавычками), восклицательный или вопросительный знак (ставится внутри кавычек). То же самое правило касается цитирования.
Когда мы вышли на улицу и немного отошли от дома, он остановился и сказал: «Я пойду вперёд, а вы идите за мной». (Ф.А. Искандер) И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» (И.А. Гончаров) Всех он спрашивал: «Простите, а вы случайно не врач?» (В.А. Каверин)
Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а после неё или запятая, или тире в зависимости от контекста. Если на месте разрыва не должно было быть изначально никаких знаков, то ставится тире. Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она сохраняется и ставится за кавычками после прямой речи.
Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» – если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах. (Ф.М. Достоевский) Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» – когда опять всё утихло вокруг. (И.С. Тургенев) Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» – говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов. (С.Я. Маршак) Когда я ему заметил, что он мог бы побеспокоиться в пользу хотя моего чемодана, за которым я вовсе не желал лазить в эту бездну, он отвечал мне: «И, барин! Бог даст, не хуже их доедем: ведь нам не впервые», и он был прав. (М.Ю. Лермонтов)
Двоеточие в сложном предложении
Двоеточие используется в сложном бессоюзном предложении.
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки. (Н.А. Некрасов)
Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей. (Л.Н. Толстой)
Ползу по огороду меж гряд и вижу: часовой стоит на моей дороге… (М. Горький)
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю (и вижу, что): лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (М.Ю. Лермонтов)
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.П. Чехов)
Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами. (А.С. Грибоедов)
На что указывает двоеточие в предложении
Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (Пушкин).
Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа (Лермонтов).
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба — это была та тёмная граница, за которую не переступало сознание древних (Белинский).
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Лермонтов).
Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею… (Лермонтов).
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский).
Но (без оттенка предупреждения):
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности — прямой вопрос или восклицание, например:
Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?» (Пушкин).
А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его — знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
Я думал о том, какой это тяжёлый и ленивый малый.
Я старался вспомнить, где был я в тот день ровно год тому назад.
Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
Двоеточие: когда и где нужно ставить. Как не перепутать двоеточие и тире
Итак, двоеточие — это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.
Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.
Двоеточие в простом предложении
1.Самый элементарный случай. Двоеточие ставится перед перечислением и после обобщающего слова
2.Двоеточие ставится перед перечислением без обобщающего слова
. Здесь двоеточие становится интонационным знаком, т.е. предупреждает читателя, что далее будут однородные члены, и надо запастись воздухом для «перечислительной» интонации:
3.Помимо обобщающего слова есть слова-маркеры «например», «как то», «а именно»
. С этими словами перечисление может стоять не только в конце, но и в середине предложения (в этом случае не забываем про тире после перечисления):
Обозначение элементов списка
Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).
т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и
включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).
От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.
Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов
в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:
Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня — при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня — при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.
Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.
Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):
Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).
Двоеточие в предложениях с прямой речью
Именно с прямой речью, не с косвенной! Давайте я объясню разницу:
В предложениях с косвенной речью есть союзы и ставится запятая (Он сказал, что никогда не был так счастлив
).
В предложениях с прямой речью двоеточиеставится после слов автора
:
Пунктуационное оформление перечней
В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются
с заглавных букв,
а заголовки последующих уровней —
со строчных.
Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.
Обратите внимание на знаки препинания в конце
заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.
Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).
Наконец, если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой:
Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:
Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:
Согласованность элементов списка
При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.
Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.
Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:
Итак, мы привели основные правила построения и оформления перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.
Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление. Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.
Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:
Правильнее вот так:
Что нужно сделать утром перед выходом на работу:
Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность
Двоеточие в сложном предложении
Сейчас максимально сосредоточились, переходим к тонким материям русского языка. Чтобы правильно поставить знаки препинания в бессоюзном предложении, важно понимать логику фразы и интонацию.
Итак, двоеточие ставится, если в придаточном предложении есть:
. Между частями можно поставить
«а именно», «то есть»
:
. Между частями можно поставить
«потому что»
:
«видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать» и пр. Такие глаголы указывают на дальнейшее описание увиденного, услышанного и пр. Между частями предложения можно поставить
«что»
:
Двоеточие vs тире
Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим — тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, онизменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинкамив уголках рта; Вхожу (: –) все тихо; Эти слова при нем не произносите(: –) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (:–) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (:–) нужно расстаться.
Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.
Об авторе: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы.
Где ставится двоеточие
Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.
Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:
1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:
2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:
3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:
4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:
а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:
б) Причина того, что произошло в первой части. Например:
5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:
Но (без оттенка предупреждения):
6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:
Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:
Доработка и модернизация сайтов
С какой буквы начинать пункты перечисления: строчной или заглавной?
По сути, в оформлении списков действуют те же правила пунктуации, что и в обычных предложениях. Если элементу перечисления предшествует цифра или буква с точкой, он должен начинаться с заглавной буквы, как новое предложение. Например:
Планы мои на сегодня были простыми:
Также, если пункты являются отдельными предложениями, а не частями одного, то каждый элемент будет начинаться с заглавной буквы и заканчиваться точкой (об этом — ниже).
Как обозначать элементы списка?
Функционал нашей биржи предлагает два варианта: нумерованные и маркированные списки. Однако всего вариантов членения многоуровневых списков три:
Соответственно, если вы хотите ввести в статью многоуровневый список, то примерно он будет выглядеть так:
Мы любим весну за многое:
История происхождения
Впервые двоеточие в качестве знака препинания стало использоваться древними греками. Например, древнегреческий философ Платон всегда заканчивал свои произведения данным символом. Постепенно этот знак стал появляться во многих европейских языках. В разных регионах его написание различалось — во Франции оно обособляется с двух сторон пробелами, а в Италии и Испании оно сразу ставится после слова без использования пробела. В славянских языках двоеточие появилось вместе с остальными знаками препинания после развития книгопечатания. Когда ставится двоеточие в русском языке, уже узнали позже.
В церковнославянской письменности современную функцию изначально выполняла точка с запятой. Впервые термин «двоеточие» появился в начале 16 в. Он был закреплен в первых книгах и учебниках по грамматике, в том числе и в рукописях восточнославянского филолога и духовного писателя Мелетия Смотрицкого. Вплоть до XIX столетия двоеточие играло роль точки или многоточия. В некоторых языках этот знак препинания мог ставиться в середине слов и служил для их сокращения.
Подобная техника написания сохранилась в языках Скандинавских стран. В течение долгого времени были популярны рассуждения о нужности двоеточия. В результате споров было решено, что этот знак расстановки помогает выделить мысли человека и структурирует основные синтаксические конструкции, а также то, что без него нельзя обойтись.