На что влияет датчик скорости на ниве шевроле
Неисправности и замена датчика скорости Нивы Шевроле
Скорость движения транспортных средств уже давно стала одним из показателей, который измеряется электронным способом. Для этого используются специальные устройства, работающие по принципу Холла. Именно таким оборудованием комплектуют автомобили Шевроле Нива. Устройство необходимо для получения водителем полного контроля над автомобилем во время движения.
Датчик скорости в автомобиле Нива Шевроле предназначен не только для указания скорости движения автомобиля, но и для других действий о которых Вы скорее всего и не догадывались.
Датчик скорости участвует в формировании топливной смеси необходимой для поддержания более высоких оборотов при движении на автомобиле с включенной нейтральной передачей. Если двигаться на автомобиле накатом, то можно заменить что обороты ХХ немного выше, чем когда авто стоит на месте.
Еще одной функцией(не для Нивы Шевроле), является предоставление показаний о скорости автомобиля для электро усилителя руля. С повышением скорости на автомобиле усилие вращения рулевого колеса усиливается, это необходимо для более четкого и верного маневрирования автомобиля.
В более старых версиях автомобилей ДС заменялся тросиком, но сейчас этот процесс стал электронным. Ниже в статье подробно описаны расположение, признаки неисправности датчика, способы проверки и замена.
Расположение датчика скорости
ДС стоит непосредственно на корпусе КПП. Примечательно, что расположение устройства на машинах 2008 года и 2021 не поменялось. Стабильность конструкции говорит о правильном размещении устройства. Модуль прикрыт кузовными панелями и корпусом КПП, что делает его недоступным для препятствий и острых элементов, способных повредить сенсор.
Сам датчик представляет собой небольшое пластиковое устройство, которое крепиться в районе вала. Внутри корпуса размещается сердечник, передающий импульсы на специальный контроллер, отвечающий за отображение информации на панели приборов.
При проведении работ следует учитывать, что устройство может быть довольно хрупким, поэтому монтаж следует проводить с осторожностью.
Причины поломок датчика на Шниве
Существует ряд возможных причин отказа модуля. Самые популярные из них описаны ниже:
Признаки неисправностей
Понять, что датчик спидометра не работает, поможет простое наблюдение за поведением автомобиля. Обычно симптомами поломки являются факторы.
Проверка работоспособности датчика
Проверить состояние датчика можно посредством мультиметра одним из двух способов. При первом потребуется отключить, после чего изъять устройство с места его размещения, чтобы провести тестирование. При втором варианте будет достаточно поднять авто домкратом, подключить мультиметр к датчику и крутануть одно из колес. В случае фиксации электромагнитных импульсов, можно судить об исправной работе изделия.
Инструкция по замене датчика скорости
Сломанный датчик скорости на авто марки Нива Шевроле, как и на любом другом, подлежит изъятию и замене на аналогичную исправную модель. Крайне важно при покупке подбирать устройство, совместимое с конкретной моделью транспортного средства.
Замена датчика скорости должна производиться лишь в условиях полной уверенности в работоспособности нового экземпляра.
Неисправность датчика скорости
Неисправность датчика скорости как правило, приводит к некорректной работе спидометра (стрелка скачет), но могут случаться и другие неприятности в зависимости от автомобиля. В частности, могут возникнуть сбои в переключении передач если стоит АКПП, а не механика, не работать одометр, в принудительном порядке будут отключены система АБС или система контроля тяги двигателя (если имеются таковые). Кроме этого, на инжекторных авто, зачастую попутно возникают ошибки с кодами p0500 и p0503.
В случае выхода датчика скорости из строя его ремонт вряд ли возможен, поэтому его просто меняют на новый. Однако что делать в такой ситуации стоит еще выяснить сделав несколько проверок.
Принцип работы датчика
У большинства автомобилей с МКПП датчик скорости установлен в районе коробки передач, если рассматривать авто с автоматической трансмиссией (и не только) он расположен ближе к выходному валу коробки, и в его задачи входит фиксация скорости вращения указанного вала.
Чтобы разобраться с проблемой, и понять почему неисправен датчик скорости (ДС) первым делом необходимо понимать принцип его работы. Лучше всего это сделать на примере популярного отечественного автомобиля ВАЗ-2114, поскольку, по статистике, именно на этой машине чаще всего ломаются датчики скорости.
Датчики скорости, работающие на основе эффекта Холла формируют импульсный сигнал, который и передается по сигнальному проводу на ЭБУ. Чем быстрее едет машина — тем чаще передаются импульсы. На ВАЗ 2114 за один километр пути количество импульсов составляет 6004. Скорость их формирования зависит от скорости вращения вала. Существует два типа электронных датчиков — с контактом от вала и без такового. Однако в настоящее время, как правило, используются именно бесконтактные датчики, поскольку их устройство проще и надежнее, поэтому они повсеместно вытеснили более старые модификации датчиков скорости.
Для обеспечения работы ДС необходимо разместить на вращающемся валу (мост, редуктор, коробка передач) задающий (импульсный) диск с намагниченными участками. При прохождении этих участков возле чувствительного элемента датчика в последнем будут формироваться соответствующие импульсы, которые и будут передаваться на электронный блок управления. Сам датчик и микросхема с магнитом при этом неподвижны.
У большинства автомобилей, оснащенных автоматической трансмиссией, на ее узлах установлено два датчика вращения вала — первичного и вторичного. Соответственно, скорость движения автомобиля выясняется по скорости вращения вторичного вала, поэтому другое название датчика скорости АКПП — датчик вторичного вала. Обычно работают эти датчики по одному принципу, но имеют конструктивные особенности, поэтому в большинстве случаев их взаимная замена невозможна. Использование двух датчиков обусловлено тем, что на основании разницы угловых скоростей вращения валов ЭБУ принимает решение о переключении коробки-автомат на ту или иную передачу.
Признаки неисправности датчика скорости
В случае возникновения проблем с датчиком скорости автолюбитель может косвенно диагностировать это по следующим признакам:
Стоит оговориться, что перечисленные признаки неисправности могут быть также симптомами проблем с другими датчиками или прочими узлами автомобиля. Соответственно, необходимо провести комплексную диагностику автомобиля с помощью диагностического сканера. Возможно в памяти электронного блока управления сформировались и хранятся другие ошибки, связанные с другими системами автомобиля.
Причины неисправности датчика
Сам по себе датчик скорости, основанный на эффекте Холла, — надежное устройство, поэтому выходит из строя достаточно редко. Чаще всего причинами его поломки бывает:
Обратите внимание, что у некоторых автомобилей спидометр и/или одометр могут некорректно или вовсе не работать не по причине выхода из строя датчика скорости, а по причине того, что неправильно работает сама приборная панель. Зачастую при этом также “глючат” другие приборы, расположенные на ней. Например, электронные спидометры могут перестать корректно работать по причине того, что в их клеммы попала вода и/или грязь, или произошел обрыв сигнальных (питающих) проводов. Для устранения соответствующей поломки обычно достаточно почистить электрические контакты спидометра.
Другой вариант заключается в том, что вышел из строя моторчик, приводящий в движение стрелку спидометра или стрелка посажена слишком глубоко, из-за чего возникает ситуация, когда стрелка спидометра попросту задевает за панель, и соответственно, не может двигаться в своем нормальном рабочем диапазоне. Иногда из-за того, что двигатель не может подвинуть застрявшую стрелку и прикладывает значительные усилия, то у него может перегореть предохранитель. Поэтому имеет смысл проверить его целостность с помощью мультиметра. Чтобы знать, какой предохранитель отвечает за спидометр (двигатель стрелки), необходимо ознакомиться со схемой электропроводки конкретного автомобиля.
Как определить неисправность датчика скорости
Самые распространенные датчики скорости, устанавливаемые на современные автомобили, работают на основе физического эффекта Холла. Так, проверить датчик скорости такого типа можно тремя способами, как с его демонтажом, так и без него. Однако в любом случае вам понадобится электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение в пределах до 12 Вольт.
Первое, что нужно сделать — проверить целостность предохранителя, через который питается датчик скорости. У каждого автомобиля свою электросхема, однако, на упомянутой машине ВАЗ-2114 указанный датчик скорости запитывается через предохранитель номиналом 7,5 Ампер. Предохранитель установлен на реле электровентилятора печки. На комбинации приборов в передней приборной панели выводной штеккер с адресом — «ДС» и «контроллер управления двигателем» имеет один номер — «9». С помощью мультиметра необходимо убедиться, что предохранитель целый, и через него проходит питающий ток непосредственно на датчик. В случае, если предохранитель вышел из строя — его нужно заменить на новый.
Если демонтировать датчик с автомобиля, то необходимо выяснить, где у него импульсный (сигнальный) контакт. На него помещается один из щупов мультиметра, а второй помещается на «массу». Если датчик контактный, то необходимо вращать его ось. Если магнитный, то нужно возле его чувствительного элемента поводить металлическим предметом. Чем быстрее будут движения (вращения) — тем большее напряжение будет показывать мультиметр при условии, что датчик исправен. Если этого не происходит — значит, датчик скорости вышел из строя.
Аналогичную процедуру можно провести с датчиком, не демонтируя его с его посадочного места. Мультиметр в этом случае подключается аналогично. Однако для выполнения проверки нужно вывесить с помощью домкрата одно переднее колесо (обычно переднее правое). Установить нейтральную передачу и принудительно вращать колесо, параллельно наблюдая за показаниями мультиметра (одного это делать неудобно, соответственно, для выполнения проверки в данном случае понадобится помощник). Если при вращении колеса мультиметр показывает изменяющееся напряжение — значит, датчик скорости работает. Если нет — датчик неисправен и требует замены.
При процедуре с вывешенным колесом вместо мультиметра можно воспользоваться контрольной лампочкой на 12 Вольт. Ее аналогично подсоединяют к сигнальному проводу и «массе». Если при вращении колеса лампочка зажигается (даже пытается зажечься) — датчик находится в работоспособном состоянии. В противном случае — его следует заменить на новый.
В случае, если марка машины предполагает использование специального программного обеспечения для диагностики датчика (и других ее элементов), то лучше воспользоваться соответствующим ПО.
Детальную работу датчика скорости можно проверить, используя электронный осциллограф. В этом случае можно не только проверить само наличие сигнала от него, но и посмотреть на его форму. Подсоединяется осциллограф к импульсному проводу при вывешенных колесах автомобиля (датчик не демонтируется, то есть, остается на своем посадочном месте). Далее колесо вращается и в динамике отслеживается работа датчика.
Проверка механического датчика скорости
На многих старых автомобилях (преимущественно, карбюраторных) использовался механический датчик скорости. Он устанавливался аналогично, на валу коробки передач, и передавал угловую скорость вращения выходного вала при помощи вращающегося тросика, помещенного в защитный кожух. Обратите внимание, что для диагностики необходимо будет демонтировать приборную панель, и поскольку у каждого автомобиля эта процедура будет отличаться, то необходимо уточнить этот вопрос дополнительно.
Проверка датчика и тросика выполняется по следующему алгоритму:
В случае, если при работающем двигателе на четвертой передаче тросик не крутится в его защитном кожухе, то необходимо проверить его крепление на коробке передач. Делается это по следующему алгоритму:
Как устранить проблему
После того как удалось определить неисправность датчика скорости, то дальнейшие действия зависят от причин, вызвавших такую ситуацию. Возможны следующие варианты устранения:
Ремонт датчика
Некоторые автомастера, имеющие навыки ремонта электроники, занимаются самостоятельным восстановлением работоспособности датчика скорости. В частности, в описанном выше случае, когда под воздействием высокой температуры отпаивается конденсатор, и он начинает коротить и пропускать ток.
Такая процедура заключается в том, чтобы разобрать корпус датчика скорости проверке работоспособности конденсатора, и при необходимости его замены. Как правило, в микросхемах стоят японские либо китайские конденсаторы, которые вполне можно заменить на отечественные. Главное при этом выбрать подходящие параметры — расположение контактов, а также его емкость. Если корпус датчика разборной — все просто, нужно просто снять крышку с тем, чтобы добраться до конденсатора. Если корпус неразборной — нужно аккуратно его разрезать, не повредив внутренние составляющие. Кроме перечисленных выше требований по выбору конденсатора также нужно обращать внимание на его размер, поскольку после перепайки на плату корпус датчика должен без проблем закрываться снова. Склеить корпус можно с помощью термостойкого клея.
По отзывам мастеров, выполнивших подобную операцию таким образом можно сэкономить несколько тысяч рублей, поскольку новый датчик стоит достаточно дорого.
Заключение
Поломка датчика скорости является некритичной, однако достаточно неприятной проблемой. Ведь от его нормальной работы зависят не только показания спидометра и одометра, но и увеличивается расход топлива, а двигатель работает не на полную мощность. Кроме этого, в принудительном порядке отключаются отдельные системы автомобиля, что может повлиять, в том числе, на безопасность движения, как в городском режиме, так и на трассе. Поэтому при выявлении проблем с датчиком скорости желательно не затягивать с их устранением.
Местонахождение датчика скорости Нивы Шевроле
Стандартный датчик скорости Chevrolet Niva — обособленный модуль, предназначенный для передачи сигнала от выходящего вала коробки передач к спидометру. Устройство простое – функциональность системы ограничена только одной опцией.
Главным преимуществом электронной системы является повышенная точность. Подобный спидометр имеет минимальную погрешность, что повышает безопасность движения и исключает появление спорных штрафов за превышение скорости.
На Шеви Нива чувствительный сенсор полностью изготовлен из пластика, контактная фишка также достаточно чувствительная. Следовательно, при ремонте потребуется соблюдать осторожность.
Где находится датчик скорости на Ниве Шевроле
ДС стоит непосредственно на корпусе КПП. Примечательно, что расположение устройства на машинах 2008 года и 2019 не поменялось. Стабильность конструкции говорит о правильном размещении устройства. Модуль прикрыт кузовными панелями и корпусом КПП, что делает его недоступным для препятствий и острых элементов, способных повредить сенсор.
Как выглядит модуль можно увидеть на фото.
Принцип работы и особенности конструкции
Стандартный сенсор спидометра Шнивы — это датчик холла, заключенный в пластиковый корпус. Элемент имеет специфическую конструкцию что позволяет ему считывать количество оборотов вала.
Следующим этапом работы устройства является обработка сигнала. Компьютер подсчитывает обороты коробки за определенный отрезок времени и передает данные на табло спидометра.
Схема подключения
Непосредственно разъем датчика Шнивы представляет собой трех контактную фишку, где:
Как проводка подключается к спидометру расскажет электросхема элемента.
Опуская подробности и сложности распиновки привода спидометра, следует остановиться на подключении непосредственно сенсора. Здесь имеется три провода.
Распиновка датчика скорости Шнивы
Предохранитель
Располагаются непосредственно в монтажном блоке.
Причины поломок
Существует ряд возможных поводов отказа модуля. Самые популярные из них описаны ниже.
Признаки неисправности
Понять, что датчик спидометра не работает, поможет простое наблюдение за поведением автомобиля. Обычно симптомами поломки являются факторы.
Как проверить датчик
Обычно при неправильных показаниях стрелки спидометра на приборной доске высвечивается ошибка из разряда 0500. Подобный код указывает на наличие проблем в сети модуля и говорит о необходимости диагностики. Также существуют возможные способы проверки устройства.
Замена датчика скорости
Чтобы установки не потребуется глубоких познаний механики или специализированного, дорогого инструмента. Чтобы поменять сенсор достаточно выполнить простую последовательность действий.
Более подробно процесс замены можно увидеть на видео.
Стандартный ДС Chevrolet Niva поставляется на рынок по стоимости от 250 до 350 рублей. Артикул модуля — 51.3843 может отличаться. Точное значение зависит от производителя детали и ее совместимости с другими автомобилями.
Несмотря на технологичность автомобиля, датчик Шнивы достаточно прост при ремонте и обслуживании. Выполнить диагностику и калибровку устройства можно без помощи специалистов.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
НИВА КЛУБ
International Niva Club
Датчик скорости
Датчик скорости
Сообщение Михаил83 » 17 май 2020, 23:29
Датчик скорости
Сообщение flyer » 18 май 2020, 03:01
Датчик скорости
Сообщение Михаил83 » 18 май 2020, 03:39
Датчик скорости
Сообщение flyer » 18 май 2020, 04:16
Датчик скорости
Сообщение Konformist » 18 май 2020, 10:04
Датчик скорости
Сообщение flyer » 18 май 2020, 14:21
Датчик скорости
Сообщение Konformist » 18 май 2020, 15:03
Датчик скорости
Сообщение flyer » 18 май 2020, 15:09
Датчик скорости
Сообщение Konformist » 18 май 2020, 15:12
Не на КПП значит. Ну позабыл
Отправлено спустя 1 минуту 43 секунды:
Видимо действительно машина с АБС, раз не нашел человек датчика на раздатке.
Датчик скорости
Сообщение Колян69 » 18 май 2020, 15:50
Датчик скорости
Сообщение flyer » 18 май 2020, 16:30
Датчик скорости
Сообщение Колян69 » 18 май 2020, 16:35
Как датчик скорости влияет на работу двигателя
В систему определения скорости введен специальный контролер, который воспринимает импульсный сигнал от датчика. Именно контролер передает сигнал электронному блоку управления, которые рассчитывает объем топлива, необходимый для оптимальной работы двигателя. К примеру, если скорость автомобиля уменьшается, уменьшается и количество топлива, которое подается двигателю. За счет этого удается существенно экономить горючее и эксплуатировать двигатель в наиболее щадящем режиме.
В случае неисправности датчика скорости блок управления не будет получать сигнал, отвечающий реальной скорости автомобиля. Топливо будет подаваться равномерно вне зависимости от того, как сильно водитель вжимает педаль газа. На практике выходит так, что горючее расходуется с избытком, а силовой агрегат иногда работает с рывками. Статистика показывает, что исправный датчик позволяет экономить порядка 2 литров топлива на 100 километров пробега. Еще одна особенность современных автомобилей с датчиками скорости на основе эффекта Холла: неисправность электроусилителя руля при неисправном датчике (ошибка P-0501).
Расположение датчика скорости Шевроле Нива
В настоящее время при производстве автомобилей полностью отказались от использования датчиков измерения скорости состоящих из механических деталей. В основе современных устройств лежит использование электро-магнитных датчиков работающих за счет эффекта обнаруженного физиком Холлом и получившим одноименное название. Такое устройство позволяет получить более точные данные о скорости автомобиля и передают ее водителю, чтобы они могли своевременно оценивать ситуацию.
Основные функции устройства.
Для контроля над скоростью передвижения на приборной панели установлен специальный прибор – спидометр. Но он лишь отображает получаемую информацию, а за сбор данных отвечает датчик скорости. Если он выйдет из строя, то это создаст множество опасных ситуаций на дороге, поскольку становиться затруднительным контроль скоростного режима в городе и на трассе.
Но кроме этого, благодаря интегрированию в систему электронного блока управления датчик скорости позволяет выполнять следующие функции:
В случае выхода из строя разрешается продолжить путь, но сделать это станет затруднительно.
Исторически существовало два типа датчиков. Изначально использовались механические или оптоэлектронные. Они считывали количество оборотов вала, передавая его на панель приборов с помощью троса. Затем на замену пришли электронные бестросовые системы.
Основные принципы работы системы
Эффект Холла заключается в принципе считывания электромагнитных импульсов. На валу автомобиля располагаются магнитные метки, импульс от которых считывается датчиком. В блок управления запрограммировано определенное количество вращений вала, соответствующее пройденному километру, равное 6004. При увеличении скорости интервал между импульсами сокращается, информация обрабатывается и выводиться на панель приборов.
Расположение устройства.
На каждый автомобиль устанавливается только соответствующее оборудование, рассчитанное на определенное количество вращений вала и устанавливаемое в соответствующее посадочное место. Датчик скорости Шевроле Нива устанавливается на коробке переключения передач.
Сам датчик представляет собой небольшое стальное, а чаше пластиковое устройство, которое крепиться в районе вала. Внутри корпуса размещается сердечник, передающий импульсы на специальный контроллер, отвечающий за отображение информации на панели приборов.
При проведении работ следует учитывать, что устройство может быть довольно хрупким, поэтому монтаж следует проводить с осторожностью.
Основные типы неисправностей.
Как и любая деталь автомобиля датчик испытывает воздействие вибрации, подвержен загрязнению и окислению. Поэтому периодически возможен его выход из строя. Чтобы понять, в чем причина поломки и что делать в каждой конкретной ситуации следует исключить возникновение следующих проблем:
Для этого можно произвести определенный комплекс мер для проверки состояния датчика. Обычно для проведения таких работ требуется наличие мультиметра. Датчик извлекается из посадочного места. К контактам подключается положительный щуп. Минусовой замыкается на «массу» автомобиля. Мультиметр должен быть переведен в режим измерения минимальной мощности. На вал датчика одевается трубка, вращая которую должно наблюдаться увеличение напряжения. Если такое не наблюдается, то датчик считается неисправным.
Существует второй способ диагностики. Для этого не требуется демонтаж датчика. Автомобиль приподнимается при помощи домкрата, затем к датчику подключается мультиметр. Для появления необходимо вращать колесо, наблюдая за показаниями прибора. Если значение не изменяется, датчик является неисправным.
Замена неисправного датчика скорости Шевроле Нива.
Работы производятся на смотровой яме. Перед проведением демонтажа необходимо отключить аккумулятор.
Датчик располагается на задней крышке раздатки. Перед тем как снять его, необходимо отлючить клеммы. Они удерживаются пластиковым фиксатором.
Затем, при помощи гаечного ключа устройство вывинчивается из посадочного места.
Если устройство прочно «прикипело», запрещается использовать излишнее усилие, лучше обработать резьбу смазкой типа WD-40.
Перед установкой нового устройство следует внимательно изучить его состояние. На датчике места сборки и контактная группа должна быть тщательно залита лаком для препятствия проникновения воды. Иначе устройство может в скором времени выйти из строя.