На что влияет хронотип человека
Кто ты ‒ Сова, Жаворонок, Голубь или Дельфин: всё о хронотипах и как они влияют на работоспособность
Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь
Теории Сов и Жаворонков менее 50 лет. До 70-х годов прошлого века того, кто не мог проснуться в семь утра, называли просто лентяем.
Хорошая новость ‒ принадлежность к Совам или Жаворонкам всё-таки определяется генетически. В науке это называется хронотип, то есть определённый тип суточной активности. Так вот, есть некая комбинация генов, характерная для разных хронотипов.
Сомнолог Михаил Полуэктов, кандидат медицинских наук, доцент Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, уверен ‒ генетика определяет нашу принадлежность к Совам или Жаворонкам на 54%. 3% ‒ это фактор возраста. А вот остальные 43% приходятся на социальные факторы.
К какому хронотипу ты относишься
Сова. Просыпаешься только в 9 утра, но комфортное пробуждение ‒ около полудня. Потрясающие идеи приходят к тебе вечером или ночью. В кровать гонишь себя пинками далеко за полночь.
Жаворонок. Тебе не нужен будильник, ты стабильно просыпаешься в шесть, а то и в пять часов утра. Лучше всего работается до полудня, после обеда сосредоточиться уже труднее. Вечером тебя с трудом хватает на любимый сериал, и то засыпаешь на половине серии. 22 часа ‒ организм объявляет отбой.
Голубь. Бодро встаёшь по будильнику в 7 утра. Весь день чувствуешь себя отлично, тебе легко справляться со сложными задачами как утром, так и вечером. Спать ложишься в 22-23 часа, до этого времени вполне способен ещё немного поработать.
С каким хронотипом легче жить
В процентном соотношении разделить население Земли по хронотипам учёные пока не смогли. По одним данным, в развитых странах 40-45% горожан ‒ Совы, 25% ‒ Жаворонки, 30-35% ‒ Голуби.
Другие говорят, абсолютное большинство людей по хронотипу принадлежит к Жаворонкам и Голубям, а «чистых» Сов ‒ всего два-три человека на тысячу.
Почему тогда все твердят, что они Совы, и требуют считаться с этим?
Возможно, причина в распространённых стереотипах ‒ разобрали 7 самых закоренелых.
У Жаворонков здоровье крепче
Большинство учёных согласно с этой точкой зрения. В ходе эволюции человек приспособился к дневному образу жизни. Кроме того, только во сне, да ещё и при условии полной темноты, у человека вырабатывается гормон мелатонин.
Недостаток мелатонина приводит к заболеванию раком молочной железы и простаты. Данные получены в ходе исследования в Исландии. Семь лет учёные наблюдали за пациентами с нарушениями сна, итог неутешителен ‒ из 1000 человек у 111 ‒ рак простаты, у женщин многочисленные случаи рака молочной железы.
Однако есть и другие результаты. Татьяна Греченко, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, приводит данные исследования японских медиков.
Оказалось, среди Жаворонков больше людей с лишним весом, гипертонией и сердечными заболеваниями. А Совы более устойчивы к стрессам.
Хронотип заложен генетически и навсегда
К счастью, это не так. Среди детей практически нет Сов. С возрастом человек всё больше становится Совой, и это продолжается до 20 лет. После 20 процесс идёт в обратную сторону ‒ мы постепенно превращаемся в Жаворонков.
Более того, если Жаворонок устраивается на работу в ночную смену, через 2-3 недели он вполне успешно «мутирует» в Сову.
Совы успешнее Жаворонков
В большинстве случаев правда.
Эпидемиологи Саутгемптонского университета проанализировали группу из 356 Жаворонков и 318 Сов. Оказалось ‒ Совы больше зарабатывают, у них больше автомобилей.
У Сов «больше» часов в сутках ‒ они сохраняют работоспособность до позднего вечера и часто подрабатывают фрилансом.
Совы умнее, но ленивее Жаворонков
И это в основном верно.
Психологи Ричард Робертс и Патрик Киллонен исследовали 420 добровольцев и выяснили, что Совы показали лучшие результаты, чем Жаворонки, по многим измерениям интеллекта, у них больше объём рабочей памяти и выше скорость обработки информации. Причём даже в невыгодные для них утренние часы.
1997 году Джозеф Феррари на основе исследования студентов и людей старше 50 лет доказал, что Совы более склонны к прокрастинации. Жаворонки более дисциплинированны и ответственны.
По результатам других исследований, Совы находчивы и креативны, среди них много экстравертов. Зато Жаворонки добросовестны, обычно на хорошем счету у начальства и склонны к аналитической деятельности.
Жаворонки счастливее Сов
Это весьма спорное утверждение. У Жаворонков меньше уровень стресса, потому что жизнь «заточена» под них, они больше довольны жизнью.
Но если Сова нашла подходящий для себя график работы, причин жаловаться также нет.
Сова всегда ищет возможность поспать
Неверно. Главное ‒ стабильный график.
Совам учёные советуют сохранять режим и на выходных, и в отпуске. Организму необходима стабильность.
К сожалению, у Сов обычно бывает так: хорошо выспался в субботу ‒ лёг попозже. Воскресенье почти полностью проспал. В ночь на понедельник спать не хочется вообще. А утро понедельника уже несётся, как Камаз по встречке.
Совам нужно подстраиваться под режим дня Жаворонков
В Японии доказали ‒ если Сов переделывать в Жаворонков, им угрожает депрессия. Гораздо выгоднее и для общества, и для Сов найти подходящий режим работы.
Вариантов множество ‒ это удалённая работа, фриланс, ночные смены. Во многих фирмах приходят к тому, что сотрудники сами устанавливают начало и конец рабочего дня. Главное ‒ отработать положенное время.
Если ты не Сова и не Жаворонок ‒ то кто ещё
Если чувствуешь, что не вписываешься в традиционную классификацию хронотипов ‒ доктор Майкл Бреус разработал альтернативную.
По мнению Бреуса, люди делятся на 4 типа: Львы, Волки, Дельфины и Медведи.
Львы ‒ оптимисты, наиболее работоспособны утром. Волки, наоборот, предпочитают работать по ночам, это творческие экстраверты. Дельфины часто страдают бессонницей, эмоциональны и легко выводятся из равновесия.
Медведей больше всего. Это люди, которым тяжело вставать по утрам потому, что вечером слишком много соблазнов.
Как улучшить жизнь с учётом хронотипа
Нужно учитывать основные биоритмы и стараться построить свой день в соответствии с ними.
Учёные также выяснили, как работают внутренние биологические часы человека:
Как Сове выжить в мире Жаворонков
Увы, не всем Совам удаётся найти удобный график работы. Мир Жаворонков жесток ‒ на работу в лучшем случае к девяти. Если есть ребёнок ‒ вообще катастрофа, в детский сад или школу надо успеть к восьми.
Мы провели эксперимент ‒ попробовали превратить типичную Сову в Жаворонка.
Как проходил бесчеловечный опыт по изменению хронотипа ‒ леденящие душу подробности
Однако можно немного облегчить Сове жизнь и без таких радикальных экспериментов. Вот как можно мотивировать себя вставать по утрам ‒ выбирай подходящий способ:
Влияние биоритмов на умственную работоспособность
АННОТАЦИЯ
В статье ставится задача – рассмотреть, как суточные биоритмы влияют на умственную работоспособность учащихся. Был проведен эксперимент в 10–11-х классах по методике Эстберга. Проанализировав физиологическую литературу, авторы статьи доказали, что биоритмы оказывают влияние на работоспособность школьников. Поэтому чтобы добиться хороших результатов в учебе, учащиеся должны знать тип биоритмов, который для них характерен. Этот компонент поможет им добиться успехов при подготовке к занятиям и жить по законам природы.
ABSTRACT
In the article the task to consider how daily biorhythms affect students’ mental performance is set. An experiment is conducted in the 10–11-graders based on Osterberg’s methodology. After analyzing physiological literature, the authors have proved that biorhythms influence the performance of pupils. Therefore, to achieve good results in studies, students should know the type of biorhythms which is typical for them. This component will help them achieve success in the preparation for classes and live by laws of nature.
Каждый день человек, просыпаясь, чувствует себя по-разному. В один день он ощущает легкость, свежесть, подъем сил, в другой – разбитость и слабость. Давайте задумаемся, от чего это зависит? Оказывается, от многих факторов, таких как погодные условия, магнитные бури, насколько организм устал накануне. Однако одним из основных факторов является биоритм.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам здоровья, распорядка дня и трудовой деятельности человека. Сейчас, в XXI веке, чтобы быть успешным человеком, нужно много работать над собой, постоянно учиться, чтобы повышать свои знания, уметь общаться с людьми. Ритм жизни сейчас такой быстрый, что дети часто устают, не успевают нормально отдохнуть, выспаться. Все это приводит впоследствии к сбоям в организме. Как и все живые существа, человеческий организм зависит от биоритмов.
Биоритмы – это периодические изменения биологических процессов, которые способны изменяться, адаптируясь к внешним воздействиям, таким как время суток, освещенность помещения и др. Сбои естественных биоритмов приводят к проблемам со здоровьем. Биоритмов существует множество.
Суточный биоритм является одним из основных для человеческого организма. Для него характерна закономерная смена таких функциональных состояний человека, как сон и бодрствование, физическая активность и покой. Также закономерно изменяют свою деятельность все функции организма (дыхание, пищеварение, кровообращение и др.) в соответствии с этими функциональными состояниями [6].
Один из основателей учения о биоритмах Христофор Туфелянд еще в конце XVIII века указал, что в организме человека существуют «внутренние часы», работа которых зависит от вращения земли вокруг своей оси и от смены дня и ночи. Учеными был обнаружен в головном мозге человека «циркадный центр», а в нем «часовые часы» биологических ритмов здоровья [7].
Циркадный (циркадианный) ритм представляет собой видоизмененный суточный ритм с периодом 24 часа, который принадлежит к свободно текущим ритмам. В циркадном ритме имеются два подъема работоспособности: с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.
Работоспособность определяется как способность человека на протяжении данного времени с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы [3]. Работоспособность школьников большей частью зависит от индивидуальных особенностей биологических ритмов. Не для всех людей характерны однотипные колебания [1].
Биоритмология делит всех людей на большие группы в зависимости от того, когда они встают и ложатся спать. Наши пернатые друзья живут по законам природы. По аналогии эти группы называют, как птиц, ведущих сходный образ жизни с людьми. Их делят на три группы: «жаворонки», «совы» и «голуби».
Для «жаворонков» характерна работоспособность в первой половине дня. Им свойственно рано вставать, быть жизнерадостными, приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Во второй половине дня у них заметно снижение умственной работоспособности. Смена режима дня у жаворонков резко влияет на их самочувствие. Это наиболее адаптированный тип к существующему режиму обучения, так как их биологический ритм совпадает с социальным ритмом школы.
«Совы» – это люди вечернего типа. Они более флегматичны, относятся ко всему более оптимистично. У них наблюдается высокая работоспособность после обеда или во второй половине дня. Они поздно ложатся спать, утром не успевают выспаться, просыпают и часто опаздывают на занятия. Умственная работоспособность у них снижается в первой половине дня, поэтому находится в наименее благоприятных условиях для учащихся в первую смену.
«Голуби» являются аритмиками. У них нет проблем с режимом дня, так как они легко подстраиваются по социальным часам. Тип активности у них приходится на дневные часы [4; 5].
При изучении биоритмов проводятся исследовательские работы, направленные на изучение их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Все это направлено на поиск возможностей управлять биоритмами с целью устранения нарушения сна [6].
Цель нашей работы – выяснить, как суточные биологические ритмы влияют на умственную работоспособность учащихся 10–11-х классов.
Задача данного эксперимента состояла в изучении влияния суточных биоритмов на умственную работоспособность учащихся 10–11-х классов.
Для того чтобы выяснить, действительно ли существуют изменения в организме человека в зависимости от биологического ритма, нами было проведено исследование среди учащихся 10–11-х классов. Для определения хронобиологического типа учащихся был использован тест для определения индивидуального биологического профиля по Эстбергу. Определение хронотипов – «жаворонки», «голуби», «совы».
В эксперименте участвовало 120 учащихся 10–11-х классов средней общеобразовательной школы № 5 г. Калуги. Эксперимент проводился в середине учебного года, в течение трех недель, в третьей четверти. Тестирование проводили в четверг, на третьем уроке.
Таблица 1.
Определение хронотипов учащихся
На что влияет хронотип человека
Актуальность. Современная ситуация в системе отечественного образования характеризуется многообразием подходов к процессам обучения и развития ребенка.
В современной психолого-педагогической литературе много работ посвящено младшему школьному возрасту (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Крутецкий В.А., Божович Л.И., Цукерман Г.А., Зак А.З., Занков Л.В.и др.); собственно подростковому возрасту (Божович Л.И., Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Ремшмидт X., Кле М. и др.).
Что же касается возрастных особенностей детей при переходе из младшего школьного возраста в собственно подростковый возраст, то их значительно меньше. Особое значение это приобретает с точки зрения новообразований, подготавливаемых в этот возрастной период: интеллектуализации всех психических процессов, развития словесно-логического, теоретического мышления, внимания.
Общепризнано, что внимание является необходимым условием успешного осуществления любой практической деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев, Ф.Н. Гоноболин, К.Ф. Добрынин, С.С. Левитина, В.Д. Шадриков, Л.М.Веккер, В. Меде, Г. Пиорковский, Н.Ф. Суворов, О.П. Таиров, Е.И. Кикоин, О.Ю. Ермолаев, Дж. Кейл, А.Линн, Д. Сайк и др.). Внимание относится к когнитивным, эмоциональным и деятельностным процессам (Л.Н.Веккер).
Однако, иногда рассеянное внимание и сложности с восприятием и запоминанием информации наблюдаются и у здоровых людей, особенно в утреннее время.
С древних времён существует учение, которое делит всех людей на «жаворонков» и «сов».
В связи с чем, встаёт вопрос: нужно ли учитывать такое разделение в учебной деятельности? Можно ли на самом деле использовать такую классификацию и влияет ли она на мыслительные способности человека?
Противоречие заключается между необходимостью формирования внимания в процессе школьного обучения и недостаточной экспериментальной изученностью роли такого важного фактора как хронотип. Это и определила проблему нашего исследования, которая заключается в изучении хронотипов школьников и их возможного влияния на внимание.
Объект исследования – хронотипы школьников.
Предмет исследования – особенности внимания у школьников с разными хронотипами.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что если для каждого школьника свойственен свой хронотип, то активность многих функций организма, в том числе и психических, согласуется с общим определением данного хронотипа.
Цель нашего исследования: изучить хронотипы школьников и определить их влияние на свойства внимания.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики для изучения хронотипов и свойств внимания.
3. Определить хронотипы школьников.
4. Изучить особенности внимания у школьников с разными хронотипами.
5. Проанализировать полученные данные.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:
1) теоретический анализ проблемы;
3) для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания нами применялась корректурная проба (тест Бурдона); с целью определения хронотипов школьников нами использовался тест О. Остберга в модификации С.И. Степановой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может стать основой для дальнейших исследовательских изысканий в области данной проблемы, а также его результаты могут способствовать развитию здоровьесберегающей образовательной среды, если учитывать хронотипические особенности школьников при составлении учебного расписания.
Личный вклад автора заключается в изучении литературных источников, анализе, выборе и проведении классических методов исследования, интерпретации полученных результатов.
Характеристика хронотипа как специфической организации работы всего организма
Проблема изучения хронотипов привлекает внимание многих ученых. Несмотря на это, в настоящее время недостаточно работ посвящено исследованию их влиянию на мыслительные процессы и интеллект школьников.
Было обнаружено, что каждый орган нашего тела имеет оптимальную точку наиболее интенсивной деятельности и в это время является наиболее уязвимым. В современной форме теория хронотипов была разработана в 1970-х годах, когда было экспериментально подтверждено, что хронотипы действительно существуют и проявляются независимо от желания человека [4]. Исследователями выделяют три основных хронотипа.
«Совы» чаще, чем «жаворонки», имеют риск к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. «Жаворонки» имеют показатели здоровья лучше, чем «совы», но они с трудом переносят изменения в обычном образе жизни [1; 3].
Определение человеческого хронотипа производится на основе специально разработанных тестов [5]. Доказано, что хронотипы передаются по наследству. Это такой же генетически запрограммированный индикатор, как, например, цвет глаз или цвет волос. С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптивные возможности.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ Школа №175 г.о. Самара. В исследовании приняли учащиеся 7-х классов. Общая выборка составила 24 учащихся: 12 девочек и 12 мальчиков.
Учитывая возрастные особенности учащихся, при выборе контрольных испытаний для их оценки мы исходили из того, что тесты должны включать в себя задания, чтобы оценить уровень физической и умственной работоспособности.
Для изучения внимания нами использовалась корректурная проба Бурдона. Каждому школьнику выдавался индивидуальный бланк (Приложение 2) и сообщалась следующая инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)». Задание выполнялось в течение 3 минут. По итогам задания оценивалась концентрация внимания.
Концентрация внимания оценивается по формуле: К =С 2/п,
где К – концентрация внимания,
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Для всех полученных результатов определялось среднее арифметическое значение.
Ход проведения эксперимента
На первом этапе эксперимента я распечатал опросник О. Остберга в модификации С.И. Степановой, раздал его ученикам 7 класса своей школы и попросил заполнить. По результатам анализа 24 анкет было выявлено три группы хронотипов: 4 учащихся с четко выраженным утренним типом (жаворонки); 10 человек – аритмичный тип (голуби); 10 человек – четко выраженный вечерний тип (совы). Также отмечено, что среди сов преобладали мальчики (7 человек из 10) (см. рис.)
Рис. 1. Группы хронотипов шольников
Изучение хронотипов и внимания у школьников
«С возрастом люди становятся жаворонками»: сомнолог рассказал RT о влиянии сна на долголетие, фигуру и психику
— Многие слышали про жаворонков и сов — основные хронотипы человека. Могут ли они меняться с возрастом?
— Они частично врождённые, порядка 10% населения земного шара имеют достаточно жёстко определённый хронотип, и он не меняется в течение жизни. У оставшихся он меняется с возрастом. Дети обычно жаворонки, в юношеском возрасте все хотят ночью быть активными и большинство являются совами. А с возрастом постепенно люди снова становятся жаворонками.
— Вредно ли быть совой? То есть, если человек поздно встаёт, это нормально?
— Считается, что есть определённая предрасположенность у сов к развитию различных заболеваний. Но это наблюдательные исследования, у которых невысокая научная ценность. В любом случае мы знаем, что сон, максимально сопряжённый с тёмным временем суток, является для человека наиболее оптимальным. Поэтому чем больше он сдвигается по отношению к тёмному времени суток и чем больше надвигается на светлое время, тем хуже.
— Есть ещё и третий хронотип — голуби. Что вы можете сказать об этом типе людей?
— Голуби относятся к смешанному хронотипу. Они встают немного позже жаворонков и ложатся спать раньше сов.
То есть сова — это задержка засыпания, жаворонки — раннее засыпание и раннее пробуждение, а голуби — смешанный тип, и для них характерна более лёгкая адаптация к смещению ритма.
— Какая система организма регулирует сон?
— За последние десятилетия исследований в области сомнологии стало очевидно, что не существует какого-то единого центра сна или единого центра бодрствования.
В 1998 году был открыт один из самых главных регуляторов бодрствования. Это пептид, который назвали орексин, и он как раз вырабатывается в боковой части гипоталамуса (это в самом центре головного мозга), который отвечает за вегетативную функцию.
Там буквально несколько тысяч нейронов, которые вырабатывают орексин, и он поддерживает все структуры головного мозга в активном состоянии. Поэтому если его не хватает по различным причинам, прежде всего из-за какой-то патологии, то это приводит к развитию нарколепсии — заболеванию, которое сопровождается повышенной сонливостью, внезапным засыпанием людей.
Эта патология имеет очень широкое распространение, но совершенно неправильно диагностируется, потому что подавляющее большинство врачей — не то что общей практики, а даже неврологи — не знают о такой патологии.
— Что ещё влияет на сон?
— У человека есть гормоны, которые регулируются солнечной освещённостью, к ним относится прежде всего мелатонин. И действительно, концентрация этого гормона начинает увеличиваться в вечерние часы, когда солнца становится меньше.
Но в современных ситуациях человек использует искусственное освещение, лэптопы, компьютеры. Естественно, это задерживает фазу выработки мелатонина.
Когда мелатонин открыли в конце 50-х годов, считалось, что это главный гормон сна. На самом деле это гормон ночи — это сигнал для всего организма, для всех клеток, что наступила ночь.
А есть гормоны, которые ассоциированы непосредственно со стадиями сна. Например, соматотропный гормон, который вырабатывается в медленноволновом сне, преимущественно в первую половину ночи. Это гормон, который обуславливает физический рост, анаболический гормон, его нехватка ведёт к задержке роста у детей, а у взрослых — к ожирению. Потому что его основная функция — анаболическая, соответственно, он наращивает мышцы и уменьшает жировую массу.
Если будет задерживаться фаза засыпания, то будет уменьшаться выработка этого гормона — и человек будет гораздо быстрее набирать вес, ему сложнее будет его сбросить.
— Качество сна влияет на похудение?
— Очень сильно, да. Дело в том, что именно в так называемом медленноволновом сне, дельта-сне, который приходится примерно на первую половину ночи, происходит акрофаза выработки соматотропного гормона. Акрофаза — это максимальная выработка. А соматотропный гормон является анаболическим гормоном, который себе подкалывают культуристы. Этот гормон выполняет функцию роста мышечной массы, и другая функция у него, помимо прочих, — разрушение жира.
Поэтому, если человек спит хорошо и у него дельта-сон — у него максимально вырабатывается этот гормон, естественно, он худеет во сне. А если он плотно покушал на ночь, если он не занимается физической активностью, если он плохо спит, если у него имеется апноэ сна (остановки дыхания), то нарушается выработка этого гормона. И у взрослых это способствует ожирению, а у детей — ведёт к нарушению физического развития.
— В какое время нужно ложиться спать, чтобы организм выработал правильные гормоны и подготовился к следующему дню?
— В идеале это должно быть сопряжено с солнечной освещённостью, но мы прекрасно понимаем, что сейчас в северных широтах солнце рано заходит и поздно встаёт, летом всё наоборот. Поэтому оптимальное время — ассоциированное с ночным периодом времени, примерно до 12 часов ночи и подъём примерно в районе семи утра.
— Полезен ли сон в дневное время? Можно ли рекомендовать его тем, кому такой перерыв позволяет рабочий график?
— Здесь двойная ситуация. Если человек ночью недосыпает, то компенсация в дневные часы небольшого по продолжительности сна (30—40 минут) влияет на здоровье благотворно.
Если он спит нормальное по продолжительности время, но у него есть потребность в дневном сне, то есть избыточная дневная сонливость — прогноз по здоровью ухудшается.
— Но если человек будет регулярно не спать ночью и компенсировать днём, то это же не очень полезно для организма?
— Конечно, лучше, чтобы сон был сконцентрирован в ночной период времени.
— А почему сон не стоит разделять на две части?
— Во-первых, потому, что мы сопрягаем сон с ночным периодом времени, а днём, соответственно, есть свет — будет нарушаться выработка мелатонина. Во-вторых, когда человек засыпает, происходит перестройка вообще всего организма, потому что во время сна даже геном работает совершенно по-другому, одни гены включаются, другие выключаются. Такая чехарда с организмом — она не будет способствовать здоровью.
— Можно ли выспаться впрок?
— Невозможно. Сон — это циркадианный процесс, то есть он требует наличия каждые сутки и в определённое время. Поэтому вы не можете спать больше, чем вам «суждено» для этого цикла, и не можете впрок выспаться. В любом случае первый же эпизод, когда вы нарушите вот этот колебательный процесс и очередной цикл сна, тут же это скажется на здоровье, самочувствии, эмоциональном и психологическом состоянии.
— Получается, люди, которые работают сменно — несколько дней работают, несколько отдыхают, — для них это вредно, потому что они недобирают сна?
— Это наихудшая ситуация.
Часто задают вопрос: «Как высыпаться при сменном графике и что делать?» Я говорю: «Максимально быстро искать новую работу».
Но кто не может этого сделать, вынужден работать в таком графике, должен придерживаться своего рабочего графика и графика сна на протяжении всей рабочей недели. То есть это означает, что если, например, человек две ночи работает, а две не работает, то он должен также в нерабочие дни бодрствовать в ночной период времени, а днём спать. То есть сохранять этот цикл — перестраиваться на ночной вариант.
К сожалению, это не очень удобно, потому что закрыты многие магазины и учреждения. Можно оставлять себе какое-то окошко для совершения каких-то социальных действий, но стараться придерживаться режима. Потому что резкая смена — это наихудшая ситуация для человека, это очень сильно влияет на здоровье.
— Есть мнение, что сон влияет на продолжительность жизни. Насколько правильный сон может продлить или укоротить жизнь?
— Дело в том, что здесь нет прямой зависимости. Есть зависимость, которая в медицине часто фигурирует, так называемая J-образная. Это означает, что при сокращении сна уменьшается продолжительность жизни. Но, как это ни странно, при увеличении продолжительности сна ещё больше сокращается продолжительность жизни. Это говорит о том, что не только сама продолжительность сна, но и его качество играет роль, это первое.
— То есть, если человек долго спит, это может быть поводом, чтобы обратиться к врачу?
— Это прогностически неблагоприятный признак. Норма составляет от семи до девяти часов сна, продолжительность жизни максимальная при этой продолжительности сна. Допустимым временем считается шесть часов — минимальное время сна, максимальное — десять часов.
— Как лучше высыпаться? Может ли что-то способствовать этому: растения, увлажнители воздуха, проветривание?
— Факторы окружающий среды, конечно же, во многом определяют качество сна, и прежде всего самый главный фактор регуляции сна и бодрствования — это свет. Поэтому мы и говорим о том, что у человека сон должен быть максимально сопряжён с тёмным временем суток. Но все факторы окружающей среды — и температура, и влажность, и атмосферное давление (в меньшей степени) — все они влияют на качество сна.
Температура зависит от того, насколько человек накрыт одеялом либо раскрыт полностью. Стандартные условия (обычно 19—21 °C) считаются оптимальными. Если человек полностью открыт, то есть не использует какие-либо одеяла, то температура должна быть чуть повыше, примерно в районе 28 °C.
Влажность имеет большое значение. Прежде всего это очень актуально для многоквартирных домов, потому что в осенне-зимний период, когда включается центральное отопление, резко падает влажность в таких квартирах. А сухой воздух влияет на увеличение сопротивления верхних дыхательных путей, прежде всего на уровне носа, это способствует нарушению дыхания у человека. Оптимальная влажность в квартирах должна быть от 60 до 80%.