На что влияет интонация
Как интонации влияют на коммуникацию
Любовь Карась
Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.
Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций
Ксения Чернова
Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»
Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.
Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.
В книге «Система английской речевой интонации» Антонина Антипова определяет интонации как «сложное единство нескольких компонентов»:
речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)
временные характеристики (длительность, темп, пауза)
Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.
Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.
Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:
Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два
Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.
Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.
«Голосовое колесо» показывает, из каких компонентов состоит наш голос
Человека может раздражать непохожесть на него, если он спокойный, говорит медленно, а вы давите его своей энергией — это отталкивает. Постарайтесь синхронизироваться с ним и найти похожий темп, тон голоса, громкость. Это не манипуляция, а «подстройка», которая необходима для комфортной коммуникации.
Как подготовиться к выступлению?
Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.
Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.
Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.
Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.
Источник: cosmaa / istockphoto.com
Расслабить связки можно с помощью зевков.
Ищите звук «м» или «н» и направьте его в зубы. Должна возникнуть вибрация в верхней губе.
Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.
Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.
На что влияет интонация
Интонация – это ювелирное украшение голоса музыки жизни.
Когда я училась в первом классе, на празднике Великой Победы декламировала стихотворение Мусы Джалиля «Чулочки». Каково было моё удивление, когда просматривала видеоролик со своим выступлением, где все зрители стояли со слезами на глазах. Я спросила у мамы: «Почему так реагируют на моё выступление». Мама ответила: «Во- первых, это очень грустное произведение, а во- вторых ты рассказала её с правильной интонацией». Я очень обрадовалась, что смогла точно передать замысел автора. Но тогда не обратила особого внимания на слово «интонация».
В нынешнем учебном году на уроке русской литературы Лилия Валериевна предложила прочитать стихотворение с разными интонациями и объяснила значение и важность этого понятия. У меня возник вопрос: «Действительно ли интонация играет особую роль в жизни людей?» Поиск ответа на этот вопрос определил тему моей исследовательской работы:
«Роль интонации в жизни людей».
Проблема исследования: бытует мнение, что интонация – это душа речи, и она играет огромную роль во взаимоотношениях людей.
Актуальность исследования заключается в том, что интонация как мимика, жесты, добрые, ласковые слова являются неотъемлемой частью взаимоотношений людей.
Объектом исследования явилась эмоциональная, живая речь.
Предмет исследования – интонация в отношениях людей.
Цель работы: выяснить, какую роль играет интонация в жизни?
— выявить методы воздействия интонации на слушателей (эмоциональная и логическая);
— Провести анкетирование, наблюдение, эксперимент по теме: «Влияние интонации на слушателей».
— изучение литературы об интонации, её разновидностях;
— анкетирование учителей, обучающихся, диктора телевидения, родителей;
— сравнительный анализ детских стихотворений по эмоциональной окраске;
— сравнительный анализ декламации стихотворений одноклассников.
— литература по данной теме; интернет-ресурсы; анкеты, опросники.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к интонации, что может благотворно влиять на взаимоотношения, повысить интерес друг к другу.
Практическая часть. Исследование по теме работы.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Да, действительно, слово может ранить человека до глубины души, может обрадовать. Каждое слово можно произносить с разной интонацией, и оно принимает разную окраску. С раннего детства родители учат меня говорить, учить стихотворения правильно, с расстановкой, надлежащей паузой. Эти же правила действуют и на уроках литературы. Меня заинтересовал вопрос: что такое интонация? Зачем люди меняют свою интонацию? Какую роль играет интонация в жизни каждого из нас? Чтобы ответить на эти вопросы мы провели исследование
Значение (этимология) слова.
В словаре С.И. Ожегова слово «интонация» дается в трех вариантах: 1) Повышение или понижение тона голоса при произношении. 2) Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Третий вариант относится к музыке.
— ударения (правильная постановка ударения – один из признаков грамотности: позвонит, красивее),
— паузы (помогают говорящему формулировать предложения, а слушающему понимать информацию),
— тон (бывает высоким и низким, громким и тихим, приказным, сдержанным, чётким – тон раскрывает настроение и характер говорящего),
— тембр голоса (резкий, мягкий),
— темп речи (быстрый, медленный).
О свойствах интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, сирийский писатель и учёный-энциклопедист XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, — глуп как коза». [4].
По ходу исследования на уроке русского языка мы столкнулись еще с одной темой. Это виды интонаций в предложениях. Для меня, второклассницы, это новая тема. Основными в русском языке являются три вида интонации: повествовательная, вопросительная и восклицательная. Для себя сделала вывод:
Восклицательная интонация – усиление голоса к окончанию предложения. «Мой котенок самый лучший!»
Интересные методы воздействия интонации на слушателей.
Работая над этой темой, мы определили, что ИНТОНАЦИЯ условно делится на эмоциональную и логическую.
При разговоре, учитывая ситуацию или собеседника у нас появляются разные окраски тона, голоса, эмоции. Эмоции хочу рассмотреть на примере стихотворений для детей.
Например как можно выразить:
РАДОСТЬ, удовольствие, довольство, блаженство, восхищение, восторг, ликование.
Зимой на ветке яблоки!
Но вот вспорхнули яблоки,
ПЕЧАЛЬ, грусть, тоска, тоскливость, уныние, безотрадность, безрадостность, подавленность, угнетенность, горе, огорчение.
«Мне грустно — я лежу больной»
Вот новый катер заводной.
А в деревне – лошади.
Папа мне купил тягач,
Кран игрушечный и мяч.
А в деревне – лошади.
Мне грустно — я лежу больной.
Вот вертолётик жестяной.
А в деревне — лошади.
Я в деревне летом был,
Я лошадь серую кормил,
ИСПУГ, тревога, беспокойство, волнение, смятение, взволнованность, замешательство, страх, паника, ужас, отчаяние.
У страха глаза велики.
У страха не зубы – клыки.
У страха, как бочка живот.
У страха желанье есть –
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
А я ничего не боюсь.
УДИВЛЕНИЕ, изумление, недоумение.
А. Барто «Погремушка»
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка –
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит – что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
ГНЕВ, возмущение, ярость, негодование, озлобленность, раздражение, злость.
К.Чуковский «Краденое солнце»
Вывод: в исследовании мы специально взяли за образец не прозаические, а детские стихотворные тексты. Вы все знаете, что со стихотворением работать сложнее, ведь многое скрыто от невнимательного читателя, невнимательного к слову, ритму, стилю стихотворения. От интонации зависит и настроение текста. Очень интересно и то, если в стихотворении имеются слова, которые выражают радость, веселье, спокойствие, доброту, озорство тогда и текст получается таким же. А есть такие люди, кто самое прекрасное произведение превращает в такое, что не хочется его слушать.
Логическое ударение – это выделение наиболее важных слов во фразе (не столько усилением звука, сколько изменением интонации, ритма и постановкой пауз).
Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни
Не купался в речке даже.
Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки.
Только мы теперь в разлуке:
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Вывод: в стихотворении мы наблюдаем интонацию перечисления – это такая интонация, при которой после каждого однородного члена делается пауза и на каждое из них ставится логическое ударение.
В) Передача эмоций, интонаций через смайлики.
В современной письменной речи отсутствуют инструменты, которые позволили бы быстро отобразить настроение автора, его эмоциональное состояние, интонацию и отношение к собеседнику. В литературе писатели обычно справляются с подобным, выражая мысли несколькими предложениями, но в интернет переписке, где важна быстрота при общении в социальных сетях, это крайне непрактично. Такой диалог будет затянутым, ведь каждому собеседнику придется раздумывать над тем, как он употребит те или иные слова, поймет ли его правильно другая сторона.
И тут на помощь приходят смайлики – наборы символов, отображающие человеческие эмоции или интонацию. Они значительно экономят время и упрощают текстовое общение между пользователями сети.
Вывод: в последнее время смайлики, выражающие эмоции, интонацию очень актуальны во время онлайн переписки, так как облегчают взаимопонимание.
Анкетирование, наблюдение, эксперимент по теме: «Влияние интонации на слушателей».
Вместе с Лилией Валериевной мы решили провести эксперимент в нашей группе, чтобы выяснить:
-с какой интонацией рассказывают мои одноклассники выученное стихотворение;
— правильно ли оценивают рассказчика слушатели;
— нравится ли их декламация другим обучающимся;
— влияет ли та или иная интонация на слушателей.
Для достоверности выводов подготовили шаблон оценивания выступающих. ( Приложение 1)
Эксперимент мы проводили на уроке русской литературы. Было задано домашнее задание – выучить стихотворение И.М. Пивоварова «Картина». На уроке каждому ученику дали карточку и в них попросили делать пометки по каждому пункту. Письменный опрос показал (в эксперименте участвовало 12 обучающихся и Лилия Валериевна), что учащиеся нашей группы охотно рассказывают стихотворение, многие с правильной интонацией, затем Лилия Валериевна вывела средние показатели по группе (Приложение 2).
Из 12 обучающихся, включая меня, (показатели учитывали 11 и более):
— с интонацией рассказывают 7, то есть больше половины нашей группы;
— интересно слушать 7 обучающихся;
— сила голоса отмечена только у 6;
-соответствующее произношение у 5 обучающихся;
— оценка «5» за интонацию у 4 обучающихся.
Вывод: несмотря на то, что с интонацией рассказывают 7 обучающихся оценку «5» получили только 4. Можно сделать вывод, что в нашей группе с соответствующей интонацией стихотворение рассказывают только 4 обучающихся. Остальным моим одноклассникам необходимо подтянуться по некоторым показателям.
При изучении данной темы о роли интонации в жизни людей я нашла интересные сведения о древнегреческом философе Сократе, который высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести слово и как благодаря интонации меняется смысл высказывания.
Возьмем, например, слова «да» и «нет».
«Да» может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание.
Мы выяснили, что радостная, спокойная, восторженная интонация положительно влияют на взаимоотношения людей, на их эмоциональное состояние. Это доказывает проведенный нами эксперимент.
У нас возник вопрос, в какой деятельности, в каких профессиях интонация играет важную роль, как используют её, чтобы привлечь внимание слушателей?
Мы разработали вопросник (Приложение 3) и решили опросить актера, режиссера, 3 учителей, диктора радио и телевещания, 2 обучающихся, которые заняли призовые места на конкурсах чтецов (в анкетировании участвовали 8 человек). Все опрошенные с интересом отнеслись к данному заданию и выдвинули свои точки зрения по теме «Интонация». Их ответы мы можем посмотреть в сводной таблице (Приложение 4).
Когда мы говорим, то стараемся убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. А для того чтобы окружающие вас понимали, необходимо позаботиться об интонации. Действительно интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла, играет огромную роль в жизни, во взаимоотношениях людей.
1.Введенская Л.А., Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. – М., 1996.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
3.Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка–
Приложение 1 Дата: 08.11.2018г.
стихотворение И.М.Пивоварова «Картина», обучающиеся 2б класса
Урок 4. Интонация
Тема нашего нового урока – интонация. Мы уже имеем достаточную базу знаний, чтобы разобраться в ней. На предыдущих уроках мы поняли, как работает голос и как влиять на его основные характеристики. А также достаточно подробно изучили различные аспекты правильной дикции и артикуляции.
Цель урока – научиться интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в своей речи, обозначать окончание одной мысли и переход к следующей.
Мы изучим различные виды интонирования и научимся применять их на практике.
Содержание:
Цель занятия понятна, поэтому переходим к уроку.
Виды и функции интонации
Для начала разберемся, что же такое интонация. С теоретической точки зрения это некий комплекс просодических характеристик произнесения, которые помогают влиять на смысл речи. Просодия – это наука, которая изучает модификации характеристик голоса во время речи, а именно тон, громкость, темп, ритм и тембр голоса. Напомним, что характеристики голоса мы изучили на прошлых занятиях.
С практической точки зрения интонация – это гораздо более сложное взаимодействие взаимосвязанных компонентов, когда тон, громкость, темп, паузы и тембр реализуются в речевых конструкциях и несут смысловую и эмоциональную нагрузку. Таким образом, интонация – это комплексная характеристика, включающая в себя множество элементов, которые мы разберем чуть позже.
Уточним, что просодия как раздел фонетики изучает, помимо всего прочего, такие особенности произношения как придыхание, глоттализация (сужение/закрытие голосового отверстия), палатализация (смягчение согласных поднятием спинки языка), тип примыкания согласного к гласному (слоги), прочие дополнительные аспекты звукоизвлечения. Конечно, они влияют на интонирование, однако интонация – намного более широкое понятие, чем результат применения того или иного приема артикуляции.
Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, мы сделаем упор на практику. Теорию расскажем вкратце, чтобы у нас с вами было единое понимание используемых в курсе терминов. Начнем с интонем, т.е. типов интонационных средств.
Типы интонем:
Тем, кто захочет вникнуть в тему интонирования поглубже, следует иметь представление о классификации интонем, принятой в науке.
Разновидности интонем:
Все это многообразие конструкций можно свести к трем простым средствам организации речи при помощи интонации.
Базовые виды интонации:
Ключевое слово – базовые, потому что, как мы уже видим, восклицание может означать согласие или несогласие, вопрос может нести в себе отрицание, а уж количество оттенков интонаций в повествовательных предложениях и вовсе не поддается исчислению. Это позитивные и негативные эмоции, радость и грусть, счастье и печаль, и многое другое. Так, у интонации очень много функций.
Функции интонации:
Стилистическую функцию в отдельную категорию выделяют весьма условно, потому что она, так или иначе, является синтаксической, т.е. предназначена для передачи неких сведений или информации. Однако, согласитесь, что диктор в телевизионных новостях подает информацию несколько иначе, чем преподаватель в университете. А сказку на ночь 3-летнему малышу вы будете читать совсем по-другому, нежели рассказывать какой-нибудь случай из жизни 10-12-летнему ребенку.
Есть и другие определения интонации. Например, подразделение на интонацию завершения, выделения, перечисления, предупреждения, пояснения и разделения, а также звательную интонацию. Думается, из этих названий вполне понятно, о чем идет речь.
Другими словами, разные виды и функции интонации реализуются разными способами. Поэтому рассмотрим основные элементы интонирования подробнее.
Основные элементы интонирования
Мы уже начали говорить о способах реализации различных видов и функций интонации, кода рассматривали разновидности интонем. Как вы поняли, добиться того или иного эффекта можно за счет корректировки того или иного элемента интонирования. Далее мы продолжим тему интонационных конструкций и рассмотрим ее отдельные элементы.
Высота или тон звука (выше-ниже)
Итак, повествовательной речи свойственно ровное и спокойное произношение слов и фраз. Речь течет плавно, голос иногда чуть повышается, иногда слегка снижается, однако в целом впечатление от такой речи ровное.
Этого вполне достаточно, если вы объясняете какой-то материал в течение 5 минут и не хотите, чтобы слушатели отвлекались от сути на эмоции или еще что-то. Из недостатков отметим следующий: таким способом изложения невозможно долго удерживать внимание. Поэтому структуру и суть сообщения нужно продумать досконально, чтобы понимать, чем цеплять и удерживать внимание аудитории.
Для вопросительных фрагментов речи характерно повышение тона голоса в начале и понижение к окончанию вопроса. Для восклицания все строго наоборот: тон повышается ближе к окончанию фразы. Если вопрос или восклицание вставить между смысловыми фрагментами речи, удерживать внимание аудитории можно практически до бесконечности. Точнее, до звонка с урока или лекции, т.к. на конференциях и прочих мероприятиях доклады длиннее 30 минут уже давно не практикуются.
Поэтому, если вы научитесь управлять интонацией и удерживать внимание зрителей полчаса – считайте, что эту тему вы освоили. Предвидим вопрос по поводу модных нынче онлайн-стримов, длящихся, как правило, заметно дольше часа.
Отвечаем: там всегда предусмотрены перерывы на общение с онлайн-аудиторией, проверку звука, запрос обратной связи «Как слышно?» и «Как видно?», ответы на вопросы, причем как заданные зрителями ведущему, так и заданные ведущим для зрителей.
Так что костяк доклада вписывается в те же полчаса, которые, конечно же, должны быть отработаны, отрепетированы или, как минимум, хорошо продуманы. Тогда, если вы уже справились с постановкой голоса, этого будет достаточно для успешного стрима. В общем, вы поняли, что нам одинаково нужен и высокий, и низкий голос.
Темп (быстрее-медленнее)
Для каждого типа и вида интонемы, каждого вида и функции интонации важно подобрать адекватный темп речи. Студенты не будут понимать преподавателя, если он возьмет ровный повествовательный тон без скачков вверх-вниз, но начнет говорить очень быстро. А если речь будет слишком медленной, они и вовсе уснут.
Монолог Гамлета «Быть или быть» не должен быть ни слишком быстрым, ни слишком медленным. Зрителям нужно давать возможность вдуматься, но нельзя разрешать потерять нить сюжета.
Торжественная речь по случаю юбилея должна быть размеренной, а речь диктора в новостях – быстрой и отчетливой. Объявление «Потерялся мальчик, нашедшего просьба сообщить в справочную службу» произносится быстро и четко, а вот воспитательную беседу с нашедшимся мальчиком и вопрос «Ты почему не слушаешься бабушку?» лучше оформить с чувством, толком, расстановкой.
Можно привести сотни примеров из жизни, когда правильно подобранный темп речи усиливает интонацию и смысл сообщения. Поэтому важно научиться красиво говорить и в быстром, и в медленном темпе.
Сила звука (тише-громче)
Оратора должно быть хорошо слышно в любом уголке аудитории. Опытные ораторы всегда предваряют свое выступление вопросом «Так меня хорошо слышно на последних рядах?» Ключевое слово – опытные, потому что задавать этот вопрос есть смысл в одном-единственном случае – когда вы уже хорошо контролируете свой голос. Не слишком опытные ораторы, получив даже положительный ответ аудитории, быстро сбиваются на более тихий голос, и их становится плохо слышно.
Очень желательно, чтобы первые ряды не оглохли от вашего голоса, когда вы будете пытаться докричаться до «галерки». Мы помним из предыдущих уроков, что за это отвечает такая характеристика голоса как полетность. Полетность, напомним, это слышимость голоса на большом удалении без необходимости говорить еще громче. Поэтому, если вы наработаете такую характеристику как полетность, вы никогда не промахнетесь с громкостью и всегда сохраните адекватную обстоятельствам интонацию.
Также громкость позволяет усилить интонацию радости, восторга, негодования. Согласитесь, как-то неубедительно выглядит негодование, высказанное себе под нос. А само выражение «бурная радость» предполагает, что радость должна быть озвучена как-то громче, чем, допустим, просто благодарность в виде «Спасибо». Так что, как и в случае с прочими голосовыми характеристиками, для правильного интонационного решения нужно научиться обращаться и с громким, и с тихим голосом.
Как вы заметили, к данной характеристики речи даже нет парной противоположности. А все потому, что ритмичность имеет важнейшее значение для восприятия речи. Это с громкостью и высотой можно поэкспериментировать, а вот если вы постоянно сбиваетесь с ритма, вам никакие ухищрения не помогут сделать речь красивой и хорошо воспринимаемой.
Если вам остро необходимо употребить длинное сложно произносимое слово наподобие «субстанционализироваться», постарайтесь сразу после него не вставлять слово «интернационализироваться». Иначе аудитория собьется с ритма до конца вашего доклада (как минимум).
Аналогичная ситуация с использованием пауз в речи. Следите, чтобы они были уместны и были там, где должны быть. Иначе какое-нибудь «пойдем-ка лечиться» трансформируется в «пойдем калечиться», а собеседник надолго задумается и потеряет нить вашего рассуждения.
Про отработку ритмичности речи мы уже начали говорить в предыдущем уроке. Вы вполне можете распространить практику «прохлопывания» ритма для подготовки как целевых выступлений, так и фраз-заготовок на каждый день.
Тембр
Тембр – важнейшая физическая характеристика голоса. Многие даже сравнивают тембр с отпечатками пальцев в том смысле, что тембральная окраска голоса каждого человека уникальна и индивидуальна. Тембр важен для адекватного интонирования не меньше, чем все остальные голосовые характеристики.
Людям с невысоким голосом проще сделать интонацию бархатистой, а обладателям звонкого голоса не составляет труда резко «уйти» вверх. В то же время, с тонким писклявым голосом тяжело быть убедительным в негодовании, да и интонационный спектр положительных эмоций у таких людей ограничивается детской радостью.
Значит ли это, что возможности интонирования при помощи тембра ограничены природной данностью? Вовсе нет! Ранее мы рассмотрели тему раскрытия резонаторов: грудного, головного, носового, ротового. Так вот, если продолжить работу над резонаторами и их соединением на постоянной основе, можно добиться впечатляющих успехов в управлении собственным тембром. Напомним, что нам дает соединение резонаторов:
1 | объемное и мощное звучание голоса; |
2 | отличную слышимость в аудитории любого размера; |
3 | возможность перенастраивать голос по ходу выступления; |
4 | возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.; |
5 | больше возможностей для интонирования и выразительности речи; |
6 | больше возможностей для обогащения индивидуального тембра; |
7 | возможность сгладить переходные ноты (для певцов). |
Напоминаем также, что весь пройденный материал подлежит регулярному повторению вплоть до полного усвоения, а упражнения следует делать ежедневно, пока не увидите результат. Впрочем, некоторые элементы не требуют особых усилий, но способны добавить выразительности вашему интонированию.
Паузы
Великий Станиславский использовал в своем лексиконе такую фразу-находку как «держать паузу». По Станиславскому, это означало держать долгую паузу так, чтобы зал замирал в ожидании, что же будет дальше. Разумеется, это возможно лишь тогда, когда актер способен заполнить паузу различными приемами – мимикой, жестами, взглядом.
Даже если вы далеки от актерской профессии, вы вполне можете позволить себе короткие паузы и короткие мимические жесты – движения бровями, поворот головы, взгляд вверх или вниз. Не делайте паузу длиннее, чем та, которую вы в состоянии заполнить. Это дается тренировками, и со временем вы сможете запланировать нужное количество пауз для собственного отдыха без потери внимания аудитории.
Ударения
Когда мы рассматривали типы интонем, мы узнали, что фразовые акценты следует ставить при помощи логического ударения на том или ином слове. В качестве примера мы рассмотрели вопрос «Катя придет завтра?» (с ударением на «придет» и «завтра») и увидели, что, в зависимости от подударного слова, смысл вопроса существенно меняется.
Использование логических ударений также не требует супер навыков. Единственное ограничение: их не должно быть сильно много, иначе слушатели не поймут, что же самое главное в вашем выступлении. Хотя изредка можно пользоваться и таким приемом как логическое ударение на каждом слове в предложении.
Например, если вы хотите выразить крайнюю степень недоумения и одновременно недовольства по поводу чего-либо, вполне можно произнести с ударением на каждом слове «Зачем? Я? Это? Увидел?» Не забывайте делать паузу после каждого слова!
Интенсивность
Иногда к элементам интонирования относят такой элемент как интенсивность звука. С точки зрения физики, интенсивность звука характеризуется мощностью, переносимой в направлении движения звуковой волны в сторону распространения. В некоторых источниках термин «интенсивность» применяется в значении, тождественном термину «интонация». В принципе, этот момент нарабатывается, когда вы начинаете работать над голосом вообще и интонированием в частности.
Эмфатическая долгота
Эмфатическая долгота (она же эмфаза) тоже относится к элементам интонирования, хотя и редко применяемым. Он подразумевает увеличенную относительно ожидаемой длительность звучания одного или двух звуков в слове. Проще говоря, потянуть гласную, например, сказать «Ну-у-у-у» вместо «Ну» – это и есть эмфаза. Стоит ли задействовать данный элемент интонирования – личное дело каждого, однако злоупотреблять им точно не стоит.
Мелодика
И, наконец, мелодика речи. С научной точки зрения под мелодикой следует понимать изменения во времени частоты основного тона. Другими словами, нужно не просто вовремя сделать то или иное слово или высказывание выше или ниже, но и постараться, чтобы такие подъемы и спуски сливались в единую гармонию звучания. Это также нарабатывается тренировками, а о том, как это тренировать и нарабатывать, мы поговорим дальше.
Как тренировать способность к интонированию
Тренировать способность к интонированию можно с помощью специальных упражнений, которые широко практикуются на актерских курсах и факультетах. К слову, очень многие навыки актера нам могут пригодиться в обычной повседневной жизни. Самая простая тренировка на интонирование – это чтение вслух стихов с выражением. Просто это потому, что стихотворение всегда имеет свой ритм, поэтому вам будет легче контролировать интонацию.
Чтение стихов
Русскоговорящим людям лучше начать со стихов Есенина и Маяковского. Это позволит отработать противоположные интонации в речи. Романтичные стихи Есенина следует читать как бы нараспев, а брутальное творчество Маяковского можно смело «рубить на куски», рассекая строки на удобные для произнесения отрезки.
Обязательно делайте глубокий вдох в нижнюю часть легких, следите, чтобы не поднимались плечи, а бока и живот оставались раздутыми на протяжении всей строчки. Не выпускайте резко весь воздух на первых же словах строчки – это навредит четкости речи. К тому же вам может не хватить дыхания на всю строчку, а пауза в нелогичном месте для добора воздуха испортит мелодику речи и общее впечатление от вашего чтения стихотворения вслух.
После Есенина и Маяковского можно перейти к любимым авторам или тем стихотворениям, которые вы изучаете в школьном курсе русской литературы и должны будете сдавать (читать вслух) на оценку. Такая тренировка улучшит не только вашу речь, но и успеваемость.
Тот же совет можно дать людям, которые работают над развитием голоса с целью научиться петь. Каждый разбор новой песни следует начинать с того, что просто прочитать песню, как стихотворение, т.е. без музыки, не пытаясь петь. В принципе, любая песня – это стихи, положенные на музыку, так что затруднений быть не должно.
Следующим шагом будет отбивание ритма при чтении стихотворения. Это позволит работать над интонированием комплексно, тренируя все его аспекты, включая темп и ритм. Можно хлопать в ладоши, можно отбивать ритм по столу. Главное, чтобы вы поймали ощущение ритма и больше его не теряли.
Далее нужно усложнить задачу и попробовать сохранить найденный темп, ритм и прочие компоненты интонации, читая стихотворение с карандашом в зубах. Не напрягайте челюсть, не стискивайте зубы – просто расслабьте мышцы челюсти, положите между верхними и нижними зубами карандаш и начинайте читать стихотворение.
Чтение текстов
Чтение текстов вслух следует начинать тренировать после того как вы стали понемногу справляться со стихами. Дело в том, что в стандартном тексте у вас не будет подсказки в виде рифмы, позволяющей быстро вписаться в темп и ритм и найти нужную интонацию. Интонацию вам предстоит задать самостоятельно, и в этом, собственно, и есть смысл упражнения.
Текст берете любой (хоть из учебника квантовой механики) и начинаете имитировать интонацию какого-либо персонажа или реального человека: Гамлета, поручика Ржевского, Наташи Ростовой, Татьяны Лариной, телеведущего Андрея Малахова, комика Евгения Петросяна, ведущего стримов онлайн-игр Глада Валакаса, соведущей «Давай поженимся» Розы Сябитовой или ведущей проекта «Жить здорово» Елены Малышевой.
Кстати, насчет учебника – это очень хороший лайфхак для молодых родителей, еще не закончивших вуз. Вы вполне можете читать с выражением своему малышу перед сном любой учебник, который вам нужно одолеть к сессии. Смысл совсем маленькие детки пока не понимают, а вот интонацию улавливают отлично. Так что и ребенка успокоите, если он вдруг взялся плакать, и сами не отстанете от учебной программы из-за пополнения в семье и возросшего количества связанных с этим хлопот.
Имитация эмоций
И, наконец, когда у вас начали получаться все предыдущие упражнения, можно взять любой хорошо знакомый вам текст, с которым вы успели плотно поработать, и читать его вслух с выражением разных эмоций. Это может быть стихотворение или песня, рассказ или учебник по сопромату, да даже любая из скороговорок, ранее отработанных вами.
Ваша задача – при чтении изобразить поочередно все базовые эмоции, такие как радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, волнение и прочие. Для контроля записывайте себя на видео. У людей, далеких от актерской профессии, изображаемые эмоции, к их удивлению, оказываются на удивление похожими, и отличить в их исполнении отвращение от гнева практически невозможно.
Если это ваш случай, попробуйте более активно артикулировать звуки. Если окажется, что вы не вполне себе представляете, как изображать ту или иную не свойственную лично вам эмоцию, можно лишь посоветовать внимательно смотреть фильмы, чаще ходить в театр и обращать внимание на соотношение мимики и изображаемых актерами эмоций. Со временем вы накопите хороший багаж знаний и без труда сможете воспроизвести нужную вам эмоцию.
К слову, такой же подход можно попробовать, если у вас вызвал затруднение совет имитировать интонации персонажей из классической литературы. Если вы будете больше читать, то быстрее сориентируетесь, чьи интонации вы хотели бы освоить и научиться имитировать. А если вы будете чаще бывать в театре, вы наглядно увидите и услышите, как это делать.
Всем, кто хотел бы глубже вникнуть в теорию и практику, можем порекомендовать книгу «Звуки и интонация русской речи» [Е. Брызгунова, 1977]. Там вы найдете подробное описание особенностей интонирования в русском языке, которое поможет понять глубинный механизм формирования звука, речи и интонации.
Людям, знакомым с музыкальной грамотой, можно рекомендовать фонопедический метод развития голоса, который разработал кандидат педагогических наук Виктор Емельянов, получивший профессиональную подготовку артиста и оперного певца и закончивший аспирантуру при Российской академии музыки имени Гнесиных [В. Емельянов, 2020]. Конкретные упражнения можно найти в его недавно переизданной книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2020].
Желающим поработать над английским произношением можно посоветовать книгу Intonation of colloquial English [J. O’Connor, G. Arnold, 1978]. Заметим, что в русском и английском языках интонирование имеет определенные отличия, даже когда фраза переведена точь-в-точь и другие толкования невозможны:
Если же вы имеете амбициозные планы стать не просто лектором или ведущим, а, к примеру, артистом или певцом, вам может быть полезна книга Сета Риггса, которая так и называется «Как стать звездой» [С. Риггс, 2000].
Сет Риггс ставил голос многим известным звездам шоу-бизнеса: Мадонне, Хулио Иглесиасу, Стиви Вандеру, Майклу Джексону и другим. И если вы тщательно проработали все ранее рекомендованные в нашем курсе упражнения, вам будут по силам те упражнения повышенной сложности, которые Сет Риггс давал своим звездным ученикам, покорившим весь мир.
Обязательно скачайте аудиосборник упражнений, который прилагается к книге «Как стать звездой» и который поможет вам в постановке голоса для сцены [С. Риггс, 2000]. И обратите внимание вот на какой момент: когда речь заходит о так называемой речевой позиции, подразумевается позиция органов артикуляции, свойственная для английской речи, а не для русской, хотя книга переведена на русский язык. Пусть данный нюанс не сбивает вас с толку!
Подведем итоги. На сегодняшнем уроке мы изучили различные виды интонирования и поняли, как применять их на практике. Кроме того, мы разобрались, как правильно интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в нашей речи. Осталось проверить, как вы поняли урок, и можно переходить к следующему!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь перейдем к рассмотрению темы тембра и высоты голоса.