На что влияет мцко
Проверка огнём и мечом: диагностика МЦКО для учителя
Анна Колодина
Современный учитель встречает на своём профессиональном пути множество трудностей и испытаний. Одним из них является регулярное подтверждение своей квалификации. И если в вашей голове уже возник вопрос «Как пройти независимую диагностику МЦКО учителю», то вы точно по адресу!
Проверка огнём и мечом: диагностика МЦКО для учителя
Что такое МЦКО?
МЦКО — это Московский центр качества образования, учредителем которого является Департамент образования и науки Москвы. Он существует для аттестации образовательных учреждений, оценивания знаний учащихся, а также проведения мониторинга их деятельности.
Миссия МЦКО — формирование региональной системы оценки качества образования для развития системы столичного образования.
Зачем проходить диагностику МЦКО?
В одной из наших статей мы уже говорили о том, что основным требованием к учителю при трудоустройстве в школу является диплом. Но работодатель может предъявить дополнительные требования при приёме на работе (например, пройти диагностику МЦКО).
Для оценки знаний преподавателей МЦКО проводит независимые диагностики трёх типов:
В зависимости от потребностей преподавателя и целей его работодателя можно выбрать подходящую диагностику.
Тип диагностики можно выбрать на сайте в разделе «Участникам диагностик»
Как пройти независимую диагностику МЦКО учителю?
Разумеется, перед прохождением диагностики стоит подробнее узнать о ней. Расскажем о наиболее значимых аспектах в 7 фактах:
Что думают сами учителя о диагностике МЦКО?
В основном ничего хорошего. Основными минусами учителя считают дороговизну прохождения диагностики и не такую уж и независимую оценку. Да и никто не идёт на диагностику по собственному желанию — только для получения работы.
На сайте «Отзовик» диагностику МЦКО рекомендует всего 20% учителей
На что влияет мцко
Как преподают и оценивают функциональную грамотность в школе? Откуда возникло это понятие? Зачем функциональная грамотность нужна учащимся? На эти и другие вопросы отвечает ведущий эксперт Московского центра качества образования Елена Пономарева.
– Откуда появилось понятие «функциональная грамотность»?
– Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.
– Почему в таком случае сегодня, когда безграмотность осталась в далёком прошлом, мы вновь заговорили о функциональной грамотности?
– Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. И эта тенденция хорошо знакома поколению родителей, дедушек и бабушек современного школьника: получив богатейший багаж школьных и вузовских знаний, они не всегда знали, как этим распорядиться на практике, как применить знания, полученные в классе, в университетской аудитории в своей профессиональной деятельности. И первые годы после получения аттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться» своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такого разрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим, возникла не сегодня, но и в наше время остаётся предельно актуальной.
Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям.
Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.
– А в каком возрасте лучше начать заниматься ею? И соответствует ли это школьной программе?
Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Приведу примеры.
Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы).
Мы имеем представление о геометрическом пространстве, но не знаем, как правильно разместить мебель в доме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихся материалов. Мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где он произведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе, да и вообще являются ли указанные растения медоносами). Мы знакомы с алгебраической и геометрической прогрессиями, изучаем основы экономики, но при этом нам сложно грамотно распорядиться своими ресурсами – так, чтобы они с минимальными рисками приносили прибыль.
Мы живём в обществе потребления, где каждый день производятся миллиарды единиц товарной продукции. А нужно ли нам это в повседневности? Можем ли мы избежать процессов загрязнения среды посредством отказа от производства ненужных вещей, если даже простая канцелярская скрепка может быть использована нами не менее чем в двадцати полезных функциях? Можем ли мы индивидуально научиться экономить запасы энергии, сделать свой дом «умным»?
Можем. Только нужно уметь находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, не останавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, но непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту. А что может быть для человека важнее, интересней и значимее, чем реальная жизнь с множеством поставленных ею же задач?
– Какой предмет отвечает за формирование функциональной грамотности? Или проще: по какому предмету можно выставить оценку?
Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
– Чем отличаются задания для оценки функциональной грамотности от традиционных, позволяющих оценить знание предмета?
Безусловно, задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).
Особенная сложность и вместе с тем особый интерес работы с заданиями, например, по читательской грамотности связаны с тем, что учащиеся сталкиваются с различными видами информации.
Изменившиеся требования реальности потребовали от учителей-предметников выработки новых приёмов эффективной работы с текстом. Мы должны вооружить таким опытом начинающего читателя, которому в жизни потребуется умение одновременно работать с разными источниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графические компоненты, ставить точные вопросы, выстраивать и удерживать в сознании логические цепочки. Не менее важно сегодня устанавливать надёжность предлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия. И, конечно, нельзя рассчитывать на успешную самореализацию профессионалу, который не умеет строить аргументированные развёрнутые высказывания.
– А какие выводы относительно уровня сформированности читательской грамотности можно сделать на основе диагностических работ, которые проводятся Московским центром качества образования?
– Московский центр качества образования проводит большую работу, направленную на проверку уровня сформированности функциональной грамотности учащихся. Это многомерный комплексный процесс, который содержит важные составляющие.
Во-первых, по результатам создания диагностических работ сформирована очень интересная ресурсная база: демонстрационные варианты работ, своего рода тренажёры, образцы для составления подобных заданий, размещены в открытом доступе на сайте МЦКО (https://demo.mcko.ru). Работать с этими заданиями могут учителя-предметники, школьники, специалисты, отвечающие за подготовку по направлению «Функциональная грамотность».
Во-вторых, результаты диагностики – это серьёзная аналитическая база, дающая представление не только о сильных сторонах наших учащихся, но и о тех дефицитах, на преодолении которых стоит сосредоточиться. Как показывает опыт диагностических исследований по функциональной грамотности, проводимых в 2021 году, наши ученики неплохо выявляют факты, достаточно активно их интерпретируют, но вот навыки анализа фактического материала требуют существенной доработки. И эти аналитические выводы абсолютно коррелируются с выводами, сделанными по результатам Международного исследования PISA-2018. А значит, нам есть над чем работать, есть важные задачи и понимание того, как их следует решать.
В-третьих, диагностика позволяет каждому ученику видеть свою индивидуальную траекторию развития, оценивать свой результат, корректировать свой подход к изучению предметов, формированию собственных навыков.
МЦКО: мониторинг и диагностика в 2021-2022 году
В 2021-2022 учебном году МЦКО (Московский центр качества образования) планирует провести ряд обязательных мониторингов и диагностик, расписание которых можно узнать в официальном календаре мероприятий.
Для чего нужны такие проверки?
Московский центр ежегодно организует массу проверок образовательных учреждений, а все потому, что важно контролировать эффективность образовательной системы, попутно выявляя недоработки в учебном процессе.
Наилучший результат демонстрируют независимые диагностики, также они пользуются небывалым спросом. В любой из школ сформировался внутренний мониторинг учебного процесса, разные задания готовят учителя, которые после проводят проверку. В итоге, формируется субъективная оценка, которая порой разнится с фактической ситуацией.
Независимое оценивание, как прекрасное основание для рассмотрения объективной ситуации на данный момент, можно сопоставлять успехи школьников с ребятами из других учебных заведений. При анализе ошибок, вполне реально быстро, своевременно откорректировать учебный процесс, исправляя недочеты. Руководство школы самостоятельно решает, какая диагностика рациональная на данный момент, и численность классов, что примут участие. Администрация имеет возможность предварительно оговорить время, ведь диагностику проводят соответственно годовому плану.
Жаль, но бывает так, что школы выставляют на диагностику лишь 1, лидирующий класс. То есть, стараются показать учебное учреждение с максимально высоким результатом. Но, ни в коем случае нельзя забывать, что диагностику не относят к конкурсам, речь идет об инструменте, позволяющем поднять качество процесса учебы. Первостепенно подобные проверки рациональны для школ, а не Министерства образования.
Кроме того, есть шанс не сберечь данные в школьном портфолио. На протяжении 2-х недель руководство учреждения анализирует результат и может подать запрос в МЦКО, чтобы итоги не сохраняли. Данный шанс крайне важен для педагогов, что в потенциальном будущем готовятся к аттестации на повышение категории, а там учитывается показатель работы класса, где они преподают.
Родители могут посмотреть в личном кабинете данные о том, по какому предмету будет проведена диагностика, ее сроки. В итоге, ребенок сумеет хорошо подготовиться.
Как обычно проводится проверка?
Проведение диагностики считают платной услугой, соответственно, вдруг в назначенный день проверки школа делает отказ, то на повторное действо придется снова вносить деньги. Первостепенно, нельзя забывать, что данные по диагностике публикуются на официальном портале МЦКО, за 1 месяц до ее начала, там же присутствует демоверсия. Учителю рекомендуют заранее просмотреть предложенные материалы, после приступить к подготовке класса. Важный пункт – заполнение бланков с ответами. Действительно, все учащиеся до того, как состоится проверка, должны осмыслить, как заполняется бланк.
Это серьезный момент, ведь не стоит делать глупых ошибок. На портале представлены инструкции, методические материалы, открытые для учителей и ребят, а еще вебинары, графики которых присутствуют в соответствующем разделе. Вебинары помогают тем, что, не считая получения официальных данных, удастся задать вопросы в онлайн режиме, и узнать на них конструктивные ответы. Как только проверка завершится, результат появится в личном кабинете школы, его рационально проанализировать, и дать советы педагогу.
Иногда результаты признают недостоверными, вдруг были определены нарушения при проверке, либо в бланке ответов колоссальное количество правок!
Основные виды деятельности МЦКО
МЦКО был создан в 2004 году по распоряжению Правительства. Основным учредителем центра является Департамент образования Москвы.
Хотя изначально основными задачами МЦКО были только мониторинг и диагностика, в 2021-2022 году круг решаемых в центре задач существенно шире и включает в себя:
Предварительный календарь мероприятий МЦКО на 2021-2022 учебный год, представленный на сайте mcko.ru, включает в себя широкий спектр разноплановых мероприятий:
Диагностические работы
Руководство образовательных учреждений и учителя в первую очередь хотят знать, каким будет в 2021-2022 году расписание диагностических работ МЦКО.
В предварительном календаре Московского центра качества образования на 2021 год запланированы такие проверочные:
Диагностика | Даты |
Диагностика читательской грамотности (ВСОКО) | сентябрь – октябрь 2021 |
Корректирующая диагностика по математике и русскому языку | сентябрь – октябрь 2021 |
Обязательные диагностики (образовательные организации предпрофильного и профильного обучения) | сентябрь – октябрь 2021 |
Диагностика в начальных классах (ВСОКО) | сентябрь – октябрь 2021 |
Мониторинг ВСОКО для Москвы | сентябрь – декабрь 2021 |
Комплексная оценка условий образования (ОВЗ) | сентябрь 2021 – май 2022 |
Диагностики по англ.яз, информатике и общепрофессиональным дисциплинам | октябрь – ноябрь 2021 |
Обязательные диагностики по общеобразовательным предметам (углубленный уровень) | октябрь – ноябрь 2021 |
Обязательные диагностики (образовательные организации предпрофильного и профильного обучения) | октябрь – ноябрь 2021 |
Обязательные диагностики по общеобразовательным предметам (учебные организации, участвующие в проекте «Кадетский класс в московской школе») | октябрь – ноябрь 2021 |
Корректирующая диагностика (предмет по выбору для школ, подавших заявку) | октябрь – ноябрь 2021 |
Тематическая диагностика «История Москвы в истории России» | октябрь – ноябрь 2021 |
Обязательная диагностика по функциональной грамотности | ноябрь – декабрь 2021 |
Диагностика математической и естественнонаучной грамотности | ноябрь – декабрь 2021 |
Корректирующая диагностика (математика) | ноябрь – декабрь 2021 |
Тематическая диагностика «Героические страницы истории отечества» | ноябрь – декабрь 2021 |
Диагностика (английский язык) | ноябрь – декабрь 2021 |
Корректирующая диагностика (предмет по выбору) | декабрь 2021 |
В 2022 году в расписании МЦКО запланированы такие проверочные работы:
Диагностика | Даты |
Диагностика читательской грамотности (для учебных заведений, подавших заявку) | январь 2022 |
Корректирующая обязательная диагностика (русский язык) | январь 2022 |
Диагностика читательской и функциональной грамотности (для учебных заведений, подавших заявку) | февраль 2022 |
Диагностика по английскому языку | 03 марта 2022 |
Диагностика по информатике | март 2022 |
Обязательная диагностика по функциональной грамотности | март 2022 |
Досрочный период ГИА-9 и ГИА-11 | март – май 2022 |
Обязательные диагностики по общеобразовательным предметам (углубленный уровень) | апрель 2022 |
Диагностика читательской грамотности (ВСОКО) | апрель 2022 |
Диагностика (английский язык и общепрофессиональные дисциплины) | апрель 2022 |
Обязательные диагностики | апрель 2022 |
Диагностика для медицинских и инженерных классов (ВСОКО) | апрель — май 2022 |
Обязательные диагностики по общеобразовательным предметам (углубленный уровень в спец классах) | май 2022 |
Обязательные диагностики по общеобразовательным предметам (углубленный уровень, предпрофильное и профильное обучение) | май 2022 |
Диагностика в начальных классах (ВСОКО) | май 2022 |
Основной период ГИА-9 и ГИА-11 | май – июнь 2022 |
Также в течение 2021-2022 учебного года будут проведены:
Чемпионаты МЦКО
В 2020-2021 году предварительное расписание МЦКО содержит такую информацию о датах проведения чемпионатов:
Название | Период |
KidSkills | 01.09.21 – 12.09.21 |
«Молодые профессионалы» VIII финал | 06.09.21 – 21.09.21 |
«Московские мастера» IX | 15.09.21 – 13.12.21 |
Всероссийская олимпиада школьников | октябрь 2021 – февраль 2022 |
«Молодые профессионалы» V (межВУЗ) финал | 21.11.21 – 29.11.21 |
«Московские мастера» IX | 01.11.21 – 14.02.21 |
EuroSkills | январь 2022 |
«Молодые профессионалы» IX (отборочный тур) | март – май 2022 |
«Молодые профессионалы» IX финал | май – август 2022 |
WorldSkills (региональные чемпионаты) | в течение года |
DigitalSkills (WorldSkills в сфере IT) | в течение года |
Повышение квалификации учителей
Также календарь диагностик МЦКО на 2021-2022 учебный год включает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов столицы:
Мероприятие | Дата |
Практический семинар«Обучение с применением дистанционных образовательных технологий: объективная оценка учебных достижений» | сентябрь 2021 – апрель 2022 |
Практический семинар«Цифровизация управления качеством образования: управляем по приборам» | сентябрь 2021 – апрель 2022 |
Интерактивные экскурсии«Особый ребенок в дошкольной группе» | сентябрь 2021 – август 2022 |
Вебинар«Подготовка к проведению ГИА-9 и ГИА-11 в городе Москве в 2021 году.» | октябрь 2021 |
Семинары и конференции для членов предметных комиссий ГИА-9 | октябрь – ноябрь 2021 |
Семинары и конференции для членов предметных комиссий ГИА-11 | октябрь – ноябрь 2021 |
Онлайн-консультация«Опыт московских школ в организации ВСОКО» | октябрь 2021 – май 2022 |
Вебинар«Подготовка и проведение итогового сочинения (изложения)» | ноябрь 2021 |
Вебинар«Подготовка и проведение итогового собеседования по русскому языку в городе Москве» | декабрь 2021 |
Совещания-консультации для педагогов, работающих на гИА-9 и ГИА-11 | декабрь 2022 – март 2022 |
Вебинар«Актуальные вопросы контрольной (надзорной) и (или) разрешительной деятельности в сфере образования» | 15.02.22 |
Вебинар«Актуальные вопросы контрольной (надзорной) и (или) разрешительной деятельности в сфере образования» | 26.04.22 |
Также в течение года будут проходить семинары для учителей предметников, готовящих детей к ОГЭ и ЕГЭ, а также обучение для членов предметных комиссий ГИА-9 и ГИА-11.
Также предлагаем ознакомиться с более детальным расписанием мероприятий МЦКО на 2021-2022 учебный год. Источник информации – официальный сайт Московского центра качества образования.
Если вдруг он напишет работы МЦКО на 2, то это сильно повлияет на годовую оценку
Похожие вопросы
Ученик 9 класса учился первые три четверти очно (ходил в школу, имеет четвертые оценки за три четверти, часы обучения) А четвертую четверть перешёл на семейную форму обучения.
В четвертой четверти в формате семейного обучения выполнил контрольные работы по всем предметам (в режиме онлайн и офлайн).
Ребенок учится в 4 классе. Будут писать МЦКО работ и ВПР. Если ребенок плохо напишет работа на «2», то на что это влияет?
В седьмом классе по английскому языку я заработала такие оценки 555543 по контрольным и оценки 554555555 за работу на уроке. В четверти поставили 4, объясняя тем, что оценка должна выставляться преимущественно по оценкам за контрольные работы. Но в положении школы это не описывается. Для оценки 5 нужно набрать 4,6 баллов. Справедливо мне поставили оценку? Заранее спасибо.
Ребенок закончила 3 класс, по математике и русскому за год учитель поставила 3. В первой и последней четверти 4, во второй и третьей четверти 3. Средний балл 3.5. Всегда думала, что оценка ставится в пользу ученика. Для нас было принципиально, вытянуть последнюю четверть, так как во 2 и 3 четверти ребенок много болел, в четвертой четверти занимались очень много, мотивировала ребенка, что если будет трудится, то закончит год хорошо. И вот вознаграждение. Можно, как-то оспорить оценку, или оценка выставляется на усмотрение учителя?
Мой сын учится в 7 классе в обычной школе, учится там с 1 класса, сейчас у него много двоек, и этот класс сформировали из учеников, которые плохо учатся и у которых плохое поведение. К моему сыну по поведению претензий нет, но из-за двоек (три в четверти) просят уйти из школы, а нам некуда идти.
У меня такой вопрос. Ребёнок закончил 9 класс. В этом году экзаменов нет. По двум предметам три четверти подряд 2 за четверть. Последняя четверть 4. Выходит 2,5 балла. В годовой ставят 2. Возможно ли было поставить 3 за год? И по второму предмету учитель намеренно занижал оценку и специально не проверял дом. задания, чтоб не ставить 4 за четверть. И так же поставил 2 в годовой. Возможно ли вообще добиться, чтоб поставили оценку 3 в годовой.
На первой контрольной по русскому языку ребенок не был на занятиях по болезни. За вторую контрольную за четверть получила 5.Учитель заставила писать ненаписанную контрольную на уроке физ.-ры.Ребенок очень хотел на физ.-ру, но учительница накричала на неё и заставила писать. Ребенок очень плакал, на что учительница сказала что у нее своих дел полно и некогда с ними сидеть и это было в последний день перед каникулами. Учится ребенок хорошо. В итоге за четверть оценку не поставили, хотя последняя контрольная написана на 5.Сказали будет приходить на каникулах. Права ли учительница? Учимся в 3 классе. Что нам делать? Оценки за четверть нет.