На что влияет педагогика личной безопасности

Методическая разработка «Педагогика безопасности» по номинации «Педагогические технологии образовательного процесса»

На что влияет педагогика личной безопасности. Смотреть фото На что влияет педагогика личной безопасности. Смотреть картинку На что влияет педагогика личной безопасности. Картинка про На что влияет педагогика личной безопасности. Фото На что влияет педагогика личной безопасности Саглар Чимидова
Методическая разработка «Педагогика безопасности» по номинации «Педагогические технологии образовательного процесса»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Методическая разработка «Педагогика безопасности» по номинации «Педагогические технологии образовательного процесса»

выполнила воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко» п. Яшкуль,2018г

Чимидова Саглар Викторовна

Данная методическая работа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.

Предложенная методическая разработка – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Основные направления разработки:

— Обеспечение знаний о транспортной среде поселка;

— Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

— Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

— Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);

— Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

— Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Педагогическая целесообразность:

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Цель методической разработки:

Создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.

1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Принципы организации образовательного процесса:

— Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

— Наглядности — дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

— Деятельности — включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

— Интеграции — интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

— Дифференцированного подхода — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

— Возрастной адресности — одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

— Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии,применяемые в работе с детьми:

— Интерактивный метод обучения.

— Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

— Личностно-ориентированная технология.

Технология игрового обучения.

Метод наблюдения и беседы.

Образовательный:

— Овладение базовыми правилами поведения по дороге в детский сад;

— Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

— Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

— Развитие творческих способностей;

— Формирование устойчивого познавательного интереса.

— Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

— Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

— Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

— Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

— Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года

— Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов

— Участие в соревнование.

Описание педагогических методов и приемов в работе педагога.

Предлагаю рассмотреть те инновационные педагогические технологии, которые использую в детском саду с целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

Технология «ТРИЗ»

(теория решения изобретательских задач, создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.)

Тризовские методы и приемы мною используются в своей работе по обучению детей правил дорожного движения. Например, давая детям задание о работе светофора,начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений.Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрестке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трехглазый? И др. Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрестках. Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо».Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т. д. Побуждаем ребенка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать.

Игровые технологии

Они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности я широко используют самые разнообразные игры:

— с элементами физических упражнений и спорта;

— театрализованные и игры-драматизации;

— с использованием макетов;

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

Например, сюжетно-ролевая игра «Пассажиры».

1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса.

В игре отрабатываются следующие правила поведения:

1. На остановке маршрутного транспорта стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. Ногами не наступать и не заходить за бордюр. Объясняю, почему именно так надо стоять. Потому что, если близко стоять к проезжей части, переступить бордюр или стоять на нем, может задеть проезжающий транспорт.

2. Во время посадки входить в автобус следует со стороны тротуара. Входить надо первым, потом идет взрослый. Чтобы не остаться на улице одному, если взрослый уедет, а водитель закроет дверь, не заметив ребенка.

3. Войдя в салон нельзя толкаться, громко разговаривать, стоять в проходе. Потому что это мешает другим пассажирам. При наличии мест следует сесть. Стоять нужно, держась за поручни.

4. В процессе поездки нельзя отвлекать водителя разговорами, нельзя высовывать руки и голову из окон. Может произойти авария. Руки может оторвать встречный транспорт.

Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся»,рассказывают о дорожных знаках в определенной последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак», такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак);на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями, в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определенные группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие. Компьютерные игры развивают быстроту мысли,способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина» и т. д.

Игры преподношу детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх, игровых программах. Подбор игр объединяем одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины др.): «Безопасная прогулка», «Самый умный на дороге»

Огромной популярностью у воспитанников нашего детского сада пользуются такие мероприятия, различные викторины, «минутки», путешествия, в процессе которых происходит закрепление полученных знаний по воспитанию культуры поведения на дорогах.

К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций. В каждой группе имеются макеты улиц села. Используя фигурки пешеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.

Информационно – коммуникативные технологии

— виды транспортных средств, их классификация

— группы дорожных знаков

— участники дорожного движения

— сведения о дороге и ее главных составных частях

— светофор, история его развития

— назначение дорожных знаков и указателей, их группы

— дидактические игры, ребусы.

Мультипликация – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Дошкольник воспринимает мультипликационный фильм как своеобразную действительность. Чем сильнее выражена эта установка, тем ярче эмоциональная отзывчивость, тем активнее его сопереживания и соучастие в том, что показал автор, тем очевиднее его «перенесение» в мир, изображенный в мультфильме. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т. е.включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Мнемотехника

Мнемотехника — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать

мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Такая инновационная технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Суть мнемотехникизаключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информации).

Данную технологию начинаем вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. Дети составляют сказки и рассказы на темы по правилам дорожного движения, используя лексику и соблюдая общие принципы построения сюжета, разучивают стихотворения. В результате использования технологии дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний и дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте, словарный запас выходит на более высокий уровень.

7. Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала.

В своей работе по ПДД огромное внимание уделяем технологии разноуровневого обучения. Организовываю работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Это дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Основу технологииразноуровневого обучения в детском саду составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанников знаний правил дорожного движения; планирование ; разноуровневый дидактический материал по обучению детей правил дорожного движения.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей,выполняют различные задания: кто быстрее соберет дорожный знак и больше их назовет и другие.

Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!

Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

Только наша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!

Предложенная методическая разработка – попытка показать на практике систему деятельности МКДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Надеюсь, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МКДОУ района, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения «Азбука безопасности» для учащихся 11–13 лет «Азбука безопасности» Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения. Воспитанники 11-13 лет. Воспитатель: Пасько О. Ю..

Модель образовательного процесса в средней группе «Дорога безопасности» в условиях введения ФГОС Тема: «Модель образовательного процесса образовательного процесса в средней группе по теме «Дорога безопасности» в условиях введения ФГОС.

Методическая разработка «Игровые технологии» (Шмаков С. А., Никитина Б. П., Эльконин Д. Б., Выготский Л. С.) Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением — один из основных.

Мастер-класс «Использование лего-технологии в совместной проектной деятельности с участниками образовательного процесса» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» ул. Калинина,.

Методическая разработка «Игровые технологии и их использование в ДОУ» Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного.

Методическая разработка «Игры с элементами технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста» «Игры с элементами технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста» Паровозик (с 3-х летнего возраста). Цель: учить выстраивать.

Методическая разработка квест-игры «Азбука безопасности» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска Дом детского творчества №2 Методическая разработка квест-игры.

На что влияет педагогика личной безопасности. Смотреть фото На что влияет педагогика личной безопасности. Смотреть картинку На что влияет педагогика личной безопасности. Картинка про На что влияет педагогика личной безопасности. Фото На что влияет педагогика личной безопасностиМетодическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Одногруппники» Сегодня современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. Инновационные технологии.

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии» № п/п МЕРОПРИЯТИЕ Сроки реализации Ответственный Результаты здоровьесберегающей деятельности 1. Создание современных условий, обеспечивающих.

Источник

Педагогика безопасности

На что влияет педагогика личной безопасности. Смотреть фото На что влияет педагогика личной безопасности. Смотреть картинку На что влияет педагогика личной безопасности. Картинка про На что влияет педагогика личной безопасности. Фото На что влияет педагогика личной безопасностипедагогика безопасности

Педагогика безопасности – это научное направление в педагогике о закономерностях развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности

Накопленный педагогический опыт в области безопасности жизнедеятельности требует теоретического обобщения и систематизации. Отсутствие в сфере педагогики единой научной концепции развития научной области безопасности жизнедеятельности привело к тому, что проводимые педагогические научные исследования носят случайный, бессистемный, конъюнктурный характер.

ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Опубликовано: Гафнер В.В. Педагогика безопасности: предпосылки возникновения нового научного направления в педагогике // Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ., 23-24 ноября 2011. – Челябинск: Изд-во ООО «Дитрих», 2011. – С. 94-102.

Гафнер Василий Викторович

Уральский государственный педагогический университет

Последние десятилетия общество содрогается от изменений, которые все чаще имеют глобальный характер. Всё в мире стало непрерывно и стремительно изменяться. Нестабильность и неопределенность стала атрибутом современной эпохи. Изменения вносят неопределенность в каждую ситуацию и событие. Индивиды вынуждены отказываться от размеренного, привычного образа жизни, характерного для индустриальной эпохи. Указанные изменения привели к рождению концепции общества риска. Общество риска можно назвать обществом неопределенности. В обществе риска социальный порядок детерминируется его нормативным идеалом: не развитие, а безопасность становится главным ориентиром деятельности его социальных институтов [15].

Количество аварий, катастроф в мире растёт ежегодно, не смотря на усилия специалистов самых разных направлений. Способность человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях опустилась до недопустимо низкого уровня, выявилась необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. Такую позицию нельзя сформировать за неделю или месяц, нужна целенаправленная работа в течение достаточно продолжительного периода времени. Возможностями для указанной работы располагает система образования.

Современные СМИ ежедневно «питают», точнее – «отравляют», нас информацией о преступлениях, авариях, чрезвычайных ситуациях. Не смотря на то, что россияне утомлены многочисленностью демонстрируемых ужасов, тема катастроф продолжает доминировать в медиа-пространстве. Люди в повседневной речи активно пользуются катастрофической лексикой. Вера в грядущую катастрофу и страх перед ней, проистекающий из этой веры – непременные составляющие катастрофического сознания. Катастрофическое мышление – мышление, оценивающее мир в терминах опасностей и угроз, смещенное в сторону акцентуации опасностей. Катастрофизм предполагает пессимистическую оценку будущего, но часто эта оценка складывается в результате пессимистической оценки настоящего [6].

Катастрофические настроения любого народа оказывают сильное влияние на социальные и экономические процессы. Высокий уровень катастрофизма в обществе ведет к росту индивидуализма, насилия и преступности. Катастрофическое мышление в обществе риска – гремучая смесь, способная в любой момент взорваться. Побороть сложившуюся ситуацию можно, оказывая активное сопротивление катастрофной информации из СМИ, обучая людей методам распознавания манипуляции сознанием и формируя у них культуру безопасности, в основе которой лежит ценность жизни.

Стратегия развития образования должна учитывать общемировые тенденции развития, не смотря на высокую скорость изменений и степень их неопределенности. В этом состоит риск развития современного образования. Теория «общества риска» утверждает, что с расширением производства рисков, роль науки в общественной жизни и политике существенно изменяется. Специалисты, ответственные за определение степени рискогенности новых технологий и технических систем, а также средства массовой информации, распространяющие знания о них, приобретают ключевые социальные и политические позиции. Ведущий ученый в области исследования общества риска Бек полагает, что наука опыта в обществе риска должна не только развиваться, но и быть принята обществом как легитимный институт знаний, уполномоченный принимать решения [16].

На необходимость перехода от педагогики индустриального общества к педагогике постиндустриального общества указывает А. Н. Новиков [10; 11]. С появлением новых рисков и опасностей, кроме перестройки целей, содержания, форм, методов и средств образования, необходимы содержательные изменения и дополнения на уровне образовательных дисциплин. Интуитивно или осознанно ощущая грядущие перемены, группа инициативных специалистов подготовила программу нового учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Во исполнение приказа Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года началось обучение детей вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. Позже в классификационном перечне направлений и специальностей среднего и высшего профессионального образования появилась группа специальностей под названием «безопасность жизнедеятельности».

Спустя 20 лет можно подвести некоторые итоги и наметить пути дальнейшего развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»:

1. Накопился опыт обучения безопасности жизнедеятельности. Однако, нужно признать откровенно, усилия учителей ОБЖ на статистику травматизма и смертности в России сильно не повлияли. Причин этому множество: привлечение к учебному неквалифицированных людей (порой, даже без педагогического образования) и уход квалифицированных учителей (из-за недостаточной учебной нагрузки), отсутствие методик обучения, недостаточное количество учебных часов в самом курсе и др.

2. Появились научные исследования в области безопасности жизнедеятельности, которые стали увеличиваться ежегодно. По подсчетам В. И. Евдокимов, за 20 лет в области обучения безопасности жизнедеятельности было проведено более 200 педагогических диссертационных исследований [4]. Среди указанных есть диссертационные работы, посвященные вопросам методики обучения БЖ, содержания (программ, учебников и др.), разработки педагогических средств, разработки педагогических условий и др. Рассмотрены особенности обеспечения безопасности в разных возрастных группах – дошкольников, учащихся и студентов.

Согласно нашим подсчетам, педагогических исследований в области безопасности жизнедеятельности за указанный период проведено значительно больше. Только по темам, выполненным в рамках физической культуры, но также имеющим значение для безопасности человека, мы насчитали 98 диссертационных исследований. Тематика исследований очень широка: от формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения, до подготовки к действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

3. В социологических и педагогических аспектах получила дальнейшее научное развитие «культура безопасности». «Культура безопасности» явила собой новый подход к принципам обеспечения безопасности, превратившись из понятия, применявшегося в атомной промышленности, в научный термин со множеством дефиниций [8]. В настоящий момент по данному направлению проведено более 25 диссертационных исследований. Словосочетание «культура безопасности» прочно закрепилось не только в специализированных словарях, но и в нормативных документах МЧС. С 1 сентября 2006 года в общеобразовательных учреждениях Свердловской области преподается курс «Культура безопасности жизнедеятельности», разработанный Институтом развития регионального образования Свердловской области, Министерством образования Свердловской области при участии Главного управления МЧС России по Свердловской области. Цель курса – привить учащимся образовательных учреждений знания и умения, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, сформировать желание и интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Кроме указанных диссертационных исследований в области обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, появилось большое количество философских, психологических, социологических, культурологических, юридических, исторических, политических исследований, имеющих важное значение для безопасности человека и социума.

4. Возникли такие новые научные направления, как «философия безопасности», «социология безопасности», «психология безопасности» [2; 12]. Особо следует выделить работы в области философии, которые выводят понятие «безопасность» с обыденного уровня на общенаучный. Придавая «безопасности» научный статус (точнее, наукам, исследующим проблемы безопасности) наравне с традиционными науками: философией, математикой, физикой и др., «научное дерево безопасности» получает право на место в саду наук и право на внимание садовника, обрабатывающего этот сад; место, которое де факто «безопасность» занимала ВСЕГДА. Ветви дерева безопасности, таким образом, получат питание и возможность развития.

Среди указанных направлений наиболее результативным, в котором ведутся активные серьёзные исследования, на наш взгляд, является психология безопасности. Так, в Московском городском психолого-педагогическом университете под руководством Баевой И. А. работает институт экстремальной психологии, научными исследованиями которого являются теоретические и методологические основы психологии безопасности человека и общества. Среди значимых серьезных научных исследований следует отметить «Теорию безопасности социальных систем», авторы которого – Жмеренецкий В. Ф., Летуновский В. В. и Полулях К. Д. – изучили закономерности возникновения, возрастания, выявления и оценки опасности, а также её предупреждение и нейтрализацию [13]. Учебный курс с аналогичным названием уже читается в ряде ВУЗов России.

В 1999 году один из ведущих специалистов в области воспитания культуры безопасности школьников – В. Н. Мошкин, писал о том, что «…рано говорить о создании педагогики безопасности». Настал ли момент говорить о создании «Педагогики безопасности» – нового научного направления в педагогике? Существуют ли предпосылки перехода количества в качество? Имеет ли право на существование «Педагогика безопасности»? Зачем нужна еще одна «педагогика»?

Для дальнейших рассуждений необходимо ввести рабочее определение «педагогики безопасности». Опираясь на определение А. М. Новикова «педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося)» [9], считаем, что педагогика безопасности – это научное направление в педагогике
о закономерностях развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) человека.
Детальное обоснование данного определения, включая объект, предмет, цель, задачи и функции педагогики безопасности, выходит за рамки темы данной статьи и будет приведено в других публикациях.

Известный российский учёный в области педагогики В. В. Краевский в статье «Сколько у нас педагогик?» не без оснований писал: «…каждый Божий день миру является какая-нибудь педагогика. Кажется, их миллион. Нет, наверное, меньше. И возникают не ежедневно. Но все равно много и часто. … И каждая – особая, каждая как бы сама по себе. Давно предостерегал мудрец от умножения сущностей. Педагогика – разве не сущность? Зачем же ее заставляют размножаться с такой страшной быстротой? Прорезаются все новые сущности, плодятся как кролики, потом разбегаются как тараканы. И рассмотреть-то их как следует некогда…» [7]. Принимая справедливое замечание, зададимся ключевыми вопросами:

1) Нужна ли педагогика безопасности в ОБЩЕСТВЕ РИСКА гражданам с КАТАСТРОФИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ?

Вероятные ответы – «скорее всего – да», «наверное, не помешала бы», не дают веских оснований для обоснования необходимости сознания нового научного направления.

2) Почему сегодня нам НЕЛЬЗЯ обойтись без педагогики безопасности?

По-нашему мнению, есть несколько предпосылок, указывающих на необходимость безотлагательных мер по оформлению имеющегося опыта в новое научное направление в педагогике.

1. Образ «путешественники в одной лодке» Н. Н. Моисеева хорошо иллюстрирует современное состояние общества. В обществе риска безопасность становится главным ориентиром деятельности его социальных институтов. Это условие должно четко отражаться в целях и содержании современного образования. Жизнь каждого человека является безусловной ценностью. Задачей государства, общества и каждого человека является сохранение жизни, наивысшей ценностью и ориентиром которой является служение миру. Становление и развитие педагогики безопасности – достойный ответ образования вызовам общества риска.

2. Накопился большой объем практического педагогического опыта, требующего теоретического обобщения и систематизации. Сложилась ситуация, схожая со средними веками, когда педагогическая практика (в области обучения безопасности жизнедеятельности) идет впереди педагогической теории, что является недопустимым. Конечно, во многом и содержание научных теорий обусловливаются и задаются задачами обучения и воспитания подрастающих поколений. Но заглядывая вперед, педагогика как наука устанавливает направление, цель движения общества. Необходимо осмыслить, проанализировать и обобщить накопившийся богатый опыт, что позволит выявить механизмы формирования опыта безопасного существования, начиная с момента зачатия ребенка.

3. Отсутствие в сфере педагогики единой научной концепции развития научной области безопасности жизнедеятельности привело к тому, что проводимые педагогические научные исследования носят случайный, бессистемный, порой конъюнктурный характер. Так, соотношение реальной опасности некоторых социальных проблем со степенью разработки в диссертационных исследованиях по педагогике за последние 20 лет выявило сильные отклонения между запросами общества и откликом на них научного педагогического сообщества.

Вклад зависимости в показатели смертности в России, человек в год

Количество диссертационных исследований по педагогике

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *