На что влияет правополушарное рисование
Правополушарное рисование? Зачем это? (Общая и краткая информация)
Мне часто задают вопрос: а что такое правополушарное рисование? Зачем мне вообще рисовать?
В этой статье расскажу немного о самом методе, и почему это так важно в нашем современном обществе?
Рисование развивает и сердце человека, и мышление. Не обязательно быть художником! Но все великие и богатые люди рисовали. Язык цвета и линии не сможет скрыть душу художника. Что в душе, то и на картине.
Все мы знаем о существовании 2 полушарий головного мозга. Левое — отвечает за логические связи, критику, речь, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами и строго всё контролирует. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть «левополушарными». Это очень «удобно» для родителей, учителей, начальников, государства. Людьми, которые находятся в системе, управлять легче.
Правое полушарие отвечает за пространственное, образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушария мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно. Хорошо развитое правое полушарие, позволяет лучше слышать себя, свои истинные цели и потребности. Такие люди, чаще всего живут «по своим» правилам, не соблюдая общепринятые каноны общества.
Правополушарное рисование позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развивает правое полушарие и раскрывает творческие способности.
Правополушарное рисование — уникальный способ рисования, способный за 1 занятие пробудить в нас скрытые творческие способности, желание творить и создавать вокруг прекрасное.
Раскрывая творческий потенциал (он есть в каждом из нас), мы открываемся навстречу новому волшебному миру, наполненному самыми удивительными событиями, где нет преград, нет рамок, и невозможное становиться возможным.
Что нам даст Правополушарное рисование
От чего такой быстрый результат? Дело в том, что в традиционных художественных школах делается уклон на левополушарный режим человеческого мозга, вследствие чего такой длительный период обучения. Но мало кто знает, что за творческую деятельность отвечает именно правое полушарие. Благодаря специальным техникам правое полушарие включается в режим творчества практически у всех людей. В режиме правополушарного рисования наши оба полушария находятся в полной гармонии. При этом производительность головного мозга увеличивается до 5 раз. Человек находясь в творческом состоянии, переносит его абсолютно на все сферы жизни, благотворно гармонизируя творчество и бизнес.
В чём секрет популярности этого рисования?
Преподавателем тренинга даются простые задания, которые не могут не получиться.
Если вы очень долго принимаете решение, или мышление у вас стандартное, жизнь стала скучной и напряжённой, ничего не хочется, замучила на работе логика, если хочется добавить с вой бизнес лёгкости, ваш ребёнок просит что-то нарисовать, а вы говорите — не умею. Вы думаете, что у вас руки не «оттуда» растут. Вы хотите уйти от депрессии раскрасить свой мир новыми красками.
Тогда вам нужно правополушарное рисование.
Каждый человек может всё.
Позвольте себе любить и быть счастливыми! Откройтесь себя миру и целой Вселенной.
Рисовать могут все или Что такое правополушарное рисование
Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! Как это возможно? Давайте разберемся
Глядя на картины великих художников, мы все восхищаемся: «Ах, какой талант!» и где-то в глубине души сожалеем, что не обладаем подобным даром, а так хотелось бы… хоть чуть-чуть! Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! Как это возможно? Давайте разберемся.
Как устроен мозг
Известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.
Американский нейропсихолог Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии за свои работы, как раз занимался исследованиями мозга. Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.
Главная идея правополушарного рисования
Как же все-таки переложить художественную задачу с левого на правое полушарие и не будет ли оно тоже возражать)))? Этому вопросу посвятила себя американская преподавательница Бетти Эдвардс. Бетти преподавала и занималась исследованиями в Калифорнийском государственном университете. Результатом ее работы стала книга «Открой в себе художника».
В своей книге Бетти Эдвард сравнивает обучение рисованию с обучением езде на велосипеде. Кажется, все просто: садишься на велосипед, крутишь педали, держишь равновесие и едешь! Но на практике это не получается с первого раза; нужно пробовать и раз, и два, до тех пор, пока не сможешь скоординировать все движения. Так же и с рисованием: нужно взять карандаш и просто нарисовать то, что видишь, только следует научиться правильно «видеть».
С помощью некоторых упражнений можно развить в себе эту способность «видеть» как художник, а, следовательно, и рисовать! Так Бетти Эдвардс предлагает:
— Попробовать нарисовать двусмысленную картинку, типа вазы-лѝца. Это тоже помогает научиться работать с образами, рисовать то, что видишь (линию, изгиб), а не «раскладывать» на составляющие (лоб, нос, губы).
— Рисовать негатив – то есть то, что бы мы увидели, если бы сфотографировали картинку и смотрели на негатив. Или по-другому это называют «рисование пустого пространства»: то есть, рисуем не сам объект, а то пространство, что его окружает. Это также учит работать с образами.
Вообще, в книге приведен ряд последовательных упражнений, которые шаг за шагом раскрывают возможности правого полушария.
Методикой Бетти заинтересовались многие педагоги, психологи и художники, каждый по-своему ее развивал и предлагал собственные методы. Современные психологи также предлагают свои упражнения и методики на семинарах и тренингах.
— Рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.
— Рисовать руками. В процессе такого творчества человек как бы становится ребенком, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.
Кому это полезно
Детям. Дети изначально правополушарны. Он воспринимают мир таким, какой он есть – ярким, красочным и интересным, поэтому они такие фантазеры и мечтатели. И уже позже у ребенка развивается аналитическое мышление. Дети раскладывают все на части, изучают буквы и цифры. Традиционная школьная система также больше ориентирована на развитие левого полушария – дети читают учебники, пишут в тетрадках, составляют таблицы и графики. Поэтому, чтобы правое полушарие «не скучало», можно рисовать по данному методу.
Творческим людям. Часто бывает, что талантливый человек проявляет себя не в одном виде искусства. Все закономерно: учась рисовать, человек развивает правое полушарие, а творческое полушарие стремиться проявить себя еще где-то.
Бизнесменам. Эти людям по роду профессии постоянно требуется решать нестандартные задачи, и от оригинальности идеи порой зависит весь успех дела, так что, раскрывшись в живописи, мозг сможет интуитивно находить верные решения и в бизнесе.
И всем тем, кому интересно попробовать что-то новое, развить в себе скрытые способности.
Как учатся рисовать дети
Бетти Эдвардс тщательно изучала и наблюдала, как учатся рисовать дети. Вот что она выявила.
Около одного года дети уже с удовольствием начинают осваивать первые «каракули», хаотично водя карандашом или кистью по бумаге. И это доставляет им большое удовольствие.
Рисунок ребенка 1,5лет
К двум годам ребенок начинает осознавать, что его рисунок может обозначать что-то, что есть в реальном мире. Так, например, рисуется круг, добавляются две точки-глазки, палочка-рот и получается мама. Таким образом ребенок начинает разрабатывать собственную систему символов. С помощью одних и тех же символов рисуется сам ребенок, папа (только побольше), мама (добавляются длинные волосы), бабушка (добавляются очки) и т.д. Маленький художник изо дня в день рисует похожие картинки, оттачивая собственные символы.
Рисунок ребенка 4 лет
Около 4-5 лет ребенок начинает осваивать пейзажи, на которых также изо дня в день повторяется одинаковый домик с окошком и дверью; традиционная земля – зеленая полоска внизу рисунка, небо – синяя полоска сверху, солнце, дерево. Затем девочки начинают рисовать принцесс и фей, а мальчики транспорт и супергероев. В возрасте 10-12 лет у ребенка появляется тяга к реализму, огромное желание нарисовать предмет таким, какой он есть в действительности. Тот, у кого это не получается, просто теряет интерес к рисованию и во взрослой жизни их умение рисовать остается на уровне 12-летнего ребенка. Другая же часть детей все-таки развивают в себе умение «видеть» предмет как художник и добиваются успехов в рисовании.
Таким образом, когда взрослому человеку предлагают что-то изобразить на бумаге, он обращается к системе символов, разработанной в детстве и хранящейся в левом полушарии. Человек лишь мельком бросает взгляд на объект и начинает «выдавать» на бумаге привычные символы: вот символ для глаза, вот для носа, а вот и губы. Как разрешить эту дилемму? Психолог Роберт Орнштейн утверждает, что для того, чтобы рисовать, художник должен отражать предметы подобно зеркалу, воспринимать их точно такими, какие они есть. Таким образом, мы должны выключать доминирующий режим левого полушария и довериться другой, художественной и творческой, стороне мозга.
Рисовать могут все. Нужно только во время процесса перестать думать и анализировать свои действия, а просто погрузиться в процесс творчества))))
Как устроен детский мозг
Как заниматься рисованием с ребенком
Конечно, чтобы грамотно направлять юный талант и тактично подсказывать, для занятий с ребенком нужен чуткий психолог, опытный педагог и талантливый художник в одном лице. На первых порах с этой ролью отлично справится мама.) Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария.
* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.
* Зеркальное рисование. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.
Пример зеркально-симметричных рисунков
* Рисование на цветной бумаге. Предлагайте ребенку несколько разноцветных листов, малыш сам должен выбрать, на каком фоне он хочет порисовать. Сам процесс выбора цветного листа уже будоражит воображение, активирует работу с образами и ассоциациями, т.е. «включает» правое полушарие.
Белый зверек на черном фоне. Черный цвет для детей не мрачный, а интересный, так как выбирают дети по контрастности
* Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!
Гармоничное взаимодействие полушарий
И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И даже самым великим художникам в жизни нужно и писать, и считать, и думать. Хорошо, когда развито правое полушарие, прекрасно – когда левое, и замечательно – когда оба. И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.
Правополушарное рисование: революционная техника или очередной миф
Многие родители отдают детей на «правополушарное рисование» — занятия по креативной технике, которая, как считают некоторые, позволяет высвободить творческую энергию. Мы решили разобраться, как появилась правополушарная живопись, на чем основывается ее действие и правда ли она работает.
Что это и как появилось
В 1960-е годы нейропсихолог Роджер Сперри проводил опыты с животными и пришел к предположению, что разные полушария мозга млекопитающих отвечают за разные функции. В 1961 году в авторитетном журнале Science вышла его знаменитая статья на эту тему — «Церебральная организация и поведение», а в 1981 году Сперри даже получил за свои исследования Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
В исследованиях и выступлениях ученый утверждал, что человеческий мозг является «разделенным»: его полушария работают автономно и отвечают за разные задачи. Левая половина мозга, по Сперри, ответственна за логику, рациональность и вербальную сферу, а правая — за творчество и воображение.
В 1970-е годы идеи Сперри широко обсуждались в разных дисциплинах — и в том числе среди художников. Тогда о его концепции узнала Бетти Эдвардс — художница и учительница живописи из Калифорнии. Эдвадс получила художественное образование, а потом защитила диссертацию по искусству, педагогике и психологии в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса.
Эдвардс заинтересовали идеи Сперри: она давно искала научно обоснованный метод развития творческих способностей. Художница предположила, что высвобождению творческого потенциала (она связывала его с работой правого полушария мозга) может мешать активность левого полушария, которое излишне рационально, все время все анализирует и сдерживает воображение.
В 1979 году Эдвардс выпустила книгу «Рисуя правой половиной мозга» (в русском переводе — «Художник внутри вас»), где описала метод, который, по ее словам, позволял «отключить» левое и активизировать правое полушарие, открывая дорогу к безграничному творческому самовыражению. Эту технику она и назвала «правополушарным рисованием» (техникой «правополушарной живописи»), или «рисованием в П-режиме», и рекомендовала всем, кто хочет учиться рисовать.
Методы правополушарного рисования
Правополушарное рисование — это набор конкретных действий, которые можно пробовать самостоятельно (по книге Эдвардс) или на специальных курсах. Польза правополушарного рисования, как утверждала Эдвардс, в том, что оно позволяет быстро и эффективно обучить творческому восприятию. Методы такого рисования подходят для детей и взрослых — и даже больше для взрослых: Эдвардс считала, что с возрастом левое полушарие мозга начинает сильно мешать правому работать в режиме творческого потока.
По мнению Эдвардс, любой рисунок включает в себя пять элементов:
Чтобы научиться применять каждый из этих элементов, не нужны уроки академической живописи, считала Бетти Эдвардс. Необходимы упражнения, развивающие интуитивное мышление, занятия интуитивным творчеством. Например, творчеству помогает:
Из перечисленных техник, наверное, самыми непонятными выглядят первая и последняя. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Эдвардс считала, что такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве — линиях, светотени, колорите. Рисовать перевернутое изображение нужно из любой точки, учитывая пропорции и наблюдая за собственным мышлением. Закончив копирование, можно перевернуть рисунок и оценить его.
«Штормовое рисование» — это очень быстрое набрасывание с натуры, когда художник выполняет один рисунок за другим, например делает пятнадцать рисунков за пятнадцать минут. Такое скоростное рисование, согласно идеям Эдвардс, позволяет не дать левому полушария мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать). Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль — методика позволяет достичь творческого режима. Во время «штормового рисования» ни в коем случае нельзя останавливаться (даже если получается, по вашим ощущением, совсем плохо) и использовать ластик.
В чем тут проблема
Книга Бетти Эдвардс стала популярна среди художников и преподавателей искусства: ее перевели на множество языков, включая немецкий, французский, испанский, польский, венгерский, русский и японский. Курсы обучения «правополушарному рисованию» появились по всему свету. И все это несмотря на то, что у идей Эдвардс были серьезные проблемы.
Во-первых, до сих пор нет никаких доказательств того, что упражнения из книги Эдвардс позволяют задействовать именно правую часть мозга. Сама она не проводила экспериментов на этот счет и не доказывала «правополушарность» своей техники научно.
Вторая проблема серьезнее: современные исследователи мозга не поддерживают идею Сперри о разделенных функциях полушарий мозга
Идея о том, что творчество — функция одной части мозга, современными учеными считается чрезмерно упрощенной и относится к мифам. Концепция была подвергнута критике еще в прошлом веке, но окончательно миф развеяли в 2010-м, когда на английском вышла статья нейроисследователя Арне Дитриха и специалистки по психологии Риам Кансо.
Дитрих и Кансо сопоставили 72 эксперимента и сделали однозначный вывод: нет никаких подтверждений, что именно правое полушарие или один конкретный участок мозга отвечают за творческое мышление. Результаты Дитриха и Кансо были опубликованы в авторитетном американском научном журнале Psychological Bulletin («Психологический бюллетень»).
Сегодня специалисты считают, что любой творческий акт, от решения головоломки до занятий живописью, требует активности двух полушарий нашего мозга. Творчество, в том числе живопись, — сложный процесс, который включает множество действий и задач. Эксперименты показывают: для того чтобы выполнять эти задачи успешно, необходимо взаимодействие между разными полушариями мозга — и в том числе между самыми удаленными областями в них.
У профессиональных музыкантов наблюдается более активное взаимодействие между левым и правым полушарием, чем у людей, занятых менее творческими занятиями. Люди с дизайнерским образованием демонстрируют большую связь между частями мозга, чем новички. Согласно современным исследованиям, чтобы повысить креативность, важно укреплять связь между разными участками мозга. Как это делать — уже следующий вопрос.
«Мы используем только 10% своего мозга» и ещё 4 мифа, которые давно пора забыть
Несмотря на недоказанную эффективность, методы обучения Бетти Эдвадс все равно могут быть полезными для художников и тех, кто учится рисовать. Они позволяют натренировать руку, разобраться в техниках рисования — и просто хорошо провести время. Упражнения Эдвардс кажутся куда интереснее однообразных академических штудий, которые предполагают многочасовое срисовывание постановок с предметами. Впрочем, последнее, конечно, сугубо субъективно.
Правополушарное (интуитивное) рисование
Что такое правополушарное рисование? Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получая настоящее удовольствие.
Правополушарное (интуитивное) рисование было основано американским художником и доктором наук Бетти Эдвардс, методика которого изложена в книге 1979 года «Правополушарное рисование». В чем суть этой методики? Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам (Л-режим). Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами (П-режим). Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Не важно, как правильно рисовать. Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть». Сравниваем формы, размеры, соотносим свет и тень и т.д.
Ребенок, который только что взял в руки кисть, не задумывается о том что он собирается рисовать. А если задумывается, то не пытается понять, как это сделать. Он просто берет и рисует. Ему не важно какой будет результат, он получает удовольствие от самого процесса. Даже если в готовом рисунке невозможно понять, что нарисовано, ребенок будет гордиться результатом и с восхищением о нем рассказывать. Это значит, что процесс понравился и он получил вдохновение.
У взрослых восприятие мира другое. Они больше следуют логике и стереотипам, полученные с опытом. Этими качествами контролирует левое полушарие мозга. Нам становится все сложнее переключиться на правое полушарие и следовать чувствам. Со временем правое полушарие практически не используется, что может негативно повлиять на жизнь в целом. Важно, чтобы работало оба полушария головного мозга. Для этого существуют специальные упражнения, которые помогут вам переключаться не только в рисовании, но и в повседневдной жизни. Во многих проблемах, при которых сложно найти решение, важно чтобы на помощь пришло правополушарное видиние ситуации. Благодаря фантазии ответ приходит легко и быстро, в отличие от логического мышления, которое работает медленно и не всегда срабатывает. Это выход для многих жизненно важных ситуаций.
Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, шокируются тем, как хорошо у них получилось, и начинают признавать, что это был скрытый талант. На самом деле, чтобы научиться рисовать, не обязательно иметь талант. Мы же не обладаем талантом, чтобы, например, научиться кататься на велосипеде. Те, кто опробовали данный метод рисования, начинают любить сам процесс. Он избавляет от стресса и дает положительный отклик на повседневдную жизнь. Такое рисование прежде всего успокаивает. Мы отключаем все мысли, в том числе негативные, и полностью погружаемся в творчество. Это своего рода психотерапия: наносить сочные мазки краски на бумагу, не задумываясь о том, что должно получиться. Радуемся прикосновению кисти к холсту, «примеряем» разные оттенки под свое настроение. И тогда рождается шедевр. Раскрывается индивидуальность.
Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Нет границ и в возрасте, поле, социальном положении и т.д. На мастер-классы могут приходить все вместе в одну группу. Например, мамы вместе с маленькими детьми. Ребенок развивает фантазию и моторику рук, а мама отключается от повседневдного стресса, депрессии. Либо рисуют те люди, которые уже имеют опыт в рисовании и те, у кого его нет. Потом интересно смотреть и сравнивать, у кого как получилось. В правополушарном рисовании нет правил, что рисовать и как. Рисуй, как можешь и что хочешь. Рисовать должно быть легко и должно заряжать позитивом.
Благодаря правополушарному рисованию вы сможете:
— самореализовать свои творческие способности;
— самовыражаться через рисунок;
— получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
— бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
— поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
— избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.
Из этого следует, что метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как психотерапия.