На что влияет психологический тест в военкомате
Особенности S теста в военкомате: вопросы и ответы
Многие молодые парни призывного возраста негодуют, когда слышат, что им придется проходить психологическое тестирование в войсковом комиссариате. Как правило, s тест на профессиональную пригодность военкомат предусматривает вместе с обязательным прохождением медицинского освидетельствования для определения категории войсковой годности кандидатов на призыв в войска.
Профессионально-психологический отбор военнообязанных граждан России
Согласно действующему российскому законодательству граждане, подлежащие призыву на срочную службу, желающие подписать военный контракт с МО РФ, в т.ч. поступающие в военные училища и ВУЗы, обязаны предварительно пройти «Профотбор» – профессионально-психологический отбор.
Руководство МО РФ данному мероприятию сегодня уделяет особое внимание, учитывая общественный резонанс преступлений, которые наблюдаются в войсках. Все претенденты на прохождение военной службы подвергаются тщательному и качественному отбору.
В обязательном порядке профессионально-психологическое тестирование проводится с кандидатами на поступление в военные учебные учреждения, на получение допуска для несения караульной службы, на прохождение службы в секретных частях и на режимных военных объектах.
Министерство Обороны РФ для проведения профотбора кандидатов на военную службу применяет следующие виды тестов:
Как правило, вариант предлагаемых тестов войсковым комиссариатом зависит от целевого предназначения претендентов на военную службу, проходящих профессионально-психологический отбор.
S тест, Установление закономерности и Арифметический счет военкомат использует как для кандидатов на срочный призыв, так и на контрактную службу, расшифровка тестов представлена в конце статьи.
Смысл прохождения профотбора в войсковом комиссариате
Официальная цель профессионально-психологического тестирования будущих военнослужащих – установление их морально-психологических качеств, нервно-психического состояния, в т.ч. наличия профессиональных навыков в определенном направлении.
По итогам такого тестирования комиссия в военкомате определяет для каждого кандидата на военную службу категорию профессиональной пригодности, которых есть 4:
В период прохождения призывной кампании психологическое тестирование используется специально для выявления молодых парней, поведение которых имеет отклонения от общеустановленных норм, в т.ч. отличающихся затрудненной социальной адаптацией. То есть основная цель психологического тестирования – комплектация войск и силовых структур РФ здоровым и профессиональным личным составом, предупреждение попадания в армию физически и психологически непригодных граждан к военной службе.
По методикам тестирования, которые были специально разработаны для профотбора кандидатов на военную службу Главным военно-медицинским управлением МО России, призывников подразделяют на 4 категории:
Военнослужащих 3 и 4 категории каждые 6 месяцев направляют на дополнительное психологическое тестирование к медицинским специалистам, которые устанавливают текущее нервно-психическое состояние военного. По результатам обследования военные психологи делают заключение о снижении либо повышении степени нервно-психической стойкости.
S тест
Ниже показана часть 1 S теста для кандидатов на военную службу, который предлагает военкомат на 120 вопросов для профессионально-психологического тестирования, примеры и ответы:
S тест, который предлагает военкомат на 120 вопросов, все правильные ответы на вопросы:
Как я проходил психологический тест в Военкомате
Читаю я значит новости на одном ресурсе который с сегодняшнего дня является иностранным агентом.
Попадается мне на глаза данная статья:
И тут ностальгия пробила.
Я не так давно отбивался от военкомата. Буквально год назад получил военник. (Суммарно с военкоматом дрался что-то около
7 лет (перерыв был в 4 года).
Захожу я в очередной раз в военкомат города Владивостока полтора года назад. Представьте что посреди пяти и девяти этажных домов, есть обнесенный забором двор, в центре которого стоит одноэтажный барак, с которого буквально отваливаются стены.
Поругавшись в очередной раз с военкомом, пояснив ему за проблемы со здоровьем, он начал писать мне повестку на КСП (Краевой Сборный Пункт), но тут видит, что в деле нет результатов теста и посылает меня в кабинет проходит психологический тест.
Захожу я значит в помещение, мне дают листок, который выглядит как сетка на листке А4, примерно 5х10 клеток. У каждой клетки в углу цифра. Если ты не согласен с вопросом, надо поставить крестик. Иначе ты согласен. Довольно просто, для тупых.
И тут вопросы. Вопросы конечно же с подвохом.
1/3 теста, это вопросы в духе «Вы ощущали когда-нибудь тревогу» и «Вас посещали суицидальные мысли».
и так далее. (Дословно не помню, но примерно так звучат вопросы).
Ну как вы сами догадались, быть однозначно уверенным в этих вопросах не возможно. Ибо в список террористов включают людей и за меньшие грехи. А Террористами объявляют людей далеких от религии и даже политике. Вспомним тех же дальневосточных партизанов и суицидника в архангельске. И целую гору людей, который включили в список террористов за различные картинки, цитаты или даже упоминаний запрещенной ОПГ/символики/литературы.
Конечно в однозначности таких формулировок я не был согласен.
В конце проверяющая взяла прозрачный шаблон размера А4, который был точно так же расчерчен, но его клетки были закрашены зелеными и красными квадратиками.
Посчитала какой то балл и начала требовать, что бы я два вопроса тесте, ибо не хватает мне двух баллов до какого то там показателя. В итоге опять скандал, крики вопли. В моем деле военком сам исправил балл теста и проигнорировал результат с бумажки и с криками «Завтра что бы был с вещами по повестке».
А там уже заявление в суд, разбирательства и т.д. Но это уже другая и не интересная история.
Сколько помню армейские тесты, они настолько примитивны, что просчитываются на раз.
Можно смело отвечать «нет».
Вот только мне, почему- то на ум сразу пришли ИРА и всякого рода «коммерсанты», которые за деньги хоть мать родную, хоть церковь с людьми взорвут.
7 лет (перерыв был в 4 года).
Жесть. Отслужил бы год, и не парил бы мозги, забыл бы уже )))
Поругавшись в очередной раз с военкомом, пояснив ему за проблемы со здоровьем, он начал писать мне повестку на КСП (Краевой Сборный Пункт), но тут видит, что в деле нет результатов теста и посылает меня в кабинет проходит психологический тест.
Друган пришёл бухой, принесли так точней, на призыв. Военком ему белый билет дал как наркоману. У другого сосуды неправильно выросли и давление высокое, каждый год пытаются забрать в армию.
Если кто то не верит в такую форму формулировку вопросов.
Вот из СМИ по выше указанному заголовку нынешние тесты:
Во второй части разрешалось покупать носовые платки и жизнь наладилась. Но половина по-прежнему рвала из патриотических газет фото Путина и Шойгу.
Столбняк в Санкт-Петербурге
Столбняк существует. Я в этом убедился на личном опыте. Но самая страшная болезнь в России не столбняк, а бюрократия.
Я думаю, эта история заслуживает внимания общества и широкой огласки.
Помогите распространить это сообщение как можно дальше. На всех уровнях. Соцсети, репосты, газеты, телефон, письма, рассказы знакомым, возможно кто то из вас спасёт жизнь одного, пусть и незнакомого человека.
ЛЮБОЙ из вас может оказаться на моём месте.
22 сентября я удалил дома вросший ноготь.
Через два дня палец дёргаться перестал. И я забыл эту историю.
Ещё через две недели место пореза стало вновь дёргать, затем потихоньку нога, другая, и мышцы по всему телу. Свело слегка челюсти, стало тяжело глотать и напряглись мышцы по всей спине.
И дальше начался двухмесячный кошмар. С больничного на больничный. От врача к врачу, на обследования я потратил всё что было, и безрезультатно. Инфекционисты, терапевты, неврологи- никто не мог поставить диагноз.
Сон, аппетит, работа, нормальная жизнь, общение, внешний вид- всё было потеряно.
В течение примерно 2-3 недель было ухудшение вплоть до единичных судорог, затем пошёл на поправку, затем заживший палец снова начинал болеть и шло ухудшение. И так снова и снова.
Внимание. Это Питер. Не ржавый гвоздь, не болото, не отходы какие то. Просто дома кусачками.
Долго долго ничего не писал, так как казалось, что всё решаемо, но вот увы настал момент и я пишу.
Значит ситуация следующая. После почти трёх месяцев мытарств врачи в поликлинике по месту жительства собрали консилиум и дружно мне поставили диагноз подозрение на столбняк(уже появился первый довольно чёткий симптом, сжимание мышц челюстей(тризм), не хотели дожидаться всех остальных). Инфекционист написала направление на экстренную госпитализацию с подозрением на столбняк(А35) и позвонила в эпиднадзор в моём присутствии. Эпиднадзор отказал в постановке диагноза, не видя меня, просто на основании того, что должна быть открытая рана, и срок смерти в течение недели. (Это тяжёлая форма столбняка). Всё. Никаких других форм столбняка в документации у них нет, они в первую очередь юристы, а не врачи. Они за свой отказ по телефону ответственности не несут.
На данный момент я с трудом могу кушать твёрдую пищу, рот тяжело открывается. Периодически наступает улучшение, раз в две три недели, потом опять ухудшение. Раненый когда то палец ноет и дёргается перед каждым ухудшением. Затем начинаются подёргивания мышц, спазмы, сводит челюсти и становится тяжело глотать. Сбиваются эти симптомы только баклофеном(препарат, тормозящий возбуждение двигательных нейронов нервной системы)
Диагноз ставится только по клиническим признакам, нет ни одного анализа который мог бы показать наличие яда в крови или столбнячных палочек. Доказательную диагностику провести нельзя. Только в разгар болезни, когда человек ложится доской, начинаются изменения в анализах из за гипоксии мозга, голодания и разрушения мышц.
Врачи из поликлиники бессильны перед эпиднадзором, а без направления на госпитализацию ни одна больница не берётся за это. Они хотят помочь, но боятся эпиднадзора. Сегодня я был на приёме у кандидата наук инфекциониста со стажем 46 лет, он подтвердил диагноз, но сказал, что даже он бессилен ставить диагноз вопреки эпиднадзору. Поставил полинейропатию после перенесённого столбняка. Пожелал мне удачи и посочувствовал.
Когда прихожу в поликлинику на обследования и консультации после очередного пинка из больницы, создаётся ощущение, что
моя поликлиника знает меня в лицо, врачи здороваются со мной и переживают за меня.
Нервы за эти три месяца абсолютно уничтожены. Я чувствую бессилие и если хоть кто то знает, куда, как обратиться, как законно получить своё право на мед помощь, пожалуйста, в любое время жду ваших советов. Пока ещё не поздно.
P.S.:Эпиднадзор запретил ставить даже подозрение. Это в их интересах, так как каждая постановка такого диагноза ставит под сомнению систему прививок и профилактики столбняка.(Как в моём случае, мне поставили не тот укол)
Мне всё равно где получать лечение. В любой больнице. От меня отказались без согласия надзора уже в четырёх больницах. Врачи пытались подсказать мне, где получить помощь, давали направление в больницу со смежными диагнозами, ещё как то, но всё было бесполезно.
Мне так и не сделали за 3 месяца укол противостолбнячной сыворотки, так как не имеют права без отчётности. И это делается только в больнице.
И самое что главное, почему я до сих пор жив, мне объяснили. Ранка была небольшая, далеко от ЦНС, какая никакая профилактика хоть и запоздалая была, и. Здравствуйте, последствия. Хроническая форма с рецидивами. Я не могу нормально жить, работать, общаться. В любой момент может произойти генерализация процесса и меня могут не спасти. Мы ищем любые нити для спасения. Спасибо что дочитали до конца.
Если так и будет продолжаться, я долго не протяну, поэтому репост даже на неделю с последующим удалением это уже большое дело. Помогите пожалуйста!
Необходимо найти хирурга, который сможет провести хирургическое вмешательство в очаг инфекции(четвёртый палец левой стопы), обколоть его ПСЧИ(ПСС), и прекратить поступление яда столбнячных палочек в организм. Если этот вопрос решается только удалением пальца- я согласен.
Либо нужен юрист, который поможет договориться с врачами и эпиднадзором.
Дальше, лечение последствий это уже проще. Оно чисто симптоматическое. Да, последствия могут быть уже довольно серьёзными, в случае генерализации мне требуется реанимация и специализированная помощь для столбнячных больных, это очень тяжёлый процесс, но в данном случае- главное- убрать источник яда из организма. Иначе лечение последствий не приведёт ни к чему
На всякий случай- это НЕ ЗАРАЗНО.
Я понимаю, что моя история уже тянет на то, чтобы меня показали в новостях по первому каналу, так как в Петербурге около 10-20 лет не было зарегистрировано ни одного случая столбняка. Видимо усилиями Эпиднадзора.
Для любопытных, в конце прикреплю статью о столбняке.
Советы всем тем, кто не хотел бы оказаться на моём месте-
1)Делайте ревакцинацию АДСМ вовремя. 2)Детям ставьте прививки от столбняка. Без колебаний. Обязательно.
3)Не замазывайте раны мазью, никакой, никогда.
4)Не удаляйте вросший ноготь дома самостоятельно..
5)Первый и самый важный симптом- подёргивания в ране, боль в жевательных мышцах и спазмы. Если не дай бог откуда то взялось что то из этого, СРОЧНО в травмпункт и требуйте вколоть вам СЫВОРОТКУ, не АНАТОКСИН. Перестрахуйтесь. Здоровья вам и вашим близким.
В словах поддержки я сейчас уже не столько нуждаюсь, сколько в советах, что делать, в любой помощи по распространению этой информации и решению экстренной ситуации- на переживания и рефлексии у меня осталось слишком мало времени.
Нормы оказания медицинской помощи при столбняке и даже подозрении на нём прикреплю в ссылке снизу.
Психолог в армии. Тестирование призывников
Каковы задачи профессионального психологического отбора?
В общем виде задачи ППО можно определить как выявление характерных для призывника устойчивых базовых психологических свойств и соотнесение их с профессионально важными качествами, которые требуются для успешного прохождения военной службы на воинских должностях («командных», «операторских», «связи и наблюдения», «водительских», «специального назначения», «технологических»).
Личностные свойства призывника изучаются для уточнения его пригодности к обучению определённой воинской специальности. Изучение ведётся по трём основным направлениям: психологическому, социально-психологическому и психофизиологическому.
По итогам ППО психологом выносится одно из следующих заключений о пригодности призывника к конкретным воинским должностям: I категория – рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям выбранной специальности; II категория – в основном соответствует; III категория – минимально соответствует и допускается при недостатке кандидатов; IV категория – не соответствует и не рекомендуется для обучения по данной специальности.
Полученные в военкомате результаты ППО используются при последующем распределении военнослужащих в учебных соединениях и воинских частях.
Принцип этичности – один из наиболее важных аспектов ППО, он вытекает из общепризнанных прав человека: психолог в военном комиссариате использует полученные сведения только в служебных целях и не допускает разглашения. Заключение о профессиональной пригодности к службе на определённых воинских должностях сообщается обследуемому в беседе с ним, но при этом подчёркивается узкая направленность оценки на конкретные воинские специальности и в конкретный период времени. Важно, чтобы отрицательное заключение не рассматривалось как приговор о полной профессиональной непригодности и как общая негативная оценка человека. Вообще проведение ППО – достаточно деликатный процесс, в ходе которого психологу необходимо создать атмосферу открытости, доброжелательности и доверия.
Методы обследования
Перед проведением тестирования психолог проводит вводный инструктаж, после чего необходимо убедиться в том, что все задания поняты правильно и что мотивация у обследуемых призывников конструктивная, иначе исследование не имеет смысла. В редких случаях такая мотивация отсутствует (возможен отказ от тестирования либо несерьёзное отношение со стороны отдельных обследуемых), тогда перед психологом встаёт задача мотивировать призывников на проведение обследования. В ряде случаев у тех обследуемых, которых приходилось мотивировать дополнительно, результаты тестов оказывались выше, чем у остальных. Однако трудно сказать однозначно, действительно ли повышалась направленность на военную службу или проявлялся феномен позитивной саморепрезентации: возможно, психолог становился для этих обследуемых референтным лицом. Другая проблема – неправильное понимание смысла вопросов или сложности с их интерпретацией – возникает в тех случаях, когда обследуемые стесняются обращаться к психологу за разъяснением.
Индивидуальное собеседование проводится с каждым призывником в свободной форме и направлено на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. До начала беседы психологу целесообразно ознакомиться с документами призывника и отметить те факты, которые требуют внимания или уточнения. При проведении собеседования задаются в произвольной последовательности вопросы, касающиеся нервно-психической устойчивости, воинской профпригодности и общих познавательных способностей. Эффективность во многом определяется способностью психолога расположить к себе собеседника: он должен почувствовать искренний интерес к себе; недопустимо строить беседу в форме допроса. Важно помнить, что задача психолога – не только получить ответ, но и оказать положительное воздействие на собеседника, так как его отношение к военной службе ещё только формируется, и любая деталь может оказаться значимой, особенно для эмотивных личностей. Структура беседы примерно следующая: вводная часть – установление контакта, создание доверительной атмосферы, если нужно – снятие ситуативного напряжения; основная часть – получение необходимой для ППО информации; заключительная часть – уточнение наиболее важных деталей. В процессе беседы желательно выявить, насколько молодой человек способен реально оценивать свои способности и возможности: самооценка, помимо адекватной, может оказаться завышенной или заниженной. Завышенная самооценка проявляется в излишней самоуверенности, хвастливости, частом «яканье»; заниженная самооценка сопровождается неуверенностью, фрустрированностью, застенчивостью, тревожностью.
Наблюдение за поведением обследуемого призывника в процессе проведения ППО включает оценку моторики, различных эмоциональных проявлений, отдельных высказываний, а также целенаправленный анализ поведения с целью обнаружения индивидуально-психологических особенностей личности. Так, наблюдение даёт дополнительную информацию о характере, мышлении, уровне развития. Устанавливается, легко ли молодой человек вступает в беседу, как понимает вопросы, насколько логичны и адекватны ответы, велик ли его словарный запас, какова скорость, правильность и выразительность речи. Фиксируются и анализируются особенности поведения: сдержан юноша или демонстративен, присуща ли ему обидчивость, робость, развязность, суетливость, как выражены вегето-сосудистые реакции.
В процессе наблюдения фиксируются единичные признаки недостаточной сообразительности и низких когнитивных способностей: молодой человек задает вопросы не по существу (иногда нелепые), у него на лице написано недоумение, растерянность, ответы на вопросы демонстрируют примитивность суждений, во время тестирования он делает попытки записывать инструкции психолога, обратиться за разъяснениями к соседу.
Отдельные признаки низкой направленности на службу и снижения дисциплины могут проявляться в репликах во время ППО, шумном поведении, элементах шутовства, фамильярности. Иногда проявляются внешние признаки эмоциональной неустойчивости: изменения мимики, тревожность, озабоченность, напряжения мышц, резкость движений, хрипота или заикание, вопросы и ответы, чрезмерно эмоционально окрашенные.
Наблюдение также помогает определить «лучших» кандидатов на службу: они не задают лишних вопросов, выполняют задания спокойно и самостоятельно, следуют инструкциям чётко и быстро, реагируют адекватно обстоятельствам.
Результатом ППО является комплексное заключение о профессиональной пригодности призывника, которое интегрирует уровень общих познавательных способностей, нервно-психическую устойчивость и военно-профессиональную направленность.
Оценка общих познавательных способностей (ОПС)
Это наиболее простое звено в процедуре ППО, так как данные тестов и беседы дают достаточно чёткие результаты, не зависящие от искренности обследуемого. В случае сомнений психолог задает дополнительные вопросы на темы ОПС. Целью дополнительного обследования может стать выявление лиц с повышенной утомляемостью при незначительных тестовых нагрузках либо с отсутствием элементарных знаний школьной программы. В отдельных случаях у призывников встречается непонимание таких понятий, как «процент», «радиус», «корень»; некоторые обследуемые не читают художественной и научно-популярной литературы, плохо понимают смысл пословиц, басен, поговорок. Это в основном характерно для молодых людей из семей с педагогически несостоятельными родителями, в которых снижен общий культурный уровень.
Большинство призывников при обследовании показывает нормальный уровень ОПС. Однако распространённое явление – недостаточный словарный запас, употребление речевых штампов, примитивность высказываний и нелогичность суждений. Кроме того, обследуемые могут невнимательно читать, не до конца понимать смысл вопросов, неправильно их интерпретировать при вполне нормальном уровне ОПС, поэтому по ходу беседы целесообразно убедиться в правильности понимания вопросов.
Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ)
Она проводится с целью раннего выявления состояний психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения.
Это основное направление психологического обследования в военном комиссариате при проведении ППО.
Диагностика НПУ – сложная задача, так как всегда трудно определить, являются ли проявленные признаки неустойчивости свойством личности молодого человека или реакцией на незнакомую обстановку. Уровень НПУ – не абсолютно стабильное, навсегда данное человеку свойство; это совокупность врождённых и обусловленных влиянием внешней среды свойств личности.
При проведении ППО психолог ориентируется на 4 уровня НПУ: высокий – соответствует повышенным требованиям к психическому здоровью; хороший – нервно-психические срывы маловероятны; удовлетворительный – срывы вероятны при значительных психических и физических нагрузках, в экстремальных ситуациях; неудовлетворительный – высокая вероятность срывов, признаки психической неустойчивости.
Отрицательными признаками, выявляемыми в процессе ППО, могут быть: плохие взаимоотношения в семье и коллективе, преобладание подавленного или беспричинно приподнятого настроения, навязчивые мысли и движения, тяжёлые переживания даже по незначительным поводам, колебания эмоционального фона, излишняя тревожность, отсутствие дружеских контактов, несоблюдение общепринятых норм поведения, ипохондрия, частые конфликты с окружающими и другие. Важно своевременно отличить асоциальный тип личности, у которого нет проблем с НПУ, от типа личности с явно сниженной социальной адаптацией и низким уровнем НПУ.
При диагностике НПУ правильное понимание вопросов должно быть предметом пристального внимания психолога. Так, непонимание обследуемых вызывают словосочетания: «подавленное настроение», «обречённый человек»; пропускается частица «не»; смысл утверждения «Мои руки ловкие» истолковывается как склонность к воровству.
Не менее серьёзная задача – построить обследование таким образом, чтобы получить искренние правдивые ответы. С этой целью психологу желательно задавать вопросы в скрытой форме или косвенно, например: «Как Вы относитесь к участию в уличных драках и скандалах?» Причиной неискренних ответов может быть стремление дать социально желаемые ответы, показать себя с наилучшей стороны; конформизм, выражающийся в подсознательном стремлении следовать «общепринятым стандартам»; демонстративность личности, при желании получить одобрение психолога или показать свою исключительность. В то же время абсолютно искренние ответы могут быть вызваны полным безразличием к обследованию и свидетельствовать об отсутствии конструктивной мотивации у обследуемых. В тестировании НПУ предусмотрена шкала искренности, дающая дополнительную информацию. При наличии любых сомнений в правильности диагностики психологу необходимо задать уточняющие вопросы. В целом НПУ большинства призывников находится на хорошем уровне.
Оценка военно-профессиональной направленности (ВПН)
Она предусматривает распределение призывников по конкретным воинским специальностям, а также позволяет составить представление о направленности на военную службу в целом. О высокой направленности призывника свидетельствует положительное отношение к службе, желание приобрести конкретную специальность за время ее прохождения, наличие определённой жизненной стратегии и реальной цели. Большинство призывников, прошедших мероприятия ППО, готовы проходить службу вдали от дома, с пониманием относятся к необходимости подчиняться в соответствии с воинскими уставами.
Отдельные призывники (имеющие негативный опыт социализации в семье и учебных заведениях либо склонные к ипохондрии) высказали тревожное и негативное отношение к службе, что может затруднить их контакты во время прохождения службы. Именно поэтому на данном этапе психологу важно выявить личностно-эмоциональные девиации и факты педагогической запущенности. О низкой направленности на службу может свидетельствовать нежелание проходить службу и обучаться конкретным специальностям, а также отрицательное отношение к необходимости подчинения. Об этом же свидетельствует легкомысленное отношение к обследованию, нарушения норм поведения в момент обследования, полная пассивность в отношении к собственной судьбе (такой молодой человек чаще всего нигде не работает и не учится). Отрицательными признаками также являются: низкая дисциплинированность, высокая конфликтность, безответственность, отсутствие реальных жизненных планов. Во всех перечисленных случаях перед психологом помимо фиксации уровня ВПН встаёт задача проведения профориентационной беседы, повышающей мотивацию и направленность призывника с учётом его индивидуальных особенностей. При этом со стороны психолога полностью должна исключаться негативная оценка личностных особенностей призывника и любая критика в его адрес: помочь может только доброжелательное отношение, а не «навешивание ярлыков».
Отдельно оценивается направленность призывника на конкретные воинские специальности: он будет комфортнее себя чувствовать и сможет полнее проявить себя там, где мотивация будет оптимальной. Разумеется, психологу необходимо учитывать помимо мотивации объективные данные: овладение сходной гражданской специальностью, состояние здоровья, характеристики с места работы или учёбы, личностные особенности.
О высокой направленности на специальности класса «командные» свидетельствует дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы на руководящих должностях, а также ярко выраженные лидерские качества. Не следует направлять на такие должности призывников, склонных к пассивному поведению и подчинению. Низкая направленность может подтверждаться документами с места работы или учёбы, в которых встречается характеристика «ведомый член коллектива», «поддающийся чужому влиянию»; сведения о том, что при хорошей успеваемости такие молодые люди являются плохими организаторами и не способны отвечать за результат коллективной деятельности.
Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрирует наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Отрицательными данными является неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация.
Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (все виды борьбы, плавание, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Отрицательные данные для такой специальности – отсутствие склонности к силовым и подвижным видам спорта, апатия, невысокие физические и моторные данные, а также повышенная уступчивость в межличностных и внутригрупповых отношениях.
Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности, помимо сходных гражданских специальностей (водитель, крановщик, тракторист, механик, автослесарь и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой. В характеристиках с мест учёбы могут быть указания на низкую успеваемость именно по техническим дисциплинам, может отсутствовать выраженный интерес к своей гражданской специальности, например, при беседе у призывника может быть выявлено полное отсутствие интереса к техническим специальностям и элементарных навыков по ремонту техники. По этой причине психологу следует детально изучать способности и склонности, а не просто ориентироваться на наличие сходного профессионального образования.
Особую актуальность ППО приобретает потому, что зачастую до военной службы профотбор не проводился, в связи с чем профессиональная и социальная адаптация молодого человека может быть существенно осложнена. В ряде случаев психологу в военкомате приходится иметь дело с педагогической запущенностью, с нарушением нормальных отношений в семье и школе. При этом ППО не разделяет людей на «плохих» и «хороших», а показывает картину социально-психологического распределения представителей молодого поколения, которое представляет интерес не только для армии, но и для общества в целом.