На что влияет справка уклониста
ЧТО ТАКОЕ СПРАВКА ВМЕСТО ВОЕННОГО БИЛЕТА?
До 2014 года все мужчины старше 27 лет могли прийти в военкомат и получить военный билет. Однако 26 декабря 2014 года вступил в силу приказ МО РФ №495, ограничивающий в правах тех граждан, которые умышленно избегали призыва на службу. С этого момента военные комиссариаты стали выдавать им не привычную «красную книжку», а справку уклониста.
Справка уклониста (справка взамен военного билета) — это документ, который выдается всем мужчинам, не прошедшим военную службу. Единственное исключение составляют граждане, отметившие 27—летие до 2014 года, т.е. до вступления закона в силу. Этим мужчинам, даже если они с 18 лет скрывались от военкомата, обязаны выдавать стандартный военный билет.
Российские военкоматы вручают справки всем молодым людям, которые не оформили отсрочку или не были освобождены от срочной службы. Получить её могут не только те мужчины, которые прятались от военкома, но и те, кто не получили повестку и поэтому не прошли призывные мероприятия. При этом неважно, как долго призывник избегал встречи с комиссариатом: полгода, год или 9 лет.
Сотрудники многих военных комиссариатов полагают, что призывник обязан самостоятельно, не дожидаясь официального вызова, получать повестки на призывные мероприятия. К примеру, в практике Службы Помощи Призывникам был случай, когда юристы обжаловали отказ в выдаче военного билета, аргументированный тем, что призывник явился в военкомат только через год после потери отсрочки: когда ему отправили повестку на медицинское освидетельствование.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПРАВКИ УКЛОНИСТА
Главное ограничение, которое накладывает документ на своего обладателя — отказ при трудоустройстве в силовые структуры, органы муниципальной или государственной власти. Изначально предполагалось, что его владельцы не смогут устроиться на госслужбу, но впоследствии закон был ужесточен. Теперь мужчин, которые были приняты на службу до вступления закона в силу, увольняют с работы.
Также обсуждалась возможность лишить обладателей справки права на управление транспортом и запретить им выезд за границу. Однако в 2019 году таких изменений не ожидается.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫДАЛИ СПРАВКУ ВМЕСТО ВОЕННОГО БИЛЕТА?
Если в прошлом вы не спешили получать повестку, то обязательно подготовьтесь к явке в военкомат: продумайте и подготовьте объяснительную записку с объяснением причины неявки. К примеру, вы пропустили призыв из-за болезни. В таком случае напишите о том, что не смогли пройти призывные мероприятия по причине болезни, и приложите к объяснительной справку или выписку из медицинской карты.
Вручить справку могут даже тем призывникам, у которых есть непризывной диагноз, но они уклонялись от призывных мероприятий.
Среди уважительных причин также можно указать тяжелое заболевание близких родственников, проживание в другой стране, чрезвычайные ситуации и др. Если у вас была оформлена отсрочка, то учите, что она считается законной, если была утверждена призывной комиссией. Университеты и колледжи не могут освободить своих учащихся от призыва.
Если вам все же выдали справку, можете обратиться в суд с требованием выдать военный билет. Обжаловать получение справки можно в течение 3 месяцев с момента её получения.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Справка уклониста вместо военного билета в 2021 году
Справка уклониста вместо военного билета выдается с 2014 года по указу Минобороны мужчинам, которые до 27 лет не отслужили в армии без уважительной на то причины. Однако из-за спорного нововведения страдают добросовестные граждане – ученые, полицейские, не получавшие повесток от военкомата. Справка уклониста вносит некоторые ограничения в жизнь мужчины, поэтому очень часто решение военной комиссии оспаривается в судовом порядке.
Кто такие уклонисты
Согласно действующему законодательству, уклонистом называют мужчин, которые до 27 лет:
При зачислении мужчины в запас военная комиссия изучает дело, выдает справку уклониста, если не находит законных оснований для освобождения от службы.
Уклонист – гражданин, который добровольно отказался от исполнения конституционных обязанностей, связанных с прохождением военной, альтернативной службы. Данное поведение является уголовно наказуемым, грозит штрафными санкциями. Но, чтобы возбудить уголовное дело, требуются доказательства уклонения.
Действия, дающие основания для привлечения призывника к ответственности:
Распространенные причины уклонения:
Признать мужчину уклонистом, выдать справку вместо военного билета может военный комиссариат, суд. Решение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции, прокуратуре, суде.
Что такое справка уклониста (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»)
До 2014 года мужчины, которым исполнилось 27 лет, могли спокойно прийти в военкомат, получить военный билет. После внесения поправок в законопроект, гражданам, умышленно скрывавшимся от службы в армии, начали выдавать справку уклониста, которая предусматривает некоторые ограничения.
Справка уклониста – документ, что выдается взамен военному билету всем мужчинам, которые без уважительной причины не отслужили в армии до 27 лет. Выдается военным комиссариатом всем мужчинам, не оформившим отсрочку, не имеющим законного основания для освобождения от армии. Исключением являются граждане, которым до 2014 года исполнилось 27 лет, в независимости от того, сколько времени они скрывались от военкомата.
Чем отличается справка от военного билета
Для повышения престижности, привлекательности военной службы была придумана справка уклониста. Многие считали несправедливым тот факт, что одинаковый военный билет выдавался отслужившим и тем, кто 9 лет бегал от военкомата. Документ определенного образца отделил служивших граждан, от тех, кто не был в армии без уважительных на то причин, не имея законных оснований.
Справка вместо военного билета – документ персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе. Характеризует отношение мужчины к исполнению воинской обязанности, несению службы. Защищенная полиграфическая продукция уровня «В». В случае призыва на военную службу по мобилизации оформляется в установленном порядке, выдается военный билет.
Как выглядит справка уклониста
Бланк определенного образца содержит общие сведения о гражданине, отношение к службе и прохождение военных сборов, категорию запаса, группу учета, особые отметки.
В верхней части заполняется информация общего плана – ФИО, дата, место рождения, образование, специальность, семейное положение, спортивный разряд. Далее описывается решение призывной комиссии выдать справку взамен военному билету, подпись начальника. Обязательно указывается категория годности, отметки о прохождении военных сборов, др.
Для оформления, выдачи справки уклониста потребуются оригиналы, ксерокопии следующих документов:
Приносится 3 фотографии размером 3*4 см.
Кто может получить справку вместо военного билета
Согласно российскому законодательству, справку вместо военного билета могут получить граждане, которые не служили в армии до 27лет без оформления отсрочки, не имея официального освобождения. К уклонистам относят граждан, что были признаны таковыми судом, осуждены за неисполнение воинской обязанности по ст. 328 УК РФ. По данной статье привлекаются к ответственности молодые люди, получившие, подписавшие повестку лично, не явившиеся в военкомат в указанное время без уважительной причины.
Таким образом, получить справку вместо военного билета могут граждане, которые просто не хотели идти в армию, бегали от военкомата, и молодые люди, которые не прошли службу по другим причинам. Нередко справка вручается из-за халатного отношения военного комиссариата к выполнению своих прямых обязанностей. Повестки не вручаются должным образом, теряются личные дела призывников, присутствует взяточничество.
Выдачу справки члены комиссии аргументируют тем, что гражданин призывного возраста должен сам прийти в военкомат за повесткой, если она не была вручена. Однако, согласно действующему законодательству, призывники не обязаны идти в военкомат сами и не считаются уклонистами, если не получили лично в руки документ. О том, что нужно самим добиваться повесток, идет речь в новом законе, который пока еще находится на рассмотрении.
Последствия и ограничения при получении справки уклониста
Основное ограничение – отказ при трудоустройстве в государственные, муниципальные, силовые структуры. Изначально справка уклониста не давала права устраиваться только на госслужбу, впоследствии закон ужесточили. После вступления в силу ограничений мужчин, не прошедших службу, начали увольнять с занимаемой должности.
Если говорить простыми словами, справка уклониста не должна мешать жить, если нет желания быть госслужащим, силовиком. Однако коммерческие организации, индивидуальные предприниматели часто отказывают в трудоустройстве, увидев справку уклониста, но аргументируют свое решение иными причинами. В целом же, справка вместо военного билета является таким же документом воинского учета. Не должна препятствовать при трудоустройстве.
Что делать при получении справки вместо военного билета
Молодым людям, которые бегали от военкомата, не хотели идти в армию, военный билет особо не нужен. Они согласны получить справку уклониста в 27 лет, жить обычной жизнью. Как правило, такие граждане не изъявляют желания работать в госслужбе, поэтому ограничения особо их не коснутся. После получения документа молодые люди вздыхают с облегчением, продолжают жить своей жизнью. Кроме этого, по факту и уклонистом назвать гражданина нельзя, если не было возбуждено уголовное дело.
В ситуациях, когда молодые люди не против были служить, но в приоритетах находилась учеба, получение хорошего образования, решение комиссии при выдаче справки вместо военного билета можно оспорить. Учебные заведения не освобождают призывников от армии полностью. Временное освобождение предоставляется лишь при определенных обстоятельствах. К примеру, не дают освобождение после получения диплома бакалавра для продолжения учебы на специалиста. Рассчитывать на освобождение могут студенты, поступившие в магистратуру. Не освободят от армии для получения второго высшего образования и после завершения учебы в колледже. Именно в таких ситуациях возникают спорные вопросы и проблемы с получением военного билета.
Признать молодого человека уклонистом могут только в том случае, когда в деле имеется информация о вручении повесток лично в руки. При первой неявке в указанное время налагается штраф, повторной – дело передается в Следственный комитет, Прокуратуру, Суд.
Уважительные причины для неявки в военкомат:
Все случаи неявки должны быть документально подтверждены. Уклонением от службы является специальное нанесение увечья, травм самому себе.
При посещении военкомата нужно в объяснительной запаске изложить причину неявки в военкомат, приложить документы, дающие возможность получить официальное освобождение. Если призывник не согласен с решением военной комиссии о выдаче справки вместо военного билета, он может оспорить его в суде. Времени на это дается 3 месяца.
Как можно оспорить выдачу справки уклониста
Оспаривание действий, решений военного комиссариата осуществляется в суде общей юрисдикции. Порядок регламентируется Кодексом административного судопроизводства. Иск можно подать в течение 3 месяцев с момента получения справки вместо военного билета. В удовлетворении иска будет отказано, если отсутствуют основания, предусмотренные законом, для освобождения от службы, а также имеются факты, подтверждающие получение повестки под личную подпись. На сегодняшний день статистика по искам такова – в 95% случаев отказывают в удовлетворении требований. Однако 5% граждан РФ добиваются истины, получают военный билет.
В судебной практике имеется множество ситуаций, когда действия военкомата идут в разрез с законодательством.
Перед тем, как идти в суд с иском, рекомендуется посетить юриста. Специалисты помогут составить обращение в суд правильно, расскажут о перспективах.
Чтобы не получить справку вместо военного билета, необходимо выделить 1 год в своей жизни возрасте с 18 до 27 лет, отслужить в армии либо получить официальное освобождение при наличии законных оснований. Отсрочку дают только по решению военного комиссариата, поэтому нужно обращаться туда, представив доказательства, основания для освобождения. Наиболее частые причины – болезнь, учеба, семейное положение.
Отзывы
Почему вместо военного билета выдают справку и что делать
Сейчас многих призывников, которые смогли отбегать до 27 лет не получив военный билет может ожидать получение специальной справки. Подобный документ имеет название «справка уклониста». По мнению некоторых людей с такой справкой нельзя устроиться на нормальную работу, да и вообще, это настоящее клеймо на всю жизнь. В таких условиях возникает острая необходимость в получении исчерпывающей информации относительно реального правового статуса справки, заменяющей военный билет, а также ее последствий для нормальной жизни призывника.
Кто может получить справку взамен военного билет
В начале 2014 года официально вступил в силу закон, который внес определенные изменения в систему учета граждан призывного возраста. С принятием данного закона, каждый молодой человек, после 27 лет не имеющий за плечами службу в армии при отсутствии у него отсрочек или заболеваний, не дающих ему возможность нести армейскую службу, получает статус не прошедшего срочную службу в армии без законных оснований.
Иначе говоря, каждый парень, уклоняющийся от призыва до момента наступления 27 лет, получит данный статус. На сегодняшний день широко распространена практика, когда такие граждане вместо военного билета в военкомате получают лишь специальную справку. Несмотря на то, что такая справка не имеет полноценного правового статуса, она получила официально утвержденный формат.
Одновременно с этим, стоит отметить и тот факт, что были внесены некоторые законодательные изменения в отношении процедуры приема на работу граждан в государственные органы и организации. Теперь, молодые люди, что получили так называемую «справку уклониста» не смогут устроиться работать в подобные бюджетные организации.
На протяжении последних лет в военкоматах по всей территории России было выдано огромное количество таких справок. Такое положение дел привело к тому, что у большинства призывников, старше 27 лет теперь вместо военного билета есть лишь справка. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что нет никакого смысла скрываться от военкомата и намеренно уклонятся от призыва. Стоит помнить о том, что такая справка выдается на всю жизнь и ее наличие может негативным образом сказаться на дальнейших жизненных перспективах молодого человека.
Какие ограничения накладывает справка
Большинство призывников, получивших справку взамен военного билета, пытаются выяснить, каким образом это может сказаться на их жизни и дальнейших перспективах. Зачастую данную категорию граждан остро беспокоит возможность устройства на работу с такой справкой, а также продвижение по карьерной лестнице.
Согласно действующему законодательству никаких проблем с устройством на работу возникнуть не должно. Вместо военного билета, работник в отдел кадров должен будет принести справку, которая также является документом военного учета. На сегодняшний день нет никаких законных оснований отказывать гражданину в приеме на работу при наличии у него справки, а не полноценного военного билета, ведь трудовой кодекс РФ не накладывает на таких людей никакие ограничения.
При этом всем, нельзя исключать возможность возникновения каких-то иных «неформальных» проблем с трудоустройством на новом рабочем месте. В некоторых отдельных случаях для работодателя вопрос наличия у потенциального сотрудника военного билета является принципиальным. В таких условиях, если вместо полноценного билета у человека будет справка, то ему могут отказать в приеме на работу. Безусловно, гражданину никто не скажет, что ему отказали из-за его справки. Ведь это будет являться прямым нарушением закона. Человеку озвучат какой-то иной аргумент или просто дадут отрицательный ответ без каких-либо объяснений.
Кроме того, конституционный суд в свое время вынес пояснение о том, что сама по себе неявка в военкомат по повестке является всего лишь административным нарушением. А вот намеренное уклонение от призыва на срочную службу в армию это уже уголовное преступление. Одновременно с этим, гражданин, который ранее не привлекался к ответственности за подобные деяния, может получить статус не прошедшего службу в армии без уважительной причины.
Это связано с тем, что действующий закон не обязывает членов призывной комиссии принимать во внимание причины, что не позволили гражданину исполнить его гражданский долг, связанный со службой в рядах российской армии. Иначе говоря, даже если молодой человек не смог быть призван в армию по определенным объективным причинам это не может быть использован в качестве законного основания.
Члены Конституционного суда постановили, что теперь призывная комиссия обязана проводить комплексную оценку всех обстоятельств, которые повлияли на то, что гражданин не сумел своевременно пройти срочную службу. Конечное решение призывной комиссии может проходить процедуру судебного обжалования. В рамках такого судебного заседания также будут рассмотрены все факторы, помешавшие призывнику пойти в армию.
Процедура оспаривания выдачи справки
Решение призывной комиссии при военкомате о выдаче призывнику вместо полноценного военного билета справки, как и любое иное решение какого-то другого государственного органа может быть опротестовано через суд. Этот процесс должен быть осуществлен согласно действующим положениям Кодекса об административном судопроизводстве. На сегодняшний день судебная практика в подавляющем большинстве случаев при рассмотрении подобных дел принимает сторону военкомата. В итоге заявитель остается со справкой.
Одновременно с этим, стоит отметить то, что суды могут принимать решения в пользу заявителя. Обычно это бывает в том случае если военкомат во время одной из призывных кампаний, присвоил призывнику категорию временной непригодности к срочной службе. Каждый отдельный случай является уникальным, поэтому его нужно рассматривать отдельно от остальных с учетом имеющихся фактов.
Для успешного завершения судебного процесса рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированному юристу, что специализируется на делах, касающихся призыва в армию.
Как получить военный билет вместо справки
Далеко не каждый призывник, столкнувшийся с ситуацией получения вместо военного билет справки, полностью осознает все последствия такого развития событий. Поиск методов решения данной проблемы зачастую начинается с момента осознания того факта, что со справкой устроится на приличную работу оказывается крайне сложно.
[ads-mob-5]Желательно озадачиться решением этого вопроса рекомендуется перед прохождением комиссии, что выносит решение о выдаче справки вместо билета. Для этого потребуется прилечь опытного юриста, который сможет собрать необходимую базу доказательств, что позволит получить полноценный военник.
Чтоб получить желаемый результат нужно будет собрать внушительный перечень документов, состоящий из всевозможных выписок и справок. Они будут свидетельствовать о наличии у призывника заболеваний, не позволяющих ему проходить службу в армии. В целом, все документы должны прямо или опосредованно подтверждать факт того, что у призывника изначально отсутствовал умысел уклоняться от армейской службы.
Также будет полезно выяснить, предпринимал ли военкомат какие-то меры для розыска призывника во время очередного призыва. Чаще всего военкомат присылает повестку по почте. Такой метод уведомления призывников нельзя назвать надежным, ведь даже добросовестные граждане могут не получить отправленную им повестку.
Итоги
Каждый молодой человек, который до 27 лет не прошел армейскую службу и не получил своевременно военный билет, должен знать о том, что вместо полноценного военника ему могут выдать справку. С таким документом нельзя рассчитывать на какую-то карьеру не только в государственных структурах, но и в некоторых частных компаниях. В таких условиях крайне важно будет добиться получения военного билета, ведь от этого зависит дальнейшая судьба гражданин.
Безусловно, в целом «справка уклониста» может никак не отразиться на жизни человека. В особенности если он занимается бизнесом и не планирует пойти работать в государственные силовые структуры. Но все же, наличие военного билета является некой перестраховкой, ведь жизненный путь в любое время может резко поменять направление.
По этой причине необходимо иметь хотя бы базовые юридические познания, а также пакет документов, который поможет в процессе судебных разбирательств забрать свой воинский билет.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.