На что влияет высшее образование
Высшее образование как важный этап формирования личности, или тестирование под нагрузкой
Для начала простой пример из жизни. Детство и глубокая юность, когда любая мотивация выражается только лишь словом «хочу». Она еще не подкреплена знаниями и возможностями для достижения нужной цели, которые из-за этого кажутся недостижимыми. Взрослая жизнь, когда воплотить почти любую юношескую мечту (в разумных пределах) так же легко, как просто щелкнуть пальцами. Теперь когда «те» цели уже достигнуты, они не кажутся такими недостижимыми, но теперешние цели как раз наоборот, запредельны. Но как только мы покоряем новую вершину, то начинаем теряться в недоумении: «Ну почему я раньше думал что это, если не невозможно, то уж слишком трудно и сложно, чтобы я(!) смог это осилить?»
Интересно? Велкам под «кат».
Нужно ли говорить, что человеческий мозг это сложный механизм, который видимо по дефолту блокирует адекватное восприятие человеческих возможностей, тем самых рефлекторно защищая его от глубоких разочарований. Эта, так называемая защита, которая заложена нам в детстве, призвана временно(!) защищать неокрепшую личность от губительной для нее, и очень болезненной реакции, которая возникает при жизненных промахах и неудачах. Механизм снятия этой оболочки вырабатывался веками, а авторство принадлежит естественным процессам, которые индивидуальны в каждом отдельном обществе. Поэтому, не суть важно, на каком примере мы будем рассматривать развитие и становление личности. Как в развитии звереныша, так и в развитии человека есть ступени, которые принято называть взрослением. По ним мы и пробежимся.
Ступень первая, детство. Родители пытаются как можно дольше удержать нас в иллюзорном идеальном мире, старательно пряча бренные заботы от детского любопытства, ограждаясь одним единственным правильным ответом на все наши почему: «Вырастешь – поймешь!»
По мере взросления мы проходим этап воспитания улицей, у кого-то есть этап детсада, но следующим важным этапом, наверное, стоит выделить школу. В школе нам вбивают кучу ненужных знаний, большая часть которых никогда не пригодится во взрослой жизни. Но все же, школа решает такие задачи, как формирования понятия о сущности мира и отвечает на часть все тех же, детских «Почему?». Она помогает выявить, что нам нравится, а чего мы терпеть не можем, она показывает нам, что в мире есть место несправедливости и то, что зло, далеко не всегда будет наказано. Другими словами она начинает процесс снятия той самой защиты, о которой говорилось вначале. И вот, что стоит заметить, в зависимости от многих факторов, которые помогают или наоборот, мешают снятию этой естественной защиты, мы получаем огромнейший разброс в качестве формирования личности. Это та причина, по которой всегда будет существовать категория индивидов фактически взрослых и развитых не по годам.
Двигаемся дальше. Армия и ли ВУЗ. И одно и второе является идеальным местом для дальнейшего развития личности, вот только первое по многим причинам работает в корне неправильно, и в таком аспекте, как есть сейчас, превращается в серьезное испытание для не сформированных личностей. За неимением исчерпывающих фактов, о всех воинских частях, которые позволили бы детально проанализировать, сравнить и оценить каждую по отдельности мы поговорим о ВУЗах, которые более однотипны и в меньшей мере отличаются, вне зависимости от расположения.
Что дает нам высшее образование?
Сейчас мы подошли к щепетильному вопросу о том, что дает нам высшее образование. Ответьте мне на простой вопрос, а как вы представляли себе высшее образование, будучи еще школьником? Не буду пытаться угадать, но предположу, что в том возрасте вышка представляется как некое особое, важное и сложное знание, которое делает людей намного умнее. А знаете, откуда такие мысли? Все просто, наличие высшего образования, это то, что отличает учителей, инженеров, работников банков, директоров предприятий и депутатов гос думы от нас самих. Ведь мы не можем знать, что часть из них никогда не училась в институте, а еще часть вообще окончила только девять классов средней школы. И потому автоматически приписываем им наличие вышки.
По этой же причине мы жаждем получить диплом и актуальные знания, которые позволят нам самореализоваться, но кто сказал, что знания, получаемые до этого момента, были актуальными?
Но все же, давайте ближе к самому процессу получения высшего образования. Здесь способ подачи информации качественно отличается от преподавания в школе. Есть лекции, которые читают так, как будто это обычная сводка новостей, а вот расследование, факты и подробности предстоит узнать самому. И вот тут открывается главный закон получения высшего образования, который состоит в том, чтобы ты сам смог выбирать, где тебе достаточно знать этот минимум, а что интересует тебя глубже и больше. И это просто отлично, в противном случае все за нас решали бы другие, чего, думаю, не хочется никому.
Естественно сейчас у кого-то возникнет возражение: «Если я выбрал профессию экономиста, то я хочу чтобы меня научили разбираться в экономике». Но только в реальности все немножко по-другому. Есть минимальные и стабильные знания, на которых строится все остальное. И есть категория последних достижений в конкретной области. Все что между них – временное информационной поле, актуальность которого изменяется настолько быстро, что бессмысленно готовить людей, которые будут учить ему. Изучение этой части информации всегда возлагается на тех, кому она действительно нужна.
А теперь об актуальности знаний, которые дает высшее образование. Дело в том, что глубина этих знаний, исключает необходимость их 100%-ной актуальности. Любой программист или верстальщик улыбнется сложности тех лабораторных, которые делают студенты на html, c++, Delphi, MATLAB и так далее. И с другими предметами так же. На самом деле, если перестать себя обманывать и чистосердечно себе признаться, то реальное обучение тому, что позволяет без проблем сдать сессию, занимает не так много времени, как мы себе представляем. И в действительности времени на саморазвитие больше чем достаточно.
Если уж совсем откровенно, то в университете у вас намного больше времени научиться важным и нужным вещам, чем в реальной жизни. Если эту статью читают студенты, то я хотел бы подчеркнуть: если сейчас обучение тому университетскому минимуму отнимает у вас много сил и энергии, если под этой, нагрузкой вы не способны заниматься саморазвитием и самообучением тому, что действительно хотите делать в этой жизни, то скажите, пожалуйста, как вы будете успевать делать это, устроившись на работу? Возможно я кого-то разочарую, но если в условиях университета, вы не находите времени работать над собой, то через несколько лет после окончания однажды вдруг заметите, что безнадежно отстали от жизни.
Все наверное знают, каждый преподаватель любит подчеркивать тот факт, что университет не дает знаний, а он учит их получать. Так вот, это действительно правильное изречение, и оно достойно того чтобы преподаватели говорили его своим студентам гораздо чаще.
На этом, пожалуй, буду заканчивать, так как написание публикации и так заняло больше времени чем я предполагал, но надеюсь, что все же ответил на часть вопросов, которые время от времени тревожат юный студенческий мозг. Всем спасибо за внимание, продолжение не исключено.
Надо брать: 4 аргумента, почему высшее образование необходимо для жизни и карьеры
В комментариях с нами поделились разными историями об учебе. Многие приводили весомые аргументы, почему высшее образование важно — и почему может совсем не влиять на будущую профессию и зарплату. В нашей подборке — доводы в пользу необходимости высшего образования.
Я училась в частном вузе СПбГУП, где была очень строгая система с контролем времени и идентификационной картой: если ты нарушаешь внутренние правила, то тебя отчисляют. Ко второму курсу мы научились обходить систему, потому что нас учили думать, ставить цели и находить нужные решения.
Затем был государственный вуз ИТМО, где я тоже училась на бюджете — уже в магистратуре. В силу того, что университет государственный, преподаватели относились к работе довольно безответственно, часто были замены пар и изменения курсов, не было структуры и системы. Зато был отличный нетворкинг, и я обрела много полезных в своей профессиональной деятельности связей.
Все зависит от того, что вы в итоге хотите получить от вуза. Очень часто для молодых людей вуз — это возможность найти себя. Всего 10% на первом курсе точно уверены, что выбрали правильную специальность. На мой взгляд, человек должен попасть в социальную среду сверстников, которая будет способствовать его развитию, мотивировать и дисциплинировать.
Я после советского инженерно-строительного вуза работаю конструктором в промышленном и гражданском строительстве, городским планировщиком — урбанистом. Занимаюсь планированием городской среды в Осло уже более 15 лет.
Мой одногруппник выбрал, например, специализацию на газгольдерах и резервуарах, подводное строительство, и теперь он директор регионального отделения крупного международного нефтяного консорциума.
Мне отчим дал хороший совет. Выбирайте профессию, которая и была нужна 5 тысяч лет назад, и будет нужна через 50 тысяч лет, и во время войны, и во время мира, и на дне океана, и на Юпитере. Профессия должна вас накормить при любых обстоятельствах, и базовые знания в ней должны оставаться нерушимыми.
Глядя, как людям приходится доучиваться, чтобы подтвердить дипломы, или переучиваться за рубежом, лишний раз убеждаюсь, как отчим был прав!
Все говорят об опыте работы, целеустремленности и прочем. И так известно, что, если ты успешный и целеустремленный лидер, найти хорошую работу будет легче, а если инфантильный лентяй — тяжелее.
Мне кажется, важно сузить цель. Если в приоритете работа за границей, присмотритесь к вузам с хорошими программами академической мобильности. Если привлекают госструктуры в России и успех видится только на стабильной работе — милости просим в МГИМО и МГУ. Если тянет к диджиталу, хочется окружить себя людьми, которые уже работают в отрасли, и набрать побольше полезных знакомств, то стоит начать работать над тестовыми в БВШД и на факультет медиа в Вышке.
У меня, например, приоритетом было качественное гуманитарное образование в либеральном университете, поэтому выбрал философский факультет в Вышке. Да, с ней сейчас много скандалов и стало в целом похуже, но я своим дипломом бакалавра доволен и не сменил бы место учебы, вернись я на 4 года назад.
Высшее образование позволяет не только получить специальность или, как сейчас все любят говорить, корочку. Высшее образование дает возможность сформировать очень нужные в жизни навыки: понимание дедлайнов и важности следования им.
Образование помогает в коммуникации с очень разными людьми, даже если с ними коммуницировать кажется нереалистичным. Вы научитесь учиться, искать нужную информацию, придумывать нужную информацию и многому другому.
Если вы только заканчиваете школу, не бойтесь выбрать специальность, по которой никогда не будете работать. Понимание своего дела приходит гораздо позже, а зачастую может и не прийти вовсе.
Этот комент должен быть в статье, а статья в коментах.
тьфунатебя, что ж за специфика такая?
тьфунатебя, аналогично) у меня ещё и выяснилось, что 90% изученного неверно😱😁😁😁, но 10%, полученных исключительно из личного профессионального общения с педагогами дали хороший старт.
Полина, да это был единственный момент, когда я пожалел об отсутствии ВО. Релоцироваться можно и без вышки, но вариантов меньше.
Программист из Берлина.
Tema, статистики из мира, где ни у кого нет ВО, или где оно есть у всех, у нас с вами нет, поэтому с уверенностью, как у вас, утверждать, что ВО это универсальный рецепт успеха, нельзя. Вы очень условно проводите связь, при этом опускаете статистику того, сколько человек работает по своей специальности, по которой полезность ВО уже не так очевидна.
P. S. Вообще, мой комментарий критиковал больше перечисленные в статье причины, а не сам факт получения ВО)
Думаю, студенческие годы дают возможность дешевле путешествовать, учиться на разнообразных коротких курсах и завязывать знакомства на будущее.
Если помогают родители, то учёба в вузе даёт нравственное право ещё 6 лет не работать и искать свой путь в жизни.
Если родители не помогают, то в студенчестве можно браться за любую подработку и не думать, что это сложно или стыдно.
ВУЗ особо не дал знаний, которые бы пригодились на дальнейшей работе, всему учился сам. Да и учился я в ВУЗе так себе, на тройки. Но без него, без контактов которые я получил среди сверстников, не знаю как дальше пошла бы судьба.
ВУЗ, поток, это коллектив ребят, которые становятся профессионалами и растут параллельно с тобой. Рано или поздно они займут свои места в жизни. Если вуз хороший, проходной балл не самый низкий, это будут неплохие места. Учитывая, что во многих отраслях, как и в моей, все в первую очередь ищут работников по принципу «эй отдел, расчехляйте записнухи, нужен хороший спец!», это очень важно.
Речь не о блате, просто окружающая проф среда должна знать, что ты существуешь и хорош в своем деле, когда открывается очередное окно возможностей.
Ну и имя общего ВУЗа добавляет дружественности на собеседованиях, это да.
Высшее образование часто является обязательным условием при приеме на работу в зарубежную компанию. Без него не получить визу определенной категории, что сильно усложнит трудоустройство.
Также важна и специальность, указанная в дипломе: если вы выучились на инженера-схемотехника, а пытаетесь устроиться программистом, скорее всего синюю карту Евросоюза будет не получить.
Если человек после школы не может определиться чем ему заняться в жизни, то это наши родительские недоработки.
3 и 4 вообще к высшему образованию не имеют отношения.
С приоритетами надо бы определятся ДО поступления, а не после. А сформировать «базовые навыки» можно и работая в макдональдсе
Мне вышка вообще не пригодилась. Видимо всё потому, что я не пытался устраиваться на работу. В моём мире нет ни одного человека, который бы достигал своих результатов с помощью неких знаний, полученных в вузе.
Daria, так и есть. В кругу тех, с кем я общаюсь, нет ни врачей, ни учителей. Да и вообще все как-то сами себе занятия придумывают вне рамок профессий, которым учат в вузах.
Антон, видимо, вы учились в низкосортном вузе. После защиты диплома я могла с нуля организовать процесс работы торгового предприятий, что и сделала. Сейчас заканчиваю магистратуру и вижу запредельные возможности, благодаря полученным знаниям
Если человек может сам себя организовать на учёбу, то высшее не нужно. Работаю с опытными «самоучками».
Все эти аргументы, а также статистика что люди с ВО добились больше чем люди без ВО напоминают корреляцию чисел без причинно-следственной связи. Например, корреляция возраста Мисс Америка и число убийств горячим паром и прочими горячими предметами (http://tylervigen.com/spurious-correlations). Скорее умные люди часто идут получать ВО и добиваются успеха (при этом без ВО они добились бы не меньше).
ВО в РФ (за редким исключением) не может дать ничего, что не мог бы получить изначально умный человек вне университета. Сейчас есть множество классных профессиональных курсов, тренингов. Если есть деньги, то MBA в Сколково даст такой нетворкинг (помимо мощнейших знаний), что за всю жизнь не наберешь. Опять же, есть обучение в других сферах где дают реальные знания и реальный нетворкинг. Да что тут говорить, я за один только двухдневный курс стоимостью менее 30000 получил нетворкинг в 10 раз серьезнее чем за всю университетскую жизнь.
Да, в серьезной зарубежной компании (при работе за границей) будут требовать диплом и не всегда наши шарашкины конторы их устроят. Но даже так, это всего-лишь формальность. У меня есть реальный опыт устройства в американскую компанию удаленно. Я просто отметил галочку что есть диплом (он правда есть), но никто это не проверяет.
И больше скажу, если работать не в гос. конторе или по специальности где диплом требует закон, то распечатанный на принтере диплом можно выдавать за реальный и никто проверять не будет. Кадровикам этот диплом нужен для галочки.
Вот как раз из-за таких урбанистов больно смотреть на свой город.
Как можно сравнивать мнения? Один учился в отличном вузе, другой в полумертвой забегаловке. Конечно же второй будет писать, что высшее образование это блажь
Не разделяю полностью ни одно мнение из статьи.
Как высшее образование влияет на трудоустройство в мире и в России?
Если вы планируете поступать в бакалавриат, магистратуру или на программу MBA в зарубежном вузе, то важно знать, почему диплом может и будет работать на ваше будущее. Об этом рассказывает выпускник Гарварда и генеральный директор компании Crimson Education Джейми Битон.
Диплом признанного международного университета способен открывать перед его обладателями многие двери, поскольку наличие степени в топовом вузе дает ряд конкурентных преимуществ при трудоустройстве. Однако только наличия диплома недостаточно – не менее важно то, как вы учились и выстраивали связи внутри кампуса.
В США к успеваемости и академическим достижениям относятся крайне серьезно. Единственный показатель, который напрямую отражает ваши шансы устроиться на работу, скажем, на Уолл-Стрит или в топовые технологические компании – это показатель GPA (Graduating Point Average).
GPA – это средний бал, складывающийся из среднего арифметического всех оценок, которые вы получаете на экзаменах, и это самый большой показатель вашего успеха. Высокий GPA – обязательное условие для трудоустройства во многих компаниях, и к нему предъявляют высокие требования, поскольку люди убеждены, что высокий GPA заставляет непрерывно достигать хороших показателей: каждый семестр каждого года на протяжении всего периода обучения. Он говорит о том, что вы последовательны, организованны, дотошны и мотивированы. Все эти качества демонстрируют в людях постоянство и надежность – именно те качества, которые хочет видеть работодатель.
Студенты, которые получают оценки хаотично: от A (отлично) до D (неудовлетворительно), выглядят менее благонадежными и не производят впечатления людей последовательных, в то время как для многих позиций требуется непрерывность и стабильность. Поэтому на такие позиции слишком рискованно брать кого-то, кто ассоциируется с непостоянством.
Говоря о влиянии на трудоустройство, первое, о чем стоит упомянуть – это то, что диплом признанного зарубежного университета позволяет вам больше зарабатывать. На это есть две основные причины:
Во-первых, большинство мировых компаний вроде Facebook, Goldman Sachs, McKinsey & Company нанимают персонал прямо из кампусов топовых университетов. Компании такого уровня не будут рекрутировать людей из большинства других университетов, так что вы получаете особый доступ к вакансиям, которого нет у других. Как правило, работа в таких местах и оплачивается в среднем выше.
Во-вторых, это навыки, которые студенты развивают как во время традиционных классов, так и на внеклассных занятиях. Навыки, формирующиеся в университете, востребованы на рабочем месте, они помогают выпускникам достигать более высоких результатов, а значит, быть более конкурентоспособными на рынке.
Если приводить конкретные данные, то вот интересный пример такого влияния:
В университетах вроде Гарварда или Йеля около 45% кампуса для продолжения карьеры выбирает одну из трех сфер: финансовую, консалтинговую или технологическую, поскольку эти индустрии остаются ведущими для молодых специалистов, а также являются самыми высокооплачиваемыми.
Так, например, один из наших менторов, работающий в Facebook, имел стартовую зарплату порядка 120 000 долларов в год. Стартовые зарплаты выпускников в мировых консалтинговых фирмах, вроде McKinsey & Company или BCG начинаются с отметки 100 000 долларов в год. В этих индустриях люди получают самые высокие зарплаты, и попасть в них без степени топового вуза крайне сложно.
На самом деле, людей с профессиональным опытом в мире куда больше, чем тех, кто обладает конкурентным академическим опытом. Намного больше людей, которые работают, скажем, в финансовом секторе на протяжении 3 лет, не имея диплома топового вуза. В целом, любой профессиональный опыт ценен, если вы стремитесь к успеху, но время, проведенное в признанных мировых университетах, дает вам куда больше преимуществ.
Диплом Гарварда, Уортонской школы или Калифорнийского университета позволят вам попасть в круг фирм и компаний, в которые сложно попасть «со стороны» вне зависимости от того, сколько лет профессионального опыта у вас за плечами.
Еще один нюанс – многие фирмы из конкурентных индустрий, как скажем, финансовая, достаточно иерархичны. Такие компании всегда отстаивают свою репутацию, поэтому очень важно, чтобы ваш первый профессиональный опыт был получен в компании достаточно высокого уровня. Степень университета позволяет вам не только выйти на конкурентный рынок труда, но и сразу занять более прямую траекторию для дальнейшего карьерного роста. Таким образом, диплом университета – это ваш трамплин на старте карьеры.
Сейчас на российском рынке труда работодатели придают немного значения оценкам и успеваемости студентов. Профессиональный опыт выпускников, а также их связи с определенным кругом людей ценятся больше, чем академические достижения. Нетворкинг в США также невероятно важен, поскольку наработанные связи чаще всего помогают найти первую работу и способствуют закреплению на рабочем месте. Однако эти связи становятся дополнением к вашим навыкам и достижениям, а не решающим фактором при трудоустройстве.
Тем не менее, нельзя не отметить того, что по мере развития экономики в России, сложившиеся паттерны вокруг значимости образования, как в случае США, начинают превалировать. В целом, мы видим, что люди с дипломом зарубежного университета, особенно топовых университетов США и Великобритании, более успешны на рынке труда в России.
Но даже если вы не собираетесь искать работу, а планируете вести свой бизнес, стоит обратить внимание на то, какие преимущества даст вам диплом международного университета. Многие начинающие предприниматели открывают бизнес в России с целью выйти на международный рынок. Наличие университетской степени в американском университете в 6-7 раз повышает вероятность того, что вы сможете привлечь капитал для развития российской компании, чем если бы вы имели аналогичную степень в местном вузе. Мир становится более сфокусированным на образовании, так что для налаживания бизнеса с зарубежными партнерами очень важно, чтобы в вашей автобиографии были такие вещи, которые помогут создать целостную картину о вашей роли в компании, ее позиционирование и вашем опыте.
Академические достижения характеризуют вас совершенно определенным образом в глазах зарубежных партнеров. Как правило, наличие степени международного университета становится залогом доверия к вам, а именно это доверие почти всегда оказывается определяющим.