На что вы ориентируетесь при создании образовательной среды в вашей школе
Создание комфортной образовательной среды школы
Доклад к выступлению на муниципальном семинаре «Организация образовательной среды для решения задач интеллектуальнотворческой личности». Подготовлен в соавторстве с Сорокиной Е.П., заместителем директора
Просмотр содержимого документа
«Создание комфортной образовательной среды школы»
Авторы: Кузьменко Т.М., учитель математики МБОУ СОШ №10 г. Апатиты
Сорокина Е.П., учитель математики МБОУ СОШ №10 г. Апатиты
Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании.
Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.
Образовательная среда школы — это совокупность условий и возможностей личностного развития учащихся. Образно говоря, это «территория», где существуют источники педагогического влияния, осуществляющие деятельность, цель которой – образование (воспитание, обучение и развитие) человека.
В.А. Ясвин Витольд Альбертович, доктор психологических наук, предлагает в образовательной среде выделять пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический компоненты.
Образовательная среда школы включает три компонента:
Первый компонент — это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки. Ведь на самом деле в образовательном процессе имеет значение не только то, кто учит, кого учит, чему учит, но и где учит. Предметная среда, окружающая ученика и учителя, безусловно, оказывает сильнейшее влияние на результаты процесса обучения.
Второй компонент образовательной среды — социальный — определяется формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы выполнялись следующие условия: наличие между учителем и учениками отношений сотрудничества;
Третий компонент образовательной среды — психодидактический — включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения. Без сомнения, важность данного компонента переоценить невозможно, поскольку именно внутри него даются ответы на вопросы «чему учить» и «как учить».
Функции образовательной среды
Комфортная образовательная среда — это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию учащимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является самоутверждение личности и стремление к самосовершенствованию.
Необходимость разговора о комфортности школьной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит в ощущении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса.
Создание комфортной среды для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача школы.
Существуют основные составляющие понятия «комфортность»:
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьники переживает, находясь в стенах нашей школы, организованный межличностным взаимодействием учащихся, учителей и их родителей.
Следующей и наиболее, как нам кажется, актуальным на данный момент, является физиологический комфорт школьника. В школе создана и действует система горячего питания, ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, строго контролируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.
Образовательный процесс в школе оснащен учебным оборудованием, учебно-методическими комплексами, техническими средствами обучения в соответствии с реализуемыми образовательными программами.
Кабинеты чистые и светлые, оборудованы современной мебелью, регулируемыми по росту столами и стульями.
Есть спортивные залы, включающий комнаты для переодеваний, оснащенном необходимым спортивным инвентарем.
Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора. Оборудован стадион, установлен спортивный комплекс.
В школе продолжает развиваться и совершенствоваться воспитательная система.
Все мероприятия носят комплексный характер, так как охватывают значительную часть учебно-воспитательного процесса, урочную и внеурочную деятельность школьного коллектива.
В школе для учащихся функционируют кружки, факультативы и секции по интересам, основной задачей которых является предоставление ребенку возможностей удовлетворения его интересов, расширения его кругозора, развития умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации, оздоровления и социализации личности ребенка.
Комфортная среда невозможна без гармонизации социально-психологического климата в школе и педагогической помощи участникам образовательного процесса. Успешность этой работы зависит еще от скоординированных действий между классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-организатором, учителями-предметниками.
Вся деятельность социально-педагогической службы направлена на создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде.
Значительное место в деятельности службы отводится работе с так называемыми «проблемными» детьми и детьми «группы риска». В эти группы входят дети с выраженными признаками дезадаптации, трудностями в обучении, проблемами в межличностном взаимодействии, склонных к девиантному поведению. Эти дети находятся под постоянным контролем социального педагога и классного руководителя. Такая работа дает свои положительные результаты. На профилактическом учете в органах профилактики состоят всего 2 учащихся.
В классе складываются свои традиции, которые настраивают детей на коллективные, творческие дела. Так совместными усилиями создается творческий работоспособный детский коллектив.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе нашего учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Показателями успешности работы школы стали следующие результаты.
Кач-во обучение по школе 45%
Задача школы – не только дать ученику знания в рамках школьной программы, но и обеспечить его развитие как творческой личности. Одним из критериев хорошо выполненной работы школы могут стать победы учащихся в олимпиадах различного уровня.
2) Участие детей в научно-практических конференциях – активное вовлечение в процесс повышения самообразование.
3) Обучение в «Унишанс» это обучение по базовой и расширенным программам, подготовка к поступлению в ВУЗ. Занятия ведутся преподавателями и аспирантами СПбГУ и Академии педагогического мастерства. Дважды в год, в дни осенних и весенних каникул школа «Унишанс» собирает очные семинары для школьников.54 человека из нашей школы отучились в этой школе за последние 5 лет.
4) Школа «А-Элита» была создана в 1993 году для победителей областных предметных олимпиад в рамках реализации Федеральной и региональной программ «Одаренные дети». Наши дети ежегодно проходят обучение в этой школе по таким направлениям, как русский и английский язык, математика, физика, литература.
5) Образовательный центр «Сириус» был создан в Сочи по инициативе Владимира Путина в декабре 2014 года.
Наши учащиеся Жиганов Дмитрий и Саранская Ирина прошли конкурсный отбор и стали учащимися федерального центра «Сириус».
Жиганов Дима сейчас успешно учится в Академической гимназии им. Д.К. Фаддеева в Санкт-Петербурге
Саранская Ирина стала ученицей 2017 года.
6). Региональные математические игры «Точка опоры».
Участники игры соревновались в знании основных понятий, свойств и законов математики, решали прикладные и нестандартные задачи различного уровня сложности.
Обучающиеся школы показали высокий уровень эрудиции, теоретической подготовки, умение работать в команде.
Мы хотим сделать среду адаптивной, чтобы обеспечивать адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды
Мы хотим сделать среду саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование
Мы хотим сделать среду более открытой, чтобы использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника в открытом взаимодействии его в окружающей среде.
Мы хотим сделать среду более технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя новые гуманитарные и информационные технологии, соответствующие современному уровню оснащения ОП.
Мы хотим сделать среду более комфортной и оптимистичной, чтобы создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.
Перевод на качественно более высокий уровень информационной и
технологической среды школы:
В заключение важно отметить, что образование высокого качества невозможно «дать», изложить, сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такой среды, которая бы, основываясь на широком использовании образовательных технологий, форм, методов в максимальной степени способствовала саморазвитию обучающихся. Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлѐнных родителей, а также общества, в котором подчѐркивается ценность обучения на протяжении всей жизни.
Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы
Что педагогу хорошо, то школьнику — дискомфорт
Как школьная среда влияет на психологию поведения детей и учителей?
Мы проводили исследование в трех московских школах:
Во всех трех типах школ, которые мы рассматривали, комфортность у педагогов всегда выше, чем у детей. Конечно, учительская среда всегда более персонифицирована: собственное рабочее место в кабинете, в учительской, отдельный туалет только для педагогов. Чаще всего педагоги обращают внимание не на внешнюю среду, а на взаимоотношения в коллективе и общую психологическую обстановку — это и есть показатель комфортности для учителей.
Безопасный дизайн
«Пространство влияет на поведение. Правильная предметная среда снижает число правонарушений, препятствует травле и создает благоприятный эмоциональный фон».
Crime Prevention Through Environmental Design — методика безопасного дизайна, основанная в 1971 году криминалистом Ray C Jeffery. В основу положено социальное исследование «Теория разбитых окон»: если в подъезде разбито одно окно и его не заменили, то через некоторое время в подъезде будут разбиты все окна. Это значит, что небрежная среда становится источником вандализма.
В здании школы решетки и ограждения вовсе не создают ощущения безопасности — они вызывают еще больший страх, недоверие и дискомфорт.
Какие решения в дизайне помогают обезопасить школьную среду?
Разделение на цветовые блоки помогает снизить скорость бега.
Красный цвет стен помогает ускорить продвижение людей в нужном направлении и избежать праздного шатания по коридору. Но при этом красный снижает усвоение информации. В классе его использовать не стоит.
Напольная навигация помогает ориентировке в пространстве.
Критерии безопасной среды:
Кейсы. Работа со школами
«Вандальность снижается в тот момент, когда в пространстве повышается персонификация. Если в школе есть место, где ребенок может увидеть результат своей деятельности, он ощущает себя свободнее».
В одной из школ дети оценивали пространство, наклеивая стикеры и фотографируя доказательства.
Неопрятно выкрашенные, разбитые стеклянные плитки на стенах, шведские стенки в рекреации, окна без теплоизоляции.
Что произошло потом?
Шведские стенки исчезли — появились стенды для проектов школьников, места, где дети вывешивают свои работы. Снизилась вандальность.
У каждой школы есть артефакты. Например, в школах, где мы проводили наш эксперимент, мы обнаружили элемент визуальной навигации в виде швейной машинки рядом с кабинетом технологии, схемы Северного и Южного полушарий небесной сферы на стене в одной из рекреаций, старые рисунки выпускников школы прошлых лет, памятники и музей-коллекцию диафильмов.
«Начните налаживать связь с учениками. Проведите эмоциональную оценку школы. Спросите детей, какие места в школе или предметы кажутся им потенциально опасными? Пусть каждый расскажет, что в интерьере школы хотелось бы изменить, а что убрать или добавить. Это можно сделать и без дополнительного бюджета. Важно просто прислушаться к мнению учеников и улучшать пространство сообща».
В школе нового района Москвы самым опасным местом ученики признали гардероб. Действительно, огороженное со всех сторон помещение, завешенное вещами, открывало большой простор для буллинга и краж. Результатом проведенной за 5 месяцев работы стал новый дизайн гардеробной. Пространство стало свободнее, ограды исчезли, а учителя взяли это место на контроль, чтобы предотвратить неприятные ситуации. Итог — визуально более привлекательное место, отсутствие «слепых» зон, прекращение краж и буллинга.
«Где взять деньги на преобразование школьной среды? Вместо того чтобы из года в год перекрашивать стены из бежевого в бежевый, лучше запланировать следующий ремонт как образовательную задачу. Можно не только провести исследование, но и включить в этот процесс детей».
Образовательная среда средней школы
Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.
Все сходятся на трёх важных постулатах:
– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. ( Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).
Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.
Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).
Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.
Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.
Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.
Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.
Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.
Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).
Список использованной литературы
Проектирование индивидуальной образовательной среды в школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проектирование индивидуальной образовательной среды при организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях возможностей учреждения общего среднего образования
Описание слайда:
это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в учреждении общего среднего образования, которые непосредственно воздействуют на обучение и воспитание ребенка, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом.
Описание слайда:
Образовательная среда
4
Материально-техническая подсистема
1
2
3
5
Организационная подсистема
Социально-психологическая подсистема
Технологическая подсистема
Управленческая подсистема
6
Эстетическая подсистема
Описание слайда:
Проектируя предметную образовательную среду, мы пытаемся создать условия для возникновения у участников образовательного процесса такого функционального состояния, которое способствовало бы высокоэффективной реализации образовательной деятельности.
Описание слайда:
Этапы проектирования образовательной среды
диагностика реальности
1
2
формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей проектирования образовательной среды; построение концепции образовательной среды
создание образа результата проектирования
3
Описание слайда:
Этапы проектирования образовательной среды
составление программы совместных действий
этап реализации проекта: непосредственное построение (создание) образовательной среды
комплексная экспертиза и рефлексия результатов реализации проекта
3
4
5
6
Описание слайда:
Педагогический коллектив работает
над построением такого образователь-
ного процесса, который в полной мере учитывал бы индивидуальные образовательные запросы и потребности обучающихся, предоставлял им оптимальные условия для получения качественного образования, реализации творческих и исследовательских запросов, ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Описание слайда:
совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, при которых личность понимается как главное действующее лицо образовательного процесса; создание условий для развития личности в ее целостности, уникальности и автономности; обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии со способностями, потребностями, интересами, запросами учащихся
(Стандарт общего среднего образования).
Личностно ориентированный
подход
Описание слайда:
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности
учащегося можно характеризовать:
— как механизм, признак индивидуализации образовательного процесса;
— как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения школьников в реализации их индивидуальной жизненной траектории;
— как способ взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
— как средство интеграции педагогических и учебно-методических средств учреждений общего среднего образования.
Описание слайда:
Тьюторство –
это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования, в рамках которой учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей, восприятия ученика.
Описание слайда:
Основания для создания ИОМ:
– участие в различных конкурсах, олимпиадах
и соревнованиях;
– повышение мотивации школьников к обучению за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
– необходимость ликвидации пробелов в знаниях, возникших по любым причинам;
– специфические особенности обучающегося, связанные с его здоровьем, личностью, социальными проблемами, подходом к обучению.
Описание слайда:
Факторы проектирования индивидуального образовательного маршрута
особенности, интересы, потребности и возможности самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализм учителя;
возможности образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;
возможности материально-технической базы учреждения общего среднего образования.
Описание слайда:
Проектирование индивидуальной образовательной среды при организации учебно-познавательной деятельности учащихся даёт возможность создать такие условия, которые обеспечат каждому ребенку соответствующий его возможностям уровень развития, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Проектирование образовательной среды в школе
Общая информация
Похожие материалы
Эссе на тему «Моя педагогическая философия, как классного руководителя»
Обобщение опыта работы «Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях дистанционного обучения»
Презентация к проекту «Мы вместе»
Сценарий художественно-эстетического тура «Праздник красок»
Презентация на тему «»День космонавтики»
Презентация «Культурное наследие России»
22 июня мероприятие «Помним, гордимся, верим, чтим!»
Урок мужества «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5383152 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.