На что живут ортодоксальные евреи в израиле
Легко ли быть «черным» Как живут ультраортодоксальные евреи в Израиле
Фото: Bernat Armangue / AP
В Израиле ненавидят «черных» больше, чем где-либо. Речь не о цвете кожи, а о черных шляпах, лапсердаках, халатах и пейсах. Сами они определяют себя как харедим — «богобоязненные». Другие называют их ультраортодоксами. Говорят, что они сидят на шее у государства, не служат в армии и плодятся как кролики. Все ли так, как говорят?
Больше не экзотика
Когда я оказался впервые в Израиле в 2000 году, будучи студентом, мы с компанией решили посетить очень интересный иерусалимский квартал — Меа Шеарим. Рассказывали, что там живут ультраортодоксальные евреи, которые ходят в старомодных одеждах, а по субботам не пускают в этот район транспорт. При входе в квартал на иврите, английском и очень кривом русском было написано обращение к туристам с призывом не нарушать покой этой части города и заходить туда только скромно одетыми. Квартал и его жители в черно-белой одежде показались нам исключительно мрачными и неприветливыми. Спустя несколько лет, когда я снова оказался в Иерусалиме, я обнаружил, что Меа Шеарим потерял уникальность и экзотичность. Не потому, что его жители изменились. Просто шляпы, пейсы, халаты и лапсердаки распространились по всему городу. Перегораживать по субботам дороги, чтобы по ним не ездили автомобили, стали и во многих других кварталах города.
Светские иерусалимцы жаловались, что город «чернеет». Через какое-то время «почернел» я сам. И хотя я порой позволяю себе ходить в джинсах, а в моем гардеробе есть рубашки не только белого цвета, тем не менее об этом странном обществе я скорее могу сказать «мы», нежели «они».
Поначалу кажется, что все одеты в униформу, на самом деле здесь множество движений, течений, направлений, религиозных групп и так далее. И у каждой группы «униформа» своя. Дресс-код — важнейшая составляющая израильской жизни. Это касается не только харедим, но их — в особенности. «Толдот Аарон» — в полосатых халатах, вижницкие хасиды — в круглых шляпах, литваки — в итальянских костюмах и шляпах борсалино… Кто есть кто — сразу видно по одежде. Живут, как правило, тоже компактно. Чисто «харедными» населенными пунктами считаются Бней-Брак, Бейтар-Илит, Кирьят-Сефер. В других местах возникают и растут «черные» кварталы.
«Ты из России? Да ладно! Ведь русские нерелигиозны, они реалисты», — не верит татуированный длинноволосый таксист. Раньше это было действительно так. Теперь же есть целые кварталы, населенные преимущественно «русскими» харедим. Самый известный — иерусалимский район Рамот.
Празднование Пурима в иерусалимском квартале Меа Шеарим
Фото: Ammar Awad / Reuters
Коммунизм без ТВ
Бабушка прислала из Питера внуку в Бейтар разноцветную толстовку с суперменом. «Бабуль, спасибо, конечно, большое, только меня за такую кофту из хедера выгонят», — говорит 10-летний Йоси. Школа — самый эффективный инструмент общественного воздействия. Формально тебя не заставляют выполнять неписанные правила общины, но если ты им не следуешь — на твоих детей начинают косо смотреть другие родители: «А безопасно ли с ними общаться нашим детям? А не научат ли они чему плохому? А не перевести ли моих в другую школу, с более строгими правилами?» В этих условиях директору школы проще «попросить» того, кто выбивается из общей массы, чем успокаивать встревоженных родителей.
Дети харедим одеты весьма скромно. Младшие донашивают вещи за старшими. Нередко можно увидеть разновозрастных детей, одетых в вещи одинаковой расцветки, — это дети из одной семьи. Они не смотрят кино и мультфильмов, не играют в компьютерные игры. Телевизор в этом обществе строго запрещен и считается наиболее «токсичным» предметом светского мира. Если он появится дома, это будет означать автоматическое исключение детей из школы, а с обладателем голубого экрана просто не будут общаться. В особо строгих общинах также идет война против интернета и смартфонов. Но здесь все сложнее: эти «блага цивилизации» многим необходимы для работы. Те, кто не могут без них обойтись, часто устанавливают «кошерный интернет», в котором заблокированы все сайты с нескромными картинками.
Несмотря на все это «мракобесие», многие харедим активно работают в хай-теке. Как же такое возможно, если в их школах преподают почти исключительно религиозные предметы, а в светских школах они не учатся? Знания добираются на специальных курсах. Причем программу, которую на обычных курсах проходят за три месяца, харедим осваивают за две-три недели. Привычка решать нестандартные задачи, смотреть на проблему с разных точек зрения вырабатываются в процессе изучения Талмуда. В отличие от многих конфессий, стимулирующих «простую, бесхитростную веру», еврейская религия не только не преследует, но, напротив, поощряет каверзные вопросы, дискуссии и проверку утверждений логикой. Талмуд именно из этого и состоит. Известны случаи, когда большие мудрецы Торы просто гнали со своих уроков тех учеников, которые не задавали вопросов и были со всем согласны.
Фото: Ronen Zvulun / Reuters
Изучение Торы — главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, — более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).
Здесь принято помогать друг другу. Если тебе не с кем оставить детей — за ними присмотрят соседи, если не хватает посуды, одежды, техники — поделятся, одолжат, подарят, в конце концов. Существует огромное количество «гмахов» — мини-фондов бесплатного проката вещей. Организуют их люди сами. Ящики с вещами, которые можно взять, попользоваться и вернуть на место, стоят прямо на улицах. Есть и денежные «гмахи», где можно взять в долг без процента (одалживать под проценты евреям запрещает Тора). Только ежемесячные выплаты будут довольно большие по сравнению с банковскими. С другой стороны, тем же соседям есть дело до твоей личной жизни — вплоть до того, какого цвета твои ботинки и в каких колготках ходит твоя жена. За дресс-кодом следят очень строго.
Есть ли те, кто уходят из этого зарегулированного множеством правил общества? Есть, но их немного. Цахи, принадлежавший к гурским хасидам, пытался оставить религию и стать простым светским израильтянином. Родители не отвернулись от него и поддерживали связь. Через какое-то время он вернулся к образу жизни «соблюдающего» еврея. Правда, после отхода от религии он не мог жениться на девушке из своей общины — и теперь женат на репатриантке из России (религиозной, разумеется). Хотя свадьбу они справляли в его общине, поселились среди более либеральных хабадников.
Перечеркнутый Герцль
Мой раввин живет в Бней-Браке на улице рава Шаха. Улица названа в честь великого раввина, который родился в 1894 году в Литве, входившей тогда в Российскую империю, а умер в 2001-м здесь, в Бней-Браке. Когда-то улица носила имя основателя Всемирной сионистской организации Теодора Герцля, но жители добились переименования. На некоторых домах до сих пор висят таблички со старым названием, перечеркнутым наискосок. Это своего рода протест: «Мы не признаем вашей идеологии и ваших кумиров!», «Не хотим вашего Герцля!»
Большинство харедим относятся к Государству Израиль и идеям сионизма скептически, настороженно, а иногда и враждебно. Дело не только в том, что Герцль писал, что призвал бы евреев креститься, если бы это избавило их от преследований. И даже не в том, что основатели государства были нерелигиозными людьми левых взглядов. Главная причина в том, что с точки зрения многих религиозных авторитетов избавление, которого евреи давно ждут, придет только с восстановлением Иерусалимского Храма. Сам Творец отправил евреев в изгнание, и Он же должен их вернуть. Только когда придет Машиах — царь-избавитель, тогда и будет создано не просто еврейское государство, устроенное по законам Торы, но царство справедливости во всем мире. А сионистский эксперимент — это самоуправство.
Особо непримиримые к сионизму течения (например, сатмарские хасиды) отказываются от полагающихся им льгот и пособий, не желая ничего принимать от «неправильного» государства. Следует, однако, заметить, что те харедим, которые любят устраивать демонстрации перед камерами с палестинскими флагами, в среде самих же харедим считаются отщепенцами. Одно дело — не признавать государство, совсем другое — поддерживать убийц.
Впрочем, не все «соблюдающие» евреи отрицают идею государства. Есть так называемые религиозные сионисты. Они не ходят в черно-белом, носят вязаные кипы и считают, что раз Всевышний позволил государству появиться — значит, так и должно быть, и это первый шаг к избавлению. А «откошеровать» это государство — уже наша задача. «Вязаные» относятся к Герцлю и основателям современного Израиля благосклонно, несмотря на то, что те были абсолютно светскими людьми. С харедим «вязаные кипы» тоже не очень ладят. Основная претензия к «черным» — отношение к службе в армии.
Дезертиры
К армии в Израиле отношение трепетное. Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»…
У харедим — все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?
Дело в том, что армия в Израиле — это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил — ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.
Фото: Baz Ratner / Reuters
Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они — дезертиры.
Тем не менее в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.
У чужих
«Ну и где же ваш Машиах?» — ехидно бросает мне лысый старичок в шортах, реагируя на мою черную кипу и белую рубашку. Я иду по враждебной территории — городу Тель-Авиву. Здесь религиозных почти нет. Вокруг уютные скверики, рядом — красивый парк Яркон, расположившийся вдоль одноименной речки. Тут и там атлетически сложенные мужчины и женщины совершают пробежку: спорт в моде.
Мы с женой и детьми заходим в кафе. «Здесь некошерно!» — предупреждает парень за барной стойкой. Идем в другое — то же самое. Третье, четвертое… В следующем просим хозяина предъявить сертификат кашрута. «Ну, в общем-то, у нас ничего некошерного здесь нет, но мы работаем по субботам». Для нас это означает, что есть здесь нельзя: поддерживать нарушение евреями субботы своими деньгами запрещено. В следующем заведении под вывеской написано «кошерно». И по субботам они не работают. Но вот незадача: это сертификат главного раввината Израиля, который считается недостаточно строгим. В Израиле множество организаций, сертифицирующих кошерность продуктов питания, кафе и ресторанов. Но в среде харедим принято покупать продукты и есть в заведениях, получивших сертификат наиболее въедливых и дотошных организаций.
Фото: Nir Elias / Reuters
На одной из красивых тель-авивских улиц к нам подходят улыбчивые и вроде бы скромно одетые девушки, раздающие листовки. Вчитавшись в текст, я понимаю, что это какая-то околохристианская секта. Иногда из окон свешиваются радужные флаги ЛГБТ. Нагулявшись по территории противника, мы возвращаемся к своим — в «черное гетто», где все не так эстетично, зато можно поесть, зайти на общественную молитву или урок Талмуда. Там везде бегают дети. Там — жизнь.
Кролики
В Москве я со своими тремя детьми считаюсь многодетным родителем. Этот статус позволяет мне бесплатно водить детей в государственный еврейский садик, где обеспечивается кашрут, я пользуюсь бесплатным проездом в транспорте, а если бы у меня была машина — мне полагалась бы бесплатная парковка на муниципальных стоянках. На молочной кухне в детской поликлинике нам дают молоко и молочные продукты — не все из этого кошерно, но ведь можно выменять на то, что нам нужно. Раз в месяц мы можем бесплатно ходить в музеи, на выставки, плюс всевозможные скидки для многодетных, плюс небольшое денежное пособие в первые 1,5 года после рождения ребенка. Еще есть материнский капитал…
При этом окружающие всячески хвалят нас за то, что мы в нашей неблагополучной стране в столь трудное время отваживаемся рожать и воспитывать целых троих детей. Наши друзья в Израиле, у которых по четверо, пятеро, шестеро детей, и вовсе считаются героями-безумцами.
Фото: Nir Elias / Reuters
У моего раввина 13 детей, и для семей харедим это норма. Из социальных благ такому родителю полагается только пособие в 700 шекелей (примерно 185 долларов), при том что только на детский садик уходит больше 1000 шекелей. При этом от светских израильтян можно услышать примерно следующее: «Эти религиозные фанатики специально плодятся, как кролики, чтобы тянуть из государства пособия и не работать».
Даже с моими социальными льготами я не могу сказать, что из воспитания детей можно извлечь материальную выгоду. Льготы и пособия облегчают жизнь, но они несопоставимы с расходами, а в Израиле — тем более.
А la guerre comme а la guerre
Еду в аэропорт в маршрутке, забирающей пассажиров с разных адресов. На одной из остановок ждем пассажира слишком долго. Наконец входит немолодой человек в одежде вижницкого хасида. Все, начиная с водителя и заканчивая загорелой полной женщиной, поспешили сделать ему замечание, пристыдив за лицемерие: «Какой же ты религиозный, раз заставляешь людей ждать?!» Прямо как в советском трамвае — «А еще шляпу надел!» Он отбивается: «Да вы на меня набросились только потому, что я хареди! А на тебя, водитель, я пожалуюсь в твою фирму!» Формально мужик неправ: опоздав, он задержал всех. С другой стороны, не будь он «черным», накал возмущения был бы куда слабее.
Война между харедим и всем остальным израильским обществом (состоящим из светских, традиционных, «вязаных»…) чувствуется все острее. Все жалуются на «засилие черных»: уже сейчас в обшарпанных тесных хедерах учится больше детей, чем в просторных компьютеризированных светских школах. Из-за высокой стоимости квартир в традиционно «харедных» городах ортодоксы постепенно перебираются в другие районы. Таким образом «чернеют» населенные пункты, до сих пор считавшиеся светскими.
Под их предпочтения постепенно подстраиваются магазины, рестораны, другая инфраструктура. Когда государственная авиакомпания «Эль-Аль» попыталась совершать перелеты по субботам и еврейским праздникам, лидеры харедим объявили компании бойкот: ни один представитель ни одной из ультраортодоксальных общин самолетами «Эль-Аль» не летал — указания раввинов соблюдаются неукоснительно. В результате авиакомпании пришлось вернуться к прежнему расписанию.
Сложно сказать, какие причудливые формы может принять израильское общество в ходе этой тихой войны. Харедим все больше входят в израильскую жизнь, меняя лицо страны, но незаметно для самих себя меняются сами. Одно ясно: «противники» больше не могут делать вид, что не замечают друг друга хотя бы в силу быстро растущей численности «черных» жителей страны.
По следам «Неортодоксальной»: как живут современные евреи
Редактор Marie Claire Ольга Зализницкая настолько впечатлилась сериалом, что решила узнать, как же по-настоящему живут современные евреи. Четыре героя, среди которых есть как религиозные, так и нет, рассказали, насколько сериал правдоподобный, что создатели преувеличили, как складывается их жизнь и каких ценностей они придерживаются.
Мириам Дадашев
Я переехала из Украины в Израиль после замужества, и сейчас моя жизнь кардинальным образом меняется. Недавно я начала культурно-просветительскую и преподавательскую деятельность по теме скромной еврейской моды, а сейчас учусь на медсестру. Эта профессия вдохновляет меня смотреть на мир по-новому, служить людям, проявлять милосердие и придает еще большую ценность в моих глазах человеческой жизни, особенно в непростой ситуации пандемии.
Религия и вера
Я религиозная еврейка, исповедую иудаизм. Должна отметить, что евреи не разделяют свою религию и национальность. Понятия еврей и иудей тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. Например, в русском языке еврей — это национальность, а иудей — вероисповедание, религиозная принадлежность. Но не во всех языках это так. Например, в английском для нас есть одно единственное определение — Jewish.
Религия и повседневная жизнь
Я не рассматриваю правила, которых придерживаюсь, как ограничения, это мой образ жизни, который мне комфортен. Со стороны, конечно, может показаться, что нам многое нельзя. Например, есть некошерную еду, а значит, евреи могут посещать только заведения с кошерным питанием и ходить в гости только к тем людям, которые также соблюдают кашрут.
Скромная одежда кому-то может показаться ограничением, но с другой стороны цниют можно воспринимать как определенный стиль, которому каждая религиозная еврейка придает свое звучание. А заповеди в отношениях между мужем и женой можно воспринимать не как ограничения в интимной жизни, а наоборот, рассмотрение этого аспекта под другим, совершенно отличным от привычного для всего мира углом. Собственно, это интимная сфера, я считаю отношения супругов таинством.
Соблюдение Шаббата — это не список действий, которые нельзя совершать, а переход от будней к святости в соответствующей атмосфере, которая располагает к повышению собственной духовности и гармонии внутри семьи.
Религия в семейной жизни
Да, конечно, мне важно, чтобы муж был той же религии. Это условие необходимо для создания «кошерной» еврейской семьи. Ни с кем другим кроме еврея еврейская девушка не может поставить Хупу (свадебный балдахин, под которым еврейская пара стоит во время церемонии своего бракосочетания). Свадебный тканевый балдахин на четырех столбах символизирует еврейский Дом, открытый с четырех сторон в знак гостеприимства, как шатер Авраама. Хупа олицетворяет радушие по отношению к гостям. Этот «дом» изначально лишен мебели, как бы напоминая о том, что основа еврейского дома — живущие в нем люди, а не имущество. Хупой также называется и еврейская свадебная церемония. Наша хупа проводилась под открытыми небесами, и мы с мужем строим семью, в которой правят высшие, духовные идеалы.
Следование правилам и канонам
Я стараюсь придерживаться всех основополагающих канонов иудаизма, при этом оставаясь современным человеком. Поскольку еврейский народ длительное время находился в изгнании и был разбросан по всему миру, в иудаизме существует множество различных течений. Эти течения отличаются по месту проживания определенной группы евреев.
Различают две основные группы, на которые разделены евреи — ашкеназы и сефарды. Первые — выходцы из европейских стран, а вторые — из Испании и различных регионов Ближнего Востока. Есть кавказские евреи, марокканцы, тунисские. Я — ашкеназская еврейка, а мой муж — кавказский еврей, сефард. В иудаизме принято следовать традиции своего мужа, поэтому я придерживаюсь обычаев сефардов. Я соблюдаю законы Торы и стараюсь укрепляться в них каждый день.
В иудаизме существуют различные радикальные течения. В среде русскоговорящих евреев Израиля ортодоксальный иудаизм в представлен самыми разными направлениями: «литовская школа» или «литваки» (например, организация Толдот Йешурун, основанная раввином Ицхаком Зильбером), ХАБАД (например, организация «Шамир»), «религиозный сионизм» (например, организация «Маханаим»), хасидизм бреславского и карлин-столинского направления и многие другие.
Сериал «Неортодоксальная»: грань между правдой и вымыслом
Среди множества сериалов «Неортодоксальная» оставляет двойственное впечатление. Сериал заставляет задуматься, мотивирует, но при этом без некоторых знаний об истории и культуре еврейского народа понять его сложно, и он кажется неправдоподобным.
Этот сериал довольно точно передает еврейские традиции (молитвы, шабат, свадьба), так как он был снят по автобиографическому произведению Деборы Фельдман «Неортодоксальная. Скандальный отказ от моих хасидских корней». Сериал создан на высоком уровне, выделяется своей оригинальностью и уникальностью среды повествования. Мир ортодоксальных еврейских общин — это мир, куда непосвященным вход закрыт. Традиции хасидов довольно необычны и зрителю, который видит такое в первый раз, они могут показаться абсурдными.
Но не каждый знает, что такое Галаха, кто такие литваки, хасиды и сионисты, как живут разные общины в Израиле, Европе или в Америке и чем отличаются разные течения иудаизма. Без этого сложно понять, что происходит на экране, кто все эти люди и почему они так живут.
Сцены жизни общины интересны и достоверны. Огромную роль в сюжетной линии сыграли отношения между определенными людьми в определенной семье. Родители ссорятся не только в еврейских семьях. Очень часто мать слишком опекает своего сына и оказывает свое влияние там, где не следовало бы вмешиваться. Так бывает не только у датишных (религиозных на сленге иврита) евреев.
Хотелось бы отметить, что такие ситуации, как в жизни Эстер Шапиро, происходят далеко не в каждой еврейской религиозной семье. Немецкий философ Юрген Хабермас писал:
Заметим, что часто тлеющие конфликты, имеющие совершенно иную, мирскую подоплеку, разгораются только с облачением их в религиозные одежды.
Более того, эта драматичная ситуация характерна не только для еврейских семей. Не могу не вспомнить еще два новых нашумевших сериала. Сериал «Поймать Кайдаша», снятый по мотивам повести украинского писателя Ивана Нечуй-Левицкого «Кайдашева семья», рассказывает о такой же семейной драме. История написана еще в XIX веке, но поднятые в книге проблемы остаются актуальными по сей день, просто героев перенесли в реалии двадцать первого века. Героиня «Кайдашевой семьи» Мотря метко называла свекровь Кайдашиху «лютою змією», которая «полум’ям дише», а «з носа гонить дим кужелем».
А в украинских галицких свадебных песнях есть такие строки: «А свекруха – то псяюха, не хоче робити, Тіки ходе по сусідах невістку судити. Суди, суди, свекрушенько, я тебе не буду, Бо ти маєш свої діти людям на осуду.»
Вспоминается и русская классика ХІХ века. Лев Толстой писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». У Николая Островского, в «Грозе» Тихон жалуется на свое семейное горе, на то, что мать говорит о его жене Катерине: «Ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть».
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза»
Второй сериал — «Зулейха открывает глаза» показывает историю молодой татарской женщины Зулейхи Валиевой. Идея сериала основана на воспоминаниях бабушки автора Гузель Яхиной, но не является автобиографической. Свекровь Зулейхи названа очень показательно — Упыриха. Мать мужа ненавидит Зулейху, женщине ничего не остается, как «подчиняться». Жизненный путь Зулейхи соткан из покорности, страха и желания жить несмотря ни на что. Надо отметить, что у женщины с восточным менталитетом в крови заложено быть покорной. Сериал начинается с побега. Героиня бежит так, что не думаешь от кого или от чего она хочет убежать.
В «Неортодоксальной» показана реальная история молодой еврейской женщины, но она представлена через призму восприятия автора, сценариста и режиссера. Они явно акцентируют внимание на проблематике столкновений двух диаметрально противоположных миров — мира традиций, религиозного и светского, секулярного, глобального. Но не всегда и не у всех получается отпустить прошлое, разорвать с традицией и жить настоящим и будущим. И не всегда можно перевести в режим «entertainment» историю о том, как открываются чьи-то глаза и начинается совсем другая жизнь.
При просмотре «Неортодоксальной» ты до конца не понимаешь, все ли евреи ведут себя именно так, как герои этого сериала, или это исключение.
Одной из главных характеристик эпохи модерна стала секуляризация, оставляющая позади религиозные и этнические различия, а ее кульминацией стала глобализация. В глобальном мультикультурном мире нельзя не интересоваться культурой и религией других народов и наций. Это своеобразный тренд. Так к этой истории и стоит относиться.
Кадр из сериала «Неортодоксальная»
Сериал рассказывает именно о хасидах, но неподготовленные зрители могут подумать, что это просто обычные верующие иудеи. Сатмарские хасиды действительно придерживаются очень жестких правил. Такая история вполне могла бы случиться в реальности, это не преувеличение. Но есть общины, которые придерживаются менее жестких и строгих правил. Замужняя еврейка должна закрывать свои волосы от всех, кроме мужа. Это правило описано в Торе, а его значимость раскрывает Каббала (скрытое возвышенное учение Торы). Есть различные виды покрытия головы: митпахат-платок, шейтел-парик, тюрбан, различные головные уборы.
Есть общины, в которых принято надевать маленькую шляпку поверх парика. Есть общины, которые разрешают приоткрывать немного свои волосы, а есть те, кто считает кошерным только полное покрытие. Но самое главное — далеко не все сбривают свои волосы! Только сатмарская община, натурей карта и некоторые немногочисленные ортодоксальные общины настаивают на таком варианте. Во всех других течениях женщина может оставлять ту длину волос под покрытием, которая ей комфортна и радует ее мужа.
Парик — лишь один из видов покрытия головы для замужней женщины. Я свои волосы не сбривала и покрываю их головными уборами из ткани в стиле тюрбанов, косынками и иногда париком, передняя часть которого открывает немного моих волос.
Скромность— одна из основных заповедей каждой еврейской женщины.
Мы говорим так: «Квода шель бат Мелех пнима», что означает внутреннее достоинство царской дочери. Иными словами скромность — это наше уважение к себе и к своему отцу-Б-гу. Но это не означает, что еврейская женщина должна быть неухоженной, наоборот, она должна быть привлекательной, но только для одного человека, своего мужа. А от других людей мы скрываем определенные части тела и акцентируем внимание на своей личности, характере.
Герои сериала живут так же, как было предписано буквой закона 5 000 лет назад. Древние еврейские мудрецы утверждали, что способностей женщины совершенно недостаточно даже для изучения Торы, поскольку «мудрость женщины — не дальше веретена». Соответственно, если учить женщину Торе, она в лучшем случае не поймет, о чем идет речь, в худшем использует полученные знания, чтобы безнаказанно грешить. А потому «лучше сжечь слова Торы, чем сообщить их женщине» (Мишне Тора, разд. «Законы изучения Торы», 1:1, 16, 17). Другой мудрец Бен-Азай утверждал прямо противоположное — что человек обязан обучать свою дочь Торе. Однако в Средние века иудейский философ раби Моше бар Маймон постановил, что закон в данном случае больше соответствует позиции рава Элиэзера: «Женщины и рабы освобождены от изучения Торы
Скромность и образование
Традиционно большинство еврейских женщин не получали серьезного образования. В большей части общин не было даже начальных школ для девочек. Поэтому девочки учились дома, их обучали только чтению и практическим законамь. Сейчас в общинах изучение женщинами Талмуда не вызывает серьезных возражений. А в ортодоксальных кругах иногда все еще считают, что не следует поощрять женщин в изучении Талмуда, это противоречит базовым еврейским ценностям и той традиционной роли в семье и обществе, к которой еврейская женщина должна стремиться. Поэтому они считали, что вместо того, чтобы готовить женщину к учебе, лучше готовить ее к будущей роли в семье.
До второй половины ХХ века во многих странах Европы и Америки существовала достаточно сильная дискриминация женщин в научном мире. А женщинам-ученым еврейского происхождения в своей научной карьере приходилось преодолевать двойные препятствия, как полового, так и национального характера.
В ХХ веке женщины еврейского происхождения даже становились Нобелевскими лауреатами и получали другие престижные научные награды и общественное признание: физик Мария Гепперт-Майер, биолог Рита Леви-Монтальчини, фармаколог и онколог Гертруда Элайон, биофизик Розалин Ялоу, химик Ада Йонат.
Показательна в этом смысле судьба Розалин Ялоу, которая родилась в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из Восточной Европы. Девушка окончила колледж, увлеклась физикой, но продолжить образование в этом направлении женщине было практически невозможно. Ее согласился принять университет Иллинойса ввиду того, что из-за Второй мировой войны мужчин поступало мало.
Современные еврейские женщины чаще всего образованы.
Самая распространенная женская профессия в религиозных кругах — педагог. В известном фильме «У зеркала два лица» показана еврейская женщина-профессор литературы Колумбийского университета Роуз Рэйчел Морган, роль которой сыграла Барбара Стрейзанд. Но далеко не все еврейские женщины занимаются наукой и преподают в университетах, многие успешно преподают языки, математику, музыку, искусство, другие предметы и занимаются воспитанием младших школьников.
В наше время даже в религиозном мире доступными женщинам становится все больше современных профессий. Девушки понемногу выходят за рамки тех специальностей, которыми они занимались раньше. Мы же не задаемся вопросом, откуда берутся продавцы и кассиры в магазинах, повара, парикмахеры, мастера маникюра, портные и другие специалисты. Тем более, сейчас пандемия показала, что эти люди играют очень важную роль в общественной жизни.
Кадр из сериала «Неортодоксальная»
Отречение от общины
Мне вспомнился самый известный в истории случай отречения от еврейской общины. Когда я изучала культурологию во время учебы на факультете истории и философии Одесского национального университета, я читала о судьбе Бенедикта (Баруха) Спинозы. Нидерландский ученый-натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени, за свободомыслие был отлучен от еврейской общины сефардов в ХVII веке и жил уединенно, зарабатывая шлифовкой оптических линз.
Героиня сериала Эстер Шапиро — хрупкая, юная девушка с характером и огромной силой духа, почти так же стремится к прогрессу и свободе в ХХ веке.
Эсти раскрывает свой внутренний потенциал в Европе, покинув общину. Просто есть люди, которые живут определенным образом. И есть бунтари, которым такая жизнь не нравится. В традиционных общинах, неважно — в иудейских, христианских или исламских — это неприемлемо.
Для большинства людей верующие, живущие по канонам 5000-летней или 2000-летней давности, — это фанатики. Но это ведь их право, это свобода совести. На мой взгляд, эта история совершенно не про религию. Эта одна из историй о том, как молодая женщина познает мир и берет жизнь в свои руки, драма о личном выборе и ответственности.
Лично я не сталкивалась и надеюсь никогда не столкнуться с подобными событиями. Для меня иудаизм — сознательный выбор, воплощение искренней веры в Б-га и его законы. Я стараюсь найти баланс между духовным и материальным в своей жизни. Желаю этого же всем.
Леонид Барац
Религия и вера
Хочу подчеркнуть, что не все, что я пишу, всегда совпадает с мнением общины, и здесь приведено мое личное мнение. Прежде всего, я понимаю, что ассоциируюсь с общиной и всем еврейским народом. Поэтому я стараюсь быть примером и больше соблюдать, или по крайней мере явно не нарушать. Несмотря на то, что я работаю в синагоге, я не религиозный с той точки зрения иудаизма, которая показана в сериале «Неортодоксальная».
В Израиле я не против работы транспорта по субботам, например. Но я очень уважаю традиции и моральные аспекты иудаизма, ощущаю невероятную энергию у Стены Плача. Так что сатмарцы считали бы меня нерелигиозным, атеисты меня считают религиозным, а Любавический Ребе говорил, что все люди религиозны, просто кто-то еще этого не осознал.
Правила и каоны иудаизма
Я, к сожалению, еще не пришел к соблюдению шаббата или кашрута, не обрезан, люблю чизбургеры и борщ со сметаной (без свинины). Но еще до моей работы в синагоге несколько лет назад, когда я был в Израиле, стал носить кипу, перестал есть свинину и морепродукты. От мясного с молочного тоже думаю отказаться, ведь по сути кашрут — это правила здоровой жизни. Уже сейчас мы знаем, что свинья ест все подряд, а устрицы и мидии фильтруют воду, оставляя внутри себя все вредное.
Я, конечно, живу полноценной светской жизнью, с интернетом, светскими объятиями, поцелуями девушек и полноценной личной жизнью. Вот только можно ли ее назвать полноценной — не знаю, потому что мои религиозные знакомые пары реже страдают в отношениях, чем светские, предпочитая бесконечный поиск настоящей любви попыткам построить ее.
Мне нравится идея отдыхать от обсуждений работы и проблем в Шаббат. Еще я стараюсь не материться и не сплетничать, это очень помогает в жизни. Раньше я был вспыльчивый, нервный. Часто злился. Благодаря этому стал намного спокойнее. Я не могу сослаться на источник, но есть фраза: «Злословие укорачивает жизнь». Это не в смысле что матюкнулся, а тебя дядечка с бородой на небе тюкнул по голове. Это когда ты злишься, давление повышается, стресс для организма, кортизол растет. Так здоровье портится, и, соответственно, жизнь укорачивается. Так и про сплетни: боишься, что то, что сказал за спиной, дойдет до человека, нервничаешь.
Ограничения в жизни
Про ограничения я не берусь судить, поскольку не изучал многого досконально. Но скорее всего я не смог бы поехать с друзьями в субботу на пикник или пойти в клуб. Да и купить ваш журнал я бы не мог: достаточно одной девушки в купальнике или открытых ног. И вы знаете, в этом есть смысл. Люди, которые везде видят, назовем это, доступность женщин и ее красоты, со временем перестают эту красоту ценить во всех женщинах. Глаз замыливается. Не подумайте, я не пуританец. Это не значит, что я хочу всех нарядить в длинные платья или заставить носить парики. Тем более, что парики и длинные кошерные платья бывают разными. Есть очень красивые дизайнерские кошерные и скромные платья! Да и парики бывают красивее родных волос.
Намного легче строить семью и отношения с человеком, с которым у вас одинаковая культура, традиции, моральные ориентиры.
Тут все зависит от самой женщины и как она себя ощущает. Слава Б-гу, есть такие, которые и в парике, чалме и в кошерном скромном платье, которое подчеркивает ее индивидуальность, будут чувствовать себя намного увереннее и привлекательнее, может быть даже можно сказать сексуальнее (в самом лучшем, а не пошлом смысле этого слова), чем она выглядела бы в «обычном» наряде.
Кадр из сериала «Неортодоксальная»
Религия в семейной жизни
Для родных важно, чтобы моя жена была той же религии и национальности, а с недавних пор я осознал, что и для меня важно! При том, что я всегда «топил» за смешанные браки, отстаивал точку зрения, что сердцу не прикажешь. Но со временем понял больше плюсов брака и отношений с еврейкой. Намного легче строить семью и отношения с человеком, с которым у вас одинаковая культура, традиции, моральные ориентиры.
А еще это поможет избежать бытового расизма и стереотипов, которые нет-нет, да и проскакивают под видом доброй шутки, в отношениях с нееврейкой. Допустим, из серии стереотипов про жадность, хитрость или умение договариваться: «Неудивительно, что ты выторговал скидку, ты же еврей!» Это не всегда смешно и приятно слышать.
К тому же это все-таки продолжение рода, хоть я и не хочу детей. Но если и да, то хотел бы только чтобы мама была еврейкой, ведь тогда и ребенок будет еврей. Если мама будет не еврейкой, это все равно будет мой сын или моя дочь, но я ничего не смогу ему дать. Он не будет считаться евреем, а я буду знать, что прервал род и историю, которой тысячи лет. Слава Б-гу, мир большой и есть много красивых евреек в разных странах. Не хочу показаться сексистом, расистом или заниматься объективизацией, но, как говорится, на вкус и цвет.
Исследовать мир не зазорно, если бы все были праведниками, всем было бы неинтересно, даже Всевышнему.
Покрытие головы
Религиозные девушки носят парики, не уверен, что стригутся налысо. Но многие носят парики красивее своих волос, то есть это как фотошоп и инстафильтр в реальной жизни, многие только рады!
Скромность и образование
Вот вопросом про отсутствием образования вы прямо задели меня, хоть я и не сатмарец. У них память и IQ больше, чем у многих. Запомнить, какой Рав написал какой комментарий к какой странице в Гмаре не каждый может. И это тоже образование. Другой момент, что да, у них не всегда есть общая энциклопедическая начитанность. Зато есть что-то в этом особенное, они сохраняют многое и вдохновляют учиться других. Они разговаривают на языке, который считался мертвым, и, допустим, в Израиле, из-за пандемии коронавируса и необходимости коммуницировать с ними армии Израиля пришлось учить идиш. Ведь иврит тоже считался мертвым языком, а сейчас на нем говорит больше 10 миллионов человек!
Кадр из сериала «Неортодоксальная»
Сериал «Неортодоксальная»
Я чаще всего общаюсь с течением Хабада, даже до того, как стал пресс-секретарем. Там не запрещается и не осуждается пользование смартфонами, интернетом, даже Раввины проводят онлайн-занятия, ведь все зависит от того, как ты используешь прогресс. Да и мои знакомые не были в настолько закрытых общинах, но бывали болезненные моменты попыток сепарации. В другом городе, и не в Хабадской, даже не в хасидской общине, был всю жизнь религиозный человек, жил в арендованной общиной квартире, а потом стал устраивать в ней вечеринки с нееврейскими девушками, есть некошерное.
Исследовать мир не зазорно, если бы все были праведниками, всем было бы неинтересно, даже Всевышнему. Поэтому он и сделал в человеке животное начало, соблазны. Чтобы человек боролся с ними или преодолевая их, приходил к соблюдению. Но неправильно исследовать мир, пока ты живешь за счет общины, которая тебе помогает. Это все равно что устроить вечеринку в гостях, все поразбивать, банальное неуважение.
Кстати, из общины его не выгнали, отнеслись с пониманием, а он раскаялся, просто отработал деньги, которые были потрачены на него за тот месяц в пекарне на благо общины. Он думал, что его тянет светская жизнь, и хотел таким образом проверить, это был подростковый бунт и исследование мира. Но прощение Раввина и принятие его права на исследования заставили его окончательно укрепиться в вере. Поведение Раввина тогда многие не поняли, осуждали. Если бы Раввин поступил иначе, возможно, человек бы навсегда ушел не только от религии, а отрекся бы от своего еврейства и не продлил род.