На фоне чего изображена мона лиза на картине леонардо да винчи
Мона Лиза (Джоконда): история и анализ картины Леонардо да Винчи
Картина по номерам, 40 х 50 см
Мона Лиза, пожалуй, самый узнаваемый образ в мире, а женщина, загадочно улыбающаяся зрителю, не позволяет пройти мимо, блуждая по Лувру. Знаменитая Лиза жила во Флоренции. Это была женщина средней красоты, которая вела тихую жизнь набожной буржуазии. Как и многие другие женщины того времени, она вышла замуж, родила детей, похоронила некоторых из них, проводила мужа в последний путь и умерла в монастыре.
Но именно за ее портрет король Франции заплатил состояние (эквивалент сегодняшних 9 миллионов долларов!), А Наполеон Бонапарт поместил ее изображение в своей спальне. И именно она знала Леонардо да Винчи лично.
Дата создания: | 1503—1519 |
Вид искусства: | живопись |
Оригинальное название: | Ritratto di Monna Lisa del Giocondo |
Стиль: | Высокое Возрождение |
Техника, материалы: | доска (тополь), масло |
Размер: | 76,8 × 53 см |
Местонахождение: | Лувр, Париж |
Детство Лизы
Лиза дель Джокондо родилась 15 июня 1479 года в семье Антона-Мария ди Нольдо Герардини и его жены Лукреции дель Каччия. Она была первым ребенком в семье, хотя ее отец ранее был дважды женат, его предыдущие жены умерли при родах. В то время это не было редкостью. В тогдашней Флоренции каждая четвертая женщина умирала во время родов.
Младенца обмыли теплым белым вином, плотно завернули в белую ткань и вернули матери. Мог ли кто-нибудь из членов семьи тогда подумать, что маленькая девочка однажды покорит своей улыбкой множество сердец?
Первым домом Лизы было одно из зданий на узкой улице Сгуацца (Via Sguazza). Сегодня это все еще узкая и темная аллея, но несколько лет назад на стене была повешена мемориальная доска в память о месте рождения знаменитой женщины.
Фигурный пазл на 78 деталей
Брак с торговцем шелком
Со временем девушка вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо. Девушке было 15, а ее жениху 29, и он уже был вдовцом и имел сына. Невеста принесла 170 флоринов в качестве приданого и небольшое поместье Сан-Сильвестро недалеко от летнего дома ее родителей, к югу от Флоренции.
Муж Лизы был умеренно богатым торговцем шелком. Искусство производства шелка пришло во Флоренцию из Сицилии примерно в 13 веке. У дель Джокондо дела обстояли хорошо. Жена родила шестерых детей, трех дочерей и трех сыновей. Одна девочка умерла в младенчестве в 1499 году, две ее старшие дочери стали монахинями. Одна из них, Камилла, умерла в возрасте 18 или 19 лет.
5 марта 1503 года Франческо купил дом, примыкающий к его семейному дом. Дата переезда дель Джокондо совпала с началом позирования Леонардо да Винчи.
Весной 1500 года, после возвращения из Милана (или, скорее, бегства после того, как в город вторглись французы), Леонардо да Винчи переехал во Флоренцию в Сантиссима Аннунциата. Отец Леонардо познакомил своего сына с Франческо дель Джокондо, который доставлял ткани в монастырь. Франческо купил семейный склеп в часовне мучеников в церкви, за главным алтарем. Лиза, должно быть, часто молилась в этой часовне. Она была набожной, добродетельной и кроткой.
Муж Лизы умер в 1538 году и был похоронен в семейном склепе. После его смерти вдова решила переехать в женский монастырь, в которой она прожила четыре года. Вероятно, после смерти мужа она заболела и нуждалась в постоянном уходе. Когда главная героиня умерла в 1542 году, весь монастырь оплакивал ее.
Рекомендуем к прочтению:
О науке и искусстве. Леонардо да Винчи
100 шедевров Лувра
Глаза Джоконды. Альберто Анджела
Репродукция на натуральном холсте, 26.5х40 см
Описание портрета
На картине изображена Лиза, сидящая в кресле. У нее темные волосы, покрытые прозрачной вуалью, и такие же темные глаза, над которыми не видно бровей. Этот штрих внесен модой шестнадцатого века, когда за счет отсутствия бровей создавалось впечатление более высокого лба. На ней черное платье, довольно скромное и сдержанное. Декольте тоже не украшено никакими драгоценностями.
Кожа модели кажется такой же иллюзорной — создается впечатление, что прикоснувшись к картине, можно почувствовать мягкость и хрупкость кожи. Леонардо да Винчи получил эффект такой тонкости благодаря использованию типичной техники — сфумато. Она заключается в многократном нанесении тонких слоев краски, чтобы темные участки плавно переходили в светлые, что создает впечатление тумана или мягкости. Изображение кажется туманным, выдержанным в теплых тонах.
Интересно, что этот характерный желтый оттенок, который мы видим сегодня, является только результатом использования защитного слоя, то есть лака. Лак очень хорошо защищает картину, но имеет один существенный недостаток — со временем желтеет.
В 2011 году музей Прадо в Мадриде проявил интерес к портрету, который напоминал знаменитую работу да Винчи. Очистка данной работы от слоев лака показала, что — это не просто копия, а копия, сделанная одновременно с оригиналом, вероятно, в мастерской Леонардо. Возможно, автором копии был один из его учеников.
Оригинал картины в Лувре никогда не реставрировался. Несмотря на загрязнения и защитные слои, этот портрет кажется настолько совершенным, и трудно представить, что за этой загадочной улыбкой может скрываться нечто большее. Неудивительно, что за более чем 500 лет вокруг этого произведения возникло множество легенд и абсурдных домыслов. Ниже фото до и после реставрации.
Кто же изображен на произведении искусства
Одна из теорий заключалась в том, что Мона Лиза была замаскированным автопортретом самого да Винчи, но следует признать, что это было крайне абсурдным предположением.
Догадки о том, кого изображает полотно, на самом деле закончились не так давно, когда была обнаружена рукописная записка Агостино Веспуччи, в которой говорилось, что в 1503 году Леонардо да Винчи работал над портретом Лизы дель Джокондо. Обнаруженная записка оказалась очень важным документом в этой истории, поскольку подтверждает, что художник увековечил образ Лизы.
После смерти художника о произведении позаботился Салаи, а затем и сестры Леонардо, которые продали картину французскому королю Франциску I. Таким образом Мона Лиза оказалась во Франции. Сначала портрет висел во дворце в Фонтенбло. Во время правления Людовика XIV он был переведен в Версаль, а оттуда в Лувр вскоре после открытия. Из Лувра Наполеон Бонапарт перевез картину в свою спальню во дворце Тюильри. Когда император был сослан на остров Святой Елены в 1815 году, Мона Лиза вернулась в Лувр. Однако на этом бурная история портрета не закончилась.
Мона Лиза украдена!
В 1911 году мир был шокирован известием о том, что знаменитое полотно было украдена из Лувра. Первые обвинения были предъявлены поэту Гийому Аполлинеру, которого ранее обвиняли в соучастии в краже статуэток из французского музея, захваченных его другом Оноре-Жозефом Жери Пьером. Еще одним подозреваемым был Пабло Пикассо, потому что он купил украденные произведения искусства. Обвинения против обоих художников были сняты, а расследование остановлено.
Лишь в 1913 году антиквар Альфредо Джери, получивший подозрительное письмо, связался с директором музея Флоренции Уффици. Автор письма утверждал, что у него находится украденная картина Леонардо да Винчи. Антиквар и директор Уффици отправились на встречу с Винченцо. Как только они заметили, что таинственная картина, упомянутая автором письма, была пропавшей Мона Лизой, они уведомили полицию. Вором оказался итальянец Винченцо Перуджа, работавший в Лувре стекольщиком.
На допросах Перуджа объяснил, что не планировал кражу, но когда заметил, что картина не особо охраняется, решил забрать ее и вернуть в Италию. Однако расследование показало, что вор намеревался продать Мону Лизу с большой прибылью. В конечном итоге Винченцо провел в тюрьме несколько месяцев, и в декабре 1913 года картина была возвращена на место.
После кражи это произведение стало одним из самых охраняемых в мире. Стекло, бронированная крышка и перила — не помеха для туристов, которые стекаются, чтобы увидеть эту загадочную улыбку.
«Джоконда» – сокровищница тайн Леонардо да Винчи
«Мона Лиза» или «Джоконда» стала не просто знаменитейшим творением Леонардо да Винчи, но и самой загадочной картиной мира. Пожалуй, нет больше живописного творения, что вызывало бы столько споров, догадок и шумихи, как великолепная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Великий мастер скрыл немало тайн в своей картине, однако много символов и загадок было обнаружено уже после создания шедевра.
Ежегодно сотни тысяч туристов отправляются в Лувр с главной целью – увидеть ту самую легендарную улыбку изображённой на картине женщины, о которой по-прежнему ходит немало слухов. Кто же она – «Джоконда» Леонардо? Когда и как да Винчи написал своё бессмертное творение? И что в нём скрыто?
Особенности названия
О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.
Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).
Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
История создания картины «Мона Лиза»
Известно, что Леонардо не проявлял явного энтузиазма к заказам от своих клиентов. С «Моной Лизой» всё было совершенно иначе. В отличие от прочих заказных работ, эта вызывала в художнике неподдельную страсть.
В ту пору мастер как раз занимался написанием картины «Битвы при Ангиари». Всё время, остававшееся у него после этой работы, он посвящал своей «Моне Лизе». Но почему художник с таким трепетом относился к своему творению? Ответить на этот вопрос с абсолютной точностью мог бы лишь сам Леонардо – нам же остаётся лишь строить предположения.
Из школы Леонардо да Винчи «Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо» (до и после очищения в 2012 году), XVI век
Картина находится в музее Прадо, Мадрид, Испания
Поразительно, но личность героини картины так и остаётся загадкой. Большинство исследователей склоняются к тому, что женщина на портрете – это флорентийка Лиза Мария Герардини (Лизе дель Джокондо), супруга торговца шёлком. Именно он, Франциско дель Джокондо, и заказал портрет своей жены у известного мастера. Это самое распространённое предположение, однако оно далеко не единственное.
Существуют версии о том, что героиня картины – Катерина Сфорца, графиня, что вошла в историю из-за военного конфликта с Чезаре Борджиа. Также есть гипотезы о том, что образ картины – это мать художника или даже он сам – только в женском варианте. На мой взгляд, Леонардо стремился совместить черты разных женщин, в итоге создав идеальный образ своей эпохи.
Популярные вопросы о шедевре
Назвать точную стоимость картины «Мона Лиза» невозможно, так как она ни разу не выставлялась на аукционах, принадлежит к числу «бесценных работ».
Но если все-таки сделать предположение, то по мнению некоторых экспертов цена может достигать более 850 млн долларов, а некоторые приводят сумму и вовсе 2,5 млрд. долларов
Судьба «Моны Лизы»
Несколько лет понадобилось мастеру, чтобы завершить свой шедевр. Точная дата написания «Моны Лизы» неизвестна и находится между 1503 и 1505 годами. Но каким было мнение заказчика о проделанной работе?
Оно, как показывает история, Леонардо не интересовало, поскольку семья дель Джокондо так и не получила картины. Да Винчи отказался продавать творение (причины отказа тоже остаются тайной). Вскоре после написания художник уезжает во Францию, где продаёт работу королю Франциску I.
Чезаре Маккари «Студия Леонардо да Винчи: Джоконду развлекают музыканты», 1863 год
Местонахождение: Музей Кассиоли, Ашиано, Италия
Далеко не сразу картина Леонардо стала культовой. Эту работу то забывали, то восхваляли. Однако в 1911 году произошло особое событие – «Мону Лизу» украли из Лувра.
Скандал в СМИ сыграл в пользу картины, что теперь привлекала к себе массу внимания. Такая популярность доставила немало хлопот работникам музея – на творение да Винчи покушались с кислотой, хотели испортить тяжёлыми предметами.
Пустая стена в Лувре после кражи в 1911 году картины «Мона Лиза»
Тайны шедевра и описание картины
Конечно, самой загадочной деталью полотна остаётся улыбка Моны Лизы. Уж сколько о ней сказано и написано, но при взгляде на неё многие люди замечают особые детали.
Необыкновенное мастерство автора создаёт потрясающий эффект. Улыбка видна лишь когда смотришь в глаза Джоконды. Опуская взгляд к губам, кажется, что и их уголки становятся ниже, а лицо приобретает оттенок печали.
Улыбка Моны Лизы. Фрагмент картины
Не менее поразительны глаза изображённой на портрете дамы. Куда бы не смещался зритель, они неизменно следуют за ним. Это явление объясняется научно за счёт виртуозного наложения красок, игры света и тени, точно рассчитанных пропорций.
Любуясь женщиной, глядящей на нас с портрета, мы часто не замечаем пейзажа, на фоне которого она изображена. Многие исследователи пытаются раскрыть загадку трёхарочного моста, находящегося за левым плечом Моны Лизы.
Взгляд Джоконды. Фрагмент картины
Именно такая деталь может указывать на место, которое было взято за основу для написания пейзажа. По мнению историка Карлы Глори, подобный мост располагался в деревне Боббио. В 1472 году река стала причиной наводнения и разрушения моста и местечка, расположенного в этих окрестностях. Возможно, именно поэтому под своим мостом Леонардо разместил цифру “72”, что указывает на память о произошедшей трагедии.
«Мона Лиза» – не просто картина, а целая сокровищница загадок, что оставил нам Леонардо да Винчи. Немало тайн связано как с историей создания и судьбой этого творения, так и с ним самим. Некоторые учёные считают, что в «Джоконде» скрыты тайные коды, что могут дать ответы на многие вопросы, волнующие человечество. «Мону Лизу» не перестают исследовать и детально изучать, открывая всё новые факты о ней. Вот только они порождают ещё больше загадок и вопросов без ответов.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза- Джоконда
«Нежность и скотство, стыдливость и затаенное сладострастие, великая тайна сердца, обуздывающего себя, ума рассуждающего, личность, замкнутая в себе, оставляющая другим созерцать лишь блеск её». (Эжен Мюнц).
Это одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда.
Возможно, этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да Винчи и является предварительным эскизом портрета Моны Лизы. В этом случае любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.
ДЖОРЖО ВИЗАРИ биограф ЛЕОНАРДО.
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи.
Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам.
У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».
По словам Анонима, «он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
КТО ИЗОБРАЖЁН НА КАРТИНЕ?
ГЛАВНАЯ ВЕРСИЯ
ЭТО портрет Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Франческо дель Джокондо, видный флорентийский торговец, в тридцатипятилетнем возрасте в 1495 году женился в третий раз на молодой неаполитанке из знатной семьи Герардини — Лизе Герардини, полное имя Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини (15 июня 1479 — 15 июля 1542, или около 1551)
Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца
Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская
Чечилия Галлерани (модель другого портрета художника — «Дамы с горностаем»)
Констанца д’Авалос, которая также имела прозвище «Весёлая», то есть La Gioconda по-итальянски. Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д;Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о её портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи.
Пачифика Брандано (Pacifica Brandano) — другая любовница Джулиано Медичи, мать кардинала Ипполито Медичи(По версии Роберто Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий).
Изабела Галанда (Isabela Gualanda)
Просто идеальная женщина
Юноша в женском одеянии (например, Салаи, возлюбленный Леонардо)
Автопортрет самого Леонардо да Винчи
Ретроспективный портрет матери художника Катерины (1427—1495) (предложена Фрейдом, затем у Serge Bramly, Rina de’ Firenze, Roni Kempler и т.д.
Ещё один миф о Джоконде внёс великий фантазёр Жуль Верн.В своей ранней пьесе он изобразил Джоконду-любовницей великого Леонардо.Так в сознании читателей возник любовный треугольник-молодой красавец художник,старый муж-купец и прекрасная Джоконда.Тогда ещё не было известно,что Леонардо преследовали за гомосексуализм.
ИСТОРИЯ КАРТИНЫ
Последние годы жизни Леонардо провёл при дворе Франциско Первого в замке Амбуазе во Франции,где он и умер.По легенде он продал перед смертью картину королю за 4000 золотых монет-огромную сумму по тем временам.
Был момент,когда её хотел купить для английского короля герцог Бекингем,но кардинал Ришелье воспротивился и отговорил короля продавать картину.Потом на некоторое время о картине забыли.
Но настоящую славу ей сделали писатели-романтики.Поэт Теофиль Готье в 1855г. придумал загадочную улыбку Джоконды.Он писал:»Опасно попасть под обаяние этого призрака. Её улыбка обещает неизвестные наслаждения,она так божественно иронична..»После него улыбка Джоконды превратилась в главное её достоинство.
Но самую большую популярность картина получила в 1911году,когда она на целых два года исчезла из Лувра.Никто не мог её найти.Пока во Флоренции Винченцо Перуджа не предложил картину одному коллекционеру.Он два года продержал её у себя под матрасом.А двигали им патриотические чувства,он хотел вернуть картину Италии.Поэтому итальянцы дали ему всего год тюрьмы.И картина снова вернулась в Лувр.
Потом почти полвека Мона Лиза не покидала Францию.В 1962 году картина отправилась в Америку.За два месяца её посмотрели полтора миллиона человек.В 1974 году она побывала в Японии,где она пользовалась огромнейшей популярностью.В Токио очередной любовник бросил в неё пузырёк с краской,но картина не повредилась,защитило стекло. По пути из Японии картину завезли в Москву.Там для неё на одном из заводов изготовили непробиваемое стекло.Её демонстрировали в Пушкинском музее.
ВАНДАЛИЗМ.
В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
ГРАЩЕНКОВ
пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека.
БОРИС ВИППЕР
указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила „Моны Лизы“, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один — в её одухотворенности. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.
Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно — это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка — душа живописи“. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Сфумато — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
ЛАЗАРЕВ
анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила её очарования.
ЗИГМУНД ФРЕЙД
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется „леонардовской“. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя.
Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет.
Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее.
Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы.
Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затенённости её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят.
Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
О загадках Джоконды исписаны горы бумаги.Много спорят,что означает улыбка Монны Лизы.Кто вообще изображён на портрете Леонардо? Всем вам знакома книга Дэна Брауна «Код да Винчи».
Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в Монну Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Эта версия считается просто домыслом.