На какие этапы подразделяется процесс социализации что такое ресоциализация и десоциализация
Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.
Понятие социализации.
Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.
Факторы социализации.
Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:
В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.
Виды и этапы социализации.
Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.
Остальные виды социализации:
Основными институтами социализации являются:
В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.
Ресоциализация и десоциализация как социальные феномены
Общая характеристика процесса социализации
Наряду с феноменом социализации современная наука исследует и связанные с ней процессы, а именно десоциализацию и ресоциализацию. В настоящее время среди исследователей не существует единого мнения по поводу содержания этих процессов, поэтому их изучение предполагает некоторые трудности.
Социализация представляет собой процесс усвоения человеком общественного опыта, его последующая трансформация в личностные ценности, ориентации, поведенческие модели и интенции
Основные черты социализации:
Социализация зависит от множества различных факторов, среди которых экономические, политические, социальные, исторические, культурные, технологические и т.п. Протекает процесс социализации, как правило, в два основных этапа:
Таким образом, социализация – это непрерывный, социальный, перманентный процесс
Процесс ресоциализации
Ресоциализация выделяется исследователями как самостоятельный процесс в структуре социализации. Она характерна исключительно для второго периода жизни личности и встречается только у взрослых.
Ресоциализацией называют возобновление процесса социализации под воздействием новых факторов, т.е. в новых условиях
Выделяют три основные ситуации, из-за которых «запускается» процесс ресоциализации:
Иными словами ресоциализация случается тогда, когда человек вынужден адаптироваться к изменившимся условиям его социально-природной окружающей среды.
Ресоциализация бывает осознанной и неосознанной. Также выделяют такие виды этого процесса:
Сущность десоциализации
Десоциализация в отличие от ресоциализации не является структурной частью социализации. По сути, это обратный процесс социализации.
Десоциализация представляет собой деградацию, распад личности, когда социализация индивидуума приобретает фрагментарный характер, становится антисоциальной, асоциальной
В результате десоциализации личность, которая уже успела социализироваться, частично или полностью возвращается к доличностной форме, лишается отдельных личностных качеств. При этом из-за подобной деформации личности индивидуум может и вовсе быть исключенным из социума.
Причины десоциализации разнообразны, начиная от серьезных заболеваний, вплоть до утраты прежнего социального окружения.
Десоциализация и ресоциализация запускаются одинаковыми факторами, но результаты этих процессов кардинально противоположные
Таким образом, ресоциализация и десоциализация являются противоположными процессами. Ресоциализация означает, что личность приобрела новые личностные качества, позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям; десоциализация означает распад личности, исключение человека из общества.
Социализация. Десоциализация и ресоциализация
Процесс социализации двойственен. С одной стороны, это раскрытие заложенных в индивиде природных качеств, с другой – это результат внешнего воздействия среды. Взаимодействие человека со средой – ключевое в социализации.
Социализация как процесс имеет свои формы, факторы, этапы, разновидности, сложный механизм проявления, сочетающий в себе внешние воздействия на человека – внешняя информация и внутренний процесс отбора этой информации – своеобразный психологический фильтр, благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации в обществе приходиться сталкиваться не только с нормальным, но и девиантным (отклоняющимся) поведением.
Различают следующие формы социализации:
Направленная социализация – представляет собой спланированную и организованную форму социализации. К ней относятся вся система дошкольного, школьного, специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий, деятельность различных групп и социальных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на своих членов.
Ненаправленная социализация представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег, сотрудников и т.д., то есть везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми.
Различают также социализацию первичная и вторичная. Первичная осуществляется в рамках малой социальной группы, близкого окружения (семья, ровесники). Вторичная социализация осуществляется на более позднем этапе жизни человека и, как правило, в рамках формальных социальных институтов (СМИ, система образования, трудовой коллектив и т.д.). В период первичной (детской) социализации родители и ближайшее окружение ребёнка передаёт ему не только значительный объём информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также нормы, ценности и цели своих социальных групп и своего социального класса.
Вторичная социализация совпадает по времени с периодом получения формального образования, определяется уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. Главной функцией вторичной социализации личности является её интеллектуализация. Кроме этого вторичная социализация выполняет и ряд латентных функций, например, выработка навыков функционирования в условиях формальной организации.
Ряд авторов употребляют в отношении вторичной социализации термины десоциализация и ресоциализация. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.
Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукт десоциализации.
Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, говорят о ресоциализации преступников (т.е. о их возвращении в нормальную жизнь).
Рассмотрение социализации в широком смысле как освоения норм и ценностей общества, позволяет сказать, что она продолжается до смерти человека. Поэтому некоторые социологи говорят о социализации зрелости и о социализации старости.
Таким образом, мы выяснили, что социализация является сложным социальным процессом, который состоит из определённых элементов.
Элементы социализации:
— социальная среда с её многообразными сферами;
— человек с его природными задатками;
— предметная деятельность человека;
— круги общения человека;
— структура сознания человека.
На социализации каждого конкретного человека влияют различные факторы, их сочетание делает процесс социализации каждой личности уникальным. Такими факторами социализации являются: биологические (наследственные признаки, как положительные так и отрицательные); психологические (черты характера, особенности темперамента, качество памяти, интеллектуальные задатки); экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, экономическое состояние общества); социальные (ближайшее социальное окружение, семья, сверстники, коллеги); политические (господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть, демократия, анархия и т.д.); культурологические (общее состояние культурной среды, наличие либо отсутствие у индивида культуры общения) и т.д.
Основными средствами социализации являются: язык, ценности, социальные нормы, навыки и умения, статусы и социальные роли. Основными социальными институтами в которых проходит социализация являются: семья, образование, институты трудовой деятельности, институты духовной сферы. Агентами социализации (т.е. теми, кто непосредственно осуществляет социализацию, кто ответственен за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) являются: родственники, родители, коллеги по работе, друзья, ученики класса, студенческой группы, учителя, соседи и т.д. Агенты социализации делятся на первичные (неформальные) и вторичные (формальные). Первичные агенты (первичная среда) – это не просто ближайшее окружение человека, но и важнейшее по степени значимости, по частоте и плотности контактов.
Вторичные (формальные) агенты социализации – это представители формальных групп и организаций: администрация школы, университета, предприятия, чиновники, средства массовой информации и т.д..
Институты, агенты социализации способствуют успешной социализации личности, т.е. включению её в социальную структуру.
Социализация личности (этапы, механизмы). Десоциализация и ресоциализация.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек
(ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
2.1. Стадии социализации.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе,
«вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
. сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
. изменение себя, «стать как все»;
. конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
2.2. Различия между социализацией взрослых и детей.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».
Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо».
Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.
Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.
2.4. Жизненные кризисы.
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека,
Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии.
Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы.
Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации
(усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение пошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее
«распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональной сферах.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл
«работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Социализация: сущность, этапы, агенты. Десоциализация и ресоциализация
Понятие социализации является классическим как для отечественной, так и для зарубежной социологии. Оно лежит в основе многих процессов и явлений, ведущих к становлению и функционированию личности как субъекта социальных отношений, определяющих вектор ее формирования. Проблема социализации личности рассматривается спектром научных дисциплин: психологией, антропологией, педагогикой, социологией и другими. В силу междисциплинарности данного понятия в современной науке нет однозначного его определения. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Человек выступает как становящийся субъект, формирующийся в социальной среде.
Таким образом, оправданным и закономерным является следующее определение социализации, данное социальным психологом Г.М. Андреевой, которая определяет социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Социализация – процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
Процесс социализации непрерывен, продолжается в течение всей жизни человека. В науке сложились различные концепции развития личности в процессе социализации. В большинстве из них берется за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение.
Первый этап – младенчество. Продолжительность составляет примерно два года жизнедеятельности. Основной канал социализации на данном этапе – общение. Оно выражается в жестах, мимике, позже – в словесных формах.
Второй этап определяется как детство. В этот период ведущее значение имеет игра, в первую очередь ролевая.
Третий этапсоциализации начинается с перехода от «возраста игр» к «возрасту обучения» в школе. На данной стадии изменяется доминанта социализирующего процесса – ею становится обучение. Четвертый этап начинается в школьные годы, верхней границей является завершение учебы. Данный период характеризуется изменениями в самосознании, самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих, в самостоятельном конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентаций.
Четвертым этапом завершается дотрудовая стадия социализации, получает свое развитие трудовая. В этот этап человек входит в качестве социально и духовно сформировавшейся личности, обладающей более или менее разносторонне развитым сознанием и самосознанием, более или менее прочными мировоззрением, системой ценностей и социальных установок. Тот факт, что в процессе указанного этапа личность не только усваивает социальный опыт, но и активно воспроизводит его, обогащает его новым содержанием, придает особое социальное значение именно этому периоду. Важную роль приобретает специализация, выражающаяся в разделении труда. Она резко интенсифицирует социализационный процесс, который на этапе трудовой деятельности осуществляется на трех уровнях социализации личности: как члена специфической профессиональной группы (микроуровень); как члена конкретного трудового коллектива или организации (микроуровень); как принадлежащего к работающей части населения определенного государства (макроуровень). Завершающая стадия социализации – послетрудовая деятельность. (или по таблице: этапы развития личности по Эриксону)
Таким образом, естественный процесс перехода из одной возрастной категории в другую, от детства к юности, затем к зрелости и, наконец, к старости означает приобщение к новым правам и обязанностям, нормам и ценностям, стилю и образу жизни. Кроме того, социологами отмечается, что в связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость десоциализации – изменения старых ценностей, норм и правил поведения (утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов). Соответственно возникает необходимость в ресоциализации. В социологии данный термин закрепился как процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения (Напр., новый начальник, который требует работать по-новому, ресоциализирует нас).
Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире ценностей, норм, идей и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризуется преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной реальности в объективные формы внешнего социального мира.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение нормам и освоение социальных ролей. Институты – учреждения, оказывающие влияние на процесс социализации и направляющие его. Как уже было отмечено, принято различать первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Она связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: сначала семьи, группы сверстников, позднее – школы, учебных заведений. Соответственно, агентами первичной социализации выступают: родители, братья и сестры, сверстники, лидеры молодежных группировок, непосредственные руководители по учебе. Первичная социализация имеет значение особенно на ранних этапах развития личности, в первой половине жизни человека. Вторичная социализация – сфера социальных отношений. В данном случае большее значение имеют другие группы – образовательные, профессиональные, территориальные, определяемые местом отдыха, например. На каждой из стадий в настоящее время огромное значение оказывают СМИ.
Социализация во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов, которые могут быть выделены по различным основаниям. Первым могут выступить направления воздействий социализирующих факторов: интериоризация – усвоение опыта человечества, в результате чего он становится достоянием личности, формирует присущие только человеку высшие психические функции, оказывает влияние на становление личности; экстериоризация– опредмечивание, проявление в деятельности и общении ранее усвоенных способов поведения.
В целом, социализация сводится к сложному, многогранному, во многом противоречивому процессу, в ходе которого биологический индивид становится общественным. Социализация рассматривается как процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни.