На костях покататься что значит
Почему Баба Яга хотела на косточках покататься? Что это значит?
Если вы смотрели недавний полусказочный фильм «Золотая Орда», то там промелькнул такой персонаж-старый ведун, который спас князеву татарочку из болота. Это служитель праславянского дохристианского культа. Жрец, если можно так выразиться. Если вспомните, у него и частокол вокруг дома был, на который были насажены черепа животных. Так принято было раньше злых духов отгонять. Очень долго еще к таким ведунам и ведуньям люди ходили в их лесные избушки за разной помощью.
Ведуны(люди, которые ведали древнее знание) превратились в страшное слово ведьмы (и ведьмаки). Если вспомните Куприна «Олеся», то и в 19 веке к таким бабушкам ходили.
Ну, любой шаман связан с царством мертвых, это вам и Карлос Кастанеда подтвердит.
Но давайте вернемся к самому выражению. Одним из древних обрядов приема чужеземца в славянское племя было его рождение через печь. Возможно, что уже в христианские времена какие-то славянские племена уже стали христианами, а другие еще нет. И тех, кто уже стал, а попадал в такое племя, этот обряд пугал. Он как будто бы убивал в них христианина и возвращал к язычеству. Образно можно сказать, что «убивалась этим, «съедалась» христианская душа. Печь же, конечно не была раскалена.
Таким же обрядом, но через достаточно жаркую печь, лечили простуду. А после прокатки через печь разминали тело.
Если разминала женщина малого веса, то скорее всего применялся тип массажа, который известен и сейчас как тайский, когда женщина стопой массирует и частично налегает телом, чтоб создать определенное давление. Так что процесс лечения запечатлен в сказке как нечто страшное.«На косточках покатаюся».
Мне в молодости попались заметки одного земского врача. Век на дворе был уже 20-й, а он описывал как «залечила» неграмотная бабка-знахарка больного ребенка. Пропускала его через печь на лопате как и положено, а ему надо было давать лекарства. Мальчик и умер от воспаления легких. Как вы понимаете, современные знахарки, да и в те времена, мало когда могли реально помочь. В каждой деревне такая была, а ведь людей с подлинным древним знанием возможно, что уже и не осталось. Подражательство тем обрядам мало что дает, т.к. мы не знаем, какие травы ведуньи давали при этом процессе, чем отпаивали после, а это важный момент лечения.
Я, изучая разные обряды разных стран, много сталкивалась с такими интересными моментами, когда обломки прежнего культа превращались в ужастики культа последующего.
На костях покататься что значит
Восточнославянские земледельческие обряды — катанье и кувырканье по земле
В кратких и общих чертах интересующий нас обряд состоит в следующем. Как только окончится общественное моление, совершаемое весною в поле на посевах, тотчас же женщины подбегают к священнослужителю Ч находящемуся еще в церковном облачении, роняют его на землю и катают по земле, переваливая с боку на бок. Цель обряда — вызвать будущий урожай льна.
Для лучшего ознакомления с деталями нашего обряда мы! приведем немногие имеющиеся свидетельства о нем полностью, тем более, что большая часть их найдена нами в рукописях ученого архива Географического общества.
2. Семинарист Ф. Виноградов в 1852 г. писал о великорусах *
села Липенский Котлован Вышневолоцкого уезда Тверской губ.:
«Был обычай: в день св. Георгия (т. е. 23 апр ) и в праздник i
Преображения Господня, после молебна на поле, валяли по полю]
священника или кого-либо из рослых причетников для того, чтобы <
3. родился хороший и высокий хлеб; но в настоящее время (1852 г.) эта причуда выведена из употребления благоразумием приходского священника» [АРГО, ХЫ, 47, л. 19].
4. В том же Вышневолоцком уезде, в селе Покровском, по со
общению учителя Новоселова 1851 г., после первого выгона ско
та весною служат молебен в озимом поле и после этого молебна
«некоторые жители имеют обыкновение валять и катать людей,
не исключая и духовных, по озими, чтобы хлеб родился длин
нее» [там же, л. 45].
5. Около г. Медыни Калужской губ. «в Вознесенье служат мо
лебен в ржаном поле, после чего женщины катают по ржи дьяко
нов и дьячков, чтобы снопы были такие же высокие и тяжелые»
(сообщение городского учителя Даниловского 1848 г. [Зеленин
1915, с. 587]).
7. По словам профессора М. Г. Халанского, в Щигровском уезде
Курской губ. весенние полевые богослужения — обычное явление.
♦В некоторых селах — мне передавали это за достоверное — кресть
яне просят „батюшку» покататься даже по зеленеющей ниве, для
большего плодородия полей» [Халанский 1902, с. 242].
9. В Саратовской губ., в Мариинской колонии, поселяне (быв
шие питомцы Воспитательного дома) «верят, что не уродится хороший лен, если они на Пасху, после служения общего среди селения молебного пения, не повалят на землю кого-либо из причта и в особенности священника в облачении его, и случающийся неурожай льна приписывают неисполнению сего поверья» (Присланное в 1848 г. в Географическое общество епископом Иаковом извлечение из актов, хранившихся в Саратовской Духовной Консистории) [Зеленин 1916а, с. 1226].
9. А. Терещенко, сообщения которого не всегда отличаются научною точностью, пишет об интересующем нас обряде следующее: «Во многих местах северо-восточной России существуют посевоч-ные (т.е. во время посева — разъяснение Д.К.Зеленина. — Т.И.) предрассудки. По отслужении молебна под открытым небом, приходский священник читает заклинательные молитвы, изгоняет нечистых духов и потом благословляет поселян. Между тем одна здоровая и крепкая баба, и непременно должна быть баба, поцеловав крест, схватывает священника поперек, во всем его облачении, и перебрасывает через себя три раза; потом и простолюдины принимаются катать его по ниве, несмотря ни на грязь, на на кочки. Если бы священник воспротивился такому обряду, то мужики замечают ему с неудовольствием, говоря: „Ты, батюшка, верно, не желаешь нам добра; не хочешь, чтобы у нас был хлеб; а ты же, наш отец, кормишься нашим хлебом!» — Священник невольно должен покориться невежественному предрассудку» [Терещенко, 5, с. 36].
10. Опускаем вскользь брошенное замечание С.Максимова, из
ложенное совершенно ненаучно [Максимов С. 1903, с. 274].
Священники склонны объяснять описанный обряд так: тесное и близкое соприкосновение с землей священнослужителя, особенно в церковном облачении, сообщает земле святость, освящает почву и через то придает ей особую плодородящую силу. Объяснение это явно искусственное, надуманное, совсем чуждое народному миросозерцанию. По народному воззрению, «мать сыра земля» менее всего нуждается в восприятии какой-либо силы от человека; напротив, сама земля — мать, рождающая из своих недр все растущее, сообщающая силу всему живущему.
Не отрицая возможности того, что это последнее понимание] и было когда-то свойственно отдаленным предкам восточных славян, мы, однако, должны признать, что в современной восточнославянской обрядности самые следы такого понимания опи-1 санного нами выше обряда давным-давно уже исчезли (если они! и были), а имеются явные переживания иного понимания интересующих нас обрядов. Как увидим ниже, обрядовое катанье по] ниве дает восточному славянину не только урожай хлеба или! льна, но также силу и здоровье — что с точки зрения теории] Фрэзера (равно как и Маннгардта) необъяснимо.
«Повальный хлеб» явился по простому словенскому созвучию с, глаголом «поваляться», и явился не совсем удачно: «повальный»; хлеб хотя и говорит об урожае, но собирать его трудно, и он легко! может сгнить еще до жатвы. Равным образом, старенькие попики! с тощей (скудной) косичкой оказались бы очень плохим предзнаменованием для будущих снопов льна или хлеба.
Отдельные магические акты вообще наиболее живучи и прозрачны в современном народном мировоззрении и обрядности! восточных славян. Отсутствие цельной системы в современной! обрядности еще не говорит об отсутствии ее и в прошлом: сис-1 тема легко могла распасться на отдельные магические акты в! дальнейшем, в силу забвения и упадка древней обрядности Щ мировоззрения.
Целый ряд восточнославянских народных обрядов, который мы приводим ниже, доказывает нам следующие положения: 1) Жрец или священник не является монополистом обрядового катанья по земле с магическими целями; так же точно катаются и обычные простые люди; 2) Обрядовое катанье по земле совершается не только с аграрного целью будущего урожая, но также и с медицинскою целью здоровья и работоспособности земледельца; 3) Обрядовое катанье по земле происходит не только весною, но также и осенью, что весьма плохо согласуется с объяснениями Фрэзера и Фиссера; 4) Кувырканье на земле через голову, в котором уже никак нельзя видеть подражание половому акту, имеет то же самое магическое значение, что и описанное выше катанье по земле с боку на бок.
Во всех приведенных случаях мы имеем весенний обряд катанья по засеянному полю с аграрною целью. Несколько реже встречается вполне аналогичный весенний обряд не с аграрною, а с профилактически-медицинскою целью. Так, украинцы Пинского у. при первом громе катаются по земле (по-видимому, где угодно, а не обязательно в поле) — «чтобы не болеть водяною болезнью» [Булгаковский 1890, с. 187]. Пошехонцы, чтоб не болела спина при жнитве ржи, весной, услышав в первый раз крик журавлей, катаются по земле, приговаривая: «Журавль, журавль! у тебя шея колом, а у меня спина колесом!» [Балов 1901, с. 120]. Т.е. здесь магически передается болезненное онемение переутомленной спины земледельца журавлиной шее, а гибкость последней сообщается спине земледельца. Великорусы близ Углича катаются, переваливаясь с боку на бок, по ржаной полосе в семик (перед Троицей) — чтоб не болела во время жнитва спина [Максимов С. 1903, с. 464]. Болгары, «чтоб не болели кости», катаются по реке в Юрьев день [Ефименко П. 1869, с. 103]; но это катанье по Юрьевой росе точнее будет выделить особо из данной группы обрядов — ввиду широко распространенной веры в целебное значение Юрьевской росы.
Ту же самую медицинско-профилактическую цель преследует осеннее обрядовое катанье по сжатой полосе, особенно широко распространенное у великорусов. Обряд этот совпадает с дожинками и происходит иногда в связи с обрядом завиванья «бороды Илье пророку» из последнего снопа на полосе. Приговор при обрядовом осеннем катанье иногда разнообразится — в зависимости от того, какие новые работы предстоят в дальнейшем земледельцу. Если закончена только уборка ржи и предстоит еще жатва овса, то приговор гласит: «Жнива ты жнива! дай-ко мне силы На овсяную жниву!» [Зеленин 1914, с. 224; Майков 1869, с. 112, №281]. Если же закончена уже вся жатва и предстоят лишь зимние работы по молоченью и пряже, то приговор при катанье гласит: «Жнивка, жнивка! аддай маю силку — на пест, на калатила, на малатила, на кривоя виртяно!» ([Машкин 1862, с. 82] об Обоян-ском уезде). Украинский приговор при том же обряде Гадячского у. Полтавской губ. вспоминает еще и о рабочем скоте: «Нывко, нывко! верни мою сылку! На нывку гтёк (навоз — разъяснение Д. К. Зеленина. — Т.И.), на волыки лоёк (сало — разъяснение Д. К. Зеленина. — Т.И.у.» [Зеленин 1916а, с. 1123].
При этом осеннем обряде на сжатой полосе северновеликорусы иногда не катаются, а кувыркаются через голову — с подобными же приговорами: «Оржаная жнива, подай мою силу на овсяную жниву!» [Завойко 1917, с. 16; Логиновский 1904, с. 18].
Встречаются те же обряды, где аграрная цель объединяется с медицинской. Например, в Нижнеудинском у. пахарь, окончив пашню, ложится на вспаханную землю, катается на спине подобно коню и говорит: «Пашня, пашня! Хлебца нам дай, а силу нашу отдай!» [Виноградов 1916 6 ; ср.: Романов, 8, с. 262; Шейн 1887, с. 269].
Кувырканье через голову совершается чаще с медицинскою целью. Так, в Валдайском у. жницы, выходя на работу, кувыркаются через голову в избе или на полосе — чтоб спина не болела [Феноменов 1925, с. 88]. Особенно широко распространено кувырканье при первом громе — от той же спинной боли [Зеленин 1914, с. 219; Богатырев 1916, с. 66; Логиновский 1904, с. 25-26]. В Юрьевецком у. кувыркаются с тою же целью, увидев впервые весною перелетную птицу — журавлей, скворцов и других [Груздев 1922, с.91]. В Рыбинскому, кувыркаются при первой весенней песне жаворонка, говоря: «Тебе, жаворонок, петь, а моей спине не болеть!», а также при первом кваканье лягушек весною [Костоловский 1916, с. 41].
В последних случаях очень прозрачно выявился мотив передачи разным вещам, дереву, камню и т.п. будущей спинной боли; магическая передача совершается в таинственный момент первого грома. А так как эти случаи вполне аналогичны с кувырканьем по земле через голову, то и в этом последнем случае момент передачи боли земле нужно признать несомненным. Кувырканье через голову по земле с тою же самою целью — предохранить спину от боли во время жатвы — совершается еще. местами в «средопостье» Великого поста (т. е. в среду на четвертой неделе поста), когда и самый пост нарушается [Смиречанский 1871, с. 131], а также в Великий Четверг [Зеленин 1914, с. 409], т. е. в прежний день Нового года. Больные великорусы Самарской губ. перевертываются три раза на «причинном месте», т. е. на том месте, где они заболели, и плюют тут же на землю [Зеленин 1916а, с. 1196]; т. е. болезнь передается тому же самому месту, которое считается причиной болезни.
В Новгородской губ., около Боровичей, при переселении в новый дом хозяйка дома до рассвета три раза обегает нагишом новую избу и в воротах перекидывается кубарем — с пожеланием, чтоб «род и плод в новом доме увеличивались» [Максимов С. 1903, с. 32]. Подобное же соединение кувырканья с магическим кругом отмечено у мордвы Хвалынского у.: опахивающие в полночь селение от эпидемии девицы «на каждом углу села останавливались и кувыркались на кокурки» [Маркелов 1922, с. 97].
Не исключена даже возможность того, что все обряды с катаньем по земле возникли первоначально, как простое подражание подобным же движениям животных, — но достаточных данных для доказательства этой смелой мысли у нас н ет. Известное же влияние конского катанья на дальнейшее развитие рассматриваемых нами обрядов вряд ли может вызвать какие-либо сомнения.
Пользоваться в этнографических изысканиях словесно-художественными произведениями, сказочно-художественною обработкою мотивов вообще опасно [ср.: Богданов 1916, с. 116-122].! Но в данном случае сказочный мотив привлекается нами] не для объяснения рассматриваемых нами обрядов; напротив, магическая система, лежащая в основе наших обрядов, хорошо объясняет нам давно уже окаменевший и никому не понятный сказочный мотив. В известной восточнославянской сказке «Ивашко и ведьма» Баба-Яга кушает, по недоразумению, вместо героя свою! собственную дочь и бросает кости съеденного на полати; уверенная, что это кости молодого Иванушки, Яга идет лежать на полати] и при этом говорит: «Покататься бы мне, поваляться бы мне на! Иванушкиных косточках!». С замечательным однообразием и постоянством повторяется эта окаменевшая формула в многочисленных вариантах сказки; но рисует она на первый взгляд совершен-1 но нелепую картину: кости человека настолько тверды, что кататься и валяться на них вряд ли представит удовольствие даже и| для Бабы-Яги. Да и для чего кататься на твердых костях, когда! можно покататься на мягких пуховиках? Другое совсем дело, если! в катанье по известному предмету видеть магический акт передачи 1 этому предмету своих свойств и вместе восприятия от него его качеств. Подобно тому, как катающаяся по земле лошадь передает! земле свою усталость и свои болезни, подобно тому, как катающаяся по земле жница передает земле свою болезненную усталость и | вместе воспринимает от земли новую силу для дальнейших своих; работ, — подобно этому валяющаяся на костях молодого Ивана Яга передает этим костям свою старость, одновременно воспринимая от них силы и молодость юного героя. Для той же самой! цели, чтобы воспринять силу, юность и здоровье молодого человека, Яга его съела; но, очевидно, предполагается, что часть этих \ свойств человека осталась в его костях, которые Яга не в состоянии съесть. Для извлечения этих оставшихся свойств Яга прибегает к иному средству: ложится на кости и катается на них всей тяжестью своего тела.
С большим сомнением мы сопоставляем с нашими обрядами вотяцкую игру «сырон посон», т.е., собственно, выжиманье воды из свежевыделанной кожи. Игра эта обычно предшествует гаданью и состоит в том, что парни ловят девок и катают их по нарам [Гаврилов 1891, с. 103]. Весьма возможно, что здесь мы имеем игру чисто! бытового происхождения, без магических элементов. Мы рассмотрели два ряда обрядов, общая черта коих состоит в необычном прикосновении 2) к земле: кувыркаясь через голову, ударяют землю головою; катаясь на спине, давят на землю всею тяжестью своего тела. Как мы видели, нередко в одних и тех же обрядах кувырканье заменяется катаньем и наоборот, — чем подчеркивается близость этих действий в народном сознании. Цель обрядов двоякая: 1) медицинская, предохранение от болезней спины и восприятие силы для разных работ, особенно же для жатвы; 2) аграрная — вызвать урожай льна и хлеба. Изредка обе эти цели сливаются вместе и присоединяется еще мысль о здоровье рабочего скота (волов). Медицинская цель вращается главным образом около спинной боли, обычной у жнецов при продолжительной работе серпом, когда приходится низко наклоняться к земле. Даже при первом весеннем громе, кувыркаясь, вспоминают именно о спинной боли при жатве. Таким образом, медицинская цель обряда не так уже далеко ушла от аграрной цели.
Объяснение обрядов, преследующих медицинскую цель, довольно прозрачное и почти бесспорное: болезнь передается земле; одновременно почти всегда от земли воспринимается та или иная сила, при превращениях — даже чудесная сила оборотничества. В заклинательных формулах сила эта требуется от земли — нивы, жнивы.
Обряды с чисто аграрного целью настолько близки к обрядам с медицинскою целью, что отделять те и другие было бы методологически неправильно. По аналогии с первыми, во вторых также нужно видеть требование от земли силы, — только сила в Данном случае требуется не для человека, а для произрастания хлебных злаков. Воззрение, что «мать сыра земля» таит в с ебе силы для произрастания всякой растительности, конечно, более естественное и древнее, нежели представление о заключающихся в земле силах для здоровья человека.
Представляемое в таком виде воззрение, лежащее в основе всех рассмотренных обрядов, в целом настолько стройно и связно, в отдельных элементах настолько архаично, что думать о его. новизне нет оснований. Объяснение Фрэзера и Фиссера к восточнославянским обрядам в настоящем неприменимо, а в прошлом излишне.
Остается еще заметить, что весеннее катанье по земле караваев хлеба и особенно яиц к рассмотренному нами циклу обрядов не относится: тут никакого насилия над землей нет.
Как люди катались на костях и бамбуке: история коньков
Каждый раз с наступлением зимнего сезона все мы невольно делимся на два лагеря: катающихся на коньках и восторженно наблюдающих за этим красивым зрелищем. Грациозное быстрое скольжение по льду, всевозможные пируэты да и просто искры веселья и задора в глазах конькобежцев притягивают взгляды. А между тем коньки были известны человечеству с давних пор. И сегодня мы расскажем, какое отношение они имеют к коням, как их модернизировал Петр I и почему раньше в буквальном смысле катались на костях.
Клык моржа, бамбук — все сгодится
Прототипы коньков не раз и не два обнаруживали археологи на территории Дании, Нидерландов, Швейцарии, Норвегии, Англии, а также на территории бывшего Советского Союза.
Правда, раньше они изготавливались совсем из других материалов и были очень примитивными, далеко не всегда удобными. Например, встречаются как коньки из дерева, так и из костей животных: они крепились к обычной повседневной обуви. Такой способ передвижения дарил обладателю коньков высокую скорость продвижения по ледяным пространствам, что было просто жизненно необходимо в странах с суровым климатом. Кстати, в Сибири и вовсе катались на моржовых клыках, а в Китае для того, чтобы смастерить коньки, использовали бамбук.
Кататься на костях очень удобно
Самые первые коньки, по мнению историков, скорее напоминали лыжи, и отталкивались люди, передвигающиеся на них, при помощи палок. Самым популярным материалом для создания коньков выступали кости животных. Так, в поселениях и городах Древней Руси, а именно в Новгороде, Старой Ладоге и Пскове, были обнаружены коньки из костей передних ног лошадей.
А уже с XIV века началось изготовление деревянных коньков с полоской из металла на скользящей поверхности. С XIII и до середины XVIII века предпринимались попытки использовать для деревянной основы полоз из бронзы, потом железа и, наконец, из стали.
Царь-конькобежец
Рассказывая историю развития коньков, никак нельзя не упомянуть о российском императоре Петре I. Самодержец во время своего пребывания в Голландии необычайно увлекся коньками. Имея живой ум и практическую сметку, он тут же понял, что обувь должна представлять с коньком единое целое, их не стоит разделять. И со свойственной ему решимостью тут же осуществил задуманное. Так появились цельные коньки.
Название, придуманное с любовью
Кстати, само слово «коньки» — исконно русское. Объясняется это очень просто: средство быстрого перемещения по льду часто украшалось головой коня (видимо, как раз намекая на высокую скорость передвижения), поэтому и в народе их ласково называли «коньки», то есть маленькие кони, готовые везти своего хозяина со скоростью ветра туда, куда ему нужно.
Понятно, что со времен Петра I коньки ждало еще множество изменений, больших и маленьких, перед тем, как они приняли свой современный вид. На эту тему можно было бы даже написать целую книгу. Человечество, изначально используя коньки из необходимости передвигаться в суровых природных условиях, постепенно сделало их источником забавы и веселья. А впоследствии и вовсе создало на их основе различные виды спорта: конькобежный, фигурное катание и хоккей. Но неизменным остается восторг: того, кто мчится на этих «маленьких конях» вперед или делает сложные фигуры на льду, и тех, кто за ним наблюдает.
Значение словосочетания «на костях»
на костях
1. ценой жизни или посредством смерти, гибели кого-либо, попирая память о делах кого-либо ◆ На костях человеческих стоит старое замчи́ще, — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым за́мком. Короленко, «В дурном обществе», 1885 г. ◆ Своего рода естественной пропагандой служило неустройство тыла и дикая вакханалия хищений, дороговизны, наживы и роскоши, создаваемая на костя́х и крови фронта. А. И. Деникин, «Очерки русской смуты», 1921 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Гордые вожди масс, воссядете вы на костях их с убийцами и ворами и, пожирая остатки прошлого, назовётесь вождями мертвых. Иван Шмелев, «Солнце мертвых», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У всех нас, до известной степени и у Ленина, было впечатление, что немцы, по-видимому, уже сговорились с Антантой о разгроме советов и что на костях русской революции подготовляется мир на западном фронте. Лев Троцкий, «Моя жизнь», 1929—1933 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Так что опустим со смущением добрую половину сборника, где на костях советских композиторов пляшут разного рода панки (Элизиум, Distemper, Drugly Cats, Кукрыниксы и примкнувшие к ним Леприконсы; в рамках приличий держатся разве что «Приключения Электроников» и в особенности молодая московская команда «Плед»), и сразу перейдём к достоинствам, с лихвой перекрывающим недостатки― одна лишь Юлия Дмитриевна Чичерина с собственной версией «Ветра перемен» способна оправдать выход этой пластинки. Алексей Мунипов, «Странные свойства памяти», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) ◆ Только теперь Иван Григорьевич стал охватывать умом новую судьбу страны, рождённую на костях погибшего поколения. Василий Гроссман, «1955—1963» (цитата из НКРЯ)
2. на твёрдом образовании, части скелета позвоночных ◆ На костя́х его плеч висел широкий пиджак железного цвета, расстёгнутый на груди, он показывал сероватую рубаху грубого холста; на сморщенной шее, под острым кадыко́м, красный, шёлковый платок свернулся в жгут, платок был старенький и посёкся на складках. Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1925 г.
3. с помощью костей (о гадании) ◆ Испытал гадание и на костях, и на воске, и на картах, и на бобах; хиромантию, кристалломантию, катоптромантию и геомантию; прибегал к гоетейе и некромантии, а гороскопов сколько мне составляли, — и не упомню! Валерий Брюсов, «Огненный ангел», 1908 г. (цитата из НКРЯ)
4. устар. место сражения ◆ Три дня стояли россияне на костях, то есть на месте сражения, в знак победы, и решились идти назад: ибо, претерпев великий урон, не могли заняться осадою городов. Карамзин, «История государства Российского», 1808—1820 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «И стал великий кнез Дмитрий Иванович со своим братом с князем Владимиром Андреевичем и со остальными своими воеводами на костях на поле Куликовом на речке Непрядве: «Грозно бо и жалостно, брате, в то время посмотрети, иже лежат трупи крестьянськие аки сенныи стоги, а Дон река три дни кровию текла». Александр Гирявенко, «Малая родина. Слово о тихой сосне», 2002 г. // «Наш современник» (цитата из НКРЯ)
5. истор. советск. жарг. на отработанной рентгеновской плёнке (о нелегальных грамзаписях) ◆ «Битлз» на костях.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова стеариновый (прилагательное):