На костях покататься что значит

Почему Баба Яга хотела на косточках покататься? Что это значит?

На костях покататься что значит. Смотреть фото На костях покататься что значит. Смотреть картинку На костях покататься что значит. Картинка про На костях покататься что значит. Фото На костях покататься что значит

Если вы смотрели недавний полусказочный фильм «Золотая Орда», то там промелькнул такой персонаж-старый ведун, который спас князеву татарочку из болота. Это служитель праславянского дохристианского культа. Жрец, если можно так выразиться. Если вспомните, у него и частокол вокруг дома был, на который были насажены черепа животных. Так принято было раньше злых духов отгонять. Очень долго еще к таким ведунам и ведуньям люди ходили в их лесные избушки за разной помощью.

Ведуны(люди, которые ведали древнее знание) превратились в страшное слово ведьмы (и ведьмаки). Если вспомните Куприна «Олеся», то и в 19 веке к таким бабушкам ходили.

Ну, любой шаман связан с царством мертвых, это вам и Карлос Кастанеда подтвердит.

Но давайте вернемся к самому выражению. Одним из древних обрядов приема чужеземца в славянское племя было его рождение через печь. Возможно, что уже в христианские времена какие-то славянские племена уже стали христианами, а другие еще нет. И тех, кто уже стал, а попадал в такое племя, этот обряд пугал. Он как будто бы убивал в них христианина и возвращал к язычеству. Образно можно сказать, что «убивалась этим, «съедалась» христианская душа. Печь же, конечно не была раскалена.

Таким же обрядом, но через достаточно жаркую печь, лечили простуду. А после прокатки через печь разминали тело.

Если разминала женщина малого веса, то скорее всего применялся тип массажа, который известен и сейчас как тайский, когда женщина стопой массирует и частично налегает телом, чтоб создать определенное давление. Так что процесс лечения запечатлен в сказке как нечто страшное.«На косточках покатаюся».

Мне в молодости попались заметки одного земского врача. Век на дворе был уже 20-й, а он описывал как «залечила» неграмотная бабка-знахарка больного ребенка. Пропускала его через печь на лопате как и положено, а ему надо было давать лекарства. Мальчик и умер от воспаления легких. Как вы понимаете, современные знахарки, да и в те времена, мало когда могли реально помочь. В каждой деревне такая была, а ведь людей с подлинным древним знанием возможно, что уже и не осталось. Подражательство тем обрядам мало что дает, т.к. мы не знаем, какие травы ведуньи давали при этом процессе, чем отпаивали после, а это важный момент лечения.

Я, изучая разные обряды разных стран, много сталкивалась с такими интересными моментами, когда обломки прежнего культа превращались в ужастики культа последующего.

Источник

На костях покататься что значит

Восточнославянские земледельческие обряды — катанье и кувырканье по земле

В кратких и общих чертах интересующий нас обряд состоит в следующем. Как только окончится общественное моление, совер­шаемое весною в поле на посевах, тотчас же женщины подбегают к священнослужителю Ч находящемуся еще в церковном облачении, роняют его на землю и катают по земле, переваливая с боку на бок. Цель обряда — вызвать будущий урожай льна.

Для лучшего ознакомления с деталями нашего обряда мы! приведем немногие имеющиеся свидетельства о нем полностью, тем более, что большая часть их найдена нами в рукописях ученого архива Географического общества.

2. Семинарист Ф. Виноградов в 1852 г. писал о великорусах *
села Липенский Котлован Вышневолоцкого уезда Тверской губ.:
«Был обычай: в день св. Георгия (т. е. 23 апр ) и в праздник i
Преображения Господня, после молебна на поле, валяли по полю]
священника или кого-либо из рослых причетников для того, чтобы <

3. родился хороший и высокий хлеб; но в настоящее время (1852 г.) эта причуда выведена из употребления благоразумием приходско­го священника» [АРГО, ХЫ, 47, л. 19].

4. В том же Вышневолоцком уезде, в селе Покровском, по со­
общению учителя Новоселова 1851 г., после первого выгона ско­
та весною служат молебен в озимом поле и после этого молебна
«некоторые жители имеют обыкновение валять и катать людей,
не исключая и духовных, по озими, чтобы хлеб родился длин­
нее» [там же, л. 45].

5. Около г. Медыни Калужской губ. «в Вознесенье служат мо­
лебен в ржаном поле, после чего женщины катают по ржи дьяко­
нов и дьячков, чтобы снопы были такие же высокие и тяжелые»
(сообщение городского учителя Даниловского 1848 г. [Зеленин
1915, с. 587]).

7. По словам профессора М. Г. Халанского, в Щигровском уезде
Курской губ. весенние полевые богослужения — обычное явление.
♦В некоторых селах — мне передавали это за достоверное — кресть­
яне просят „батюшку» покататься даже по зеленеющей ниве, для
большего плодородия полей» [Халанский 1902, с. 242].

9. В Саратовской губ., в Мариинской колонии, поселяне (быв­
шие питомцы Воспитательного дома) «верят, что не уродится хороший лен, если они на Пасху, после служения общего среди се­ления молебного пения, не повалят на землю кого-либо из причта и в особенности священника в облачении его, и случающийся не­урожай льна приписывают неисполнению сего поверья» (При­сланное в 1848 г. в Географическое общество епископом Иаковом извлечение из актов, хранившихся в Саратовской Духовной Кон­систории) [Зеленин 1916а, с. 1226].

9. А. Терещенко, сообщения которого не всегда отличаются на­учною точностью, пишет об интересующем нас обряде следующее: «Во многих местах северо-восточной России существуют посевоч-ные (т.е. во время посева — разъяснение Д.К.Зеленина. — Т.И.) предрассудки. По отслужении молебна под открытым небом, при­ходский священник читает заклинательные молитвы, изгоняет не­чистых духов и потом благословляет поселян. Между тем одна здо­ровая и крепкая баба, и непременно должна быть баба, поцеловав крест, схватывает священника поперек, во всем его облачении, и перебрасывает через себя три раза; потом и простолюдины прини­маются катать его по ниве, несмотря ни на грязь, на на кочки. Если бы священник воспротивился такому обряду, то мужики замечают ему с неудовольствием, говоря: „Ты, батюшка, верно, не желаешь нам добра; не хочешь, чтобы у нас был хлеб; а ты же, наш отец, кормишься нашим хлебом!» — Священник невольно должен поко­риться невежественному предрассудку» [Терещенко, 5, с. 36].

10. Опускаем вскользь брошенное замечание С.Максимова, из­
ложенное совершенно ненаучно [Максимов С. 1903, с. 274].

Священники склонны объяснять описанный обряд так: тесное и близкое соприкосновение с землей священнослужителя, осо­бенно в церковном облачении, сообщает земле святость, освяща­ет почву и через то придает ей особую плодородящую силу. Объ­яснение это явно искусственное, надуманное, совсем чуждое на­родному миросозерцанию. По народному воззрению, «мать сыра земля» менее всего нуждается в восприятии какой-либо силы от человека; напротив, сама земля — мать, рождающая из своих недр все растущее, сообщающая силу всему живущему.

Не отрицая возможности того, что это последнее понимание] и было когда-то свойственно отдаленным предкам восточных славян, мы, однако, должны признать, что в современной восточнославянской обрядности самые следы такого понимания опи-1 санного нами выше обряда давным-давно уже исчезли (если они! и были), а имеются явные переживания иного понимания интересующих нас обрядов. Как увидим ниже, обрядовое катанье по] ниве дает восточному славянину не только урожай хлеба или! льна, но также силу и здоровье — что с точки зрения теории] Фрэзера (равно как и Маннгардта) необъяснимо.

«Повальный хлеб» явился по простому словенскому созвучию с, глаголом «поваляться», и явился не совсем удачно: «повальный»; хлеб хотя и говорит об урожае, но собирать его трудно, и он легко! может сгнить еще до жатвы. Равным образом, старенькие попики! с тощей (скудной) косичкой оказались бы очень плохим предзнаменованием для будущих снопов льна или хлеба.

Отдельные магические акты вообще наиболее живучи и прозрачны в современном народном мировоззрении и обрядности! восточных славян. Отсутствие цельной системы в современной! обрядности еще не говорит об отсутствии ее и в прошлом: сис-1 тема легко могла распасться на отдельные магические акты в! дальнейшем, в силу забвения и упадка древней обрядности Щ мировоззрения.

Целый ряд восточнославянских народных обрядов, который мы приводим ниже, доказывает нам следующие положения: 1) Жрец или священник не является монополистом обрядового катанья по земле с магическими целями; так же точно катаются и обыч­ные простые люди; 2) Обрядовое катанье по земле совершается не только с аграрного целью будущего урожая, но также и с ме­дицинскою целью здоровья и работоспособности земледельца; 3) Обрядовое катанье по земле происходит не только весною, но также и осенью, что весьма плохо согласуется с объяснениями Фрэзера и Фиссера; 4) Кувырканье на земле через голову, в ко­тором уже никак нельзя видеть подражание половому акту, имеет то же самое магическое значение, что и описанное выше катанье по земле с боку на бок.

Во всех приведенных случаях мы имеем весенний обряд ката­нья по засеянному полю с аграрною целью. Несколько реже встре­чается вполне аналогичный весенний обряд не с аграрною, а с профилактически-медицинскою целью. Так, украин­цы Пинского у. при первом громе катаются по земле (по-види­мому, где угодно, а не обязательно в поле) — «чтобы не болеть во­дяною болезнью» [Булгаковский 1890, с. 187]. Пошехонцы, чтоб не болела спина при жнитве ржи, весной, услышав в первый раз крик журавлей, катаются по земле, приговаривая: «Журавль, жу­равль! у тебя шея колом, а у меня спина колесом!» [Балов 1901, с. 120]. Т.е. здесь магически передается болезненное онемение пе­реутомленной спины земледельца журавлиной шее, а гибкость последней сообщается спине земледельца. Великорусы близ Угли­ча катаются, переваливаясь с боку на бок, по ржаной полосе в семик (перед Троицей) — чтоб не болела во время жнитва спи­на [Максимов С. 1903, с. 464]. Болгары, «чтоб не болели кости», катаются по реке в Юрьев день [Ефименко П. 1869, с. 103]; но это катанье по Юрьевой росе точнее будет выделить особо из данной группы обрядов — ввиду широко распространенной веры в целеб­ное значение Юрьевской росы.

Ту же самую медицинско-профилактическую цель преследует осеннее обрядовое катанье по сжатой полосе, особенно широко распространенное у великорусов. Обряд этот совпадает с дожин­ками и происходит иногда в связи с обрядом завиванья «бороды Илье пророку» из последнего снопа на полосе. Приговор при об­рядовом осеннем катанье иногда разнообразится — в зависимо­сти от того, какие новые работы предстоят в дальнейшем земле­дельцу. Если закончена только уборка ржи и предстоит еще жатва овса, то приговор гласит: «Жнива ты жнива! дай-ко мне силы На овсяную жниву!» [Зеленин 1914, с. 224; Майков 1869, с. 112, №281]. Если же закончена уже вся жатва и предстоят лишь зим­ние работы по молоченью и пряже, то приговор при катанье гла­сит: «Жнивка, жнивка! аддай маю силку — на пест, на калатила, на малатила, на кривоя виртяно!» ([Машкин 1862, с. 82] об Обоян-ском уезде). Украинский приговор при том же обряде Гадячского у. Полтавской губ. вспоминает еще и о рабочем скоте: «Нывко, нывко! верни мою сылку! На нывку гтёк (навоз — разъяснение Д. К. Зе­ленина. — Т.И.), на волыки лоёк (сало — разъяснение Д. К. Зелени­на. — Т.И.у.» [Зеленин 1916а, с. 1123].

При этом осеннем обряде на сжатой полосе северновеликорусы иногда не катаются, а кувыркаются через голову — с подоб­ными же приговорами: «Оржаная жнива, подай мою силу на овся­ную жниву!» [Завойко 1917, с. 16; Логиновский 1904, с. 18].

Встречаются те же обряды, где аграрная цель объединяется с ме­дицинской. Например, в Нижнеудинском у. пахарь, окончив паш­ню, ложится на вспаханную землю, катается на спине подобно ко­ню и говорит: «Пашня, пашня! Хлебца нам дай, а силу нашу от­дай!» [Виноградов 1916 6 ; ср.: Романов, 8, с. 262; Шейн 1887, с. 269].

Кувырканье через голову совершается чаще с медицинскою целью. Так, в Валдайском у. жницы, выходя на работу, кувыр­каются через голову в избе или на полосе — чтоб спина не болела [Феноменов 1925, с. 88]. Особенно широко распространено ку­вырканье при первом громе — от той же спинной боли [Зеленин 1914, с. 219; Богатырев 1916, с. 66; Логиновский 1904, с. 25-26]. В Юрьевецком у. кувыркаются с тою же целью, увидев впервые весною перелетную птицу — журавлей, скворцов и других [Груз­дев 1922, с.91]. В Рыбинскому, кувыркаются при первой весен­ней песне жаворонка, говоря: «Тебе, жаворонок, петь, а моей спине не болеть!», а также при первом кваканье лягушек весною [Костоловский 1916, с. 41].

В последних случаях очень прозрачно выявился мотив передачи разным вещам, дереву, камню и т.п. будущей спин­ной боли; магическая передача совершается в таинственный мо­мент первого грома. А так как эти случаи вполне аналогичны с кувырканьем по земле через голову, то и в этом последнем слу­чае момент передачи боли земле нужно признать несомненным. Кувырканье через голову по земле с тою же самою целью — предохранить спину от боли во время жатвы — совершается еще. местами в «средопостье» Великого поста (т. е. в среду на четвер­той неделе поста), когда и самый пост нарушается [Смиречанский 1871, с. 131], а также в Великий Четверг [Зеленин 1914, с. 409], т. е. в прежний день Нового года. Больные великорусы Са­марской губ. перевертываются три раза на «причинном месте», т. е. на том месте, где они заболели, и плюют тут же на землю [Зеленин 1916а, с. 1196]; т. е. болезнь передается тому же самому месту, которое считается причиной болезни.

В Новгородской губ., около Боровичей, при переселении в но­вый дом хозяйка дома до рассвета три раза обегает нагишом но­вую избу и в воротах перекидывается кубарем — с пожеланием, чтоб «род и плод в новом доме увеличивались» [Максимов С. 1903, с. 32]. Подобное же соединение кувырканья с магическим кругом отмечено у мордвы Хвалынского у.: опахивающие в пол­ночь селение от эпидемии девицы «на каждом углу села останав­ливались и кувыркались на кокурки» [Маркелов 1922, с. 97].

Не исключена даже возможность того, что все обряды с ка­таньем по земле возникли первоначально, как простое подра­жание подобным же движениям животных, — но доста­точных данных для доказательства этой смелой мысли у нас н ет. Известное же влияние конского катанья на дальнейшее развитие рассматриваемых нами обрядов вряд ли может вызвать какие-либо сомнения.

Пользоваться в этнографических изысканиях словесно-худо­жественными произведениями, сказочно-художественною обработкою мотивов вообще опасно [ср.: Богданов 1916, с. 116-122].! Но в данном случае сказочный мотив привлекается нами] не для объяснения рассматриваемых нами обрядов; напротив, магическая система, лежащая в основе наших обрядов, хорошо объясняет нам давно уже окаменевший и никому не понятный сказочный мотив. В известной восточнославянской сказке «Ивашко и ведьма» Баба-Яга кушает, по недоразумению, вместо героя свою! собственную дочь и бросает кости съеденного на полати; уверенная, что это кости молодого Иванушки, Яга идет лежать на полати] и при этом говорит: «Покататься бы мне, поваляться бы мне на! Иванушкиных косточках!». С замечательным однообразием и постоянством повторяется эта окаменевшая формула в многочисленных вариантах сказки; но рисует она на первый взгляд совершен-1 но нелепую картину: кости человека настолько тверды, что кататься и валяться на них вряд ли представит удовольствие даже и| для Бабы-Яги. Да и для чего кататься на твердых костях, когда! можно покататься на мягких пуховиках? Другое совсем дело, если! в катанье по известному предмету видеть магический акт передачи 1 этому предмету своих свойств и вместе восприятия от него его качеств. Подобно тому, как катающаяся по земле лошадь передает! земле свою усталость и свои болезни, подобно тому, как катающаяся по земле жница передает земле свою болезненную усталость и | вместе воспринимает от земли новую силу для дальнейших своих; работ, — подобно этому валяющаяся на костях молодого Ивана Яга передает этим костям свою старость, одновременно воспринимая от них силы и молодость юного героя. Для той же самой! цели, чтобы воспринять силу, юность и здоровье молодого чело­века, Яга его съела; но, очевидно, предполагается, что часть этих \ свойств человека осталась в его костях, которые Яга не в состоянии съесть. Для извлечения этих оставшихся свойств Яга прибегает к иному средству: ложится на кости и катается на них всей тяжестью своего тела.

С большим сомнением мы сопоставляем с нашими обрядами во­тяцкую игру «сырон посон», т.е., собственно, выжиманье воды из свежевыделанной кожи. Игра эта обычно предшествует гаданью и состоит в том, что парни ловят девок и катают их по нарам [Гаврилов 1891, с. 103]. Весьма возможно, что здесь мы имеем игру чисто! бытового происхождения, без магических элементов. Мы рассмотрели два ряда обрядов, общая черта коих состоит в необычном прикосновении 2) к земле: кувыркаясь через голову, ударяют землю головою; катаясь на спине, давят на землю всею тяжестью своего тела. Как мы видели, нередко в одних и тех же обрядах кувырканье заменяется катаньем и наоборот, — чем под­черкивается близость этих действий в народном сознании. Цель обрядов двоякая: 1) медицинская, предохранение от болезней спи­ны и восприятие силы для разных работ, особенно же для жатвы; 2) аграрная — вызвать урожай льна и хлеба. Изредка обе эти цели сливаются вместе и присоединяется еще мысль о здоровье рабочего скота (волов). Медицинская цель вращается главным образом око­ло спинной боли, обычной у жнецов при продолжительной работе серпом, когда приходится низко наклоняться к земле. Даже при первом весеннем громе, кувыркаясь, вспоминают именно о спин­ной боли при жатве. Таким образом, медицинская цель обряда не так уже далеко ушла от аграрной цели.

Объяснение обрядов, преследующих медицинскую цель, до­вольно прозрачное и почти бесспорное: болезнь передается зем­ле; одновременно почти всегда от земли воспринимается та или иная сила, при превращениях — даже чудесная сила оборотничества. В заклинательных формулах сила эта требуется от зем­ли — нивы, жнивы.

Обряды с чисто аграрного целью настолько близки к обрядам с медицинскою целью, что отделять те и другие было бы мето­дологически неправильно. По аналогии с первыми, во вторых также нужно видеть требование от земли силы, — только сила в Данном случае требуется не для человека, а для произраста­ния хлебных злаков. Воззрение, что «мать сыра земля» таит в с ебе силы для произрастания всякой растительности, конечно, более естественное и древнее, нежели представление о заклю­чающихся в земле силах для здоровья человека.

Представляемое в таком виде воззрение, лежащее в основе всех рассмотренных обрядов, в целом настолько стройно и связ­но, в отдельных элементах настолько архаично, что думать о его. новизне нет оснований. Объяснение Фрэзера и Фиссера к восточ­нославянским обрядам в настоящем неприменимо, а в прошлом излишне.

Остается еще заметить, что весеннее катанье по земле караваев хлеба и особенно яиц к рассмотренному нами циклу обрядов не относится: тут никакого насилия над землей нет.

Источник

Как люди катались на костях и бамбуке: история коньков

Каждый раз с наступлением зимнего сезона все мы невольно делимся на два лагеря: катающихся на коньках и восторженно наблюдающих за этим красивым зрелищем. Грациозное быстрое скольжение по льду, всевозможные пируэты да и просто искры веселья и задора в глазах конькобежцев притягивают взгляды. А между тем коньки были известны человечеству с давних пор. И сегодня мы расскажем, какое отношение они имеют к коням, как их модернизировал Петр I и почему раньше в буквальном смысле катались на костях.

Клык моржа, бамбук — все сгодится

Прототипы коньков не раз и не два обнаруживали археологи на территории Дании, Нидерландов, Швейцарии, Норвегии, Англии, а также на территории бывшего Советского Союза.

Правда, раньше они изготавливались совсем из других материалов и были очень примитивными, далеко не всегда удобными. Например, встречаются как коньки из дерева, так и из костей животных: они крепились к обычной повседневной обуви. Такой способ передвижения дарил обладателю коньков высокую скорость продвижения по ледяным пространствам, что было просто жизненно необходимо в странах с суровым климатом. Кстати, в Сибири и вовсе катались на моржовых клыках, а в Китае для того, чтобы смастерить коньки, использовали бамбук.

Кататься на костях очень удобно

Самые первые коньки, по мнению историков, скорее напоминали лыжи, и отталкивались люди, передвигающиеся на них, при помощи палок. Самым популярным материалом для создания коньков выступали кости животных. Так, в поселениях и городах Древней Руси, а именно в Новгороде, Старой Ладоге и Пскове, были обнаружены коньки из костей передних ног лошадей.

А уже с XIV века началось изготовление деревянных коньков с полоской из металла на скользящей поверхности. С XIII и до середины XVIII века предпринимались попытки использовать для деревянной основы полоз из бронзы, потом железа и, наконец, из стали.

Царь-конькобежец

Рассказывая историю развития коньков, никак нельзя не упомянуть о российском императоре Петре I. Самодержец во время своего пребывания в Голландии необычайно увлекся коньками. Имея живой ум и практическую сметку, он тут же понял, что обувь должна представлять с коньком единое целое, их не стоит разделять. И со свойственной ему решимостью тут же осуществил задуманное. Так появились цельные коньки.

Название, придуманное с любовью

Кстати, само слово «коньки» — исконно русское. Объясняется это очень просто: средство быстрого перемещения по льду часто украшалось головой коня (видимо, как раз намекая на высокую скорость передвижения), поэтому и в народе их ласково называли «коньки», то есть маленькие кони, готовые везти своего хозяина со скоростью ветра туда, куда ему нужно.

Понятно, что со времен Петра I коньки ждало еще множество изменений, больших и маленьких, перед тем, как они приняли свой современный вид. На эту тему можно было бы даже написать целую книгу. Человечество, изначально используя коньки из необходимости передвигаться в суровых природных условиях, постепенно сделало их источником забавы и веселья. А впоследствии и вовсе создало на их основе различные виды спорта: конькобежный, фигурное катание и хоккей. Но неизменным остается восторг: того, кто мчится на этих «маленьких конях» вперед или делает сложные фигуры на льду, и тех, кто за ним наблюдает.

Источник

Значение словосочетания «на костях»

На костях покататься что значит. Смотреть фото На костях покататься что значит. Смотреть картинку На костях покататься что значит. Картинка про На костях покататься что значит. Фото На костях покататься что значит

на костях

1. ценой жизни или посредством смерти, гибели кого-либо, попирая память о делах кого-либо ◆ На костях человеческих стоит старое замчи́ще, — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым за́мком. Короленко, «В дурном обществе», 1885 г. ◆ Своего рода естественной пропагандой служило неустройство тыла и дикая вакханалия хищений, дороговизны, наживы и роскоши, создаваемая на костя́х и крови фронта. А. И. Деникин, «Очерки русской смуты», 1921 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Гордые вожди масс, воссядете вы на костях их с убийцами и ворами и, пожирая остатки прошлого, назовётесь вождями мертвых. Иван Шмелев, «Солнце мертвых», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У всех нас, до известной степени и у Ленина, было впечатление, что немцы, по-видимому, уже сговорились с Антантой о разгроме советов и что на костях русской революции подготовляется мир на западном фронте. Лев Троцкий, «Моя жизнь», 1929—1933 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Так что опустим со смущением добрую половину сборника, где на костях советских композиторов пляшут разного рода панки (Элизиум, Distemper, Drugly Cats, Кукрыниксы и примкнувшие к ним Леприконсы; в рамках приличий держатся разве что «Приключения Электроников» и в особенности молодая московская команда «Плед»), и сразу перейдём к достоинствам, с лихвой перекрывающим недостатки― одна лишь Юлия Дмитриевна Чичерина с собственной версией «Ветра перемен» способна оправдать выход этой пластинки. Алексей Мунипов, «Странные свойства памяти», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) ◆ Только теперь Иван Григорьевич стал охватывать умом новую судьбу страны, рождённую на костях погибшего поколения. Василий Гроссман, «1955—1963» (цитата из НКРЯ)

2. на твёрдом образовании, части скелета позвоночных ◆ На костя́х его плеч висел широкий пиджак железного цвета, расстёгнутый на груди, он показывал сероватую рубаху грубого холста; на сморщенной шее, под острым кадыко́м, красный, шёлковый платок свернулся в жгут, платок был старенький и посёкся на складках. Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1925 г.

3. с помощью костей (о гадании) ◆ Испытал гадание и на костях, и на воске, и на картах, и на бобах; хиромантию, кристалломантию, катоптромантию и геомантию; прибегал к гоетейе и некромантии, а гороскопов сколько мне составляли, — и не упомню! Валерий Брюсов, «Огненный ангел», 1908 г. (цитата из НКРЯ)

4. устар. место сражения ◆ Три дня стояли россияне на костях, то есть на месте сражения, в знак победы, и решились идти назад: ибо, претерпев великий урон, не могли заняться осадою городов. Карамзин, «История государства Российского», 1808—1820 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «И стал великий кнез Дмитрий Иванович со своим братом с князем Владимиром Андреевичем и со остальными своими воеводами на костях на поле Куликовом на речке Непрядве: «Грозно бо и жалостно, брате, в то время посмотрети, иже лежат трупи крестьянськие аки сенныи стоги, а Дон река три дни кровию текла». Александр Гирявенко, «Малая родина. Слово о тихой сосне», 2002 г. // «Наш современник» (цитата из НКРЯ)

5. истор. советск. жарг. на отработанной рентгеновской плёнке (о нелегальных грамзаписях) ◆ «Битлз» на костях.

Делаем Карту слов лучше вместе

На костях покататься что значит. Смотреть фото На костях покататься что значит. Смотреть картинку На костях покататься что значит. Картинка про На костях покататься что значит. Фото На костях покататься что значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова стеариновый (прилагательное):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *