На общих основаниях что значит
Прием на бюджетное обучение на общих основаниях
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение высшего образования за счет бюджетных ассигнований в соответствии c международными договорами Российской Федерации.
На конкурсное поступление на обучение на бюджетной основе имеют право граждане Казахстана, Киргизии, Таджикистана, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие (имеющие вид на жительство) в Российской Федерации
Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 662
Гражданство страны-участницы соглашения
Ст.1 Стороны предоставляют равные права гражданам государств участников Соглашения для поступления в государственные учебные заведения Сторон на основе взаимно признаваемых эквивалентными документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам в соответствии с правилами приема, утвержденными государственным учебным заведением.
Соглашение о сотрудничестве в области образования, г. Ташкент, 15 мая 1992 г.
Наличие у иностранного гражданина вида на жительство (не путать с разрешением на временное проживание)
Лица, постоянно проживающие на территории одного из Государств-участников и имеющие гражданство другого Государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания, на условиях, установленных для граждан Государства-участника, на территории которого они постоянно проживают.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (одобр. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1994 г. № 43)
Наличие у иностранного гражданина вида на жительство (не путать с разрешением на временное проживание)
Статья 16. Каждая из Сторон гарантирует в соответствии с национальным законодательством гражданам другой страны, проживающим на ее территории, равные со своими гражданами права на образование, его доступность и равноправие всех образовательных учреждений, независимо от языка обучения.
На общих основаниях
Смотреть что такое «На общих основаниях» в других словарях:
на общих основаниях — нареч, кол во синонимов: 1 • наравне со всеми (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
United Parcel Service — (Юнайтед Пансел Сервис) Компания United Parcel Service, история компании, деятельность компании Компания United Parcel Service, история компании, деятельность компании, руководство компании Содержание Содержание Определение Краткое описание… … Энциклопедия инвестора
Вольноопределяющийся — Вольноопределяющийся нижний чин Российской императорской армии, поступивший на воинскую службу добровольно и пользовавшийся определёнными льготами. В эпоху рекрутской повинности (до 1874 года) вольноопределяющимися назывались лица,… … Википедия
ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ — ежемесячная денежная выплата, которая назначается и выплачивается гражданам в связи с установлением им группы инвалидности в порядке, установленном законодательством. П. по и. назначаются как на общих основаниях, так и на основаниях,… … Энциклопедия юриста
Необходимая оборона (Украина) — Статья содержит ошибки и/или опечатки. Необходимо проверить содержание статьи на соответствие грамматическим нормам русского языка … Википедия
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. I. Основные принципы организации здравоохранения. Здравоохранение система мероприя тий, направленных к поддержанию здоровья и трудоспособности населения. В понятие У. входят все мероприятия по оздоровлению среды (физической и… … Большая медицинская энциклопедия
Земские финансы — I Содержание. I. Земские повинности II. Заведование земскими повинностями III. Земские расходы IV. Земские доходы и сборы V. Земские капиталы VI. Земский вспомогательный капитал I. Земские повинности. Земскими повинностями, в отличие от общинных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пенсии По Инвалидности — государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности… … Словарь бизнес-терминов
ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ — государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности… … Энциклопедия трудового права
ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА — ежемесячная денежная выплата,которая назначается и выплачивается членам семьи умершего кормильца. Право на П.. по с.п.к. имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (см. Иждивенцы). В соответствии с законодательством… … Энциклопедия юриста
ГАРАНТ:
С изменениями и дополнениями от:
30 ноября 2015 г., 30 марта, 29 июля 2016 г., 31 июля 2017 г., 11 января 2018 г.
4. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно*(2). Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом организации*(3).
Информация об изменениях:
5. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование*(4). К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня*(5).
К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:
документ об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры*(6);
документ государственного образца об уровне образования или об уровне образования и о квалификации, полученный до 1 января 2014 г. (документ о начальном профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, и документ о начальном профессиональном образовании, полученном на базе среднего (полного) общего образования, приравниваются к документу о среднем профессиональном образовании*(7));
документ об образовании или об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково», или предусмотренными частью 3 статьи 21 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4765) организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра*(9);
6. Прием на обучение осуществляется на первый курс.
Информация об изменениях:
В рамках контрольных цифр выделяются:
Информация об изменениях:
8. Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ*(10).
Прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации*(11).
9. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц*(12).
10. Прием на обучение проводится:
1) по программам бакалавриата и программам специалитета (за исключением приема лиц, имеющих право на прием на обучение без вступительных испытаний):
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2016 г. N 921 пункт 10.1 изложен в новой редакции
1) по организации в целом, включая все ее филиалы, или раздельно для обучения в организации и для обучения в каждом из ее филиалов;
2) раздельно по очной, очно-заочной, заочной формам обучения;
3) раздельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в зависимости от их направленности (профиля) в соответствии с правилами, указанными в пункте 13 Порядка;
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 г. N 1387 пункт 11 дополнен подпунктом 4
4) раздельно в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 г. N 1387 пункт 12 изложен в новой редакции
на места в пределах особой квоты;
на места в пределах целевой квоты;
Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на базе различных уровней образования проводится единый конкурс по одинаковым условиям поступления и одному и тому же основанию приема (при его наличии).
13. Прием на обучение в зависимости от направленности (профиля) образовательных программ (подпункт 3 пункта 11 Порядка) проводится следующими способами:
по программам бакалавриата по каждому направлению подготовки в целом, по программам специалитета по каждой специальности в целом, по программам магистратуры по каждому направлению подготовки в целом;
по каждой программе бакалавриата в пределах направления подготовки, по каждой программе специалитета в пределах специальности, по каждой программе магистратуры в пределах направления подготовки;
по совокупности программ бакалавриата в пределах направления подготовки, по совокупности программ специалитета в пределах специальности, по совокупности программ магистратуры в пределах направления подготовки.
По различным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры прием на обучение может проводиться различными способами.
16. При посещении организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами организации поступающий (доверенное лицо) предъявляет оригинал документа, удостоверяющего личность.
17. Организационное обеспечение проведения приема на обучение, в том числе для обучения в филиале (филиалах) организации, осуществляется приемной комиссией, создаваемой организацией. Председателем приемной комиссии является руководитель организации высшего образования, руководитель или заместитель руководителя научной организации. Председатель приемной комиссии назначает ответственного секретаря приемной комиссии, который организует работу приемной комиссии, а также личный прием поступающих, их родителей (законных представителей), доверенных лиц.
Для проведения вступительных испытаний организация создает в определяемом ею порядке экзаменационные и апелляционные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности приемной комиссии определяются положением о ней, утверждаемым руководителем организации высшего образования, руководителем или заместителем руководителя научной организации. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утверждаемыми председателем приемной комиссии.
18. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр по очной и очно-заочной формам обучения устанавливаются следующие сроки приема:
1) по программам бакалавриата, программам специалитета:
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2016 г. N 921 в подпункт 2 внесены изменения
2) по программам магистратуры:
Льготы при поступлении в вуз
Какие бывают и кому положены
Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.
В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.
Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.
Основные положения о порядке поступления в вуз
В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.
п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147
Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.
Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.
Виды льгот при поступлении в вуз
Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.
п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Право на зачисление без экзаменов имеют:
Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.
Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.
Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.
Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.
Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:
Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.
Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.
Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.
За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.
Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.
Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.
Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.
Другие достижения абитуриентов:
При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.
Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».
Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.
Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе
Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:
п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.
Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:
Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.
Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.
При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.
Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.
Как воспользоваться льготами
Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.
Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.
Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.
Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.
Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.
Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:
Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.
Вот документы, которые подтверждают право на льготу:
Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.
Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.
Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.
Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.
Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.
Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.
После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.
При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.
Что делать, если отказали
Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.
Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.
Статья 49. Правоспособность юридического лица
1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.
Комментарий к ст. 49 ГК РФ
2. ЮЛ имеет общую (универсальную) или специальную правоспособность. Прежде всего это зависит от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. имеют общую (универсальную) правоспособность, что соответствует рыночным принципам хозяйствования в условиях децентрализованной экономики. Данное правило является общим и не касается коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена законом (унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций, например банков и страховых компаний) (абз. 2 п. 1 ст. 49) или учредительными документами (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК).
Напротив, некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. обладают специальной правоспособностью. Каких-либо исключений из этого правила нет (абз. 1, 2 п. 1 ст. 49). Последствия выхода ЮЛ за рамки специальной правоспособности неоднозначны. По общему правилу последствия совершенной сделки ЮЛ, выходящей за рамки его специальной правоспособности, определяет ст. 168 ГК, устанавливающая общее правило о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства. Кроме того, систематическое осуществление деятельности общественными или религиозными организациями (объединениями), а также фондами, противоречащими их уставным целям, может быть предпосылкой к их судебной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).
3. Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе (п. 2 ст. 49). Так, ЦБ при нарушении кредитной организацией законов, иных нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления, представления неполной или недостоверной информации может ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. При неисполнении кредитной организацией в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) ЦБ вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных в ее лицензии, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года (ст. 74 Закона о ЦБ).
Поэтому ограничение ЮЛ в правах носит не судебный, а административный характер. Решение об ограничении ЮЛ в правах может быть оспорено в суде (п. 2 ст. 49). Ограничения ЮЛ в правах возможны в связи с его реорганизацией. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об акционерных обществах).
Серьезные ограничения в правах ЮЛ претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается регистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого ЮЛ, а также регистрация ЮЛ, учредителем которых выступает ликвидируемое ЮЛ, или регистрация ЮЛ, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).
4. Правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания (абз. 1 п. 3 ст. 49), который, в свою очередь, определяется по дню внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК). Внесение записи об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ означает прекращение и правоспособности, и самого ЮЛ (п. 4 ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК).
Судебная практика по статье 49 ГК РФ
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на противоречие оспариваемых норм положениям пункта 2 статьи 1, пунктов 1 и 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что, устанавливая условия и гарантии осуществления депутатской деятельности и возлагая на руководителей и (или) должностных лиц организаций указанные обязанности, региональный законодатель вышел за пределы предоставленных полномочий, поскольку регулирование деятельности юридических лиц, не подведомственных органам государственной власти Самарской области, в том числе по рассмотрению обращений депутатов Самарской Губернской Думы, предоставлению информации по поступившим запросам депутатам является прерогативой федерального законодателя.
Прекращая производство по кассационной жалобе, суд, руководствуясь положениями статей 44, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 49, 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ПЖСК «Омега 2А» утратил правоспособность после принятия судебных актов судами первой и апелляционной инстанций (08.05.2018 и 10.10.2018), что исключает процессуальную возможность проверки судебной коллегией законности этих судебных актов.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 150 названного кодекса и статьями 49, 61, 63, 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды прекратили производство по делу, поскольку ООО «Вега-Фильм плюс» (передающая сторона по договору от 07.10.2011) прекратило свою деятельность 12.01.2016 на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 49, 53.1, 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исходили из того, что заявитель не проявил должную разумность и осмотрительность, не направил налоговому органу заявления о том, что его права и законные интересы затрагиваются предстоящим исключением должника из ЕГРЮЛ.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 49, 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что спор о признании сделки недействительной не может быть рассмотрен без участия одной из ее сторон. На момент рассмотрения настоящего дела одна сторона оспариваемой сделки ликвидирована.
В силу пункта 2 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Таких ограничений в подпунктах 2 и 4 пункта 3 статьи 40 Закона об инвестиционных фондах не содержится.
Прекращая производство по заявлению ООО ТД «ПРИБОЙ» и отказывая Васильеву Н.Г. в процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции руководствовался статьей 48, пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 49, 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и исходили из того, что 17.09.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО ТД «ПРИБОЙ». Общество ликвидировано как недействующее. На дату ликвидации решение о передачи прав ООО ТД «ПРИБОЙ» Васильеву Н.Г. не принималось.