На одного человека в общежитиях гражданам предоставляются жилые помещения не менее чем
Статья 105 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений в общежитиях
1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Комментарии к ст. 105 ЖК РФ
1. Согласно комментируемой статье жилые помещения в общежитиях предоставляются на период работы, службы или обучения из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.
После представления необходимого пакета документов заключается договор найма жилого помещения в общежитии.
2. В случае прекращения трудовых отношений, службы, обучения гражданин по общему правилу подлежит выселению из общежития без предоставления иного жилого помещения. Однако, если гражданин относится хотя бы к одной из категорий, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК (см. комментарий к ней), он может быть выселен из общежития только при условии предоставления другого жилого помещения.
Задайте вопрос юристу:
Кодексы РФ
Популярные материалы
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 105 ЖК РФ
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ЖК РФ
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
«О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»
«О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»
Законы Российской Федерации по ст. 105 ЖК РФ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Законы Российской Федерации по ЖК РФ
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
«О потребительском кредите (займе)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ст. 105 ЖК РФ
«Об утверждении Положения о предоставлении жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда, управление и распоряжение которыми осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2016 N 44001)
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ЖК РФ
«Об утверждении Положения о предоставлении жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда, управление и распоряжение которыми осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2016 N 44001)
«Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ЖК РФ
«Об особенностях применения Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»
«Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)»
«Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении»
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 105 ЖК РФ
«Об утверждении Порядка предоставления военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, федеральным государственным гражданским служащим и работникам войск национальной гвардии Российской Федерации жилых помещений специализированного жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2019 N 54934)
«Об утверждении Положения о предоставлении служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях федеральным государственным гражданским служащим и работникам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2019 N 55263)
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ЖК РФ
«Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»
«Об утверждении методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда»
«Об осуществлении Министерством экономического развития Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета и об осуществлении федеральным казенным учреждением «Центр поддержки» бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета» (вместе с «Порядком осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета», «Порядком
Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях
Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях
1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях
Статьями 103 и 105 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются условия предоставления жилых помещений в общежитии, закрепляются основания и последствия прекращения и расторжения договора найма специализированного жилого помещения, а также круг лиц, которые при прекращении трудовых отношений с наймодателем не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения.
Решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Голубу Н.В. как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Ордер в установленном законе порядке истцом не оспорен и в силу статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент выдачи ордера) подтверждает факт заключения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
1.4. Размещение работников и обучающихся в жилых помещениях общежития производится с соблюдением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации норм жилой площади в общежитии на одного человека.
1.5. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., для проживания рабочих, студентов, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития, в которых указанным гражданам предоставляется жилая площадь. При этом на основании пункта 1 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета норматива жилой площади на одного человека.
Часть 1 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации.
49. Преимущественным правом на получение жилых помещений в общежитии пользуются военнослужащие, имеющие право на внеочередное и первоочередное обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с санитарными нормами и правилами жилое помещение (жилая комната) предоставляется из расчета не менее 6 м2 жилой площади на одного проживающего (п. 1 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На одного человека в общежитиях гражданам предоставляются жилые помещения не менее чем
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 182-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
2. Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающимся, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.
3. Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.
4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.
5. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Лица, указанные в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии.
Общежития
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст.94 ЖК РФ).
В то же время в некоторых нормативных актах в качестве категорий лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения в общежитии, фигурируют граждане, не соответствующие названным в ст. 94 ЖК РФ критериям. Например, в соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ[1] и Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании[2]предусмотрена возможность обеспечения названных лиц жилыми помещениями в общежитии. Аналогичные нормы закреплены и в отношении граждан, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи[3]. Многие авторы указывают на то, что термин «общежитие» используется здесь условно, не в юридическом смысле[4]. Скорее всего, имеется в виду структура жилья, а не его правовой режим. Договор найма жилым помещением в общежитии в таких случаях, по нашему мнению, не заключается, для этого отсутствуют предусмотренные в ЖК РФ основания. Но во избежание смешения терминологии, следует привести указанные нормы в соответствие с положениями жилищного законодательства. В литературе по этому поводу высказана и иная позиция. Так, Э.Д. Горина предлагает дополнить п.1 ст. 94 ЖК РФ, закрепляющий перечень лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями в общежитии, перечисленными категориями граждан[5]. Но в последнем случае неизбежно встанет вопрос об объеме прав, обязанностей нанимателей и особенностях расторжения таких договоров, ведь подвиды специализированных жилых помещений хоть и подчинены в целом единому правовому режиму, но имеют ряд отличий, не позволяющих их совместить, что подтверждается наличием отдельных неоднородных по содержанию типовых договоров найма для каждой из обозначенных групп пользователей.
В ЖК РФ, иных нормативных актах, теории и судебной практике были названы следующие разноплановые характеристики общежития:
В ныне действующем законодательстве (ст. 94 ЖК РФ) общежитиями признаются специально построенные или переоборудованные дома либо части домов, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Таким образом, в настоящее время в качестве общежитий могут быть использованы и части домов, что ранее законом не допускалось (ст. 109 ЖК РСФСР). Оправданность такого подхода вызывает сомнения: обособленность дома, в котором предоставляются комнаты в общежитии, один из важнейших признаков общежитий, позволяющих обеспечить его специальный правовой режим, поддерживать в нем соответствующий распорядок и обеспечивать жилищные и иные права проживающих.
В настоящее время согласно ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение ОМСУ, применяются положения ЖК РФ о договоре социального найма.
Приведенные положения ст. 7 Вводного закона также вызывают целый ряд вопросов. В частности, имеет ли правовое значение факт заключения (переоформления) договора найма. Отсутствие решения собственника фонда об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда и договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов, что подтверждается выводом Верховного Суда РФ[7].
Кроме того, договор социального найма рассчитан на проживание и пользование жилым помещением нанимателем и членами его семьи. Следовательно нормы, регулирующие пользования жилыми помещениями, предоставленными по этим договорам, рассчитаны лишь на семейные общежития, на что обращалось внимание в научной литературе[8]. А если в комнате проживают лица, не состоящие в семейных отношениях (такая ситуация вполне вероятна, поскольку допускалось «покоечное» вселение)? Распространение на данных пользователей правил о договоре социального найма становится практически невозможным. Немало проблем возникнет и при приватизации такими лицами занимаемых жилых помещений. Частичным решением поднятых вопросов могло бы стать введение режима сонанимательства, при этом речь идет именно о частичном решении, ибо без реального улучшения жилищных условий оптимального и эффективного выхода из данной ситуации объективно не существует.
Сходная ситуация возможна и в отношении служебных жилых помещений, но в отличие от общежитий данный вопрос законодательно не разрешен. Указанный пробел устранен судебно практикой, согласно выводам Верховного Суда РФ служебные жилые помещения, переданные в муниципальную собственность также утрачивают статус специализированных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договору социального найма[9].
Ряд общежитий были переданы после 1 марта 2005г либо жилые помещения в них в качестве общежитий предоставлялись после указанного срока – в этой связи возник вопрос об их правовом режиме.
В ЖК РФ не предусмотрено классификаций общежитий. В теории предложено проводить их деление по следующим критериям.
В зависимости от субъектного состава на стороне нанимателей выделяют общежития, предоставляемые только нанимателям или нанимателю и членам его семьи (возможен также смешанный вариант).
В зависимости от условий заключения договора следует обозначить общежития, предоставляемые в связи с работой, предоставляемые в связи с прохождением службы и в связи с обучением. Правовое значение представленных классификаций состоит в различии содержания правоотношений по найму, сроках проживания и ответственности нанимателей.
[1] Постановление Правительства от 8.11.2000 № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» // СЗ РФ. – 13.11.2000. — № 46. – Ст. 4562.
[3] Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 522″О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» /СЗ РФ. — 6.06.1994. — № 6. — Ст. 606.
[4] См., например: Лукьяненко М.Ф. Жилищное право Российской Федерации: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. – С. 10 и др.
[5] См.: Горина Э.Д. Особенности правового режима общежитий по российскому законодательству // Юридический мир. – 2010. — № 10.
[6] См.: Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие. – М.: Пост-Фактум, 1996. – С. 41; Богданов Е.В. Право на жилище. – Мн. Университетское, 1990. — С. 89; Ким Е.П. Техническая инвентаризация зданий жилищно-гражданского назначения и оценка их стоимости: Практическое руководство. – М.: Экспертное бюро-М, 1997. – С. 11.
[7] См.: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3.04.2007 № 57-ВО7-2.
[8]См., например: Филимонов С.Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. – М.: Ф53 МЦФЭР, 2005. – С. 308.
[9] См. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – сентябрь. — 2006. — № 9.
Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.