На основании чего действует ликвидатор
Тема: На основании какого документа действует ликвидатор в ООО?
Опции темы
Поиск по теме
Подскажите, на основании какого документа действует ликвидатор в ООО? Мы указали, что на основании Решения №. (о начале ликвидации), но банк утверждает, что Ликвидатор в Обществе действует на основании Устава и просит заменить документы. Кто прав? И если несложно, укажите статью, где это прописано, спасибо
В принципе, да. Но, вообще-то, он действует на основании ГК РФ
См. п. 4 ст. 62 ГК РФ.
Где вы это указали? Ну, это все равно, что указать, что директор действует на основании решения о его назначении.
Указали в банковских формах, когда уведомляли Банк о начале процедуры ликвидации. (В банковских заявлениях, анкетах и пр.)
В принципе, да. Но, вообще-то, он действует на основании ГК РФ
См. п. 4 ст. 62 ГК РФ.
Просто обычно в документах указывается конкретный документ, на основании которого действует орган (например Генеральный директор, действующий на основании Устава. ). В других Банках мы указывали, что ликвидатор действует на основании решения, и никто не возражал, а этот банк придрался, хотя по сути это нельзя назвать ошибкой.
На основании чего действует ликвидатор
Статья 57. Ликвидация общества
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 57
1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.
4. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
6. Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
(п. 6 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
(п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
Добровольная ликвидация ООО. Инструкция по эксплуатации в 2020 году
Причины, побудившие владельца закрыть свою компанию, могут быть самые разные. Не пошел бизнес, достала налоговая, убытки, отсутствие прибыли, или просто решили заняться чем-то другим.
Есть несколько способов закрыть компанию:
Ликвидация — изначально прописанный в законодательстве способ закрытия компании, один из двух законных (второй — банкротство). Процесс закрытия компании не быстрый, поскольку регистрирующий орган должен понять, не пытаются ли владельцы бизнеса уйти от обязательств, в первую очередь, перед бюджетом.
Итак, из чего состоит так называемая “добровольная ликвидация”? Из нескольких этапов, которые мы сейчас подробно распишем. Рассмотрим на примере ООО, как самой частой организационно-правовой формы.
Этап 1. Принятие решения, назначение ликвидатора
Итак, компания решила закрываться. Для этого созывается общее собрание участников. Повестка дня:
Важно: разницы в ликвидаторе или в главе ликвидационной комиссии нет. Комиссия нужна, когда очень много работы — инвентаризация, сбор “конкурсной массы”, розыск имущества (при необходимости), много кредиторов, которых нужно уведомить.
Если в уставе компании не прописан способ удостоверения решения собрания, его нужно проводить в присутствии нотариуса. Либо включить в повестку дня вопрос об определении способа удостоверения собрания. Как правило, это подписание протокола всеми участниками.
Правда, Пленум ВС в декабре прошлого года посчитал, что обязательному нотариальному удостоверению подлежат все решения собраний. А также решения единственного участника.
Налоговики обязательно проверят этот момент.
Важно: решение о ликвидации должно быть принято единогласно. Это правило исключений не имеет.
Кстати, еще один момент. Решение о ликвидации компании и о назначении ликвидатора не обязательно принимать одновременно. Но удобнее сделать все и сразу.
Далее, сведения подаются в регистрирующий орган, результатом этапа должна быть запись в ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе ликвидации.
Этап 2. Публикация в “Вестнике” и в ЕФРСОФДЮЛ
Обязательным условием при ликвидации компании является публикация в журнале “Вестник государственной регистрации”. Это делается для того, чтобы кредиторы компании (если они есть), узнали о том, что их должник собирается ликвидироваться. И чтобы они могли заявить свои требования.
Минимальный срок для заявления требований — 2 месяца. Как правило, такой срок и заявляют.
Важно: в публикации нужно указать достоверный адрес. Он может быть и домашним адресом одного из участников, или директора.
Кстати, одновременно начать ликвидацию и подать публикацию в “Вестник” нельзя. Там обязательно спросят Лист записи о том, что компания находится в процессе ликвидации.
Еще одно требование, появилось в прошлом году — нужно подавать сведения о начале ликвидации для публикации на еще одном ресурсе — ЕФРСОФДЮЛ. Остальные публикации по ходу процесса сделает сам регистрирующий орган.
Если по прошествии двух месяцев кредиторы не заявят о своих требованиях, долг считается прощенным. А значит, на него распространяется обязанность уплатить налог на прибыль организации.
После того, как прошли два месяца после публикации, составляется реестр требований всех кредиторов компании. А также, промежуточный ликвидационный баланс.
Этап 3. Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс (по форме бухгалтерского баланса) составляется с учетом всех активов, пассивов, долгов, дебиторской задолженности, и пр. То есть, он должен отражать финансовое состояние ликвидируемой компании, и давать понимание того, хватает ли всего имущества, средств и дебиторки на покрытие всех требований кредиторов.
Если всего хватает — ликвидация продолжается дальше. Если нет, компания идет по пути упрощенного банкротства, но об этом мы расскажем в отдельном посте.
Итак, реестр кредиторов составлен, промежуточный ликвидационный баланс составлен (ПЛБ), пора уведомить налоговую.
Снова созывается собрание участников, повестка дня — утверждение промежуточного ликвидационного баланса. Его принимают простым большинством голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Далее уведомляется регистрирующий орган, результат — запись в ЕГРЮЛ о составлении ПЛБ.
Этап 4. Расчеты с кредиторами
На этом этапе ликвидационная комиссия, или ликвидатор, реализуют имущество компании, взыскивают дебиторскую задолженность. И в итоге, рассчитываются с кредиторами сообразно их требованиям. Если после расчетов что-то остается, это нужно распределить между участниками сообразно их долям в уставном капитале.
Требования кредиторов должны быть погашены полностью, в противном случае нужно было на прошлом этапе принимать решение об упрощенной процедуре банкротства.
На этом же этапе идет подготовка к завершению ликвидации.
Этап 5. Ликвидационный баланс
Ликвидационный баланс должен быть нулевым. Имущества нет, долгов нет, дебиторки нет, средств нет. Также к его составлению нужно закрыть все счета компании, а документы должны быть подготовлены к сдаче в архив.
Важно: запросите акт сверки с вашей территориальной налоговой. Если вы должны им хотя бы 5 копеек, вам не дадут ликвидировать компанию.
После его составления созывается собрание участников. На этом собрании повестка дня — утверждение ликвидационного баланса. Решение также принимается простым большинством голосов.
После этого необходимо уведомить регистрирующий орган. Результат — запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в связи с ликвидацией.
В каких случаях нужно выбрать ликвидацию
Ликвидацию нужно выбирать либо если кредиторской задолженности нет вообще, либо — если имущества, средств и дебиторской задолженности хватает для покрытия всех требований кредиторов. Это все можно посчитать перед принятием решения.
Также крайне нежелательно начинать ликвидацию, если компания находится в группе риска для выездной налоговой проверки. Поскольку начало ликвидации автоматом ее запустит.
Не получится начать ликвидацию, если участников общества нет в доступности. Поскольку им принимать все решения. Тут придется провести работу по их розыску, либо убирать их из числа таковых через суд.
Энциклопедия судебной практики. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица (Ст. 62 ГК)
Энциклопедия судебной практики
Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица
(Ст. 62 ГК)
Примечание
В редакции ст. 62 ГК РФ, действующей с 01.09.2014, изменено содержание п. 2: в нем размещены обязанности учредителей при принятии решения о ликвидации юридического лица, которые уточнены и более подробно раскрыты.
Нормы, составлявшие содержание п. 2 ст. 62 ГК РФ до 01.09.2014, помещены в п. 3 данной статьи.
Статья 62 ГК РФ также дополнена пунктами 4, 5, 6, более подробно регламентирующими деятельность ликвидационной комиссии и обязанности учредителей при ликвидации юридического лица
1. Общие положения об обязанностях лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица
1.1. Осуществление контроля над ходом ликвидации не входит в обязанности учредителя ликвидируемого предприятия
Правильным следует признать вывод суда первой инстанции о том, что Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность учредителя ликвидируемого предприятия по осуществлению контроля над ходом ликвидации, поскольку в силу пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
1.2. Общее собрание акционеров вправе принимать решение о прекращении полномочий ликвидационной комиссии, ее переизбрании и назначении в ином составе
Исходя из названных норм права [ст. 62 ГК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 48 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ] суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что, поскольку назначение ликвидационной комиссии прямо отнесено к компетенции общего собрания акционеров, вопросы о прекращении ее полномочий, о назначении ликвидационной комиссии в ином составе также являются компетенцией общего собрания акционеров.
Таким образом, общее собрание акционеров имело право принимать решения о переизбрании ликвидационной комиссии.
1.3. Ст. 62 ГК РФ не предусматривает оформление заключения регистрирующего органа о составе ликвидационной комиссии в виде отдельного документа
Оставляя без рассмотрения исковое заявление Федеральной продовольственной корпорации, суд исходил из того, что истцом не представлено письменное заключение регистрирующего органа о составе ликвидационной комиссии и дата его утверждения, в силу чего председатель ликвидационной комиссии не вправе был выдавать доверенность на совершение действий от имени ликвидируемого юридического лица.
Оформления заключения регистрирующего органа в виде отдельного документа установленной формы исходя из смысла ст. 62 ГК РФ не требуется.
1.4. Без волеизъявления ликвидатора решение учредителя юридического лица не порождает каких-либо прав и обязанностей
Для неограниченного круга лиц, которые согласно ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителями юридического лица могут быть назначены ликвидаторами, решение учредителя само по себе не может порождать без их волеизъявления каких-либо прав и обязанностей.
1.5. С момента назначения ликвидационной комиссии единоличный исполнительный орган не вправе выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица
1.6. При наличии решения арбитражного суда о принудительной ликвидации общества решение учредителя о его добровольной ликвидации не имеет юридического значения, поскольку противоречит вступившему в законную силу судебному решению
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по назначению ликвидационной комиссии (ликвидатора) лежит на лице, принявшем решение о ликвидации юридического лица.
Решение о принудительной ликвидации общества принято судом, следовательно, ликвидатор должен назначаться также судом. При наличии решения арбитражного суда о принудительной ликвидации общества в связи с грубым нарушением закона решение учредителя о добровольной ликвидации общества в связи с прекращением деятельности и назначении ликвидатора юридического значения не имеет в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как противоречит вступившему в законную силу судебному решению.
1.7. Утверждение в качестве конкурсного управляющего председателя ликвидационной комиссии исключает надлежащее выполнение им обязанностей и создает условия для конфликта интересов
Из материалов дела усматривается, что на внеочередном общем собрании участников общества принято решение о ликвидации общества, назначена ликвидационная комиссия.
Согласно протоколу собрания ликвидационной комиссии общества ее председателем избран конкурсный управляющий.
Члены ликвидационной комиссии подотчетны учредителям (участникам) юридического лица и являются зависимыми от них лицами, что свидетельствует об их заинтересованности. Конкурсный управляющий, являющийся заинтересованным лицом по отношению к должнику, подлежит отстранению от исполнения обязанностей конкурсного управляющего обществом ввиду выявления обстоятельств, препятствующих его утверждению конкурсным управляющим.
1.8. Признание решения ликвидационной комиссии об отчуждении недвижимости недействительным не свидетельствует о выбытии имущества из владения собственника помимо его воли
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска [об истребовании из незаконного владения нежилых помещений склада] отказано со ссылками на статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 53, 62, 63, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом обе инстанции исходили из фактических обстоятельств дела, определяющих действительное волеизъявление истца по отчуждению спорного имущества, а недействительность договора купли-продажи и решения ликвидационной комиссии не свидетельствуют о выбытии имущества из владения собственника помимо его воли.
1.9. Вынесенные судом решения о ликвидации юридических лиц рекомендуется направлять соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию
Указания, содержащиеся в пункте 1 статьи 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.
Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.
1.10. Отсутствие контроля за работой ликвидационной комиссии со стороны органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, не может отражаться на интересах лиц, получивших повреждение здоровья по вине организации-работодателя
Ненадлежащая работа ликвидационной комиссии, невыполнение ею положений, регулирующих порядок ликвидации юридического лица (ст. 63 ГК РФ), так же как и отсутствие контроля за работой ликвидационной комиссии со стороны органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица (пп. 1, 2 ст. 62 ГК РФ), не могут отражаться на интересах лиц, получивших повреждение здоровья по вине организации-работодателя.
1.11. Заинтересованное лицо вправе подать иск о вынесении решения о ликвидации должника только в случае, если должник уже находится в стадии ликвидации
Из положений пункта 5 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у заинтересованного лица имеется право обратиться в суд с иском о вынесении решения о ликвидации должника только в том случае, если должник уже находится в стадии ликвидации.
1.12. Законодательством о банкротстве не установлена такая обязанность должника, как представление доказательств о соблюдении ст. 62 ГК РФ
Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрена обязанность должника до обращения в суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) выполнять требования статьей 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, равно как и представлять суду доказательства производства этих действий.
Особенности банкротства ликвидируемого должника предусмотрены специальными нормами Закона о банкротстве (ст.ст. 224-226), которые не устанавливают обязанности должника представлять суду доказательства выполнения требований ст. ст. 62, 63 ГК РФ, поскольку указанными нормами регулируется порядок добровольной ликвидации юридического лица.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ликвидатором должника не соблюден порядок, установленный ст. ст. 62, 63 ГК РФ, для проведения процедуры добровольной ликвидации отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Особенности банкротства ликвидируемого должника предусмотрены специальными нормами Закона о банкротстве (ст.ст. 224-226), которые не устанавливают обязанности должника представлять суду доказательства выполнения требований статей 62, 63 ГК РФ, поскольку указанными нормами регулируется порядок добровольной ликвидации юридического лица.
Законом о банкротстве не предусмотрена обязанность должника до обращения в суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) выполнять требования статей 62 и 63 ГК РФ, равно как и представлять суду доказательства производства этих действий (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2004 N 408/04).
Суд округа отклонил довод заявителя кассационной жалобы о несоблюдении ликвидатором порядка ликвидации, поскольку особенности банкротства ликвидируемого должника предусмотрены специальными нормами Закона о банкротстве (статьи 224-226), которые не устанавливают обязанности должника представлять суду доказательства выполнения требований статей 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок добровольной ликвидации юридического лица.
1.13. Переход полномочий органов юридического лица к ликвидационной комиссии сам по себе не влечет изменения места нахождения юридического лица
Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица (пункт 8).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица (пункт 8).
В силу п. 8 указанного постановления [от 30.07.2013 N 61] переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 94 и п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 постановления Пленума от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т. п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
2. Права, обязанности и ответственность ликвидационной комиссии и ее руководителя
2.1. Ликвидационная комиссия ликвидируемого должника является его органом управления
Исходя из содержания статьи 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия управления делами общества, в том числе право распоряжения денежными средствами и имуществом должника. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Из приведенных норм усматривается, что ликвидационная комиссия является органом управления должника.
Из содержания статьи 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункта 3 статьи 62 и статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия управления делами общества, в том числе право распоряжения денежными средствами и имуществом должника. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Из приведенных норм права усматривается, что ликвидационная комиссия является органом управления должником.
2.2. Ликвидационная комиссия создается в целях проведения мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица, в специальном порядке и в определенные сроки
По смыслу статей 61, 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации, не утрачивает своей правоспособности.
2.3. С момента назначения ликвидационная комиссия является единственным представителем юридического лица
Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, то, как правомерно отметили суды, с момента назначения ликвидационной комиссии ТСЖ протоколом внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме иные лица, в частности, принявшие оспариваемое решение правления ТСЖ, лишились права выступать в качестве органов управления ТСЖ даже в случае, если ранее это право у них имелось.
Таким образом, исходя из содержания пункта 4 статьи 62 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) является единственным полномочным представителем ТСЖ, следовательно, оспариваемыми решениями нарушаются его права.
2.4. Назначение ликвидационной комиссии не может рассматриваться как лишение права участника ликвидируемого юридического лица на управление и не означает прекращение всех полномочий остальных органов управления
Само по себе установление в оспариваемых законоположениях возможности решения о добровольной ликвидации юридического лица и назначении специального органа, полномочного управлять его делами в рамках мероприятий по ликвидации, принимаемого высшим органом управления юридического лица (в частности, общим собранием акционеров), не может рассматриваться как лишение акционера права на управление обществом.
Исходя из названных норм права с учётом приведённых выше разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая, что назначение ликвидационной комиссии прямо отнесено к компетенции общего собрания акционеров, коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что вопросы прекращения полномочий членов ликвидационной комиссии, назначения её в ином составе также относятся к полномочиям общего собрания акционеров. При этом возможность принятия таких решений не поставлена законодателем в зависимость от каких-либо условий, в том числе от оценки деятельности ликвидационной комиссии.
2.5. С момента назначения ликвидационной комиссии для юридического лица начинается процесс ликвидации
Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ предусмотрено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, и, следовательно, с этого момента юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В силу положений пункта 3 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, и, следовательно, с этого момента юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
2.6. Ликвидационная комиссия лишена полномочий на отчуждение имущества ликвидируемого предприятия, пока не будет составлен промежуточный ликвидационный баланс
В соответствии со статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации до момента составления промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия не обладает правами по отчуждению имущества ликвидируемого предприятия.
2.7. Руководитель ликвидационной комиссии имеет право на подписание уведомления в регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии
Поскольку на момент обращения в регистрирующий орган с уведомлениями о принятии решений о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии директор являлся председателем ликвидационной комиссии общества, информация о чем имелась у инспекции согласно приложению к уведомлению по форме Р15002, выводы судов о подписании данных уведомлений уполномоченным лицом и отсутствии у инспекции оснований для оставления последних без рассмотрения являются законными и обоснованными.
2.8. Руководитель ликвидационной комиссии вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия в соответствии с решениями, принимаемыми ликвидационной комиссией в пределах ее компетенции
Исходя из содержания указанных норм [п. 3 ст. 62, ст. 63 ГК РФ] следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.
Исходя из содержания указанных норм [п. 3 ст. 62, ст. 63 ГК РФ] за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии закреплено право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.
Исходя из содержания пункта 3 статьи 62, статьи 63 ГК РФ за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии признаётся право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.
2.9. Предельный срок, по истечении которого ликвидационная комиссия утрачивает право на принятие мер по выявлению кредиторов и дебиторов ликвидируемого юридического лица, законодательством не установлен
Действующим законодательством не установлен предельный срок, по истечении которого ликвидационная комиссия утрачивает право на принятие мер, направленных на выявление кредиторов и дебиторов ликвидируемого юридического лица.
2.10. С момента признания должника банкротом ликвидатор не является лицом, участвующим в деле, поэтому производство по делу в отношении него подлежит прекращению
Прекращая производство по делу в отношении ликвидатора, апелляционный суд правомерно исходил из следующего. Ликвидатор должника не является самостоятельным лицом, а осуществляет полномочия по управлению делами юридического лица. На момент вынесения решения в суде первой инстанции должник признан банкротом с применением упрощенной процедуры ликвидируемого должника. Следовательно, ликвидатор с момента признания должника банкротом не является лицом, участвующим в деле, чьи права и законные интересы затрагиваются принятыми судебными актами.
2.11. Искажение ликвидатором ликвидационного баланса и неуведомление кредиторов о начале ликвидации могут свидетельствовать о противоправности его поведения при рассмотрении предъявленного к нему иска о взыскании убытков
Ликвидатором не были соблюдены нормы о порядке ликвидации юридического лица, что свидетельствует о противоправности его поведения.
Ликвидатор исказил данные ликвидационного баланса, не уведомил истца о начале процесса ликвидации, не отразил требование общества в промежуточном и ликвидационном балансах, что подтверждается его отзывом на исковое заявление, где он признает, что не уведомлял общество о ликвидации ввиду того, что решение суда о взыскании убытков не вступило в законную силу.
Таким образом, совокупность условий для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков в настоящем деле установлена, поскольку действия ответчика противоправны, наличие убытков подтверждено, и существует причинно-следственная связь между действиями ликвидатора и наступившими последствиями в виде утраты возможности получения удовлетворения (получения денежных средств по решению суда) от ликвидированного юридического лица.
Примечание
Редакция ГК РФ, действующая с 01.09.2014, дополнена статьей 64.1, которая устанавливает ответственность членов ликвидационной комиссии в виде возмещения убытков в установленном порядке
2.12. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) подотчетны учредителям (участникам) юридического лица и являются зависимыми от них лицами
На основании пункта 2 статьи 62 Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами. Также в силу абзаца второго пункта 2 и пункта 5 статьи 63 Кодекса к компетенции учредителей (участников) должника отнесено утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса юридического лица.
Таким образом, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) подотчетны учредителям (участникам) юридического лица и являются зависимыми от них лицами, что свидетельствует об их заинтересованности.
2.13. Ликвидатор является лицом, управомоченным действовать от имени юридического лица без доверенности
Из содержания пункта 3 статьи 62 ГК РФ следует, что к ликвидатору переходят все полномочия единоличного исполнительного органа общества, а также полномочия, предусмотренные законом по ликвидации общества. Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
С учетом указанных норм права ликвидатор является лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности.
2.14. Введение в отношении должника конкурсного производства влечет прекращение полномочий ликвидационной комиссии и исключает применение в отношении ее членов штрафных санкций
После введения в отношении должника процедуры конкурсного производства полномочия ликвидационной комиссии должника прекращаются, от имени должника вправе выступать только конкурсный управляющий. Члены ликвидационной комиссии не являются сторонами исполнительного производства. С учетом этого выводы суда о невозможности применения штрафных санкций в отношении членов ликвидационной комиссии правомерны.
2.15. Сделка, подписанная от имени юридического лица председателем ликвидационной комиссии, является ничтожной, поскольку последний может совершать лишь действия, направленные на выполнение решений ликвидационной комиссии
Договор купли-продажи, подписанный от имени ОАО председателем ликвидационной комиссии, не соответствует ст. ст. 62, 63 Кодекса, поскольку председатель ликвидационной комиссии может совершать лишь действия, направленные на выполнение решений ликвидационной комиссии.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд обоснованно указал на ничтожность сделки в силу ст. 168 Кодекса и отсутствие юридических последствий после ее совершения.
2.16. Ликвидационная комиссия обязана обеспечить сохранность документации юридического лица
Согласно п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Таким образом, вся документация общества передается ликвидационной комиссии, которая в свою очередь несет ответственность и за организацию хранения такой документации в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Таким образом, председатель ликвидационной комиссии должен был исполнять обязательные требования закона, в том числе по сбору, составлению, ведению, хранению и последующей передаче конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации должника.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.