На основании чего действует председатель общественной организации в договоре
На основании чего действует председатель общественной организации в договоре
Статья 8. Общественная организация
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.
(часть пятая введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 179-ФЗ; в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 404-ФЗ)
На основании чего действует председатель общественной организации в договоре
Ст. 29 не распространяется на религиозные организации, Госкомпанию «Автодор».
Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 29
1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:
коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
Порядок управления фондом определяется его уставом.
Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:
определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
изменение устава некоммерческой организации;
определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;
образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;
принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;
принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.
В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;
сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
сведения о лицах, подписавших протокол.
Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:
(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)
образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)
утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).
(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 436-ФЗ)
5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.
Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Трудовой договор с председателем правления некоммерческой организации (НКО)
Из статьи вы узнаете:
В основе своей деятельности некоммерческая организация (НКО) имеет социальную направленность, ориентированную на достижение целей, далеких от получения прибыли. Наряду с непосредственным руководителем в учреждении функционирует коллегиальное правление во главе с председателем. Федеральное законодательство не запрещает руководителю заключать трудовой договор с председателем правления НКО, чтобы конкретизировать функции и полномочия лица, а также соблюсти режим труда и отдыха. Но как это сделать правильно, бывает не всегда понятно.
Трудовые отношения в НКО: что говорит об этом закон?
Структура, штат, полномочия руководителей и работников организации утверждается уставом, данное правило закреплено ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Высший орган управления НКО реализует свои полномочия в коллегиальной форме либо в виде собрания членов общества. Устав НКО устанавливает единоличное или коллегиальное управление организацией.
Председатель и члены правления заключают трудовой договор с директором организации для урегулирования рабочих взаимоотношений и распределения порядка труда и отдыха для членов НКО. Закон закрепил эту обязанность в ст. 281 ТК РФ, но дополнительно установил, что трудовые отношения могут быть урегулированы иными федеральными законами при необходимости.
Допустима ситуация, когда председатель правления в своем лице является руководителем НКО. В данном случае должностное лицо осуществляет единоличное управление организацией с опорой на коллегиальный орган (правление).
Некоммерческая организация должна быть зарегистрирована в ЕГРЮЛ через представление документации в Министерство Юстиции. Обязательное условие – наличие у НКО руководителя в лице директора или председателя. Глава некоммерческой организации осуществляет представительские функции, подписывает документы, участвует в сделках без оформления доверенности.
Трудоустройство председателя НКО: кто и как утверждает его полномочия?
В соответствии со ст. 59 ТК РФ с председателем правления заключается трудовой договор после его избрания:
Председатель правления осуществляет свои полномочия в течение срока, установленного уставом организации. Избираться на должность можно неограниченное количество раз.
Нередко в НКО исполнительные функции осуществляют несколько руководителей: директор, президент, председатель. Чтобы разграничить функции, в уставе прописываются полномочия каждого должностного лица, что находит свое отражение в трудовом договоре.
Особое внимание нужно уделить вопросу о том, кто осуществляет документальное оформление договоренностей с избранным председателем правления. В зависимости от организационной формы НКО подписывать трудовой договор и включать нового работника в штатное расписание вправе:
Если первый вариант – наличие кадрового органа или уполномоченного специалиста по кадрам – более привычен для государственных учреждений или коммерческих организаций, то во втором случае происходит подписание документа от лица членов НКО, сделавших свой выбор в пользу кандидатуры председателя правления.
В соответствии с уставом НКО председатель наделяется следующими полномочиями:
Структура трудового договора
Если между работником и работодателем достигнуто соглашение о назначении на должность (в том числе после проведенного голосования среди членов правления или совета директоров НКО), необходимо заключать трудовой договор. В соответствии со ст. 56 ТК РФ документ защищает права и обязанности сторон: руководитель обязует обеспечить благоприятные условия для осуществления трудовой деятельности, сотрудник соглашается выполнять возложенные на него функций.
Трудовой договор с председателем правления НКО заполняется по классическому образцу:
Вам также будет интересно:
Документ заверяется подписями сторон, закрепляется печатью организации.
При заполнении договорной формы на председателя правления НКО можно включить дополнительные положения, конкретизировать функции и особенности условий труда. В частности, в трудовом договоре указываются факультативные дополнения:
Изменения и дополнения трудового договора, заключенного с председателем правления НКО, производится в форме дополнительных соглашений, которые становятся приложением к основному документу.
Какие нюансы стоит учесть?
При заключении трудового договора с председателем правления НКО нужно обратить внимание на особенности, которые должны быть включены в текст документа:
При подписании трудового договора председатель правления НКО соглашается на нерегулярную выплату зарплаты, исходя из прибылей, которые организация вправе получать от своей деятельности. В большинстве случаев допускается, что руководящий состав НКО работает на безвозмездной основе. Исключение составляют некоммерческие структуры, которые создаются по инициативе муниципальных органов власти, которые финансируют деятельность созданного НКО из бюджетных ресурсов. Информация об оплате труда председателя правления отображается в уставе организации.
До исполнения обязанностей выбранному председателю правления желательно заключить трудовой договор, который позволит защитить свои права в соответствии с законодательством в досудебном порядке и в ходе искового производства.
Устав некоммерческой организации обязательно должен содержать в себе структуру органов управления. Законодательством предусмотрено, что органы управления в Некоммерческой организации могут быть обязательные и добровольные.
Законодательством предусмотрены органы управления, обязательные для каждой организационно-правовой формы Некоммерческой организации. Это значит, что такие органы обязательно должны быть предусмотрены уставом Некоммерческой организации и сформированы на момент создания НКО. Остальные органы управления могут быть сформированы по желанию учредителей при условии, что члены этих органов должны быть избраны при создании Некоммерческой организации и уставом НКО должна быть предусмотрена компетенция этих «добровольных органов.
В нашей статье подробно рассмотрим какие органы обязательны к формированию, а какие могут быть сформированы на ваше усмотрение и как прописать их полномочия в уставе.
Высший орган управления НКО
В каждой некоммерческой организации должен быть сформирован высший орган управления. Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она создается.
Для корпоративных некоммерческих организаций (основанных на членстве) высшим органом управления является общее собрания членов (для региональной и местной общественной организации) или конференция или съезд делегатов от структурных подразделений общественной организации (для межрегиональных и общероссийских общественных организаций), участие в которых принимают участие не все члены регионального отделения лично, а через представителей – делегатов.
В Автономной некоммерческой организации управление организацией осуществляет учредитель. Учредителю могут принадлежать все функции высшего органа управления. Может быть сформирован высший коллегиальный орган управления, например, Совет. Однако не все функции высшего органа управления перейдут к нему. У учредителя останется компетенция по вопросам назначения руководителя, приема новых учредителей, внесения изменений в устав, определение порядка приема учредителей. В фонде таких ограничений нет. Можно вообще не формировать высший коллегиальный орган управления и все функции высшего органа управления будет осуществлять учредитель или учредители.
В соответствии с действующим законодательством есть вопросы в Некоммерческих организациях, решение по которым может принимать только высший орган управления. Такие вопросы называются исключительной компетенцией.
В некоммерческой организации высший орган управления:
Закон говорит нам о том, что федеральным законом и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесены и другие вопросы.
Вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, нельзя передать для их решения другому органу управления Некоммерческой организации. Однако есть несколько исключений. Например, в уставе общественной организации исключительная компетенция высшего органа управления может быть меньше, чем в других формах НКО.
Так, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р
Заочное голосование высшего органа управления НКО
Высший орган управления НКО может принять решения не проводя заседание физически. Вместо этого голосование можно провести заочно (опросным путем).
Однако заочное голосование можно провести только по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Заочное голосование может проводиться путем обмена документами через почтовую, телеграфную, телетайпную, телефонную, электронную или иную связь, которая обеспечивает аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.
Для возможности проведения заочного голосования устав НКО должен содержать в себе порядок проведения заочного голосования. Предварительно членам высшего органа управления должна быть направлена предлагаемая повестка дня. Все члены высшего органа управления должны быть обеспечены возможностью ознакомиться до момента начала голосования со всей необходимой информацией, а также материалами. Также они должны быть наделены возможностью внести предложение о внесении дополнительного вопроса в повестку дня. В случае, если в повестку дня были внесены изменения, все члены высшего органа управления должны быть уведомлены об этом до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.
Все решения по заочному голосованию фиксируется в протоколе, который должен содержать в себе:
Заседание высшего органа управления НКО правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Все решения, которые относятся к исключительной компетенции высшего органа управления Некоммерческой организации, принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов, которые присутствуют на заседании. По вопросам, которые отнесены не к исключительной компетенции, решение могут приниматься простым большинством числом голосов.
В некоммерческих организациях, основанных на членстве, на момент создания НКО высший орган управления формируется из состава учредителей. После государственной регистрации корпоративной Некоммерческой организации учредители автоматически становятся членами Организации и высший орган управления формируется из числа членов организации. В унитарных некоммерческих организациях высший орган управления может быть избран из сторонних лиц, то есть не из учредителей.
Исполнительный орган управления некоммерческой организации
Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Как правило, компетенция таких органов определяется уставом.
Как правило, единоличный исполнительный орган:
Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.
• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты
Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36
Выше мы привели лишь примеры деятельности руководителя НКО. Если в организации два и более единоличных исполнительных органа и более, то компетенция между ними распределяется. Например, в Некоммерческой организации есть Президент и Исполнительный директор. Компетенцию в данном случае можно разделить, передав Президенту представительские функции, а исполнительному директору функции по ведению внутренней деятельности НКО.
В некоммерческих организациях могут быть сформированы коллегиальные исполнительные органы. Например, Правление, Совет, Президиум. В корпоративных организациях такой орган формируется из числа членов организации. Часто такой орган формируют в Ассоциациях. Законодательство не устанавливает компетенцию данного органа управления. Как правило, к коллегиальному исполнительному органу управления относят (пример для Ассоциации):
Многие вопросы могут быть разделены между единоличным исполнительным органом некоммерческой организации и коллегиальным исполнительным органов управления Некоммерческой организации.
Постоянно действующий руководящий орган НКО
Действующим законодательством предусмотрено, что в общественной организации должен быть сформирован коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления, который действует в период между заседаниями высшего органа управления.
Такой орган при создании общественной организации избирается Учредительным собранием из числа учредителей Организации в количестве, которое определено Учредительным собранием.
Коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления осуществляет права юридического лица от имени НКО и исполняет ее обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.
Как правило, такой орган:
Надзорные органы НКО
В некоммерческих организациях может быть сформирован надзорный орган. Это орган, который не реализуют цели создания некоммерческой организации, а осуществляет надзор. Однако обязательно данный орган должен быть сформирован только в Фонде.
В фонде это попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью Фонда, за принятием органами управления Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации.
Попечительский совет должен быть сформирован при создании фонда. Учредитель или Учредители Фонда при создании Фонда избирают Попечительский совет в количестве не менее 2 членов, а после его регистрации состав Фонда Попечительского совета избирается по решению высшего органа управления Фонда. Срок полномочий Попечительского совета может достигать 5 лет.
В Фонде Попечительский призван способствует привлечению финансирования для ведения Фондом уставной деятельности. Поэтому членами Попечительского совета могут стать пользующиеся авторитетом и обладающие положительным имиджем лица, выразившие поддержку целям деятельности Фонда, а также лица, оказывающие финансовую поддержку деятельности Фонда.
Ревизионная комиссия и ревизор в НКО
Законодательство предусматривает, что в Некоммерческих организациях может быть сформирован контрольно-ревизионный орган. Для некоторых организационно-правовых форм он является обязательным, для некоторых нет. Так, контрольно-ревизионный орган должен быть сформирован обязательно в общественных организациях и движениях, в ассоциациях и в благотворительных фондах. О том, что ревизор должен быть сформирован в Благотворительном фонде, говорит нам Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Законодательство не содержит сведения о компетенции ревизора, но содержит ссылку на то, что он должен быть. Контрольно-ревизионный орган Некоммерческой организации может быть единоличным или коллегиальным. Например, Ревизор (единоличный) или ревизионная комиссия (коллегиальный). Как правило, в некоммерческих организациях избирают только Ревизора, так как обязательного требования по формированию коллегиального органа нет, а это значит, что, избрав одно лицо на должность Ревизора, вы соблюли нормы законодательства. В Коллегии адвокатов, Адвокатском бюро, Автономной некоммерческой организации, Фонде – ревизора можно не включать в структуру органов управления.
Совещательный орган НКО
Совещательные органы НКО относят к «добровольным» органам некоммерческой организации. Например, во многих Автономных некоммерческих организациях, которые осуществляют деятельность в научной сфере, формируется такой орган, который называется Экспертный совет. Он является совещательным органом. Функцией такого совета является выбор и привлечение к выполнению цели АНО экспертов, ведущих специалистов в сфере деятельности Автономной некоммерческой организации. Такой орган может заниматься подготовкой экспертных рекомендаций по вопросам деятельности АНО и представлять их высшему органу управления. Как правило к компетенции такого органа управления относят:
Структура органов управления форм НКО
Итак, давайте подведем черту и определим, какие органы должны быть сформированы обязательно в каждой организационно-правовой форме Некоммерческих организаций.
В общественной организации обязательно формируется высший орган управления – общее собрание членов или конференция (Съезд), коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления, единоличный исполнительный орган управления, контрольно-ревизионный орган.
В ассоциации или союзе обязательно формируется высший орган управления – общее собрание членов, единоличный исполнительный орган управления и контрольно-ревизионный орган.
В фонде должен быть сформирован высший коллегиальный орган управления, единоличный исполнительный орган, надзорный орган – попечительский совет и в благотворительных фондах – контрольно-ревизионный орган.
В автономных некоммерческих организациях – высший орган управления (учредитель или коллегиальный орган), единоличный исполнительный орган.