На основании чего действует врио директора в договоре
На основании какого документа будет действовать врио ген. директора?
на время отсутствия ген. директора (отстранение от должности) единственным участником ООО назначен ВРИО ген. директора. на основании какого документа будет действовать ВРИО, на основании решения о назначении или же все таки нужна доверенность?, не понятно что прописывать в договорах, действует на основании решения или же на основании доверенности, а может на основании устава
Нужна доверенность. Если генеральный директор это единственное лицо, имеющее право действовать от лица юрлица без доверенности, то на всех остальных нужна просто доверенность. И в договорах пишете «на основании доверенности».
спасибо за ответ. однако наш юрист настаивает, что действует на основании решения единственного участника, однако я сомневаюсь, прав ли он?
Ваш юрист и прав и не прав одновременно. Дело в том, что напрямую вопрос о правилах назначения ВРИО в Законе Об ООО не урегулирован (В свою очередь, если у Вас АО, то закон об АО предусматривает четкий алгоритм действий). Арбитражная практика подтверждает возможность назначения ВРИО в ООО, даже если это не предусмотрено уставом. Судебная практика по признанию полномочий ВРИО довольно разрозненная, но получается, что если ее обобщить, тосамым оптимальным выходом является:
1. Создание решения единственного участника (о приостановлении полномочий действующего ген.дира и о назначении ВРИО),
2. Издание приказа о назначении ВРИО, а также
3. Одновременная выдача доверенности с четким перечнем полномочий.(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.12 по делу № А40-151438/09-132-974).
При таком варианте Вам стоит иметь в виду, что у Генерального директора есть ряд полномочий, который таким способом передавать нельзя. (например заявления и уведомления, которые подаются в налоговый орган в целях государственной регистрации в ЕГРЮЛ сведений о компании, подписание бухгалтерской отчетности) Если у Вас речь идет исключительно о подписании договоров, то Вам доверенности будет более чем достаточно. Однако если Вы хотите передать весь спектр полномочий ВРИО, то необходимо данные изменения зарегистрировать в налоговой, в таком случае необходимо решение единственного участника.
Повторюсь, если Вас все это интересует с точки зрения «что написать с шапке договора», то написать можно практически все что угодно. Идея в том, что впоследствии Вам это может выстрелить только в том виде, что кто-то захочет оспорить сделку на основании того, что ее заключило неуполномоченное лицо. Здесь можно рассчитывать на статью 183 Гражданского кодекса: прямое последующее одобрение сделки уполномоченным лицом представляемой компании создают, изменяют или прекращают для нее гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения. Таким образом, впоследствии директор может «реабилитировать» сделку одобрив ее. Поэтому я бы на Вашем месте писала «на основании доверенности» и совершенно ничем бы не рисковала, так как это абсолютно распространенная практика. Другое дело, что решение и приказ конечно должны быть в наличии.
Если Вашему юристу так будет спокойнее, можете перечислить, что а)на основании доверенности б)решения единственного участника в) приказа о назначении временно исполняющего обязанности.
Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя
В практической деятельности хозяйствующих субъектов часто возникает вопрос о правовом статусе лица, исполняющего обязанности руководителя (генерального директора, директора). В частности, как правильно оформить и указать в договорах основания его полномочий.
Подобные вопросы возникают ввиду того, что действующее законодательство не дает четкого ответа на вопрос о правовом статусе исполняющего обязанности руководителя.
Предлагаю рассмотреть две ситуации, при которых полномочия исполняющих обязанности лиц в договорных правоотношениях принципиально различаются.
Ситуация первая.
В организации есть действующий руководитель и его должность не является вакантной. Руководитель знает, что будет длительное время отсутствовать на рабочем месте (необходимо уехать в командировку, уйти в отпуск или пройти лечение). Он заранее издает приказ о том, что во время его отсутствия его обязанности будет исполнять иное должностное лицо (как правило, один из заместителей руководителя). Исполняющий обязанности руководителя на период его временного отсутствия становится главой трудового коллектива организации. Работники должны будут исполнять все его приказы и распоряжения.
При этом полномочия исполняющего обязанности руководителя на заключение договоров от имени организации (хозяйствующего субъекта) в данном случае должны оформляться не приказом, а доверенностью.
Дело в том, что приказ является внутренним (локальным) распорядительным документом и его действие не будет выходить за рамки организации, в которой он издан. Кроме того, приказ не предоставляет гражданско-правовых полномочий. Документом, который позволяет одному лицу действовать от имени другого, является именно доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Следовательно, при заключении договоров исполняющий обязанности руководителя подтверждает свои полномочия доверенностью, а не приказом.
Ситуация вторая.
Должность руководителя организации неожиданно оказалась вакантной. Допустим, занимавшее эту должность лицо уволилось по собственному желанию.
Руководитель имеет с юридическим лицом не только гражданско-правовые отношения, но и трудовые. Трудовое законодательство не содержит норм, препятствующих любому работнику уволиться по собственному желанию вне зависимости от наличия у него иных обязательств перед работодателем.
Руководитель организации в данном случае не исключение. Предположим, учредители или совет директоров организации не готовы сразу предложить конкретную кандидатуру для занятия должности руководителя, в которой они были бы уверены и за избрание которой они могли бы проголосовать на своем внеочередном заседании или собрании.
Поэтому они избирают не руководителя, а исполняющего обязанности, в большинстве случаев им становится опять же один из заместителей бывшего руководителя данной организации.
Срок его полномочий, как правило, ограничен временными рамками, но чаще всего он определяется вплоть до даты проведения очередного заседания или собрания. Хотя встречаются случаи, когда такое лицо находится в статусе исполняющего обязанности многие годы, что, впрочем, не противоречит закону.
В этом случае исполняющий обязанности является единоличным исполнительным органом юридического лица. Его полномочия не нужно подтверждать доверенностью, так как они основаны на уставе, а также на протоколе внеочередного заседания совета директоров или общего собрания участников (акционеров, членов).
Вывод: Если в договоре имеется ссылка на то, что от имени одного из контрагентов будет действовать исполняющий обязанности руководителя, необходимо заранее (до фактического подписания договора) уточнить, каковы основания приобретения лицом соответствующего правового статуса: существует ли исполняющий обязанности при вакантной должности руководителя организации или же он функционирует при действующем руководителе организации.
Исполняющий обязанности
Исполняющий обязанности
Определение № ВАС-16800/13 об отказе в передаче в Президиум ВАС РФ от 02.12.2013 г. (по делу № А19-22687/2012)
Из материалов дела.
Участник общества посчитал незаконным издание директором приказа о наделении администратора полномочиями ВРИО. Но обратившись в суд с требованием о признании решения исполнительного орана недействительным, несмотря на ссылки заявителя на соответствующую судебную практику, он получил отказ во всех судебных инстанциях.
Позиция ВАС РФ.
1. Требования заявителя о признании решения исполнительного органа недействительным удовлетворяются судом тогда, когда одновременно имеются два обстоятельства:во-первых, оспариваемое решение должно противоречить нормам Закона или положениям Устава;во-вторых, права и интересы заявителя должны быть нарушены.
2. В данном случае, доказательств нарушения каких-либо прав участника общества не представлено. А также не выявлено никаких негативных последствий для самого Общества.
3. Помимо того, в любой момент решением общего собрания участников Общества полномочия ВРИО могут быть прекращены.
4. Указание заявителя на иную судебную практику не имеет в данном деле никакого значения в связи с иным фактическим составом и не обладанием преюдициальным значением для конкретного дела.
Комментарий.
1. Вывод ВАС РФ о том, что полномочия ВРИО могут быть прекращены в любой момент участниками Общества, соответствует закону, но не действительности. Так как ВРИО-«администратор» сам является участником, с такой же долей в уставном капитале, как и у заявителя, и если третий участник, а скорее всего так и есть, на стороне ВРИО, то реализация прекращения полномочий путем проведения собрания – не подходящий вариант для заявителя, именно поэтому он и прошел столь долгий судебный путь.
2. Но если мы отвлечемся от данного конкретного дела, и взглянем на сам факт возможности существования такого квази органа как временно исполняющий обязанности руководителя, то на этот счет есть противоречивая судебная практика.
3. Однако существует и другая точка зрения, прямо противоположная, суды обосновывают ее тем, что издание приказа о наделении полномочиями ВРИО противоречит требованиям Закона об ООО, так как подобный вопрос относится к исключительной компетенции либо обшего собрания участников, либо совета директоров, если это предусмотрено Уставом, но в любом случае, не исполнительного органа (см. Постановления ФАС Московского округа от 03.12.2009 по делу N А40-56791/08-2-4, Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А40-34972/11-45-319).
5. Если задаться подобным вопросом в отношении акционерных обществ, то там все намного проще, так как временно исполняющий обязанности в законе предусмотрен (ч. 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах), но в исключительных случаях. А так как вопрос решен на законодательном уровне, то и ситуаций, подобно описанной, возникает меньше.
Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя
Очередную статью для Палаты адвокатов подготовила Елена Моносзон, руководитель проекта КонсультантАрбитраж: Волго-Вятский округ.
В практической деятельности хозяйствующих субъектов часто возникают вопросы, касающиеся правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя (генерального директора, директора), – в частности вопрос о том, как правильно оформить и указать в договорах основания его полномочий.
Подобные вопросы возникают потому, что действующее законодательство не дает четкого определения правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя.
Предлагаю рассмотреть две ситуации, в которых полномочия исполняющих обязанности лиц в договорных правоотношениях принципиально различаются.
Ситуация первая
В организации есть действующий руководитель, его должность не является вакантной. Руководитель знает, что длительное время его на рабочем месте не будет (необходимо уехать в командировку, уйти в отпуск, пройти лечение). Он заранее издает приказ о том, что во время его отсутствия его обязанности будет исполнять иное должностное лицо (как правило, один из его заместителей). Исполняющий обязанности руководителя на период временного отсутствия последнего становится главой трудового коллектива организации. Работники должны исполнять все его приказы и распоряжения.
При этом полномочия исполняющего обязанности руководителя на заключение договоров от имени организации (хозяйствующего субъекта) в данном случае должны оформляться не приказом, а доверенностью. Дело в том, что приказ является внутренним (локальным) распорядительным документом и его действие не будет выходить за рамки организации, в которой он издан. Кроме того, приказ не предоставляет гражданско-правовых полномочий. Документом, который позволяет одному лицу действовать от имени другого, является именно доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Следовательно, при заключении договоров исполняющий обязанности руководителя подтверждает свои полномочия доверенностью, а не приказом.
Ситуация вторая
Должность руководителя организации неожиданно оказалась вакантной. Допустим, занимавшее ее лицо уволилось по собственному желанию. Руководитель состоит с юридическим лицом не только в гражданско-правовых, но и в трудовых отношениях. Трудовое законодательство не содержит норм, препятствующих любому работнику уволиться по собственному желанию вне зависимости от наличия у него иных обязательств перед работодателем, и руководитель организации в данном случае не исключение.
Предположим, учредители или совет директоров организации не готовы сразу предложить на должность руководителя кандидатуру, в которой они были бы уверены и за избрание которой они могли бы проголосовать на своем внеочередном заседании или собрании.
Поэтому они избирают не руководителя, а исполняющего его обязанности, и в большинстве случаев им становится опять же один из заместителей бывшего руководителя данной организации. Срок его полномочий, как правило, ограничен, но чаще всего он определяется вплоть до даты проведения очередного заседания или собрания. Хотя бывают случаи, когда такое лицо находится в статусе исполняющего обязанности руководителя многие годы (что, впрочем, не противоречит закону).
В этом случае исполняющий обязанности руководителя организации является единоличным исполнительным органом юридического лица. Его полномочия не нужно подтверждать доверенностью, так как они основаны на уставе, а также на протоколе внеочередного заседания совета директоров или общего собрания участников организации (ее акционеров, членов).
Вывод
Если в договоре есть ссылка на то, что от имени одного из контрагентов будет действовать исполняющий обязанности руководителя, необходимо заранее (до фактического подписания договора) уточнить, каковы основания приобретения лицом соответствующего правового статуса: функционирует ли он при действующем руководителе организации или при его вакантной должности.
Директор на короткий срок, или как временно передать полномочия руководителя
Оформляем временного директора
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В обоих случаях, кроме приказа, необходимо от имени юридического лица оформить временному руководителю доверенность на представление интересов компании «вовне».
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если он не указан в документе, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (ст. 186 ГК РФ). Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам лицо, выдавшее доверенность, решает отменить ее раньше срока. Это его право. Такая возможность предоставлена доверителю Гражданским кодексом. В соответствии со ст. 189 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми она выдавалась. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть документ.
Для чего нужна доверенность?
Как в приказе, так и в доверенности, следует четко определить, какие функции генерального директора передаются, в противном случае будет считаться, что передан весь объем полномочий первого руководителя.
Как разгрузить руководителя?
До этого момента мы говорили о передаче полномочий генерального директора на период его временного отсутствия. Но передача полномочий возможна (даже принята) и в случае, когда требуется просто разгрузить действующего руководителя, чтобы избавить его от ежедневной «текучки» и тем самым повысить эффективность управления компанией. При этом часть функций (как правило, на постоянной основе) передается кому-нибудь из его подчиненных. Например, начальнику кадровой службы.
В любом случае выполнение отдельных функций руководителя должно быть отражено в трудовом договоре с сотрудником и детально прописано в его должностной инструкции. По этому поводу в компании также должен быть издан соответствующий приказ.
На практике часто возникает такой вопрос: вправе ли руководитель компании подписывать различные документы (приказы, распоряжения) то тем вопросам, которые он передал в ведение другого сотрудника? Да, может. Ведь, делегируя полномочия, гендиректор не отказывается от них, а только делится ими. Он не теряет статуса первого лица компании и вправе действовать на основании полномочий, предоставленных ему в силу закона и учредительных документов.
Проблемный договор
В Информационном письме № 57 также говорится о том, что последующее одобрение сделки имеет правовое значение только в том случае, если исходит от органа или лица, уполномоченных в силу закона (учредительных документов или договора) заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.
Сергей Л., генеральный директор строительной компании «Остров», на период отпуска с 01.09.2010 г. по 28.09.2010 г. передал свои полномочия по управлению фирмой начальнику планового отдела Константину Р. Он издал об этом соответствующий приказ, оформил доверенность на представительство с правом передоверия третьему лицу 10 и отбыл к месту отдыха. Константин в положенный срок приступил к обязанностям временного директора. Вскоре ему понадобилось (для разрешения нестандартной ситуации) вылететь на несколько дней на отдаленный строительный объект. ВРИО дал распоряжение подготовить для него командировочные документы и доверенность на передоверие полномочий генерального директора руководителю финансового отдела Михаилу Т., чтобы фирма на этот период не оставалась без хозяина. Однако Константин не оформил передоверие должным образом, то есть в нотариальном порядке. Временно возглавляя компанию, Михаил заключил несколько договоров о поставке строительных материалов. А генеральный директор, вернувшись из отпуска, подписал акты приемки, по которым поступил товар. Таким образом, сделка, совершенная неправомочным лицом, была впоследствии одобрена руководителем компании. Это свидетельствует о том, что договор следует считать действительным с самого момента его совершения (ч. 2 ст. 183 ГК РФ).
Подпись под сомнением
Неприятности, связанные с нарушением порядка передачи полномочий генерального директора, могут возникнуть и внутри компании. Например, в том случае, если кадровые документы сотрудников подписывает ненадлежащее лицо. Чаще всего подобные огрехи обнаруживаются в результате проверок Гострудинспекции или при обращении работника в отделение Пенсионного фонда за назначением пенсии.
Анализируя приведенный выше пример, отметим, что для работников, как правило, не наступает каких-либо негативных последствий, связанных с подписанием их трудовых договоров ненадлежащим лицом. Дело в том, что такую ситуацию можно вполне расценить как фактическое допущение к работе без оформления (в письменном виде) трудового договора. Правда, следует оговориться. При этом должно быть соблюдено условие, что каждый из сотрудников в свое время был фактически допущен к работе с ведома или по поручению надлежащего лица, то есть работодателя или его представителя (например, генерального директора).
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
А вот ситуация, при которой работник Пенсионного фонда обнаружит в трудовой книжке сотрудника «странную» подпись, заставит поволноваться не только ответственное лицо компании, но и будущего пенсионера.
Мы рассказали о том, как важно с точки зрения закона правильно делегировать полномочия генерального директора. Но не менее важно определиться и с самой кандидатурой преемника. Это должен быть человек, на которого можно всецело положиться и от которого не последует каких-либо нежелательных «сюрпризов». Например, бывает так, что уполномоченное лицо, после того, как отпала необходимость в его услугах, «забывает» вернуть доверенность, срок которой еще не истек, а порой и злоупотребляет доверием, продолжая действовать от имени компании. Поэтому если у генерального директора есть какие-то сомнения в отношении кандидатуры представителя, лучше вовремя найти ему замену. А если доверенность нужна для выполнения каких-либо отдельных полномочий (например, заключения договоров с одной и той же компанией), то лучше сделать так. Выдать доверенность на руки не представителю, а непосредственно третьему лицу, допустим, директору компании, с которой должны будут заключаться договоры (ч. 1 ст. 185 ГК РФ).