На основании чего ип может работать без печати письмо
Письмо об отсутствии у ИП печати
Индивидуальный предприниматель может использовать печать по своему усмотрению. При ее отсутствии у контрагентов, госорганов или банков, с которыми ИП взаимодействует, может возникнуть недоверие к предпринимателю. В этом случае контрагент может запросить письмо об отсутствии у ИП печати. Предприниматель предоставляет его только по запросу, делать это каждый раз необязательно. Расскажем, как составить документ по всем правилам.
Когда и почему бывает нужна печать
Использование печати — это лишь право предпринимателя, а не обязанность. Нет конкретного закона, который бы обязывал ИП применять штамп. Однако если печать была использована хотя бы раз, то нужно ставить ее на всех документах.
Печать могут потребовать банки и крупные ООО. Первые могут отказать в открытии расчетного счета, а вторые — в сотрудничестве.
Обязательное наличие печати может быть вызвано следующими ситуациями:
Если организация сомневается в том, что его контрагент надежен и подпись неподдельная, то он может отправить ИП запрос на справку (письмо, уведомление) об отсутствии у того печати.
Как написать письмо об отсутствии печати у ИП
Документ составляют в произвольной форме. Необходимо использовать официально-деловой стиль, разговорных выражений следует избегать. Пишут письмо на белой бумаге формата А4. В тексте не должно быть орфографических и других ошибок.
Структура письма имеет такой вид:
Далее письмо отправляют на адрес контрагента, банка и т.д.
Внимание! Некоторые контрагенты отказываются работать с ИП, не использующим для заверения документов печать. Это вызвано нежеланием быть обманутым. Кроме того, наличие печати носит имиджевый характер и придает солидность партнеру. По этим причинам она до сих пор используется.
Образец уведомления об отсутствии печати у ИП
Письмо об отсутствии печати у ИП — это информационный документ, в котором предприниматель уведомляет заинтересованное лицо о порядке работы с документами только посредством личной подписи.
На каком основании ИП вправе работать без оттиска
В действующем законодательстве РФ отсутствует обязанность индивидуального предпринимателя иметь печать. Ее наличие прямо не предусмотрено ни ГК РФ, ни ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ, при подписании документов предприниматель указывает «б/п» — без печати.
Но на практике не все так однозначно. Лояльность к неиспользованию оттиска закреплена не во всех нормативных правовых актах. Например, его наличие требуется:
Если деятельность ИП связана с такими случаями, то во избежание спорных ситуаций рекомендуется использовать печать.
При этом прослеживается тенденция к уходу от лишних реквизитов, проставление оттиска чаще предусматривается нормативными актами при условии его наличия, например, изменения, внесенные Федеральным законом № 82-ФЗ от 2015 года:
Кого стоит уведомить
Чаще всего контрагенты проявляют инициативу и запрашивают информацию первыми. Но ИП вправе предупредить делового партнера на стадии переговоров, чтобы исключить вопросы и пункты в договоре, которые указывают на использование печати. Уведомление вправе запросить и банк, чтобы исключить неоднозначные ситуации при заполнении банковских карточек в дальнейшем документообороте.
Как написать уведомление
Унифицированной формы документа нет. При его составлении руководствуемся обычными требованиями для делового письма:
Образец
Генеральному директору ООО «Ppt.ru»
Петрову Порфирию Петровичу
456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1
От индивидуального предпринимателя
Иванова Петра Сидоровича
456789, Россия, Субъект РФ, улица Светлая, 3-5
Уважаемый Порфирий Петрович! Я, ИП Иванов Петр Сидорович, настоящим уведомляю Вас о том, что на основании норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при осуществлении предпринимательской деятельности печать мной не используется, все документы заверяются только личной подписью.
На основании чего ип может работать без печати письмо
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Может ли индивидуальный предприниматель подписать договор, не поставив оттиск печати?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не установлена обязанность индивидуального предпринимателя иметь печать. Поэтому отсутствие оттиска печати ИП на договоре не является нарушением и не свидетельствует о недействительности такого договора.
Обоснование вывода:
Гражданское законодательство прямо не предусматривает обязанность индивидуального предпринимателя иметь печать. В частности, ст. 23 ГК РФ, определяющая правовой статус ИП, не содержит такого требования. Анализ норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также показывает, что обязанность ИП иметь печать не установлена.
В судебной практике высказывается мнение о том, что, поскольку законодательство не содержит прямого требования о наличии печати у предпринимателя, ее наличие остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф06-28031/17 по делу N А12-12456/2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 N 17АП-7016/13).
Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» внесены изменения в ряд законодательных актов, направленные на отмену обязательности использования печати хозяйственными обществами. Такое использование теперь необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Нормы ГК РФ, касающиеся порядка оформления сделок (договоров), также не устанавливают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использовать печать при заключении договоров. Скрепление договора печатью необходимо лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (абзац четвертый п. 1 ст. 160 ГК РФ). Например, печатью должны быть скреплены обе части двойного складского свидетельства, выдаваемого товарным складом (при наличии у него печати) (п. 1 ст. 913 ГК РФ).
Отсутствие в договоре оттиска печати одной или обеих сторон само по себе не является основанием для признания договора незаключенным или недействительным (постановления Двадцать первого ААС от 15.10.2019 N 21АП-3257/19, Девятнадцатого ААС от 16.04.2019 N 19АП-7276/18, Третьего ААС от 28.02.2019 N 03АП-7161/18).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
За семью печатями: зачем нужна печать организациям и ИП
Законодательная отмена печатей
Обязательное использование печатей при оформлении документов на законодательном уровне было отменено еще 7 апреля 2015 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Он внес изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В соответствии с поправками ООО и АО были освобождены от обязанности применять печати при документальном оформлении совершаемых действий и операций. В то же самое время за ними сохранили право иметь печати, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Таким образом, применение печатей из обязанности трансформировалось в право организаций. При этом сам закон об отмене печатей все же оговаривал ряд случаев, при которых организации обязаны их использовать:
Приняв к сведению данные нормы, ряд организаций внесли в свои уставы необходимые изменения, прописав в них обязанность по применению печатей. Другие же продолжили работать, как и прежде, применяя печати к месту и не к месту по любому поводу. Все эти обстоятельства привели к тому, что печати используются некоторыми организациями и ИП даже сейчас, в эпоху повсеместного внедрения ЭДО и всеобщего перехода к электронным цифровым подписям.
Нужна ли печать на документах
По существующим правилам организации действительно обязаны применять печати в тех случаях, когда их использование предусмотрено соответствующим специальным законом (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Данное правило действует с 2015 года.
Вместе с тем с указанного момента во все законодательные акты, которые ранее обязывали применять печати, была внесена оговорка, согласно которой печати применяются только при их наличии.
Например, сейчас ст. 18 Федерального закона от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» гласит: «копии учредительных документов должны заверяться печатью юридического лица (при ее наличии)».
Аналогичная оговорка добавлена и в другие федеральные законы, в которых так или иначе говорится о печати организаций.
То есть сама организация решает, использовать печать или нет. Если у организации нет печати и ее использование не прописано в уставе, в документах печать не проставляется.
То же самое касается и налоговой отчетности. Вся налоговая отчетность, сдаваемая в электронном виде, оформляется электронными цифровыми подписями. Никакие печати в ней не проставляются.
Те же организации и ИП, которые отчитываются на распечатанных бланках, также могут не использовать печати в налоговой отчетности, поскольку НК РФ не устанавливает соответствующих требований. Налоговики в любом случае примут отчетность, если она подается по установленной форме и в ней содержатся все необходимые подписи.
Нужна ли печать в первичке
Перечень обязательных реквизитов первичных документов приводится в ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В первичном документе в обязательном порядке должно быть указано его наименование, дата составления, наименование составителя, содержание факта хозяйственной жизни и т.д.
Кроме того, первичные документы должны содержать подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Печать организации в числе обязательных реквизитов первичного документа не значится.
Следовательно, ее отсутствие не влияет на юридическую силу документа и не мешает подтверждению факта хозяйственной операции.
Нужна ли печать в договорах
Не требуется проставление печатей и в гражданско-правовых договорах. Дело в том, что в соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку.
Письменная форма считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных технических средств. Требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. В том числе и электронная подпись.
Скрепление же сделки печатью является всего лишь дополнительным требованием к ее форме, обязательность которого может быть установлена только соглашением сторон (абз. 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ).
Если стороны договора до его заключения не договариваются об использовании печати, то использовать ее не обязательно. Поэтому отсутствие в договоре печати не умаляет его юридической силы и не является основанием для признания сделки незаключенной (см., например, постановление Арбитражного Суда Московского округа от 18.03.2015 № А40-26749/13).
То, что печать не является обязательным реквизитом договора и может вообще не проставляться при совершении сделок, Верховный суд признавал еще до момента законодательной отмены обязанности по использованию печатей (см., например, определение ВС РФ от 27.10.2014 № 308-ЭС14-1964).
Печать для ИП: можно ли без неё обойтись?
Индивидуальный предприниматель имеет право работать без печати и заверять документы только своей подписью. Но бывает, что отсутствие печати приводит к сложностям или ограничениям.
В каких случаях печать нужна
Важно. Если у индивидуального предпринимателя нет печати, то будет достаточно только его подписи в первичных документах: трудовых книжках, путевых листах, на товарных чеках, накладных, приходных кассовых ордерах.
В каких ситуациях желательно иметь печать
Оформлять договоры с крупными компаниями сложнее, если ИП работает без печати. Для таких организаций печать — дополнительная гарантия надёжности контрагента.
ИП без печати в этой ситуации может по требованию организации составить письмо об её отсутствии.
Важно. Требуя письмо, компании защищают себя от распространённой мошеннической схемы. Если у индивидуального предпринимателя есть печать, а он скрывает этот факт, то договор с одной подписью можно признать недействительным.
Письмо составляется в произвольной форме. В нём указываются все реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, ИНН и ОГРНИП.
Плюсы и минусы печати для ИП
Недостатки наличия печати для индивидуальных предпринимателей не существенны.
1. На изготовление и ремонт печати нужно потратить деньги, но эти суммы будут не значительны. В среднем изготовление печати обходится от 200 до 1000 рублей.
2. Печать всегда должна быть под рукой, чтобы не затягивать заключение договоров и заверение финансовых документов.
3. Печать можно потерять или её могут украсть. Это высокий риск, потому что печатью могут воспользоваться мошенники и придётся тратить время на её восстановление.
Если у ИП есть печать, то можно:
Нужно ли регистрировать печать в налоговой
Налоговую и другие ведомства не нужно уведомлять о том, что ИП использует печать, но её можно зарегистрировать в ФНС, ОВД, торгово-промышленной палате.
Налоговая не ведёт реестр печатей, но, получив запрос ИП, может зафиксировать в своих базах информацию о ней. Изготовители печатей тоже могут вести свой реестр.
Предприниматели регистрируют печать, чтобы защитить себя от мошенничества с поддельными печатями. Если она не зарегистрирована, в суде признают действительной любую печать, на которой указаны данные ИП.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что важно ещё сделать после регистрации бизнеса?
Чтобы получить полноценный ответ на вопрос, пройдите курс молодого ИП. За 11 уроков по 5-10 минут мы постараемся рассказать всё, что нужно знать начинающим ИП: от выбора банка для открытия счёта и оформления документов по сделкам до расчёта налогов и проверок контролирующими органами.
Статья актуальна на 01.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур