Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР
Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР
Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:
незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;
истощаемость психических функций;
отставание в развитии психомоторных функций;
низкая интеллектуальная продуктивность;
недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;
низкая прочность запоминания;
неумение применять дополнительные средства запоминания;
низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;
недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;
инертность мыслительной деятельности;
длительный период приема и переработки информации;
нарушения пространственной ориентировки;
стремление избегать трудности;
Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:
способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;
способность понимать условие простой задачи;
способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;
способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;
активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;
заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;
способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;
интерес театральному и изобразительному искусству;
стремление к творческому самовыражению;
любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР
Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».
Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий
Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:
1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.
2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них
● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.
В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.
● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.
Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.
Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР
Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).
Задачи
Методы
Содержание работы
Развить диалогическую речь
Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх
Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»
Сформировать речевую инициативу и самостоятельность
Игра «Зоологический музей»
Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным
Сформировать умение говорить от лица другого персонажа
«Игровой диалог»
Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения
Игра «Телефонный разговор»
Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ
Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:
●познание окружающего мира.
Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР
Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы
Задачи
Метод
Содержание
Развить мелкую моторику
Упражнение «Катание карандаша»
Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями
Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.
Различные виды массажа рук.
Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.
Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.
Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».
Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат
Упражнения «Прыжки»
Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.
Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.
Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе
Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.
Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения
Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР
I Организационный компонент
1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.
3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития
● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.
5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1
Самые важные из них:
● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний
● Создать охранительный педагогический режим
● Использовать здоровьесберегающие технологии
● Развить общеинтеллектуальные умения
● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться
● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку
6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.
II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет
Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2
III Образовательный компонент индивидуального маршрута
1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка
2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.
— чему ребенок научится
— чему будет учиться:
Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.
— механизм определения уровня знаний и умений:
Тесты, контрольные и проверочные работы.
IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
Универсальные познавательные действия.
● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.
● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса
● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.
Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.
Презентация. Формирование индивидуального образовательного маршрута учащегося с ОВЗ с учетом рекомендаций ПМПК
Описание презентации по отдельным слайдам:
Практический семинар «Формирование индивидуального образовательного маршрута учащегося с ОВЗ с учетом рекомендаций ПМПК»
Формы обучения в школе – интернате Классно-урочная форма 1 Надомное обучение 2 Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) 3
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как механизм реализации адаптированной образовательной программы ИОМ включает в себя: • учебный план и соответствующие рабочие программы; • направления и программы коррекционной и развивающей работы; • направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ. Организационно-педагогические условия проектирования ИОМ: • наличие в образовательной организации службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОМ. В качестве такой структуры в школе-интернате выступает ПМПк; • согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по ИОМ.
Причины вывода ребенка на ИОМ степень умственной отсталости, не позволяющая вывести ребенка на форму обучения на дому учащиеся со ССД, которые не могут усваивать знания при фронтальной работе по классно- урочной системе обучения: в силу психофизических особенностей со стойкими нарушениями эмоционально-волевой сферы требуется длительный период адаптации к новым условиям после длительного отсутствия по болезни или по другим причинам
Алгоритм перевода учащегося на ИОМ по рекомендации ПМПК по заявке классного руководителя и/или специалиста – в журнале записей учащихся на ПМПк по решению ПМПк школы (представления специалистов на учащегося, характеристика, протокол консилиума) – в журнале регистрации заключений и рекомендаций.
Взаимодействие учителей и специалистов – решение задач: Развитие эмоционально-личностной сферы. Развитие познавательной сферы. Развитие произвольной регуляции. Формирование социальной роли ученика. Обучение графо-моторным навыкам. Развитие речевых навыков у учащихся с ОВЗ
Результаты работы по ИОМ За 4 года обучения по индивидуальным маршрутам: 2 ученика – выведены в класс на классно-урочную форму 4 ученика – на повторную ПМПК 11 уч-ся продолжают обучение по ИОМ
Школа обеспечивает доступное образование Путем взаимодействия работы специалистов по своевременному выявлению проблем ребенка обеспечению обоснованного подхода к каждому ученику выбора оптимальной образовательной программы
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Татьяна Сунцова Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Проектирование индивидуального образовательного маршрута.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.
Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута(далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
При составлении ИОМ необходимо учитывать некоторые значимые факторы:
• необходимость согласованных действий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности);
• четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения;
• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
• динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка;
• включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.
Основная цель индивидуального образовательного маршрута(ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника,следует соблюдать следующие принципы:
• Принцип опоры на обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Структура индивидуального образовательного маршрутадолжна включать следующие компоненты:
• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); зачем?
• содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); какими программами?
• диагностический (определение системы диагностического сопровождения); как мы будем отслеживать результаты?
• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?
Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста:
Раздел, направление развития Сроки Цели и задачи Содержание работы (программы, технологии) Диагностика Предполагаемый результат
Индивидуальный образовательный маршрутдолжен включать основные направления:
• организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
• развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
• развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение* (*для логопеда, функции коммуникации);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• познавательное развитие (развитие академических навыков).
В ДОУ процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).Основные направления работы ПМПК следующие:
• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);
• разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования;
• гигиеническое нормирование нагрузок;
• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.
На консилиуме с участием специалистов ДОУ согласуется комплексный ИОМ.При этом необходимо учитывать следующее:
• индивидуальный режим посещения ДОУ;
• снижение темпа речемыслительной деятельности, повышенная утомляемость;
• нарушение коммуникативных навыков;
•особенности моторного развития:
1) нарушение мелкой моторики (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, разукрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
2) нарушение равновесия (неустойчивая походка, трудности координации в пространстве);
3) нарушение зрительно-пространственной координации (затруднительно участие в спортивных играх и эстафетах, особенно с мячом).
Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка –заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
Примерная схема комплексного ИОМ ребенка*
с ОВЗ и нежелательным поведением
(на месяц, полугодие, учебный год):
Специалист Направление работы Расписание занятий Содержание работы (программы, технологии) Взаимодействие Примечание
1 раз в неделю 1. Занятия по развитию произвольности.
2. Пескотерапия, арт-терапия. 1. Консультация для воспитателей «Использование визуальных расписаний в коррекции проявлений нежелательного поведения», «Как работать с гиперактивными детьми», «У ребенка истерические проявления. Что делать?»…
2. Проектирование проблемных ситуаций.
3. Консультирование родителей. *Психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме
Логопед/ дефектолог Коррекция звукопроизношения.
Коррекция нежелательного поведения
Совместные с психологом занятия по развитию академических навыков (в роли тьютора) *Развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме
Воспитатель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.
Коррекция нежелательного поведения.
Развитие мотивации учебной деятельности. 1. Программа «Детство».
2. Элементы программы «Я – Ты – Мы».
3. Инд. занятия или в маленьких (1-2 ребенка) подгруппах.
. 1. Инд. занятия по заданиям специалистов.
2. Моделирование проблемных ситуаций совместно с педагогом-психологом.
3. Консультирование родителей
Музыкальный руководитель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков 1. Включение в театрализованную деятельность.
2. Использование элементов логоритмики для развития речевых функций.
Педагог дополнительного образования Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.
Специалист АФК/ физкультурный руководитель Развитие крупной моторики, пространственной ориентировки.
Снижение агрессивности. 1. Дыхательная гимнастика.
2. Занятия йогой. 1. Работа по рекомендациям врача ЛФК.
Старшая медсестра Контроль за состоянием соматического здоровья.
Контроль за уровнем нагрузки. 1.Ежедневно: измерение t°, АД, ЧСС.
2.Еженедельно: опрос родителей о здоровье ребенка; корректировка нагрузок.
3.Ежемесячно: мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Выполнение рекомендаций врача-педиатра.
2. Контроль на занятиях физкультурой.
3. Контроль уровня учебной нагрузки.
4. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.
Врач-педиатр Контроль за состоянием соматического здоровья.
Контроль за уровнем нагрузки. Мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Рекомендации врачей-специалистов.
2. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.
Фотоотчёт маршрута выходного дня «Путешествие паровозика Непоседы» Маршрут выходного дня «Путешествие паровозика Непоседы» Цель: Познакомить детей и их родителей с материально-техническим обеспечением и.
Карта индивидуального образовательного маршрута по музыке (младшая группа) КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет) Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет). Образовательные области Цели-результаты Задачи.
Составление и реализация индивидуального образовательного маршрута В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Умение ребёнка читать и писать не являются показателями.
Отчёт по результатам индивидуального маршрута детей средней группы на конец 2015–2016 учебного года Воспитатели: Григоренко С. В. Казакова В. З. В мае 2016 года на конец года проводилась диагностика детей средней группы. В диагностике принимали.
Пример индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут на 2015-2016 уч. год ФИО ребенка Петров Иван_дата рождения 13.06.2012 год Группа 2 раннего возраста.
Проект «Взаимодействие с родителями по составлению и использованию индивидуального маршрута для одаренных детей» Актуальность: Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования, согласно Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-личностному развитию Индивидуальный образовательный маршрут – Это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе Проектирование воспитательно-образовательного процесса гр. «Чиполино» Тема недели: «Труд людей весной» Месяц АПРЕЛЬ период с 04.04 по.