На основе чего составляется календарно тематическое планирование
На основе чего составляется календарно тематическое планирование
КТП фактически является основным документом, по которому работает педагог. План отражает все уроки, проводимые в учебном году, количество контрольных, практических и лабораторных работ.
План составляется на основе образовательного стандарта по предмету, и программы обучения.
Существует несколько правил составления КТП:
· План составляется на учебный год. Из расчета количество учебных недель (34-35) умножить на количество часов в неделю.
· КТП должен быть составлен по четвертям (для младшего и среднего звена) или по полугодиям (для старшего звена).
· В конце каждого раздела проводиться контроль знаний, в форме тестирования, зачета или контрольной работы, анализ КЗ и предварительная подготовка.
· Оставшиеся часы распределяются поурочно.
· Схема плана может варьироваться, в зависимости от предмета или учебного заведения, но должна содержать основные элементы.
o Дата проведения занятия
o Количество часов на изучение темы/раздела
o Тип урока (теоретический, практический, комбинированный, контроль знаний). Удобно использовать сокращения: Т – теоретический, П – практический, К – комбинированный, КЗ – контроль знаний. При этом желательно указать условные обозначения, внизу страницы вынеся их в колонтитулы.
o Название темы (раздела, для раздела цель).
o Краткое содержание урока
o Домашнее задание
· В конце каждой четверти подводятся итоги количества изученного материала.
Качественно разработанный календарный план будет хорошим помощником в работе учителя. Сохраните электронный вариант плана на диске, тогда в следующем учебном году, необходимо будет лишь внести небольшие изменения.
Итак выберете программу по которой будете работать. Для начинающего педагога удобнее всего преобрести методическое пособие, которое обычно содержит образовательную программу и приблезительное планирование уроков. На него можно ориентироваться при составлении плана.
Определитесь сколько и какие разделы необходимо изучить в четверти.
Запишите название раздела в первую строчку таблицы. Добавьте строки по количеству часов в четверти. Последние три строки сразу же отведите для уроков: подготовка к контрольной работе, контрольная работа, и анализ КР.
Оставшиеся часы распределяйте по темам из данного раздела.
После того как запишете названия всех тем уроков, заполните оставшиеся графы в таблице.
Название разделов
и тем
Введение в предмет. Цель: ознакомить учащихся с основами информатики, раскрыть значение информатики в современном обществе, дать понятия «информатика» и «информация», развивать логическое и творческое мышление, тренировать память, расширять кругозор, прививать интерес к изучению предмета
Введение в предмет
1 Введение в предмет
2 Вводный инструктаж
3 Информатика и информация
Знать правила поведения в кабинете
Виды информации Информационные процессы
2 Хранение информации
2 Передача информации
3 Обработка информации
1 Предыстория информатики
2 Знакомство с клавиатурой
3 Практическая часть
Работа на клавиатурном тренажере
1 Алфавитный подход.
2 Единицы измерения информации
Дата – обычно учитель преподает в нескольких классах одной параллели по одному плану. (исключением является профильные классы) и записывать несколько дат, для каждого класса, в одной ячейке не очень то удобно. Так как расписание уроков тоже меняется, Вы не можете с уверенностью знать, какие даты будут допустим в третьей четверти. По этим причинам я пишу в графе даты не конкретное число, а номер недели. Начиная с сентября, первая неделя, вторая неделя и т.д.
Кол-во часов. Для строки, в которой указано название раздела, это количество часов в данном разделе, удобнее выделить полужирным шрифтом. Для строк, в которых указаны уроки это обычно цифра 1. Но. Если у вас идут подряд два три урока по одной теме, то можно их объединить.
Название разделов и тем. Тема урока в плане должна полностью совпадать с темой в журнале, и в тетрадях детей. Так же стоит отметить, что каждая контрольная работа тоже должна иметь тему, обычно это название раздела.
Содержание урока. Нет смысла писать в КТП орг. момент и актуализацию. Здесь необходимо кратко описать основные моменты урока.
Домашнее задание. Номер упражнения, страницы параграфов в учебнике. Или же краткое описание задания. Важно что бы домашнее задание было у каждого урока, исключением является контроль знаний. А вот в последней строке урок посвященный анализу контрольной работы домашнее задание должно быть, и если вы не планируете задавать детям задание перед началом нового раздела, можно просто написать «индивидуальные задания», ведь кто-то должен Вам помочь подготовить урок.
После того как заполнены все уроки в четверти необходимо записать цель изучения раздела. То есть то, что необходимо сделать ученикам, изучив данный раздел. Цели всегда начинаются со слов: изучить, развить навыки, узнать, научиться, исследовать и т.п.
Требования к календарно-тематическому плану
Описание разработки
Календарно-тематический план — план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.
Требования к оформлению плана
Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме.
Титульный лист должен содержать следующие сведения:
Название документа (календарно-тематическое планирование).
Название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане).
«Утверждено: директор школы».
Название школы в соответствии с Уставом.
Календарно-тематическое планирование учителя составляется в двух экземплярах (краткое и развёрнутое).
Краткое календарно-тематическое планирование учителя должно содержать следующие графы:
№ урока по порядку. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов используемой программы учебного курса и учебного плана.
Наименование раздела программы и количество часов на раздел.
Содержание (тема) урока.
Одна тема может быть рассчитана на несколько уроков, на что указывается в графе «Количество уроков». По завершению изучения темы должен быть указан контроль. Должны быть указаны названия практических и лабораторных работ.
Количество часов.
Дата (планируемая дата проведения урока, которая должна быть проставлена на момент сдачи тематического планирования). В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок. Необходимое требование: совпадение дат урока по плану, по фактическому проведению и по записи в классном журнале.
Календарно-тематическое планирование учителя должно соответствовать следующим техническим требованиям:
Начертание основного текста – обычное, начертание заголовков и названий разделов – полужирное, видов работ – курсивом.
Развёрнутое календарно-тематическое планирование учителя должно содержать все всю информацию краткого тематического планирования и т ребования к уровню подготовки обучающихся, которые формулируются в деятельностной форме (знать, уметь).
Сроки составления и порядок утверждения календарного планирования.
1. Календарно-тематическое планирование на каждый учебный год составляется заблаговременно, до начала учебного года.
2. Календарно-тематическое планирование рассматривается на заседании предметного методического объединения, согласовывается с заместителем директора школы, курирующего предмет, утверждается директором школы до начала учебного года.
3. Копия календарно-тематического планирования сдается заместителю директора, курирующему предмет.
Положение о составлении календарно-тематического планирования
о составлении календарно-тематического планирования
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №31897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Уставом МБОУ «Лицей №11» г.Россоши и содержит требования к оформлению календарно – тематического планирования учителя-предметника, реализующего ФГОС второго поколения.
Календарно-тематическое планирование является обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания программы учебного курса или предмета.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для учебного курса по учебному предмету и классу в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
. Задачами составления календарно-тематического планирования являются:
— определение места каждой темы в годовом курсе и места каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
— выделение в учебном курсе проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных ФГОС с целью конкретизации результатов деятельности учащихся;
— формирование рациональной системы работы по вооружению обучающихся системой знаний, умений и навыков по предмету.
1.5. Степень разработанности предметного планирования является критерием профессиональной компетентности учителя.
2. Порядок согласования и утверждения поурочного планирования.
2.1 Календарно-тематическое планирование рассматривается на заседаниях предметных методических объединений лицея до 28 августа.
Руководитель методического объединения формирует предметную папку планирования кафедры и, в срок до 30 августа, передает ее заместителю директора по УВР для рассмотрения на методическом совете лицея.
Заместитель директора по УВР в срок до 1 сентября передает все планирования на утверждение директору лицея.
2.2 Календарно-тематическое планирование составляется в электронном и печатном видах. Электронный утвержденный вариант планирования передается учителем руководителю МО для включения в информационный банк лицея.
В печатном виде планирование составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится у учителя, второй передается председателю заместителю директора по УВР.
Требования к оформлению титульного листа календарно-тематического планирования.
3.1. На титульном листе планирования указываются
• полное наименование образовательного учреждения;
• гриф рассмотрения и согласования планирования уроков на заседании школьных предметных методических объединений, номер протокола заседания и дата рассмотрения;
• Ф.И.О. руководителя методического объединения;
• гриф рассмотрения календарно-тематического планирования на заседании методического совета;
• гриф утверждения планирования директором лицея;
• Ф.И.О. учителя — составителя календарно-тематического планирования с указанием должности, квалификационной категории;
• количество часов по программе и по годовому календарному графику;
• класс, для которого составлено планирование (параллель);
• учебный год, на который составлен поурочный план.
4. Требования к оформлению пояснительной записки к календарно-тематическому планированию.
Пояснительная записка включает в себя сведения:
• об учебной программе, на основе которой составлено планирование;
• о количестве учебных часов, на которое рассчитано планирование;
• о количестве часов для прохождения практической и контрольной;
• об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе по форме:
— издательство, год издания.
В учебно-методический комплект могут входить учебник, рабочая тетрадь, тетради для контрольных работ (на печатной основе), атлас, контурная карта и т.п.
Дополнительная литература — это сборники материалов для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, сборники контрольных работ, тестов и т.п.;
5. Требования к оформлению календарно-тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование оформляется в табличном виде и содержит следующие разделы:
Дата проведения урока (план/факт)
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
УУД, деятельность учащихся
Материально-техническое обеспечение урока
6. Требования к содержанию разделов календарно-тематического планирования.
6.1. Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.
6.2. Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать).
6.3. Требования к содержанию:
В объединенной ячейке указывается общее название раздела; количество часов, отведенных на изучение данного раздела.
1. номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов используемой программы учебного курса и учебного плана;
2. дата урока (планируемая, фактическая);
3. тема урока, при записи контрольных, лабораторных, практических работ тема указывается;
4. тип урока указывается в соответствии с требованиями ФГОС: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
6. требования к уровню подготовки обучающихся формулируются в деятельностной форме (перечень проверяемых умений и познавательных действий). Формулировка должна соответствовать элементам содержания.
7 . вид контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный вид контроля.
8. УУД, деятельность учащихся содержит краткое описание деятельности учащихся, указать предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.
Материально-техническое обеспечение урока
— перечень методической литературы;
— дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
— перечень наглядного оборудования;
— перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);
— перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
Примечания может содержать:
— причины отставания от плана;
-содержание индивидуальный заданий для слабоуспевающих учащихся;
-запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками.
Требования к разработке Требования к разработке календарно – тематического планирования в школе I ступени
Требования к разработке
календарно – тематического планирования в школе I ступени
1.1. Календарно – тематический план- документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению содержания рабочей программы, разработанной учителем по учебному предмету и является:
· индивидуальным документом педагога, который разрабатывается им для своей педагогической деятельности;
· критерием уровня профессионализма учителя.
1.2.Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый
учебный предмет класса на основе:
· рабочей программы по учебному предмету, разработанной учителем (Ф.И.О) и утвержденной директором ОУ (указать ФИО, дату;
· федерального перечня учебников, рекомендо ванных МО и Н РФ к использованию в образо вательном процессе в образовательных учрежде ниях на 2010-2011 уч.г.;
1.3. Календарно-тематический план разрабатывается в целях:
· установления логикоструктурной связи основного содержания; взаимосвязи между темами годового курса и отдельными уроками;
· формирования рациональной системы работы для достижения личностных, метапредметных, предметных результатов изучения учебного предмета;
· указания основных видов деятельности обучающихся и места основного деятельностного метода обучения на конкретном уроке;
· установления последовательности тем рабочей программы, точное время на их изучение;
· указания универсальных учебных действий (УУД) и формирования их на основе содержания учебного курса;
· определения форм и методов учета и контроля результатов деятельности.
1. 5. Календарно – тематический план согласовывается с заместителем директора школы по УВР ( или НМР, или директором школы I ступени).
1.6. Календарно – тематическое планирование сдается на контроль администрации до 15 сентября нового учебного года;
1.7. Проверку календарно – тематического контроля осуществляют заместитель директора по УВР ( или по НМР, или директор школы I ступени).
1.8. По итогам проверки составляется справка с указанием недоработок, ошибок, рекомендаций, а также дата повторного контроля.
1.9. В течение учебного года, при необходимости (н-р, актированные дни), возможна корректировка календарно –тематического планирования учителем. Все изменения согласуются с заместителем директора по УВР ( или директором).
2. Структура календарно-тематического планирования
2. Пояснительная записка
3. Календарно – тематическое планирование
3.Порядок оформления титульного листа
3.1. На титульном листе (приложение 1) календарно-тематического плана указываются:
· полное наименование образовательного учреждения;
· гриф согласования заместителем директора школы ( или заместителем по методической работе, или, при условии отсутствия этих штатных единиц в тарифной сетке, директором школы) в правом верхнем углу;
· в центре титульного листа делается запись: «Ка лендарно-тематическое планирование по учебному предмету», класс, учебный год;
· Ф.И.О. учителя — составителя календарно-тема тического планирования с указанием должности, квалификационной категории.
4. Порядок оформления пояснительной записки
Пояснительная записка включает в себя сведения:
· Документы, на основании которых составлено календарно-тематическое планирование (Рабочая программа ( н-р, Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение», разработанному (Ф.И.О. учителя) утвержденному директором (название ОУ, дата утверждения), учебнику «Литературное чтение» (библиографические данные), находящемуся в федеральном перечне учебников, рекомендо ванных МО и Н РФ к использованию в образо вательном процессе в образовательных учрежде ниях на 2010-2011 уч.г );
· о количестве учебных часов в соответствии с рабочей программой, с разбивкой на количество часов для прохождения практи ческой и контрольной части;
· материально – техническое оснащение ( в форме таблицы, см. рабочую программу.);
· планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета (см. раб. программу).
5. Порядок оформления календарно-тематического плана
5.2 № раздела, обозначенный арабской цифрой, название раздела программы и количес тво часов на раздел;
5.3. № урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества ча сов рабочей программы и учебного плана или отдельно для каждого раздела, н-р, для первого раздела :1.1,1.2… для второго раздела:2.1.,2.2…
5.5. Планируемые результаты каждого раздела формулируется учителем в соответствии с планируемыми результатами, разработанными в рабочей программе, оформляются на строке «Название раздела», обозначаются первой заглавной буквой видов планируемых результатов: Л- личностные; М – метапредметные, П – предметные.
5.6. Характеристика деятельности обучающих ся (УУД), которые формулируются в деятельностной фор ме (группировать, моделировать, оценивать… см. прил. №4);
5.8. Практическая часть, виды контроля планируются на основе «Положения о системе оценивания письменных работ учащихся по русскому языку, математике и окружающему миру в начальной школе и 5-х классах* общеобразовательных школ Приуральского района» (приложение3).
5.9. Дата проведения. При составлении календар но-тематического планирования дата проведения уро ка планируется. При проведении и заполнении клас сного журнала делается запись фактического про ведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
Не обходимое требование: совпадение дат урока по пла ну, по фактическому проведению и по записи в клас сном журнале.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Харпская начальная общеобразовательная школа»