На основе чего составляют суточный план график участковой станции
«Порядок построения суточного плана-графика участковой станции»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
КГКП «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Порядок построения суточного плана-графика участковой станции»
Преподаватель специальных дисциплин
Методическая разработка урока посвящена проблеме построения суточного плана-графика работы участковой станции. Она содержит рекомендации по изучению данной темы и алгоритм построения. Может быть полезна студентам колледжей, изучающих предмет «Организация движения поездов» по специальности «Организация перевозок и управление движением».
1.Методическое обоснование темы 5
2.Методические рекомендации по проведению урока 5
4.Дидактический материал к уроку 9
5.Список литературы 19
Участковые станции играют важную роль в организации перевозок на железных дорогах Казахстана, обеспечивая тяговое обслуживание поездов, организацию вагонопотоков на прилегающих участках, погрузку-выгрузку грузов, посадку-высадку пассажиров, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Они выполняют все виды технических, грузовых и коммерческих операций. Работа участковой станции заключается в пропуске и техническом обслуживании сквозных, грузовых и пассажирских поездов, в экипировке и смене локомотивов, смене бригад, в формировании и расформировании сборных и участковых поездов. На участковой станции принимают местные грузы на грузовых дворах и подъездных путях промышленных предприятий, ремонтируют подвижной состав и выполняются другие операции. Работа станции организуется на основе технологического процесса.
Технологическим процессом работы станции называется система организации работы станции, основанная на применении передовых методов труда предусматривающая наиболее эффективное использование технических средств, целесообразный порядок и последовательность обработки поездов и вагонов различной категории, а также нормы времени на выполнение операций. В основу разработанного технологического процесса положены следующие принципы:
— непрерывность обработки поездов и вагонов, минимальный простой их в ожидании операций;
— сокращение каждой операции по времени;
— максимальная параллельность операций с поездами и группами вагонов;
— слаженность в действии работников различных специальностей;
— диспетчерское руководство работой станции.
1.Методическое обоснование темы
При выполнении курсового проекта на тему «Технологический процесс работы участковой станции» студентам необходимо разработать суточный план-график заданной станции, но в учебной литературе отсутствует пошаговое описание разработки графика. Для усвоения алгоритма построения графика в учебном плане выделяется отдельный урок.
2.Методические рекомендации по проведению урока
При подготовке к проведению урока учащимся рекомендовано повторение материалов по разделу «Участковые станции» предмета «Устройство пути и станций».
Изучение темы необходимо начать с вопросов о назначении и устройстве участковых станций, их классификации и расположении, а также об операциях, которые выполняются на участковых станциях.
Материал лекции дает представление о назначении суточного плана-графика и алгоритм его построения.
После завершения теоретического материала учащимся предлагается самостоятельно составить график обработки поезда с использованием материала учебника Боровиковой М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте.
Занятие завершается фронтальным опросом с целью определения степени усвоения учащимися материала урока.
Предмет__ Организация и управление движением на железнодорожном транспорте ______________ _____________________________________
Тема урока__ Порядок построения суточного плана-графика участковой станции _______________________________________________________
Образовательная Обеспечить усвоение основных понятий о принци- пах построения суточного плана-графика участковой станции
Воспитательная Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету и выбранной профессии
Развивающая Способствовать развитию навыков работы с учебной и технической литературой
Тип урока____ изучение нового материала _ __________________________
Вид урока___ комбинированный ______________________________________ __________________________________________________________________
Устройство пути и станций.
Назначение и классификация участковых станций.
Наглядные пособия___ План-график работы станции _____________________
Литература: основная____ Боровикова М.С. Организация движения на ___ железнодорожном ___ транспорте» М аршрут,2003 ____________________
Дополнительная ___ В.А.Кудрявцев «Организация и управление движением на железнодорожном транспорте»,Москва,Маршрут,2006г ______________
1.Какие станции называются участко-выми?
2.Какие операции с поездами производят на участковых станциях?
3.Какими устройствами оборудуются участковые станции?
4.В чем отличие сквозных и участковых поездов?
5. Какие поезда относятся к транзитным с частичной переработкой?
Изучение нового материала
Назначение суточного плана-графика
Специализация путей станции
Условные обозначения операций с поездами
Последовательность построения графика
1.Для чего предназначен суточный план-график?
Приветствие, проверка посещаемости
Самостоятельная работа с учебником
4.Дидактический материал к уроку
На суточном плане-графике отражается работа, которую выполняют парки, пути, стрелочные горловины, маневровые вытяжные пути, горки, полугорки, грузовые фронты и другие технологические средства станции. На нем показывают: график движения поездов на прилегающих к станции перегонах; занятие прибывающими и отправляемыми поездами стрелочных переводов; занятие приемо-отправочных путей поездами всех категорий (транзитными, разборочными, своего формирования); накопление вагонов на сортировочных путях; выполнение грузовых операций с вагонами на грузовых фронтах; занятость вытяжных путей и сортировочных устройств; работу маневровых локомотивов; накопление групп и формирование отправительских маршрутов. Составление плана-графика заключается в последовательном нанесении на график всех операций.
Занятие разных элементов на плане-графике при выполнении одной и той же операции фиксируется одинаковыми условными обозначениями, например, занятие нескольких секций стрелок и пути приема парка приемом поезда, локомотивом сортировочного пути и маневровой вытяжки при окончании формирования.
Исходные данные для построения суточного плана-графика:
1.Схема участка (рис.1)
2.Схема станции (рис.2)
3.Расписание движения поездов (табл.1)
Рис.1 Схема участка
Рис.2 Схема станции
Таблица 1. Расписание движения поездов и назначение вагонов
Таблица 2. Специализация путей на станции.
Для сортировки поездов прибывших в переработку
Для накопления вагонов ст.А и далее
Для накопления вагонов на станции участка
Для накопления вагонов ст. Б и далее
Для накопления вагонов на станции участка
Для местных вагонов
Для порожных вагонов
Таблица 3.Остатки вагонов на сортировочных путях и пунктах местной работы на 0.00 часов
Таблица 4. Размер грузовой работы станции В
Погрузка в грузовом районе
Порядок построения суточного плана-графика :
1.Строим сетку плана-графика.
Рис.3.Верхняя строка суточного плана-графика
Для наглядности нитку каждого поезда обозначим определенным цветом, соответствующим цвету номера поезда в расписании (табл.1) : транзитные без переработки- красным цветом, участковые- голубым, сборные- зеленым.
Затем наносим горизонтальные линии (см.рисунок 4)
Рис.4 Сетка суточного плана-графика
На строках сортировочных путей около линии, соответствующей 0 час.,показываем количество вагонов, оставшихся на путях с прошлых суток, и отмечаем их значком накопления вагонов в сортировочном парке (рис.4).
Рис.5. Распределение остатка вагонов по сортировочным путям
После того, как таблица расчерчена и нанесены нитки графика движения поездов нечетной и четной стороны, приступаем к построению плана-графика.
—
3.Порядок нанесения обозначений транзитных поездов
Все транзитные поезда, проходящие станцию без переработки,имеют нумерацию от 2000 до 2999. При остановке на станции они проходят технический и коммерческий осмотр, а также производят смену локомотива. Все операции и время, требуемое для их выполнения, определяются графиком обработки транзитного поезда (приложение 1). Согласно этому графику время обработки транзитного поезда составляет 30 мин.
Рис.6 Обозначение транзитного поезда без переработки
4.Порядок нанесения обозначений поездов,
прибывших в переработку (рис.6)
Все участковые поезда имеют нумерацию от 3001 до 3099,сборные от 3401 до 3499. Рассмотрим порядок обозначений для расформирования участкового поезда (нитка графика голубого цвета).
4.1. Обработка по прибытию
По прибытии на станцию согласно графику для обработки поезда, прибывшего в расформирование (приложение 2), затрачивается 25 мин. На вертикали, соответствующей времени прибытия участкового поезда, ставим значок занятия горловины приема.
По истечение 25 мин.после завершения обработки состава он переставляется на вытяжной путь, поэтому рядом ставится значок вытягивания состава на вытяжной путь. На этом же уровне аналогичные значки ставятся на строке вытяжного пути и маневрового локомотива. После этого начинается процесс расформирования состава.
Рис.7 Обозначение поезда, прибывшего в расформирование
4.2. Расформирование состава
Длительность расформирования определяется расчетом (раздел 4.2 Методических указаний по выполнению курсового проекта). На строках вытяжного пути и маневрового локомотива ставится значок расформирования состава, длина значка зависит от рассчитанного времени расформирования состава.
4.3. Окончание формирования состава и отправление
Когда на сортировочном пути накапливается вагонов в количестве достаточном для формирования полного состава, мы ставим значок формирования и перестановки состава на путь отправления и присваиваем этому поезду новый номер. Номер присваивается в зависимости от назначения и направления поезда.
На пути отправления мы ставим значок обработки состава по отправлению, прицепки поездного локомотива и отправления.
Организация движения на заданной участковой станции и построение суточного плана графика и её работы
Общая характеристика работы станции и технология обработки поездов. Организация маневровой работы. Расчет норм времени на операции с поездами и вагонами. Расчет и составление суточного плана-графика работы станции. Обеспечение организации движения.
1. Схема участковой станции «Н».
2. Схема участков, примыкающих к станции «Н».
3. Характеристика участков, примыкающих к станции «Н».
Кол-во главных путей
Средства СЦБ и связи
Тип и серия грузовых локомотивов
Время хода грузовых поездов, мин.
Время хода пассажирских поездов, мин.
Примечание: интервал между поездами в пакете I = 10 мин.
4. Характеристика стационарных устройств и маневровых средств.
4.3. Серия маневровых локомотивов ТГМ.
4.4. Разбронирование и формирование составов производится толчками.
4.6. Уклон вытяжных путей, %0 2.0.
4.7. Число отцепов в составе участкового поезда qучср = 19.
4.8. Число отцепов в составе сборного поезда qсбср = 20.
4.9. Среднее число расцепов в составе поезда = 0,8.
5. План формирования поездов на станции Н.
Назначение групп вагонов
на промежуточные станции уч-ка Н-М
на промежуточные станции уч-ка Н-О
6. Размер грузовой работы станции Н.
Погрузка в грузовом районе
Примечание: все местные вагоны, прибывающие под выгрузку проходят сдвоенные грузовые операции продолжительностью 3 часа.
7. Остаток вагонов по 0-часов на путях сортировочного парка и пунктах местной работы.
Грузовая операция, время ее окончания, кол-во вагонов в 1.30
8. Расписание прибытия пассажирских и пригородных поездов.
Со стороны станции М
Со стороны станции О
9. Расписание прибытия грузовых поездов и разложение их по назначениям вагонов.
Со стороны станции М
Со стороны станции О
Транспортная система России включает железнодорожный, водный, (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт, причем каждый из них осуществляет перевозки в той сфере, в которой он экономически наиболее целесообразен. Железнодорожный транспорт- основной вид транспорта в стране. Роль железнодорожного транспорта связана с экономическими и географическими особенностями нашей страны, большими расстояниями, размещением предприятий, высокой концентрацией производства.
От того как будет организована работа станции зависит показатели железной дороги.
1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ СТАНЦИИ
1.1 Технико-эксплуатационная характеристика работы станции
Участковая, поперечного типа с двумя прилегающими к ней 2-х путными участками «М-Н» И «Н-О».
На станции имеются:
Один путь для приёма и отправления пассажирских поездов;
ПО I включает в себя 3 пути;
ПО II включает в себя 4 пути;
Имеется сортировочный парк включающий в себя 6 путей, два вытяжных пути, находятся локомотивное хозяйство. Тепловозы серии 2ТЭ-10. Оборудование стрелок на главных путях и приемоотправочных путях ЭЦ.
Станция формирует участковые и сборные поезда на станции М и О.
Общий размер грузовой работы станции 65 вагонов. Все местные вагоны прибывающие под выгрузку проходят сдвоенные операции. На станцию прибывают 6пар пригородных, 4пары пассажирских поездов. На станцию прибывает со стороны станции М 40поездов, в том числе 4 в разборку.
1.2 Специализация путей на станции
Приемоотправочный для пассажирских поездов обоих направлений
Приемоотправочный для транзитных поездов без переработки из О на М
Для приема поездов из О в разборку
Для отправления поездов своего формирования на М
Приемоотправочный для транзитных поездов без переработки из М на О
Для приема поездов из М в разборку
Для поездов своего формирования на О
Для транзитных поездов обоих направлений
Для накопления вагонов участкового поезда на М
Для накопления вагонов на участковые поезда на О
Для накопления сборных поездов на участок М-Н
Для накопления вагонов сборного поезда на участок Н-О
Для местных вагонов
Для порожних и «больных» вагонов
1.3 Оперативное руководство и планирование работы станции
1.3.1 Структура оперативного руководства
-осуществляет оперативное планирование и руководство работой единой смены;
-устанавливает очередность расформирования и формирования поездов подачи и уборки местных вагонов;
-контролирует и обеспечивает выполнение заданных норм нахождения вагонов на станции;
-контролирует соблюдение работниками смены правил безопасности движения поездов и маневровой работы, а также техники личной безопасности личной смены.
-ведет учет поездообразования на основе информации о подходе поездов и вагонов;
-ведет график исполненной работы.
-выдаёт предупреждения на поезда;
-предъявляет к осмотру вагоны и поезда работникам ПТО и ПКО;
-закрепляет вагоны тормозными башмаками и снимает их;
— выполняет любую работу по указанию ДСЦ.
1.3.2 Оперативное планирование работы станции
Виды оперативных планов:
Каждый из таких планов состоит из двух частей:
1.План поездной работы: количество поездов по прибытию всего, в том числе в разборку; количество поездов по отправлению, в том числе своего формирования; задание на сдачу порожних вагонов по роду подвижного состава.
2.План грузовой работы: общая погрузка, в том числе маршрутами, выгрузка, подготовка вагонов под погрузку.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОЕЗДОВ
2.1 Обработка поездов транзитных без переработки
Транзитным поездом без переработки называется поезд, который не меняет свой состав и вес на данной станции.
С такими поездами выполняются следующие операции:
-смена локомотивных бригад;
-технические и коммерческие осмотры и устранение обнаруженных неисправностей.
Все эти операции выполняются параллельно.
Цель технического и коммерческого осмотра- выявить и устранить неисправности угрожающий безопасности поездов.
Технически осмотр производят бригады работников ПТО. Коммерческий осмотр выполняют приемщики поездов и рабочие по устранению коммерческих неисправностей.
График 1 Обработка транзитного поезда без переработки со сменой локомотивных бригад
До прибытия поездов
Получение от поездного диспетчера сообщения о номере, назначение и времени прибытия поезда
Дежурный по станции
Извещение работников технической конторы ПТО, ПКО, дежурного по локомотивному депо о номере, времени, прибытия в пути приема поезда
Дежурный по станции, оператор при ДСП
Выход на путь приема работников участвующих в обработке поезда и его встрече
Работники ПТО, локомотивная бригада
———— прибывшего поезда и локомотива
Контрольный технический и коммерческий осмотры и устранение неисправностей
Работники ПТО и ПКО
Прием и сдача локомотивов, пакета с грузовыми документами. Вручение предупреждения, сокращенное опробование автотормозов и отправление поезда.
Локомотивная бригада, работники ПТО и др.
Общая продолжительность обработки поезда
2.2 Обработка поездов транзитных с переработкой
Транзитные поезда с переработкой поступают на станцию в разборку. Как правило на такие поезда со станции их формирования не передаются телеграммы натурных листов на станцию расформирования.
Такие телеграммы- натурки при получении их, размечаются оператором СТЦ и предварительно составляется сортировочный листок, а LCW ведет учет поездообразование.
По прибытию такого поезда на станцию расформирования его закрепляют отцепляет поездной локомотив в депо, ограждают состав и производится технический и коммерческий осмотр. Одновременно с этим оператор СТЦ, получил документы на поезд от локомотивной бригады их обрабытывают. После осмотров возможна корректировка сортировочного листка.
Составитель поездов получив сортировочный листок из СТЦ после уборки ограждения прицепляет маневровый локомотив к составу, снимает закрепления состава и приступает к расформированию его установленным порядком.
График 2 Обработки поезда в парке приёма поступающего в разборку
До прибытия поезда
Получение, разметка и пересылка телеграммы-натурного листа в СТЦ ПТО и маневровому диспетчеру
Составление сортировочного листка
Получение от поездного диспетчера сообщения о номере поезда и его прибытии
Извещение работников ГКО и ПТО о времени и пути прибытия поезда
Конторльная проверка состава во входной горловине
Доставка грузовых документов в техническую контору
Закрепление состава, зацепка локомотива, его ограждение, технический осмотр, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов
Коммерческий осмотр состава
Общая продолжительность обработки прибывшего поезда
2.3 Обработка поездов по отправлению
После накопления составов на путях сортировочного парка завершают формирование по требованиям ПТЭ. По согласованию с ДСП, состав переставляется из парка сортировки в парк отправления, закрепляется торозными башмаками отцепляется маневровый локомотив и состав ограждается. Производится технический и коммерческий осмотр. В СТЦ оформляются документы на такой поезд. После окончания осмотров документы из СТЦ передаются локомотивной бригаде под расписку в специальном журнале. После снятия ограждения производятся прицепка поездного локомотива, уборка тормозных башмаков, проба тормозов и отправление поезда по его готовности.
График 3 Обработка поезда своего формирования
До перестановки в ПО
Оформление натурного листа и подборка документов
Согласование пути перестановки состава
Перестановка состава в парк отправления, закрепление, отцепка локомотива и ограждение состава
Контрольная проверка состава с натуры
Конвертирование и пересылка документов в ПО
Техническое обслуживание состава
Коммерческий осмотр состава и устранение неисправностей
Приемщики поездов, рабочие
Вручение документов машинисту локомотива (или его помощнику)
Общая продолжительность обработки отправляемого поезда
Снятие ограждения, прицепка поездного локомотива, проба тормозов и отправлени
Локомотивная бригада, осмотрщики, автоматчики
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ
3.1.Подготовка состава к расформированию
После получения сортировочного листка составитель поездов прищепляются маневровым локомотивом к составу прибывшего поезда.
Ознакомившись с содержанием сортировочного листка, составитель поездов вытягивает состав с приёмоотправочного пути на вытяжной путь и производит манёвры по расформированию состава способом принятым на этой станции. Вагоны которые нельзя толкать составитель поездов осаживает на пути сортировочного парка, согласно их назначение.
Время расформирования состава на вытяжки и зависит от:
— количество вагонов в составе;
— способа производства манёвров;
— количество вагонов в отцепке:
— наличие вагонов ЗГС;
— квалификация составителя поездов.
3.2 Руководство маневра
Основным средством передачи распоряжений должна быть радио связь, а иногда устройства двухсторонней парковой связи. Кроме указания или сигнала составителя поездов машинист должен руководствоваться показаниями маневрового светофора (там, где они есть) или сигналами дежурных стрелочных постов если стрелки на ручном управлении.
Как правило в маневровом районе может работать только один маневровый локомотив. В исключительных случаях при работе двух и более локомотивов в одном районе работа осуществляется лично под руководством ДСЦ.
4. РАСЧЁТ НОРМ ВРЕМЕНИ НА ОПЕРАЦИИ С ПОЕЗДАМИ И ВАГОНАМИ
4.1 Определение норм времени, занятие горловин станцией поездами
— количество стрелок переводимых в маршруте;
— время восприятия показания сигнала машинистом поезда.
— длина стрелочной зоны;
— длина тормозного пути, которое зависит от длины поезда и максимально реализуемой скорости.
— скорость входа поезда на станцию;
Со стороны станции М.
Со стороны станции О.
Определение времени занятия в горловине прибывающими пассажирскими поездами.
Со стороны станции М.
Со стороны станции О.
4.2 Расчет времени занятия горловины станции отправляющимися поездами
Условно принимаемый выходное расстояние на каждое направление равным составлено входному расстоянию, когда длина тормозного пути приблизительно равна длине блок участка.
— длина блок-участка первого за выходными сигналом,
— средняя скорость выхода поезда со станции.
В сторону станции М.
В стороны станции О
В сторону станции М.
В сторону станции О.
4.3 Определение времени расформирования состава
Время расформирования состава на вытяжке определяется по формуле:
— число отцепов в составе поезда.
4.4 Определение норм времени на окончание формирования поезда
— число вагонов собираемых с 5-ти путей.
4.5 Определение норм времени над формирование местных вагонов
4.6 Определение норм времени на другие виды работ
— время подачи, уборки вагонов на грузовой двор Т=10 мин.
— время подачи, уборки вагонов на грузовой путь t=20 мин.
— время заезда маневрового локомотива с вагонами и без них, с грузового двора на подъездной путь и обратно t=15 мин.
— время расстановки и сборки вагонов на грузовом дворе t=15 мин.
— на подъездном пути вагоны не расставляются так как подъездной путь имеет свой маневровый локомотив.
— время заезда маневрового локомотива за составом поезда t=3 мин.
— время вытягивания состава на вытяжку для расформирования
— подход поездов по графику движения со всех примыкающих к станции направлений;
— нахождение их в парке прибытия с выделение времени приёма (занятие стрелочной горловины), обработки составов, простоя в ожидании последующих операции;
— занятость поездными и маневровыми вагонами передвижения наиболее загруженных стрелок в горловинах парков прибытия, выходной горловине сортировочного парка, на маршрутах подач и уборок местных вагонов в горловинах парка отправления;
— расформирование составов с выделением операций, выделяемых каждым маневровым локомотивом и занятостью устройств(горки, вытяжные пути);
— накопление вагонов на сортировочных путях с показом моментов завершения накопления составов, занятость сортировочных путей при окончании формирования и выводе составов;
— подачу и уборку местных вагонов маневровыми локомотивами;
— нахождение поездов отправления и транзитном с выделением операций обработки составов и ожидания отправления;
— отправление поездов по графику на все примыкающие к станции направления.
— схему станции и грузовых пунктов;
— специализацию парков и путей;
— план оформления поездов и план маршрутизации перевозок;
— пооперационные графики обработки поездов;
— нормы времени на все виды манёвров;
— договоры на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов, единые технологические процессы работы станции и подъездных путей предприятий;
5.1 Условные обозначения суточного плана графика
занятие горловины прибывающими и отправляющимися грузовыми пассажирскими поездами;
обработка поездов на станции;
заезд маневрового локомотива за вагонами;
вытягивание состава поезда на вытяжку;
накопление вагонов на поезд;
перестановка составов с пути на путь;
подформирование местных вагонов;
подача и уборка местных вагонов;
сборка и расстановка местных вагонов;
экипировка маневрового локомотива;
ожидание вагонами и поездами следующей операции.
5.2 Расчет времени простоя вагонов транзитных без переработки