На пень сажать наказание что значит
Сесть на пень
Смотреть что такое «Сесть на пень» в других словарях:
ПЕНЬ — Брехать на пень. Волг. Неодобр. Неприкрыто лгать, обманывать кого л. Глухов 1988, 7. [Валить] через пень колоду. Прост. Неодобр. 1. Делать что л. недобросовестно, кое как. 2. Без разбора, беспорядочно. 3. Несогласованно, с перебоями. ФСРЯ, 312;… … Большой словарь русских поговорок
ПЕНЬ — муж. остаток, на корню, срубленного или сломанного дерева. В лесу дром да лом, пень да колода, лес торчком и сваленный. Зовут пнем и нижнюю часть живого дерева, от корневища (комля) до первых сучьев; вернее: колода, лесина, голомя, голень.… … Толковый словарь Даля
САЖАТЬСЯ — САЖАТЬСЯ, садиться, сажаваться, быть сажаему; | садиться, южн., зап. седать; сесть, опускаться на сиденье, на присест, вообще на покой; | оседать, опадать; | сседаться, съеживаться, о тканях и коже; | * стать, пасть, придти в тупик, расстроиться … Толковый словарь Даля
СТАВАТЬ — СТАВАТЬ, стать, становиться, дать самому себе стоячее положенье, быть на ногах, подняться стой ком, как: садиться и сесть, ложиться и лечь; но наст. вр. от ставать употр. почти только в церк. и стихерах, думах. Во множестве старейшин ставай, Сир … Толковый словарь Даля
Леший — У этого термина существуют и другие значения, см. Леший (значения). Леший Леший (иллюстрация с обложки одноимённого журнала, 1906 г.) дух … Википедия
Little Nemo: The Dream Master — Обложка игры Разработчик Capcom … Википедия
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Согласно народным верованиям, сохранившимся в архаических этнокультурных традициях, в пень, как и в колоду, чурбан, бревно, перемещается древесный дух, покинувший срубленное дерево.
Этот дух может объявиться в жилище на правах «домовой хозяйки», о былом происхождении которой напоминают ее наименования: «отрубленный пень, кормящий и воспитывающий бог», «богиня срезанного отрубка», «содержащая корень дома», и пр. [14; 15].
Подобные представления служат одной из предпосылок формирования в фольклорно-мифологической традиции мотива происхождения героя.
В этом свете неудивительно, что «чурбачок» может выступать и в роли чудесного помощника. Прикатившись по дороге навстречу солдату, он в роковой час расправляется с разбойниками, спасая жизнь своему хозяину: «. скочил словно вихорь, схватил набольшево за ноги и давай их всех трепать. Так он всех и выжил вон» [9. С. 91].
Однако семантика образов пня/колоды/чурбана данным толкованием не ограничивается. В них обнаруживаются и другие проявления, определяемые иным контекстом.
У пня/под пнем, как и у дерева/под деревом, локализуется нижний мир. Согласно бывальщине, некая молодуха зовет к себе кумой одну деревенскую бабу. На вопрос, где же та живет, молодуха отвечает: «А там в лесе, у пня, в норе». Придя к указанному пню, баба по ступенькам спустилась в нору, где увидела такое же «жительство, как и у нас» [10. 91. № 416].
Поскольку пень соединяет живых с иным миром, сосредоточившим все начала и концы сущего, неудивительно, что именно на пне сказочный герой находит, по сути, книгу судьбы: в ней сообщается, где следует искать прекрасную Царь-девицу.
Из сказанного следует, что уже само приглашение сесть на пенек, исходящее от загадочного незнакомца, как бы случайно повстречавшегося в лесу, и адресованное человеку, согласно мифологическим рассказам, таит в себе угрозу для его жизни. Тем более, что предложение «Ну, давай сядем на пенечек покурим» направлено дровосеку, рубившему деревья и тем самым провинившемуся перед лешим (это был он), оберегающим лес.
ПЕНЬ, ДА КОЛОДА.
В современном русском языке значения лексем пень и колода имеют существенное различие.
Тем не менее в древнерусском языке, как и в народных говорах, данные понятия не были до такой степени разведены.
Например, пнем в диалектах называли не только оставшуюся на корню часть ствола, но и «нижнюю часть живого дерева, от корневища (комля) до первых сучьев; вернее: колоду, лесину» [2. Т. III].
Вместе с тем одним из значений лексемы пень в древнерусском, как и в сербохорватском, языке является «ствол дерева» [3. Вып. 14; 4. Т. III].
Однако наиболее отчетливое отождествление этих понятий проявляется в различного рода фразеологизмах: «Через пень колоду» (делать что-либо плохо, небрежно, кое-как, еле-еле или идти, развиваться негладко, неслаженно, с заминками и перебоями); «Валить через пень колоду» (делать что-либо неповоротливо, медленно, неумело) [1. Т. III; 6. С. 54, 312]. Слабая дифференцированность обоих понятий обусловлена их изначальной нерасчлененностью.
И в языковой, и в устно-поэтической традиции пень и колода очеловечиваются. В соответствии с первобытным мировосприятием предметы неживой природы не только одушевляются, но и олицетворяются.
Следы былой антропоморфизации сохраняются, к примеру, в просторечном бранном выражении пень березовый или пень, относящемся к человеку глупому либо бесчувственному, к болвану, тупице, дураку: Этому пню не растолкуешь ‘, Стоит, как пень ‘, И смирен пень, да что в нем?; Нет паренька, не отдашь за пенька и т.д. [2. Т. III].
В старину пень персонифицировался даже в детской игре: «Пень стоит посредине, четверо кругом; разбегаются все, меняясь местами; кто остался, тот пень» [Там же].
В других случаях этой номинацией определяется состояние человека, оказавшегося в крайнем затруднении. Для этого используется фразеологизм стать в пень. Соответственно к человеку, приведшему в такую ситуацию другого, применимо выражение ставить/поставить в пень [6. С. 450,454]. Именно в этом значении употребил данный фразеологизм П.А. Вяземский:
Бессвязных мыслей, слов пустым набором
Читателей не становил ты в пень.
К числу «древесной» лексики, характеризующей неуклюжего, неповоротливого человека, относится и колода’. Лежит, как колодина [5. Вып. 2]; Старый муж и на руку колодой валится’, Старый муж, что гнилая колода лежит [2. Т. II]. (Заметим, что гнилая колода, гнилой пень, сухое дерево в мифологическом восприятии подобны мертвым людям.)
Кроме того, в частушке неуклюжая девушка сравнивается с обрубком дерева:
Как колода валится.
Тебе такая нравится?» [7. С. 66].
В аналогичном контексте может использоваться и фразеологизм пень да колода. Так, о неграмотном деревенском человеке скажут: «Пень да колоду знать»; «Пень да колоду она знает» [5. Вып. 4].
Заметим, что лексеме колода близки по своей семантике слова: чурбан, чурбак, чурак, чурка, то есть обрубок круглого дерева, бревна [2. Т. IV; 4. Т. III].
В севернорусских говорах взаимосвязь чурки с колодой проявляется со всей очевидностью. И то и другое относится к лежащему на земле обрубку дерева: «Какая-нибудь чурка лежит, так колодой называют» [5. Вып. 2]. С другой стороны, чурка происходит от чур или щур, что означает «пень» [8. С. 532].
В генетической памяти сохраняется представление о былой персонификации подобных частей дерева: чурбаном называют глупого, бестолкового, неповоротливого человека [2. Т. IV].
Близкое значение приобрело в просторечии и слово чурка. Признаки антропоморфизации бревна сохранились в поговорках: Сказал бы, да лишние бревна в стене есть’, Церковь не в бревнах, а в ребрах [2. Т. I].
Бревном же называют и тупого или нечуткого человека. Иногда бревно (ствол большого срубленного дерева) ассоциируется с пнем, что наглядно проявляется в украинском языке, где берв и есть «пень».
Восприятие пня/колоды/чурбана/бревна как человека обусловлено архетипическими импульсами, идущими из глубин традиции и хранящимися в подсознании современного человека. Оно стимулировано также определенными психологическими проекциями, связанными с общей тенденцией к антропоморфизации деревьев.
В одной из псевдобыличек девушка, заранее опасаясь, что встретит на лесной дороге «бурлака» (т.е. чужого человека, занимающегося отхожим промыслом), как и следовало ожидать, в предполагаемом месте его увидела. В страхе она хлестнула «бурлака» погонялкой, которую тот якобы у нее и отнял. По прошествии времени выяснилось, что «о дорогу» стоял не «бурлак», а покрытый снегом пень, вокруг которого обвилась та самая «выхваченная» из рук погонялка [10. 23. № 278].
«Стоит Ермак, на нем колпак / Не шит, не бран, не поярковый»; «Стоят старички, на них белы колпачки / Не шиты, не мыты, не вязаны» [11].
В этих природно-экзистенциональных образах проявляется их человеческая сущность.
Архетип пень-человек пульсирует даже в частушках:
«Я вчера в Сенном Ручью /
Целовал не знаю чью: /
Думал, в кофте розовой, /
А то пень березовый»;
«Край дороги обнимает /
Ванька пень березовый: /
Думает, его милашка /
В новой кофте розовой» [10. 68. № 126];
Это что за паренек! /
Целовал бы, в самом деле, /
Он березовый пенек» [7. С. 165].
Сопоставимо с пнем и антропоморфизированное мифическое существо. Согласно одной из бывалыцин, мужики, гоняясь за «бабой» (это была лешачиха), бегающей вокруг стога, накидывают на нее крест, после чего вместо «бабы» оказался пень [13].
Модели «человек + пень» и «мифическое существо + пень» восходят к архетипу «мифическое существо-пень». Реминисценции таких представлений узнаваемы в некоторых сказочных коллизиях: стоило мужику срубить пень березовый, как появился «цёрт» с рудиной «на плеце» [9. С. 57], т.е. с красной сосной (стволом либо обрубком), в «жилах» которой течет руда-кровь [2. Т. IV], что служит знаком-символом изначально «древесной» природы лешего-«цёрта». По другой сказке, кровь брызнула из пня, когда кучер ударил по нему топором [9. С. 287].
Н.А. КРИНИЧНАЯ. «Пень да колода»: слово, образ, символ.
Обрезка на пень незимостойких кустарников
Понравившееся растение не зимует в наших климатических условиях? Дело не безнадежно.
У всех без исключения растений условия зимовки наземной и подземной части, корневой системы, неодинаковы. У некоторых при определенной температуре воздуха наземная часть погибает, а корневая система, покрытая землей и снегом, продолжает жить. Значит, есть вероятность восстановления и наземной части.
В этом случае теплолюбивые кустарники можно выращивать как травянистые многолетники. Осенью регулярно срезать наземную часть, а весной она будет снова отрастать, образуя кусты разных размеров. Кстати, когда-то в Москве таким образом выращивали айлант высочайший, эвкалипт круглолистный и другие растения, традиционные для южных городов.
Правда, для такого выращивания подходят только некоторые растения. Незимостойкие растения, которые можно сохранять при помощи обрезки на пень, определяют по следующим признакам: у них должна быть невымерзающая корневая система и они должны быть способны образовывать поросль от пня.
Незимостойкие растения, которые все же можно вырастить в средней полосе и Подмосковье
Скумпия
Пурпурнолистные, пестролистные и золотистолистные сорта и формы скумпии кожевенной. Несортовая форма хорошо себя чувствует в средней полосе, вырастая до 5 м высотой, а вот цветные – сильно подмерзают. При выращивании же подобным методом они отрастают на 60–80 см и даже успевают зацвести.
Буддлея
Даже самые устойчивые в наших условиях буддлея Давида и буддлея очереднолистная практически всегда подмерзают. Посаженные же на пень растения отрастают на высоту около метра и прекрасно цветут во второй половине лета.
на фото цветущая буддлея
Вейгела
Есть немало зимостойких видов, но современные декоративные гибриды, такие как Nana Variegata, Alexandra (она же Vine and Roses) сильно подмерзают. Срезанные осенью под корень, летом отрастают сантиметров до 60. И даже зацветают во второй половине лета. Впрочем, у этих сортов главный декоративный признак не цветы, а листья, которые при таком способе выращивания становятся только краше.
Сумах пушистый
Сумах часто подмерзает, но хорошо отрастает, правда, дает сильную корневую поросль. Если это не пугает, то можно и к нему применять данную технологию. Получите шикарные ажурные заросли, очень эффектные осенью.
на фото сумах пушистый
Бузина
Есть целый ряд интересных, но не зимующих пурпурнолистных сортов у бузины черной (Black Beauty, Guincho Purple). После посадки на пень они дают побеги 1–1,5 м, которые зацветают, а потом и плодоносят.
на фото бузина черная сорт Black Lace
Как убрать пень с участка
Многие дачники хоть раз да сталкиваются с этой проблемой: деревья на участке неизбежно стареют, страдают от болезней, ломаются сильным ветром. После их удаления остаются пни. Если дерево было небольшим, то корчевание пройдет не слишком проблематично. А вот остатки крупных деревьев могут доставить много забот.
Пень на участке может доставить много проблем
Все варианты борьбы с нежелательными древесными остатками можно условно разделить на 2 группы — быстрые и медленные. Рассмотрим подробнее, какие есть способы убрать пень с участка.
Для торопыг
Те, кто хочет здесь и сейчас, все и сразу, выбирают соответствующие методы. Они требуют больших физических, энергетических и финансовых затрат.
Небольшой пень можно выкопать
Выкопать и вынуть целиком можно не только небольшой пенек, но и вполне себе приличный. Только копать придется на большей площади и дольше, а чтобы вытянуть пень, потребуется лебедка. Ее часто закрепляют на другом дереве подходящего размера, растущем неподалеку. При расчистке участка, когда пней поблизости много, установить лебедку можно на соседнем пне. А если ничего достаточно прочного поблизости нет, то механизм, увеличивающий тяговое усилие, крепят на треноге.
Извлечение пня с помощью лебедки. Фото автора
Семидачница Татьяна Головко (Cozaaa) решила в борьбе с пнями взять в качестве девиза фразу из фильма «Чародеи»: «Вижу цель, верю в себя, не замечаю препятствий». Она поделилась подробным фоторепортажем удаления остатка старого дерева в заметке Великая Победа. над пнем.
Если есть силы, пень можно измельчить
Конечно, такую технику для удаления одного-единственного пня приглашать не стоит. А вот для расчистки заброшенного и заросшего участка — вполне. Особенно хороши проходные измельчители для удаления молодой поросли деревьев и кустарника, потому что крупные пни могут представлять для них определенную проблему.
Дисковые и роторные измельчители пней действуют точечно. И как раз они наиболее хорошо подходят для уничтожения остатков крупных старых деревьев. Их применяют в парках и на городских улицах: такая техника может работать в стесненных условиях, и после окончания работы остается кучка щепы и стружки, смешанная с почвой, — можно сразу сажать новое дерево.
Дисковый измельчитель пней
У дискового измельчителя рабочим органом служит диск с режущими зубцами. Роторный уничтожитель пней представляет собой большое сверло, которое работает, как точилка для карандашей, только наоборот. Стоимость работ по удалению механизированными способами от 6 000 до 10 000 рублей за пень, время — не больше 5 минут.
Для тех, кто никуда не торопится
Если устранение помехи в виде пня не становится для вас единственно важным делом, которое требует немедленного решения, можно избавиться от нее химическим или биологическим способом. Специалисты советуют не затягивать с удалением пней, а убирать их сразу после спила деревьев. Особенно это актуально для химических способов воздействия — чтобы используемый препарат глубже проник в древесину с помощью движения соков дерева.
Сделайте в пне углубления
Все 3 вещества — обыкновенные удобрения, продающиеся в магазинах для садоводов. Затем все хорошенько увлажните, обвяжите пень полиэтиленовой пленкой, чтобы исключить смывание действующего вещества дождями, и оставьте в таком виде на год.
Если жечь ничего не хочется, то по истечении еще одного года пни, обработанные таким способом, трухлявятся и потому выкорчевываются с гораздо меньшими усилиями. Для разложения древесины подойдет и еще одно удобрение — мочевина (карбамид). Кроме названных веществ, можно попытаться найти и специальные препараты для химического удаления пней.
Вышеперечисленные удобрения, подходящие для уничтожения пней, недороги. Вы можете выбрать их в нашем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины: загляните в подборку Азотные удобрения.