На примере данных слов докажите что с помощью этимологического
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §1. Изменяется ли язык с течением времени. Упражнение №3
На примере данных слов докажите, что с помощью этимологического (исторического) анализа можно объяснить их правописание.
Зн..менитый (ист. от знамя), препод..ватель (ист. от дать), зн..комиться (ист. от знать), во..бразить (ист. от образ), раздр..жать (ист. от дразнить), насл..ждаться (ист. от сладкий), просв..щение (ист. от свет).
Решение
Знаменитый − проверочное слово знамя, так как ударение падает на проверяемый гласный; знаменитый − заметный как знамя.
преподаватель − проверочное слово дать, так как ударение падает на проверяемый гласный; преподаватель − тот, кто дает знания.
знакомиться − проверочное слово знать, так как ударение падает на проверяемый гласный; знакомиться − дать о себе что−то узнать.
вообразить − проверочное слово образ, так как ударение падает на проверяемый гласный; вообразить − представить какой−то образ.
раздражать − проверочное слово дразнить, так как ударение падает на проверяемый гласный; раздражать − дразнить, мешать.
наслаждаться − проверочное слово сладкий, так как ударение падает на проверяемый гласный; наслаждаться − испытывать удовольствие от чего−то сладкого.
просвещение − проверочное слово свет, так как ударение падает на проверяемый гласный; просвещение − процесс передачи знаний.
Этимологический анализ на уроках русского языка как способ формирования языковых компетенций
Этимологический анализ на уроках русского языка как способ формирования языковых компетенций
Рыбина марина Владимировна, учитель русского зыка и литературы
Старохмелевского филиала Новоникольской средней школы
Мичуринский район, Тамбовская область
Этимология, являясь разделом языкознания, представляет собой важное научное направление сравнительно-исторического языкознания не только для понимания семантического наполнения отдельного слова, но и для понимания значения текста и его комплексного анализа. В практике преподавания русского языка по ФГОС в средней школе изучению этимологии слов и выражений не отводятся отдельные учебные часы, этимологии слов и выражений традиционно касаются при работе над темами, в которых рассматриваются виды лексики по происхождению и фразеология, что, безусловно, не даёт возможности педагогу погрузить детей в мир истории слова настолько, чтобы ученики при дальнейшем знакомстве с лексикой могли самостоятельно определять те лексические единицы, которые значимы не только для понимания истории русского языка и родного языка, но и для понимания эволюции языка в его системе значимых коммуникативных единиц и задач, соответствующих исторической остановке и социальному заказу.
На наш взгляд, «беглое» обращение к этимологии слов и выражений на уроках русского языка лишает обучающихся возможности глубокого, осознанного углубления в историю не только родного языка, но и в историю формирования менталитета русского народа, развития его национальной самоидентификации и формирование традиционных языковых концептов, формирующих и отражающих языковую картину мира, отражённую и зафиксированную прежде всего в лексике.
Считаем, что в рамках современного урока не только целесообразно, но и необходимо включать элементы этимологического анализа слов и идиом в практику преподавания русского языка и родного языка, так как современные языки, современная литература активно пользуются словами и выражениями, которые имеют уникальную историю своего происхождения и семантики, знание которых не только может расширить лингвистический кругозор школьников, но и позволит научить их комплексному анализу текста через осознание его скрытых смыслов и умение понимать содержание его художественного замысла.
В практике преподавания русского языка мы активно используем разные группы упражнений, помогающих развивать у детей навыки этимологического анализа и критического мышления. Считаем целесообразно проводить данную работу систематически: можно уделять по 3-7 минут в начале урока данной работе или переключать детей на этимологический анализ слов в течение урока.
Первая группа упражнений включает задания по тексту, содержащему этимологическую справку. Текст требуется прочитать и выполнить задания.
Предлагаем примеры упражнений, которые апробированы на уроках русского языка в 5-8 классах.
2) Прочитайте текст и ответьте, что такое этимология? Древнегреческое слово etymologiia [этюмология] впервые встречается в сочинениях древних философов-стоиков. Происхождение этого слова, его этимологию можно установить без какого бы то ни было труда: греческое etymos [этюмос]означает «истинный, верный», а logos [логос] – «смысл, значение».
1) Познакомьтесь с отрывками из книги Г. Г. Граник и др. «Речь, речь и секреты… ». Докажите, что эти сведения помогают лучше понять и запомнить написание этих слов.
Что можно сделать из плата?
Червяк и десять рублей.
2) Познакомьтесь с отрывком из книги Г. Г. Граник и др. «Речь, язык и секреты… ». Коротко изложите информацию об этимологии слов. Докажите, что эти сведения помогают лучше понять и запомнить написание слов.
Перчатки, напёрсток и наперсник.
Отдельной группой являются упражнения, направленные на подготовку монологического ответа ученика. Задание основано на умении доказывать точку зрения автора высказывания или свою точку зрения по содержанию высказывания. Данные упражнения развивают не только навыки устной монологической речи, но и навыки критического мышления.
1) Прочитайте текст. Используя его, докажите справедливость слов замечательного русского педагога М.А. Рыбниковой: « Найти корень слова – это значит найти его внутренний затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк ».
2) Используя этимологический словарь, докажите справедливость высказывания замечательного русского педагога В.П. Шереметьевского: « Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его ».
3) Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося русского лингвиста И. Срезневского. Подтвердите правильность этой мысли, используя этимологический словарь.
« Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа ». (И. Срезневский)
В работе мы используем упражнения, направленные на обобщение знаний об этимологии: ученикам среднего звена предлагается вспомнить материал, опираясь на ранее изученное:
1) Вспомните, что вы знаете об этимологии. В случае затруднения обращайтесь к словарику лингвистических терминов. Этимологию каких слов вы знаете?
2) Проверьте свою память. Вспомните, что обозначает лингвистический термин опрощение. В случае затруднения обратитесь к книге «За страницами школьного учебника» для 6 класса. Приведите примеры, иллюстрирующие это явление в русском языке.
3) Используя этимологический словарь, подготовьте небольшое сообщение на тему « Язык – это развивающееся явление ».
Для старшего звена подобное задание формулируется таким образом, чтобы учащиеся сами могли вычленить проблемы взаимосвязи языка и культуры порассуждали о необходимости обращения к этимологии слова:
В течение нескольких лет при изучении русского языка вы работали с этимологическим словарём. Какие аспекты проблемы взаимосвязи языка и культуры он помогает раскрыть?
Аргументируйте свой ответ примерами, опираясь на материалы этимологического словаря.
2) В течение всего учебного года вы систематически работали с этимологическим словарём. Какова, по вашему мнению, была цель этой работы? Что нового вы узнали о словах? Какие задания выполняли на основе этих словарей? Этимология каких слов вас больше всего поразила? Докажите на примерах, что информация, содержащаяся в этимологических словарях, выходит за рамки лингвистики и связана с содержанием многих школьных предметов: иностранного языка, географии, физики, химии, биологии, литературы и др. Чем это объясняется? Сделайте выводы.
Следующий тип упражнений развивает любознательность и расширяет лингвистический кругозор школьников. В целом задания направлены на поиск родственных связей современных слов, но и здесь могут быть свои особенности. Активно на уроках в этой связи исполуем упражнения, основанные на подборе слова или слов, этимологически связанных с заданным корнем, например, это может быть латинский корень, корень греческий и т.п., и выполнить дополнительные задания. Данные упражнения мы используем в на уроках в 8-10 классах, поэтому в дополнительные задания основаны на работе с пунктуационным анализом.
1) Попробуйте доказать, что иноязычные слова каждой группы находятся в историческом родстве. Проверьте себя по этимологическому словарю.
1 Телеграмма – телепатия – телескоп – телефон. 2 Филармония – филология –философия. 3 Гладиатор – гладиолус. 4 Дирижабль – дирижер. 6 Кашне – кашпо. 7 Манжет – манера – маникюр – манипуляция – манускрипт – мануфактура.
Познавательны задания, направленные на работу с исчезнувшими словами:
1) Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов. Проверьте себя по этимологическому словарю.
Близный – «близкий»; вель – «большой»; верень – «связка, соединение»; запа – «ожидание»; волшба – «колдовство» (от волхв – «кудесник»); бор – «ограда, забор»; гость – «приезжий купец»; гот – «путешествие, поездка»; борти – «защищать»; лука – «судьба, случай»; лоп – «лист»; махра – «кисть, бахрома»; балдак – «трость, палка»; мекать – «понимать, думать»; перси – «грудь»; перст – «палец»; клобук – «шапка»; ожерло – «горло»; ратник – «воин» (от рать – «войско, война, битва»); увага – «внимание, уважение» (от вага – «весть, тяжесть»), удати – «удачно сделать, выполнить, передать» (от давать, дать).
Есть упражнения, в которых представлена группа слов, и нужно, опираясь на этимологический и толковый словари, установить историческую родственность данных слов:
1) С помощью толкового и этимологического словариков установите, почему данные слова являются исторически родственными. Вывод оформите в виде сложноподчинённого предложения с придаточным следствия.
2) С помощью этимологического словарика докажите историческое родство данных ниже слов. С любыми из них придумайте и запишите два сложных предложения с разными видами связи. Составьте схемы этих предложений.
3) Используя этимологический словарик учебника, докажите, что слова каждой группы являются исторически родственными. Какой этимологический корень их объединяет?
2. Колея, колесо, околица.
3. Напёрсток, перчатки.
4.Впечатление, печаль, печать, печа, пещера.
В следующем типе упражнений этимология связана с орфографией. По заданию необходимо, опираясь на сведения о происхождении слов в этимологическом словаре, объяснить правописание слов:
Составьте и запишите предложения с данными словами. Постарайтесь сделать так, чтобы в каждом предложении было употреблено не одно, а два или несколько слов из данного списка.
На примере данных слов Докажите что с этимологического анализа можно объяснить их правописание: Знаменитый (от слова Знамя)
Преподаватель(от слова дать)
Знакомиться-(от слава знать)
Вообразить-(от слова образ)
Раздражать-(от слава дразнить)
Наслаждаться-(от слова сладкий)
Просвещение-(от слова свет)
Ответы 2
этот опыт дала война. она научила плакать от ненависти и по-детски радоваться журавлям, хранить в душе тепло юности. вернувшиеся с войны сохранили в душе мир, веру и надежду, став добрее и непримиримее к несправедливости.
воспоминания, собранные в этом сборнике, разные — как и люди, которые их писали. но ни одно из них не оставит равнодушным, потому что за каждым — личная трагедия, спасения на фоне страшного военного времени. эти люди выжили. и во многом стали для нас примером. примером мужества, стойкости и силы духа.
писатель андрей кивинов
вошла немолодая женщина в красном жаке, причёсанная по-старинному гладко, с деревянными бусами на шее. директор встал, должно быть желая, чтоб она села в его неудобной кресло с высокой спинкой, но женщина по-хозяйски передвинула
стулья, села у окна и, заметив меня, вопросительно прищурилась.
На примере данных слов докажите что с помощью этимологического
Прием этимологического анализа как метод объяснения непроверяемых написаний слов в русском языке
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Одной из современных проблем изучения русского языка в школе является усвоение темы правописания слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называют словарными словами. Почему данная орфограмма является самой сложной для учащихся и в ней допускается так много ошибок? Дело в том, что безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются редукции – ослаблению звука и изменению его звучания. Именно расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме и вызывает у нас наибольшие трудности и часто приводят к ошибкам. Как же может помочь, к примеру, этимология и этимологический анализ в процессе изучения «трудных» слов в русском языке?
Поиск эффективных способов изучения орфографии – одна из актуальных проблем современного изучения русского языка является. В течение многих десятилетий ученые старались найти оптимальные методы, которые позволили бы сформировать прочные навыки написания слов с безударными гласными. Но до настоящего времени эта проблема остается актуальной, так как до сих пор ученики допускают ошибки именно в этой орфограмме. С чем это связано? В русском языке много орфографических правил и исключений, поэтому мы порой не можем уловить логики правописания, и воспринимаем орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя». Кроме этого, у современных учащихся падает интерес к урокам русского языка, а внимание к этимологическому анализу слов позволяет сузить круг слов для заучивания, развивает языковое чутье, расширяет кругозор, делает запоминание более легким, расширяет словарный запас ученика. Ученик будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания.
Объект исследования: этимология.
Предмет исследования: этимология как раздел науки о языке, краткая история ее развития; этимологический анализ как средство изучения правописания непроверяемых безударных гласных (словарных слов).
Цель: изучение истории происхождения отдельных слов с непроверяемым написанием и доказательство эффективности использования этимологического анализа слов для повышения грамотности.
Изучить литературу по данной теме.
Определить понятие этимологии и этимологического анализа в лингвистике.
Расширить знания по правописанию словарных слов на основе этимологического анализа.
Доказать эффективность этимологического анализа слов для повышения орфографической грамотности через эксперимент.
Создать свой этимологический словарь «трудных» слов.
В чем же причина ошибок в непроверяемых написаниях? Можно ли придумать универсальное правило, чтобы не их допускать? Предположим, что использование этимологического анализа при работе над непроверяемыми безударными гласными может способствовать улучшению грамотности учеников и повышает интерес к изучению русского языка.
-эмпирического уровня (изучение литературных источников, наблюдение, анкетирование и опрос учеников 6-х классов, работа со словарями, сравнение, тестирование);
-теоретического уровня (изучение и обобщение, метод анализа, сравнения, эксперимент, математическая обработка результатов опытно-экспериментальных данных).
На первом этапе дано теоретическое обоснование проблемы, изучена литература, определены основные направления исследования. На втором этапе определены цели и задачи исследования, определена рабочая гипотеза. Третий этап включает обработку и анализ материалов исследований, оформление работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов на уроках русского языка.
«1. Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения».
Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова.[10].
Если обратиться к любому этимологическому словарю русского языка, то можно увидеть там много слов, о которых говорится: «происхождение неясно», «бесспорного объяснения нет». Но всегда в процессе работы со словарными словами возникает вопрос: «А что обозначает это слово и как связано значение этого слова с его написанием?». И тогда возникает необходимость изучить происхождение тех или иных понятий. Помогает нам в этом этимология. Этот раздел науки о языке содержит в себе сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о различных изменениях, происходящих с ним. Иногда слово за свою долгую жизнь меняется до неузнаваемости, теряет морфемы, начинает звучать по-другому. Говорим мы, например, слово «близорукий» и думаем, что это, наверное, такой человек, который дальше своей руки не видит. Но это не так. Исконно это слово звучало так: «близозоркий». Но произносить двойное сочетание «зозо» было неудобно, и частичка слова была со временем утеряна. Потом слово стало сближаться со словом «рука» и изменилось в «близорукий». Обращение к этимологическому словарю расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, литературы, культуры разных народов и времен.
Существует множество путей, которыми слово приходит в язык. Один из них – взаимодействие языков в процессе исторического взаиморазвития народов. Увидеть это взаимодействие помогает этимология. Так, например, большинство слов английского языка (заимствованных и русским языком) латинского и греческого происхождения. От латинского слова «манус» (рука) произошло много слов, таких, как мануфактура, маникюр, эмансипация, манипулировать. Греческое слово «граф» (писать) дало английскому языку «телеграф» (отправлять послания далеко), «фонограф» (записывать звуки), «географию» (записи о Земле). Много слов возникло с помощью латинских и греческих суффиксов и приставок. «Анти» — (против) употребляется во многих словах, например, антисептик, антимир. «Астро» (звезда) дало нам слово «астронавт». Этимология восстанавливает родственные связи морфем и слов в том случае, если эти связи нарушены или утрачены.
2.2. Научная литература, раскрывающая тайны слов
Этимология, как наука, была основана в XVII веке. Первоначально это был «раздел грамматики, рассматривающий словообразование и словоизменение». В современном значении употребляется со второй половины XIX века.
О происхождении слов можно узнать в этимологических словарях. Широко известен «Этимологический словарь русского языка» А. Преображенского, изданный в 1910-1914 гг. Более фундаментальный — четырехтомный «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера (М., 1964-1973; повторное издание-1986-1987). Существуют словари для учителей и учеников. Например, «Краткий этимологический словарь русского языка», составленный Н.М. Шанским, В.В. Ивановым и др., под ред. С.Г. Бархударова (М., 1961; 3-е изд. – М., 1975); «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой (М., 1994); «Этимологический словарь русского языка для школьников», составленный С.И. Карантировым (М, 1998); «Слово о словах» Л.В. Успенского. Особенность этих словарей заключается в том, что в них показана историческая последовательность словообразования.
Доктор педагогических наук, профессор Светлана Ивановна Львова создала книгу, которая помогает школьникам не только узнавать происхождение некоторых слов, но правильно их писать, это книга – «Этимология на службе орфографии». А ещё есть приложения к учебникам русского языка С.И.Львовой и В.В.Львова, где есть этимологический словарь.
2.3.Этимологический анализ как метод изучения «трудных» слов в русском языке
Этимологический анализ – это выяснение ранее существовавшего морфологического строения слова, определение источника и времени появления слова, установление его образования от соответствующей производящей основы.
При проведении этимологического анализа заимствованного слова определяется источник заимствования, отмечаются изменения в значении, структуре слова при заимствовании его русским языком. Например: «зонтик» – заимствовано в XVIII веке из голландского языка, в котором zondok –«покрышка от солнца» является сложным – zon – «солнце», dok – «покрышка».
Ещё в дореволюционной школе в начальных классах при объяснении орфограмм, которые представляли трудность для учащихся, учителя обращались к сведениям по этимологии. В своё время К.Д. Ушинский считал, что уже на третьем году обучения дети должны хорошо знать, что слово «прозрачный» — от зреть, «вчера» — от вечер, вечерний и т.д. Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы».[19].
1) определение исконного или заимствованного характера слова;
2) выяснение образа, положенного в основу слова как названия предмета действительности;
3) установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло;
4) восстановление старого значения слова.
Можно выделить следующие приёмы проверки написания «трудных» слов на основе этимологического анализа:
3) сопоставление слова современного русского языка с однокоренными словами других славянских языков. Например: багровый, багряный. Все эти слова восходят к старославянскому слову багрь.
4) сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами какого-либо иностранного языка (парад – от французского слова « p ‘ aro » – готовить).
Использование этимологического анализа при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит это изучение на научную основу. Знакомство с этимологией слов положительно влияет на правописание словарных слов у ребят, расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к русскому слову.
Например, слово корова. Прочитаем слово по слогам. Сколько в этом слове слогов? Назовите их. Произнесите слово под ударением. Назовите орфограммы. Как можно проверить безударные в первом слоге? Есть ли сочетание-оро-? Какие слова с такими сочетаниями вы ещё знаете? Как вы их напишите? В этимологическом словаре слово корова образованно от слова кор. На древнерусском языке кор – означает рог. То есть корова – «рогатая».
Корова. Общеслав. Суф. производное (суф.-v-) от той же основы, что и лат. Cornu «рог». I ).
Итак, из приведенных примеров видно, что благодаря использованию знаний о происхождении слов, мы, скорее всего, не допустим таких орфографических ошибок, как копитан, опельсин, кандедат, энтерьер и др.
На основании анализа лингвистической литературы, нами была определена следующая задача исследования: отобрать такие слова с непроверяемыми орфограммами, этимологический анализ которых вполне доступен учащимся и способствует решению орфографических задач.
Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты:1) Знаете ли вы, что означают знакомые вам слова? 2) Как вы считаете, может ли этимологический анализ слов помочь в правильном написании непроверяемых написаний? В анкете были следующие слова: корова, корабль, огурец, деревья, завод, урожай, берёза, земляника, капуста, воробей, лисица, медведь, животное, погода, товарищ, троллейбус, интерьер, кандидат.
При ответ на первый вопрос учащиеся 6Б, В классов пытаются дать объяснение словам, опираясь на современное лексическое содержание значения слова, на народную этимологию, т. е. они понимают смысл, исходя из корневой основы слова, при этом они не рассматривают слово с точки зрения исторического толкования лексического значения. Все эти слова можно научиться писать без ошибок на основе знаний этимологии, но приемом этимологического анализа тестируемые не владеют, хотя понятие этимологии, как науки, шестиклассники изучали (46 человек, это 88%).
Мы выяснили, что среди предложенных слов, правильно было определено значение только2-х слов, остальные слова не были определены с точки зрения этимологического анализа слова.
В дальнейшем мы поступили так: создали этимологический словарик слов, распечатали его и дали для изучения ребятам 6Б класса, предупредив, что вскоре состоится словарная диктовка по некоторым из этих слов. 6 В классу такой словарик не давался.
Через неделю состоялась словарная диктовка из следующих слов:
Атмосфера, биография, здравствуй, интерьер, терраса, одиннадцать, аллея, пассажир, библиотека, багряный, великолепный, стрекоза.
Наибольшее количество ошибок было допущено в словах аккуратный, аллея, пассажир, автомобиль, здравствуй, багряный, бордовый.
Эксперимент доказывает эффективность использования этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка и способствует улучшению грамотности учеников, а также повышает интерес к его изучению.
Таким образом, одной из важных причин возникновения ошибок в правописании «трудных» слов является то, что учащиеся не знают, как образовалось слово, из какого источника, что обозначало. Знание этимологии некоторых слов помогает нам избежать ошибок при их написании. А этимологический анализ помогает нам выяснить исторический морфемный состав слова, прошлые словообразовательные связи, так как у каждого слова есть свои корни, этимологические родственники. «Непроверяемые» слова вовсе не являются таковыми, если рассмотреть их этимологию.
Как заметил Н.М. Шанский, этимологический анализ выявляет «лингвистические «метрики» слова, указывающие время и место появления его на свет, его «родных и родителей», его первоначальную форму и значение».[15.С.236].
Рассмотрев различные методы и особенности этимологического анализа, мы убедились, что этимология — наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение.
Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение его первоначального значения часто помогает по-иному понять его современное значение. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. Знакомство школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.
Но если все, что было нами исследовано в науке этимологии, хоть в какой-то мере пробудило интерес к родному языку, если заставило задуматься над значением слов, которыми мы повседневно пользуемся, то мы будем считать свою задачу выполненной.
IV .СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Учеб. для филол. 6 спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 1989.— 800 с. — ISBN: 5-06-000191-1
2. Волина В. В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.
10.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., Стереотип.М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
11. Пасхалов А.П. Удивительная этимология.- Москва: НЦ ЭНАС, 2007
18. Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов С 56 по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение,1987. — 256 с.
24.Э.Вартаньян «История с географией». М. «ДЛ», 1986. с.206.
Этимолого-орфографический словарь, созданный в ходе исследовательской работы
Словарное слово (с современной точки зрения)
Краткая историческая справка
Проверочное слово (с точки зрения этимологического анализа)
Автомобиль. В переводе с греческого «авто» – свой, сам; «мобил» – подвижный.
Аквариум. В русском языке «аквариум» появилось в середине XIX веке как название комнатных искусственных декоративных бассейнов, для названия было использовано латинское слово agvariym (аквариум) «водяное». Аквариум – корень – аква (аква – вода), суффикс – ари- и окончание-ум.
Колоссальный. С помощью латинского colossus “большая статуя” можно проверить не только вторую безударную о, но и удвоенное написание согласной с.
Коричневый. Значит цвета корицы – красновато-бурой пряности. Корица – чисто русское слово и обозначает «маленькая корочка» (от слова кора).
Картина. С эпохи Петра I. Итальянское «cartina» – тонкая, красивая бумага, произошло от слова «карта» – бумага.
Коньки. Изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки – «маленькие кони» (коньки – конь).
Лисица. Именно названа лисой, лисицей, т.к. образовано это слово от слова «лис». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.
Лопата. Лопух. Древний корень лоп – обозначал «плоскость», «расширение», «широкий лист». От него образовалось слово лопух (растение с широкими листьями), лопата (орудие труда по форме напоминающее лист), лопасть. Лопасть.
Малина. Существует две версии. Одни считают, что название связано с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой. Наиболее предпочтительным кажется объяснение слова как суф. производного (ср. рябина, осинаи т. д.) от той же основы, что др.-прус. Melne «синее пятно», греч. melas, «черный», др.-инд. Málam «пятно» и т. д. Малина в этом случае названа по цвету (иссиня-пурпурному) спелых ягод.
Маляр. Заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, где Maler «художник» — производное от malen «рисовать».
Месяц. Готское «мена» – означало месяца. Люди измеряли время по фазам луны. Сравни латинское «мензис» – месяц и «мензура» – мера.
Народ. Слово образовалось от слова «род» со значением родиться, народиться. Исторически выделялась приставка на-. Родственные слова: родня, родители, родной и др.
Овца. Наши предки приручали диких животных, в том числе и баранов, у которых самцов называли «овнами», а самок «овцами».
Огурец. Этому слову предшествует греческое «огур» – незрелый (огурцы едят зелёными).
Осина. Образовалось от чешского, польского слова «оса» — осина. С помощью суффикса-ин-.
Октябрь. Слово от латинского «окто», что значит восемь в Древнем Риме год начинался с первого марта, октябрь был восьмым месяцем.
Петух. Прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образовано от слова петь.
Пенал. Перо по-латински – «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.
Погода. Общеславянское. Образовано с помощью приставки по-от исчезнувшего года (сравни год, первичное значение – «хорошая погода»).
Посуда. В старину этим словом называли лодку, судно. Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма, похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставка по-.
Пятница. «Пятый день» в неделе.
Ранец. Образовалось от немецкого «ranzen» – заплечный походный мешок, который носили немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Через 150 – 200 лет слово стало означать ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.
Рябина. От слова рябой. В соцветиях рябины выделяются светло-зелёные, белые цветы, поэтому наши предки назвали её «рябина от ряби, пестра».
Салфетка. «Салфетка» заимствовано из итальянского языка salvetta (исходное слово salvo «защищаю, охраняю»).
Сегодня. Сращение древнерусских слов «сего» — сей, этот; «дьня» — день в одно слово.
Сейчас. Сращение двух слов «сей» — этот и «час».
Семафор. Сложение греческих слов sēma «знак» и phoros «носитель, несущий».
Соловей. Общеславянское слово, от «солвь» – серый, желтоватый.
Снегирь. После некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как птица стала ассоциироваться со снегом.
Телефон. Образовано от «теле» — далеко, «фоне» — звук. Зная этимологию, можно многим словам дать справку к написаниям.
Тетрадь. Древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от «tetrados» – четвертая часть листа или «tetro» – сложенный в четверо. Дело в том, что раньше тетради имели четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали и сшивали посередине – тетрадь готова!
«Типография» заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, где Typographie — сложение на базе греч. typos «оттиск» и graphō «пишу».
Троллейбус. Происходит от английских слов trolley «тележка» и bus «автобус».
Товарищ. Заимствовано из тюркских языков. Там оно является сложным образованием путем соединения «tavar» –товар и «is» – друг. Первоначальное значение – «компаньон по торговле».
Трамвай. Английское «tram» – вагон, «way» – дорога, путь.
Урожай. Восточно-славянское. Образованно от слова «род», которое обозначало происхождение, поколение, семья.
Хоккей. Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду Канада (где в 1866 г. состоялся первый официальный матч). Произошло от старофранцузского «хокет» – палка, точнее «пастуший посох с крюком».
Четверг. Четвертый день недели. (четверг – четверть).
Эскимо. В своё время американские индейцы (северные племена), у которых был обычай есть сырое мясо –эскимо. Эскимосы значило «сыромясоеды». Причём же здесь мороженое? Просто оно такое же холодное, как и погода за Полярным кругом. Другое мороженое не менее холодное, оно названо по-другому для разнообразия.