На примере докажите что россия является асимметричной федерацией
Россия – асимметричная федерация
Быков Дмитрий Игоревич 205 группа
Тема 6 задания (1-4)
Россия – асимметричная федерация
Одной из важных характеристик любой страны федеративного строя является ее симметричность или асимметричность. Равноправие между отдельными субъектами федерации оказывает больше влияние на развитие страны в целом и отдельные регионы в частности. В материале, изложенном ниже, подробно рассмотрим эти два типа федераций. Разберем, в чем они отличаются, в чем заключается неравенство, и почему Россия – асимметричная федерация. Признаки федерации Федерация – это объединение нескольких государственных образований, именуемых субъектами. Они не обладают государственным суверенитетом, но у них имеются довольно высокие полномочия на создание своих уставов и законов. Отдельные округа и районы также подчиняются конституции страны, в которой расположены. При этом они могут иметь собственные институты гражданства, столицу, герб и другие элементы правового статуса государства. Важно понимать, что отдельный субъект не может стать участником международных отношений, не покинув состав федерации. Каждый из них представляет собой штат, провинцию, область, край или землю (на манер Германии или Австрии). Итак, федерация имеет следующие характерные признаки: территория федерации делится на отдельные территории (субъекты); законодательная и судебная власть принадлежит государственным органам; в таких государствах существует две палаты парламента. Существуют симметричные и асимметричные федерации. Симметричная федерация. Для начала поговорим о первом типе. Симметричная федерация – это федерация, основной чертой которой является равноправие всех округов, находящихся на ее территории. Отдельные регионы и республики однородны по своей природе и имеют равный статус друг перед другом. Обычно субъекты в стране имеют идентичное название, на пример округ или край. В них работает одна и та же система власти, без каких-либо региональных отличий. Уровень развития субъектов находится примерно на одинаковом уровне, как и отдельные сферы жизнедеятельности. Медицина и образование функционируют на всей территории федерации похожим образом. Большая часть современных государств идет по пути внедрения асимметричных элементов, так как даже исключительно симметричные федерации не могут длительное время существовать в таком виде. Асимметричная федерация существует и противоположный тип стран. Асимметричная федерация – форма государственного устройства, при которой у различных республик, округов или земель действуют неравные права. Отдельные субъекты в таких странах
Примеры асимметричной федерации Типичными примерами асимметричной федерации являются такие страны, как Индия, Танзания, Бразилия и Канада. Отдельные земли и округа этих стран в значительной степени отличаются друг от друга по своему статусу и правам. В число таких государств входят Соединенные Штаты Америки и Россия. По факту обе страны являются федерациями с многоуровневой симметрией федеративного устройства. По крайней мере, так прописано в конституциях. Соединенные Штаты Америки Если глубже ознакомиться с системой государственного устройства США, то ответ на вопрос о том, почему же эту федерацию считают асимметричной, становится более чем явным. Итак, США делится на 55 штатов. Каждый из них имеет равные права, жители этих штатов являются гражданами Америки без каких-либо исключений. Люди, проживающие на территории страны, имеют идентичные права и обязанности. Загвоздка заключается в том, что помимо основных штатов Америка объединяет с ними еще несколько субъектов. Федеральный округ Колумбия, например. Этот регион не входит ни в один штат, а люди, проживающие на его территории, имеют меньшие права. При этом Колумбию никто не представляет в Сенате, а делегат в Палате Конгресса даже не имеет права голоса. К этой же категории можно отнести островные территории, принадлежащие США. Это Виргинские острова, Американское Самоа и Гуам. Часть этих объектов находится под полным контролем со стороны государства, а часть имеет определенные свободы в плане самоуправления. Более того, жители островов даже не являются гражданами США, они их подданные, посему даже не могут участвовать в выборах президента. Канада делится на 10 провинций и 3 территории. Эти типы
субъектов различаются по ряду факторов. Провинции имеют более высокие полномочия, которые были приписаны им конституцией еще в 1867 году. Их права непоколебимы. Изменить их можно, только изменив саму конституцию. Провинции независимы от федерального правительства и друг от друга. Это значит, что если даже в конституционном праве произойдут изменения, они не будут действовать на тот округ, который выразит свое несогласие с принятыми поправками. При этом свою провинциальную конституции они могут изменять в любое время. Независимые территории Канады также могут издавать законы, которые касаются их сферы деятельности, будь то медицина, образование или торговля, но Федеральное правительство со своей стороны может организовать программу проверки отдельного округа на уровень компетенции в той или иной области. Управляющие органы провинции в этом случае также могут отказаться от данной программы. Россия как асимметричная федерация Россия является асимметричной федерацией, несмотря на то, что в конституции государства прописано обратное. Исходя из информации, которая указана в статье 5 Конституции Российской Федерации, все субъекты государства (автономные округа, края, республики) абсолютно равноправны. Независимо от территориальных особенностей. Однако чтобы доказать, что Россия является асимметричной федерацией, достаточно рассмотреть, как функционируют некоторые субъекты, в частности республики. Некоторые из них имеют свои конституции, избирают президентов (например, Чеченская Республика является де-факто отдельным государством). Народы, проживающие на этих территориях, имеют собственную национальность, несмотря на то, что проживают они все еще в пределах России. Иные субъекты федерации такими привилегиями не обладают. Некоторые автономные округа вовсе входят в состав отдельных краев, что провоцирует подчинение одного субъекта другому. Представители страны заключают договора с представителями отдельных округов, республик и краев. В большинстве случаев эти договоры ничем не отличаются друг от друга, но некоторым субъектам предоставляются более широкие полномочия.
Вывод
Из ходя выше перечисленного, Россия не является асимметрическая федерацией, так как Симметричная федерация – это федерация, основной чертой которой является равноправие всех округов, находящихся на ее территории. У нас в стране все подчиненно выше стоящему округу, из ходя уроков разбирая Россия суверенное государство, у каждого округа есть подчиненные и свои руководители, которым докладывают, а они выше
1).Определением от 27 июня 2000 года № 92-0 Конституционный Суд Российской Федерации признал положение Конституции Республики Башкортостан, согласно которому земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа (часть первая статьи 10), не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Каким нормам Конституции Российской Федерации не соответствует приведенная статья Конституции Республики Башкортостан?
Решение: В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Из приведенных конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. С Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из статьи 9 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Однако это не означает, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы. Следовательно, субъект Российской Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации. Противоречие статьям 4 (части 1 и 2), 9, 15 (часть 1), 36, 72 (пункты «в», «г» части 1) и 76 (части 2 и 5) Конституции РФ.
2.) Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы Конституции субъекта Российской Федерации, согласно которой президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком
этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ, устанавливающие, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Обосновано ли решение суда?
Решение: Субъекты РФ вправе устанавливать свои государственные языки, так как об этом говорится в Конституции РФ (ч.2 ст. 68), и это не будет являться противоречием Конституции РФ (п. а ч. 1 ст. 72). Исходя из этого, я считаю, что суд вынес правильное из ходя законов Конституции РФ решение.
Симметричная и асимметричная федерация
Понятие и сущность симметричной федерации
Симметричная федерация – это одна из моделей федерации, которая имеет субъектное равноправие.
Все субъекты носят одно название, например, это могут быть республики, края, земли, у них также идентичная система власти и по особенностям юридического статуса нет никаких отличий.
Когда в 1994 году Эфиопия согласно Конституции провозгласила себя полноценной симметричной федерацией, то предполагается, что в таком виде она смогла пробыть небольшой отрезок времени. На продолжительный срок выполнить подобное не представляется возможным в современных условиях.
Большинство государств современности с федеративной моделью управления представлены как раз симметричными федерациями с вхождением в них некоторых асимметричных элементов. Подобными считаются страны, у которых входящие субъекты признаны одинаковы по статусному показателю и природе.
Однако, конституции этих стран допускают небольшие отклонения от канонов, не имеющие отношения к государственному устройству.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Симметричными федеративными государствами принято считать:
Понятие и сущность асимметричной федерации
Асимметричными федеративными государствами принято считать:
Большинство считает, что Россию также можно отнести к асимметрической модели, однако Конституция страны гласит противоположное.
Попытки преодоления асимметричности
Россия в данный момент времени фактически является представителем асимметрической модели федеративного управления, но Конституция гласит, что все члены федерации являются равными. В состав РФ вошли края, области и города с федеральным значением, у которых отсутствует национальный статус, а также автономные округа и национальные республики. Было предложение в конце 1990 года, когда Борис Ельцин, председатель Верховного Совета РСФСР, высказался касательно объединения краёв, областей и городов федерального подчинения в единую Русскую республику. Однако, дальше слов это предложение не двинулось.
В 1995 году было принято решение наделить губернаторов областей и краев равнозначными полномочиями, как у президентов республик. Должность стала выборной, а не назначающейся сверху. В 2004-2012 годах губернаторов и президентов республик было выбрано только решением законодательного собрания, которое представлялось президентом Российской Федерации. Начиная с 2012 года была возвращена выборная модель руководителей субъектов федерации. Но возможность назначать главу решением регионального законодательного собрания также осталась.
Особенности симметричных и ассиметричных федераций
В современных условиях развития и мировой практики наибольшую весомость имеет вопрос касательно раздела типов федеративных моделей управления на симметрические и асимметрические. Сразу необходимо упомянуть о том, что никакое федеративное государство в своей конституции не признает наличие асимметрии касательно статуса субъектов федерации.
Но как показывает практика мирового масштаба не было ни единого случая за всю историю, когда конституция федерации не установила критерии признания равноправными всех субъектов федерации, то есть равности в конституционном статусе. Однако, нельзя мешать конституционный статус равноправности субъектов с возложенным объемом их полномочий.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Принимая во внимание экономическое положение, объемы производства, природные ископаемые и транспортно-энергетические магистрали и остальное, некоторые субъекты федеративного государства связано с большим полем активной деятельности и возможности реализовать собственный функционал, который потребует больше прав, чем у остальных. Но размер круга полномочий имеет субъективную связь не со статусом конституционного равноправия, а с объемом деятельности государственных органов и МСУ представленного субъекта федерации. Подобная асимметрия в полномочиях не демонстрирует доминирование над симметрией статусности согласно конституции, не нарушает их равноправие в конституционном поле согласно главным принципам федерализма.
Ученный В. Е. Чиркин тщательно разделили симметричные и асимметричные разновидности федерации, при этом, он считал, что государства федеративного типа современного мира традиционно будут асимметричными.
Поэтому он вывел некоторые субмодели асимметричной федерации:
И возникает вполне логичный вопрос – какую значимость для практики и теории федеративной сферы современности имеют выделенные согласно определенным критериям многообразие моделей федеративного управления. Они по существо только разделили само понятие федерация и внесли некоторую путаницу в определение. Данный вопрос продолжает быть актуальным еще и потому, что многие авторы замечают тот факт, что отличительные черты меж большим количеством представленных моделей довольно условные.
Россия – асимметричная федерация?
Асимметричная федерация – форма государственного устройства, при которой у различных республик, округов или земель действуют неравные права.
Я считаю, что Россия относится к асимметричной федерации. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Таким образом, Конституцией РФ изначально заложены элементы асимметрии в федеративном устройстве Российского государства. Определенные черты асимметрии имеются у автономных округов, входящих в состав края или области, иными словами подчинение одного субъекта другому. Именно их «вхождение» в состав области (края) обусловливает особенности их правового положения по сравнению с иными субъектами Федерации. Помимо этого можно выделить ряд положений Конституции РФ, которые закрепляют асимметрию республик по сравнению с другими субъектами Федерации. Во-первых, только республика в составе Российской Федерации в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ названа государством. Во-вторых, республики вправе иметь свои конституции, в то время как другие субъекты – уставы. В-третьих, республики наделены правом устанавливать свои государственные языки. Кроме этого долгое время республикам было предоставлено право устанавливать свое гражданство. Можно сделать вывод, что республики в составе Российской Федерации занимают более «высокое» положение в иерархии субъектов Федерации по сравнению с другими регионами России.
Асимметрия обусловлена историческими и многими другими факторами, такими как географическими, социально-экономическими, политическими, позволяющими учитывать многообразие её субъектов. Она в настоящее время присуща всем государствам с федеральной формой территориального устройства. Абсолютно симметричных государств не существует. Преодолеть ассиметричный характер федеративного государства вряд ли удастся.
Россия – суверенное государство (3)
Суверенитет в эпоху глобализации.
Россия – федеративное государство (4)
Задача 1.
Ответ: Не соответствует положениям Конституции РФ, т.к. республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей РФ.
Задача 2.
Соответствует ли данное положение законодательству Российской Федерации?
Я считаю, что данное положение соответствует законодательству РФ. По 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» по статье 17 п. 7 «. Высшее должностное лицо Субъекта формирует высший орган исполнительной государственной власти, также принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ». Также данное положение соответствует ст. 24 п. 2 этого же закона, где говорится «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации».
Тема 7.
Виды субъектов РФ
№ | Республика | Край | Область | Города ФЗ | Автономная область | Автономный округ |
Адыгея (Адыгея) | Алтайский | Амурская | Москва | Еврейская | Ненецкий | |
Алтай | Забайкальский | Архангельская | Санкт-Петербург | Ханты-Мансийский | ||
Башкортостан | Камчатский | Астраханская | Севастополь | Чукотский | ||
Бурятия | Краснодарский | Белгородская | Ямало-Ненецкий | |||
Дагестан | Красноярский | Брянская | ||||
Ингушетия | Пермский | Владимирская | ||||
Кабардино-Балкарская | Приморский | Волгоградская | ||||
Калмыкия | Ставропольский | Вологодская | ||||
Карачаево-Черкесская | Хабаровский | Воронежская | ||||
Карелия | Ивановская | |||||
Коми | Иркутская | |||||
Крым | Калининградская | |||||
Марий Эл | Калужская | |||||
Мордовия | Кемеровская | |||||
Саха (Якутия) | Кировская | |||||
Северная Осетия-Алания | Костромская | |||||
Татарстан | Курганская | |||||
Тыва | Курская | |||||
Удмуртская | Ленинградская | |||||
Хакасия | Липецкая | |||||
Чеченская | Магаданская | |||||
Чувашская-Чувашия | Московская | |||||
Мурманская | ||||||
Нижегородская | ||||||
Новгородская | ||||||
Новосибирская | ||||||
Омская | ||||||
Оренбургская | ||||||
Орловская | ||||||
Пензенская | ||||||
Псковская | ||||||
Ростовская | ||||||
Рязанская | ||||||
Самарская | ||||||
Саратовская | ||||||
Сахалинская | ||||||
Свердловская | ||||||
Смоленская | ||||||
Тамбовская | ||||||
Тверская | ||||||
Томская | ||||||
Тульская | ||||||
Тюменская | ||||||
Ульяновская | ||||||
Челябинская | ||||||
Ярославская |
Задание 2
Республики в составе РФ в своих конституциях зафиксировали наличие государственного суверенитета. Президент РФ предложил исключить данную норму из конституций республик. Однако, профессор Н. А. Ушаков (Институт государства и права РАН) утверждал, что Президент не прав, а республика обладает суверенитетом, т. к. в ст. 5 Конституции РФ указано, что она является государством.
Оцените ситуацию с правовой точки зрения. Кто прав в данном споре?
Признание за республиками суверенитета, при том, что все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов РФ ( п. 4 ст. 5 Конституции РФ) сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект РФ, не обладающим суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.
Задача №1
В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации – совместных постановлений областной Думы и главы администрации области.
Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?
Ответ: я считаю, что данная норма не соответствует действующему законодательству, так как нарушается принцип разделения властей, что закреплено в статье 10 Конституции РФ.
Задача №2
Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.
Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?
Ответ: Конституции (Уставы) не могут быть приняты в форме обычного закона субъекта, так как они определяют конституционно-правовой статус субъекта, имеют учредительный характер и находятся в непосредственной связи с Конституцией РФ. Конституции (Уставы) включают, как правило, три составные части: 1) преамбулу, 2) основной текст и 3) заключительные (переходные) положения.
Прокурору будет отказано в рассмотрении в представлении по ст. 71 Конституции РФ. Так же Устав Ленинградской принят в соответствии с формной Уставов.
Задача №3
Представитель Президента РФ в Поволжском федеральном округе потребовал от руководителя одного из деревообрабатывающих предприятий (акционерное общество без участия государства), находящегося на территории Астраханской области, допустить назначенную Полномочным Представителем комиссию к обследованию производственных помещений в связи с инспектированием состояния деревообрабатывающей промышленности региона. Директор предприятия отказал, ссылаясь на отсутствие у комиссии необходимых полномочий и в связи с опасением разглашения некоторых сведений, составляющих коммерческую тайну.
Правомерен ли отказ? Какие права предоставлены полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах?
Ответ: отказ данного предприятия не правомерен, так как в соответствии с Указом Президента от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» представитель имеет право на привлечение сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа, а также полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.
Также полномочный представитель имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;
направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации и тд.
ЗАДАЧА 1
В ходе переговоров с Международным Банком Реконструкции и Развития о предоставлении Российской Федерации крупного кредита со стороны Банка было выдвинуто условие о предоставлении Федеральному Собранию возможности контролировать условия и порядок управления государственной собственностью РФ, в том числе участие РФ в торгах на фондовых биржах, вложение средств в ценные бумаги и т.д. Российская сторона заявила, что такое условие не может быть выполнено ввиду противоречия Конституции РФ. Конституция наделяет Федеральное Собрание статусом законодательного органа и предоставляет ему лишь некоторые контрольные полномочия по проверке исполнения органами исполнительной власти принятого парламентом бюджета. Предоставление Федеральному Собранию дополнительных контрольных полномочий противоречило бы конституционным принципам построения системы органов государственной власти.
Каково место Федерального Собрания в системе федеральных органов государственной власти? Каковы функции парламента в демократическом государстве? Возможно ли выполнение условия Международного Банка?
Решение: Согласно Конституции РФ (статья94) Федеральное Собрание является парламентом РФ.
В РФ Федеральное Собрание как собрание республики пришло на смену двухступенчатому механизму высших органов государственной власти РФ, включавшему съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.
В статье 10 Конституции РФ закреплено признание теории разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральным законодательным представительным органом РФ является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы являются региональными, действующими в пределах соответствующего региона.
Ни один закон РФ не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральное Собрание выступает в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти РФ.
Функции парламента в демократическом государстве:
Парламент выполняет функцию представительства всего народа. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют различные социальные, национальные, профессиональные и другие слои населения и тем самым объединяют народ на безе выработки общих решений от его имени путем компромиссов и консенсуса.
Законодательная функция – только парламент принимает Федеральный конституционные законы, Федеральные законы; законы о поправках к Конституции РФ.
Федеральное Собрание, его палаты путем принятия законов и другими способами осуществляют решающие участие в верховном руководстве делами государства.
Федеральное Собрание или та или иная его палата формируют или учувствуют в формировании, роспуске, освобождении или отрешении от должности других высших и центральных органов, должностных лиц РФ и субъектов РФ.
Осуществляет парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в различных сферах общественной жизни, контроль за исполнением государственного бюджета.
Таким образом, вышеперечисленные функции определяют внешнюю и внутреннюю деятельность парламента в целом. В зависимости от всех функций, который осуществляет парламент, зависит существование парламента представительного и законодательного органа государственной власти.
Парламенту будет противоречить принципу разделения властей.
Однако следует заметить, что значительная часть контрольных возможностей принадлежит парламенту т.к. он законодательный орган, соответственно принимая закон, законодательная власть устанавливает правила управления собственностью, т.е. уже контролирует деятельность исполнительной власти. При принятии законов Парламент может предусматривать дополнительные контрольные возможности. Контрольные полномочия парламента также не ограничиваются только контролем бюджета. Форм контроля и законодательной власти много. Самые крайние формы: вопрос о доверии (недоверии) правительства.
Также каждая из палат обладает правом принять решения об обращении в тот или иной орган, предметом которого может быть правление собственностью (парламентский запрос).
Есть Счетная палата, это специальный орган, который контролирует исполнительную власть.
Следовательно, исходя из вышесказанного, поставленные условия Международного Банка могут быть реализованы в силу своей природы парламента, на основании разделения властей. Банк не требует осуществление контроля в какой-то форме, он требует, чтобы у Федерального Собрания была возможность контроля.
Тема 9
Занятие №1
«Можно ли сказать, что Конституция РФ следует правилу «разделения государственных ветвей власти по вертикали»?»
Можно ли сказать, что Конституция РФ следует правилу «разделения государственных ветвей власти по вертикали»?
Почитав статью » Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития», я могу ответить на поставленный вопрос.
Конституция РФ следует правилу разделения государственных ветвей власти по вертикали, но не в полной мере.
Публичная власть в нашем государстве делится на два уровня, государственная и муниципальная. Исходя из Конституции РФ, мы знаем, что власть исходит от народа и осуществляется в настоящее время через органы публичной власти, которых избирает сам народ.
Как нам известно, власть осуществляет свои полномочия на федеративном уровне и на муниципальном уровне. Это и есть вертикальная система разделения государственных ветвей власти. В чем же недочеты данного разделения?
Недочеты заключаются в том, что ни в федеративном уровне, ни в муниципальном уровне, нет точной структуры. По Конституции РФ нет принципа разделения властей на данных уровнях, что усложняет функционирование данных органов власти. Но не смотря на то, что принцип разделение властей на данных уровнях не закреплен в Конституции РФ, разграничение полномочий все равно существует на данных уровнях.
Мы должны понимать, что власть едина, но без правильного распределения обязанностей, государство может хуже функционировать. Каждый уровень играет огромную роль в жизни государства и власти должны понимать это и внести изменения по поводу местного самоуправления.
Я считаю, что законодатели, должны понимать и брать во внимание данные недочеты. Выносить это на обсуждение и принимать меры. Ведь разграничение полномочий, принцип разделения властей в органах местного самоуправления упростит деятельность данной власти.
Государство должно проработать данный аспект и внести поправки в законодательство.
Занятие №2
«Что такое избирательная система?».
Понятие «избирательная система» может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет собой систему общественных отношений, связанных с выборами публичной власти. В этом случае в нее входят: порядок образования избирательных округов; порядок определения количества депутатов, избирающихся по каждому из них; порядок производства голосования по спискам политических партий и избирательных объединений и др.; принципы и условия участия в выборах граждан, политических партий и иных общественных объединений. В узком — систему органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов; порядок выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов; порядок проведения предвыборной агитации; порядок финансирования выборов; порядок организации голосования; способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутатов.
Занятие №3
После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии попросил членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию.
Нарушены ли требования закона?
Изменится ли решение, если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках?
бюллетени должны быть упакованы в отдельные пачки, затем в мешки или коробки. После чего на них должны быть указаны номер избирательного участка, число бюллетеней.
Распаковка таких мешков/ящиков возможно только по решению вышестоящей комиссии или суда.
Соответственно, требования закона нарушены.
Если бюллетени будут находится в закрытых и опечатанных ящиках решение изменится, т.к. это будет соответствовать вышеназванному федеральному закону.
После 3-х кратного отклонения предложенной кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ Иванова С.К. Президент не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена Государственной Думой.
Вправе ли Президент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думы одну и ту же кандидатуру? Приведите правовые аргументы со ссылками на действующие правовые акты в обоснование своей позиции. Вправе ли Государственная Дума утвердить четвертую по счету кандидатуру на должность Председателя Правительства, или она должна потребовать роспуска?
Решение: на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Также в соответствии с ч. 4 ст. 111 Конституции РФ после трехкратного отклонения Государственной думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат, либо один и тот же кандидат дважды или трижды, Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, а Государственная Дума подлежит роспуску и назначаются новые выборы.
1)В течение какого времени принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации?
Ответ: Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. (ст. 105 п. 3 Конституции РФ)
2)Относится ли к ведению Государственной Думы назначение Генерального прокурора РФ?
Ответ: нет, не относится
В соответствии с ст. 12 ФЗ № 2202-1 «О прокуроре РФ» генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3)В каких случаях Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации?
Ответ: Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. (Ст. 105 п. 4 Конституции РФ)
19 апреля 2002 года Государственная Дума приняла в третьем чтении проект Федерального закона “О временном запрете на клонирование человека”. Выступая перед журналистами, лидер фракции КП РФ в Государственной Думе Г. Зюганов заявил, что его фракция намерена обжаловать Постановление Государственной Думы о принятии закона в третьем чтении в связи с нарушением процедуры его принятия.
Каким образом оформляется принятие закона «нижней» палатой парламента?
Законопроекты вносятся в нижнюю палату Государственной Думой. При поступлении законопроекта Совет государственной Думы направляет его в комитеты палат, соответствующей профилю предоставленного проекта для предварительного рассмотрения и назначает данный комитет ответственным по законопроекту. Далее идет сложная процедура рассмотрения законопроекта в Государственной Думе.
Рассматривается проект в 3 чтения. Первое чтение сводиться в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В результате обсуждений Государственной Думой принимается одно из следующих решений:
— Одобрить законопроект и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений.
— Принять законопроект в окончательной редакции
— Направить законопроект на всенародное обсуждение
Второе чтение – представитель ответственного комитета Государственной Думы сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете и работы с поступившими поправками.
Третье чтение состоит в принятии закона. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее две трети депутатов Государственной Думы. Принятый закон оформляется путем Постановлений Государственной Думы. Принятый Государственной Думой закон передается на рассмотрение в Совет Федерации.
· Кто и в каком порядке назначает федеральных министров?
Федеральные министры назначаются на должность Президентом РФ. Президент рассматривает предложенные кандидатуры, отбирает и назначает. В соответствии со статьей 12 Закона о Правительстве РФ №2ФКЗ, Правительство руководит работой федеральных министерствах и иных федеральных органов исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляет контроль.
· Кто исполняет обязанности Президента, если Президент Российской Федерации сам не в состоянии выполнять свои обязанности?
В соответствии с частью 3 статьи 92 Конституции РФ, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
· Как происходит назначение на должность Председателя Правительства РФ?
Назначает Председателя Правительства РФ Президент РФ с согласия Государств Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом.
Конституция обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства:
1) не позднее 2х недельного срока после отставки Правительства.
2) в течении недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
1) Какой суд является высшим органом для арбитражных судов РФ?
В соответствии с Конституцией (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экологических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
2) Какие суды входят в систему общей юрисдикции?
Федеральных конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.
Статья 1 Систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.
К федеральным судам общей юрисдикции относиться:
1. кассационные суды общей юрисдикции
2. апелляционные суды общей юрисдикции
3. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов
4. районные суды, городские суды, межрайонные суды
6. специализированные суды
3)В каждом ли субъекте РФ функционируют конституционные (уставные) суды?
Конституционный (уставной) суд субъекта РФ – специальный орган конституционного правосудия (контроля), предусмотренный законами большинства субъектов РФ. В большинстве субъектов РФ эти суды либо никогда не создавались, либо были ликвидированы для экономии бюджетных средств.
Конституционный суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ. (ст.27 ФКЗ №1 от 31.12.1996 «О судебной системе РФ»)
4)Какие вопросы рассматривают квалификационные коллегии судей?
ФЗ №30 от 14.03.2002 «Об органах судейского сообщества в РФ»
Квалификационные коллегии судей субъектов РФ раскрывают вопросы, отнесенного к их компетенции федеральными законами, федеральными конституционными законами.
1. рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, дают заключения и рекомендации.
2. рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов. Об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного суда РФ, который утверждает председателей указанных коллегий.
3. проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем, предъявляемым кодексом судебной этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией.
4. объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, зам. председателей, зам. председателей районных судов.
5. организуют проверку достоверности биографических сведений и иных сведений, представленных кандидатами на вакантную должность.
6. осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и зам. председателей районных судов.
7. дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, мировых судей, а также председателей и зам. председателей районных судов.
8. налагают дисциплинарные взыскания на судей за совершение или дисциплинарного проступка.
9. приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия судей.