На прохождение независимой оценки квалификации что это

На прохождение независимой оценки квалификации что это

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Источник

Независимая оценка квалификации

Чтобы подтвердить соответствие соискателя на должность (работника) положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ введена независимая оценка квалификации.

Закон установил процедуру проведения независимой оценки квалификации, определил состав участников правоотношений и распределил между ними компетенции в данной сфере.

Независимая оценка квалификации не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих (ч. 4 ст. 1 Закона № 238-ФЗ).

Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются (ст. 3 Закона № 238-ФЗ):

Независимая оценка квалификации проводится центрами оценки квалификации. Для получения оценки нужно обратиться в центр и пройти там профессиональный экзамен.

Подать заявку на прохождение профессионального экзамена можно на бумаге (лично или через законного представителя) или в электронном виде через Интернет. Заключение по итогам аттестации выносится в течение 30 дней. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр (ч. 5 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).

На то, чтобы оспорить результаты экзамена, есть 30 календарных дней с даты получения результатов.

Оплата независимой оценки квалификации

Оплата независимой оценки квалификации – услуга платная. Оплатить услугу может и соискатель (работник), и работодатель.

Если независимую оценку квалификации оплачивает работник, то на стоимость таких услуг он может получить социальный вычет по НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ). Если за проведение независимой оценки платит работодатель, то расходы на проведение экзамена он сможет учесть в расходах независимо от применяемой системы налогообложения при условии, что сотрудник, сдавший экзамен, работает в компании по трудовому договору. Соискатель при этом облагаемого НДФЛ дохода не получает (п. 21.1 ст. 217 НК РФ). А если он оплатил сдачу экзамена сам, то в сумме фактического расхода ему предоставляется вычет по НДФЛ. Эти налоговые последствия независимой оценки установлены Федеральным законом от 3 июня 2016 года № 251-ФЗ, они также действуют с 1 января 2017 года.

Оплата независимой оценки профквалификации организацией за физлицо учитывается в базе по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Правда, при условии, что сотрудник, сдавший экзамен, работает в компании по трудовому договору. Также сумму платы можно учесть в расходах при ЕСХН и УСН.

Права и обязанности работодателя и работника

Кроме того, Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 239-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс (действуют с 1 января 2017 г.). Во-первых, закреплены, наряду с правом работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, их право на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 197 ТК РФ) и обязанность работодателей при направлении работников на прохождение оценки предоставлять им гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 196 ТК РФ).

На время прохождения независимой оценки квалификации работодатель обязан сохранить за работником рабочее место и выплатить средний заработок по основному месту работы, а в случае, если для сдачи экзамена нужно ехать в другую местность, работодатель обязан оплатить ему командировочные расходы (ст. 187 ТК РФ).

Согласно поправкам, внесенным в Трудовой кодекс, при направлении работника для прохождения независимой оценки квалификации за ним сохраняется рабочее место и средняя зарплата по основному месту работы. Кроме этого, работодатель обязан оплатить командировочные расходы сотрудника, если для сдачи экзамена сотруднику пришлось отправиться в другую местность.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Информационно-аналитические материалы по вопросам развития системы независимой оценки квалификации (утв. Национальным агентством развития квалификаций)

I. О вопросах прохождения независимой оценки квалификации, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

В 2017 году Минтруд России в информации «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (от 21 апреля 2017 г.) изложил позицию о том, что «оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований». Эта позиция находила отражение в средствах массовой информации, комментариях специалистов, а также в формирующейся судебной практике по данному вопросу (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. N АКПИ17-733).

С момента публикации этой информации прошло два года. Можно ли сейчас утверждать, что независимая оценка квалификации остается добровольной для всех работников и работодателей и не влечет за собой каких-либо последствий?

Законодательство Российской Федерации не содержит прямых норм о том, что проведение независимой оценки квалификации является для работников (соискателей) и работодателей исключительно добровольным, не влекущим за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

Направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором, заключенным между работодателем и работником.

Работодателем определяется перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (с учетом мнения представительного органа работников).

Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (статья 197 ТК РФ).

В случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства (такая практика уже существует, например, в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта). В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.

Кроме того, обязательность прохождения независимой оценки квалификации для работников лифтовой отрасли уже установлена законодательно.

В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743) оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О независимой оценке квалификации».

В заключение отметим, что в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 года, развитие института национальной системы квалификаций, в том числе за счет повышения вовлеченности работодателей, является одной из приоритетных мер, направленных на поддержание уровня и обновление структуры занятости населения.

Федеральные органы исполнительной власти активно взаимодействуют с советами по профессиональным квалификациям для решения задач обеспечения отраслей необходимыми кадрами.

Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве совместно с Министерством строительства Российской Федерации реализуют План мероприятии по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ. Совет по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях заключил соглашение с МЧС России о консолидации усилий общества и государства в решении проблем пожарной безопасности и общественных объединений пожарной охраны по укреплению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов экономики в Российской Федерации. Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка было заключено соглашение о сотрудничестве с Центральным банком Российской Федерации в целях повышения эффективности функционирования системы профессиональных квалификаций в финансовой сфере Российской Федерации.

Во исполнение пункта 2.5 Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19 октября 2018 г., протокол N 30) до 2021 года планируется внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций.

Механизм независимой оценки квалификации будет с каждым годом охватывать все большее число видов профессиональной деятельности, а вопрос об обязательности его применения будет решаться адресно с учетом приоритетных задач развития экономики страны и обеспечения безопасности граждан.

II. О страховых взносах сумм оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценки квалификации» независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

При этом в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 N 1204, работодатель, направивший работника на прохождение независимой оценки квалификации, производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг, т.е. средства перечисляются работодателем напрямую поставщику услуг.

Верховный суд Российской Федерации определил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений. И если выплаты не относятся к стимулирующим, не являются частью заработной платы, не зависят от квалификации работников и условий выполнения работы, то они не являются объектом обложения страховыми взносами (определение Верховного Суда от 18 августа 2016 г. N 310-КГ16-10201).

Таким образом, суммы, уплаченные работодателем центру оценки квалификации, не являются вознаграждением за труд работника, частью заработной платы или стимулирующих выплат и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

III. О присвоении квалификационных разрядов по результатам профессионального обучения по профессиям сварочного производства

Приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. N 701н утвержден профессиональный стандарт «Сварщик», в котором указаны возможные наименования профессий рабочих. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года N 170н, в данной графе указываются примеры наименования должностей работников, выполняющих конкретную обобщенную трудовую функцию.

Положениями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Приказом Минтруда России от 9 апреля 2018 г. N 215 из ЕТКС исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, соответствующие профессиональному стандарту «Сварщик». Таким образом, в настоящее время требования к наименованиям профессий и к квалификации по видам профессиональной деятельности в области сварки установлены только профессиональным стандартом. Соответственно, руководствуясь статей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится на основании квалификаций, сформированных на основании профессионального стандарта «Сварщик», наименования которых и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, содержатся в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификаций, формируемой в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 года N 649н.

Положениями профессионального стандарта «Сварщик» предусмотрены требования по наличию опыта практической деятельности по обобщенным трудовым функциям, соответствующим профессиям от 4 разряда и выше.

Основываясь на указанных выше положениях Трудового кодекса Российской Федерации, положениях Федерального закона N 273-ФЗ и требованиях профессионального стандарта, установление квалификационных разрядов организацией, осуществляющей образовательную деятельность, возможно исключительно в отношении лиц, прошедших профессиональное обучение, но не имеющих опыта практической деятельности (для профессий в области сварки не выше 2 уровня квалификации или 3 разряда).

В соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ по результатам профессионального обучения выдается документ о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, о должности служащего), подтверждающий присвоение квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Несмотря на то, что в Перечне в графе «Квалификация» по профессиям рабочих в области сварки указан диапазон квалификационных разрядов, фактически отсутствуют нормативные основания для дифференциации квалификационных разрядов, присваиваемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицам, прошедших профессиональное обучение.

С другой стороны, согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта осуществляется по результатам профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификаций.

Информация о возможности прохождения профессионального экзамена для подтверждения квалификаций сварочного производства, включая сведения о присваиваемых квалификациях и центрах оценки квалификаций, размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации по адресу https://nok-nark.ru.

Обзор документа

Представлены информационно-аналитические материалы по вопросам развития системы независимой оценки квалификации.

Необходимость направления работников на прохождение оценки квалификации определяет работодатель. Порядок и условия прохождения оценки определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором. Работники направляются на независимую оценку квалификации только с их письменного согласия. Прохождения независимой оценки квалификации обязательно:

— если в соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрены соответствующие обязанности для работника и работодателя;

— для работников лифтовой отрасли.

Суммы, уплаченные работодателем центру оценки квалификации, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Рассмотрен вопрос присвоения квалификационных разрядов по результатам профобучения по профессиям сварочного производства.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое независимая оценка квалификаций (НОК)?

Независимая оценка квалификаций представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством РФ, проводимую центром оценки квалификаций.

Оценка квалификаций регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций». Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификаций, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении государственных служащих.

Какие органы и организации регулируют и контролируют НОК?

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин. За время работы Национального совета он стал авторитетным органом, консолидировавшим усилия работодателей, профсоюзных организаций и органов государственной власти для решения вопросов развития национальной системы квалификаций. Национальный совет проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Национальный совет рассматривает проекты профессиональных стандартов. На основании заключений Национального совета принимается решение об утверждении профессиональных стандартов.

Основные направления деятельности Национального агентства развития квалификаций:

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям, который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться оценка квалификаций, и направляет сведения о таких наименованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

Почему для работника важна оценка квалификации?

Оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность.

С помощью независимой оценки квалификации работник сможет показать работодателю, что он заслуживает повышения должности или заработной платы, т.к. имеет высокую квалификацию.

Независимая оценка квалификации требуется также при поиске работы. Если вы, например, устраиваетесь на новое место работы, то несомненным плюсом будет подтвержденная квалификация и компетенция работника.

Работник с помощью независимой оценки квалификации может понять свои сильные и слабые стороны.

Почему для работодателя важна оценка квалификации?

Оценка квалификации имеет положительный эффект, поскольку помогает:

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ), поэтому работодатель может на основании независимой оценки квалификации определить необходимость дополнительного обучения.

Любой компании всегда нужно иметь преимущества перед конкурентами, для того чтобы ими обладать, необходимо понять, в каком направлении двигаться, а для этого нужно знать, какой персонал соответствует профессиональным стандартам, а какой имеет устаревшие знания, ведь знания и умения постоянно нужно совершенствовать. Со временем появляются новые технологии, оборудование, новые нормативные акты, поэтому работники должны постоянно быть в курсе изменений. И если они не могут самостоятельно повышать знания, то именно в задачи работодателя входит их повышение.

Для работодателя важна независимая оценка квалификации и с налоговой точки зрения. Дело в том, что работодатель может не только учесть затраты в расходах, но и сэкономить на НДФЛ. Согласно п. 21.1 ст. 217 НК РФ налог на доходы физических лиц не начисляется на суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но это говорит о том, что подобную независимую оценку возможно пройти только в российских центрах, а вот прохождение независимой оценки квалификации за рубежом не будет подпадать под налоговые льготы. Следовательно, если говорить об иностранных сотрудниках, которые проходят независимую оценку квалификации, то существуют риски того, что расходы нельзя будет учесть и придется начислять НДФЛ, поскольку такая оценка будет признаваться доходом иностранного работника или российского сотрудника, который осуществляет деятельность за рубежом.

Возможен ли получить налоговый вычет за прохождение независимой оценки квалификации?

У работника есть возможность вернуть часть денежных средств в виде вычета в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера, установленного абз. 7 п. 2 ст. 219 НК РФ. Социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством РФ (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Что такое Центр оценки квалификаций (ЦОК)?

Полномочиями по оценке Центр оценки квалификаций (ЦОК) наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям, который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться оценка квалификаций, и направляет сведения о таких наименованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

В какой форме будет проводиться независимая оценка квалификации (НОК)?

Независимая оценка квалификаций проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Процедура независимой оценки квалификации включает в себя прохождение теоретического и практического профессионального экзамена. Оценочные средства разработаны в соответствии с рамкой квалификаций, где прописаны знания и умения, которыми должен обладать соискатель конкретного уровня. При этом подтверждение более высокого уровня не является автоматическим подтверждением всех предыдущих: система классифицирует специалиста именно по тем трудовым функциям, которые он должен выполнять в рамках исключительно своей компетенции.

Что такое «профессиональный стандарт» (ПС)?

Профессиональный стандарт – это нормативно-правовой акт, принятый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, который регулирует определенный вид профессиональной деятельности, содержит квалификационные требования и перечень функциональных обязанностей различных категорий работников.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (статья 195.1. «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ). Эта квалификация не желаемая или рекомендуемая, а именно необходимая.

Профессиональные стандарты призваны описать профессии в их современном виде. Для этого перед утверждением проекты документов проходят публичное обсуждение в профессиональных сообществах.

Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

В каких случаях применяются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты применяются:

(Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».)

Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России. На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

На какие организации распространяется действие профессиональных стандартов?

Действие профессиональных стандартов распространяется на всех работодателей (компании и организации различных форм собственности, органы власти и управления, министерства и ведомства и др.) Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Распространяется ли обязательность применения требований ПС на всех работодателей?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

Должны ли требования ПС быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием ПС?

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в ПС?

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Что такое уровень квалификации?

Уровень квалификации определяет требования к образованию, опыту работы, умениям и знаниям в зависимости от полномочий и уровня ответственности работника.

Для определения уровней квалификации все разработчики профессиональных стандартов руководствуются Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

Например, к 6-ому уровню квалификации Минтруда рекомендует относить всех специалистов с высшим образованием уровня бакалавр и опытом работы. В нашем случае это специалисты, получившие степень бакалавра или выше (магистратура, специалитет), дополнительное профессиональное образование (программы переподготовки, программы повышения квалификации, программы профессиональной сертификации) в функциональных областях деятельности организации и/или в области внутреннего аудита и имеющие опыт работы не менее двух лет в какой-то функциональной области деятельности организации.

На 7-ом квалификационном уровне повышаются требования к образованию (не ниже магистра или «специалитет») и расширяется перечень полномочий и ответственности работников.

Какие есть возможности профессиональной подготовки внутренних аудиторов для обеспечения соответствия квалификации требованиям профессионального стандарта?

Рекомендуется проанализировать текущий уровень квалификации внутренних аудиторов и разработать индивидуальные программы повышения квалификации работников службы внутреннего аудита, руководствуясь ПС «Внутренний аудитор».

Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» предлагает своим членам целый ряд возможностей по повышению квалификации.

Варианты повышения квалификации в рамках членства в ИВА, не требующие от работников/работодателей дополнительных финансовых затрат:

Повысить профессиональную квалификацию возможно также, принимая участие в тренингах Учебного центра Института внутренних аудиторов. Участие в тренинге дает 7 часов повышения профессиональной квалификации за каждый день обучения; участники тренингов получают соответствующий сертификат. С расписанием тренингов и условиями участия можно ознакомиться на сайте ИВА.

Организации могут для повышения профессиональной квалификации внутренних аудиторов организовать проведение корпоративного тренинга. С условиями проведения корпоративного обучения можно ознакомиться на сайте ИВА.

Какие материалы и документы использовались при разработке комплектов оценочных средств (КОС) по профессиональному стандарту «Внутренний аудитор»?

Теоретическая часть экзамена:

Для сдачи практической части желателен практический опыт. Учебник находится в разработке (срок сдачи текста – начало 2020 г.)

2019–2021 — Центр оценки квалификаций Института внутренних аудиторов

125167, Москва,
Нарышкинская аллея, дом 5, строения 1, 2
+7 (495) 748-05-22
cok@iia-ru.ru
cok.iia-ru.ru

Центр оценки квалификаций Института внутренних аудиторов (ЦОК ИВА) проводит профессиональные экзамены для оценки квалификаций в рамках следующих профессиональных стандартов: «внутренний аудитор», «специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)».

Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциация «ИВА»), зарегистрированная в 2000 г., является крупнейшим в России профессиональным объединением внутренних аудиторов, внутренних контролеров и работников других контрольных подразделений российских компаний и организаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *