На работе все раздражает что делать
Эмоциональное выгорание. Что делать, если работа бесит?
Необязательно это приключается от лени или отсутствия воли, оказывается, есть куда более существенные и весомые причины. Попробуем разобраться в теории и практике потери рабочей и достиженческой мотивации.
Начнем немного издалека и с небольшой доли теории:
Известны сотни примеров, когда интеллектуально одаренные люди создавали гениальные проекты, которые не способны были реализовать в моменте продвижения и коммуникаций. Но и наличие обоих развитых интеллектов ( IQ + EI ) тоже не всегда гарантия успеха. Можно погрязнуть в сочувствии к окружающим и бесконечной аналитике, потратить много времени на коммуникацию ради поддержания отношений. Недаром стала уже избитой фраза-рекомендация: «Дружи с троечниками, они потом возьмут тебя на работу!». Все подтверждает, что, действительно, важно что-то третье.
VK — энергия жизни, видимо, чем-то похожая на фрейдовское либидо — автор, как и классик, считает ее врожденной, именно она заставляет человека, наделенного ей в полной мере, добиваться цели, а для достижения этой цели развиваться, опережая других, интеллектуально, эмоционально, физически. Эта энергия, оставаясь практически неизменной, сопровождает человека всю его жизнь.
Коэффициент жизненной энергии принято разделять на два вида: потенциальный и реализуемый. С потенциальным все ясно — это то, что даровано природой, с реализуемым же сложнее, он может «затихать» под воздействием внешних факторов: болезни, стресса, общения не с теми людьми и не в том контексте.
Когда конфликт между потенциальной жизненной энергией и реализуемой ее частью становится очевиден, возникают понятия профессионального и эмоционального выгорания. О них очень много пишут в научных (и не очень) трудах, разбирают причины и виды, симптомы и последствия того и другого.
Остановимся на трех, самых наглядных и распространенных:
1. «Не та роль». Ты давно перерос свою должность или даже профессию, твой взгляд на бизнес, внутренние и внешние процессы больше, чем отведенная в нем позиция и роль. Ты видишь, что Компанией выбрана не та стратегия, что для успеха необходимы инновации, инвестиции и прочее. Если ты при этом крайне социализован и понимаешь, что это «не твоего ума дело» — будешь молчать и грызть себя за следование бестолковому потоку. Если решаешься на смелый шаг и начинаешь говорить — скорее всего, получишь что-то из классики на тему: «Всяк сверчок знай свой шесток». К сожалению или счастью, нельзя отключить мысли, если мозг созрел думать. Чем больше пытаться заставить его молчать, тем навязчивее он будет возвращать вытесняемую мысль.
Все три ситуации усугубляются тем, что на текущем месте, в общем-то, «неплохо кормят» — стабильная заработная плата, нормальные условия труда, но вот ходить на эту работу с каждым годом, неделей и днем становиться все труднее. Коэффициент реализуемой жизненной энергии ( VR ) стремительно падает, и на рутинные даже задачи, не говоря о том, чтобы как надо «зарядить» подчиненных, не хватает сил. Если при этом природной энергии жизни много, то проблема может качественно вытесняться из сознания и тогда активно подключается психосоматика: ноги реально не идут, спина отваливается, голова болит, желудок сворачивается в узел — начинает реагировать более слабый от природы орган или система.
Что делать, если все перечисленное уже случилось? Психологи говорят, что осознание — первый шаг к исцелению. Если мысль о том, что занят не своим делом, хоть раз пришла в голову, надо заставить себя додумать ее до конца. Чем страшнее думать, тем больше вероятность, что думаете про актуальное и в правильную сторону. Организм, как и любая система, будет отчаянно сопротивляться даже поползновению в сторону нового. Вот только если бы все боялись, не было бы Стивов Джобсов, не появился бы Джек Ма и прочие великие.
Конечно, собственный бизнес не для всех и никто не призывает бросить найм и пойти искать «свое дело». Но точно нужно взвесить все «за» и «против» этой темы. Понять, что внутренне отзывается сильнее: условная стабильность в найме (условная потому, что из найма любого могут уволить и часто без объяснения причин) или условная свобода в своем бизнесе (условная потому, что это — то дело, которое может быть и 24/7, и клиенты не все очень милые люди).
С «достижением потолка» проще всего работать через новые проекты внутри старой должности и старой Компании, если корпоративная культура это позволяет. Сейчас модно внедрять, даже в классическом бизнесе, проектное управление, а значит можно и нужно много где лидировать разработку и внедрение новых продуктов и/или технологий. Почему бы не стать лидером нового продукта или услуги в хорошо известной Компании? Главное — не позволяйте себе тухнуть и заниматься самоедством, прозябать в скуке и меланхолии — это отнимает самое ценное: энергию жизни и удовольствие от нее!
На работе все раздражает что делать
Напрягают коллеги? Бывает. Если такое случается эпизодически, возможно, вы просто устали. Но если коллеги раздражают постоянно, день за днем, отравляя вам жизнь своим присутствием, — это серьезный повод для беспокойства. И вот почему.
Если вы испытываете обиду и огорчение, гормоны стресса активизируют центральную нервную систему, из-за чего повышается мышечное напряжение, частота сердечных сокращений и артериальное давление. Если гнев и разочарование становятся хроническими, в организме накапливается кортизол. Его избыток вызывает повышенную тревожность и беспокойство. Эндорфины, которые отвечают за чувство радости, в буквальном смысле иссякают, и в результате наши отношения с людьми еще сильнее ухудшаются.
В общем, если коллеги раздражают — надо срочно что-то предпринять. Что именно? Выбрали несколько советов из наших книг.
Приходите пораньше
Сверхчувствительные люди
Коллеги часто раздражают нас, потому что лишают ощущения собственного пространства и контроля над жизнью. Чтобы снизить этот эффект, постарайтесь начинать день в одиночестве, с минимумом отвлекающих факторов. Хорошо приходить в офис пораньше, чтобы к моменту появления коллег спокойно приступить к делам. В этом случае вы, возможно, сможете и уйти пораньше, до наступления часа пик, или получите шанс прогуляться днем в одиночестве.
Избегайте
Если сама работа вам по душе, а коллеги нет, попробуйте сократить количество времени, которое вы с ними проводите. Обсудите с руководством возможность частично выполнять работу дома. Сейчас все больше людей работают удаленно, и эффективность при этом не падает, а даже растет (можете привести в пример МИФ — мы все работаем из дома).
Даже в пределах одного офиса можно найти место подальше от неприятных коллег. — Источник
Если этот вариант не пройдет, все равно сокращайте время нахождения в коллективе: назначайте как можно больше встреч вне офиса, выезжайте в гости к клиентам или удаляйтесь из общей комнаты в переговорку, когда она свободна.
Вспомните о весах
Личные границы
Возможно, коллеги раздражают вас, потому что вы проводите с ними слишком много времени. Вспомните о весах. Работа (включая общения с коллегами) на одной чаше, а что на другой? Если нет баланса между работой и личной жизнью, мы болезненно реагируем на всё, что связано с офисом.
Начинайте с маленьких шагов: уходите с работы вовремя, общайтесь вне коллектива, обедайте вне офиса, встречайтесь с друзьями, не работающими в вашей сфере. Отдыхая от несносных коллег, вы сможете воспринимать их спокойнее.
Вы можете просто пересесть?
В вашей компании есть отделы, где обстановка лучше, чем в вашем? Неважно, работаете вы в Google, которая постоянно попадает в «100 лучших компаний для работы», или в Xerox, которая попала в список десяти худших мест, — всегда есть большая разница между худшими и лучшими командами внутри вашей организации.
Часто бывает легче найти новую работу в той же компании, чем увольняться. Как человек, знающий фирму изнутри, вы, скорее всего, обладаете точной информацией, где обстановка менее токсична. Подумайте о том, чтобы перебраться туда.
Анализируйте свои мысли
Все дело в проекции — психологическом явлении, представляющем собой приписывание собственных качеств другим людям. Если вы любите себя, то благосклонны ко всему миру, если ненавидите себя, то и весь мир тоже. Когда вы положительно воспринимаете себя, отношения с людьми улучшаются, а при низкой самооценке — наоборот.
Попробуйте такое упражнение: превращайте ваше утверждение в противоположное, заменив в нем человека, по отношению к которому вы чувствуете обиду и гнев, на самого себя. Например, замените мысль «Мои коллеги должны больше уважать меня» на противоположную: «Я должен больше уважать моих коллег».
Точно так же когда вас кто-то огорчает, это обычно связано с вашим мировоззрением и гораздо меньше — с поведением другого человека.
Сбавьте темп
Как выжить среди м*даков
Коллеги критикуют вас, задирают, проявляют агрессию? Реагируя тем же самым, вы только подзадориваете их. Попробуйте метод «сбавленного темпа». Заставьте их ерзать и мучиться, дрессируйте в них умение ждать. Скорее всего, они отстанут от вас и сместят внимание на кого-нибудь более «отзывчивого».
Замечали, как действуют коллекторы и сотрудники служб поддержки? Чем больше раздражен собеседник, чем громче он кричит, чем сильнее ругается и оскорбляет, тем дольше нужно ждать, прежде чем ответить на его вопрос, и тем спокойнее и медленнее должна быть речь.
Если кто-то нападает на вас (не важно, в личном общении, по телефону или в переписке) — сделайте паузу. Заставьте ждать. А потом ответьте — тихо, спокойно и ме-е-е-едленно.
Извинение за 1%
Если вы часто конфликтуете с коллегами, поможет этот прием. Вспомните, что в любом конфликте участвуют две стороны. Даже если вы виноваты в ссоре всего на 1% (хотя бы фактом своего существования), признайте это, примите на себя ответственность за свою часть вины — и просто извинитесь.
Этот шаг облегчает вашему оппоненту возможность сделать то же самое — выразить сожаление о своем вкладе в ссору. Но даже если он этого не сделает, вы обеспечите себе спокойное состояние разума. Ведь вам удалось открыть свое сердце, отказаться от обвинений в адрес другого человека и принять на себя ответственность за свои действия.
Fuck-you-money
Философия хорошей жизни
В англоязычных странах утвердилось понятие «fuck-you-money». Оно подразумевает, что у вас есть накопления, позволяющие в любой момент послать бросить свою нынешнюю работу — без страха соскользнуть в финансовую пропасть. Например, сбережения, равные последнему годовому доходу. Их наличие означает свободу. И что еще важнее, эти деньги позволяют вам видеть и думать объективно.
Если ситуация на работе становится все сложнее, постарайтесь снизить постоянные траты, расходы, издержки и начать копить. Тогда в критический момент вы сможете попрощаться с противными коллегами без страха за свое будущее.
Прощение: ключ к внутреннему спокойствию
Многие великие учителя говорят, что прощение — ключ к физическому и душевному здоровью. Обвиняя кого-то, вы становитесь жертвой. А жертва не может быть здорова. Луиза Хей, автор книги «Исцели свою жизнь», пишет, что мы в буквальном смысле разрушаем клетки своего тела, когда испытываем обиду и негодование.
Пусть ваши коллеги не самые приятные люди и ведут себя отвратительно. Простите их. Прощая, мы освобождаем себя и получаем величайший дар: умиротворение и радость.
Хорошие взаимоотношения в коллективе — один из важнейших факторов удовлетворенности своей работой. Чем сильнее ваше желание преодолеть сложности, тем выше вероятность успеха. Но если вы вложили много сил в улучшение ситуации, и ничего не помогает, — можно просто уволиться. У вас всегда есть выбор.
Как оставаться спокойным, когда работа вызывает гнев
В какой-то момент ты можешь почувствовать себя полностью раздраженным на работе: на тебя взвалили множество проектов, ты ничего не успеваешь, клиенты не довольны, а вдобавок еще приходится исправлять ошибки своего неопытного коллеги. Накопившиеся проблемы в офисе могут заставить твою кровь закипеть, в результате чего фокус внимания смещается с важных задач, появляется враждебность и ты становишься реакционером, постоянно конфликтующим с окружением из-за сложившейся ситуации. В этом состоянии мало того, что страдает твоя продуктивность, так еще ты можешь совершить действия, о которых потом пожалеешь.
При этом мы не говорим, что это ненормально. Совершенно естественно испытывать весь спектр эмоций на рабочем месте, в том числе и гнев. Негатив на работе неизбежен так же, как и в личной жизни. Вопрос заключается лишь в том, как им управлять. Этому и посвящена наша статья. Ниже мы рассказываем о пяти способах справляться с гневом на работе, чтобы не испортить себе карьеру.
Не борись со своими чувствами
Когда возникает гнев, мы часто реагируем мгновенно, пытаясь найти ему рациональное объяснение и обвиняя других. Вместо того, чтобы приступать к буквальной интеллектуализации, стоит признать, что твой гнев является оправданным и нормальным. Гнев глубоко встроен в наш эволюционный код. Он является чем-то вроде защитного механизма от опасностей и угроз нашему благополучию. В следующий раз, когда почувствуешь себя сердитым, пойми, что обычное отрицания своих эмоций тебе не поможет. Вместо этого найди способ разоружить свой гнев спокойным и последовательным способом. Попробуй сказать себе: «Я знаю, что это естественно, и мгновенная реакция мне не поможет». Принятие своей эмоции, а не борьба с ней — вот верный способ успокоиться и позволить себе сосредоточиться на решении проблемы.
Прерви негативный поток мыслей
Если ты чувствуешь, что твои эмоции вот-вот закипят, первое, что тебе нужно сделать, это найти способ нарушить появляющийся шаблон мысли. В этой ситуации может помочь физическое отключение от ситуации: уход с рабочего места, легкая прогулка, звонок другу или подруге. Практика визуализации — еще одна тактика, способная помочь тебе управлять своим гневом в долгосрочной перспективе. Постарайся представить себя со стороны, когда ты выплескиваешь свои эмоции наружу. Как ты выглядишь, что делаешь или говоришь. Тебе нравится этот образ? А теперь представь себе, как ты справляешься со своим гневом надлежащим образом, реагируя на ситуацию спокойно и конструктивно. Принимая правильное отношение к своему гневу, у тебя есть гораздо больше шансов использовать его рационально и не позволять ему обрести над собой власть.
Определи свои раздражители
Понимание того, кто или что вас раздражает — это ключ к тому, чтобы получить контроль над ситуацией. Обрати внимание на обстоятельства или присутствующих рядом людей, когда ты сердишься, чтобы лучше предвидеть и управлять своей реакцией в будущем. Например, если какой-то конкретный коллега вызывает у тебя негативные эмоции, прибегни к отвлекающим перерывам в то время, когда вам приходится работать вместе. Это даст тебе возможность разрушить нарастающий гнев и поможет избежать нежелательной реакции в дальнейшем. Злиться никому не нравится, а потому лучше предвидеть провоцирующие ситуации заранее и быть к ним эмоционально подготовленным.
Находи правильные слова
Когда ты пытаешься разрешить ситуацию, которая вызывает у тебя злость, убедись, что ты предпринял необходимые действия по выявлению и озвучиванию своих чувств. Эмоциональная маркировка важна, потому что она может свести к минимуму любые недопонимания и помочь тебе четко изложить свои мысли, претензии и пожелания. Проанализируй, какой формат общения со своим боссом или «проблемным» коллегой является более конструктивным. Например, если они ценят простой, ориентированный на результат язык, помни об этом, когда пытаешься решить проблему. В то же время обращай внимание и на их точку зрения, чтобы поддерживать открытую коммуникацию.
Сосредоточься на решении проблемы, а не на ее последствиях
Хоть это и кажется легким и утешительным — останавливаться на том, что заставляет тебя злиться — оно не окупается в долгосрочной перспективе. Размышляя о последствиях, ты тратишь время и умственную энергию, которую бы мог использовать для решения проблемы. В результате ты застреваешь в своих негативных эмоциях. Вместо этого лучше сосредоточиться на том, какие уроки ты можешь извлечь из ситуации, чтобы повысить свою продуктивность. Избегай делать широкие заявления вроде «Мы ничего не успеваем, потому что Петр все время опаздывает на работу». Более конструктивно будет, во-первых, понять, действительно ли проблема в этом. Во-вторых, если она связана с постоянными опозданиями коллеги, выяснить, почему он не приходит вовремя и как это можно исправить.
Тебя раздражает работа: как пережить ещё один день?
Твоя подружка-писатель. Вымышленный персонаж Санкт-Петербургской губернии.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Психологи в один голос утверждают: полюби то, чем ты занимаешься, и тебе не придётся работать ни одного дня. Подруги советуют завести блог и стать хозяйкой своей жизни. А как быть тем, кто не нашёл своё призвание или вынужден временно подрезать крылья Пегасу и трудиться в рядах офисного планктона?
Усталость на рабочем месте – это не просто физическое утомление, но и умственное истощение. К сожалению, чувство, знакомое многим.
Обеденный перерыв только закончился, по кабинету ещё витает приятный запах еды, но вместо того, чтобы чувствовать себя на подъёме, ты готова завернуться в плед, прислониться к фикусу, выключить свет и вздремнуть. Из-за низкого уровня энергии снижается мотивация.
Когда человек чувствует себя измотанным, ему сложно оставаться организованным. Уровень концентрации падает. Несмотря на достаточное количество часов сна и регулярные приёмы пищи, если это длится несколько недель, возрастает уровень тревоги. Что может стать первым шагом на пути к депрессии или начальной стадией выгорания.
Решение простейшей задачи занимает несколько часов, а руководитель всё чаще показывает своё недовольство. Ещё на прошлой неделе ты бы с радостью поддержала утренний кофе брейк с коллегами, а теперь каждое слово на фоне отзывается мучительной болью в висках. Ты стараешься сосредоточиться, но ничего не получается. Усталость в середине дня – это нормально. Но что делать, если ты чувствуешь её постоянно, даже в выходные?
Почему работа раздражает и как это исправить?
Работа может утомить независимо от вида деятельности. Ежедневные обязанности изматывают одинаково, если ты сидишь за столом в просторном офисе с шикарным видом или работаешь удалённо на своей уютной кухне, где с каждым днём всё сложнее соблюсти дедлайны и удержать границы между домом и работой. Существует несколько причин, почему ты больше не встаёшь по утрам с радостным предвкушением нового дня.
Недостаток навыков
Быть «новичком» всегда волнительно. Каждая задача наводит на мысли, что годы учёбы в университете прошли мимо. Но ты не должна чувствовать себя единственной, кто задаёт вопросы. Любознательность и желание обучаться – часть твоей роли. Присоединяйся к беседам, не стесняйся спрашивать совета и проявлять инициативу. Верь в свои способности и сосредоточься на том, что у тебя получается хорошо. Старайся не принимать критику близко к сердцу, а использовать её в своих интересах. Используй любую возможность приобрести новые знания: повышения квалификации, бесплатные вебинары, книги.
5 причин усталости от работы
Некомфортные условия труда
Плохие условия труда снижают работоспособность и в долгосрочной перспективе могут серьёзно повлиять на здоровье. Недостаточное освещение, запредельно низкие или высокие температуры и проблемы с вентиляцией мешают выполнять обязанности. Если твоей безопасности на рабочем месте что-то угрожает, ты должна оповестить руководство и настоять на решении проблемы. Всего лишь заменив стул на удобное кресло, можно добиться большей продуктивности.
Конфликты в коллективе
Для начала нужно понять, в чём кроется проблема. Если она заключается в разных взглядах, постарайся избегать этого камня преткновения. В случаях, когда дискуссии не избежать, выработай спокойствие к любым словам коллеги. Есть несколько стратегий.
Невысокий доход
Любить работу, которая не приносит деньги, можно ограниченное время, либо имея пассивный доход. Проведи исследование уровня заработка на твоей должности в аналогичных компаниях и попроси руководителя рассмотреть возможность увеличения зарплаты. Подумай, какие обязанности ты можешь взять на себя за дополнительную плату. Настал момент вспомнить о своих талантах: ты интересно пишешь, умеешь шить или печёшь вкусные торты? Посчитай, сколько часов в неделю ты можешь выделить на подработку и изучи вакансии. Не забудь оставить время на отдых.
Проблемы со здоровьем
Рассказав о своей проблеме боссу, ты сможешь избежать ненужного стресса. Большинство с пониманием относится к тому, от чего никто не застрахован. Обсуди возможность индивидуального графика или работы из дома. Распределяй свои силы правильно: начинай с более тяжёлых задач и постепенно переходи к лёгким. Каждый час выполняй гимнастику и расслабляй зрение, смотря вдаль. Усталость – это сигнал, что твой организм нуждается в отдыхе, а не в дополнительной порции кофе.
Стресс
Проблемы личного характера отражаются на всех сферах жизни и ухудшают самочувствие. Невозможно писать сухие отчёты, размышляя о сердечных делах. Нервозность мешает усваивать детали, нарушает внимательность. Расскажи близким, что тебе трудно. Простое знание, что у тебя есть те, кто выслушают и поддержат, даёт силы начать очередной рабочий день. Не забывай, что руководитель тоже человек. Если у вас хорошие отношения, и ты достойно себя зарекомендовала, можно попросить войти в твоё положение и взять отгул. Меньшая привязанность к работе поможет расслабиться и восстановить силы.
Синдром «самозванца»
Термин, который психологи впервые использовали в 1970-х годах. Первоначально считалось, что концепция применима, в основном, к женщинам с высокими достижениями. Но с тех пор она захватила весь мир. Синдром самозванца относится к внутреннему ощущению, что ты не так компетентна, как считают другие.
Хотя это определение обычно применяется к интеллекту и достижениям, оно связано с перфекционизмом, социальным взаимодействием и может повлиять на любого человека, независимо от его статуса, опыта работы и уровня квалификации. Проще говоря, это ощущение себя фальшивым: ты чувствуете, что в любой момент тебя разоблачат как мошенника. Как будто твоя должность и заслуги всего лишь результат превратности Фортуны.
Чтобы оставить синдрома самозванца в прошлом, нужно научиться противостоять своим убеждениям.
Как предотвратить выгорание?
Снежный ком нужно остановить до того, как он превратится в лавину. Если твоя жизнь будет насыщенной и в ней найдётся время для отдыха и домашних дел, рабочие часы не станут пыткой.
Выстрой личные границы
Привычка быть на связи 24/7 может довести до нервного истощения. Когда коллеги или клиенты знают, что с тобой можно связаться в любой момент, становится практически невозможно полностью завершить ежедневные обязанности, особенно если ты работаешь из дома.
Фото Tengyart on Unsplash
По окончании рабочего дня выключи телефон и выйди из электронной почты. Не бойся упустить выгодную сделку, твой отдых не менее важен. Если научиться говорить «нет» задачам, которые ты не обязана выполнять, ты не только освободишь время для личной жизни, но и заслужишь уважение.
Придерживайся режима
Полезная еда, сон в достаточном количестве и физическая активность не заставят стресс исчезнуть волшебным образом, но соблюдение режима может стать ключом к снижению утомляемости и предотвращению выгорания. Если ты привыкла читать до глубокой ночи, тебе будет трудно расслабиться, чтобы уснуть. Когда нет времени на полноценную тренировку, пробежка в среднем темпе вокруг дома увеличит насыщение крови кислородом. Ты почувствуешь себя значительно лучше.
Проводи выходные активно
Придерживайся баланса: после умственного труда займись активными хобби — танцы, спорт, упражнения на свежем воздухе. Если ты тратить много физической энергии, компенсируй её шахматами, рисованием или занятиями музыкой. После долгого рабочего дня у тебя может не хватить энергии ни на что кроме просмотра сериала. Тем не менее, иногда заставляй себя делать что-то новое.
Раздражение от работы во время кризиса или стресса является естественное реакцией. Осознание того, что ты сделала всё возможное, может способствовать развитию чувства выполненного долга и побудит тебя не бросать свою деятельность. Но если ты понимаешь, что точка кипения достигнута, и не радует даже предстоящий отпуск, рассмотри возможность смены работы. Не жди, когда твой запас энергии полностью истощится. Не отчаивайся и знай, что ничто не может длиться бесконечно и обстоятельства обязательно изменятся к лучшему.