На развитие чего негативно влияет нарушение зрения слух память речь
На развитие чего негативно влияет нарушение зрения слух память речь
Становление речи у зрячих и плохо видящих детей осуществляется принципиально одинаково. Установлено, что усвоение речи детьми со зрительной патологией осуществляется, как и зрячими, в процессе общения. Однако в силу нарушения деятельности зрительного анализатора, речевое развитие не укладывается в обычные возрастные границы.
Дети с нарушениями зрения не могут воспринимать окружающий мир во всём его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов.
Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, т.е. формирование фонематического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у зрячих и плохо видящих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт с плохо видящим ребёнком окружающих его людей.
Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов:
ощущения, представления, мышления и памяти. Ребёнок с нарушениями зрения испытывает затруднения в мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний период, чем у нормально развивающихся детей. Так как человеческое мышление тесно связано с речью, то обобщающая роль слова компенсирует обеднённый чувственный опыт и помогает выйти за рамки органического дефекта.
Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у зрячих.
Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и ЦНС, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития моторики и координации.
Не следует говорить о прямой зависимости нарушений речи от остроты зрения. Но нельзя забывать и о том, что наличие зрительного дефекта (в большей части врождённого) ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия со зрячими, при которых сужается сфера для развития двигательно-моторной активности. Нарушается общение индивида со средой.
Данный сайт, размещённый по адресу http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/ является персональным сайтом
учителя-логопеда Сизиковой Э.Ю., введён в действие 20.12.2009г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 5+
Влияние зрительной патологии на развитие речи дошкольников
Хоткевич Елена
Влияние зрительной патологии на развитие речи дошкольников
Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка (Л. С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения их в специальное обучение и воспитание.
Основной контингент детских садов компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения составляют дети с амблиопией и косоглазием. У большинства из них эти нарушения врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.
Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.
По наблюдениям недоразвитие речи у детей с нарушением зрения встречается значительно чаще, чем у нормально видящих. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора, у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях формирования фонематических процессов, лексико-грамматической и семантической стороны речи.
Общей особенностью речи таких детей является нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда не посредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания. Речь —мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.
Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы обусловливают замедленный темп развития речи детей с нарушениями зрения.
Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы, ламбдацизмы, ротацизмы) встречаются в 2 раза чаще, чем в норме.
Дети с амблиопией и косоглазием хотя и не относятся к слабовидящим, так как у них в большинстве случаев страдает один глаз, а здоровый обладает относительно высокой остротой зрения, но имеют общие с ними особенности. Монокулярный характер зрения таких детей отрицательно сказывается на формировании зрительно-пространственных представлений об объеме, протяженности и трехмерности пространства. Кроме того, в период лечения методом прямой окклюзии в рабочем состоянии оказывается глаз с наименьшей остротой зрения.
Нарушение зрения детей сказывается прежде всего на их восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией и косоглазием о предметности окружающего мира ученые связывают с трудностями опредмечивания геометрических фигур.
Дети с нарушением зрения не всегда правильно понимают взаимосвязи в предметном мире. Они затрудняются в классификации и дифференцировке предметов по их общим отличительным или специфическим свойствам.
Из-за сниженной остроты зрения, нарушенной функции цветоразличения, бинокулярности, стереоскопичности и глазодвигательной функции снижается скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза, в результате чего дети с амблиопией и косоглазием очень часто испытывают трудности при описании предмета, составлении последовательного рассказа по серии сюжетных картинок, при пересказе и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве.
У детей с нарушениями зрения отмечаются сниженные возможности в зрительно-пространственной ориентировке из-за нескоординированности, нарушения темпа и ритма движений.
В целом можно сказать, что нарушение процесса зрительного восприятия при патологическом характере зрения ребенка осложняет формирование его чувственно-практического опыта. У дошкольников появляется неуверенность в своих силах, снижается стремление доводить начатое дело до конца. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость.
Таким образом, расстройства речи детей с нарушениями зрения являются серьезным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность таких детей к обучению чтению, письму, математике, а в дальнейшем могут явиться причиной неуспеваемости.
Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.
Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.
Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.
Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.
План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.
Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.
Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.
На развитие чего негативно влияет нарушение зрения слух память речь
Какие предметы можно построить из этих частей, как это сделать?
Упражнения для формирования пространственных представлений
Приведу некоторые приёмы, игры и упражнения, направленные на развитие пространственного восприятия и формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Кто внимательный.
Цель. Формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.
Оборудование. Наборы строителя по количеству детей.
Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами).
1-й вариант. Педагог сажает перед собой (напротив) ребенка и выкладывает 4-6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы педагог сопоставляет жестом положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. Педагог дает оценку выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно».
2-й вариант. Педагог выполняет постройку за экраном. Ребенок должен самостоятельно проанализировать образец, выделяя форму, величину элементов и их пространственное расположение, и воспроизвести конструкцию.
Цель. Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.
Оборудование. Два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.
1-й вариант. Перед сидящими в кругу детьми ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч? Внизу? Наверху?» если дети не могут ответить, педагог говорит: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.
2-й вариант. Игра проводится с куклами.
3. Положи верно.
Цель. Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, развивать внимание, подражание.
Оборудование. Набор предметов и их плоскостных изображений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики), мелкие сюжетные игрушки по числу играющих.
Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами).
1-й вариант. Педагог садится за маленький стол напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг и квадрат) и просит его подложить данные изображения к предметам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай, как я») и ставит шарик на кубик. Ребенок воспроизводит эти отношения плоскостными формами. Если он затрудняется, педагог помогает ему, указывая жестом направление в перемещении форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на свой образец.) И у тебя также». (Показывает на то, что сделал ребенок.) потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и между другими предметами.
4. Сделай картинку.
Цель. Закреплять умение различать и называть пространственные отношения: на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.
— Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.
Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия («Ежик под деревом», «Облако над деревом»).
5. Угадай, кто за кем.
Цель. Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование. Различные игрушки.
После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного – высокого, крупного, другого – маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спину большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего».
2-й вариант. Проводится игра «в прятки». Один ребенок прячется, а остальные дети под руководством педагога ищут его, последовательно осматривая в комнате мебель.
6. Кто за кем?
Цель. Познакомить с понятиями «спереди», «сзади»; учить употреблять в активной речи слова «спереди», «сзади».
Ход игры. Дети строятся в колонну. Педагог: «Кто стоит перед Ваней?» (Саша). Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани). Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши). Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей). (Аналогичная работа проводится с каждым ребенком).
Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов. Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов. Педагог: «Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятся спереди от вас? А какие предметы находятся сзади от вас?».
7. Передай мяч назад.
Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства (точка отсчета – тело); употреблять в активной речи слова «слева», «справа», «сверху».
Ход игры. Дети строятся в колонну. Первый передает мяч ребенку, стоящему за ним. Когда мяч окажется у последнего ребенка, он бежит в начало колонны, оказывается первым и передает мяч назад. По команде взрослого мяч передается сверху, слева, справа. Сначала детям предлагается проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
8. Рассели жильцов.
Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости; употреблять в речи слова «справа», «слева», «наверху», «внизу».
Оборудование. Макет дома с четырьмя окнами: вверху, внизу, слева, справа. Плоскостные изображения зверей.
Педагог говорит детям о том, что однажды разные звери собрались и решили жить вместе. И построили себе дом.
(На доске выставляются макет дома и изображения зверей). А потом стали спорить, кто где будет жить.
Педагог: «Давайте поможем зверям заселиться в дом». «Ежик будет жить справа». Один из детей помещает ежика в окно справа.
Аналогично проводится работа с остальными зверями. В конце игры педагог спрашивает детей: «Где живет ежик? Где ж ивет лягушка?» и т. д.
Для игры «Рассели жильцов» можно использовать мягкий конструктор. он хорош тем, что первоначально сам домик для животных можно сконструировать совместно с детьми, а затем уже «заселять в него жильцов».
9. Найди по описанию.
Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости листа; знание названий направлений пространства, геометрических форм; развивать внимание.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, расположенных в середине листа, левом и правом верхних и нижних углах.
На доске выставляются 3-5 карточек с изображением геометрических фигур. Детям предлагается внимательно слушая педагога, найти на доске подходящую к описанию карточку. («Найдите картинку, на которой круг в левом верхнем углу, квадрат в правом верхнем, овал в правом нижнем, а ромб в левом нижнем»). Игра продолжается до тех пор, пока на доске не останется одна карточка.
10. Игра с обручами.
Цель. Закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»; развивать пространственную ориентировку, внимание, быстроту реакции.
Оборудование. Два больших обруча.
Ход игры (проводится подгруппами по 3-5 человек).
11. Сыщики. Цель. Закреплять умение осуществлять движения в заданном направлении пространства, развивать внимание и запоминание; закреплять навык количественного счета.
Оборудование. Цветные квадраты размером 20 см×20 см, картинки с изображением различных предметов, круг красного цвета диаметром 20 см.
Ход игры. Педагог кладет на пол в середину красный круг и по четырем направлениям пространства (лево, право, вперед, назад) раскладывает от круга цветные квадраты на расстоянии 40 см друг от друга.
Детям предлагается искать картинки по инструкции педагога («Нужно пройти три шага влево», «Сделай два шага назад» и т. д.). Красный круг обозначает начальную точку отсчета. Если ребенок двигается верно, то под цветным квадратом он находит предметную картинку.
Настольный вариант игры «Сыщики»: дети с помощью фишек передвигаются по полю с клетками. В определенных клетках расположены изображения предметов. Если ребенок по инструкции педагога передвигал фишку верно, то он «находит» предмет.
Необходимо так же отметить, что в работу по развитию пространственного восприятия и формированию пространственных представлений нужно включать упражнения и игры по конструированию картинок, разрезанных на части, фигур из палочек, кубиков Никитина. Данные упражнения развивают способность перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способность соотносить части и целое.
Упражнения для формирования зрительного гнозиса
Блок II. Учимся следить глазами. Основная цель : формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. [рисунки 9-16]
Памятка для родителей
«Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»
Уважаемые родители!
Ваш малыш совсем подрос и скоро пойдет в школу. Давайте поможем ему учиться с увлечением и преодолевать первые трудности обучения грамоте. Для этого, вам, как заботливым родителям, важно знать о некоторых причинах и профилактике нарушений чтения и письма.
Почему могут возникнуть эти нарушения?
Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы в письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась. Что в таком случае происходит? Часто ребенок пишет так, как говорит.
Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить.
К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.
Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.
Если у Вашего ребенка есть предпосылки к возникновению нарушения чтения и письма, помните, что ошибки проще предупредить, чем корректировать в школе и расстраиваться из-за плохих отметок.
Давайте определим некоторые меры профилактики нарушений чтения и письма.
Что делать?
На этот вопрос ответил еще К. Д. Ушинский. Он писал: «. метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:
Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове.
Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков.
Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв.
Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих.
Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные».