На рисунке изображена часть пищеварительной системы коровы что обозначено под цифрой 1
Будет ли правильным написать, что одной из функций пищ.сис-мы является очищение крови от ядовитых веществ и токсинов печенью?
Можно ещё защитную указать: это барьерная функция, обеспечивающая защиту организма от вредных факторов (бактерицидное, бактериостатическое, дезинтоксикационное действие).
Секреторная функция- обеспечивает выработку пищеварительных соков, содержащих ферменты.
В каком отделе пищеварительной системы человека происходят основные процессы всасывания питательных веществ?
Тонкий кишечник является основным местом переваривания пищи и всасывания питательных веществ, причем в двенадцатиперстной кишке наиболее интенсивно происходят процессы ферментативного расщепления, а в остальных отделах тонкого кишечника в большей степени происходят процессы всасывания.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение пищеварительной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4) двенадцатиперстная кишка
Верно обозначенные подписи к рисунку:
4) поджелудочная железа
6) толстый кишечник
Рассмотрите схему участка первичной структуры молекулы белка. Какой цифрой обозначена на схеме пептидная связь? Ответ поясните. В каких отделах пищеварительной системы человека и с помощью каких ферментов будет происходить гидролиз пептидных связей?
1. Пептидная связь обозначена цифрой 2.
2. Пептидная связь образуется между аминогруппой (азотом аминогруппы) одной аминокислоты и карбоксильной группой (углеродом карбоксильной группы) другой аминокислоты.
3. Гидролиз пептидных связей происходит в желудке.
4. Расщепление осуществляет фермент пепсин.
5. Гидролиз пептидных связей происходит в тонком кишечнике.
6. Расщепление осуществляет фермент трипсин (химотрипсин).
Установите соответствие между признаком и типом червей, представители которого обладают данным признаком.
А) промежуточного хозяина нет
Б) личинка развивается в малом прудовике
В) пищеварительная система сквозная
Г) пищеварительная система замкнутая
Д) заражение происходит цистами
Е) личинка развивается в лёгких человека
1) Плоские черви (печёночный сосальщик)
2) Круглые черви (аскарида)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Плоские черви (печёночный сосальщик): личинка развивается в малом прудовике, пищеварительная система замкнутая, заражение происходит цистами. Круглые черви (аскарида): промежуточного хозяина нет (и личинка и взрослая особь развиваются в человеке), пищеварительная система сквозная, личинка развивается в лёгких человека.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?
2) механической обработки пищи
3) удаления жидких продуктов обмена
4) транспорта питательных веществ к клеткам тела
5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу
6) химического расщепления органических веществ пищи
Функции пищеварительной системы: механической обработки пищи; всасывания питательных веществ в кровь и лимфу; химического расщепления органических веществ пищи. Под цифрами 3 — функции почек и кожи; 4 — функция крови.
Не совсем корректен 1 вариант ответа, поскольку защитную функцию могут выполнять многие системы органов, в том числе и пищеварительная, например, лизоцим слюны — антибактериальные свойства. Но если ориентироваться на основную функцию пищеварительной системы, то ответ верный — 256.
Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
А) редукция аппендикса у человека
Б) редукция органов зрения у крота
В) исчезновение хлорофилла у повилики
Г) редукция нервной системы у асцидии
Д) отсутствие головы у двустворчатых
Е) редукция пищеварительной системы
2) общая дегенерация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Соответствия между примерами и направлениями эволюции:
1) идиоадаптация: А) редукция аппендикса у человека; Б) редукция органов зрения у крота.
2) общая дегенерация: Г) редукция нервной системы у асцидии; Г) редукция нервной системы у асцидии; Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков; Е) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня.
Идиоадаптация — частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.
Общая дегенерация — упрощение организации при переходе от активного образа жизни к более пассивному или паразитическому.
Укажите примеры дегенерации
1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
2) сидячий образ жизни асцидий
3) многососковость у человека
4) примитивная нервная система у кишечнополостных
5) плохо развитые глаза у крота
6) двухслойное строение тела медуз
Некорректно указывать 5 пункт, поскольку это пример частной дегенерации. Общая дегенерация — одно из направлений эволюционного процесса, связанное с упрощением организации, в том числе утратой органов и их систем. Дегенерация возникает при переходе от активных форм жизни к упрощению образа жизни. Так, малая подвижность и пассивный тип питания двустворчатых моллюсков привели к исчезновению головы, свиной цепень-солитёр «потерял» пищеварительную систему.
Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы (частная дегенерация), причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у подземных животных (крот), пещерных (протей), глубоководных. Малоподвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви).
Презентация по биологии на тему: «Тренажёр 23-го задания ЕГЭ по биологии,3 часть» (11 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.
Ответ(1) 1. Цифрой 1 обозначен зародышевый диск, цифрой 2 — желток, цифрой 3 — воздушная камера. 2. Зародышевый диск — оплодотворённая яйцеклетка, из которой развивается цыплёнок. 3. Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца.
2 К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?
Ответ(2) 1) Подцарство — Одноклеточные; тип — Простейшие 2) А – сократительная вакуоль; Б – ядро 3) Сократительная вакуоль – удаление жидких продуктов жизнедеятельности, поддержание и для осмотической регуляции; ядро – регулирует все процессы жизнедеятельности, несет наследственную информацию или 1) На рисунке изображена Амёба. Подцарство Простейшие (Одноклеточные), тип Саркожгутиковые
3 К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Укажите тип деления клетки, который лежит в основе этого процесса.
Назовите тип и классы животных, изображённых на рисунках. Укажите два основных признака, общих для этих животных. 4
1) Тип членистоногие. 2) Классы: 1 – Ракообразные, 2 – Паукообразные, 3 – Насекомые. 3) Общие признаки – сегментация тела (и членистые конечности) и хитиновый покров. Ответ(4)
Какие организмы изображены на рисунке? В чём заключается биологический смысл их отношений? 5
1) показаны актиния и рак-отшельник; 2) между ними существуют симбиотические отношения; 3) рак предоставляет актинии остатки пищи и транспортирует её, а актиния своими щупальцами со стрекательными клетками обеспечивает раку защиту Ответ(5)
6 Назовите изображённый на рисунке организм и тип, к которому его относят. Что обозначено буквами А и Б, назовите функции указанных клеток.
Ответ(6) 1) Гидра, тип Кишечнополостные. 2) А — стрекательные клетки (находятся в эктодерме). Стрекательные клетки служат гидре орудием нападения и защиты. 3) Б – пищеварительно-мускульные клетки (находятся в энтодерме) – участвует передвижении и обеспечивает внутриклеточное пищеварение. (Мускульные волоконца их способны к сокращению. Когда они укорачиваются, тело гидры становится более тонким. Пищеварительно-мускульные клетки энтодермы способны образовывать ложноножки, захватывать и переваривать в пищеварительных вакуолях мелкие пищевые частицы).
7 Рассмотрите скелет птицы, как называются части скелета обозначенные цифрами 1 и 2, какое значение они имеют.
Ответ(7) 1) Под цифрой один — киль, под цифрой 2 — цевка — приспособление для полета, 2) Киль (вырост грудины) — к нему прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. 3) Цевка (часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую кость) — дополнительная кость для мягких приземлений и обеспечивает способность не падать с веток (или, длинная цевка помогает птице лучше отталкиваться при взлете и бегать по земле).
8 Рассмотрите рисунок рака. Какой орган отмечен знаком, к какой системе органов относится указанный орган? Какую функцию он выполняет?
Ответ(8) 1) Знаком вопрос отмечено сердце (или, На спинной стороне головогруди находится пятиугольное сердце, от которого отходят кровеносные сосуды) 2) Сердце относится к кровеносной системе (незамкнутая) 3) Функции сердца: нагнетательная (сокращаясь, сердце гонит кровь в кровеносные сосуды. Сосуды, отходящие от сердца, разносят кровь по всему телу, заканчиваясь, они открываются в промежутки между внутренними органами)
Какие черты приспособленности у изображенного организма к среде её обитания? Какие недостатки приспособленности? 9
Ответ(9) 1) Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (камбала, скаты). При этом камбала ещё способна менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона, путём перераспределения пигмента в покровах тела (или, способна к быстрому изменению покровительственной окраски благодаря перераспределению пигментов в хроматофорах кожи) 2) Уплощенное с боков тело — это приспособление для жизни на дне глубоких морей; глаза смещены на одну сторону 3) Недостатки приспособленности: небольшая площадь, занимаемая жабрами — потому что не достаточно кислорода и рыба малоподвижна. Относительный характер приспособленности. Приспособленность к среде обитания носит относительный характер, полезна только в тех условиях, в которых она исторически сформировалась.
10 Определите по рисунку тип и класс изображённого животного. По каким признакам это можно сделать? В чём особенности пищеварения данного животного? Ответ поясните.
Ответ(10) 1) Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. 2) признаки — 4 пары ходильных ног, маленькая головогрудь, большое нечленистое брюшко. 3) По способу питания паук — хищник, пищеварение внеорганизменное (внекишечное
Назовите типы и виды животных, нервные системы которых показаны на рисунке. Чем эти системы отличаются друг от друга? 11
1) Цифрой 1 обозначена нервная система белой планарии. (Тип Плоские черви). 2) Цифрой 2 обозначена нервная система пресноводной гидры. (Тип Кишечнополостные). 3) У планарии нервная система стволового или лестничного типа, а у гидры – диффузная нервная система. Примечание. Если указаны типы и не указано видовое название, то отметка не должна снижаться Ответ(11)
К какому типу животных принадлежит организм, клеточное строение которого показано на рисунке? Какие клетки обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции выполняют эти клетки? 12
1) это клетки животного, относящегося к типу Кишечнополостные; 2) 1 – стрекательные клетки, выполняющие защитную функцию; 3) 2 – пищеварительно-мускульные клетки, выполняющие функцию переваривания пищи Ответ(12)
13 При рождении горностаевые кролики имеют белую окраску шерсти. Позже на отдельных участках появляется чёрная окраска. Что изучали в данном эксперименте? Какова была его методика? Какие выводы были сделаны из этого эксперимента?
Ответ(13) 1) У кроликов выщипывали шесть и прикладывали к оголённому участку кожи мешок со льдом. На оголённом участке выросла чёрная шесть. 2) Выясняли зависимость выработки пигмента окраски шерсти от температуры, повышая и понижая температуру внешней среды. 3) Вывод: признак проявляется в зависимости от температуры, т. е. от условий внешней среды, и является модификационным изменением.
14 Назовите эту птицу и семейство, к которому она принадлежит. Определите по рисунку образ жизни, характер питания и приспособления к образу жизни, который она ведёт.
Ответ(14) 1) Пеликан, семейство Пеликановые. Хорошо летает, живёт вблизи водоёмов 2) Крупная водоплавающая птица с развитыми плавательными перепонками. 3) Использует клюв со специальным мешком для ловли рыбы
15 Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображенного на рисунке, доказывают его наземное происхождение? Приведите доказательства. С какой группой современных позвоночных животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это свойство? Ответ обоснуйте.
Ответ(15) 1) грудные плавники имеют сходство в строении с конечностью наземного типа (пояс конечности и свободная конечность из трех отделов: плеча, предплечья, кисти); 2) имеются рудиментарные кости тазового пояса, свидетельствующие о наличии у предков задних конечностей; 3) сходство с рыбами по форме тела и плавников; 4) название процесса — конвергенция; это формирование сходных признаков у неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях.
16 На рисунке изображены конечности насекомых. Определите под каким номером прыгательная конечность, а под каким копательная. Укажите под действием какого пути эволюции образовались эти типы конечностей.
3) функция билипидного слоя – а) структурная, б) транспортная
Какие органы обозначены на рисунке цифрами 1 и 3? Укажите их функции. К какой системе организма человека они принадлежат?
1) Цифрой 1 обозначены почки.
Почки, через которые удаляются жидкие продукты обмена веществ (продукты распада белков, содержащие азот, избыток воды, некоторые соли и другие вещества). Почки поддерживают водно-солевой баланс в организме.
2) Цифрой 3 обозначены мочеточники.
Мочеточник представляет собой тонкую длинную трубку с упругими мышечными стенками. По мочеточникам (от правой и левой почки) моча стекает в мочевой пузырь.
3) Относятся к мочевыделительной системе — она состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.
Прежде чем жидкость попадет в мочевой пузырь, она накапливается в почечной лоханке.
Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.
2. Зародышевый диск — оплодотворённая яйцеклетка, из которой развивается цыплёнок.
3. Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца.
Будет ли ошибкой сказать, что 1- оплодотворенная яйцеклетка, из которой развивается зародыш? Или обязательно указывать «зародышевый диск»? И если вместо слово «желток» написать запас питательных веществ для зародыша?
Поставят 2 балла, т.к. не употребляются термины.
Какие функции выполняет печень человека? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) барьерную функцию, обезвреживая токсины
2) секретирует пищеварительные ферменты
3) является депо крови
4) секретирует соляную кислоту
5) осуществляет гуморальную регуляцию в организме
6) секретирует желчь в двенадцатиперстную кишку
Функции печени: барьерная функция, обезвреживая токсины; депо крови; секретирует желчь в двенадцатиперстную кишку.
Я могу ошибиться, но секретирует желчь в двенадцатиперстную кишку желчный пузырь
Желчный пузырь — орган, в котором накапливается поступающая из печени жёлчь
для справки: печень участвует в гуморальной регуляции организма посредством выработки ИФР (инсулиноподобный фактор роста клеток)
Каким будет видеть взрослый человек изображение объекта, обозначенного цифрой 1?
1) реальным по размеру, действительным
2) увеличенным перевернутым
3) реальным по размеру, перевернутым
4) уменьшенным перевернутым
Видеть взрослый человек изображение объекта, обозначенного цифрой будет реальным по размеру, действительным, т.к. образ возникает в коре переднего мозга, и основан на анализе восприятия изображения.
человек видит перевернутую картинку, но его мозг «переделывает» картинку с учетом знаний об окружающем мире. Был даже проведен эксперемент, в ходе которого взрослым людям давали специальные очки, переворачивающие картинку и через 2 недели, сняв очки люди терялись в пространстве, потому что мозг переставал изменять картинку. И взрослые и дети видят одинаково, наши глаза одинаково воспринимают информацию, а вот мозг немного отличается. Я считаю, что вопрос поставлен неверно, корректнее было бы «как человек воспринимает изображение?». Потому что(повторюсь) видит и взрослый и ребенок одинаково
Установите соответствие между изображёнными ниже характеристиками и органоидами, обозначенными цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОРГАНОИДЫ
А) организует цитоскелет в клетке
Б) служит для формирования веретена деления
В) образует лизососмы
Г) является немембранным органоидом
Д) обеспечивает созревание белков после синтеза
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
На картинках изображены 1) центриоли и 2) аппарат Гольджи.
Центриоли два перпендикулярно расположенных относительно друг друга цилиндра из микротрубочек. Центриоли организуют цитоскелет в клетке и участвуют в формировании веретена деления.
В мембранных цистернах аппарата Гольджи происходит созревание синтезированных белков и формирование лизосом.