На сколько процентов двигательная активность девочек ниже чем у мальчиков
Согласно новому исследованию ВОЗ, большинство подростков в мире ведут малоподвижный образ жизни, что ставит под угрозу их сегодняшнее и будущее здоровье
Cогласно первому в истории исследованию уровня физической активности среди подростков, подготовленному учеными из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для повышения уровня физической активности мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 17 лет требуются неотложные меры. По выводам авторов работы, опубликованной в журнале The Lancet Child & Adolescent Health, показатели физической активности более 80% посещающих школу подростков в мире — 85% девочек и 78% мальчиков — находится ниже рекомендованного уровня (не менее одного часа в сутки).
Как следует из публикации, основанной на анализе результатов опроса 1,6 миллиона учащихся в возрасте 11–17 лет, в период 2001-2016 гг. по уровню физической активности девочки отставали от мальчиков во всех 146 исследованных странах, кроме четырех (Тонга, Самоа, Афганистан и Замбия).
В 2016 г. разница между долей мальчиков и долей девочек, уровень физической активности которых соответствовал рекомендованному, превышала 10 процентных пунктов почти в каждой третьей стране (в 43 из 146, т.е. 29% стран), причем самый большой разрыв наблюдался в Соединенных Штатах Америки и Ирландии (более 15 процентных пунктов). В большинстве стран, охваченных исследованием (в 107 из 146, т.е. 73% стран), в период 2001–2016 гг. этот гендерный разрыв увеличился.
Дефицит движения негативно сказывается на здоровье подростков
По мнению авторов исследования, доля подростков, ведущих малоподвижный образ жизни, остается чрезвычайно большой, что негативно отражается на их сегодняшнем и будущем здоровье. «Требуются неотложные меры для повышения уровня физической активности, особенно среди девочек», — сказала один из авторов исследования д-р Реджина Гатхолд (ВОЗ).
Ведение физически активного образа жизни в подростковом возрасте благоприятно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, метаболизме сердца и массе тела. Появляется все больше данных о том, что физическая активность также играет положительную роль в когнитивном развитии и социализации подростков. Известно, что многие из этих благоприятных результатов сохраняются и во взрослом возрасте. Необходимая для достижения этих результатов рекомендованная ВОЗ суточная норма двигательной активности для подростков — не менее часа умеренной или интенсивной физической активности в сутки.
Авторы провели анализ данных, собранных в ходе опросных исследований уровня физической активности у школьников, чтобы оценить, какая доля детей в возрасте 11-17 лет не соблюдает эти рекомендации. При оценке учитывались все виды физической активности, такие как активные игры, досуг и спорт, активная работа по дому, ходьба и езда на велосипеде или другие способы активного передвижения, занятия физкультурой и регулярные физические упражнения.
Для повышения уровня физической активности подростков авторы исследования рекомендуют принять следующие меры:
Необходимо, чтобы активный образ жизни пропагандировался на самом высоком уровне, в том числе национальными, городскими и местными лидерами, как средство достижения здоровья и благополучия для всех, включая подростков.
«В исследовании подчеркивается, что дети и подростки имеют право играть и должны иметь возможность реализовать свое право на физическое и психическое здоровье и благополучие, — говорит соавтор исследования д-р Фиона Булл, ВОЗ. — Сегодня четверо из пяти подростков лишены радостей регулярной физической активности и тех благ, которые она несет в плане социализации и физического и психического здоровья и благополучия. Эту ситуацию можно исправить при наличии политической воли и решительных мер. Необходимо призвать лиц, ответственных за разработку политики, и всех соответствующих субъектов к незамедлительным действиям в интересах здоровья нынешнего и будущих поколений».
Тенденции в области физической активности свидетельствуют о некотором улучшении ситуации для мальчиков, но не для девочек
В новом исследовании был впервые сделан анализ того, как менялись тенденции в период 2001–2016 гг. Для этого на все 146 стран, охваченных исследованием, были экстраполированы тенденции, отмеченные в 73 странах, в которых в течение этого периода регулярно проводились обследования уровня физической активности среди подростков.
По итогам проведенного анализа было установлено, что в глобальном масштабе в период 2001–2016 гг. распространенность малоподвижного образа жизни несколько снизилась среди мальчиков (с 80% до 78%), но никак не изменилась у девочек (осталась на уровне порядка 85%).
Авторы исследования отмечают, что сохранение этих тенденций не позволит достичь глобального целевого показателя относительного сокращения дефицита физической активности на 15%, необходимого для того, чтобы к 2030 г. средний показатель дефицита физической активности в мире составлял не выше 70%. Напомним, что этот целевой показатель был одобрен всеми странами на Всемирной ассамблее здравоохранения в 2018 г.
В 2016 г. Филиппины стали лидером по распространенности дефицита физической активности среди мальчиков (93%), а Южная Корея — среди девочек (97%) и подростков обоего пола вместе взятых (94%). Бангладеш, напротив, стала страной с самой низкой распространенностью дефицита физической активности среди мальчиков, девочек и подростков обоего пола вместе взятых (63%, 69% и 66%, соответственно).
Странами с наиболее низким дефицитом движения среди мальчиков были Бангладеш, Индия и США. Авторы отмечают, что более низкую распространенность малоподвижного образа жизни в Бангладеш и Индии (где в 2016 г. дефицит движения отмечался у 63% и 72% мальчиков, соответственно) можно объяснить высокой популярностью в этих странах национальных видов спорта, таких как крикет. При этом в США низкий показатель дефицита физической активности (64%) может быть обусловлен хорошим преподаванием физической культуры в школах, интенсивным освещением спортивных событий в СМИ и наличием большого числа спортивных клубов (в таких дисциплинах, как хоккей, американский футбол, баскетбол или бейсбол).
Наиболее низкие показатели распространенности дефицита физической активности среди девочек наблюдались в Бангладеш и Индии, что, вероятно, можно объяснить социальными особенностями, такими как повышенный объем выполняемой девочками работы по дому.
Дефицит физической активности среди подростков вызывает серьезную озабоченность
«Беспокойство вызывает отмеченная тенденция к снижению физической активности у девочек по сравнению с мальчиками, — говорит один из авторов исследования Лиэнн Райли, ВОЗ. — Чтобы повысить уровень и регулярность физической активности у девочек в подростковом, а затем и во взрослом возрасте, необходимо создавать для них соответствующие возможности с учетом их интересов и потребностей».
По мнению авторов исследования, для повышения уровня физической активности молодежи правительствам стран потребуется выявить и устранить многочисленные причины дефицита движения и соответствующие факторы неравенства — социальные, экономические, культурные, технические и экологические, — которые могут способствовать хроническому дисбалансу в уровне физической активности мальчиков и девочек.
«Страны должны разработать или обновить свою политику в этой сфере и выделить необходимые ресурсы для повышения физической активности, — добавляет д-р Булл. — Нужно проводить политику, направленную на повышение уровня всех типов физической активности, в том числе посредством физического воспитания, развивающего грамотность в вопросах физического здоровья, создания возможностей для занятий спортом, активных игр и активного досуга, а также обеспечения безопасной среды, в которой подростки могут не бояться ходить пешком и ездить на велосипеде. Комплексные мероприятия потребуют налаживания взаимодействия между целым рядом секторов и субъектов, включая школы, семьи, организации по оказанию услуг в области спорта и досуга, специалистов городского планирования, а также городских и местных лидеров».
Примечания для редакторов
Это исследование было профинансировано Всемирной организацией здравоохранения и проводилось учеными ВОЗ, Имперского колледжа Лондона и Университета Западной Австралии.
Авторы обращают внимание на наличие у исследования некоторых ограничений, в том числе на тот факт, что авторы использовали только информацию, полученную от подростков, посещающих школу, и не располагали данными о физической активности подростков, которые в школу не ходят. Посещающие школу подростки могут по характеристикам отличаться от других своих сверстников, поскольку чаще происходят из более благополучных семей, в большей степени заинтересованных в хорошей успеваемости в других учебных дисциплинах, нежели в физической культуре и спорте. Кроме того, хотя исследованием в целом было охвачено 81% посещающих школу подростков, этот охват на уровне стран был неравномерным и варьировался в пределах от 36% в странах с низким уровнем дохода до 86% в странах с высоким уровнем дохода.
В исследовании использовались только сведения, полученные по итогам опросов самих подростков, поэтому эти данные могли содержать искажения. Данные с носимых устройств не использовались ввиду отсутствия возможности их сопоставления с результатами опросных исследований.
Особенности двигательного режима в зависимости от возраста и пола детей
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. При ограничении движения снижается иммунитет, происходит задержка развития, замедляется рост в целом. Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования развития детского организма.
Описание слайда:
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация зависит от социальных факторов.
Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).
Описание слайда:
Суточная двигательная активность — это сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности:
активность в процессе физического воспитания;
физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
спонтанная физическая активность в свободное время.
Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности,количеству локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Описание слайда:
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей.
Описание слайда:
Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек двигательная активность практически не отличается от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у девочек меньше).
Двигательная активность наименьшая у детей, не занимающихся спортом или другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50 %) она уменьшается с началом обучения в школе.
Описание слайда:
Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме — от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений (препатологические и патологические состояния): развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.
Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.
Описание слайда:
Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.
Двигательный режим детей дошкольного возраста включает:
Оздоровительные занятия физкультурой
Самостоятельная двигательная активность
Физкультурно-массовые мероприятия (эстафеты, соревнования)
Описание слайда:
Целью формирования двигательной активности является полноценное развитие способностей детей. Необходимо рационально организовывать двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.
Описание слайда:
Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ, совершенствуется нервная система.
Влияние двигательной активности на развитие ребенка
Описание слайда:
В результате систематической работы мышцы становятся более объемными и крепкими, не теряя при этом эластичности. Одновременно совершенствуется и костная система: повышается прочность костей, их готовность к нагрузкам. Равномерная работа мышц туловища формирует осанку, что имеет важное эстетическое и физиологическое значение. Правильная осанка предполагает правильное положение органов и нормальное их функционирование.
Описание слайда:
Наиболее активно работают сердечнососудистая и дыхательная системы. Сердце под влиянием адекватных нагрузок становится сильнее. Позитивные изменения отмечаются даже у детей, изначально имеющих нарушения в работе сердца. Емкость легких возрастает, увеличиваются их функциональные возможности: ткани тела лучше кровоснабжаются и получают больше кислорода. Особенно полезны упражнения на улице, способствующие закаливанию.
Система внутренних органов
Описание слайда:
Работающие мышцы стимулируют центральную нервную систему. Чем более высоко координированными становятся движения, тем лучше идет процесс психического развития. Между уровнем физической активности и речевым развитием существует прямая зависимость. Практический опыт, который получает активный ребенок, приводит к увеличению словарного запаса и развитию мышления. Позитивное влияние двигательная активность оказывает на эмоциональную и волевую сферу психики.
Психическое регулирование
Описание слайда:
Характер двигательного режима напрямую зависит от возраста детей. Дети младшего возраста более активны, выбираемые ими игры отличаются подвижностью. У детей старшего дошкольного возраста приоритеты смещаются в сторону образовательных занятий, появляется интерес к компьютерным играм
Возрастные особенности двигательной активности
Описание слайда:
Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки. В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку и выполнять простейшие музыкальноритмические и танцевальные движения
Возрастная характеристика детей 2-3 лет
Описание слайда:
3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.
К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. В этом дошкольном возрасте движение является обязательным условием всестороннего развития. Двигательная активность учит общению, положительно влияет на эмоции и воображение, способствует развитию интеллекта. В основе режима лежит нерегламентированная активность, когда игры ребенок выбирает самостоятельно.
Возрастная характеристика 3-4 лет
Описание слайда:
Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми.
Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску. Ярко проявляются половые различия в активности детей дошкольного возраста, их игровая деятельность приобретает различную направленность. Мальчики проявляют интерес к играм подвижного характера (футбол). Девочкам нравятся спокойные сюжетные игры («Дочкиматери», «Кухня»).
Возрастная характеристика детей 4-5 лет
Описание слайда:
В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.
Совершенствуются двигательные навыки, улучшается координация. Деятельность становится разнообразной и осознанной. Резкие отличия в выборе самостоятельной активности исчезают, дети организовываются в небольшие группы с участием мальчиков и девочек и вместе выполняют несложные упражнения (прыжки через препятствия, бросание мяча, ходьба по бревну).
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Описание слайда:
Тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
Проявляется устойчивый интерес к определенным видам активности, спортивным играм. У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство самоконтроля и самооценка. Они целенаправленно тренируют конкретные навыки, многократно повторяют одни и те же движения, оценивают свою деятельность в сравнении с другими
Описание слайда:
Динамика двигательной активности Формирование подгрупп детей с разным уровнем активности В зависимости от степени подвижности, проявления самостоятельности и склонности к определенным занятиям дети делятся на три подгруппы. Подобный подход дает возможность проводить прицельную работу и применять индивидуальный подход.
Высокая активность, средняя активность Поведение спокойное, подвижность умеренная и постоянная. Движения осмысленные, уверенные, целенаправленные, настроение хорошее. Ярко выражена саморегуляция двигательной активности при наличии необходимых условий (достаточное пространство, игрушки, спортивный инвентарь). Корректировка двигательного режима сложностей не вызывает.
Низкая активность Плохой прогностический признак развития малыша. Причинами могут быть слабое здоровье, плохая психологическая атмосфера в дошкольной группе, постоянные запреты взрослых и др. Такие ребята обычно пассивные, молчаливые, быстро устают. Они предпочитают находиться в стороне, избегают активных игр. Хорошим способом корректировки двигательного режима будет увеличение площади и предметное ее обогащение. Кроме прицельной работы с каждой из групп в отдельности, полезно объединять детей разной подвижности в совместных играх, при этом на двоих предлагается лишь одна игрушка. Примерами таких занятий могут быть перекидывание друг другу мяча, вращение скакалки вдвоем, преодоление препятствий по очереди.
Описание слайда:
Утро. Предлагаемая деятельность должна быть хорошо знакома детям. Варианты игр: «Холодно-горячо», «Пронеси мяч через препятствие» и др. Следует учитывать, какими будут занятия после завтрака. Если же детей ожидает физкультурное занятие, то утром лучше ограничиться разминкой или другими малоподвижными видами. Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии (ожирение, нарушения слуха или зрения), также должна осуществляться утром.
Прогулка. Прогулка проводится дважды в день и включает в себя самостоятельную деятельность, когда активный ребенок проявляет творческие способности, а также специально организованную. Предлагается устраивать одну подвижную игру, в которой участвуют все дети сразу, и по две игры для подгрупп.
Вечер. Период начинается сразу после дневного сна (с гимнастики и дыхательных упражнений). Возможно проведение физкультурных праздников или самостоятельная двигательная активность детей с использованием различного спортивного инвентаря. Период носит более спокойный характер, настраивает ребенка на завершение дня.
План двигательной активности ребенка на день
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Для ознакомления с видео пройдите по ссылке..
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мальчики – сильные, девочки гибкие. Или как учитывать гендерные особенности детей, занимаясь физкультурой
Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.
К сожалению, не все родители умеют видеть в детях будущих мужчин и женщин. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Биологические половые (гендерные) различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Учет гендерных (половые) особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.Существуют различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста. Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками. В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Если девочкам в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, спрыгивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.
Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.
По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.
У мальчиков лучше развита первая сигнальная система – врожденные психические показатели, рефлексы. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система – приобретённые психические образования – речь, раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.
Мальчишескую двигательную активность отличают простота, угловатость, силовой атлетический стиль, целенаправленность, отсутствие вычурности, элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными, немного вычурными, с разнообразной жестикуляцией и мимикой, осторожные, танцевальные, более координированные, чем у мальчиков.
Занимаясь в семье физическими упражнениями необходимо учитывать физиологические особенности детей и использовать разный подход к занятиям.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому не стоит подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.