На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар

3700 тестов по истории Казахстана. Вопросов 571 — 600

571. Кража скота и имущества по законам Тауке хана относилась к тяжким преступлениям. Как наказывали вора?
А) Закидывали камнями.
В) Приговаривали к повешению.
+С) Били плетьми.
D) Сажали в яму.
Е) Изгоняли из аула.

572. Кто платил налоги: ушур, бадж, харадж?
А) Кочевники-скотоводы.
В) Земледельцы и скотоводы.
С) Ремесленники и торговцы.
D) Земледельцы и ремесленники.
+Е) Все перечисленные.

573. Укажите свадебный головной убор девушки:
А) Кимешек.
В) Кундик.
+С) Саукеле.
D) Жаулык.
Е) Желек.

574. Какой целебный напиток изготавливали из верблюжьего молока?
А) Айран.
В) Катык.
С) Кумыс.
+D) Шубат.
Е) Ряженка.

575. На торжествах проводились разнообразные игры. Что означало состязание кокпар?
А) Борьба силачей.
В) Скачки.
С) Песенное состязание акынов.
+D) Скачки с тушей козы.
Е) Стрельба из лука.

576. Как называлась спортивная игра, в которой вместо золотых слитков надо было сбить слитки из серебра стрелой из лука?
А) Алтын какак ату.
В) Балуан курес.
+С) Жамбы ату.
D) Сайыс.
Е) Байга.

577. Какой подарок матери невесты делал жених?
А) Тарту.
В) Калым.
С) Тоймал.
D) Каде.
+Е) Сут акы.

578. Кочевники-скотоводы верили в то, что у каждого вида скота свой хранитель. Укажите хранителя коровы?
А) Шопан-ата.
+В) Зенги-баба.
С) Камбар-ата.
D) Ойсыл-кара.
Е) Жер-ана.

579. Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем. Укажите его?
А) Урын.
В) Калындак ойнау.
С) Беташар.
+D) Отпен аластау.
E) Балуан курес.

580. Что означало, когда в народе говорили: «Если появится Сириус, то вода станет холодной»?
+А) Нельзя купаться.
В) Нельзя поить скот.
С) Нельзя поливать растения.
D) Нельзя перегонять скот.
Е) Все перечисленное.

581. Как скотоводы определяли: восток, запад, юг и север?
А) Глядя на луну.
B) С помощью компаса.
С) Наблюдая положение «Большой медведицы».
+D) Глядя на солнце.
Е) Наблюдая за положением созвездия «Близнецы».

582. Что являлось зеркалом всех сторон жизни казахов?
А) Состязания джигитов.
+В) Устное народное творчество.
С) Обычаи.
D) Традиции.
Е) Религиозные верования.

583. Выделите из перечисленных дастанов, относящихся к героическому эпосу.
А) «Макпал-кыз».
В) «Кыз Жибек».
С) «Кулше-кыз».
D) «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
+Е) «Ер-Косай».

584. Укажите музыкальный инструмент, сделанный из камыша и дерева, на котором играли казахские музыканты:
А) Домбра.
В) Кобыз.
С) Сырпай.
+D) Свирель.
Е) Все перечисленное.

585. Назовите одного из знаменитых жырау Казахского ханства, жившего в 16 веке:
А) Жиембет-жырау.
В) Асан-кайгы.
С) Бухар-жырау.
D) Есен-Берди.
+Е) Доспамбет-жырау.

586. В окрестностях Сыгнака располагался некрополь степных ханов Шайбана. В одном из мавзолеев этого некрополя, вероятно был захоронен хан Абулхаир. Укажите этот мавзолей:
+А) Кок-Кесене.
В) Даут-бека.
C) Сарлы-там.
D) Мавзолей Ахмеда Яссауи.
Е) Мавзолей Карахана.

587. Какой графикой пользовались казахи в 15-17 веках?
+А) Арабской.
В) Китайской.
С) Иранской.
D) Русской.
Е) Тюркской.

588. В каком году на территории Казахстана была заложена Семипалатинская крепость?
А) 1716 год.
В) 1717 год.
+С) 1718 год.
D) 1719 год.
Е) 1720 год.

589. Кто вел переговоры в 1595 году в Казахстане с ханом Тауекелем?
А) Чубуков.
В) Тевкелев.
+С) Степанов.
D) Строганов.
Е) Беляков.

590. Какие племена, переселившиеся в Поволжье в 17 веке, стали называть калмыками?
+А) Ойратов.
В) Ногайцев.
С) Кочевых узбеков.
D) Кыпчаков.
E) Все перечисленное.

591. На кого опирался джунгарский хунтайджи в управлении государством?
+А) На ноянов и жайсанов.
В) На султанов.
С) На темников и ноянов.
D) На манапов.
Е) На жайсанов и жужаней.

592. В каком году началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане?
А) В 1946 г.
В) В 1949 г.
С) В 1951 г.
+D) В 1954 г.
Е) В 1959 г.

593. В годы освоения целины какое количество земель было разработано в Казахстане?
А)15 млн.га.
В)20 млн.га.
+С) 25 млн.га.
D)30 млн.га.
Е)35 млн.га.

594. За труды в какой области науки К.Сатпаев получил Государственную премию?
А) За новый вид вооружения.
В) За руководство Казахской Академией Наук.
С) Исследование обширного региона Восточного Казахстана
+D) За исследование Джезказганского медного месторождения
E) За бескорыстную помощь фронту.

595. Кто из казахстанских ученых подвергся репрессиям в послевоенные годы и был приговорен к 25 годам лишения свободы?
А) К.Жумалиев.
B) К.Сатпаев.
+С) Е. Бекмаханов.
D) М.Ауэзов.
Е) С.Муканов.

596. Когда была открыта Академия Наук КазССР?
А) 1939 г.
В) 1943 г.
+С) 1946 г.
D) 1949 г.
Е) 1953 г.

597. Какое место занимал Казахстан в Союзе по выпуску продукции к 1960г.?
А) Первое.
+В) Третье.
С) Пятое.
D) Седьмое.
Е) Девятое.

598. Кому принадлежала идея освоения целинных и залежных земель?
А) Ученым Академии наук СССР.
В) Ученым Академии наук Каз. СССР.
C) Сельскохозяйственным специалистам на местах.
D) Идея зарубежных ученых.
+Е) Высшим звеньям государственной власти.

599. Сколько человек переехало в Казахстан в годы освоения целины?
А) 10 млн.
В) 5 млн.
+С) 2 млн.
D) 1 млн.
Е) 0,5 млн.

600. Какой вид транспорта в Казахстане 1950-х годах развивался ускоренными темпами?
А) Воздушный.
В) Морской.
С) Автотранспортный.
+D) Железнодорожный.
Е) Речной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Казахский кокпар: игра настоящих мужчин

На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть картинку На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Картинка про На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар

Тысячелетиями кочевники закаляли характер и оттачивали свои навыки отважного воина и виртуозного всадника, играя в кокпар. Эта древняя, известная со времен зороастризма конная игра популярна не только среди казахов, но также среди киргизов, таджиков, узбеков и других народов Средней Азии.

Казахское название игры «кокпар» происходит от общетюркского «кок бору» – серый волк (каз. көкбөрі). Согласно одной из легенд, волки, задрав овцу, относили ее голову волчатам, а те с ней играли. Люди стали называть это игрой волчат (волков), а постепенно родилось наименование «кок-бору».

Страсти по кокпару не стихали никогда. Даже в советское время, когда играть в кокпар запрещали, отчаянные смельчаки тайком уезжали в степь, чтобы уважить традиции предков. Кокпар – это не просто развлечение. Он закаляет воинский дух мужчины, воспитывает в нем хладнокровие, честность и, конечно, физические навыки. Молодежь приобретала опыт борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях практически настоящего боя.

Правила игры в кокпар несложные. Всадники делятся на две команды и борются за тушу козла. Раньше земляки из одного аула на полном скаку, отбиваясь от соперников, уносили приз в свой аул. В современном варианте цель игроков –удержать тушу и забросить в «казандык» (ворота) команды соперника. В каждой из команд по 12 человек, выходят по четыре игрока с каждой стороны, в ходе игры всадники сменяют друг друга. Ведь выстоять даже несколько минут тяжело и наезднику, и лошади.

«Попробуйте верхом на коне отобрать у другого всадника, а затем на скаку удерживать тушу козла, которая весит около 40 килограмм, когда на тебя напирают со всех сторон кони и люди! При этом надо еще и управлять лошадью и не слететь с нее», – рассказывает чемпион Азии и Казахстана по кокпару Александр Пупенко.

Александр – личность незаурядная. Единственный украинец в национальной сборной Казахстана. Говорит, что в кокпар попал не случайно, с ранних лет тянуло к лошадям: «С восьми лет я в седле. В поселке Интернациональный под Астаной (ныне Нурсултан), где я родился, есть конноспортивный клуб «Кулагер». Начинал с того, что обучал там жеребят и готовил их к скачкам. В девять лет я уже сам скакал и выступал за клуб, а позже, когда повзрослел и набрал вес, плавно перешел в кокпар. Поначалу просто наблюдал, потом появился азарт и захотелось попробовать самому. Уже в 16 лет в составе сборной Астаны я впервые участвовал в молодежном чемпионате Казахстана, тогда мы взяли бронзу. Через год было серебро, а еще через год мы выиграли золото, а я был признан лучшим игроком, забив 44 гола».

На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть картинку На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Картинка про На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар

Если в скачках могут участвовать легкие подростки, то кокпар – дело крепких и опытных мужчин. Он требует немалой силы и сноровки.

«Спорту я уделяю минимум два-три часа каждый день. Хожу в спортзал, играю в футбол, баскетбол, волейбол, качаюсь. Важно не только уметь поднимать тяжести, но и быть при этом гибким и ловким, поэтому в кокпаре себя хорошо проявляют те, кто занимался, к примеру, борьбой или дзюдо. Плюс, обязательно нужно следить за питанием, потому что каждый лишний килограмм играет роль», – говорит Александр.

К выбору лошади тоже подходят со всей ответственностью. Участвуют в игре исключительно жеребцы, кобылы традиционно не привлекаются. При этом не всякий жеребец достоин стать членом команды. Нужно отобрать сильного, выносливого, неагрессивного коня, обладающего при этом ярким темпераментом.

«Пятьдесят процентов победы в игре зависит от всадника, остальные пятьдесят – от скакуна. Даже если игрок сильный, а лошадь слабая, то, как ни старайся, ничего не сделаешь. Поэтому я всегда сам тренирую лошадь под себя, чтобы она понимала меня и резво откликалась на все мои команды. Между всадником и жеребцом обязательно должна установиться связь. Сейчас у меня есть собственная лошадь по кличке Пеле, с которой я выступаю, ей восемь лет. Это скоростной чистокровный англичанин», – делится секретами успешной игры Александр.

На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть картинку На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Картинка про На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар

В кокпаре используется только козлиная туша, так как она обладает особой прочностью и выдерживает напряжение, когда участники игры тянут ее в разные стороны. В современных вариантах иногда используется муляж, но он не прижился.

«Я играю в позиции нападающего. Моя цель – поднимать козла и забивать голы. Как в футболе – Месси, Роналдо, – улыбается Александр. – Когда в честь твоей победы играет гимн, а трибуны кричат: «Казахстан! Казахстан!», то это непередаваемые ощущения: сердце стучит, адреналин зашкаливает».

В общей сложности в кокпар Александр играет уже 16 лет. За это время, говорит, были попытки заняться чем-то другим, но через пару месяцев все равно неудержимо тянуло к лошадям. Сейчас Александр Пупенко – заслуженный мастер спорта Республики Казахстан по кокпару, мастер спорта международного класса. Параллельно с работой в составе сборной Казахстана Александр еще и тренирует молодежную команду Мангистауской области, передает ребятам свой опыт.

На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть картинку На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Картинка про На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар

На вопрос о том, каково украинцу постоянно находиться среди казахов, отвечает так: «Поначалу было действительно непросто, так как в командах все ребята – казахи, и естественно, что общаются они на родном языке. Но из-за того, что я постоянно вращался среди них, быстро начал понимать казахский язык. Можно сказать, благодаря кокпару я выучил его, и сейчас никаких проблем нет!».

Кокпар нередко называют симбиозом борьбы, рэгби и верховой езды. В нем так же присутствуют элементы футбола. Поклонников у этой игры с каждым годом все больше. Первый официальный чемпионат Казахстана по кокпару был организован в 2001 году. С тех пор турнир проходит каждый год. Кроме того, кокпар продолжает быть неизменным атрибутом всех народных сельских праздников в Казахстане. А в последние годы эта игра переживает второе рождение, становясь международным видом спорта и выходя на мировую арену. Во Всемирных играх кочевников участвуют команды из США, Монголии, Китая, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Турции и других стран.

Источник

Игры Великой степи: почему казахи так любят козлодрание — Көкпар беру

Отвоеванную в жесткой конной игре тушу козленка джигит мог преподнести своей любимой. С одной стороны, это был своеобразный знак внимания. С другой — девушка понимала, что потенциальный жених ловкий наездник, и у него отличный конь.

На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Смотреть картинку На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Картинка про На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар. Фото На торжествах проводились разнообразные игры что означало состязание кокпар

Из века в век конь был верным спутником и близким другом для любого казаха. Подтверждают это и народные эпосы. В каждом из них есть упоминание о лошадях — красивых и благородных животных.

Вот строки из героического эпоса «Ер Тарғын»:

Ертеңнен шапса кешке озған,
Ылдидан салса төске озған.

Начав скачку ранним утром,
Вечером первым приходил.

Про батыра Камбара в эпосе «Қамбар батыр»:

Ер Қамбар өзін үйіріп,
Көкбардай қылып көтеріп,
Жөнеліп кетіп барады,
Жолбарысын өңгеріп.

Камбар мужчина был силен,
Поднял, как на кокпаре его,
Тигра везет на коне,
Наперевес держа в седле.

Как справедливо заметил ученый Акселеу Сейдимбек, «…у казахов сложилась своя жизненная наука – знание о лошадях».

Например, большое значение придавалось окрасу. В отличие от других народов, названий мастей в казахской степи было несколько сотен.

Например, ақбоз – белая; баран – темная; көкшұбар – с темными пятнами; қан күрең – медная; құла – гнедая; қылаң – светло-коричневая; тобылғы торы – гнедая, цвета таволги (многолетнее растение — ред.); шұбар – бело-сивая. И это еще далеко не все. Ученый Ахмет Тохтабай пишет:

«Нами были собраны 300 слов, связанных с мастью коня»

В народном эпосе «Алпамыс батыр» есть такие строки:

Айт, жануар, Шұбарым,
Мойныңда алтын тұмарың

Вперед, мой конь пятнистый,
На шее твоем оберег золотистый.

В эпосе «Қобыланды батыр»:

Мінген аты ала еді,
Қылшық жүнді қара еді.

Он на коне пестром восседал,
А грива черною была.

В героическом эпосе «Ер Бегіс» есть строки:

Соны айтып Ер Бегіс,
Қаракөк тұлпар жаратты.

Сказав такое, Ер Бегис
Принялся готовить темно-серго коня.

(Смысловой перевод автора статьи)

Иметь табун лошадей одной масти в древние времена для казахов считалось очень престижным. Хан Кенесары, например, предпочитал чубарую масть (когда по основному окрасу разбросаны довольно мелкие пятна более светлого или более темного цвета, чем основной — прим. ред.).

Со времен хана Абылая лошади этой масти считались «ханской казной, достоянием»

Кунанбай Осенбайулы, отец поэта Абая, говорил: «Мы потомки темно-синей масти».

Одним словом, конь для казаха был всем.

Какой праздник без коня

И нет ничего удивительного в том, что в казахской культуре очень много состязаний и развлечений, где главным действующим лицом является именно конь. И одним из таких состязаний является Көкпар беру (дословно – организовать состязание кокпар).

Первоначальное название — Көкбөрі — появилось вследствие наблюдения за природой волков, которые рвут добычу на части. Со временем по закону сингармонизма казахского языка слово «көкбөрі» превратилось в «көкпар».

Принимать участие в состязании могли все желающие — и стар и млад. Главным требованием было желание и наличие коня. Сигнал к началу давал хозяин торжества и в какой-то момент решал, что должен дать кокпар всем, кто приехал разделить его радость.

Этнограф Николай Гродеков писал:

«Играют в кукбуре при радостных событиях, таких как проводы дочери с женихом, приезд невесты в дом тестя, рождение и обрезание сына… и приезд дорогого гостя.

Хозяин торжества бросает на землю кукбуре, т. е. безголовую тушу козленка или другой молодой скотины. Участники, не слезая с коней, стараются поднять ее с земли, при этом мешают друг другу, оттесняя соперников. А когда кто-то поднимает тушу с земли, стараются отобрать ее. Посторонние, наблюдая за игрой издали, садятся на лошадь и принимают в ней участие.

Победителем считается тот, кто успеет довезти козленка до какого-нибудь аула, где бросает тушу перед юртой того человека, кого желает почтить».

Тот, кому преподносится көкпар, должен приготовить из него блюдо и пригласить всех в гости. А бывало, что влюбленный парень приносил көкпар в дом возлюбленной, тем самым выказывая свои чувства.

Кокпар беру в художественной литературе

Бауржан Момышулы в книге «Наша семья» описал Көкпар беру, свидетелем которого стал сам:

«На третий день после рождения младенца на потеху степным спортсменам, что бесновались на конях, покатилась еще одна голова козла из стада Дембая.

Кокпар начался после обеда, когда лучи солнца косыми пальцами ласкали землю. Джантуре, Булат, Аскар и дядя сами седлали своих коней, не доверяя другим. Подтягивали стремена, укорачивали путалища. Подпруги врезались в грудь коней, сжимая им дыхание. Все были по-особенному внимательны и ласковы к своим скакунам. Шла подготовка к кокпару.

На этот раз и у меня были свой конь и свое седло. Дядя помог мне оседлать трехлетнего темно-серого жеребца.

— Держись только подальше от толпы, — предупредил он меня.

Джантуре и его сыновья оказались азартными и ловкими наездниками. Красивый старик с тушей козла вырвался из толпы и, чуть подав корпус вперед, понесся по полю, увлекая за собой всех всадников. Казалось, его конь плыл по воздуху, выбрасывая вперед ноги.

Аккулы, как староста аула, на этот раз стоял в числе болельщиков в стороне и встречал каждый из приемов Джантуре восторженными восклицаниями:

— Как он плавно повернул! Конем только управлять умей! — строго наставлял он окружающих. — Конь дальше и сам все сделает. Не мешай животному, дай только знать толком, что ты от него желаешь…

— О, святая твоя белая борода, Джантуре! —

восклицал он, когда Джантуре, резко осадив коня, пропускал мимо себя догоняющих и тут же, круто повернув в сторону, обманывал толпу, которая вихрем пролетала мимо него.

— О, старое поколение лихих джигитов! О, старая школа наша! — шептал Аккулы.

— Видели, видели? — снова кричал он болельщикам, показывая на Джантуре.

А Джантуре носился по полю, водя за собою конную толпу. Но вот из нее к своему отцу вырвался молодой Аскар на сером коне и, догнав его, протянул руку:

Джантуре на полном скаку швырнул тушу козла в сторону сына. Аскар так ловко схватил ее на лету, что в толпе болельщиков снова раздались восторженные возгласы. Джантуре скакал рядом с сыном и, видимо, наставлял его, как надо вести коня, какой следует совершить маневр, когда приблизятся преследователи…

Так, в паре носились они по полю, волоча за собой, как длинный шлейф, конную массу. Вдруг оба коня рванулись одновременно ввысь, совершая головокружительный прыжок. Отец и сын пронеслись над препятствием и, одновременно приземлившись, поскакали дальше. Гнавшиеся за ними всадники шарахнулись в сторону: впереди была широкая глубокая канава, прорытая быстрым течением горного потока.

В восторге загудела толпа болельщиков. Джантуре, заметив, что они одни по ту сторону рва, повернул обратно и вторично, с сыном, перелетел через эту пропасть так складно и одновременно, что казалось, сама земля застонала от восхищения лихостью наездников.

— Никогда в жизни не видел я таких лихих джигитов, — удивлялся один.

— Не кони, а крылатые птицы! — восторгался другой.

— Ах, у меня сердце прямо замерло! — волновался третий.

— Да, для благородного коня лихой наездник не обуза, а крылья! — заключил Аккулы.

Произошла небольшая пауза в игре, ибо никто уже более не пробовал оспаривать у Джантуре и Аскара права на победу».

Кокпар и в наши дни очень популярен, превратившись в вид спорта, который стал гвоздем Всемирных Игр кочевников.

Источник

Общественные отношения, хозяйство н культура казахов в XV-XVIII вв.

1. Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на: Курултаях

2. Стремление султанов и биев обособиться от центральной власти Казахского ханства: сепаратизм

3. На территории Казахстана в X1V-XV вв. основная часть населения наряду с исламом почитали и верховное божество. Тенгри.

4. Представитель казахской устной поэзии жырау

5. В XV-XVII вв. в похоронных обрядах казахов соблюдались традиции поклонения: Тенгри

6. На территории Казахстана в XIV-XV вв. устное народное творчество и литература развивались на. кыпчакском языке.

8. В XV веке жил и творил «кочевой философ», мечтавший о «земле обетованной». Асан Кайгы

9. Назовите одного из знаменитых жырау в Дешт-и-Кыпчаке XV в. Шалкииз

10. В Дешт-и-Кыпчаке 15-16 вв. были известны имена жырау Асан Кайгы и Казтуган

11. Известные авторы произведений устного народного творчества XIII-XV веков: Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы

12. Представители казахской устной поэзии XVI-XVII вв. Доспамбет и Жиембет.

13. Знаменитые жырау XVI-XVII вв.: Доспамбет и Жиембет.

14. Жырау-военачальник, правитель племени Младшего жуза, живший при Бсимхане. Жиембет.

15. Мавзолей Ахмеда Йасауи является архитектурным шедевром. XIV-XV вв.

16. Архитектурные памятники XIV-XV вв. мавзолеи Алаш-хана и Джучи расположены в. Центральном Казахстане

17. Верховная власть в Казахском ханстве принадлежала: Хану

18. К высшему аристократическому сословию в казахском обществе относились. султаны

19. Хан в казахском обществе избирался султанами из числа султанов.

20. В казахском обществе претендовать на ханский титул могли. Султаиы-чингизнды.

21. Из десяти или пятьнадцати аймаков состоял: Род (Ру)

22. Родом, состоявшим из 10-15 аймаков руководил: Рубасы

23. Первая общественная ячейка казахов, состоящая из нескольких семей, близких по крови родственников: аул.

24. Несколько семей близких родственников составляли первую ячейку казахского общества: Аул

27.Объединение из десяти или пятнадцати аймаков составлял род, которым руководил. рубасы.

28. Арыс состоял из нескольких: Аймаков

29. Объединение из нескольких арысов составлял улус, которым руководил султан.

30. Объединение из нескольких улусов сосгвлял жуз, которым руководил. хан

31. Правившие родами бии и батыры были ответственны перед : ханом.

32. Эпос XIII-XIV веков о войне кыпчаков с иранским ханом «Кобланды батыр» (может быть вариант, против калмыков, что тоже верно)

33. От несения повинностей в пользу хана в XV-XVII вв. освобождались: Султаны

34. Профессионалы-вычислители, занимались эмпирической метеорологией и счетом времени. Есепчи

35. Небольшие военные отряды, служившие при хане, помогавшие ему в походах и в хозяйстве, назывались: толенгуты.

36. Регулярная армия у казахов: отсутствовала.

37. Отрар существовал до: XVII века.

38. В 18 в. стал известен своими укрепленными оборонительными сооружениями Сауран

39. Какой вид хозяйства развивался на юге Казахстана,Семиречье? Оседлое скотоводство

40. Какой вид хозяйства развивался в Западном и Центральном Казахстане Кочевое скотоводство

41. Кто платил налоги «зякет, согым,сыбага» Скотоводы

42. Налог земледельцев в Казахском ханстве. Харадж

43. Кто платил налоги: ушур, бадж, харадж? Земледельцы и ремесленники

44. Налог, основанный на шариате в пользу ханов и султанов Зякет

45. Назовите налог в виде голов скота в пользу хана или султана: Зякет

46. Как называли казахи в XVI-XVII вв. покровителя домашнего очага? От-аиа

47. Для казахов служили астрономическими часами.. Жеты каракшы (Большая Медведица)

48. Независимо от сословия к обладавшему богатством лицу применялся термин..Бай

49. Наиболее многочисленная группа феодалов в казахском обществе Баи

50. В казахском обществе предводители родов и племен входили в сословие Карасуйеков

51. В каких образцах устного народного творчества встречаются такие персонажи, как Аяз и Жиренше? Сказках

52. Песни-утешения: естирту

53. Основные принципы правопорядка и государственного устройства в Казахском ханстве в конце XVII- начале XVIII вв. определяли. «Жеты-Жаргы»

54. Что такое «Жеты Жаргы»? Обычное право казахов в XVIII в.

55. Свод норм обычного права хана Тауке «Жеты Жаргы»

56. Верховным главнокомандующим войсками по «Жеты-Жаргы» является: великий хан.

57. Согласно «Жеты-Жаргы», в обязанность всем главам родов и племен вменялось: ежегодно являться на народное собрание.

59. В целях предотвращения кровосмешения и рождения неполноценных детей по «Жеты- Жаргы» не разрешалось вступать в брак родственникам до. седьмого поколения

60. По «Жеты-Жаргы» если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то… её родня полностью возвращала калым первому жениху

61. Какое колич-во скота полагалось за убийство мужчины по «Жеты Жаргы»? 1 тыс.голов

62. Как казахи называли Марс в средневековье? «Кызыл жулдыз» (Красная звезда)

63. Религия, которую активно распространяла в степи казахская правящая элита: ислам

64. В X1V-XV вв. в Казахстане сосуществовали: ислам и шаманизм

66. В XV-XVII вв. в кочевом хозяйстве скот находится в. частной и семейной собственности

67. Верховным распорядителем пастбищ и земель в XV-XVII вв. был хан

68. Высшее аристократическое сословие казахского общества. Ак-суйек

69. Какую власть имели султаны в своих улусах в XV-XVII вв.? Судебная власть, административная

70. Как называлось право обращения за помощью к своим родственникам, членам рода в связи с падежом скота во время джута? Жылу

71. Что такое асар? Обычай, устанавливавший для членов общины обязанность оказывать помощь в выполнении сезонных работ

73. Как назывался обычай, по которому жена умершего брата переходила к младшему (старшему брату или к ближайшему родственнику)? Амснгерство

74. Дома с надворными хозяйственными постройками у казахов назывались: зимовки

75. Что предпринимали, если ответчик не мог заплатить штраф по законам хана Тауке? Штраф платила вся община

77. Рядовые кочевники- скотоводы назывались шаруа

78. В XV-XVII вв. форма земельной собственности духовной знати (шейхи, муллы, имамы): Вакуф (также мильк).

79. Что такое «кун»? имущественное возмещение за убийство

80. Укажите свадебный головной убор девушки: Саукеле

81. Головной убор женщин, одеваемый через год после замужества. Желек (Ист.Каз.ССР в 5-ти томах. Зтом.А.1979.с.350)

82. В XVI-XVII веках женщины в первый год замужества ходили в головном уборе, который называется: саукеле

83. Украшение для волос из металла. Шашбау

84. Какой целебный напиток изготавливали из верблюжьего молока? Шубат

85. Охота с ловчими птицами. Саят.

86. Казахский мужской плащ из верблюжьей шерсти. Шекпен.

87. Головной убор мужчин из мерлушки и шкур диких зверей. тымак.

88. На торжествах проводились разнообразные игры. Что означало состязание кокпар? скачки с тушей козы

89. Как называлась спортивная игра, в которой вместо золотых слитков надо было сбить

слитки из серебра стрелой из лука? Жамбы ату

90. Какой подарок матери невесты делал жених? Сут акы

91. Санитарно-гигиеническое устройство, предназначавшееся для слива грязной воды, в жилых домах XVI-XVII вв. Ташнау

92. Подвижное жилище на колесах Куйме

93. Основная самая высокая часть юрты: Шанырак

94. Часть юрты, состоящая из сборно-раздвижной решетки называют: кереге.

95. Специальные жерди, поддерживающие решетчатую стенку юрты: уык

96. Купольные жерди юрты называют: уык

97. Кочевники-скотоводы верили в то, что у каждого вида скота свой хранитель. Укажите хранителя коровы? Зенги баба

98. Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем. Укажите его отпсп аластау

99. Что являлось зеркалом всех сторон жизни казахов? Устное народное творчество

100. Состязание акынов-импровизаторов. Айтыс

101. Свадебные песни казахского народа: жар-жар, беташар.

102. Серьезным источником в изучении эпохи Абылая являются произведения поэта: Татикара

103. Известные поэты ХУШ века, прославившие в своих произведениях хана Аблая: Татикара, Умбетей, Бухар.

105. Содержание многочисленного поэтического наследия выдающегося литераторы XVIII

106. Представители казахской литературы XVIII века: Актамберды и Жанак.

109. Жанр произведений «Бр Сайын», «Ер Едите», «Сказание об Алпамысе»……. эпос

110. Автор книги «Жамигат-Тауарих»? Кадыргали Жалаири

111. Памятник исторической литературы XVI-XVII в. сочинение Кадыргали Джалайри «Джами аг-тауарих» написан арабским алфавитом на. казахском языке.

112. Произведение историка XVI в. Мухаммед Хайдара Дулаги.«Тарих-и-Рашиди»

113. Летописью истории казахских племен и народов Могулистана, является научный труд

XVI в. на персидском языке «Тарих-и- Рашиди».

114. Укажите музыкальный инструмент, сделанный из камыша и дерева, на котором играли

казахские музыканты свирель

115. В окрестностях Сыгнака располагалась некрополь степных ханов Шайбана. В одном

из мавзолеев этого некрополя, вероятно, был захоронен хан Абулхаир. Укажите этот мавзолей? Кок-Кесене

116. Какой графикой пользовались казахи в XV-XVII вв.?арабской

117. Стратегический пункт правителей Казахского ханства в XV-XVII вв. Сузак

118. В XV-XVII веках в степных районах Казахстана господствовала форма землепользования: Общинная

119. Неприхотливая культура, которую выращивали земледельцы Казахстана в XVII-XV1II вв. просо

120. Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса: жент.

121. Как назывался в XIV-XVI в.в. Восточный Дешт-и-Кыпчак, Семиречье, Южный Казахстан? Туркестан

122. Казахский язык выделился из кыпчакской группы тюркских языков в. XIV-XVbb.

123. Сколько уделов существовало в Казахском ханстве по сведениям Ибн Рузбехана Исфахани? Около десяти

125. Что такое мардикар? Общественные работы

127. Способ добычи скотом корма из под снега? тебеневка

128. Кто от имени Абылая контролировал использование лучших пастбищных угодий Казахстана? Туленгуты

129. При кочевом скотоводстве для казахских аулов основную угрозу составлял джут.

130. Что такое «джут»? массовый падеж скота

131. Под термином «саун» следует понимать: отдача скота на выпас рядовым кочевникам

132. От сглаза оберегали: бойтумары.

133. Почему Великий Шелковый путь со временем потерял свое значение и перестал функционировать? освоение морских путей

134. Праздники кочевников происходили на: жайляу.

135. Перекочевки на зимние пастбища осуществлялись. глубокой осенью

136. Первая стрижка скота происходила: весной

137. В XV-XVII веках в похоронных обрядах казахов соблюдались традиции поклонения: Тенгри

138. Мавзолей, построенный в X-XI вв. близ Жезказгана, связан с именем человека, который по легенде, является создателем казахских жузов и принадлежит он хану: Алашу

139. В XVI-XVII вв. казахи-земледельцы в целях предохранения от отсырения зерно: обжигали

140. Эпическая поэма о Кобланды-батыре рассказывала о борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков

141. В музыкальном искусстве казахов большое место занимал литературно-песенный жанр: терме

142. Регион наибольшего распространения исламской религии в Казахстане в XVI-XVII вв.: Южный Казахстан

144. С именем Алаш хана связаны легенды об образовании казахских жузов, его мавзолей, построенный в X-XI веках, обнаружен: близ Жезказгана

145. В XVI-XVII веках казахи при перекочёвке на жайляу массивные, крупногабаритные грузы: закапывали в землю (слов нет, но так в учебнике)

146. Популярная игра казахской молодежи в XVI-XVII веках: аксуйек (белая кость)

147. Аударыспак — состязание всадников

148. Эквивалент обмена у кочевников: годовалый баран (сек)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *