На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Самостоятельная работа по теме «Глобализация. Глобальные проблемы современности» 10 класс

Задания для повторения темы «Глобализация. Глобальные проблемы» 10 класс

1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. 1) доступность товаров 2) интернационализация оказания услуг 3) свобода передвижения 4) последствия глобализации 5) обострение проблем нелегальной миграции.

2. Причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают 1) исторические традиции 2) культурное многообразие мира 3) рост масштабов хозяйственной деятельности человека 4) многовариантность общественного развития.

4. Выберите верное суждение о глобализации 1) Глобализация препятствует утверждению и развитию международных неправительственных организаций. 2) Процесс глобализации способствует утрате определённых специфических черт национальных культур. 3) В условиях глобализации национальное хозяйство постепенно становится сильнее и значимее мирового хозяйства. 4) Глобализация стимулирует осуществление государствами крайних действий в политике.

5. Студент работает над докладом, посвященном глобальным проблемам современности. Какое суждение может быть включено в его работу? 1) Многие проблемы являются интерсоциальными, например, предотвращение ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для прогресса всех народов и стран. 2) Глобальные проблемы характеризуются эгалитарностью. 3) Глобальные проблемы непосредственно связаны с антропосоциогенезом. 4) Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации.

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда 1) протекционизм; 2) взаимовлияние; 3) изоляция; 4) интеграция; 5) взаимозависимость; 6) общность.

7. Выберите верные суждения о глобальных проблемах. 1) К глобальной демографической проблеме относится увеличение продолжительности жизни и численности пожилых людей 2) К глобальным проблемам относится недостаточное развитие средств связи и коммуникации. 3) Ряд глобальных проблем порождён характером современного исторического развития, стихийными факторами и неравномерностью в развитии стран. 4) Появление глобальных проблем говорит об усилении изолированности народов, стран друг от друга. 5) Глобальные проблемы являются совокупностью социально-природных проблем. 6) Глобальные проблемы могут быть решены на региональном уровне.

8. Найдите в приведённом ниже списке отрицательные последствия процесса глобализации. 1) активизацию «диалога культур». 2) расширение международного сотрудничества 3) нивелирование национальных культурных традиций 4) распространение достижений НТР 5) сокращение разнообразия видов растений и животных 6) рост нелегальной эмиграции.

9. Выберите верные суждения о глобализации.1) Все государства в условиях глобализации получили возможность защитить национальные экономики от нежелательных внешнеэкономических последствий. 2) Глобализация представляет собой объективную тенденцию мирового развития. 3) В условиях глобализации страны, не имеющие возможности осуществлять собственные научно-технические исследования, не могут воспользоваться плодами НТР. 4) Одним из последствий глобализации является процесс взаимопроникновения культур. 5) Глобализация выступает как реальный многоплановый процесс. 6) Двойственное отношение общества к глобализации вызвано противоречивостью ее последствий.

10. Выберите верные суждения о глобальных проблемах. 1) К экологическим глобальным проблемам относят сырьевую и демографическую. 2) Решение глобальных проблем возможно лишь при рациональном сочетании усилий государств с построением эффективной системы международного сотрудничества. 3) Хаотическое развитие экономики, неэффективное использование природных ресурсов являются одними из причин обострения глобальных проблем в современном мире. 4) Глобальные проблемы затрагивают жизнедеятельность только развивающихся стран. 5) Комплексность, динамизм и острота являются характерными чертами глобальных проблем. 6) Наиболее оптимальным способом решения глобальных проблем является решение каждой из них в отдельности.

11. Выберите верные суждения о глобализации.1) Процесс глобализации проявляется в увеличении во многих странах ассигнований на развитие образования. 2) Глобализация началась с момента возникновения первых цивилизаций. 3) Одним из проявлений глобализации выступает экономическая интеграция стран. 4) Предпосылкой глобализации стал рост влияния правых партий в странах Запада. 5) Последствия глобализации противоречивы. 6) Глобализация может сделать неконкурентоспособными ряд отраслей хозяйства в развивающихся и бедных странах.

12. Какие из перечисленных мер направлены на решение глобальных экологических проблем? 1) массовая вакцинация населения от опасных заболеваний 2) запрет на добычу редких и исчезающих видов животных 3) ограничения на выброс в атмосферу углекислого газа 4) увеличение объёмов международной помощи развивающимся странам 5) увеличение доли солнечной и ветровой энергетики в мировой энергосистеме 6) создание системы предупреждения об опасности столкновения Земли с космическими объектами.

13. Установите соответствие между глобальными проблемами и их видами:

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВИДЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

А) энергетическая проблема 1) интерсоциальные проблемы

Б) проблема защиты социокультурной среды 2) проблемы системы «человек—общество»

В) климатическая проблема 3) проблемы системы «природа—общество»

Г) проблема борьбы с мировым терроризмом

Д) проблема войны и мира

14. Установите соответствие между проявлениями и типами глобальных проблем.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) постепенное истощение запасов металлов и других 1) демографическая

полезных ископаемых 2) сырьевая

Б) опасность ядерной войны 3) проблема «Север — Юг»

В) старение населения европейских стран 4) проблема мира и разоружения

Г) массовая миграция жителей Африки

Д) превышение международного долга над ВВП

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Список:1) преступность 2) мирный 3) общественное сознание 4) противоречие 5) единство 6) международные организации 7) сегрегация 8) глобальный 9) противоправный.

16. Раскройте на трёх примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

17. Анализ современных тенденций мирового развития показывает, что транснациональные корпорации с их полиэтническим персоналом, международные профессиональные сообщества, неправительственные организации, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета, играют возрастающую роль в мировой политике и экономике. В различных сферах деятельности стараниями наиболее и хорошо подготовленных людей появляются многочисленные формальные и неформальные объединения «граждан мира». О каком явлении идёт речь? Приведите три его признака.

18. С какой глобальной проблемой связано высказывание В.В. Путина? «Здесь не должно быть двойных стандартов, нельзя делить террористов на «хороших» и «плохих». И конечно, недопустимо и крайне опасно пытаться использовать террористические и радикальные, экстремистские группировки в политических и геополитических интересах». Является ли необходимым связывать решение проблем международного терроризма с решением проблемы «Север – Юг»? Обоснуйте свой ответ.

19. Существует точка зрения, согласно которой сейчас процесс глобализации по своей природе не может быть бесконфликтным. Приведите три аргумента, подтверждающие данное мнение.

20. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для её решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение всё новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

21. Познакомьтесь со следующей точкой зрения: «Глобализация представляет собой очередную разновидность колонизации одной частью планеты другой её части. В основе же такой колонизации — монополии США на производство целого ряда высокотехнологичных видов продукции: вооружение, микропроцессоры, фармацевтика, операционные системы, продукция Голливуда и др.». Почему эксперты сочли данную характеристику процесса глобализации достаточно односторонней? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающие мнение экспертов. Можно ли утверждать, что глобализация является закономерным процессом? Свой ответ обоснуйте.

22. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.

23. По мысли русского философа Н.А. Бердяева (1874-1948) «можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души». Приведите три аргумента в поддержку или для опровержения мнения известного философа.

«Псевдопатриотизм, антиглобализм, как и космополитизм, псевдоглобализм, выражают действительные тенденции жизни человека и общества. В одном случае это тенденция к единению всего человечества, тенденция глобализации. В другом — тенденция к его обособлению, разделению. В этом смысле космополитизм, как и локализм, можно считать лишь идеальным типом определённого социально-философского подхода, никогда не реализуемого, ибо в реальной жизни людей, стран и народов универсализация сил так же необходима и неизбежна, как их дифференциация. Антропологическим корнем глобализации является иррационально данная природе человека способность или потребность в общении. Значит, люди «устроены» так, что они не могут не передавать и не получать опыт и ценности друг друга. Более того, глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. И всё же слишком оптимистическое восприятие современной глобализации столь же несостоятельно, как пессимистическая её оценка»

(Воронович Б. А., Торукало В. П.).

На основании текста определите основные тенденции жизни человека и общества. Почему авторы утверждают, что эти тенденции в отдельности невозможно реализовать?

Что, по мнению авторов, является антропологическим корнем глобализации? Что заставляет людей совершенствовать её механизм?

Авторы заявляют, что глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, дайте обоснование данного утверждения.

В тексте рекомендуется оценивать современную глобализацию как противоречивый процесс. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два позитивных и два негативных последствия глобализации.

10 – 235 11 – 356 12 – 235

13 – 32311 14 – 24133 15 – 813692

16. Примеры, характеризующие глобальный характер экологических проблем: потепление климата приводитк таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т. е. ставится под угрозу среда существования человечества; от загрязнения атмосферы, почв и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов; истребление отдельных видов животных влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

17. Речь идёт о глобализации. В качестве признаков глобализации могут быть приведены: повышение проницаемости межгосударственных перегородок, выражающееся в феноменах «преодоления границ» и «экономического гражданства»; резкое возрастание объёмов и интенсивности транс-государственных, транснациональных перетоков капиталов, информации, услуг и человеческих ресурсов; массированное распространение западных стандартов потребления, быта, само и мировосприятия на все другие части планеты и др.

19. С приведённой точкой зрения можно согласиться, поскольку существуют источники конфликтогенности: неравенство стартовых возможностей различных стран, предопределяющее распределение ролей; коренное различие в образе жизни, в отношении к различным сторонам бытия, в ценностных установках у разных народов; сегодняшняя глобализация, являясь в основном детищем Запада, приводит к различным проявлениям национализма в экономически слаборазвитых странах, который может выражаться в экстремистских акциях.

20. Демографическая (рост населения в развивающихся странах), экологическая (вырубка тропических лесов на больших площадях) и проблема Север-Юг (экономическая отсталость этих стран). На фоне этих взаимосвязанных проблем проявляется нехватка продовольствия.

21. Эксперты сочли представленную точку зрения достаточно односторонней, поскольку она не раскрывает всей полноты такого нового исторического феномена планетарного масштаба, каким является глобализация. Это не только транснационализация производства и потребления, но и стремительное «перемешивание» рас и народностей; концентрация «умов» на ведущих и приоритетных научных направлениях; «переваривание» культурно-мировоззренческих укладов, в том числе сотрудничество и духовное взаимопроникновение различных религий. Глобализация является закономерным процессом. В основе его объективности — научно-технический прогресс и экономический рост. Интернет, информационно-коммуникационные технологии, спутниковая связь — всё это определяет огромное ускорение оборота финансового капитала, а значит и повышение доходности вложенных средств, рост инвестиций и свободно оборачиваемых капиталов в мировом масштабе.

22. В эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству», потому что: 1) изоляция лишает государства иностранных технологий, разработок и заставляет эту страну быть технически, экономически и социально отсталой 2) изоляция делает граждан отстающими, лишает их множества возможностей, образования и прочего 3) глобальные проблемы также касаются этого государства, но оно не принимает никаких действий, не участвует в решении этих глобальных проблем

24. 1. Основными тенденциями жизни человека и общества являются: тенденция к единению всего человечества, к глобализации; тенденция к обособлению, разделению человечества. Авторы утверждают, что эти тенденции невозможно реализовать, потому что «в реальной жизни людей, стран и народов универсализация так же необходима и неизбежна, как их дифференциация».

2. По мнению авторов, антропологическим корнем глобализации является способность или потребность человека в общении. Людей заставляет совершенствовать механизм глобализации необходимость передавать и получать опыт и ценности друг друга.

3. В качестве обоснования данного утверждения может быть дано следующее: глобализация обеспечивает интеграцию народов и государств в единую целостность, что позволяет им решать свои жизненные проблемы наиболее эффективным образом, используя опыт развития друг друга и др.

4. В качестве позитивных последствий глобализации могут быть приведены: стимулирование учёта интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике; возникновение социокультурного единства человечества и др. В качестве негативных последствий глобализации могут быть приведены: насаждение единого стандарта потребления; утрата специфических черт национальной культуры и др.

25. План «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности»

2. Причины возникновения международного терроризма: а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира; б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей; в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.

3. Особенности международного терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных сетевых технологий и ресурсов; в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов; г) использование религиозных и социокультурных программных установок.

5. Основные направления деятельности международных террористов: а) организация психологических атак с использованием медиа-технологий; б) подготовка и проведение террористических актов; в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.

7. Роль РФ в противодействии террористической угрозе. Принципы противодействия терроризму в Российской Федерации: а) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; б) законность; в) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; г) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; д) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму.

Источник

Что способствует процессу глобализации в современном мире?

Что способствует процессу глобализации в современном мире?

1)развитие средств транспорта и связи 2)рост численности среднего класса 3)развитие сферы услуг 4)углубление социальной дифференциации.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

1)развитие средств транспорта и связи

2)рост численности среднего класса.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Примером взаимодействия общества и природы является

а) глобальное потепление в современных условиях

б) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией

в) развитие сферы образовательных услуг

г)рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Обьясните, почему в современном мире сфера услуг все больше теснит сферу производства?

Обьясните, почему в современном мире сфера услуг все больше теснит сферу производства.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Объясните почему в современном мире сфера услуг все больше теснит сферу производства&amp ;

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем?

Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем?

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Объясните, почему в современном мире сфера услуг всё больше теснит сферу производства?

Объясните, почему в современном мире сфера услуг всё больше теснит сферу производства?

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Надо составить предложение из слов : а) общественные отношения, сферы обществаб) развитие общества, глобализация, противоречивость?

Надо составить предложение из слов : а) общественные отношения, сферы обществаб) развитие общества, глобализация, противоречивость.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

1)Почему в современном обществе роль сферы услуг выросла?

1)Почему в современном обществе роль сферы услуг выросла?

2)Подумайте какое влияние оказывает на жизнь людей развитие сферы услуг?

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Одним из факторов процесса глобализации в современном мире относится 1) ВВЕДЕНИЕ всеобщего среднего образования 2) переход от натурального хозяйства к рыночному 3)наличие социального первенства 4) раз?

Одним из факторов процесса глобализации в современном мире относится 1) ВВЕДЕНИЕ всеобщего среднего образования 2) переход от натурального хозяйства к рыночному 3)наличие социального первенства 4) развитие цифровых средств связи и коммуникации.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Одним из факторов процесса глобализации в современном мире относится 1) ВВЕДЕНИЕ всеобщего среднего образования 2) переход от натурального хозяйства к рыночному 3)наличие социального первенства 4) раз?

Одним из факторов процесса глобализации в современном мире относится 1) ВВЕДЕНИЕ всеобщего среднего образования 2) переход от натурального хозяйства к рыночному 3)наличие социального первенства 4) развитие цифровых средств связи и коммуникации.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Почему в современном мире сфера услуг все больше теснит сферу производства?

Почему в современном мире сфера услуг все больше теснит сферу производства.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Я считаю членом правительства, потомучто членам правительства платят много.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

1. не разговаривать громко по телефону в общественных местах 2. Необходимо выключать сотовый телефон в театрах, кино и т. П. 3. Звонить на телефонный номер можно9до22 ч, если выне оговорилиболее раннее или позднее время звонка особо. Причина : по..

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Потому что его не вернёшь.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Я летал за 5300рублей.

На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Смотреть картинку На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Картинка про На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу. Фото На ученической конференции десятиклассников обсуждалась проблема что способствует процессу

Источник

Современный мир и глобализация

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Октябрьский нефтяной колледж им. С.И.Кувыкина

Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «Обществознание»

Составил преподаватель: Ханбикова Г.В.

Тема «Современный мир и глобализация» является важной темой курса «Обществознание».

На современном этапе всемирно – исторического процесса интенсивно происходит интернационализация общественной жизни.

Социальные связи охватили всю планету, в рамках мирового сообщества резко возросла взаимозависимость.

С созданием новых транспортных и информационных средств практически любая точка планеты стала доступной.

Глобализация, процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов, проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических мировых процессов на основе общих правил, выработанных международными организациями.

Именно сегодня, в начале XXI века, люди впервые в истории стали ощущать планетарную общность человечества. Все осознали свою уязвимость перед лицом экологических, экономических проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии мирового терроризма.

Урок направлен на формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, эффективно разрешать конфликты.

Урок способствует решению задач формирования у учащихся знаний об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владеть умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Тема : Современный мир и глобализация.

Познакомить учащихся с многообразием современного мира, причинами многообразия и особенностями; закрепить представления о процессе глобализации, ее проявлениях в различных сферах и ее неоднозначных последствиях; актуализировать знания по глобальным проблемам современности, акцентировать внимание учащихся на важности решения глобальных проблем всем человеческим сообществом в силу их планетарного характера.

Дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; формировать умение анализировать социальное явление с различных сторон, развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа обществоведческой информации.

Развитие навыков культуры общения, умений работать в группе; воспи тание гуманизма, толерантности, экологической культуры, расширение социального кругозора, чувства ответственности за будущее планеты.

Тип урока : урок совершенствования и применения теоретических знаний.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тест, учебник, карточки с заданием.

1.Боголюбов Л.Н. Обществознание. М., «Просвещение», 2012.

2.Безбородов А.Б. Обществознание в вопросах и ответах. М., «Проспект», 2012.

3. Важенин А.Г. Обществознание. М., «Академия», 2012.

Презентация учащегося «Антиглобализм».

Сообщение учащегося «Международные организации и движения, их роль в решении глобальных проблем человечества».

1.Изучение нового материала:

1)Особенности современного мира.

2)Процесс глобализации и его последствия. Антиглобализм.

3)Глобальные проблемы человечества.

Мы, дети твои, дорогая Земля!

Постановка целей урока.

Вступительное слово преподавателя.

Человечество как социальная общность развивается под влиянием двух определяющих тенденций. Первая – это многообразие человечества. Современный мир многолик. Более 7 млрд. землян принадлежит к одному биологическому виду, но к разным расам, нациям и народам. Представители более чем 3000 этносов говорят на различных языках, сохраняют культурные традиции и особенности, исповедуют разные взгляды или являются атеистами. Главной основой непреходящего многообразия мира людей является сам человек – уникальный и неповторимый. Каждый из нас, неповторимый в своей индивидуальности, является частью всего человечества или современного мира. У всех свои цели и средства их достижения.

Вторая тенденция развития человечества – это нарастание взаимосвязи и целостности современного мира.

1вопрос. Особенности современного мира.

Можем ли мы говорить о единстве современного мира?

По этому вопросу существуют следующие точки зрения:

— Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

Какая точка зрения, на ваш взгляд, является верной?

Что преобладает в современном мире: многообразие или единство?

Определим, в чем проявляется многообразие современного мира:

1.Какие типы обществ существуют в современном мире (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, западное, восточное)?

2.Какие различия можно выделить в экономической сфере жизни общества в разных государствах (тип экономической системы, уровень доходов населения, обеспеченность ресурсами)?

3.Чем отличаются современные государства в социальной сфере (численность населения, национальный состав, уровень образования, здравоохранения)?

4.По каким признакам мы можем охарактеризовать современное государство (форма правления, территориальное устройство, политический режим, ядро, периферия)?

5.Дайте характеристику России, Японии по данным признакам.

6.Какие различия мы видим в духовной сфере (религия, язык, традиции, обычаи)?

Мы определили, в чем проявляется многообразие современного мира.

Вторая тенденция развития человечества – это нарастание взаимосвязи и целостности современного мира. Целостность мира означает, что социальные связи охватили всю планету, в рамках мирового сообщества резко возросла взаимозависимость.

В чем же единство мироздания? Не мешают ли эти различия, эта непохожесть людям и народам понимать друг друга?

1.Приведите примеры, как разные страны сотрудничают друг с другом в экономической сфере (промышленность, торговля, финансы, общественные организации).

2.Какие проблемы решает социальная сфера в каждом государстве? Какие общественные организации призваны решать данные проблемы в мире?

3.Назовите международные политические организации. Какие цели они перед собой ставят?

4.Существуют ли культурные связи между государствами? Какой язык принято называть языком международного общения? Назовите мировые религии. Какие функции в мире выполняет Интернет?

И так, нарастает взаимосвязь и целостность современного мира. Целостность мира означает, что социальные связи охватили всю планету, в рамках мирового сообщества резко возросла взаимозависимость. Эту усилившуюся взаимозависимость стран и народов называют глобализацией.

2 вопрос. Процесс глобализации и его последствия. Антиглобализм.

Концепция глобализации появилась в науке в последней трети XX века. Одним из ее представителей стал американский политолог И.Валлерстайн.

Вопрос к группе: Каковы основные положения этой концепции?

Работа с учебником. А.Г.Важенин «Обществознание», с. 48. Обсуждение вопроса.

Давайте попробуем привести примеры из своего жизненного опыта, демонстрирующие многообразие связей современного мира.

— общение с друзьями, находящимися на большом расстоянии, через мобильную связь, Интернет;

— доставка товаров, заказанных по каталогам, в том числе электронным;

— прямая трансляция культурно – массовых мероприятий из различных точек Земли;

— возможность обмена валюты одного национального государства на территории других стран;

— возможность оплаты за оказанные услуги или приобретенные товары, перевод денежных средств посредством пластиковых электронных карт.

Итак, мы видим, что современный мир при всем его многообразии един и его части тесно взаимосвязаны.


Основные причины глобализации:

Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям.

Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.

Переход от альтернативного выбора к многообразию выбор.

Переход от централизации экономики к ее децентрализации.

Переход от национальной экономики к мировой.


3. Основные направления глобализации

Деятельность транснациональных корпораций

Глобализация финансовых рынков

Глобализация миграционных процессов

Мгновенное перемещение информации

Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов

Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Обратимся к словам Тейяра де Шардена, французского мыслителя первой половины XX века: «На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба… каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий кино и международных известий. Теперь уже не просто поле…, а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас….

… для человека нет будущего… вне его объединения с другими людьми…».

Как философ оценивает процесс глобализации? (позитивно – он видел в нем проявление общественного прогресса).

Основания для такого отношения есть и сегодня, вместе с тем нарастает волна критики процесса глобализации. Давайте вместе с вами попытаемся выделить положительные и отрицательные стороны глобализации.

Учащиеся дискутируют, высказывают свои точки зрения.

Рабочие листы 1, 2, 3. Обсуждение заданий, различные точки зрения, выводы.

Последствия процесса глобализации

• Стимулирующее влияние на экономику:

— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;

— возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

— снижение издержек производства;

— появление возможностей для дальнейшего развития производства;

— концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

— плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.

• Стимулирование учета интересов
государств и предостережение их
от крайних действий в политике

• Возникновение социокультурного единства человечества

• Насаждение единого стандарта потребления

• Создание препятствий для развития отечественного производства

• Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран

• Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества

• Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах

• Утрата каких-то специфических черт национальных культур

Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

Презентация учащегося «Антиглобализм».

Антиглобализм — общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

Сторонники антиглобализма выступают за поиск альтернативных моделей глобального развития. Борьба идет в основном под лозунгами противостояния глобальному неравенству и формированию однополярного мира, загрязнению окружающей среды и т. п. Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира акции.

Сегодня в мире насчитывается около 3000 антиглобалистских организаций, объединяющих до 35 млн. человек из более чем 50 стран.

Глобализация породила проблемы, которые мир назвал глобальными.

3 вопрос. Глобальные проблемы.

После рассмотрения вопроса ответим на проблемный вопрос:

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Как вы думаете, что это за проблемы?

Когда появилось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х гг. XX века.)

Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобальный» происходит от латинского globus – шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)

Сегодня вы попытаетесь самостоятельно определить пути решения глобальных проблем современности и оценить их значимость для всего человечества и для себя лично.

Задание: Изучите материал учебника на с.49 – 51, Важенин А.Г. «Обществознание» и напишите основные глобальные проблемы человечества.

Эти проблемы являются глобальными, потому что:

затрагивают все человечество;

проявляются как объективный фактор развития общества;

настоятельно требуют решения;

предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

Причины глобальных проблем :

активный преобразующий характер деятельности человечества;

противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.


Главные (приоритетные) глобальные проблемы

Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

Преодоление отсталости развивающихся стран

Использования Мирового океана

Мирового освоения космоса

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

Выступление учащегося с опережающим заданием о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы.

Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем?

Преподаватель: Необходимо обратить внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?

Вспомните последние российские инициативы.

Учащиеся подводятся к выводу: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движения.

Поможем планете решить глобальные проблемы!

Используется техника аквариума.

Задания для рабочих подгрупп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой подгруппы. Они должны отстаивать позицию своей подгруппы. Идет обсуждение «проектов», оценка аналитиков, резюме преподавателя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Преподаватель, обобщая вопрос: Теория русского ученого В.И.Вернадского о ноосфере, высказанная в 1944г. о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле) могла представляться утопией в то время, но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио- де- Жанейро в 1994г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку «щадящих» технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.

Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей?

Учащиеся высказывают свои точки зрения.

Преподаватель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

После завершения дискуссии происходит оценка ответов учащихся.

1.Установите соответствие между терминами и определениями:

А) ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса

Б) усиление взаимозависимости, взаимовлияния народов и государств

В) преобразование аграрного общества в индустриальное

Г) переход из одной социальной позиции в другую

2. Распределите приведенные положения по двум группам:

1) Причины экономического кризиса:

2) Последствия экологического кризиса:

А) ухудшение среды обитания человека

Б) грубые механические приемы земледелия

В) нерациональное использование природных ресурсов

Г) исчезновение многих видов животных

Д) потребительское отношение к природе

Е) увеличение промышленных отходов

Ж) растущее опустынивание земель

3.Выберите верные ответы:

Преодолению угрозы новой мировой войны могут способствовать:

1)наращивание вооружений и создание баланса сил между отдельными военно – политическими группировками

2)укрепление связей между народами, рост взаимопонимания между ними

3) стремление всех стран к опоре на собственные силы, достижение каждой из них полной экономической независимости

4) отношение к человеческой жизни как к высшей ценности

5) ограничение миграции населения из бедных стран в богатые

4. Верны ли следующие суждения:

2) В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.

5. Выберите верные ответы. К глобальным проблемам современности относятся:

2)нестабильность политической обстановки в России

3) увеличение числа беженцев

4) разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами

6) международный терроризм

6. Вставьте пропущенное слово:

7. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

8. Что способствует процессу глобализации в современном мире:

1) развитие средств транспорта и связи

2) рост численности среднего класса

3) развитие сферы услуг

4) углубление социальной дифференциации

Итоговый вывод: Мир един и многообразен. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие. Строки стихотворения Р. Рождественского прекрасно иллюстрируют эту мысль. Мы живем на планете Земля и обязаны заботиться о своем большом доме.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: Повторить тему, написать эссе на тему: «Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно». Л. Туроу (американский экономист).

1.Установите соответствие между терминами и определениями:

А) ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса

Б) усиление взаимозависимости, взаимовлияния народов и государств

В) преобразование аграрного общества в индустриальное

Г) переход из одной социальной позиции в другую

2. Распределите приведенные положения по двум группам:

1) Причины экономического кризиса:

2) Последствия экологического кризиса:

А) ухудшение среды обитания человека

Б) грубые механические приемы земледелия

В) нерациональное использование природных ресурсов

Г) исчезновение многих видов животных

Д) потребительское отношение к природе

Е) увеличение промышленных отходов

Ж) растущее опустынивание земель

3.Выберите верные ответы:

Преодолению угрозы новой мировой войны могут способствовать:

1)наращивание вооружений и создание баланса сил между отдельными военно – политическими группировками

2)укрепление связей между народами, рост взаимопонимания между ними

3) стремление всех стран к опоре на собственные силы, достижение каждой из них полной экономической независимости

4) отношение к человеческой жизни как к высшей ценности

5) ограничение миграции населения из бедных стран в богатые

4. Верны ли следующие суждения:

2) В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.

5. Выберите верные ответы. К глобальным проблемам современности относятся:

2)нестабильность политической обстановки в России

3) увеличение числа беженцев

4) разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами

6) международный терроризм

6. Вставьте пропущенное слово:

Процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования …

7. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

8. Что способствует процессу глобализации в современном мире:

1) развитие средств транспорта и связи

2) рост численности среднего класса

3) развитие сферы услуг

4) углубление социальной дифференциации

Рабочий лист по теме «Современный мир и глобализация»

По международным опросам обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.

Проанализируйте эти данные. Чем, на ваш взгляд, объясняется столь значительный разброс мнений?

Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено, в первую очередь, на те страны, где число граждан, озабоченных состоянием экологии, особенно велико?

Сегодня довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Соответствуют ли эти призывы духу и букве концепции устойчивого развития?

Выступая на научной конференции, ученый – эколог заявил:

«Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены».

Согласны ли вы с этим мнением? Есть ли у вас конкретные возражения? Какие?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *